Как делать земной поклон?

Содержание

Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах

Как делать земной поклон?

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся,  но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе невпопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме.

Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании  узнать самые простые правила поведения в храме.

А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится.

 Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое.

Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».

    сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».

  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».

  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».

  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совершается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.

  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.

  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св.

    Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).

  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.

  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях.

Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).

  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.

  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

Основание: Типикон. Источник: сайт st-spiridon.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Источник: http://avva.org.ua/poleznoe/poklony-ustav/

Сажда в намазе. Виды земного поклона в исламе

Как делать земной поклон?

Земной поклон (сажда, саджда, суджуд) является одним из элементов намаза, который отражает суть ислама как такового – покорность верующего своему Создателю. Каждый из ракаатов в молитве обязательно содержит в себе пару земных поклонов. Отметим при этом, что саджду мусульманин может выполнять ещё в нескольких случаях.

В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что земной поклон совершается тогда, когда верующим допускается ошибка в намазе. Этот вид земного поклона на арабском звучит как «суджуд саху». Речь идёт о пропуске какого-то элемента в статусе ваджиб (например, дуа Кунут в рамках намаза витр) либо о добавлении лишней фардовой части в намазе.

Это действие укоренено в сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). В сборнике хадисов имама аль-Байхаки приводится следующий эпизод: «Гыймран ибн Хусейн был свидетелем того, как Пророк Мухаммад (с.г.в.), совершая один из намазов, забыл сделать одну из необходимых вещей.

После этого он сделал два земных поклона, прочёл дуа ташаххуд и сделал приветствие».

Порядок совершения суджуд саху

После чтения ташаххуда и произнесения приветствия в обе стороны (салям) верующий совершает два поклона – суджуд саху. После этого он снова читает ташаххуд, салават, отрывок из аята суры «Бакара», совершает салям и произносит дуа приветствия.

Отметим, что если верующий читает намаз один, то приветствие даётся в обе стороны. Однако если имам в рамках коллективной молитвы делает суджуд саху, то он произносит салям только в одну – правую – сторону.

А далее продолжает намаз в вышеописанном порядке.

Если во время коллективной молитвы ошибку допустит имам, то земной поклон необходимо сделать всему джамаату. Когда ошибается один из членов общины, читающей намаз, то суджуд саху не является ни для кого иного обязательным действием.

Конкретные случаи, когда нужно совершить суджуд саху

Если молящийся по какой-то причине забудет сесть для чтения ташаххуда во втором ракаате, то ему необходимо оценить своё состояние. В случае, если он близок к сидячему положению, ему необходимо занять положение при кууде (сидении) и прочитать ташаххуд, а далее совершить намаз по обычному распорядку.

В конце молящемуся не нужно делать суджуд саху. Однако если верующий, забыв о необходимости сидения во втором ракаате, встанет на третий ракаат и будет ближе к стоячему положению, то в этом случае ему нужно продолжить чтение намаза, не возвращаясь к ташаххуду и сидению во втором ракаате.

В конце молитвы ему следует совершить земной поклон при ошибке.

Если верующий забыл сесть на чтение ташаххуда и салавата в последнем ракаате намаза, то и тут возможны две ситуации.

Когда в рамках лишнего ракаата он ещё не сделал земного поклона, то молящемуся следует сесть, прочитать ташаххуд, сделать приветствие и суджуд саху, а далее завершить молитву в обычном порядке.

Если верующий вспомнит о своей ошибке только при совершении или после земного поклона лишнего ракаата, то его молитва перестаёт засчитываться как обязательная (когда человек читает именно её) и переходит в разряд нафль (добровольных). В итоге необходимо заново перечитать целый намаз.

В ситуации, когда молящийся сел на чтение ташаххуда в четвёртом ракаате, но при этом снова встал на продолжение молитвы, то ему снова нужно оценить ситуацию.

Если он вспомнил об ошибке до земного поклона лишнего ракаата, то ему следует сразу же сесть, прочитать ташаххуд, сделать земной поклон при ошибке и завершить намаз в обычном порядке.

Однако если человек всё же успел уйти на земной поклон в рамках дополнительного ракаата, он дополняет свой намаз до шести ракаатов, делает суджуд саху и заканчивает намаз в обычном порядке.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос того, как поступать верующему, если он не помнит, какое именно количество ракаатов он совершил. В этом случае есть несколько возможных вариантов развития событий. Если он впервые столкнулся с забывчивостью относительно числа ракаатов, то ему следует заново перечитать молитву с самого начала.

В ситуации, когда это повторяется с ним периодически, молящемуся следует взять за основу то количество ракаатов, в отношении которого он точно уверен, и сделать в конце дополнительный земной поклон. Если же верующий не уверен относительно того, сколько ракаатов намаза он совершил, то ему стоит продолжить совершение молитвы, взяв в качестве основы меньшее количество ракаатов.

В конце необходимо также сделать суджуд саху.

Земной поклон при чтении Корана

Другим видом земного поклона, который верующие должны совершать – это саджда тилява (земной поклон при чтении Священного Корана). В Книге Всевышнего в 14 местах встречаются аяты со специальным обозначением, указывающим на необходимость совершения саджда тилява:

– Сура №7 «Преграды»: 205;

– Сура №13 «Гром»: 16;

– Сура №16 «Пчёлы»: 49;

– Сура №17 «Исра»: 107-109;

– Сура №19 «Марьям»: 58;

– Сура №22 «Паломничество»: 18;

– Сура №25 «Разделяющий»: 60;

– Сура №27 «Муравьи»: 25;

– Сура №32 «Земной поклон»: 15;

– Сура №38 «Сад»: 24;

– Сура №41 «Разъяснены»: 37;

– Сура №53 «Звезда»: 62;

– Сура №84 «Раскалывание»: 21;

– Сура №96 «Сгусток»: 19.

