Акафист блаженной матроне анемнясевской

Блаженная Матрона Анемнясевская

Акафист блаженной матроне анемнясевской

В 1936 году на Владыкинском кладбище была похоронена Матрена Григорьевна Белякова, в народе известная как Блаженная Матрона Анемнясевская, последние месяцы своей многострадальной жизни проведшая неподалеку, в Доме хроников имени Радищева. Вытерпеть на пути от крещальной купели до могилы ей действительно пришлось немало.

О чем просят блаженную Матрону Анемнясевскую?

К иконе Блаженной Матроны Анемнясевской приходят просить о даровании детей.

Детство Матроны Анемнясевской

Блаженная Матрона Анемнясевская родилась в 1864 году в крестьянской семье (деревня Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии) в бедной крестьянской семье. Уже в детстве ей довелось испытать немало скорбей — нужда настолько задавила родителей святой, что, кажется, совершенно озлобила их сердца. Родители не любили ее, били смертным боем.

После перенесенной в семилетием возрасте оспы девочка ослепла. Но это было только начало ее бед. Когда ей шел одиннадцатый год, случилось нечто гораздо худшее.

Матроне Анемнясевской, несмотря на ее слепоту, родители вменили в обязанность уход за младшими детьми, и однажды она уронила сестру с крыльца, за что вынесла жестокие побои от матери.

В этот момент она трижды удостоилась видения Божией Матери, о чем сообщила родительнице — но та продолжала избивать дочь. После этого девочка слегла и больше уже никогда не вставала.

Более того — с этого времени она перестала расти, так и оставшись на всю свою жизнь в теле десятилетнего ребенка (ростом 90 сантиметров). Единственное, что ей оставалось доступно, — это самостоятельно переворачиваться с боку на бок и шевелить руками.

Духовные дары блаженной Матроны Анемнясевской

До семнадцати лет она лежала в родительском доме, беззлобно перенося попреки и обиды. Утешение находила лишь в молитве (в первый раз Божия Матерь явилась ей еще тогда, когда мать била ее за упавшую сестрицу), и вскоре ее стали посещать жители окрестных деревень, замечая, что молитвы Матреши быстрее доходят до Бога, чем их собственные.

Односельчане Матреши, видя, с каким великим терпением и молитвенным усердием она переносит дарованные ей скорби, прониклись к ней любовью и даже некоторым благоговением.

Однажды наведался к ней крестьянин-пильщик и сказал: «Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя…» Блаженная исполнила просьбу гостя, и хворь тут же оставила его.

Пошла широкая молва, и с тех пор к ней стали ходить люди со своими скорбями, и чем дальше, тем больше (говорят, что в последние земные годы святой ее иногда посещало до ста человек в день — причем некоторые преодолевали согни верст, чтобы поговорить с нею), — и многие из них по Матрешиной молитве получали избавление от нужд и болезней.

Разумеется, почитатели оставляли пожертвования, но, покуда святая жила у родителей, всё у нее отбирал отец, тратя деньги на водку. Вскоре родители померли, и Матреша перебралась к сестре, где скорбей у нее не убавилось, — ближайшие родственники видели в ней лишь неплохой источник дохода.

Матрена Анемнясевская после смерти родителей

Позже ее взял к себе племянник Матвей Сергеевич, человек добрый и богобоязненный, но не имевший влияния на свое семейство, которое рассматривало бездвижную «жиличку» лишь как некое неудобство и… дохода.

Дело осложнялось тем, что детей Матвея Сергеевича сверстники дразнили тем, что в доме у них обитает столь необычная калека, а те, по детскому неразумию, переносили эти насмешки и собственную неприязнь на блаженную Матрону.

Летом Матрешу выносили в холодные сени, где она лежала, пока стужа не делалась уже совсем невыносимой.

Приходившие к блаженной богомольцы удивлялись такому ее положению в доме родных, пытались посильно помочь ей, но ее саму, кажется, внешние условия жизни совсем не занимали, а после 1933 года она совсем перестала обращать внимание на житейские обстоятельства. Что-то произошло, неуловимое для стороннего наблюдателя, после чего она стала готовиться к смерти.

Откуда она знала столько молитв, акафистов и церковных песнопений, исполняя последние с абсолютной правильностью?! Сама Матрена на подобные вопросы отвечала так: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью». Это свидетельствует о неординарных способностях ее памяти. Но и вообще, всякому человеку, чье сознание не исказили новомодные материалистические теории, было ясно — в этом детском теле живет дух великой подвижницы.

