Да исполнятся уста наша хваления твоего господи

4473     Комментариев: 0

Напомним, что по завершении причащения народа священник возвращается в алтарь, ставит Чашу с Дарами на престол и затем, повернувшись лицом к народу, благословляет его словами 27-го псалма: “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”.

Хор после этого исполняет песнопение: “Видехом свет истинный”, радостно утверждая от лица всех участников литургии, что мы увидели свет истины, получили Духа Небесного, нашли веру истинную.

Все это побуждает человека к исполнению главного своего предназначения — поклонению Нераздельной Троице, “Та бо нас спасла есть”.

Во время пения священник кадит Святые Дары, находящиеся на престоле, затем берет Чашу и творит ею знамение креста над антиминсом, произнося тихо: “Благословен Бог наш”. Потом, развернувшись с Чашей и встав в Царских вратах, возглашает: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков” .

Эти слова должны напоминать нам о непреложном обетовании Спасителя пребывать с нами до скончания века (см.: Мф. 28, 20). Священник приподымает Чашу и благословляет ею народ.

А в ответ на это благословение все присутствующие в храме, за исключением причастившихся, полагают земной поклон перед Христом, являющимся нам в Святых Дарах.

Хор завершает это действие утвердительным “Аминь”, и священник переносит Чашу на жертвенник, произнося при этом слова из 107-го псалма “Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя” , ставит ее на жертвенник, кадит и поклоняется Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.

Священнодействия благословения Чашей народа и перенесения Даров на жертвенник объясняются толкователями как момент последнего земного свидания Спасителя с учениками и Его славного Вознесения: и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 51). Однако это также момент высочайшей, доселе невиданной славы для человеческой природы, прославленной и вознесенной во Христе на недостижимую прежде высоту — “одесную Отца” — как это утверждается в Символе веры.

Во время перенесения Святых Даров на жертвенник хор поет хвалебное песнопение благодарения и молитвы: “Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей…”. Это песнопение всегда исполняется радостно, скоро, напоминая нам о пасхальности литургии как таковой — о том откровении Царствия Божия, с которым соприкасаемся мы всякий раз при служении Евхаристии.

“Мир мирови Твоему даруй…”

Вслед за песнопением “Да исполнятся уста наша…” диакон возглашает последнюю на литургии ектению, краткую и благодарственную: “Прости приимше божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа”, “Заступи, спаси, помилуй…

“, “День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим”. “Про́сти” — здесь слово, передающее внутреннее и внешнее состояние человека, с каким он и должен приобщаться страшных Христовых Таин.

Но это же настроение — простое, строгое, с прямым (не лукавым) внутренним взглядом на себя и окружающий мир — должно быть естественным, постоянным для христианина, соединившегося со Христом.

Только при таком условии внутреннего внимания к себе мы сможем провести день так, как просим у Господа: “свят, мирен и безгрешен”, чтобы не прожить еще один день своей жизни, но предать всю нашу жизнь Богу.

Пока диакон произносит благодарственную ектению, иерей возвращается к престолу, сворачивает антиминс, берет в руки напрестольное Евангелие и, держа его вертикально, делает им знак креста над антиминсом, завершая ектению возгласом: “Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков” . При этом мы мысленно возвращаемся к недавно слышанным словам “Святая святым” — последнему литургическому возгласу перед причащением. Священник исповедует таким образом, что освящением нашим является один Бог-Троица, и как бы ставит словесную печать на всю литургию: совершилось наше освящение (и в этом смысле мы — святы), но святость не есть наше собственное достояние, а дарованная Богом возможность приобщиться в Небесном Царстве к ангельскому славословию: “Свят, свят, свят, Господь Саваоф”.

С этого момента начинается священнодействие напутствия христиан, готовящихся выйти из храма по окончании литургии. Начало полагает священник возгласом “С миром изыдем” , на что хор отвечает ему: “О имени Господни”.

Как понимать этот краткий диалог? Иерей от лица Самого Господа предлагает христианам по завершении службы покинуть храм с миром, то есть не просто выйти из церкви, потому что то, для чего мы пришли (литургия) закончилось, но вынести с собой (в себе) нечто такое, чего нет за пределами храма.

Причастник за литургией соединился со Христом, имеет Его в себе и теперь призывается Богом распространить дарованный мир Христов на все творение, освящая и преображая его, восстанавливая связь с Богом всей твари, нарушенную при прародительском грехопадении.

Словами “О имени Господни” стоящие в храме христиане подтверждают свою готовность исполнить то, к чему призывает их Церковь, и испрашивают себе благословения от Господа.