Если во время коллективного совершения намаза имам прочитал аят, после которого необходимо совершить земной поклон, то данное действие надлежит сделать всем. При этом речь идёт не только о тех людях, кто стоит вслед за ним в молитве, но и обо всех, кто услышал аят.

Когда в кыраате вслед за этим аятом имам или молящийся, совершающий намаз один, не намереваются продолжать чтение Корана, то им не нужно делать отдельно земной поклон. Поясной поклон (руку) и земной поклон молитвы заменяют его. Однако если молящийся собирается читать Коран дальше, то он произносит такбир, не поднимая рук, и уходит на земной поклон.

В этом положении он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). После этого он встаёт на кыям для продолжения чтения коранического текста.

Земной поклон при чтении Корана не во время молитвы совершается следующим образом. Человек встаёт по направлению к Кыйбле. Вслед за этим он произносит такбир, не поднимая рук, и сразу уходит на земной поклон. Там он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). В рамках саджда тилява верующий делает один земной поклон. Вставая, он произносит слова:

«Сами'ана ва ата'ана, гуфранака Раббанаа ва иляйкаль-масыйр»

Перевод: Услышали и повиновались, наш Господь. Прости нас. К тебе наше возвращение.

Если кто-либо прочитал несколько раз аят, после которого необходимо совершить сажда тилява, но при этом всё это время не менял своего положения, то он совершает земной поклон только раз. Однако если этот человек менял своё место, то земной поклон должен быть совершён столько раз, сколько было перемещений.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/zemnoy-poklon-vidy-i-poryadok-vypolneniya/

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Как делать земной поклон?

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле.

Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам.

Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон – как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон – это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного – Господу Богу.

Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны.

Оказывается, есть великие – земные поклоны, а есть малые – поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так молились Соломон при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:

  • Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
  • Три малых поклона на стих из 118 псалма.
  • Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
  • Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
  • Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
  • Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
  • Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
  • Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
  • Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
  • Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
  • Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.

Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

  • Земные поклоны прекращаются после молитвы «Сподобови, Господи» на вечерни праздничного или воскресного всенощного бдения до вечерни следующего дня.
  • Малый поклон совершается после каждого величания на утрени, при пении величания.
  • Малый поклон при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя».
  • Малый или земной поклон при пении «Честнейшую Херувим» (в зависимости от дня), после возгласа «Богородицу и Матерь Света».
  • Земной поклон на непраздничной утрени после богослужебной молитвы «Достойно есть».

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником.

С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно.

Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Источник: https://autogear.ru/article/247/396/zemnoy-poklon-kak-delat-pravilno-v-pravoslavii-kogda-delat-zemnyie-poklonyi-na-liturgii-kogda-nelzya-delat-zemnyie-poklonyi-mojno-li-posle-prichastiya-delat-zemnyie-poklonyi/

Когда креститься, когда кланяться. Чем отличается земной поклон от поясного

Как делать земной поклон?
1:658

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные).

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами. Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан.

6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом.

Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

1:26061:9

Дорога в храм

2:635

Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, другие молитвы. Есть особая молитва на этот счет: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем.

Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое.

Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм.

2:20912:9

Перед входом в храм следует благоговейно перекреститься и поклониться (можно трижды). По старинной практике, можно положить земные поклоны, то есть встать на колени и коснуться лбом земли.

Но сейчас чаще всего употребляются поясные поклоны, земные можно встретить только кое-где в монастырях.

Войдя в храм, нужно также совершить поклон (или три), потом пройти к иконе, лежащей на середине храма (праздничной), и поцеловать ее.

2:7872:797

Даже если в храме есть чудотворная икона или мощи, мы сначала прикладываемся к иконе праздника, лежащей на аналое, в середине храма, а потом идем к другим иконам.

2:10942:1104

Когда мы совершаем поклон при входе в храм, хорошо (хотя это и не обязательно) произнести:
 

2:1280

Боже, очисти мя, грешнаго. Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.

Так же мы и выходим из храма после окончания богослужения.

2:15732:9

Поведение во время богослужения

Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.
 

3:1178

Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.

3:14213:1431

Как правильно прикладываться к святыне

Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.

Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.

Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим.

Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.

3:24083:9

Особые случаи

В Великом посту читается молитва св.Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.

3:6143:624

Самые распространенные ошибки

Одна из самых распространенных ошибок это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения.

Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено.

Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.

3:14853:1495

Благословение священника

По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.

Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.

Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.
 
4:2987

Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.

4:3284:338

Прикладываемся к иконам

Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон.

Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно.

Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния.

4:11434:1153

Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых – в руку. Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик.

Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.

4:15714:9

Проверьте свои знания

А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим: В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни.

Нужно ли так делать? Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи.

На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено. У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся.

Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?

Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.

4:17614:9

На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.

Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим…» на всенощном бдении?

Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено. Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать? Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.

…Когда я написал этот очерк, я подумал: чем не новая тема к нашему проекту «Откровенный разговор»? Чем не тема, которая тоже может вызвать ваши вопросы, мнения, комментарии?

Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться?.. Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения. Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.

И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.

4:3180

Источник: https://jenskiymir.com/vera-i-religiya/vera/3695-chem-otlichaetsya-zemnoy-poklon-ot-poyasnogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.