Канон заупокойный текст

Содержание

Заупокойное богослужение

Канон заупокойный текст

всякое богослужение, посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч.

на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.

; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.

Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск.

описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский (Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75).

50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых прп.

Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших.

Погребение (отпевание)

Специальные молитвы, читаемые при погребении христианина, приводятся уже в «Апостольских постановлениях». Раннее описание чина погребения содержится в трактате Ареопагитик «О церковной иерархии» и включает чтение Свящ. Писания, песнопения, молитвы, целование усопшего и возливание елея.

В этом описании отмечается различие между совершением погребения лиц в священном сане и погребения мирян: во время отпевания тело усопшего мирянина располагается перед входом в алтарь, а усопшего священника – внутри алтаря перед св. престолом. В дальнейшем в правосл. традиции получили распространение как отдельные молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С.

57, 293, 553, а также 21 по 2-й паг.), так и полные чины погребения христиан того или иного сана и положения.

В совр.

изданиях правосл. богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев. Все эти последования, известные по древним рукописям и старопечатным изданиям, имели многочисленные варианты (см.: Пентковский. Типикон. С. 416-419; Кекелидзе. Литургические груз. памятники.

С. 67-68, 75, 83, 108; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57 passim; Velkovska. 2001. P. 22-45), часть из к-рых могла даже запрещаться. Так, в издании Потребника иноческого (М., 1639) был опущен чин священнического погребения (древнерус.

последование, значительно отличающееся от принятого ныне в РПЦ) со ссылкой на то, что он был создан болг. еретиком Еремеем. Окончательный вид службы погребений приняли после реформы патриарха Никона в издании и переизданиях Требника 1658 г. В дониконовском московском Потребнике 1623 г.

содержалось особое последование погребения архиереев, но в последующие издания Требника, включая послениконовские, оно не вошло, и архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г.- священнического. В 1956 г. митр. Мануилом (Лемешевским) был составлен новый чин архиерейского погребения (см.: Нефедов. 1999. С.

241-242), иногда употребляемый в наст. время. Кроме того, на Поместном Соборе 1917-1918 гг. поднимался вопрос о создании особого чина диаконского погребения (см.: БТ. Вып. 38. С. 322); варианты этого чина были предложены Б. А. Тураевым, но не вошли в практику. Наконец, в московском издании Потребника 1633 г.

было напечатано особое последование погребения на Светлой седмице; оно перешло в послениконовские издания и употребляется до наст. времени.

В РПЦ известен также чин погребения неправосл. усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поименного поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г.

чин погребения неправославного был установлен патриархом К-польским Григорием VI, в России еще в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае.

Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих Церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось.

Суббота

является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия», в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений.

В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается; см.

: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 57-70). Однако поскольку в месяцеслове совр.

Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов – почти столько же, сколько и рядовое вседневное.

Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста.

Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы.

Годовые круги

В 2 вселенские субботы, обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году.

В совр.

практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. № 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину).

Ежедневное поминовение

Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении, возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов, а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак     (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память»; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития, состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается).

Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря – Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49).

Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии.

Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады).

Частное поминовение

По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С.

170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143).

Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225).

Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources // DOP. 2001 [2002]. Vol. 55. P. 21-51.

Библейские тексты православного З. б.

В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу.

На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» – в конце.

На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й:    [    ], 2-й:     на отпевании – на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и     ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр.

изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы:       и      ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом – ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того – и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/182647.html

Молебные пения

Канон заупокойный текст

Панихи́да (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

«Заупокойные Богослужения лучший адвакат для усопших»

Паиссий Святогорец

Панихида

Священник возглашает: Благословен Бог Наш всегда ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Далее Священник совершает обычное начало. Читаются молитвы «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник:

Придите поклонимся Цареви Нашему Богу

Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу Нашему.

Читается 90-ый псалом «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится….»

Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь

Священник: Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

После чего священник возглашает Заупокойную ектению с многократными прошениями.

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскресение, и живот…»

Священник: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя глас осьмый.

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Блажени, яже, избрал и приял, еси Господи

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Память их в род и род

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Души их во благих водворятся

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Народ поет тропарь: Глубиною мудрости, человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / Едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих, / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

Поет народ:

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием, / погибшее овча аз есмь, / воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей, святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите, насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцев небесных

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Упокой Боже рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная.

Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

Народ после каждого прошения: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет:

Покой, Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано, / презирая, яко благ, прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Богородичен): От Девы возсиявый миру, Христе Боже, / сыны света тою показавый, / помилуй нас.

Священник читает 50-ый Псалом.

(*)Промежуточные пояснения

После чего начинается совместное пение канона.

Канон. гимнографический – богослужебный текст, посвященный прославлению праздника или святого; представляет собой цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Канон состоит из 9-ти песен: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. После 3-ей, 6-ой, 9-ой песни вставляются «Малые ектени».

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Катавасия (от греч. καταβασία – схождение, от глагола сходить, спускаться) – это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона.

Начало Канона

Песнь первая

Народ поет ирмос Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь / поим, вопияше.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Третья песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прощения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Четвертая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, честная Церковь / боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь

Пятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Шестая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прошения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа священника: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет тропарь: Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Народ поет Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отидеши: / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Седьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Восьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Девятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Народ: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Народ поет Катавасию (что значит заключительнй ирмос): Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник, как и в начале Богослужения читает молитвы: «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Народ поет: Со духи праведных скончавшихся, / души раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, / яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

Священник возглашает Сугубую ектению с прошениями

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскреение, и живот…»

Священник: Премудрость

Священник: Пресвятая Богородице Спаси Нас

Народ: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе, Боже все упование наше слава тебе

Народ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй, Господи Помилуй, Господи Помилуй, Владыко Благослови.

Священник: Творит Отпуст

Народ: Аминь

Священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, зде ныне поминаемым нами успопшим православным христианам, и сотвори им вечную память.

Народ: Вечная память, Вечная память, Вечная память. Души их во благих водворятся и память их в род и род.

Священник: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец

Люди: Аминь.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/molitvoslov-dlya-nachinayushchikh/molebnye-peniya-poem-vmeste-na-panikhide/

Текст канона об усопшем, который читают родные

Канон заупокойный текст

Канон об усопшем – это способ проявления заботы о душе, призывающий ее к упокою и смирению, замаливания грехов перед Богом. Он читается в церкви, за ее пределами, в домашних условиях.

Что такое каноны об усопших и зачем молиться за умерших

Канон об упокоении усопших – заупокойные молитвы, которые замаливают грехи умершего. В священных книгах прописано, что обязанность живого человека – поминать новопреставленного или давно усопшего человека добрым словом, независимо от того, каким человек был в жизни.

Совершать канон за упокой души нужно, пытаясь замолить личные грехи перед умершим человеком, совершить покаяние перед ним, если по вине живого произошла ссора.

Существует поверье – заупокойная панихида выводит душу мирянина из ада. Свечка, зажженная в момент повиновения мученика – благодать для усопшего. Имя умершего, произнесенное при молитве в церкви слышат все святые.

Какие каноны об усопших бывают

В православной церкви умирающего к смерти готовит батюшка, к которому он обращается с покаянием, процесс называется причащанием. Существует несколько разновидностей канонов об усопшем.

Каноны Октоиха

Октоиха – богослужебная книга, разделенная на восемь глав. Они обозначают восемь гласов, воспевающих усопшего в течение восьми дней. Особенности:

  1. Канон продолжается каждый день на протяжении одного года. Создателем восьмигласного молебна является преподобный Феофан – исповедник, рожденный в Иерусалиме, который совершил исповеднеческий подвиг.
  2. Октоих содержит описание и слова нескольких вариантов молитв об упокоении души усопшего.
  3. Он не поется в родительские субботы и на кладбище.

Все остальные субботы года с помощью Октоиха по славянскому обычаю осуществляется поминовение в церкви всех умерших и мучеников, к которому приготавливаются заранее, собирая записки с именами.

В субботний день высший чин читает написанные имена, молится за них на утренней и вечерней службах.

Считается, поминальная служба в вечер субботы особенная – все святые собираются, помогая усопшему.

В каждый день канона Октоиха вспоминается один святой или священное событие:

  • в воскресенье поминают воскресенье Христово;
  • во вторник – святого Иоанна Крестителя;
  • в пятницу – богородичный молебен, восхваляющий Божью Матерь.

О единоумершем

канон о единоумершем человеке читается в любой день:

  • любым христианином;
  • родственником усопшего;
  • церковнослужителем.