Матрена Анемнясевская истово постилась, накладывая на себя ограничения паче церковных, — мясо она исключила из своего рациона в семнадцать лет, после того как в ней открылись неведомые обычным людям духовные способности. Причащаться святая старалась как можно чаще — по крайней мере, не реже одного раза в месяц. Для этого к ней приезжал приходской батюшка.

Навещавшие Матрону монахини, которых она очень любила, подробно рассказывали ей о своих паломничествах, — из этих рассказов блаженная составила представление о знаменитых русских обителях, из коих особенно выделяла Саровский и Дивеевский монастыри. Многим из тех, кто приходил к ней с разговором, она советовала непременно посетить Дивеево и Сэров, приложиться к тамошним святыням.

Матрона Анемнясевская в советское время

Богоборцы, захватившие власть в России в 1917 году, рассматривали Матрешу как своего идеологического врага и всячески старались отравить ей жизнь.

Особенно усилились нападки с начала 1930-х годов, когда началась коллективизация.

Блаженная Матрона Анемнясевская, судя по всему, провидела свою близкую смерть — примерно с 1933 года она как будто совершенно перестала интересоваться земными делами, оживляясь, лишь когда беседа касалась жизни вечной.

В 1935 году карательные органы арестовали десятерых человек по «делу попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой», однако саму блаженную некоторое время трогать не решались. В конце концов, придумали расправиться с нею руками односельчан.

Собрали колхозное собрание, которому предложили принять постановление об «изъятии» Матрены Григорьевны Беляковой как «вредного элемента».

Из трехсот сельчан постановление это подписали лишь 24 человека, в основном это были молодые активисты, которым большевистский агитпроп уже основательно промыл мозги. Сельсовет при этом дал характеристику «на Белякову М. Г.

», в которой, помимо прочего, говорилось: «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по сельсовету задерживается ход коллективизации».

«Изымать» Матрешу пришлось самому председателю — остальные отказались принимать участие в богопротивном деле. Перед смертью этот человек, — а умирал он очень тяжело, — позвав священника, искренне раскаялся в своем грехе.

Святую Матрону увезли в Касимов, оттуда — в Рязань, а оттуда, по некоторым сведениям, — в Москву, в Бутырскую тюрьму.

Но ненадолго — уже умиравшую, ее поместили в Дом хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Там она и окончила свой земной путь 29 июля 1936 года. Погребли ее, вероятнее всего, здесь же, на Владыкинском кладбище, большая часть которого была уничтожена в 1960—1970-е годы. Затерялась и могила блаженной Матроны Анемнясевской, — в 1999 году она была прославлена как местночтимая святая; год спустя ее канонизировали для общецерковного почитания.

Источник: https://posmotrim.by/article/blazhennaya-matrona-anemnyasevskaya.html

Акафист святой блаженной Матроне Анемнясевской

Акафист блаженной матроне анемнясевской

Избранную угодницу Христову, в земли рязанстей просиявшую, и преизрядную молитвенницу о душах наших песньми восхвалим, блаженную Матрону: ты бо в терпении мнозе житие твое претекла еси, и страданием украсившися, угодна Богу явилася еси. Темже убо стяжавши дерзновение ко Господу, Того моли избавити ны от всякаго зла, с любовию чтущих память твою и поющих ти: Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Икос 1

Ангельски поживши, блаженная Матроно, телесе страданием душу твою убелила еси и небесныя радости причастница быти сподобилася еси.

И ныне, пребывающи во Царствии Небеснем вкупе с лики ангел и всех святых, непрестанно молишися за ны, со умилением поющих ти таковая: Радуйся, земли рязанския похвало; Радуйся, страны российския молитвеннице новая.

Радуйся, Богу житием твоим угодившая; Радуйся, терпением мнозем душу убелившая. Радуйся, страданием украшенная; Радуйся, венцем славы от Бога увенчанная. Радуйся, с дерзновением ко Господу молящаяся; Радуйся, на земли прославляемая.

