Чтение псалтири по усопшим до 40 дней

Содержание

Молитва об усопших до 40 дней кафизмы

Чтение псалтири по усопшим до 40 дней

Самое подробное описание: молитва об усопших до 40 дней кафизмы – для наших читателей и подписчиков.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой “Славы.

” надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из “Последования по исходе души от тела”). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение.

Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: “Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя”. Толковая Библия под ред. А.П.

Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: “Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее – не на земле, а за гробом.

Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е.

загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь – довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии”.

  • Как похоронить и поминать своего близкого? Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Обстоятельный пошаговый алгоритм действий – Ольга Богданова
  • Как поминать усопших сродников? (ответ на вопрос) – Максим Степаненко
  • Пьяные поминки недопустимы! – Протоиерей Сергий Булгаков
  • Православная Церковь и сектанты. Молитвы за умерших – протоиерей Дмитрий Владыков
  • Поминки: нужна ли покойнику еда? – Александр Моисеенков
  • Митрополит Сергий Страгородский об отпевании инославных, самоубийц, пьяниц и маловерных – Церковь и время
  • Смотрите также наш раздел “Православное учение о смерти”

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш.

Тропарь: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (Сорок раз)

И поклоны по силе.

Приидите, поклонимся. (Трижды)

Псалом 118

Кафизма разбита на 3 “Славы”, на каждой “Славе” читать:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (Трижды).

Господи, помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшею (См. в конце кафизмы).

Слава Отцу и Сыну и СвятомуДуху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

https://www.youtube.com/watch?v=kIWF7iPll5g

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и войстинну смирил мя еси.

Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой Поучение мое есть.

Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

Да обратят мя боящиися Тебе и водящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых.

Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставих заповедей Твоих.

По милости Твоей живи мя, и сохраню сведения уст Твоих. Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть.

Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой, я свет стезям моим.

Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоей. Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть.

Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну.

Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. Преступающыя непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии.

Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправаданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.

Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедай Твоих желах.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллйлуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Господи помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшего

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо И согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Трисвятое, по Отче наш.

И тропари, глас 2-й

Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Господи, помилуй (40 раз).

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:

  • Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
  • Молитва за умирающего
  • Молитва по исходе души из тела
  • Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
  • Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
  • 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
  • Последование панихиды
  • Чин литии (заупокойное поминовение), совершаемой мирянином дома и на кладбище
  • Акафист за умершего
  • Молитва за всякого усопшего
  • Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
  • Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
  • Молитва Ангелу хранителю усопшего
  • Молитва родителей за умерших детей
  • Молитва детей за умерших родителей
  • Молитва вдовицы за супруга
  • Молитва вдовца за супругу
  • Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
  • Молитва за наставников и воспитателей
  • Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
  • Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
  • Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
  • Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
  • Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
  • Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/molitva-ob-usopshih-do-40-dnej-kafizmy/

Текст псалтырь по усопшим до 40 дней

Чтение псалтири по усопшим до 40 дней

Святой обязанностью каждого православного христианина является чтение молитв за близких людей, покинувших наш бренный мир.

Псалтырь по усопшим — Богослужебная книга, которую рекомендуется читать на протяжении сорока дней с момента смерти.

Это позволит избежать блужданий в стереотипах, условностях и правилах, которыми обросло это Богоугодное дело — молитва о душе усопшего близкого человека.

Как православие понимает усопших

Сегодня, чтобы помянуть усопших следует читать Псалтырь, который является сборником ветхозаветных псалмов. Чтение начинается в день, когда была зафиксирована смерть.

Делать это можно как очно, то есть находясь возле гроба умершего, так и заочно — находясь дома. Как правило, читают до сорока дней, после чего чтение прекращается.

Читающий может как произносить вслух молитву, так и не делать этого.

Псалтирь по усопшим давно занял достойное место в числе Богослужебных, ведь около половины текстов, произносимых во время церковной службы, взяты из этой книги. Ее позволяется читать сидя, поэтому она называется «седалищной» книгой, но можно это делать и стоя. Единственный запрет касается лежачего положения.

