Канон по единоумершему

Содержание

Акафист

Канон по единоумершему

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, нам власть давый чадами Божьими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего, даруй прощение и вечную радость усопшей. О нейже с мольбою взываем Ти:

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Икос 1

Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоей, еяже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:

Иисусе, истреби рукописание грехов рабы Твоей (имя),

Иисусе, уврачуй ея язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о ней.

Иисусе, сего ради помилуй огорчавших ея и обиженных ею.

Иисусе, покрый ея несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.

Иисусе, возвесели ея милосердием Твоим.

Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ей Сам.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 2

Яко безутешная горлица носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты божественнаго разумения грехи и соблазны минувшаго пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй рабу Твою, Владыко, да внидет она в покой Твой, взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Аще Ты страдал еси о всем мире, аще Ты проливал еси слезы и кровавый пот о живых и мертвых, кто нас удержит от молитвы за усопшую. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении рабы Твоей:

Иисусе, жизни подателю, озари ея светом Твоим.

Иисусе, да будет она едино с Тобою и Отцем.

Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити ея светом Твоим.

Иисусе, щедрый раздаятелю вечных наград, яви ея дщерью чертога Твоего.

Иисусе, верни душе ея благодатные силы первозданной чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя ея добрые дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадой.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 3

Связанная узами плоти раба Твоя падала греховно, но дух ея томился еси по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа ея превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.

Икос 3

Верховный апостол Твой в холодную нощь у костра трижды отрекся от Тебя и Ты спасл еси его. Единый ведый человеческаго естества немощь, прости и рабе Твоей (имя) многовидные отпадения от воли Твоея.

Иисусе, всели ея там, где нет заблуждений.

Иисусе, избави ея от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов ея.

Иисусе, соблазнов юности ея не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти ея.

Иисусе, осени ея тихим светом спасения.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечнаго мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Ты без числа милосерд нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершати с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал еси друг друга тяготы носити.

Иисусе, Ты еси по смерти милуююй нас по ходатайству близких.

Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабе Твоей (имя).

Иисусе, услыши ея вопль сердечный, возносимый нашими устами.

Иисусе, в наших слезах приими ея покаяние.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою ея предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумнаго разбойника. Она угасла еси на жизненном кресте, дай наследовать ей Твоя обетования, якоже тому: “Аминь, глаголю тебе; со Мною будеши в раи”, где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.

Икос 5

За нас распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно смой излитыя согрешения ея, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую Душу.

Иисусе, Ты знал еси ея жизнь до рождения и возлюбил еси ея.

Иисусе, Ты видел еси ея издалече с высоты Креста Твоего.

Иисусе, Ты простирал еси ей, в даль грядущей, изъязвленные объятия Твои.

Иисусе, Ты взывал еси о прощении ея на кровавой Голгофе.

Иисусе, Ты кротко умирал еси за нея в тяжких муках.

Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти ея могильный покой.

Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 6

Спит она вечным сном могилы, но душа ея не дремлет, чает Тебя, Господи, жаждет Тебя, Вечнаго Жениха. Да исполнятся на умершей слова Твои: “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный”. Дай ей ясти от манны сокровенныя и пети у престола Твоего: Аллилуиа.

Икос 6

Смерть разлучила еси со всеми ближними, стала дальше душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты един остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.

Иисусе, Любовь превыше всякаго разумения, помилуй рабу Твою.

Иисусе, удаляясь от Тебя, она тяжко страдала.

Иисусе, прости неверность ея сердца.

Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.

Иисусе, вспомни те часы, когда душа ея трепетала восторгом Твоим.

Иисусе, дай скончавшейся неземную радость и покой.

Иисусе, Единый, верный, неизменный приими ея.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 7

Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуиа.

Икос 7

Когда уделом умершей станет забвение, когда образ ея поблекнет в сердцах и время изгладит вместе с могилою и ревность молитвы о ней, тогда Ты не остави ея, дай отраду одинокой душе.

Иисусе, Твоя любовь не охладевает.

Иисусе, неистощимо Твое благоволение.

Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи ея приношением Жертвы Безкровной.

Иисусе, предстательством всех святых даруй ей благодать молитвы о живых.

Иисусе, во дни испытаний наших приими ея ходатайство о нас.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 8

Будем молитися со слезами, когда память об усопшей мучительно свежа, будем поминать имя ея в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.

Икос 8

Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белые ризы: это те, кто пришел от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука.

Иисусе, причти к ним и рабу Твоего (имя).