молитва о новопреставленном состоит из псаломов и песней. в данном каноне восславляется умерший, просится милость к нему на небесах. в начале всегда зачитывается отче наш, а после приступают к молитве за усопшего.

текст прописан в церковных книгах. всего в молебне о единоумершем восемь песен. в молитве просят о успокоении души и быстром поиске пристанища усопшего. все каноны написаны на церковно-славянском языке, но у них есть современная интерпретация.

текст единый для всех церквей и храмов.

каноны о умершем мужчине и женщине различаются. в церкви разрешается заказать или прочитать молебен самостоятельно.

поминовение о некрещенных и не покаявшихся

в православной церкви отношение к некрещеным людям отличалось во время их жизни и после смерти. отпевать некрещеного умершего запрещается.

нуждаетесь в совете специалиста?получите консультацию эксперта онлайн.
задайте свой вопрос прямо сейчас!

во время войн и эпидемий людей хоронили в одну яму, не разбираясь, кто крещен, а кто нет. над всеми читали заупокойный молебен.

особенности:

  1. молитва за людей некрещенных действенна. текст упоминает факт некрещенности человека, просится прощение за все совершенные грешные деяния.
  2. обращение разрешается не к господу, а к божьей матери – богородице. в момент молитвы по четкам позволяется прочитать «богородице дево, радуйся».
  3. православная церковь позволяет повиновение некрещенных, ссылаясь на святого мученика уара, имевшего благодать молиться за некрещенных, но осуществлять молебен разрешается самостоятельно дома.

запрет имеет вселенский единый масштаб: некрещенных и самоубийц нельзя отпевать в храме и писать их имена в записки, но самостоятельно, как того пожелает душа, молиться никто не запрещает.

в дни вселенского поминовения – в родительские субботы, поминают не покаявшихся.

моление при разлучении души от тела и за новопреставленных

моление при разлучении души от тела имеет три канона:

  • канон молельный при разлучении духа от тела;
  • канон бываемый на разлучение души от тела (используется в ситуациях мучительной смерти, когда человек бьется в агонии, но скончаться не может);
  • канон по исходе души от тела (за новопреставленного).

текст канона за усопшего читает другой человек, при смерти разговаривать больной не может. обращаются в молельном каноне к пресвятой богородице, не к богу. основное обращение: »пресвятая богородица, спаси нас». молебен призывает предоставить грешным и смиренным прибежище.

канон бываемый читается в ситуации, если человек умирает в муках и на помощь ему прийти никто не может.

в ходе молебна просится прощение у бога за слова, помилование души, милость господа.

за новопреставленного молитва просит скорого упокоения души и сил пережить утрату близким. читается на третий, девятый и сороковой дни: в то время, пока душа покойника ищет пристанище. основная фраза: «упокой, господи, душу усопшего раба твоего».

о грехе убийства чад в утробе

убийство нерожденного младенца в православной церкви – большой грех. в нем обвиняется мать и отец, молиться следует вдвоем. в процессе кающиеся говорят об ошибке, признают свою вину. в некоторых случаях просится о повторном даровании дитя в будущем.

обращается молящий к святой марии, она – покровительница деторождения и семьи.

моление о грехе убийства чад в утробе – покаяние. во время моления женщина просит прощения за совершенные нарочно и случайно грехи в жизни.

убиение младенца в утробе – тяжкий грех, за совершение которого положена божья кара. чтобы отмолить грех, женщине нужно помогать беднякам и детям.

заупокойный канон субботы мясопустной

поминовение усопших в заупокойный канон мясопустной субботы осуществляется дома самостоятельно верующим или группой людей.

в псалтире размещены примеры вечерней и утренней молитвы, порядок определяется самостоятельно молящимся, ему предоставляется право на выбор настроения моления.

осуществляется заупокойный канон утром и вечером в день мясопустной субботы – первая великая родительская суббота в уставе православных церквей. традиция поминовения усопших в мясопустный день – семейный обед.

читается молебен во время литии – вечерней и утренней праздничной службы.

какие каноны можно читать дома и как правильно это делать

К богу разрешается обращаться в любое время. Молиться разрешается сидя, стоя или лежа – в зависимости от самочувствия христианина. Исключение: запрещается молиться в дни Великих праздников, на Страстной и Светлой седмице. За всех усопших позволяется молиться дома.

Канон призван вспоминать скончавшихся близких добром и просить облегчения их тягот на небесах, о попадании в Рай. Православные почитают умерших в специальные дни. Записки о поминовении в храме оставляют в любой день.

