Благодарственный акафист слава богу за все

Благодарственный акафист «Слава Богу за все»

Благодарственный акафист слава богу за все

Нетленный Царю веков, содержащий в десницеСвоей все пути жизни человеческой силою спасительного Промысла Твоего,благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь иза небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим:

Слава Тебе, Боже, во веки.

Икос 1

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир,но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовьТвоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славнощедрые дары Твоего Промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываюсо всеми, познавшими Тя:

Слава Тебе, призвавшему меня к жизни; СлаваТебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо иземлю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного.Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый вздох грустимоей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 2

Господи, как хорошо гостить у Тебя:благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала,отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется,вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна матьземля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где внетленной красоте звучит: Аллилуия!

Икос 2

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай.Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мыуслышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы елиблагоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно уТебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе заблагоухание ландышей и роз. Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод иплодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы. Слава Тебе за улыбкусветлого пробуждения; Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 3

Силою Духа Святого обоняет каждый цветок,тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честьживотворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему полязолотом колосьев и лазурью васильков, а души –радостью созерцания. Веселитесь и пойте ему: Аллилуия!

Икос 3

Как Ты прекрасен в торжестве весны, когдавоскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источникжизни, Ты победитель смерти.

Присвете месяца и песне соловья стоят долины и леса в своих белоснежныхподвенечных уборах. Вся земля – невестаТвоя, она ждет нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как женас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, какзасияют наши души!

Слава Тебе, изведшему из темноты землиразнообразные краски, вкус и аромат; Слава Тебе за радушие и ласку всей природы.

Слава Тебе за то, что Ты окружил настысячами Твоих созданий; Слава Тебе за глубину Твоего разума, отпечатленного вовсем мире.

Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы; Слава Тебе, зажегшему впереди яркий светвечной жизни. Слава Тебе за надежду бессмертной идеальной нетленной красоты.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 4

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, какживотворно живое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой.Окрыляет и живит молитва к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и каквеличава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – тампустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь:Аллилуия!

Икос 4

Когда на землю сходит закат, когда воцаряетсяпокой ночного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образомсияющих палат и облачных сеней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророческиговорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем кОтцу!

Слава Тебе в тихий час вечера; Слава Тебе,излившему миру великий покой. Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца;Слава Тебе за отдых благодатного сна. Слава Тебе за Твою благость во мраке,когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. СлаваТебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 5

Не страшны бури житейские тому, у кого всердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завываниеветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос!

И сердце поет: Аллилуия!

Икос 5

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Тыбогат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, ятак мал и ничтожен, но со мною Господь,Его любящая десница хранит меня.

Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне;Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми. Слава Тебе за любовь родных, запреданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне. Слава Тебеза светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца. Слава Тебе засчастье жить, двигаться и созерцать.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 6

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы,как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое.

Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождестве громов идождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащихгор. Ты сотрясаешь землю, как одежду.

Ты вздымаешь до неба волны морские. Хваласмиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуия!

Икос 6

Как молния, когда осветит чертоги пира, топосле нее жалкими кажутся огни светильников. Так Ты внезапно блистал в душемоей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоегокакими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою.

Слава Тебе, край и предел высочайшейчеловеческой мечты; Слава Тебе за нашу неутолимую жажду Богообщения. СлаваТебе, вдохнувшему в нас неудовлетворенность земным; Слава Тебе, облекшему настончайшими лучами Твоими. Слава Тебе,сокрушившему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебеза откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 7

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой.Ты открываешь нам преддверия грядущего рая и мелодичность пения в гармоничныхтонах, в высоте музыкальных красок, в блеске художественного творчества. Всеистинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженнопеть: Аллилуия!

Икос 7

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысльхудожников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигаютзаконы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их деланевольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик вчеловеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу взаконах вселенной; Слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия. СлаваТебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл помудрости Твоей. Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе заживотворящую силу труда. Слава Тебе за огненные языки вдохновения.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 8

Как близок Ты во дни болезни, Ты Сам посещаешьбольных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа, и сердце беседует с Тобой.Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешьнеожиданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поемпеснь: Аллилуйя!