Иисусе, она много страдала и томилась.

Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты ея.

Иисусе, на земли она имела печали и скорби, дай на небе отраду.

Иисусе, услади ея от источников живыя воды.

Иисусе, отыми всяку слезу от очей ея.

Иисусе, всели ея, где не опаляет, но живит солнце правды Твоея.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 9

Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых, неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество свое, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый Лик Твой. Открой славу Твою усопшему рабе (имя).

Иисусе, обостри ея слух к восприятию Твоего Божества.

Иисусе, обостри ея слух к разумению небесных.

Иисусе, да будет ея радость преисполненная.

Иисусе, подкрепи ея надеждою встречи в обителях блаженных.

Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 10

Отче наш, скончавшуюся в Царствие Твое приими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных Ангелов святится Твое благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуиа.

Икос 10

В той день Ангелы поставят Престол Твой, Судие, и Ты возсияеши во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. Воззри тогда милостиво на смиренную рабу Твою (имя), рцы ей: “Прииди одесную Мене”.

Иисусе, яко Бог власть имаши оставляти грехи.

Иисусе, прости ей согрешения, забытые или стыдом утаенные.

Иисусе, отпусти беззакония, немощи и неведения.

Иисусе, избави ея от несвятимых глубин адскаго отчаяния.

Иисусе, да унаследует она Твои животворящия обетования.

Иисусе, сопричти ея благословенным Отца Твоего.

Иисусе, даруй ей во веки нескончаемое блаженство.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 11

Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшей солнцевидные врата райские, да встретят ея с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любивших ея, да возрадуются о ней светоносные Ангелы Твои, да узрит она и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуиа.

Икос 11

Под дыханием Твоим оживают цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земнаго воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и рабу Твою (имя) светом милостей Твоих.

Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.

Иисусе, во взоре Твоем свет и любовь.

Иисусе, избави усопшую от вечныя смерти духовныя.

Иисусе, она уснула с надеждою, подобно Нилу-реке перед холодной зимой.

Иисусе, пробуди ея, когда терния земли облекутся цветом вечности.

Иисусе, да не омрачит ничто земное ея последнего сна.

Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 12

Христе. Ты – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – обитель многих, Ты – питие совершенное новое, Ты – одеяние и венец преподобных, Ты – ложе упокоения святых, Ты – Сладчайший Иисусе. Тебе подобает хвала: Аллилуиа.

Икос 12

Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл еси нам блаженство любящих Тя.

Иисусе, да внидет раба Твоя в радость Твою.

Иисусе, облеки ея сиянием славы Отца.

Иисусе, просвяти ея озарением Духа Святаго.

Иисусе, да услышит она неизреченную песнь Херувимов.

Иисусе, да будет она восходить от славы в славу.

Иисусе, да узрит она Тебя лицем к лицу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Кондак 13

О Женише Безсмертный, в полночь греха и неверия грядый с небес со Ангелами судити миру всему. Отверзи двери славнаго чертога Твоего рабе Твоей (имя), да в безчисленных сонмах святых во веки поет: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва “За единоумершую”

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося рабу Твою (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ея согрешения и невольная, избави ея вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тоя буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Источник: //www.k-istine.ru/acathisti/acathistus_edinoumershiya.htm

Текст канона об усопшем, который читают родные

Канон по единоумершему

Канон об усопшем – это способ проявления заботы о душе, призывающий ее к упокою и смирению, замаливания грехов перед Богом. Он читается в церкви, за ее пределами, в домашних условиях.

Что такое каноны об усопших и зачем молиться за умерших

Канон об упокоении усопших – заупокойные молитвы, которые замаливают грехи умершего. В священных книгах прописано, что обязанность живого человека – поминать новопреставленного или давно усопшего человека добрым словом, независимо от того, каким человек был в жизни.

Совершать канон за упокой души нужно, пытаясь замолить личные грехи перед умершим человеком, совершить покаяние перед ним, если по вине живого произошла ссора.

Существует поверье – заупокойная панихида выводит душу мирянина из ада. Свечка, зажженная в момент повиновения мученика – благодать для усопшего. Имя умершего, произнесенное при молитве в церкви слышат все святые.

Какие каноны об усопших бывают

В православной церкви умирающего к смерти готовит батюшка, к которому он обращается с покаянием, процесс называется причащанием. Существует несколько разновидностей канонов об усопшем.