Радуйся, яко ныне пред Царем царей предстоиши; Радуйся, яко чтущих тя пред Богом поминаеши. Радуйся, со всеми святыми на Небеси пребывающая; Радуйся, о прославляющих тя Бога молящая. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 2

Видяще, яко болезнию издетска избра тя Господь, Того бо сила в немощи совершается, радуемся таковому о тебе Божию смотрению, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеющи Божие изволение, от юности Господу вручила еси себе, и вземши свой крест болезней телесных, яко от руку Самаго Христа, чрез все житие твое невозвратно Тому последовала еси. Мы же Господа, избравшаго тя, прославляюще, радостно вопием ти: Радуйся, Богом избранная; Радуйся, Христу уневещенная. Радуйся, сердце твое Господеви отдавшая; Радуйся, крест твой безропотно понесшая.

Радуйся, издетска на Господа уповавшая; Радуйся, устнами чистыми Богови молившаяся. Радуйся, отроковице, от Бога услышанная; Радуйся, в терпении твоем свыше укрепленная. Радуйся, Духа Святаго сосуде очищенный; Радуйся, яко о тебе сила Божия является. Радуйся, в немощи лежащая немощным по-мощнице; Радуйся, Божия благодати цельбоносный источниче.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 3

Бурю укоризн и поруганий от родителю твоею непрестанно с младенчества претерпевающи, на Бога единаго уповала еси, веро-вавши словесем Его: яко аще же и мать забудет дитя свое, но Аз не забуду тебе, с надеждою вопияла еси Тому: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи от седми лет очи слепе, слезы многи пролила еси, от матере биения терпящи, и се, явися ти Сама Пречистая, егда же матери сие рекла еси, та паки всуе зле бияше тя, обаче трищи Богородица являшеся, оставивши тебе рукописание утешительное.

Тебе же оттоле в разслаблении лежащей и не озлобленней, со слезами приносим таковая: Радуйся, беды от сродник терпевшая; Радуйся, в молчании скорби понесшая. Радуйся, издетска возлюбившая Бога яко Отца; Радуйся, уповавшая в напастех на Того единаго.

Радуйся, многослезныя молитвы к Богу пролиявшая; Радуйся, многи скорби от матере твоея претерпевшая. Радуйся, отроковице, от Матере Божия возлюбленная; Радуйся, под покровом милости Ея утешенная. Радуйся, показавшая образ кротости и незлобия; Радуйся, поревновавшая смирению Христову.

Радуйся, яко в тебе вера и любы являются; Радуйся, яко житие твое по Бозе прославляется. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 4

Сила Божия укрепляше тя, егда в болезни страдальчествующи, яко злато в горниле огненнем, душу твою очистила еси, и в горний Иерусалим устремилася еси, ум и сердце отрешивши от всего земнаго и привременнаго, и на всяком месте, идеже превитала еси, пояше песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видев некий человек тя к одру болезни пригвожденную и разумея в простоте сердца своего, яко Богу угодна еси, прииде к тебе в немощи своей, дабы от рук твоих получити исцеление.

Мы же, видяще совершение просимаго, Бога прославляюще похвальная приносим ти: Радуйся, волю свою воли Божией покорившая; Радуйся, яко Иов вся от Бога благодарне приимшая. Радуйся, язвы и раны на теле твоем носившая; Радуйся, в жертву Богу всю себе принесшая.

Радуйся, силою Божиею в болезни укрепленная; Радуйся, душею, яко в горниле очищенная. Радуйся, отрешившая ум и сердце от всего земнаго; Радуйся, помышлявшая токмо о небеснем. Радуйся, в горний Иерусалим устремившаяся; Радуйся, сподобльшаяся сладости райския.

Радуйся, от Господа дар исцеления приимшая; Радуйся, прикосновением руку твоею исце-лявшая. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 5

Звезда многосветлая явилася еси, предивная мати Матроно, яко светильник неугасаяй, путеводящи человеков по морю житейскому, людския страсти в дусе кротости обличала еси и подавала еси всем исцеления не токмо телесная, но и душевная, увещавающи церковь Божию посещати и за вся Бога славити, с любовию поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышавше людие ближнии и дальнии о чудесех тобою творимых, притекаху к тебе, яко к купели силоамстей, в болезнех и скорбех, бедах и нуждах, и никтоже от тебе без утешения отиде. Ты же, мати Матроно, помогающи всем, назидала еси наипаче Бога благодарити.

И мы, прославляюще твое смирение, поем ти таковая: Радуйся, Божественнаго Духа чистое селение; Радуйся, к Богу стяжавшая велие дерзновение. Радуйся, по морю житейскому путеводящая; Радуйся, болезни телесныя и душевныя исцеляющая.