Каноны предполагают наличие правил к соблюдению, но возможные исключения, не противоречащие правилам.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pominki/kanon-ob-usopshem

Каноны о усопших восьми гласов

Канон заупокойный текст

Шрифт

Каноны Октоиха

Каноны о единоумершем

Поминовение некрещеных и не покаявшихся

Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных

О грехе убийства чад во утробе

Чтение заупокойных канонов при поминовении усопших

Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, – священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.

Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.

Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.

Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг – сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.

Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский.

Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану.

Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.

Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник

Преподобный Феофан исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье. Вместе со своим старшим братом Феодором обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания.

По поручению Иерусалимского Патриарха они отправились в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) и защиты Православия; впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820-829) и Феофила (829-842), за что им пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки.

Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах оскорбительные стихи, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда происходит наименование, усвоенное обоим братьям – «Начертанные». Преподобный Феодор скончался в темнице.

Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – может быть, именно те заупокойные каноны, которые потом были включены в Октоих. Преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие. Исповеднический его подвиг продолжался 25 лет – с 817 до 842 года.

По возвращении из ссылки он был рукоположен во епископа Никейского святым патриархом Мефодием († 847).

Симеон Логофет, сообщая об этом, говорит: «Когда нашлись такие, которые были недовольны этим, указывая на то, что он сирианин и православный ли – поручиться в том, некому, святой Мефодий отвечал, указывая не чело его: не нужно желать лучшего свидетельства после этой надписи ». Вскоре после этого, около 850 года, преподобный Феофан скончался. Память его Церковь совершает 11 (24) октября.

Преподобный Феофан был автором многих сочинений, в том числе в защиту иконопочитания; он также написал множество церковных песнопений – ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди.

В Греческой Минее читаем следующие слова в его честь: «Как светило пресветлое озаряешь ты светом догматов твоих всю подсолнечную; подобно Давиду, ударяя в цитру, поешь достойные песни святым Христовым и оглашаешь Эпир (область, где преподобный Феофан был епископом) весь.

Потому-то ты прославлен достойно, священнотаинник Феофан» . Каноны о усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.

Тропари канонов расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит молитву к святым мученикам; мы побуждаем их на ходатайство перед Богом за наших усопших, особенно сильное, поскольку они претерпели безчисленные муки, пролили кровь за Господа и не пощадили своей жизни ради Него.

Кроме того, обращение к мученикам в канонах о усопших, вообще частое в заупокойных богослужениях, напоминает нам о том, что эти песнопения восходят к надгробному пению первых христиан около останков святых мучеников за Христа. Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей.

Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий.

Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми.

В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов).

В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших .

В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь.

Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся.

«Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, – поясняет епископ Афанасий (Сахаров), – возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см. 1 Фес. 4, 13).

Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой ».

В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем.

Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род).

Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице.

Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой».

В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем.

Как правильно читать каноны о усопших

Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц.

За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни .

За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/usopshim/kanoni/index.html

Чин чтения канонов

Канон заупокойный текст

(М., “Даниловский Благовестник”)

Общее начало всех канонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе,Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вездесый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, иочисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамениеми поясными поклонами.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и приснои во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очистигрехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша,имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб нашнасущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникомнашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас,аминь.

Господи, помилуй. (12 раз.) Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Царевинашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу,Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление моево истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко неоправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю животмой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятесясердце мое.

Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих рукуТвоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скороуслыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюсянизходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах.

Скажимне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих,Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твойблагий наставит мя на землю праву.

Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдоюТвоею, изведеши от печали душу мою и милостию Твоею потребиши враги моя и погубишився стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, славаТебе, Боже. (Трижды.) Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый воимя Господне.

Стих 1: ИсповедайтесяГосподеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Припев: Бог Господьи явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 2: Обышедшеобыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый воимя Господне.

Стих 3: Неумру, но жив буду и повем дела Господня.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый воимя Господне.

Стих 4: Камень,Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивенво очесех наших.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый воимя Господне.

Затемдважды читаем тропарь святой.

Слава, и ныне, Богородичен по гласу тропаря (см. Приложение1)[1].

