Богослужение во время великого поста

Содержание

10 правил Великого поста

Богослужение во время великого поста

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояниевечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров— между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело.

Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты).

Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения.

Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2018/02/20/10-pravil-velikogo-posta/

В чем особенности богослужений великого поста?

Богослужение во время великого поста

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно.

Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения.

В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.

Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину.

Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году.

Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза.

После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.

Источник: http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta

Службы Великого поста в 2018 году

Богослужение во время великого поста

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции.

Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа.

В материале “Фомы” мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост.

18 февраля

Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.

19 февраля 22  февраля, 21 марта

Самый древний и длинный канон, написанный преподобным Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Мариино стояние).

Стояние Марии Египетской, 21 марта

5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком.

Литургия Преждеосвященных Даров

Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

В феврале: 21, 23, 28-го числа

В марте: 2, 7, 9, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 28, 30-го числа

В апреле: 2, 3, 4

Литургия св. Василия Великого

Чинопоследование литургии византийского обряда, составленное святителем Василием Великим.

Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост.

В феврале: 25-го числа

В марте: 4, 11, 18, 25-го числа

В апреле: 5, 7-го числа

Пассия

Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд.

Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 23 февраля

Молебен совершается в день накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (24 февраля) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поминальные службы родительских суббот: 3, 10, 17 марта

Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Чин Торжества Православия, 25 февраля

Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

Богослужение Крестопоклонной недели, 11 марта 

Накануне третьего воскресенья (10 марта, суббота) на всенощном бдении торжественно выносится крест для поклонения.

Акафист Пресвятой Богородице, 23 марта

В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (24 марта, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Богослужение Вербного воскресенья, 1 апреля 

Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.

Богослужения Великого Четверга, 5 апреля 

Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Богослужения Великой Пятницы,  6 апреля

Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.

После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».

Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.

Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

В 2018 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы  совпадает с Великой субботой. Поэтому накануне нет Всенощного бдения. Утром служится вечерня, преходящая в литургию свт. Василия Великого.

Богослужения Великой Субботы, 7 апреля

Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.

Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

ФОМА

Источник: https://pravlife.org/ru/content/sluzhby-velikogo-posta-v-2018-godu

Службы Великого поста по дням

Богослужение во время великого поста

Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков отмечают все православные христиане. Этот праздник считается самым большим и предшествуют ему 48 дней поста (во время которого проводятся Службы Великого поста по дням). Это время в церковной жизни богато на особенные богослужения, которые призваны объединить и вдохновить христиан на подвиг Великого поста.

Прощёное воскресенье

Прощеное, или сыропустное воскресенье выпадает на последний воскресный день перед началом службы Великого поста. На службах читают отрывок Евангелия из «Нагорной проповеди», в котором говорится о прощении всех обид во имя искупления грехов. Именно из-за этих воскресных служб у православных христиан появилась традиция просить прощения и прощать.

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа).

Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви.

В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту.

По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.

На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса.

А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы.

Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского.

Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской».

К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

Благовещение

Благовещение — один из самых знаменательных праздников христианства. Он посвящён известию о грядущем приходе Спасителя.

Сам Архангел Гавриил спустился с небес в этот день, чтобы принести известие Божьей Матери Иисуса Христа. Обычно праздник этот выпадает на время большого поста, хотя иногда и совпадает с праздником Великой Пасхи.

В этот день пост можно ослабить. Допустимо добавлять в блюда растительное масло и кушать морепродукты.

Пятая неделя Святой Четыредесятницы

На пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. В храмах читают величественные акафисты Матери Божьей. Данная служба читается для того, чтобы утвердить прихожан в вере.

На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской». Храмы преподают в лике Марии Египетской эталон чистого раскаяния. Делается это с целью убеждения душевно страждущих в силе неизреченного милосердия Божьего.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.

В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово».

Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах.

Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

Источник: http://velikij-post.ru/dni/sluzhby-velikogo-posta-po-dnyam.html

Какие службы нужно посетить в Великий пост в 2019 году?

Богослужение во время великого поста

Богослужение Великого поста, с печальными напевами, продолжительным чтением Псалтири и Евангелия, множеством земных поклонов сильно отличается от привычных служб в годовом богослужебном круге.

Службы Великого поста настраивают душу на покаянный лад и придают смысл ограничениям в еде.

Без молитвы и богослужения Пост ничем не отличается от диеты, поэтому необходимо знать, какие службы Великого Поста самые главные и не пропускать их.

Богослужения Великого Поста можно представить как ступеньки лестницы, ведущей к Пасхе, Воскресению Христа, начинается это восхождение в первые дни Поста чтением Великого покаянного канона Андрея Критского.

