Как молиться за обижающих нас?

Содержание

Молитва о ненавидящих нас и обидящих как пример христианской любви и прощения

Как молиться за обижающих нас?

Все люди на Земле умеют молиться. Даже те, кто в настоящий момент отрицает существование Бога. Молитв очень много. Они произносятся ежедневно на сотнях разных языков, но суть их одна – это обращение человека к высшим силам.

Мы же рассмотрим в этой краткой статье только одно из молитвенных прошений – это молитва о ненавидящих нас и обидящих.

Почему эта молитва так важна в христианстве?

Если мы обратимся к истории человечества, то сможем увидеть, что далеко не все религии мира призывают молиться за обижающих нас людей.

Этого нет даже в иудаизме, который построен на предшествующем христианству вероучении. Нужно любить друзей, но опасаться своих врагов – говорит нам Тора. Даже Конфуций свидетельствует о том, что на зло нельзя отвечать злом, только справедливостью.

Почему же Христос призывает любить своих врагов?

По сути дела, в этом содержится ключ к пониманию христианского вероучения, пронизанного мотивами любви и прощения. Умение прощать своих врагов и не помнить обиды, более того, даже желать добра тем, кто вас обижает, является залогом преображения человеческой души, очищения ее.

Поэтому в христианстве существует вера в то, что если человек умеет прощать своих врагов и молиться за них, то и Господь простит его за прегрешения и даст возможность оказаться в Царствии Небесном.

Молитва о ненавидящих нас и обидящих: какой она должна быть?

Существует текст такой молитвы, который можно встретить в любом православном молитвослове. Эта молитва читается в самом конце утреннего и вечернего молитвенного правил.

Однако это не значит, что за наших врагов нельзя молиться своими словами. Более того, нужно молиться не только своими словами, но именно тогда, когда мы чувствуем, как в нашем сердце накипает обида и раздражение.

Очень важно в эти минуты не дать гневу излиться горькими и страшными проклятиями или – что еще хуже – явной агрессией, а просто молча в душе помолиться за того человека, который говорит вам злые слова или поступает с вами глубоко непорядочно.

Неисповедимы пути Господни, возможно, именно в этот момент, просто помолившись за обижающего вас человека, вы спасете себя и от дурного поступка, и от внутреннего кризиса.

Почему же всегда стоит молиться?

Молиться стоит всегда и везде. Вообще, молитва утешает человека и дает ему необыкновенные внутренние силы. Сказав простые слова: «Прости, Господи, обидчиков наших, пошли им радости, здоровья, сил душевных и телесных», – вы как бы преодолеваете свою духовную немощь и становитесь более сильным духовно человеком.

Ведь копить обиды на людей – дело пустое. Как говорится, обиженные – люди несчастные, вынужденные всю жизнь тащить за собой груз собственных проблем и обид.

А те, кто умеют прощать, наооборт, могут идти по жизни легко и свободно.

Они не держат зла на людей, тяжелая жизненная ситуация для них, сопровождаемая разочарованиями и несчастиями, тем не менее преодолима, потому что они, видя собственные недостатки, стараются простить своих ближних.

Всегда радуйтесь и всегда молитесь – завещали нам великие святые русской земли. А умение прощать своих врагов и молиться за них является одним из важнейших качеств каждого христианина. Поэтому молитва о ненавидящих нас и обидящих должна стать той молитвой, которую мы каждый день повторяем в собственном сердце.

Значение данной молитвы с точки зрения психологической науки

Сегодня наука психология, объектом изучения которой является психика человека, во многом дополняет те выводы, которые предлагает нам теология. С точки зрения психологии, христианская добродетель прощения, любви к своим врагам позволяет личности гармонично развиваться, достигая состояния, которое психологи называют самоактуализацией.

https://www.youtube.com/watch?v=nzDpVq-IuOE

Только происходит это не с помощью потенции самой личности, а с помощью поддержки божественных сил.

Человек как бы выходит за рамки своего «Я», раздвигая горизонты индивидуального существования, получая удовлетворение от некого «всебытия», к которому каждый из нас стремится.

Причем не важно, как читать молитву: вслух, про себя или обращаться к ней мысленно в трудных жизненных ситуациях. Главное, просто читать ее и думать о том, что Христос заповедовал своим ученикам прощать обиды и молиться за тех, кто причиняет нам зло.