По мнению Святых отцов, стяжавшими Святой Дух, благодаря своему отношению к Отцу Небесному, молитвы, при чтении которых нет скорби в сердце и тело не утруждается — не будут услышаны Богом. Разрешение читать Псалтырь сидя призвано отделить Новый Завет от Ветхого. Ведь Евангелие не разрешается читать кроме как стоя.

По сути своей, Псалтири по усопшим представляют собой сборник псалмов.

Это полумолебенные, полупоэтические тексты, в которых отражаются практически все существующие состояния человека, уже начавшего свои отношения с Отцом Небесным.

Написаны они были несколькими авторами, однако написанием основного содержания занимался ветхозаветный царь, которого звали Давид. Среди мирян он прославился своей битвой с Голиафом.

Однако Бог его любит за иные заслуги:

  • Кротость.
  • Незлобивость.
  • Способность прощать.
  • Отсутствие стремления отомстить врагам своим.

Все эти качества, дарованные нам Богом, во времена Давида встречались чрезвычайно редко. По этой причине данный святой перед Господом нашим муж выразил свои чувства в псалмах, которые настраивают всякого их читающего на умиротворенный лад.

А когда душа наполняется состоянием и настроением, созвучным с Богом, она приятна Отцу Небесному. А потому он ее слышит и готов отвечать на исходящие от нее просьбы и потребности. Посредством этого может быть оказана большая польза усопшему.

Текст Псалтыря по усопшим до 40 дней, чтобы он удобно читался, разделен на двадцать глав. Называется каждая из них «кафизмой». В нее, в свою очередь, входят три или четыре псалма. В соответствии с благочестивой традицией в один из первых трех дней после смерти, но до погребения надо прочесть полностью всю книгу возле гроба усопшего.

Схема чтения Псалтыри

Владыкой Афанасием (Сахаровым) множество трудов было посвящено, чтобы помочь разобраться с порядком чтения Псалтири по усопшим. Им сказано о том, что только соблюдение некоторых правил позволит провести все без дополнительных трудностей, действенно и правильно. По его мнению, нет необходимости в прочитывании молитвы, располагающейся после каждой из кафизм.

Их предназначение — простое келейное правило. Речь тут идет о тех случаях, когда люди включают в свое каждодневное молитвенное правило дополнительно несколько кафизм из Псалтири. И делают они это исключительно ради молитвы к Господу.

Также владыка говорит, что следует считать более «соответственным» произнесение специальной заупокойной молитвы не только после каждой «Славы» (Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу), но и после завершения кафизмы. Ее начальные слова: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде…». Кроме того, по мнению владыки, приличествует положение пяти земных поклонов. При этом трижды читается самый тропарь.

Древней практикой предписывается предварять заупокойное чтение Псалтыри прочитыванием Конона за умершего. После его завершения и начинаются псалмы. По прочтении всей книги следует вновь вернуться к заупокойному Канону. А после него можно вновь вернуться к боговдохновенной книге. И далее таким же образом, на протяжении всего времени прочтения Псалтыри за упокой.

В каком порядке читаются псалмы

Порядок, в котором осуществляется чтение Псалтири об усопшем, четко установлен. Место этого церковного богослужебного текста, как правило, размещается до первого псалма. Может быть использована следующая схема:

  1. Произносится предначинательная молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  2. Дальше «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
  3. После этого призывают Дух Святой, чтобы молиться совместно с Богом «Царю Небесный…». Нельзя забывать, что молитва не является исключительно просьбой, она еще и общение.
  4. Приступают к чтению кафизмы.
  5. Каждая «Слава» («Слава Отцу…») сопровождается чтением поминальной молитвы.
  6. На завершающем этапе молебствия обращаются с молитвой к Пресвятой Богородице «Достойно есть…». В соответствии с правилами моление, начинающееся с призвания Духа Святого, должно заканчиваться благодарственным обращением к Царице Небесной.

Молитва об усопшем 40 дней

Большое количество людей еще не верующих, но находящихся в поиске истины, смущают категоричные утверждения и конкретные цифры. Ведь не существует сроков, которые были зафиксированы и документально подтверждены, через которые с душой человека все нормализуется при условии осуществления определенных действий.

