Что значит трисвятое по отче наш?

Содержание

Молитва трисвятое по отче наш

Что значит трисвятое по отче наш?

  • 0 Сохранили
    • 9Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Самой интересно читать такие подробности, да и как правильно молиться знать тоже не помешает большинству. Молитва-то очень популярная

    НАЧАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ

    Эти молитвы читаются в начале домашнего молитвенного правила и большинства церковных богослужений. Их должен знать наизусть всякий православный христианин.

    Аще иерей: Благословен Бог наш:

    Аще ли не иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    По совершении положенных поклонов, священник возглашает 1 : Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

    Мы же отвечаем 2 : Аминь.

    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

    Молитва Святому Духу

    Ц арю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Ц арь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. 3

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

    Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) 4

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

    Молитва Святой Троице

    П ресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    П ресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

    Господи, помилуй, трижды.

    Господи, помилуй. (3)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

    Молитва Господня

    О тче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    О тче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

    Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

    Таже: Господи, помилуй, 12.

    Господи, помилуй. (12)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

    Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

    Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.

    После начальных молитв читается последование той или иной службы.

    Примечания

    1 Мирянин, начиная молитву, осеняет себя крестным знамением со словами:

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

    Вместо же начального возгласа священника говорит:

    По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

    Тот же возглас заменяет все священнические возгласы. Всё, произносимое во время службы священником и диаконом, опускается.

    2 Названия молитв и пояснения (набранные другим шрифтом) вслух не читаются.

    3 Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи “Христос воскресе:”, от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы после начального возгласа сразу читается Трисвятое.

    4 Эта молитва, как правило, читается с крестным знамением и поясным поклоном. Последующие молитвы до “Отче наш” включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается “далее Трисвятое” или “далее Трисвятое, по “Отче наш”.

    5 Там, где в богослужебных книгах напечатано: Слава: следует читать полностью: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу”. Где напечатано: И ныне: читай: “И ныне, и всегда, и во веки веков.

    Аминь”. Где напечатано: Слава, и ныне: – читается всё славословие полностью. Знак ” : ” указывает на то что даются лишь первые слова текста (обычно хорошо известного и часто повторяющегося).

    (c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

    При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

    Трисвято́е по Отче наш

    Если взять в руки православный молитвенник, канонник или иную старопечатную богослужебную книгу, то можно встретить сокращенные обозначения тех или иных молитв, которые не всегда понятны начинающему.

    Это связано, думается, не только с экономией бумаги: краткие и часто повторяющиеся молитвы в старину люди знали наизусть.

    Более того, в самых древних служебниках не только основные молитвы, но и целые фрагменты Богослужения давались в краткой форме.

    Одним из наиболее часто встречающихся в наши дни сокращением во время богослужения является молитвенное последование, известное как «Трисвято́е по Отче наш».

    В него входит ряд кратких молитв, начинающихся с обращения к Пресвятой Троице — «Трисвято́е» и заканчивающихся молитвой Господней — «Отче наш», которая наиболее часто повторяется во время богослужения.

    Трисвято́е по Отче наш. Текст, перевод и значение молитвы

    «Трисвято́е и по Отче наш» читается в храме и дома, во время краткого молитвенного домашнего правила и на торжественных православных богослужениях.

    Эта молитва также учит о троичности лиц в Боге и единству существа Пресвятой Троицы: «Господи, очисти» указывает на Отца, «Владыко, прости» — на Сына, «Святыи, посети» — на Святого Духа; а слова «имене Твоего ради» указывают на нераздельность Их по существу.

    Мы просим Отца: «очисти», имея между Ним и нами Посредника (I Тим. 2, 5). К Сыну же говорим: «прости», так как Он снизошел к нам, пострадал за нас, а мы, часто гневаем и оскорбляем Его.

    А к Духу Святому говорим: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас.

    Отец наш небесный, пусть прославляется имя Твое, пусть настанет Твое царство, пусть будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Дай нам хлеба, необходимого для существования сегодня и на всякий день. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним нашим. Не допусти нас впасть в грех и всякие греховные соблазны; но избавь нас от лукавого, т.е. от диавола, и от всего дурного.

    Эта молитва называется Господней потому, что сам Господь Исус Христос научил так молиться своих учеников (Мф. 6:9 и Лк. 11:2).

    Во время чтения «Трисвятого по Отче наш» нельзя ходить и сидеть, в какой бы момент богослужения ни совершались эти молитвы. Несколько раз во время службы «Отче наш…» читается или поется отдельно от «Трисвята́го». Молитву Господню следует произносить и слушать с особенным вниманием, не отвлекая других молящихся ходьбой и разговорами.