Перед чтением последней молитвы литургии диакон дает обычный возглас “Господу помолимся”, хор отвечает “Господи, помилуй”, священник выходит из алтаря, спускается с солеи и встает почти среди народа — за амвоном. Таким образом, по месту своего совершения эта молитва получила название заамвонной.

Приведем ее полностью: “Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего. Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, воинству и всем людям Твоим.

Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов…” .

После испрашивания благословения на всю Церковь, на народ Божий, любящий благолепие храмов, а также просьбы к Богу не оставлять нас по непреложному Своему обетованию, священник снова молит Его о даровании нам мира Христова.

Несомненно получив по прошению своему этот Божественный дар, православное духовенство и народ призываются Богом к очень непростой миссии — это “даяние благо”, этот “дар совершен свыше” донести до людей, находящихся вне храма, как благую и спасительную весть.

После заамвонной молитвы священник Царскими вратами заходит в алтарь и, после того как диакон подойдет к престолу, благословляет его на потребление Святых Даров. Естественно, если священник служит без диакона, то он потребляет Дары сам, но уже после закрытия Царских врат и совершенного окончания литургии, которому предшествует последнее богослужебное действие — отпуст.

Отпуст

Заключив заамвонную молитву обычным “Аминь”, хор сначала трижды поет “Буди имя Господне благословенно отныне и до века” , а затем поется или читается 33-й псалом: “Благословлю Господа на всякое время…”.

К сожалению, в наше время этот псалом часто опускается, хотя это не совсем правильно, поскольку, по словам архимандрита Киприана (Керна), он с древности входил в состав литургии и даже распевался во время причащения как причастен, или киноник.

Тем более его необходимо вычитывать, так как он в первую очередь благодарственный, а затем уже увещевательный, и его основное настроение лучше всего выражается девятым стихом: “Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж иже уповает Нань”.

После 33-го псалма иерей преподает верующим благословение, с которого и начинается собственно отпуст: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков”. “Аминь” ,— завершает хор. Затем священник прославляет Христа, единственную нашу надежду: “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе”.

Хор отвечает: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”. Иерей, взяв с престола крест, выходит на амвон для произнесения богослужебного отпуста, который, согласно Уставу, варьируется по дням недели и по праздникам.

Например, в воскресный день и на Пасху отпуст начинается так: “Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…”. Далее поминаются Пресвятая Богородица, святые апостолы, обязательно составитель литургии (святители Иоанн Златоуст или Василий Великий), святые храма и текущего богослужебного дня.

Затем священник спускается с амвона, и народ подходит к нему, чтобы приложиться ко кресту и, таким образом, получить окончательно благословение на выход из храма.

Литургия совершилась и закончена. Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4), но надо отверзать затворенный (“Двери, двери…”) храм и покидать его. Причастники, воспринявшие “внутрь себя” Царство Христово (ср.: Лк.

17, 21), уносят его в своем сердце, но их, так же, как и всех остальных людей, встречает за порогом храма мир — не тот мир Христов, который они имеют в себе, а тот, который лежит во зле (1 Ин. 5, 19).

Христиане, как посланники Царствия Небесного, не могут не встретиться лицом к лицу с этим миром, который возненавидит их, потому что они ему не принадлежат (см.: Ин. 17 ,14).

Но Господь знал об этом с самого начала и к каждому христианину обращены Его слова: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/s-mirom-izydem

Божественная литургия » Большая христианская библиотека

Да исполнятся уста наша хваления твоего господи

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите!

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Иерей: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спаси, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Сие самое есть Пречистое Тело Твое, и Сия самая есть Честная Кровь Твоя.

Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Хор (во время причащения). Тело Христово приимите. Источника безсмертнаго вкусите.

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Хор: В идехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную. Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных. Небесных и Животворящих. Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем.

Хор: О имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию “скачать всё” использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.

Иерей: Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя.

Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем.

Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века. (Трижды).



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 3

Хор: Благословлю Господа на веяное время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, ямо благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань Бойтеся Господа вси снятии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не гпаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взящи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех сюрбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

Смерть грешников люта, и ненавидящий праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ньше и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослови.

Иерей произносит отпуст (в воскресенье): Воскресши из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго и святаго (храма и дня) святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

 Глава 23 из 24« Первая«…222324

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 4

Хор: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя Христианы, Господи, сохрани их на многая лета. Ис полла эти, деспота (с греческого: На многая лета, господин).

По обычаю священник дает крест для целования молящимся,

Читаются благодарственные молитвы по святом причащении.

 Глава 24 из 24« Первая«…222324

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.