И этих людей можно понять. Никто никогда не документировал ничего подобного. Но тут человек должен уяснить для себя одну истину: с Богом можно взаимодействовать только через веру. И Господь сам об этом говорил.

По этому поводу может быть проведена очень простая, хотя может и несовершенная аналогия: чтобы магнит начал проявлять свои свойства ему необходим металл. Это обязательное условие. Тот, кто хочет иным способом начать взаимодействовать с магнитом, чтобы коснуться его свойств, может высказывать свое несогласие и недовольство, но магнит все равно будет безмолвствовать.

Открытие для человека взаимодействия с Богом возможно только через веру. И этот путь уже прошло огромное множество людей. Некоторые из них посредством приближения к Богу смогли получить некоторые из его свойств:

  • Преодоление естества.
  • Любить божественной любовью.
  • Исцелять.
  • Заниматься изгнанием злых духов.
  • Лицезреть будущее.
  • Осознавать истинное положение вещей.

Основываясь на множестве примеров из Нового Завета, в которых Иисус творит чудеса можно сказать, что в человеке он, будучи Богом и Сыном Бога, ищет способность нести безоговорочную веру в Него и Его всемогущество.

Начать надо с малого: поверить в наличие некоторого церковного опыта, а также людей, уже приближавшихся к Богу. Даже невзирая на то, что опыт может, на первый взгляд, показаться несколько мистическим.

Так, сведения о сорока днях донесла до нас блаженная Феодора. Этой святой женщине была предоставлена возможность после смерти рассказать, что именно столько дней ей понадобилось, чтобы дойти до Рая. Она же рассказала с чем приходится сталкиваться душе человека пока она движется от земли к Царствию Божию. После этого и появилась эта цифра — 40 дней.

Опыт святой Феодоры помог нам точно узнать о том периоде, который очень важен для тех, кого уже призвали от земли бренной в иное бытие. Поэтому мы наверняка знаем почему настолько необходимо умершему человеку наше непрерывное присутствие на протяжении сорока дней.

Почему читается именно Псалтырь

Обоснованно это следующими аргументами:

  • Псалтырь считается одним из самых эффективных способов оказать помощь усопшему. Ведь всем известно, что на пути, который преодолевает душа до вновь обретенной небесной родины, ей строят разные козни бесы. Эти злые духи претендуют на право быть таким же распорядителями душ, как и сам Господь.
  • В сборнике псалмов выражены наивысшие качества человеческой души, освященной Богом, соединенной с Его Духом и оттого имеющей особое влияние.
  • Пока не появился Новый Завет, именно с помощью Псалтыря можно было осуществить освобождение человека от злых духов.
  • С помощью Псалтыря душа, возносящаяся к Богу, ограждается от соблазняющих ее злых духов. Он же духовно поддерживает молящегося. Помогает выразить все свои чувства, чему способствует отражение в этой великой книге всех ситуаций, которые могут возникнуть у христианина на долгом жизненном пути.

Понимание псалмов

В рекомендациях по этому вопросу имеются некоторые расхождения у богословов и священников:

  1. Вариант первый. По мнению некоторых, читать Псалтирь следует вне зависимости от того, понимает ли читающий смысл прочитанного. Главным аргументом является утверждение, что даже когда человеку не дано понять суть прочитанного, она ясна для лукавых духов. И они отступают, чувствуя тут действие самого Бога. После какого-то времени человеку, регулярно молящемуся, становится понятен смысл текста, так как Господь начинает его открывать ему. Процесс этот не быстрый, но постепенно он все равно происходит.
  2. Вариант второй. Его сторонники считают, что следует пользоваться переводами текстов на современный русский. Если в тексте попадаются термины, выражения или слова, которые не удается понять то их, по мнению адептов этого варианта, следует переводить на русский, пользуясь для этой цели церковнославянским словарем. Они советуют обращаться к историческим справкам о том, как создавался тот или иной псалом и пользоваться разъяснениями теологов и святых отцов.

При желании подобные пояснения могут быть найдены в лавке при церкви или на познавательных сайтах христианской направленности.

Хорошим средством для понятия смысла, заложенного в каждый отдельный псалом, является изучение Священного Писания.