    &laquoРусская вера&raquo

    При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна!

  • Источник: https://xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-trisvyatoe-po-otche-nash/

    Молитва троице трисвятое

    Что значит трисвятое по отче наш?

    Советуем ознакомиться молитва троице трисвятое с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

    (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Крепкий — сильный; Безсмертный — неумирающий, вечный.

    Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь». Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой.

    Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимой силой на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось.

    В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям.

    Так как в этой молитве слово святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слава — хвала; ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, или в бесконечные веки.

    В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

    Перевод: Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Аминь.

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Пресвятая — в высшей степени святая; Троице — Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; грехи и беззакония — дела наши, противные воле Божией; посети — приди; исцели — излечи; немощи — слабости, грехи; имене Твоего ради — для прославления имени Твоего.

    Перевод: Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.

    Господи, помилуй. (Трижды)

    Помилуй — будь милостив, прости.

    Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз — для освящения всей нашей жизни.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Отче — Отец; Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный; да — пусть; святится — прославляется; яко — как; на небеси — на небе; насущный — необходимый для существования; даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день; остави — прости; долги — грехи; должником нашим — тем людям, которые согрешили против нас; искушение — соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

    Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва для всех.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами и который мы называем небом.

    Да святится имя Твое — то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Да приидет Царствие Твое — то есть удостой нас и здесь, на земле, Царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.

    Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно и без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе.

    Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. Хлеб наш насущный даждь нам днесь — то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный.

    Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего Пречистое Тело и Честная Кровь в таинстве Святого Причащения, без которого нет спасения в вечной жизни.

    Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется — заботится о нас. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — то есть прости нам грехи наши так, как и мы сами прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели.

    В этом прошении грехи наши названы долгами нашими, потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся должниками пред Богом. И вот если мы сами не будем искренно прощать наших должников, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит.

    Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос. И не введи нас во искушение — искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное или дурное. Мы просим — не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают. Но избави нас от лукаваго — то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.

    Перевод: Отец наш Небесный! Да святится имя Твое; да приидет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам д€олги (грехи) наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не допусти нас до соблазна, но избавь нас от лукавого (диавола).

    Православная молитва «Трисвятое» (текст на русском языке)

    Молитва равно таинство. Это некое отношения человека к Богу. Молитва – человеческая связь с Господом, разговор с ним. Молитва «Трисвятое» текст которой вы можете прочесть ниже, это очень простая, но действенная молитва Господу которую можно читать по любому поводу в повседневной жизни.

    Православная молитва «Трисвятое» текст на русском языке

    Сила молитвы в жизни каждого

    Молитва несет в себе очень глубокий смысл. С помощью неё мы можем поблагодарить Господа, восхвалить его, попросить о помощи либо о прощении. В момент просьбы о прощении мы таким образом признаемся в грехах, осознаем их и очищаем себя. Когда начинаем восхвалять Бога, то это обозначает, что мы радуемся жизни, миру, тому что имеем, то что дышим и живем.

    Не редко мы просим о желаниях. В этот момент мы проникаем в глубь себя и находим истинные потребности. С помощью молитвы человек может вернуться к себе настоящему, такому, каким он был создан изначально.

    Но молитва, это не обычный пересказ по памяти или подбор слов, это то, что исходит от души. И ту молитву можно засчитать, которая произнеслась из глубины. Это возможно только, когда мы начнём понимать значение её в нашей жизни и только тогда мы серьезнее станем относиться к её прочтению.

    Текст молитвы

    ниже мы приводим полный текст молитвы «Трисвятое» на русском языке с ударениями:

    Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

    Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

    Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

    История Молитвы Трисвятое

    Чем чаще мы будем пропускать через себя молитву, тем больше мы будем духовно наполняться и приобщаться к духовной жизни.

    Каждый молящийся не должен думать о результате от молитвы. В этот момент нужно все свои мысли обратить и направить к Богу. Он для всех нас является источником всего. Силы, жизни и разного блага. Он сам знает, кому, когда и что давать. И забирает он тоже только тогда, когда по его мнение самое время.

    Для того, чтобы быть христианином достаточно будет 5 минут утром и вечером, уделенных молитве. Но это возможно в том случае, если она произносится от души, с чувством и пониманием. Мысль во время молитвы должна соответствовать словам, глубинное понимание проговариваемых слов всегда будет услышано.