Каноны Октоиха

Октоиха – богослужебная книга, разделенная на восемь глав. Они обозначают восемь гласов, воспевающих усопшего в течение восьми дней. Особенности:

  1. Канон продолжается каждый день на протяжении одного года. Создателем восьмигласного молебна является преподобный Феофан – исповедник, рожденный в Иерусалиме, который совершил исповеднеческий подвиг.
  2. Октоих содержит описание и слова нескольких вариантов молитв об упокоении души усопшего.
  3. Он не поется в родительские субботы и на кладбище.

Все остальные субботы года с помощью Октоиха по славянскому обычаю осуществляется поминовение в церкви всех умерших и мучеников, к которому приготавливаются заранее, собирая записки с именами.

В субботний день высший чин читает написанные имена, молится за них на утренней и вечерней службах.

Считается, поминальная служба в вечер субботы особенная – все святые собираются, помогая усопшему.

В каждый день канона Октоиха вспоминается один святой или священное событие:

  • в воскресенье поминают воскресенье Христово;
  • во вторник – святого Иоанна Крестителя;
  • в пятницу – богородичный молебен, восхваляющий Божью Матерь.

О единоумершем

канон о единоумершем человеке читается в любой день:

  • любым христианином;
  • родственником усопшего;
  • церковнослужителем.

молитва о новопреставленном состоит из псаломов и песней. в данном каноне восславляется умерший, просится милость к нему на небесах. в начале всегда зачитывается отче наш, а после приступают к молитве за усопшего.

текст прописан в церковных книгах. всего в молебне о единоумершем восемь песен. в молитве просят о успокоении души и быстром поиске пристанища усопшего. все каноны написаны на церковно-славянском языке, но у них есть современная интерпретация.

текст единый для всех церквей и храмов.

каноны о умершем мужчине и женщине различаются. в церкви разрешается заказать или прочитать молебен самостоятельно.

поминовение о некрещенных и не покаявшихся

в православной церкви отношение к некрещеным людям отличалось во время их жизни и после смерти. отпевать некрещеного умершего запрещается.

нуждаетесь в совете специалиста?получите консультацию эксперта онлайн.
задайте свой вопрос прямо сейчас!

во время войн и эпидемий людей хоронили в одну яму, не разбираясь, кто крещен, а кто нет. над всеми читали заупокойный молебен.

особенности:

  1. молитва за людей некрещенных действенна. текст упоминает факт некрещенности человека, просится прощение за все совершенные грешные деяния.
  2. обращение разрешается не к господу, а к божьей матери – богородице. в момент молитвы по четкам позволяется прочитать «богородице дево, радуйся».
  3. православная церковь позволяет повиновение некрещенных, ссылаясь на святого мученика уара, имевшего благодать молиться за некрещенных, но осуществлять молебен разрешается самостоятельно дома.

запрет имеет вселенский единый масштаб: некрещенных и самоубийц нельзя отпевать в храме и писать их имена в записки, но самостоятельно, как того пожелает душа, молиться никто не запрещает.

в дни вселенского поминовения – в родительские субботы, поминают не покаявшихся.

моление при разлучении души от тела и за новопреставленных

моление при разлучении души от тела имеет три канона:

  • канон молельный при разлучении духа от тела;
  • канон бываемый на разлучение души от тела (используется в ситуациях мучительной смерти, когда человек бьется в агонии, но скончаться не может);
  • канон по исходе души от тела (за новопреставленного).

текст канона за усопшего читает другой человек, при смерти разговаривать больной не может. обращаются в молельном каноне к пресвятой богородице, не к богу. основное обращение: »пресвятая богородица, спаси нас». молебен призывает предоставить грешным и смиренным прибежище.

канон бываемый читается в ситуации, если человек умирает в муках и на помощь ему прийти никто не может.

в ходе молебна просится прощение у бога за слова, помилование души, милость господа.

за новопреставленного молитва просит скорого упокоения души и сил пережить утрату близким. читается на третий, девятый и сороковой дни: в то время, пока душа покойника ищет пристанище. основная фраза: «упокой, господи, душу усопшего раба твоего».

о грехе убийства чад в утробе

убийство нерожденного младенца в православной церкви – большой грех. в нем обвиняется мать и отец, молиться следует вдвоем. в процессе кающиеся говорят об ошибке, признают свою вину. в некоторых случаях просится о повторном даровании дитя в будущем.

обращается молящий к святой марии, она – покровительница деторождения и семьи.

моление о грехе убийства чад в утробе – покаяние. во время моления женщина просит прощения за совершенные нарочно и случайно грехи в жизни.