Блаженство тех, кто идет по пути христианства

На самом деле настоящие христиане – очень счастливые люди, они умеют радоваться жизни, надеются на встречу с Богом за гробом, умеют любить и прощать. Они знают, что неисповедимы пути Господни, и даже враг в какой-то момент сможет стать настоящим другом, покаяться и примириться с нами.

Христиане умеют верить в чудеса, потому что сама молитва – это самое настоящее чудо, которое дает нам силы жить.

Так будем же настоящими христианами, будем верить, молиться и любить, а еще знать о том, что в молитвослове есть замечательные слова прощения, которые называются “Молитва о ненавидящих нас и обидящих”. Будем молиться и верить в милосердие Божье и его святой промысел о нас!

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1337712390878791724/molitva-o-nenavidyaschih-nas-i-obidyaschih-kak-primer-hristianskoj-lyubvi-i-proscheniya/

Молитвы о ненавидящих и обидящих нас: самые сильные

Как молиться за обижающих нас?

Для большинства наших современников, странно звучит утверждение, что нужно молиться за тех людей, которые принесли нам какой-то вред, нанесли обиду или даже ненавидят нас. Даже многие верующие люди не понимают, зачем нужно молиться за таких людей. Если разобраться, то станет ясно, как молитва о ненавидящих и обидящих нас изменяет в лучшую сторону жизнь самих молящихся.

Гнев – негативное чувство, разрушающее человека изнутри, ухудшающее его физическое и душевное здоровье. Независимо от того, справедлива обида или нет, нужно попытаться помириться с обидчиком. Если этого сделать не удаётся, то следует попытаться забыть об этом, отпустить ситуацию.

Значение молитвы

Христианский способ преодоления неприязни к обидчикам заключается в молитве за них, но не всем он доступен. Преимущества такого отношения к обидам следующие:

  • человек приобретает мир в душе, перестаёт терзаться неприятными мыслями;
  • он учиться прощать людей, не замечать их недостатков;
  • человек приносит в свою жизнь больше радости, добрых дел, время на которые появляется, потому что он перестаёт тратить время на переживания и обиды.

Значение молитвы о ненавидящих и обидящих нас в православной вере трудно переоценить: оно составляет его первооснову. Христианская заповедь о любви является ведущей.

Иисус Христов заповедовал нам любить не только наших ближних, но и врагов: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Евангелие от Матфея 5: 44, 45).

Прощение обид ближним, молитва за них приближают человека к идеалу христианской жизни – Царству Небесному. Большинству людей это кажется недостижимым христианским подвигом, но начинать надо с малого – стараться не принимать близко к сердцу неприятные слова других людей, ведь все люди ошибаются.

Молитва за обидевших и ненавидящих нас может читаться дома или в храме, где можно заказать молебен об умножении любви. Существует несколько видов подобных молитв, они обращены ко Господу, Божией Матери, святым.

В конце ежедневного вечернего правила для отходящих ко сну содержится молитва, начинающаяся словами: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче».

Сделано это не просто так: согласно христианскому учению, человек всегда должен быть готов ко встрече с Богом, к тому, что его жизнь в любой момент может окончиться.

Это может случиться и во сне, поэтому так важно не уйти с обидами на ближних в сердце. Если они будут прощены, то Господь простит и наши собственные грехи.

Молитва к Божией Матери

Богородица всегда была ближе всех к своему Сыну – Иисусу Христу, она больше всех переживала за Него при Его земной жизни и во время страданий и смерти. Именно поэтому был составлен акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Одноимённая икона изображает Богородицу без Младенца, её грудь пронзена 7 стрелами, иное название иконы – «Семистрельная». Искренняя молитва к Богородице приносит умиротворение в душу, смягчает самое ожесточенное сердце, помогает простить обидчиков.

Немаловажно, что сильная молитва способна изменить обидчиков в лучшую сторону.

Текст молитвы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости.

Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об обидчиках Ефрема Сирина

Ефрем Сирин – один из известнейших христианских богословов, жил в 4 веке. Он прославился своими многочисленными сочинениями, в которых выступает как мудрый учёный и проповедник. Большое внимание Ефрем Сирин уделял толкованию Священного Писания и поэтическим гимнам.