Канон Андрея Критского когда читается в 2019 году?

Канон Андрея Критского — выдающееся богословское произведение, содержит в себе примеры как грехопадений, так и покаяния из Ветхого и Нового Завета, это предстояние перед Богом и беседа человека со своей душой. Слова канона помогают человеческой душе проснуться и воспрянуть от греховного сна, увидеть себя со стороны.

В начале поста покаянный канон делится на четыре части и читается на вечернем богослужении с понедельника по четверг. Традиционно в эти дни соблюдается самый строгий пост вплоть до полного голодания в первые два-три дня поста.

В 2019 году чтение Великого канона начнется в понедельник, 11 марта и закончится в четверг, 14 марта.

Во многих храмах вечерняя служба в эти дни начнется на час позже, чтобы работающие люди могли успеть на богослужение, в нашем городе начало служб — с 18 часов, но лучше узнать расписание в своем храме.

Второй раз Великий канон будет прочтен на службе, которая называется Стояние Марии Египетской, на 5 седмице Великого Поста.

Утром по средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. В пост, как время особого покаяния, ограничивается даже такое духовное утешение для верующих как Причастие Святых Тайн, поэтому в будние дни поста не служат литургию Иоанна Златоуста.

Для больных и тех, кто не в силах дождаться субботы и воскресенья, совершают литургию Преждеосвященных Даров, из названия которой понятно, что в конце литургии верующих причащают Дарами, освященными ранее, в предыдущее воскресенье.

В эти дни не могут причащаться маленькие дети, и родителям следует учесть этот момент.

Во время поста нужно постараться посетить литургию Преждеосвященных Даров, это очень красивая служба, с прекрасными духовными песнопениями, которые переворачивают душу. В некоторых храмах Москвы литургию преждеосвященных Даров служат вечером, в таком случае готовящимся к Святому Причащению следует воздерживаться от воды и еды весь день или минимум шесть часов до начала службы.

В пятницу вечером 15 марта и в субботу утром 16 марта совершается служба, посвященная воспоминанию чуда, совершенного великомучеником Феодором Тироном. В 355 году н.э.

император Юлиан Отступник, чтобы осквернить христианский Великий пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, продаваемые на рынках.

Святой мученик в видении явился константинопольскому архиепископу и предупредил, чтобы христиане ничего не покупали на рынках, посоветовав питаться в эти дни вареной пшеницей с медом.

В праздник великомученика Феодора Тирона во всех храмах благословляется кутья и раздается верующим.

Торжество Православия какого числа в 2019 году? История праздника

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия, который установлен в честь восстановления почитания святых икон после эпохи иконоборчества.

Человек может познать истину не только через Слово, Священное Писание, но и образ, в этом полнота божественного откровения, поэтому и Христос, и Богородица благословили почитание своих икон. На Седьмом Вселенском соборе было определено, каким образом почитание святых икон отличается от поклонения истинному Богу, Первообразу, изображенному на иконах.

Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу, самому Богу, кроме того, святые иконы являются свидетельством истинности воплощения Христа и напоминают об этом и в наши дни.

3 марта 843 года царицей Феодорой был низложен иконоборческий патриарх и восстановлены решения VII Вселенского собора об иконопочитании, в память об этом событии установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого Поста, в 2019 году — 17 марта.

Вечером 21 марта и в пятницу утром 22 марта — особенный праздник, который всегда выпадает на Великий пост, посвящен сорока Севастийским мученикам, пострадавшим за Христа в IV веке. На вечернем богослужении 21 марта совершается помазание освященным маслом.

Во вторую неделю Великого Поста, 24 марта — праздник святителя Григория Паламы. Этот воскресный день связан с предыдущим, праздником торжества Православия. Признание возможности почитания образа Божия приводит к пониманию важности раскрытия образа Божия в человеке.

Учение Григория Паламы о нетварных энергиях и Фаворском свете говорит о возможности достижения святости человеком. Цель христианской жизни — стяжание Святого Духа, а пост, молитва, добрые дела — только средства для достижения этой цели.

В какие дни родительские субботы в Великий пост 2019?

В Великий пост 2019 года, начиная со второй седмицы, две субботы подряд будет совершаться поминовение усопших. Поминальные службы пройдут накануне вечером по пятницам, и в субботу утром.

23 марта — первая родительская суббота

30 марта — вторая родительская суббота

Третьей родительской субботы не будет. так как этот день совпал с предпразднством Благовещения.

Дни особого поминовения установлены в Великий пост, поскольку в дни поста литургия совершается реже, и соответственно реже молятся о упокоении усопших.