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и помножеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего,и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною естьвыну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися вословесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониях зачат есмь, иво гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудростиТвоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твоеот грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и духправ обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святагоне отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утвердимя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей,Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне моиотверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, далбых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушеннои смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутсястены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая;тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

И читаем канон.[2]

Общее окончание всех канонов

После 9-й песни:

Владычице, приими молитву раб Своих и избави насот всякия нужды и печали, Ты еси, Богородице, оружие наше и стена, Ты еси заступница,и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши нас от врагов наших.Возвеличим Тя вси, всенепорочную Матерь Христа Бога, Юже осени Дух Пресвятый. (Поклон.)

Трисвятое. Пресвятая Троице… Господи, помилуй.(Трижды.) Слава, и ныне. Отченаш…

Затем читаем тропарь,Слава, кондак, и ныне,Богородичен.

Господи, помилуй (40 раз).

И, по желанию, одну или несколько молитв. Если нет отдельноймолитвы, то можно читать молитву общую святой (см. Приложение2).

Еслимолитвы опускаем, то:Славаи ныне.

Затем:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон.)

Слава(поклон), и ныне (поклон). Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови. (Поклон.)

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами ПречистыяТвоея Матере, святыя мученицы (или святых мучениц, или преподобныя, или праведныя), имярек и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

По желанию трижды читаем тропарь о здравии:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Твоих, именаих (поклон). Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон). Прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Величание общее святой

Величаем тя, святая, имярек, и чтим святую память твою, ты бо молиши за насХриста Бога нашего.

Величание преподобной

Ублажаем тя, преподобная мати, имярек, и чтим святую память твою, ты бо молиши за насХриста Бога нашего.

Величание общее мученице

Величаем тя, святая мученице, имярек, и чтим святыя страдания твоя, яже за Христа претерпелаеси.

Приложение 1. Богородичны

Глас 1: Гавриилувещавшу Тебе, Дево, радуйся, со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе, святемкивоте, якоже рече праведный Давид: явилася еси ширшая небес, поносивши ЗиждителяТвоего. Слава Всельшемуся в Тя, слава Прошедшему из Тебе, слава Свободившему насрождеством Твоим.

Глас 2: Всяпаче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной, идевству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши истиннаго, Того моли спастисядушам нашим.

Глас 3: Тяходатайствовавшую спасение рода нашего, воспеваем Богородице Дево, плотию бо отТебе восприятою Сын Твой и Бог наш, Крестом восприим страсть, избави нас от тли,яко человеколюбец.

Глас 4: Ежеот века утаенное и Ангелом несведомое таинство, Тобою, Богородице, сущим на землиявися Бог, в неслитном соединении воплощаемь, и Крест волею нас ради восприим, имжевоскресив первозданнаго, спасе от смерти души наша.

Глас 5: Радуйся,двере Господня непроходимая; радуйся стено, и покрове притекающих к Тебе; радуйся,необуреваемое пристанище, и неискусобрачная, рождшая плотию Творца Твоего и Бога.Молящи не оскудевай о воспевающих, и кланяющихся рождеству Твоему.

Глас 6: Благословеннуюнарекий Твою Матерь, пришел еси на страсть вольным хотением, возсияв на Кресте,взыскати хотя Адама, глаголя Ангелом: срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма.Вся мудре устроивый Боже наш, слава Тебе.

Глас 7: Яконашего воскресения сокровище, на Тя надеющияся, Всепетая, от рова и глубины прегрешенийвозведи, Ты бо повинныя греху спасла еси, рождшая спасение наше, яже прежде рождестваДева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева.

Глас 8: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергийсмертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею,яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны,и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Приложение 2. Молитва общая святой

О святая, имярек. Подвигомдобрым подвизавшися на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовалесть Господь всем любящим Его. Темже радуемся о преславнем скончании жительстватвоего и чтим святую память твою.

Ты же, предстоящи Престолу Божию, приими молениянаша и ко всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощинам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед инапастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимсяпредстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славящеединаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и приснои во веки веков.

[1] Богородичен беретсятого же гласа,что и предшествующий емутропарь.

[2] Если хотимпрочесть акафист святой,то его следуетчитать по 6-йпесне канона, вместокондака и икоса.В этом случаекондак и икосвычитываются по 3-йпесне, перед седальнамиили перед инымкондаком, если таковойимеется. После акафистапродолжаем читать канон – 7-юпеснь и далее.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter          ↑

Источник: https://ThePrayerBook.info/4630-chin-chteniya-kanonov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.