Икос 8

Когда я в детстве первый раз сознательнопризвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ иблаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову:

Слава Тебе, исполняющему во благих желаниямои; Слава Тебе, бодрствующему надо мной день и ночь. Слава Тебе, врачующемускорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нетбезнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь. Слава Тебе, Ты одарилбессмертием все доброе и высокое. Ты обещал желательную встречу с умершими.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 9

Отчего вся природа таинственно улыбается водни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чемземным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Этовеяние благодати Твоей, это отблеск Фаворского света; тогда и небо и земляхвалебно поют: Аллилуйя!

Икос 9

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, адушу озарял смирением, то один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце,и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный,неуловимый Лик.

Слава Тебе, преобразившему нашу жизнь деламидобра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей.

Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе,посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чуткими к страданиям других.

Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе,приемлющему высокий порыв. Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всегоземного и небесного.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 10

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Тывосстанавливаешь тех, у кого истлела совесть. Ты возвращаешь прежнюю красотудушам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты– Творец и Восстановитель. Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Икос 10

Боже мой, ведый отпадение гордого ангеладенницы, спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дайусомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твойтаинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему:

Слава Тебе за промыслительное стечениеобстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия. Слава Тебе за откровенияво сне и наяву. Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе,страданиями отрезвляющему нас от угара страстей. Слава Тебе, спасительносмиряющему гордыню сердца.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 11

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышуструящуюся кровь. Ты уже близок, часть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест –он ради меня. Мой дух в прахе предКрестом: здесь торжество любви испасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Икос 11

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем,но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мнеБожественной десницей Тело и Кровь Твои, и я, многогрешный, принимал этусвятыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силублагодати; Слава Тебе, воздвигшему Церковь Твою как тихое пристанищеизмученному миру. Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения;Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий. Слава Тебе,неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за чашу жизни, за хлеб вечной радости.Слава Тебе, возведшему нас на небо.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 12

Я видел много раз отражение славы Твоей налицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны,нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя;молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Икос 12

Что моя хвала пред Тобой! Я не слыхал пенияХерувимов, это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцалзимой, как в лунном безмолвье вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белуюризу, сияя алмазами снега.

Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце ихоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поютветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движениемв бесконечном пространстве.

Что моя хвала! Природа послушна, а я – нет, покаживу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать:

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе,возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной.

Слава Тебе,осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, Всесвятый Отче,заповедавший нам Твое Царство.

Слава Тебе, Искупителю Сыне, открывший нам путьк спасению; Слава тебе, Душе Святый, животворящее солнце будущего века. СлаваТебе за все, о Троице Божественная, Всеблагая.

СлаваТебе, Боже, во веки.

Кондак 13

О Всеблагая и Животворящая Троице, примиблагодарение за вся милости Твоя и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы,умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего спобедной хвалой:

Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 икондак 1)

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter          ↑

Источник: //ThePrayerBook.info/4327-blagodarstvennyy-akafist-slava-bogu-za-vse.html

Слава Богу за все — лучший благодарственный акафист Господу

Благодарственный акафист слава богу за все

Акафист «Слава Богу за все» — это удивительный, полный любви к Создателю, текст, который был написан сразу после революции 17 года прошлого века не менее удивительным человеком, христианином — митрополитом Трифоном (в миру — Борис Туркестанов). О том, в такие годы был создан этот прекрасный памятник духовного молитвенного обращения к Создателю и в чем его особенность и сила, читайте далее в статье.

  • Об авторе акафиста
  • Первый акафист, написанный на современном русском языке
  • Структура акафиста
  • Характерные черты текста
  • Главные отличия канона «Слава Богу за все» от других

Об авторе акафиста

У нас не всегда есть возможность узнать, кто является создателем того или иного духовного произведения.

Раньше авторы всеми силами стремились скрыть свое авторство, в надежде, что этот тайный подвиг позволит им получить от Господа особой награды после окончания земного пути. Этот настрой совершенно в духе христианства.