Так, например, пояснения к пятидесятому псалму можно найти во Второй книге Царств, где рассказывается обо всех переживаниях царя Давида сподвигших его на ее написание.

Для любого чтеца Псалтыри, вне зависимости от наличия у него опыта, лучше молясь стоять, если нет крайней нужды сесть. При этом не может быть допущено никакой небрежности, так как она оскорбляет священный обряд, благословенный Святой Церковью и слово Божия. Небрежно прочтенное оно не может соответствовать чувствам и намерениям молящегося христианина.

Источник: https://ProPohoroni.ru/traurnaya-rech/tekst-psaltyr-po-usopshim.html

Псалтирь по усопшим

Чтение псалтири по усопшим до 40 дней

Непосредственно после смерти над покойником произносят молитву о разлучении души и тела. Затем три или сорок дней читается Псалтырь. Это нелегко и его читают все родственники поочередно.

Читать также может любой мирянин, но присутствие родственника желательней. В первые три дня заказывают сорокоуст, а также на сорок дней, шесть месяцев или год.

В этот период за покойное лицо будут молиться.

Обряд панихиды заказывают до похорон. Родственники покойного посещают церковь в любой день и ставят свечку на канунный стол, который находится в церкви с левой стороны.

Перед этим крестятся два раза, зажигают свечку и помещают в специальную ячейку со словами: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)». Чтобы свеча хорошо схватилась, с другой стороны немного над огнем разогревают.

Ставят их можно в любой день с первого по сороковой.

С девятого по сороковой день следует особенно молиться об умершем человеке. В такие дни:

  • приходят до начала божественной службы и подают записку, в которой указывают «новопреставленный» и имя;
  • в церковь на службу приносят кутью, которую делают из пшеницы с медом.

Пшеница — это символ жизни после кончины, а мед это радость жизни в раю. Кутья освящается и благословляется священником. Затем можно ее забрать на поминальный обед.

На могилке покойного читается лития, ее читают в доме с покойником и церкви. Сороковой день считается самым важным для души умершего человека и церковная молитва совершается в этот день. Если родственники не смогут собраться на сороковой день, то можно поминать раньше.

После сорока дней проводится литургия в родительские субботы:

  • на Радоницу и годовщину смерти;
  • для погибших на воинской службе — в Дмитриевскую субботу и 9 мая.

Через год после смерти подается записка о молитве, посещают кладбище и приглашают родственников на поминальный обед.

О Псалтири

Название книги Псалтирь (на греческом «Псалтирион») происходит от струнного музыкального инструмента, при помощи которого в древности (в частности, в Ветхом Завете) исполнялись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Уже это свидетельствует о том, что священные псалмы – это религиозные песни, исполнявшиеся верующими по тому или иному поводу.

Псалтирь входит в группу ветхозаветных учительных книг, то есть ее основная душеполезная составляющая заключается в научении, назидании и помощи человеку на его пути к Богу. Главные темы Псалтири, по которым, собственно, верующие и прибегают к этой книге – покаяние, поиск Бога, просьбы о помощи и заступничестве, благодарение Бога и т.п.

Основным автором Псалтири является святой царь и пророк Давид, хотя множество псалмов в книге ему и не принадлежит, их авторы — другие ветхозаветные праведники.

Изначально Псалтирь предназначалась преимущественно для народа Израиля, однако святые отцы христианства включили ее в общий канон Священного Писания, как духовно ценную и полезную для всех христиан, как часть Откровения Божия.

Читаем Псалтирь дома

В связи с важностью этой книги для верующих, часто (особенно от новоначальных) можно услышать вопросы наподобие — можно ли читать Псалтирь дома и как правильно читать Псалтирь дома каждый день?

Строгих канонических правил относительно того, как читать Псалтирь дома мирянам, в Церкви нет, однако существуют определенные рекомендации, основанные на устоявшейся традиции, схожей с богослужебной.

Согласно таким советам, читать Псалтирь каждый православный христианин должен, по возможности, ежедневно. Во многом это связано с тем, что чтение этой книги дома неразрывно связано с использованием ее в храмовом богослужении.