В эти дни необходимо посетить храм, подать записки на литургию с именами ушедших от нас близких людей.

Многие верующие приносят в храм в родительские субботы продукты для освящения на панихиде, часть продуктов можно оставить в храме как милостыню для раздачи нуждающимся.

Родительская суббота 30 марта совпадает с праздником преподобного Алексия, человека Божия.

Неделя Крестопоклонная какого числа в 2019 году?

Третья неделя Великого поста, 31 марта, Крестопоклонная. Древний праздник возвращения Животворящего Креста, захваченного персами в VII веке, в Иерусалим постепенно стал общецерковным. К третьему воскресенью, середине поста многие постящиеся с достаточной строгостью начинают переживать усталость и упадок сил.

В это время нужно вспомнить евангельские слова «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной». Трудности и страдания, переживаемые людьми, имеют смысл только при одном условии — принятии Креста Христова, Его жертвы и воскресения.

Об этом церковь напоминает верующим в праздник, посвященный Честному Кресту как орудию спасения людей и символу победы Христа над смертью.

В субботу 30 марта, на всенощном бдении в центр храма из алтаря будет вынесен Крест для поклонения и все верующие услышат главное песнопение праздника:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим

Это песнопение можно услышать в храме не только в третье воскресенье поста, но и всю последующую седмицу. Крестопоклонная седмица продлится до субботы 6 апреля.

Четвертая неделя, четвертое воскресенье Великого Поста, 7 апреля, посвященное преподобному Иоанну Лествичнику, в 2019 году совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Иоанн, автор известного аскетического произведения «Лествица» напоминает нам о важности покаяния в духовной жизни. Покаяние — это возвращение к Богу и примирение с Ним, очищение совести и обещание изменить свою жизнь по Евангелию, обретение мира в сердце с собой и со всеми.

Примирение человечества с Богом стало возможно благодаря пречистой Деве Марии, которая когда-то, много веков назад, в ответ на ангельское приветствие произнесла: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». Это день исполнения пророчества о пришествии Сына Божия в мир и начало Нового Завета с Богом. Название праздника происходит от «благая весть», именно так дословно переводится с греческого «Евангелие».

Четверг пятой седмицы Великого Поста — день, которого ждут все верующие, Стояние святой Марии Египетской. В среду, 10 марта, на вечерней службе второй раз в 2019 году полностью будет прочитан Великий покаянный канон Андрея Критского вместе житием преподобной Марии.

Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы когда в 2019 году?

Суббота пятой седмицы Великого поста, 13 апреля, называется субботой Акафиста, в этот день совершается Похвала Пресвятой Богородицы.

Как известно, в Великий Пост не благословляют читать акафисты, поскольку молитвенные гимны с припевами, начинающимися со слов «Радуйся…», не соответствуют покаянному духу Великого Поста.

Первый день, и можно сказать, единственный, когда можно читать акафисты — это праздник Похвала Пресвятой Богородицы, накануне этого дня, в пятницу вечером 12 апреля, во всех храмах прочитают акафист Божией Матери.

Пятая неделя Великого поста в 2019 году будет 14 апреля, этот день также посвящен великой подвижнице, преподобной Марии Египетской.

В юности она вела распутную жизнь и однажды поехала на Святую Землю вместе с паломниками, даже во время паломничества не переставая предаваться греху. Когда в Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Воскресения Христова, то почувствовала, как невидимая сила не пускает ее к Гробу Господню.

В душе Марии  произошел переворот, и она дала обет Божией Матери уйти в пустыню, за Иордан, и провести всю жизнь в покаянии. Когда через 46 лет ее встретил подвижник Зосима, преподобная до глубины души поразила его строгостью своей жизни, превосходящей монашескую.

Жизненный путь Марии после ухода из мира является образцом покаяния для всех христиан, поэтому житие именно этой святой читают во время Великого поста на богослужении.

С понедельника, 15 апреля, начинается седмица ваий, это последняя седмица святой Четыредесятницы (сорока дней поста). В пятницу 19 апреля закончится Четыредесятница, а в субботу, 20 апреля церковь празднует воскрешение праведного Лазаря, и 21 апреля, в воскресенье — Вход Господень в Иерусалим.

22 апреля начинается Страстная седмица, которая продлится до Великой субботы, 27 апреля. О службах Страстной седмицы можно прочитать в этой статье.

Пасха Господня, светлое Христово Воскресенье, в 2019 году будет 28 апреля.

Для тех, кто не может посетить богослужение в храме лично, на сайте храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, проводится трансляция богослужений онлайн.

Источник: https://interotvet.ru/kakie-sluzhby-nuzhno-posetit-v-velikiy-post-v-2019-godu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.