убиение младенца в утробе – тяжкий грех, за совершение которого положена божья кара. чтобы отмолить грех, женщине нужно помогать беднякам и детям.

заупокойный канон субботы мясопустной

поминовение усопших в заупокойный канон мясопустной субботы осуществляется дома самостоятельно верующим или группой людей.

в псалтире размещены примеры вечерней и утренней молитвы, порядок определяется самостоятельно молящимся, ему предоставляется право на выбор настроения моления.

осуществляется заупокойный канон утром и вечером в день мясопустной субботы – первая великая родительская суббота в уставе православных церквей. традиция поминовения усопших в мясопустный день – семейный обед.

читается молебен во время литии – вечерней и утренней праздничной службы.

какие каноны можно читать дома и как правильно это делать

К богу разрешается обращаться в любое время. Молиться разрешается сидя, стоя или лежа – в зависимости от самочувствия христианина. Исключение: запрещается молиться в дни Великих праздников, на Страстной и Светлой седмице. За всех усопших позволяется молиться дома.

Канон призван вспоминать скончавшихся близких добром и просить облегчения их тягот на небесах, о попадании в Рай. Православные почитают умерших в специальные дни. Записки о поминовении в храме оставляют в любой день.

Каноны предполагают наличие правил к соблюдению, но возможные исключения, не противоречащие правилам.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: //sorokoviny.ru/pominki/kanon-ob-usopshem

Каноны о усопших восьми гласов

Канон по единоумершему

Шрифт

Каноны Октоиха

Каноны о единоумершем

Поминовение некрещеных и не покаявшихся

Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных

О грехе убийства чад во утробе

Чтение заупокойных канонов при поминовении усопших

Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, – священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.

Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.

Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.

Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг – сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.

Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский.

Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану.

Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.

Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник

Преподобный Феофан исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье. Вместе со своим старшим братом Феодором обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания.

По поручению Иерусалимского Патриарха они отправились в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) и защиты Православия; впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820-829) и Феофила (829-842), за что им пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки.

Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах оскорбительные стихи, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда происходит наименование, усвоенное обоим братьям – «Начертанные». Преподобный Феодор скончался в темнице.

Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – может быть, именно те заупокойные каноны, которые потом были включены в Октоих. Преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие. Исповеднический его подвиг продолжался 25 лет – с 817 до 842 года.

По возвращении из ссылки он был рукоположен во епископа Никейского святым патриархом Мефодием († 847).

Симеон Логофет, сообщая об этом, говорит: «Когда нашлись такие, которые были недовольны этим, указывая на то, что он сирианин и православный ли – поручиться в том, некому, святой Мефодий отвечал, указывая не чело его: не нужно желать лучшего свидетельства после этой надписи ». Вскоре после этого, около 850 года, преподобный Феофан скончался. Память его Церковь совершает 11 (24) октября.

Преподобный Феофан был автором многих сочинений, в том числе в защиту иконопочитания; он также написал множество церковных песнопений – ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди.

В Греческой Минее читаем следующие слова в его честь: «Как светило пресветлое озаряешь ты светом догматов твоих всю подсолнечную; подобно Давиду, ударяя в цитру, поешь достойные песни святым Христовым и оглашаешь Эпир (область, где преподобный Феофан был епископом) весь.

Потому-то ты прославлен достойно, священнотаинник Феофан» . Каноны о усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.

Тропари канонов расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит молитву к святым мученикам; мы побуждаем их на ходатайство перед Богом за наших усопших, особенно сильное, поскольку они претерпели безчисленные муки, пролили кровь за Господа и не пощадили своей жизни ради Него.

Кроме того, обращение к мученикам в канонах о усопших, вообще частое в заупокойных богослужениях, напоминает нам о том, что эти песнопения восходят к надгробному пению первых христиан около останков святых мучеников за Христа. Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей.

Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий.

Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми.

В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов).

В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших .

В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь.

Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся.

«Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, – поясняет епископ Афанасий (Сахаров), – возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см. 1 Фес. 4, 13).

Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой ».

В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем.

Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род).

Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице.

Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой».

В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем.

Как правильно читать каноны о усопших

Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц.

За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни .

За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.

Источник: //xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/usopshim/kanoni/index.html

Акафист за единоумершего

Канон по единоумершему
4.4 (88.21%) 285 голос.

(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о немже с мольбою взываем Ти: Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Молитва за единоумершего

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Сохранить акафист в социальных сетях:

Источник: //pravoslavnye-molitvy.ru/akafist-za-edinoumershego/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.