Так, чтение Псалтири с утра приготовляет человека к богослужению и укрепляет его в течение целого дня. Вечернее чтение псалмов в завершение дня символически завершает и церковное богослужение. Именно поэтому, в независимости от того, был человек на богослужении или нет, — чтение Псалтири должно быть частью его домашнего молитвенного правила. Особенно такое чтение важно в Великий пост.

Есть в Церкви советы относительно порядка чтения священных псалмов по дням недели. Так:

  • в воскресенье выделяется чтение 23-го псалма,
  • в понедельник – 47-го,
  • во вторник – 66-го,
  • в среду – 93-го,
  • в четверг – 49-го,
  • в пятницу – 92-го,
  • в субботу – 91-го.

При этом чтение псалмов начинается с воскресенья потому, что именно с этого дня начинается каждая новая церковная неделя.

Читать Псалтирь, конечно, лучше стоя, так как это все-таки книга священная. В тоже время, при чтении святых псалмов главное все же не расположение человека, а его внутреннее состояние, о чем, кстати, говорили святые отцы и подвижники благочестия.

Что касается вопроса — в какие дни и когда нельзя читать Псалтирь дома – по усопшим или другому поводу, то здесь тоже есть устоявшаяся традиция. Согласно ей, Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (воскресенья) (Антипасхи), когда в течение десяти дней отменяется всякое чтение этой книги.

как правильно читать Евангелие дома?

Правила чтения Псалтири дома – по усопшим или за здравие

Наиболее распространенные вопросы по поводу чтения Псалтири дома касаются правил ее чтения по усопшим и о здравии членов семьи.

По усопшим

Отвечая на вопрос, как читать Псалтирь по усопшим дома, следует отметить, что обычай читать псалмы по умершим является древней традицией.

В таком чтении собственно псалмы чередуются с особыми молитвами, в которых упоминается имя покойного. При этом читать псалмы дома можно как об одном скончавшемся христианине, так и вообще о многих усопших.

И, конечно, важно отметить, что чтение Псалтири по усопшим может совершать любой благочестивый мирянин.

Читаются псалмы следующим образом – непрерывно (кроме того времени, когда при гробе усопшего совершаются панихиды и особые службы – литии) до погребения усопшего, а также после погребения – в его память. При чтении Псалтири за упокой души существует определенный порядок исполнения кафизм (частей, на которые разделена Псалтирь).

Так, каждая кафизма начинается молитвословием «Приидите, поклонимся…» (трижды); после каждой «Славы» кафизмы читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», текст которой помещен в конце последования по исходе души. В этой молитве особо поминается имя усопшего.

По окончании каждой кафизмы читаются Трисвятое по «Отче наш», тропари покойны и особая для каждой кафизмы молитва.

Подробнее о порядке чтения псалмов и молитв по усопшим можно узнать непосредственно в изданиях Псалтири с соответствующими пояснениями.

О здравии

Отвечая на вопрос, как правильно читать Псалтирь о здравии дома, необходимо заметить, что чтение псалмов совершается таким же порядком, как и по усопшим, только с заменой молитв за упокой на молитвы о здравии живых. Подобный порядок также подробно представлен в изданиях Псалтири с пояснениями.

В качестве примера отметим, что, например, во время болезни церковная традиция предлагает верующим обращаться к псалмам:

  • 29-му «Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси»,
  • 46-му «Вси языцы восплещите руками»,
  • 69-му «Боже, в помощь мою вонми».

Псалтири в каталоге интернет-магазина

статьей в социальных сетях:

Источник: https://rostovhramvrs.ru/psaltir-po-usopshim/

Псалтирь читают над телом умершего до его погребения и после, до сорока дней

В Православной церкви установился обычай чтения Псалтири над телом умершего до его погребения и после похорон до сорока дней. Чтение псалмов является мольбой за душу новопреставленного и успокаивает сердце скорбящих родных и близких.

Неусыпаемая Псалтирь об упокоении в Храме (особый род молитвы, которая читается круглосуточно)

В Апостольских постановлениях сказано совершать чтение псалмов и молитвы по усопшим на третий день, девятый и сороковой. Однако, преимущественно чтение совершается в течении трех или сорока дней.