В своих проповедях он призывал к терпению, смирению, любви к ближним, борьбе с унынием. Ефрем Сирин известен как автор ключевой молитвы Великого Поста «Господи и Владыко живота моего…». Также многие верующие читают молитву Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих, в которой говорится о призвании милости Божией на всех людей, делающих нам зло.

Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных, день его памяти – 10 февраля.

Текст молитвы Ефрему Сирину

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, Любодушне  Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-o-nenavidyaschih-i-obidyaschih-nas/

Молитва о ненавидящих и обидящих нас, толкование епископа Брянчанинова, в чём важность молитвы за врагов

Как молиться за обижающих нас?

Епископ и богослов, «военная косточка» и «старец» Игнатий Брянчанинов, живший в первой половине XIX века, является одним из самых традиционных представителей Православной Церкви. Он не рвался делать карьеру, мучительно и страстно размышляя в своём монастыре на Ставрополье (называвшимся «Черноморским и Кавказским»): как именно сделать Русскую Церковь, как социальный институт?

  • «Революционная» евангельская молитва
  • Почему так важно заставить себя молиться за тех, кто нас ненавидит?
  • Как молиться за обидчика
  • Древние богословы о заповеди любить врагов и обижающих

Бывший военный, «старец» Оптиной и Семигородней пустыней, автор интереснейшей переписки с военными дипломатами (в одной из которых назвал англичан во время Крымской войны «врагами рода людского»), святитель Игнатий хорошо понимал важность жесткости монашеской дисциплины. Но именно в его богословских трудах наиболее полно раскрывается тема: почему православный должен молиться за ненавидящего его, за желающего ему зла? За тех же англичан или душегубов?

«Революционная» евангельская молитва

Неслучайно Брянчанинов обратился именно к этой молитве.

Епископ хорошо понимал, что в «светские» времена начала и середины «просвещенного» XIX-ого столетия появилось слишком много вольнодумцев (особенно среди поэтов, писателей, театралов и даже людей, занимающие важные посты, которых вдохновляли идеи первой революции во Франции и последовавшей за ней «буржуазной» 1832-ого года). Именно поэтому важно было напомнить пастве, в чём основное различие между ветхозаветной верой и евангельским пониманием христианства.

А ведь это различие просто. Оно вызвано заменой библейского «око за око» христианским заветом: «благословляйте проклинающих и ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас» (Мф., 5─44).

Согласно этой евангельской заповеди вели себя на казни многие христианские мученики (апостол Петр или ─ воинский командир! ─ св.

Себастьян, молившийся за убивающих его, многие другие), эта молитва не давала «опуститься» человеку до уровня его гонителей, помогала решить задачу, сформулированную позже именно святителем Игнатием: «ненавидя слуг дьявола, ты подменяешь его в жестокости!».

Но специальная молитва, написанная лично Брянчаниновым («Молитва преследуемого человеками) полна кротости и смирения. Полный текст, ─ как и моление Ефрема Сирина на ту же тематику, разные тропари о смягчении злобы в душе, можно найти на ресурсе.

Но нужно отметить, что в знаменитой «Молитве преследуемого» святитель просит от Господа не о себе, а лишь о:

  • Простить людей («орудия»), которых «употреблял ты для врачевания души моей».
  • О собственном терпении к мирской жизни.
  • Признать его грешником, так как ему неимоверно сложно молиться за гонящих его.

Эти строки, в которых святитель молится во имя прощения собственных грехов, необычайно важны для понимания чистоты молитвы за «ненавидящих и гонящих»: ибо сначала надо очиститься самому. Русской церковью И. Брянчанинов был канонизирован через 120 лет после смерти, в 88-ом году прошлого века.

Почему так важно заставить себя молиться за тех, кто нас ненавидит?

Настоящие христианство всегда призывает самодисциплине и смирению. А что может быть сложнее для человека, обитающего в мирском мире, чем заставить себя не только простить, но и вымолить у Бога прощения для того, кто его ненавидит?

