Акафист андрею критскому

О преподобном андрее критском и его покаянном каноне

Акафист андрею критскому

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон.

Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. “Мистагог покаяния”, т. е.

тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, – так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете.

В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению.

Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее.

Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: “Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен”.

“Благоутробен” – значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых.

Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы.

Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост – это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова.

Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг.

На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный.

Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх.

После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище “Иерусалимита”, т. е. “Иерусалимлянина”.

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи – остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью.

Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой.

Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.

В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года.

В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался).

Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток.

В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский.

По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Понедельник Вторник Среда Четверг

Источник: //happy-school.ru/publ/o_prepodobnom_andree_kritskom_i_ego_pokajannom_kanone/9-1-0-23739

Канон преп. Андрея Критского – МолитвослоВ

Акафист андрею критскому

В первую седмицу Великого поста в православных храмах читается за богослужением Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Он разделён на четыре части и прочитывается в первые четыре дня поста. Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроится на предстоящий постнический подвиг.
Одна из главных духовных задач Великого

поста — помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте вкусить великую радость Пасхи — праздника, венчающего Великий пост.

Постнический подвиг начинается у человека плачем о своём несовершенстве, о своих грехах, а заканчивается торжеством и ликованием о Воскресшем Господе Иисусе Христе.

Об авторе Великого покаянного канона — преподобном Андрее Критском — известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем.
Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника

покаяния.

Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.

После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского — Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии.

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы — рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную — и связывает их с чувством

глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом — это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу — наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: «Я совершил преступление

первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…»

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека.

Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству — тому спасительному состоянию «духовной нищеты», о которой говорил Христос в Нагорной проповеди.

Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни — не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу.

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал.
Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о

смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение — покаяние.

Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком и приими мое теплое исповедание.
Великий канон. Творение святого Андрея Критского, стих 2

Источник: //www.molitvoslov.by/2014/kanon-prep-andreya-kritskogo.html

Канон Андрея Критского

Акафист андрею критскому

Канон Андрея Критского написан от первого лица, что дает верующим представление об описываемых событиях через призму чувств и впечатлений. Он относится к церковной гимнографии и считается удивительным произведением, прославляющим события Ветхого и Нового заветов.

Основная тема канона – душевное раскаяние и путь к небесной жизни. Автор этого текста – святой Андрей, – великий богослов и архидиакон в храме Святой Софии. Преподобный Андрей писал церковную поэму в преклонном возрасте, размышляя о вечной жизни, прощении, о добре и о зле.

  • Покаянный канон Андрея Критского – читать онлайн
  • Святой Андрей Критский – краткое житие
  • Молитва Андрею Критскому
  • Акафист Андрею Критскому
  • Заключение

Покаянный канон Андрея Критского – читать онлайн

Текст включает в себя двести пятьдесят песен, которые называются тропарями (обычные каноны содержать их не более тридцати), что делает это произведение уникальным.

Читают этот канон частями во время Великого поста: на первой неделе с понедельника по четверг на вечерних службах и на пятой неделе в среду к вечеру. На первой седмице при чтениях в среду и четверг добавляют тропари в честь Марии Египетской.

После каждой песни канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Слова песнопения пронизаны чувством вины за грехи и желанием покаяться в содеянных злодеяниях и получить прощение Небесного Творца. Весь текст разделен на четыре части, которые постепенно настраивают верующих на духовный лад, готовят к сознательным лишениям поста. Канон исполняется хором, и после каждого тропаря прихожане совершают земной поклон.

Читать покаянный канон Андрея Критского.

По церковному уставу весь текст канона читается на первой седмице: по одной части за одно богослужение (по дням недели), так как сразу выдержать чтение полного произведения крайне трудно. На пятой седмице канон зачитывается снова, но уже в полном объёме за одну службу, потому как считается, что к этому времени души прихожан достаточно окрепли, и они готовы к этому испытанию и покаянию.

В наши дни легко найти канон на русском языке, например, приобрести в церковной лавке любого православного храма, что позволит читать его и дома, например, если нет возможности посетить церковь.

Стоит отметить: разрешены чтения этого текста в любое время года, а не только в период Великого поста. Ведь раскаяние и прошение о милости – это потребности, которые следуют за каждым верующим круглый год.

Рожденный в христианской семье в городе Дамаск, Андрей был немым вплоть до возраста семи лет.

В один из дней его семья отправилась на причастие в храм и там, после принятия Святого Христова Таинства, Андрей чудесным образом обрел голос и заговорил. Именно тогда мальчик избрал церковный путь и стал изучать богословие и Святое Писание.

Уже в четырнадцать лет Андрей был пострижен в монахи в монастыре Саввы Освященного, он соблюдал строгий распорядок и вел спокойный целомудренный образ жизни.

Спустя годы, Святой Андрей был призван служить архидиаконом при церкви Святой Софии в Константинополе, тогда он уже славился как богослов и гимнописец. Более того, он также писал и музыку к церковным молитвам.

Умер Святитель на острове Милитина, а мощи его доставили в Константинополь.

Молитва Андрею Критскому

В Православной церкви существует Святой с именем Андрей Критский, преподобномученик, день памяти которого совершается 30 октября.

Не стоит путать этого Святого преподобномученика с епископом и святителем Андреем Критским, автором Великого Покаянного Канона.

Молитвы святителю Андрею Критскому, а также тропарь, который читается в день памяти Святого — 17 июля.