Радуйся, сущих во страстех с кротостию обличавшая; Радуйся, путь смирения во спасение нам указавшая. Радуйся, врачьми оставленных дивное исцеление; Радуйся, в пианстве гибнущих скорое исправление. Радуйся, яко обидимых от злых заступаеши; Радуйся, яко погибающих в бедствиих спасаеши.

Радуйся, сродник враждующих благое примирение; Радуйся, с верою прибегающым к тебе присное утешение. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 6

Дивно и странно есть слышати, мати Матроно, како не имущи научения книжнаго, людем приходящым поучения от Священнаго Писания глаголала еси. Наставляющи пребывати их в заповедех Господних, жития святых во образ им полагала еси, подвизающи всех звати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возлюбивши обитель Дивеевскую, зело почитала еси блаженную Марию, тамо пребывающую, и с нею сущи во общении духовнем, молитву вкупе творила еси. И тако многия недужныя и страждущыя от дух нечистых вашими молитвами исцеляюще, на путь покаяния наставляли есте.

Мы же Бога, дивнаго во святых своих, восхваляюще, приносим ти таковая: Радуйся, измлада благодати Божия исполненная; Радуйся, дары Духа Святаго обогащенная. Радуйся, премудрость и разум от Бога приявшая; Радуйся, твоими ученьми во спасение назидавшая. Радуйся, от Бога свыше наученная; Радуйся, паче книжных просвещенная.

Радуйся, подававшая совет благий во исправление; Радуйся, направлявшая от вечныя погибели ко спасению. Радуйся, пребывавшая с блаженною Мариею в духовнем общении: Радуйся, посылавшая бесных многих к ней за исцелением.

Радуйся, на земли сподоблшаяся слышати пение небесное; Радуйся, яко ныне на небесех Господу воспеваеши со ангелы. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 7

Иноческий чин превыше всего земнаго поставлявшая, сердцем своим скорбела еси яко не возможно есть тебе во святей обители пребывати. Мы же Господу, давшему ти поприще иное прейти, сиречь в мирстем чине людем послужити, благодарственно воспоим: Аллилуиа.

Икос 7

Имущи огнь любве ко Господу в сердце своем, подвигу преподобных отцев поревновала еси блаженная, непрестанно умерщвляющи плоть свою хладом, бдением и пощением.

Мы же, немощнии, ублажающе тя, зовем тебе сице: Радуйся, от юности возлюбившая нищету духовную; Радуйся, дух твой окрилившая тайною молитвою. Радуйся, благое иго Христово на ся вземшая; Радуйся, бремя Его с радостию понесшая.

Радуйся, любовию Божиею возжженная свеще; Радуйся, преподобных отцев подражательнице. Радуйся, мраз со благодушием претерпевавшая; Радуйся, постом твоим дух немощных укреплявшая.

Радуйся, лучами Святаго Духа озаренная; Радуйся, преисполненная милости к ближним и сострадания. Радуйся, бедствующым на помощь ускоряющая; Радуйся, в радость претворяющая печаль скорбящих. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 8

Новое и лютое гонение на Церковь Божию власть предержащии воздвигоша, дышаще прещением и убийством. Ты же, Матроно, в правой вере всех укрепляющи, увещавала еси вся претерпети и веру хранити, со упованием взывающе к Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Хотяща списати житие твое, блаженная Матроно, приидоста к тебе два верных мужа, ты же ничесоже о себе глаголала еси, обаче узревши духовныма очима, яко от Господа мученический венец обема уготован есть, молилася еси, просящи има у Господа терпения и помощи, во еже крест понести.

Сего ради, тайнозрению твоему дивящеся, приносим ти таковая: Радуйся, Бога паче всего земнаго возлюбившая; Радуйся, себе ни во чтоже вменившая. Радуйся, паче жизни возжелавшая Царствия Небеснаго; Радуйся, на мученичество укреплявшая верных.

Радуйся, молитвеннице о сущих в гонениих; Радуйся, научающая за Христа терпети стра-дания. Радуйся, прозревшая уготованныя верным венцы; Радуйся, яко о святости твоей свидетельствоваша мученицы. Радуйся, наставлявшая благодарне крест Богом данный нести; Радуйся, увещававшая всегда ко Господу прибегати.