Читать Псалтирь по усопшему разрешается как церковному чтецу, так и мирянину. Для этого благочестивому христианину необходимо обладать навыком чтения Псалтири.

Хорошо, когда таким навыком обладает родственник или близкий покойного, ибо молитвенное обращение к Господу со стороны знающих умершего людей обладает великой силой.

Читаются кафизмы одна за другой по порядку. Однако, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Если удалось установить череду, то Псалтирь читается все время до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности. Но желательно совершать Псалтирь по усопшему до 40 дней, читая хотя бы одну кафизму в день.

Кафизмы – это разделы на которые разделена Псалтирь. Всего в Священной книге 20 кафизм, примерно равной длины, каждая из которых содержит разное число псалмов.

Порядок чтения Псалтири по усопшему (по новопреставленному)

Традиция совершать чтение Псалтири по новопреставленному являет собой многовековую традицию. Со временем установился определенный порядок чтения Священной книги.

В момент смерти или непосредственно после нее чтение Псалтири по окончанию молитвословия следует начинать с «Последование по исходе души от тела». Это молитвенное обращение должно облегчить душевные страдания умирающего. По ее прочтении родственники начинают чтение псалтыри по усопшим.

Перед первой кафизмой после канона «Достойно есть», необходимо произнести Канон по усопшему до 40 дней. Если чтение Псалтири совершается у гроба новопреставленного, то сначала священнослужителем произносится «Последование по исходе души и тела». Затем начинают читать Псалтирь.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» При чтении кафизмы по каждой «Славе» произносится: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имена умерших православных христиан перечисляются в родительном падеже).

Затем, перед чтением следующей части кафизмы, произносим:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Следом читается «Молитва за единоумершего до 40 дней»:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда…»

По прочтению «Молитвы за единоумершего до 40 дней» читаются псалмы. По окончании чтения Псалтири чтец произносит Канон за единоумершего (об усопшим) следом чтение опять начинается с первой кафизмы. И снова повторяется в том же порядке во все время чтения Священной книги.

Когда вся Священная книга прочитана, следом положены специальные молитвы после Псалтыри по усопшему. В молитвослове они называются “по прочтении Псалтири или нескольких кафизм”.

Существует также и другие правила чтения псалмов по усопшему у гроба. В Псалтири, изданной Московской Патриархией в 1973 году, рекомендуется после первой и второй «Славе» произносить «Молитву за всякого усопшего христианина»:

После прочтения кафизм, читаются «Тропари покойны»:

«Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

https://www.youtube.com/watch?v=R4to2WI1e9c

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.»

Следом читаются молитвы, которые положены по прочтении кафизмы.

Во время пасхальной седмицы прочтение Псалтири в Храмах останавливается, но, тем не менее, в настольной книге священнослужителя сказано: «можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы.» Достаточно по окончании кафизмы и «Славы» добавить пасхальные песнопения.

Читать Псалтирь об усопшем следует до 40-го дня (и более) хотя бы по одной кафизме в день.

На совершении Псалтири, в отличие от Литургии, разрешено поминать и некрещеных умерших (это оговаривается с духовником).

В заключение стоит добавить, что читается Псалтирь (в ногах у гроба усопшего), преимущественно стоя, разве только исключительная крайность не вынуждает его сесть.

Дома читать Псалтырь за упокой можно с благословления батюшки и при соблюдении определенных правил

Помимо церковного чтения, сложилась давняя православная традиция совершения Псалтири дома – келейно. Каждый христианин может читать Священную книгу самостоятельно дома, без участия священника.

Дома Псалтирь читается с разрешения батюшки, при зажжённой свече, соблюдая правила чтения

Православные верующие часто задаются вопросом – как читать Псалтирь по усопшему? Как правильно читать?Совершать чтение Псалтири можно по соглашению – несколько верующих объединившись, прочитывают весь Псалтирь за день. Если читают двадцать человек, то каждый произносит по одной кафизме. Если десять, то по две кафизмы. Если человек один читает Священную книгу – одна кафизма в день.