Однако иногда сведения об авторе, его жизненном пути и что очень важно, о времени и обстоятельствах написания молитвы помогают более полно осознать глубину слов и внутреннего подвига создателя текста.

К счастью, об авторе знаменитого и любимого многими, причем не только христианами, акафиста нам известно многое. Но упомянем мы лишь некоторые ключевые моменты.

Происходил он из знатной семьи: матерью будущего архиепископа являлась урожденная княжна Нарышкина.

Мальчик с юных лет решил отдать себя служению Господу, тем более что необыкновенное покровительство над ним Бог показал еще, когда будущий угодник Божий был еще младенцем.

Малыш серьезно заболел, встревоженная за жизнь ребенка мать усердно молилась святому мученику Трифону, дав обет в случае выздоровления посвятить мальчика служению Богу и Церкви, а если дитя, повзрослев, примет решение стать монахом, то уговорить его постричься под именем Трифон.

Когда будущий заметный деятель Церкви и будущий автор самого красивого православного акафиста Господу Богу выздоровел, матушка отправилась с ним к чудотворцу, старцу Амвросию, которого мы знаем под именем святой преподобный Амвросий Оптинский.

Тот весьма удивил находящихся вокруг, окрестив младенца архиереем.

В 23 году прошлого столетия монах Трифон был рукоположен в сан архиепископа, после чего стал, по сути, правой рукой приснопамятного Патриарха Тихона Московского и всея Руси. Именно на его правление Церковью Христовой пришлись самые кровавые периоды российской истории.

Первый акафист, написанный на современном русском языке

Этот гимн к Господу архиепископ Трифон сочинил, будучи уже на склоне лет. В свое духовное произведение он вложил весь пережитый жизненный и христианский опыт. А испытания на его долю выпали действительно непростые, если вспомнить, что происходило со страной и Церковью в 17−30 годах 20 века.

Акафист Слава Богу за все, текст его, длительное время вызывал сомнения и споры, поскольку владыка сочинил его на русском, а не старославянском языке.

Однако в итоге Русская православная церковь признала этот гимн каноническим, хотя до сих пор в различных официальных изданиях иногда делается пометка «не рекомендован к общецерковному прочтению».

Однако это скорее просто подстраховка главных редакторов-христиан.

Многие священники, во многом авторитетные и вызвавшие доверие среди христиан, даже тех, кто не является прихожанами их храмов, рекомендуют все-таки читать этот акафист.

Он включен также в молитву по соглашению, когда люди договариваются в одно время на домашней молитве вместе призывать имя Божие или благодарить Его. Для этого как нельзя кстати подходит этот благодарственный акафист Господу Иисусу Христу.

— К этой молитве можно обращаться при любых жизненных обстоятельствах. Отмечено, что он отлично спасает людей в моменты уныния или отчаяния.

Структура акафиста

Внешне это гимнографическое произведение написано по всем законам и канонам классического акафиста: он имеет 25 строф, из которых 13 — кондаки, а 12 — это икосы.

Структура его такова:

  • Первый кондак, который соответствует древнему кукулию (начальному песнопению, которое «открывает» любое гимнографическое духовное произведение). Все икосы в акафисте заканчиваются рефреном «Слава Тебе, Боже, во веки». Каждый кондак, начиная со второго, завершаются рефреном «Аллилуиа».
  • Каждый икос, не считая рефрена равным образом содержит несколько припевов, которые обращены к Триединому Богу. Они начинаются с молитвенного восклицания «Слава Тебе…». Указанные припевы можно символически назвать херетизмами, несмотря на то, что они начинаются не с «Радуйся…», как большинство припевов в акафистах (и как все акафисты, посвященные Пресвятой Богородице).

Число таких своеобразных херетизмов в икосах акафиста владыки Трифона неодинаково и варьируется от 5 до 7. Таким образом, в первом, а также с третьего по пятый, седьмом и с девятого по двенадцатый икосах присутствует по 7 херетизмов, при этом во втором и шестом — по шесть, а в восьмом икосе — всего лишь 5 херетизмов.