Радуйся, како в страданиих веру хранити показавшая; Радуйся, яко немощныя в скорбех укрепляеши. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 9

Внегда соблазны мнози Церковь Русскую обуреваху, ты, Матроно, ревнительница сущи веры православныя, чада Божия в смятении пребывающая увещавала еси душепагубных расколов уклонятися, да чистым сердцем всегда взывают Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Все житие твое, достоблаженная мати Матроно, преисполненно проповедания веры, надежды и любве, яже к Богу и ближним. Ты бо страждущи по воли Божией, яко верну Зиждителю, душу твою предала еси во благотворение.

Сего ради приими от нас приносимое ти ныне песнопение: Радуйся, верное чадо Церкве Православныя; Радуйся, в броню веры и любве оболкшаяся. Радуйся, непреложне за Господем последовавшая; Радуйся, чистоту веры сохранившая.

Радуйся, смятенных наставлявшая в Право-славии; Радуйся, обличавшая отпавших от Церкве. Радуйся, хранящая от пагубных расколов чада Божия; Радуйся, скорбящая об уклонившихся веры правыя. Радуйся, безприкладный источниче веры, надежды и любве; Радуйся, истины немолчное проповедание.

Радуйся, немощныя в вере заступающая; Радуйся, малодушныя с любовию утешающая: Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 10

Не может град укрытися верху горы стоя, тако и ты, богомудрая Матроно, яко свеща на свещнице светом любве своея вся осиявала еси, да видящий добрая дела твоя прославляют Бога Отца, иже на Небесех, воспевающе Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Людие неразумнии, грехом уязвленнии и не хотящии к Богу обратитися, да исцелит их, возскрежеташа на тя, блаженная Матроно, и злосоветие сотворивше, изгнаша тя из веси своея. Человек же тяжкосердый, иже изнесе тя, в наказание злострадая, каяся, издше, зане Бог поругаем не бывает.

Мы же, видяще вся бывшая, в страсе Божием взываем ти: Радуйся, милосердию Христову подражавшая; Радуйся, безмездно цельбы людем подававшая. Радуйся, граде, верху горы стояй; Радуйся, свете любве Божия, всех осияваяй. Радуйся, за имя Христово хулимая; Радуйся, гонимая за веру Божию.

Радуйся, людем в нуждах благотворившая; Радуйся, злая возблагая приимшая. Радуйся, правды ради изгнанная; Радуйся, о изгоняющих тя молившаяся. Радуйся и веселися, на подвиг Богом благословенная; Радуйся, яко мзда твоя многа на Небесех.

Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 11

Не устрашилася еси, угоднице Божия, уз темничных, ибо радостию почитала еси за Христа страдания прияти, темже убо в тяжких недузех пребывающи, немощию своею сильных мира сего посрамила еси. Сего ради велегласно воспоим Богу победившему мир: Аллилуиа.

Икос 11

Аще и не до смерти пострадала еси, блаженная Матроно, но исповедничеством веры украсившися, венец славы от Бога прияла еси. Ныне же с ликом новомучеников и исповедников российских соувенчанно пребываеши и за чада Божия тепле предстательствуеши.

Мы же, крепостию духа твоего утверждаемии, воспеваем ти таковая: Радуйся, уз темничных не устрашившаяся; Радуйся, страстем Христовым приобщившаяся. Радуйся, радостию почитавшая гонения за веру; Радуйся, посрамившая сильных мира немощию своею.

Радуйся, приимшая заточение Царствия ради Божия; Радуйся, яко тамо слово Господне не преставаше проповедати. Радуйся, в скорбех лютех не унывавшая; Радуйся, искушения мужески терпевшая. Радуйся, исповеданием веры украшенная; Радуйся, с мученики соувенчанная.

Радуйся, не убоявшаяся от убивающих тело; Радуйся, ныне за скорби зело утешенная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 12

Уготовляющися в мир иной отити, рекла еси знаемей своей, яко Мардария ныне наречена еси, лишше же ничесоже глаголющи, но вся устремилася еси горе, от всего житейскаго отрешившися, и токмо к Богу ум свой возводящи, яко к надежде непреложней, с упованием на милость его вопияла еси Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще по Бозе подвижническое твое житие, достохвальная мати Матроно, не вемы, где погребена еси, но истинно вемы, яко блаженнаго упокоения в Бозе сподобльшаяся, в Царстве Его пребывавши и всем призывающым тя помощь скорую подаеши.