Для прочтение Священной книги дома рекомендуется соблюдение определенных правил, которые складывались на протяжении многих веков:

  • Прежде чем приступить к чтению Псалтири, желательно получить благословление у батюшки.
  • Дома Псалтирь читается при зажжённой свече или лампаде.
  • Правильная расстановка ударений особенна важна при прочтении псалмов. Допущенная ошибка может привести к искажению смысла не только одного слова, но и целых фраз. Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы.
  • Чтение должно быть монотонным, негромким, без лишних эмоций. Это помогает человеку сосредоточиться на молитве, быть более внимательным, повышает понимание текста.
  • Название псалмов читать не обязательно.
  • Вовремя произнесении псалмов разрешается сидеть. Только во время прочтения Славы, предначинательных и заключительных молитв необходимо стоять.
  • При домашнем чтении на Славах произносятся псалмы о здравии и по усопшим.
  • Не стоит смущаться или унывать, если смысл молитв не особо ясен. Со временем смысл древних текстов раскроется и будет понятен.

Порядок чтения Псалтири по усопшему келейно (то есть, у себя дома)

Получив разрешение читать псалмы дома, верующий, стараясь соблюдать все вышеизложенные правила, может приступить к совершению Псалтири.

К дополнению необходимо ознакомиться с порядком чтения Псалтири по усопшему:

  • Прежде чем начать читать Псалтирь настоятельно советуется произнести предначинательную молитву. С не начинается любое молитвословие и читается она перед всеми другими молитвами. Найти предначинательную молитву можно в любом православном молитвослове.
  • На каждой «Славе» во время домашнего чтения следует поминать усопших. При этом называется имя умершего с присоединением «новопреставленного».
  • После каждой кафизмы произносятся положенные тропари и заупокойная молитва.
  • По совершении всей Псалтири должны читаться специальные молитвы, называемые в молитвослове “по прочтении Псалтири или нескольких кафизм”. Все их вы сможете найти в Псалтири.

В заключении стоит добавить, что читать Псалтирь необходимо с покаянием, смирением и благодарностью. Эти неотъемлемые черты молитвы делают ее живой.

Источник: https://hranitel.club/344-psaltir-po-usopshim

Молитвы родственников о новопреставленном дома и в храме, как читать Псалтирь до 40-го дня

Чтение псалтири по усопшим до 40 дней

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу.

Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия.

Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

  • Чтение Псалтири по новопреставленному
  • Молитва о новопреставленном
  • Заказ сорокоуста в храме
  • Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день
  • 3-й день, погребение
  • 9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»
  • 40-й день, определение места пребывания души
  • Родительские субботы
  • Домашняя молитва о новопреставленном

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года. За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь. При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз. За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Молитва о новопреставленном

Псалтирь состоит из 20 кафизм, каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное».

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений, составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» — надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» — эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» — грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» — получить часть вечных благ;
  • «Аминь» — всё сказанное — истина.

Заказ сорокоуста в храме

Важной частью молитвы за новопреставленного является церковная служба. Близкие умершего выбирают храмы, где богослужение проводится ежедневно и заказывают сорокоуст об упокоении.

Делать это желательно в день смерти, но допустимо заказать молитву и в день погребения. Сорок дней, перед служением Литургии, за усопшего будет выниматься частичка просфоры с упоминанием его имени.

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

  • до 3-го дня душа находится при теле, наблюдая скорбь и молитву близких, посещая дорогие сердцу места;
  • с 3-го по 9-й день ангелы возносят душу умершего на небо, показывая ей райские обители;
  • с 9-й по 40-й день душа проходит мытарства, отвечая за каждый грех, совершённый при жизни и не очищенный покаянием;
  • в 40-й день душе выносится приговор, в какое место она будет помещена ожидать Страшного Суда, который совершится над всеми после конца мира.

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) — православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

https://www.youtube.com/watch?v=qFvAmuqUEVw

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду. Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды.

К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ.

Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза, в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается, но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии, на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения — Родительские субботы — приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике. Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе.

К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета.

Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

В западных странах по покойному могут читать Евангелие, в русской традиции Св. Писание читается только над гробом епископа или священника.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

Источник: https://pravoslavie.guru/molitvoslov/molitvy/kak-chitat-molitvy-o-novoprestavlennom-doma-i-v-hrame.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.