Акафист Андрею Критскому

Святитель Андрей Критский является автором Великого Покаянного канона, читаемого во время Великого поста, Пасхального канона, читаемого на Светлой Пасхальной неделе, и Канона Святым мученикам 1400 младенцам, убиенных во времена и по приказу царя Ирода.

Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) составил на основе Покаянного канона святителя Андрея Критского — Акафист покаянный.

Скачать текст Акафиста на основе Великого Покаянного канона Андрея Критского.

Текст не применяется для богослужений и предназначен для молитв дома. Данный акафист помогает привести в порядок мысли, молитвенные прошения, образы. Это уже не хвалебная песнь — первоначальное назначение акафиста, а покаяние через молитву.

Заключение

Великий пост – это важное время в жизни всех православных христиан, это период, когда нужно просить о помощи и милости свыше, когда следует прощать своих близких и просить прощения самому.

Святитель Андрей создал произведение, которое сконцентрировало в себе все нужные слова и чувства, испытываемые верующими в момент покаяния. Это великое слово, посредством которого человек касается Божественной благодати.

Источник: //1001molitva.ru/molitvy/kanon-andreya-kritskogo.html

Канон святому преподобномученику Андрею Критскому – Святцы

Акафист андрею критскому
Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.

Мужески страсти плотския, отче, поработив, помыслом мужества яко тезоименит, мучителей суровство поратовал еси и законно пострадал еси. Тем тя согласно, верою сошедшеся, ублажаем.

Мысленно, яко угль, разжегся теплотою Божественнаго Духа, лед страстей растаил еси, потоки же кровными огнь погасил еси злочестия чуждий, величайше Андрее, исповедниче богоблаженне.

Связався любовию Христа, отче, от юности крест твой восприим, радуяся, Тому последовал еси, отрекся себе самаго постничеством, и исповеданием, и совершеннейшим страданием.

Богородичен: Уныния сном душу всегда отягчевая, к Твоему, Дево Мати Пречистая, притекаю заступлению: к бодрости покаяния воздвигни, вечнующаго тогда избавляющи мя мучения.

Ирмос:

На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвеселибося дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Утвердив разума твоего стопы, отче, на камени любве Христовы, отнюд дохновении не поколебался еси противными, вопия Творцу твоему: Ты еси Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Исцеления и прежде конца и по конце источая, помоществуеши сущим в немощех и духи нечистыя отгониши, Андрее преподобне, вопия Создателю твоему: Ты еси Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Постничества слезами омовен, кровию мученическою удобрился еси, и весь краснейш показався, вопия, востекл еси к желаемому: Ты еси Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Богородичен: Плоти подобием бывшаго, Отцу Единосущна Бога Слова родила еси, Всенепорочная, паче естества Дева пребывши и по рождестве. Сего ради верою Тя ублажаем.

Кондак, глас 3:

Празднует днесь Царствующий град праздник пресветлый светоносныя Твоея памяти, всякий призывая град и страну, радуется бо, яко имея сокровище велие, многострадальное твое тело, Андрее мучениче, Православия светильниче.

Седален, глас 4.

В посте дивнаго и страдании восхвалим, вернии, по долгу, яко благочестия проповедника и поборника крепкаго; сей бо без страха гноеименному противляяся, чествоватися проповеда Христову образу, яко постников всех удобрение и мучеников мужества подобие.

Богородичен: Иже на престоле херувимстем седяй и в недрех Отчих водворяяся, яко на престоле святем седит Своем, Владычице, в недрех Твоих; воплощся бо Бог воистинну, воцарися над всеми языки, и разумно ныне поим Ему, Егоже умоли спастися рабом Твоим.

Крестобогородичен: Из Безначальнаго Отца рожденнаго, напоследок Тя плотию Рождшая, на Кресте висяща, зрящи, Христе, — увы Мне, любезнейший Иисусе, — вопияше, — како славимый яко Бог от ангел, от беззаконных ныне человек, Сыне, хотя распинаешися? Пою Тя, долготерпеливе.

Кондак, глас 8.

Мужества тезоименитому благодарение, яко благочестия тайноглагольнику, похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но яко имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся, отче приснопамятне.

Икос:

Ангел истины от Крита явился еси, обличив злочестия, отче, и с богословным гласом, ранима тя зря, всемудре, ужасаюся страсти, зовя и вопия ти сицевая: радуйся, Божий крепкий оружниче; радуйся, Господень верный угодниче; радуйся, хульных врагов сопротивоборниче; радуйся, злоглаголивых человеков обуздание; радуйся, яко пострадал еси за образ Христов; радуйся, яко восхластил еси сласти плотския; радуйся, яко пощением начала тмы победил еси; радуйся, яко страданием Копрониму сопротивился еси; радуйся, источниче чудес приснотекущий; радуйся, землю уяснивый страданьми твоими; радуйся, верных жилище, отче; радуйся, наш предстателю и избавителю; радуйся, отче приснопамятне.

Светилен.

Андрея добропобедника похвалим вси, божественно празднующе честную его память, яко да избавимся от недуг; сей бо Спасова честная воображения и святых всех всеблагочестно чествовати проповеда. Тем, венец на небесех приемь, со ангелы радуется.

Богородичен: Гору Божию пресвятую, и светильник, и стамну, и трапезу, и мост, жезл же, и свещу, и Божественный престол, и дверь, и храм, и чертог воспоим, богомудрии, Чистую и Деву, из Неяже Бог, воплотився невращно и паче естества, обожи приятие неизреченным единением.

Источник: //svyatsy.org/akafisty-i-kanony/kanony-svyatym/kanon_svyatomu_prepodobnomucheniku__andreyu_kritskomu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.