Мы же Бога, прославльшаго тя, благодаряще, пение сердечное приносим ти: Радуйся, вознесшаяся умом своим ко Господу; Радуйся, в немощи стяжавшая высоту духовную. Радуйся, за весь мир с усердием молящаяся; Радуйся, ластовице благоглаголивая.

Радуйся, яко не скрыла еси талант Богом данный; Радуйся, обретшая бисер многоценный. Радуйся, веры зерно горушично в себе возрастившая; Радуйся, пшенице, мног плод принесшая. Радуйся, мудрая дево, еяже светильник не угасает; Радуйся, яко имя твое написася в книзе жизни.

Радуйся, яко на всяк день оболчена бе в одеяние брачное; Радуйся, на пир к Небесному Жениху избран-ная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.

Кондак 13

О святая блаженная мати Матроно, зряще твое скорбное житие, со умилением сердечным молим тя: приими ныне от нас, немощных, малое сие моление, с любовию тебе приносимое, огради ны молитвами твоими от всякия скорби, беды и нужды, да предстательством твоим избавимся вечныя муки, да сподобит и нас Господь купно с тобою и всеми святыми во веки в Вышних пети Ему песнь трегубую: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Источник: https://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatoj-blazhennoj-matrone-anemnyasevskoj/

Матрона анемнясевская – древо

Акафист блаженной матроне анемнясевской

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Блаженная Матрона Анемнясевская

Белякова Матрёна Григорьевна (1864 – 1936), исповедница, блаженная.

Память 16 июля, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство.

По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына.

Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.

До семи лет была обычным ребенком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

В семилетнем возрасте заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев.

Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная.

Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ, получая по ее молитвам различные исцеления.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к подвижнице шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Когда Матреша лежала у родителей, и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно все это отбирал на табак или водку, и тяжело было ей, что пожертвования эти шли не на доброе дело, она любила поделиться всем с людьми и, особенно, с бедными.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали Матрешу с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.

Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более было невозможно.

Однажды, – вспоминала Матрена, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину.

Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы.

Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.

На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрена ответила, что “придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью”.

Часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. Строго соблюдала посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам.

В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.

Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие ее отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких своих людей. Других она прогоняла от себя, что было все же очень редко. Все это бывало, как говорили ее посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или тогда, когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдет от Матрены, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к ней, то она с радостью принимала его.

По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход.

Блаженная Матрона Анемнясевская, 8 июля 1933 года

Начиная с Великого поста 1933 года, Матреша заметно переменилась.

Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях.

Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой”. Началось оно с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати.

Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в Отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона.

Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник – священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках).

Было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику “на Белякову М.Г.”:

“Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации”.

После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму.

Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания многих заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.

По некоторым сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных – хронически больных.

Скончалась от сердечной недостаточности 29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. В настоящее
время ее могила остается безвестной.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в четверг Фоминой недели

22 апреля 1999 года в городе Касимове Рязанской епархии архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии совершено прославление блаженной Матроны как местночтимой святой.

20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Литература

  • Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.:Святитель Киприан, 1999. – 72с.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14402.html

Святая блаженная Матрона Московская

Акафист блаженной матроне анемнясевской

Избранная Духом Божиим от пелен младенческих, блаженная старице Матроно, слепоту и немощь телесную ко очищению духовному от Бога приявшая, даром прозрения и чудес обогатилася еси и венцем нетленным от Господа украсилася еси. Сего ради и мы благодарне венец похвальный приносим ти, вопиюще:

Радуйся, праведная мати Матроно, теплая о нас к Богу молитвеннице.

Молитва

О блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различные чудеса источающи, призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нишим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единого Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону, земли Тульския процветение и града Москвы преславное украшение, восхвалим днесь, вернии. Сия бо, света дневнаго не познавши, светом Христовым просветися и даром прозрения и исцеления обогатися. Пресельница же и странница на земли бывши, ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит и молится о душах наших.

Кондак, глас 7

К служению Христову от чрева матерня предызбранная, праведная Матроно, стезею скорбей и печалей шествующи, твердую веру и благочестие явивши, Богу угодила еси. Темже, почитающе память твою, молим тя: помози и нам в любви Божией пребывати, старице блаженная.

Величание

Величаем тя, святая праведная старице Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Источник: https://akafist.ru/saints/blazhennaja-matrona/akafist

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.