Следует отметить, что, в противоположность классическим акафистам, в которых число херетизмов в каждом отдельном икосе неизменно равно 12 и они всегда являются спаренными, в молитве благодарственной «Богу за все» херетизмы не объединяются в ритмические логические или рифмованные пары.

Характерные черты текста

Недостаток парных херетизмов исключает возможность исполнять этот гимн нараспев, как это традиционно принято в Русской Церкви. Проще говоря, этот акафист нельзя петь, а можно только читать.

Это говорит о том, что это произведение мыслилось Высокопреосвященнейшим автором как молитва, скорее, личная, то есть предназначенная для уединенного, келейного чтения, а не общественного, то есть церковного.

Еще одной характерной чертой этого благодарственного молебна митрополита Трифона считается отсутствие ясно выраженного акростиха или так называемых в гимнографических текстах акростишных слов, которые стали традиционными для классических русских акафистов, посвященных Пресвятой Богородице.

То есть автор не стесняет себя условностями, а свободно изливает свои молитвенные славословия. Это создает впечатление совершенно свободной, не скованной формальностями, беседы с Богом Отцом.

Лишь в 13 кондаке сочинитель, руководствуясь традициями, начинает свое преклоненное обращение ко Всесвятой Троице с междометия «о».

Однако наиболее заметной и, пожалуй, наиболее дискуссионной характерной особенностью этого благодарственного молебна является его слог: гимн составлен классическим русским языком.

Писатель совершенно не стремится стилизовать речь молитвословия под традиционный церковнославянский язык, как это принято при составлении новых акафистов.

Так он избегает шаблонности, которая бы уничтожила всю искренность автора.

Его желание сохранить чистоту чувств побеждает традиции и правила, которые в данном случае выступают не как помощники, а, скорее, наоборот.

Писатель просто возносит благодарение Спасителю и Творцу и славословит Троицу на обычном языке, который привычен ему и его современникам.

Славянизмы он практически не использует, их он употребляет только несколько и употреблены они лишь для привнесения в речь возвышенности (елея, доныне, десница).

Встречаются они также и в составе устойчивых выражений, которые часто употребляются в богослужебной практике (являются своего рода цитатами из Библии). Поэтому они также являются лишь частью художественного замысла создателя (Слава Тебе за огненные языки вдохновения).

Главные отличия канона «Слава Богу за все» от других

Подводя итоги и проанализировав весь внутренний и внешний строй этого благодарственного гимна, можно обратить внимание несколько ключевых моментов, которые отличают его от остальных молитвенно — гимнографических духовных творений:

  • язык, на котором написан гимн;
  • полное отсутствие каких-либо внешних поэтических параметров (рифмы, ритма, размера) при наличии внутренних поэтических приемов;
  • неравное количество херетизмов и отсутствие объединения их в ритмические или логические пары; отсутствие традиционного молитвенного обращения в конце произведения; удивительно благоговейный и трепетный отзыв о природе как о творении Божии; проникновенное молитвенное чувство и пылкое воодушевление автора, которые ясно отражаются через слова произведения.

Созданный в один из тяжелейших моментов жизни Церкви и России, этот гимн стал одним из наиболее радостных и светлых гимнографических памятников не только того времени, но и всей церковной духовной литературы. Автор ничуть не устрашен или подавлен ужасами современной ему эпохи и грязью бунтующей революции окружающего его мира. Владыка полностью отдается молитвенному созерцанию красоты и милости Божией.

Поэтому прикосновение каждого христианина (да и любого человека, поскольку произведение является своего рода общечеловеческим) к его молитвенному опыту способно возвысить любого молящегося словами этого священного текста.

Он рождает в душе тихий восторг от причастия к духовному свету Создателя.

Любому, кто желает от души сказать своему Господу «спасибо» за все Его дела, за помощь и участие в своей жизни, обязательно стоит прочесть этот прекрасный и вдохновенный текст.

Источник: //molitva.guru/molitvoslov/slava-bogu-za-vse-luchshij-blagodarstvennyj-akafist-gospodu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.