    История Молитвы «Трисвятое»

    • Эта молитва всегда читается трижды во имя всем известной Святой Троицы. «Ангельская песнь» вот ещё одно название этой молитвы.
    • Трём святым христиане стали молиться после землетрясения в Константинополе , во время которого пострадало очень много домов и поселений.. Когда народ прибавил к молитве Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный» слова помилуй нас, то землетрясение в миг остановилось.
    • Святой Боже – первое лицо Бог Отца. Святой Крепкий – Сын Бога. Он такой же, как и Отец – всемогущий. Святой Бессмертный – Святого Дух, который не только вечен сам по себе, а дает жизнь всем живым существам.
    • Называется молитва Трисвятое, потому что каждое слово «святый» повторяется в ней трижды.

    Положение тела при молитве

    Во время молитвы используются разные позы и жесты. Молиться можно стоя, можно на коленях, можно с руками перед собой, иногда делаются поклоны. Вообще, очень важно, чтобы молящийся задействовал и тело. Можно, конечно молиться и лежа, но это в том случае, если Вы болеющий. Либо в путешествии, мы сидя про себя молимся.

    Но в обычной жизни, необходимо придерживаться молитв стоя, а если Вы попали на службу в Храме, то там необходимо соответствовать прихожанам. Приучайте себя к Молитве и Ваша жизнь непременно станет налаживаться. Будьте благодарны за то, что имеете.

    Петру и Февронии

    Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

    Статьи на похожие темы:

    Источник: https://xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-troitse-trisvyatoe/

    Царю небесный трисвятое молитва

    Что значит трисвятое по отче наш?

  • Сохранили
    • 9Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки

    Самой интересно читать такие подробности, да и как правильно молиться знать тоже не помешает большинству. Молитва-то очень популярная

    Трисвято́е по Отче наш. Текст, перевод и значение молитвы

    «Трисвято́е и по Отче наш» читается в храме и дома, во время краткого молитвенного домашнего правила и на торжественных православных богослужениях.

    Эта молитва также учит о троичности лиц в Боге и единству существа Пресвятой Троицы: «Господи, очисти» указывает на Отца, «Владыко, прости» — на Сына, «Святыи, посети» — на Святого Духа; а слова «имене Твоего ради» указывают на нераздельность Их по существу.

    Мы просим Отца: «очисти», имея между Ним и нами Посредника (I Тим. 2, 5). К Сыну же говорим: «прости», так как Он снизошел к нам, пострадал за нас, а мы, часто гневаем и оскорбляем Его.

    А к Духу Святому говорим: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас.

    Отец наш небесный, пусть прославляется имя Твое, пусть настанет Твое царство, пусть будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Дай нам хлеба, необходимого для существования сегодня и на всякий день. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним нашим. Не допусти нас впасть в грех и всякие греховные соблазны; но избавь нас от лукавого, т.е. от диавола, и от всего дурного.

    Эта молитва называется Господней потому, что сам Господь Исус Христос научил так молиться своих учеников (Мф. 6:9 и Лк. 11:2).

    Во время чтения «Трисвятого по Отче наш» нельзя ходить и сидеть, в какой бы момент богослужения ни совершались эти молитвы. Несколько раз во время службы «Отче наш…» читается или поется отдельно от «Трисвята́го». Молитву Господню следует произносить и слушать с особенным вниманием, не отвлекая других молящихся ходьбой и разговорами.

        молитва, православный, трисвятой

  • Источник: https://a-s-v.ru/pravoslavnaya-molitva-trisvyatoe/

    Трисвятое

    Что значит трисвятое по отче наш?

    Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб.

    Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.

     6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».

    Текст молитвы[ | ]

    Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, помилуй насъ(трижды)

    Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος Ισχυρός, Ἅγιος Αθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (τρίς)

    Текст молитвы на разных языках см. также в Викитеке.

    История возникновения молитвы согласно византийской, халкидонской церковной традиции[ | ]

    Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).

    История введения в богослужение Трисвятого известна нам по преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII век) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471—479) и других современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны» — «распявшийся за нас»).

    За 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения, бывшего в Константинополе в 438—439 годах, когда народ на улицах с крестными ходами и общественными богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов:

    греч. «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος!».

    Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом начали петь Трисвятое, прибавив к нему:

    «ἐλέησον ἡμᾶς», что значит «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось.

    В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.

    Так говорит предание. Согласно другим источникам, происхождение Трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение. Так, например, монах Иов объяснял, что текст Трисвятого составлен из «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.

     6:3) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:3), где слово «живой» (ζών) заменяется более звучным словом «бессмертный» (ἀθάνατος). Николай Кавасила («Изложение Литургии», 20) принимает это объяснение Иова.

    Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Вселенского собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было Трисвятое, и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в Православной церкви.

    Священное происхождение Трисвятого признают и отцы Трулльского собора в особом 81 правиле.

    После Халкидонского собора, когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Прибавлены были упомянутые слова: «распныйся за ны» (греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы.

    Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века. Кнафей — константинопольский монах, строгий последователь монофизитства. За это он был изгнан из Константинополя.

    Снискавши благоволение Зенона, зятя царя, он вместе с ним отправился в Антиохию и здесь вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против антиохийского православного патриарха (456—468), которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам занял его место.

    Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь.

    В православной редакции Трисвятое относится ко всем трём Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского собора, но восстановлялись ереси II и III веков (, и савеллианская), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей низвержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году. Этим своим (81) правилом отцы Трулльского собора подтвердили всё, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осудили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку, и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме (греч. ἀναθεματίζομεν) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.

    В Римско-католической церкви Трисвятое входит в состав ряда молитвенных последований, в том числе Венчика к Милосердию Божию. Латинская форма звучит: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis». Трисвятое входит в чин мессы мосарабского обряда.

    Богослужебное употребление в византийской церковной традиции[ | ]

    Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая Троице→Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.

    В конце отпевания, после пения Вечной памяти, когда гроб ногами вперед выносится из храма, поется Трисвятое.

    На Литургии[ | ]

    На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:

    1. Сначала Трисвятое поют певчие.
    2. Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
    3. В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Бо́же, и виждь, и посети́ виногра́д сей, и утверди́ и, его́же насади́ десни́ца Твоя́».
    4. Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святы́й Бо́же», когда на юг — «Святы́й Кре́пкий», когда на север — «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
    5. Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
    6. Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
    7. Певчие поют «Сла́ва, и ны́не», «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз Трисвятое.

    Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.

    В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения.В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия» (см. Гал. 3:27):

    В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим»:

    Трисвятое по Отче наш[ | ]

    В богослужении Православной церкви часто используется стандартный набор чтения (чтецом), или пения (хором), строго определённых кратких молитв, начинающийся с трисвятого:

    • «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Бессме́ртный, поми́луй нас.» (3 раза — собственно Трисвятое),
    • «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.» (Краткое славословие),
    • «Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.» (Молитва ко Пресвятой Троице),
    • «Го́споди, поми́луй!» (3 раза),
    • «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
    • «О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.» (Молитва Господня),

    Священник возглашает:

    • «Я́ко Твое́ есть Ца́рство и Си́ла и Сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.»

    Хор (или чтец):

    Этот неизменный блок молитв в Типиконе обозначается: «Трисвятое по Отче наш», или просто «Трисвятое». Он присутствует не только в начальных молитвах, но и в середине и в конце разных чинопоследований.

    История возникновения молитвы согласно древневосточной, нехалкидонской церковной традиции[ | ]

    Возникновение Трисвятой песни Древневосточными церквями возводится к молитве Иосифа Аримафейского, стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас».

    В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу — одному из трех Лиц Бога[источник не указан 973 дня]. Это делает Трисвятую песнь выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признаётся Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог.

    В празндик Пятидесятницы Трисвятая песня поется Духу Святому, сошедшему на апостолов.

    Апологеты нехалкидонского исповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятой песни и “сказочную” историю о возникновении песни.

    Разделение трёх частей песни по Лицам Троицы, а именно — Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный. Впрочем, нельзя забывать, что св.

    Апостолы, например, в своей проповеди нередко употребляли именование «Бог» именно по отношению к Богу Отцу, не всегда прямо употребляя его тут же по отношению к Богу Сыну (см., напр., 1Пет. 1:3, 1Кор. 1:3); вместе с тем, разумеется, они почитали Христа Богом (напр., Ин. 20:28, Деян. 20:28)[1].

    Богослужебное употребление в древневосточной церковной традиции[ | ]

    В богослужебной практике Древневосточных православных церквей, в частности Армянской апостольской церкви, сложилась традиция использования разных окончаний Трисвятой песни, в зависимости от празднуемого на Литургии события к «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный» делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.

    Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».

    В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».

    В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».

    В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».

    В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».

    И другие…

    Литература[ | ]

    • Полный православный Богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. 1900, Стлб. 2175
    • Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913, с. 22-23.
    • Иеромонах Михаил (Арранц). Евхаристия Востока и Запада. Москва, 1999, с. 41.

    Ссылки[ | ]

    Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.