Одно из главных достоинств такой практики ─ то, что верующий вырабатывает в себе терпение и смирение (ведь, если его ненавидят, а не просто подвергают гонению по религиозному принципу, значит, возможно, есть за что, где-то он нагрешил). А терпение вместе с прощением, покаянием в сердце и смирением, ─ помогают создать гармоничную обстановку в душе.

Интересно, что с позднего Средневековья всё больше богословов склоняются к такой трактовке, что можно молиться за ненавидящих тебя лично, но за врагов Господа, помолясь и за их души, стоит приниматься с жесткость. Впрочем, подобная трактовка не слишком поддерживается современным Православием.

Впрочем, это было неимоверно трудно во все две тысячи лет существования христианства. Известны древние молитвы Ефрема Сирина, старинная и обязательная для любящих и верующих матерей «Молитва матери о сыне», в которой мать просит Господа, чтоб сын не огрубел сердцем, сохранил возможность прощать «погибающий мир».

Да и с «материальной», научной точки зрения, зло и ненависть являются «энергиями» отрицательными. Современные психологи склонны считать, что человек, допустивший в свой внутренний мир подобные чувства, никогда не будет счастлив сам, но лишь принесёт горе и беду другим людям.

Общечеловеческая мораль проста: к врагу следует испытать если не жалость, то те же чувства, которые испытал бы молящийся к себе самому, случись ему погрязнуть в ненависти или грехе: помолиться за врага, попытаться наставить его на дорогу к Церкви.

Как молиться за обидчика

Из богословских трудов следует, что молиться за обидчика нужно самому предварительно очистившись сердцем, покаявшись. Ведь все мы грешны, и если ты не сможешь простить обидчика, кто потом сможет простить тебя?

Очень хорошо поется на эту тему в тропаре «О ненавидящих и обидящих нас». Тропарь напоминает, что о распявыших его молился сам Христос, и никто не остался без Его прощения: «О распенших Ты моливыйся… и рабом Твоим о вразех молится повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости!»

Читать молитвы о врагах нужно не только, чтобы «свою душу не погубить» во зле, но и чтобы каким-либо чудом, Милостью Господней или заступничеством Богоматери, спасти этого своего врага от окончательной погибели. Ведь, чтобы научиться веровать, ты должен найти в себе силы прощать. Даже когда ты окружен врагами, нужно молиться о них и о себе, грешном.

Древние богословы о заповеди любить врагов и обижающих

Конечно, не только святитель Игнатий писал мудрые толкования на заповедь молиться за обижающих и ненавидящих нас. Из первых веков христианства на важность заповеди обращено наше внимание Максимом Исповедником и Иеронимом Стридонским.

Еще Иоанн Богослов сделал важное дополнение к теряющимся во глубине веков текстам молений о «ненавидящих»: «и не сделай, Господи, им ничего злого!».

Также дошли до нас и первые комментарии этого автора на знаменитый евангельский стих св. Матфея «о ненавидящих» .

При этом один из самых уважаемых богословов называет этот текст «верхом добродетелей»: ведь заповедь оставляет шансы на спасение даже врагу, чтобы никто не остался непрощенным!

Всё о том же, ─ о смягчении зла в сердце, ─ говорят и церковные песнопения (тропарь на четвертый глас, кондак о первомученнике св. Стефане и особенно псалом номер 50 можно прослушать на самых различных сайтах). Если вы знаете текст, просто проговорите его после молитв, которые необходимо читать за навредивших нам:

  • Иоанну Богослову.
  • Серафиму Саровскому.
  • Ефрему Сирину.

Не грех перечитать и «Молитву преследуемого» Брянчанинова, как более близкую к нашим временам, когда злоба в людях распространилась.

Особенно важна в православной традиции молитва «Умягчение злых сердец» перед любой из икон Богоматери. Это очень православная, проникновенная просьба к Божией Матери о «пребежестве» (передаче просьбы верующего, заступничестве) и «предстательстве» (поручительстве, содействии в просьбе) перед Сыном Своим.

Если сам молящийся слишком грешен, то уж Такому, говоря современным языком, «Посреднику» Христос не откажет наверняка. Но, конечно, лучше сходить помолиться в Храм перед знаменитыми и чудотворными иконами Девы Марии.

Источник: https://pravoslavie.guru/molitvoslov/molitvy/o-nenavidyashhih-i-obidyashhih-nas.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.