Келейное чтение что это

Содержание

Келейная молитва

Келейное чтение что это

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI веков. Иоанн Крестьянкин составлял книгу последние 25 лет своей жизни, носил с собой и прибегал к ней ежедневно.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

КелейнаяОбщественная
Где молятсяДомаВ церкви
Что говорит Евангелие«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20)«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6)
Молитвы, которые читают«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже»«Ангеле Христов»,  от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»
На каком языке молятсяНа родном (перевод с церковнославянского)На церковнославянском языке

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в  церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами. Применительно к мирянам келейная молитва – молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно. Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила – собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  • «Царю Небесный»
  • Трисвятое
  • «Отче наш»
  • «Богородице Дево»
  • «От сна восстав»
  • «Помилуй мя, Боже»,
  • «Верую»,
  • «Боже, очисти»,
  • «К Тебе, Владыко»
  • «Святый Ангеле»
  • «Пресвятая Владычице»
  • призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) – собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущий

Вечерние молитвы:

  • «Царю Небесный»
  • Трисвятое
  • «Отче наш»
  • «Помилуй нас, Господи»
  • «Боже вечный»
  • «Благаго Царя»
  • «Ангеле Христов»
  • от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое  называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося.

Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы. Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные.

Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Текст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных.

Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов. Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу. Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв – чтение акафистов, часто –  в честь  Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей – участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия – молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других – кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.

Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.

И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…».

Молиться за людей – значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей – проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие – что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

(Кол.4:2).

Молитвы для домашнего моления

О самоубийцах:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.

Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет  воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Источник: https://hranitel.club/156-kelejnaya-molitva

Соборно или келейно?

Келейное чтение что это

Личное молитвенное правило – неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом – набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности.

Представляется важным понять, насколько идея личного молитвенного правила соответствует церковной традиции и Преданию Церкви, и проследить, как и когда в истории появилась традиция молитвенного правила для мирян, как возникли молитвословы, какие были и есть варианты личного молитвенного правила.

Молитва в первые века христианства

В Евангелии Христос дает ученикам молитву «Отче наш» (Мф 6:9-13, Лк 11:2-4), в которой учит обращаться к Богу-Отцу не от себя лично, а от собрания, также Он говорит, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

«Деяния апостолов» свидетельствуют, что после Вознесения все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении», а после Пятидесятницы, когда к апостолам «присоединилось душ около трех тысяч, …

они постоянно пребывали в учении, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:41-42).

Св. Игнатий Богоносец (†107, Рим) пишет в послании к магнезийцам: «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, … один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной».

Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (первая треть III века) пишет о том, что верные должны молиться, восстав ото сна, в третий, шестой, девятый час, перед сном, в полночь и при пении петухов. «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место…

Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. …Каждый пусть усердно ходит в церковь – место, где процветает Святой Дух.

Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу».

Памятники IV века приводят свидетельства о том, что христиане собирались дважды в день в храм на богослужение. Так в «Дневнике Эгерии» подробно описывается ежедневная вечерня и при этом упоминается, что «все люди собираются еще раз в храме», то есть они уже собирались в этот день на утреню.

«Апостольские постановления св.

Климента Римского» (последняя четверть IV века) свидетельствуют о ежедневном участии в утреннем и вечернем богослужении как о норме христианской жизни: «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».

В первые века христиане имели общую веру и молитву; соборная, церковная молитва являлась основой и дополнялась личной молитвой; жизнь была целостной, необходимости в регламентации личной молитвы – личном молитвенном правиле – не было.

Появление личного молитвенного правила как келейного правила в монашеской традиции

Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества и прослеживается в неизменном виде на протяжении около полутора тысяч лет от первых монастырей IV века в Египте и Палестине, монастыря св. Саввы Освященного († 532), афонских монастырей до Нило-Сорского скита – уникального явления в истории русского монашества XV-XVII вв.

Пресвитер Руфин в своем произведении «Жизнь пустынных отцов» (конец IV в.) называет основные принципы организации жизни монастыря скитского типа: уединение каждого инока, общее богослужение раз в неделю, малая соборность (в скиту живет по несколько иноков), возможность получить духовное наставление. Средоточием общей монастырской жизни в скиту был храм.

Каждое воскресенье и в праздники служили «всенощное скитское и обедню». В субботу около шести вечера иноки собирались в храме на вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита.

Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение.

В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий.

Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты.

После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедовал всей братии свои согрешения. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа.

Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, за ней следовали чтения первого часа, и все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен и обедню, в конце службы все просили прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них «не исходяще… кроме благословенных вин дондеже паки сход будет».

Келейное правило иноков скита было большим. Но мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно – каждому «противу силы своея», так как «немощьным несть Устава… но елико кто может вместити да вместит» [1].

Жизнь монахов была общей, в центре ее была храмовая молитва в субботу и воскресенье, чтение Писания, духовные беседы, общение и размышление, даже исповедь происходила перед всей братией.

Пропускать общее богослужение строго запрещалось: «Не бывшему же на очередном бдении пусть ничего не принимается в извинение» [2].

В остальные дни они исполняли молитвенное правило келейно, правило это представляло собой, в основном, те же службы, что и в храме, дополненные псалмопением и многократным чтением кратких молитв.

Келейное правило на Руси

В XII веке епископ Кирилл Туровский, один из наиболее известных и почитаемых на древней Руси проповедников и писателей, названный своими современниками и потомками «Златоустом, просиявшим паче всех на Руси», создал цикл из 21 молитвы на всю седмицу.

Составляющие этот цикл молитвы были предназначены для ежедневного чтения в монастыре – по одной после вечерни, утрени и часов. По своему содержанию они соотносились с церковным значением седмичных дней.

Этот цикл молитв известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения XIII и последующих веков, а с конца XVI века и в течение XVII столетия его неоднократно включали в старопечатные молитвословы.

Входит он и в одну из рукописей XVI века – Рукопись РГАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, представляющую собой Следованную Псалтирь, дополненную выдержками из Октоиха, Минеи, Пролога, Трефолоя, Триоди [3].

Часослов, выписанный в этой рукописи полностью, содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения.

Часть молитв для келейного чтения сохранилась в молитвословах до сегодняшнего дня.

Довольно неясным остается вопрос, как келейное правило, предназначенное для монахов, трансформировалось в правило частной молитвы для мирян, при этом в литературе оно, как правило, тоже называется «келейным». Есть точка зрения, что примерно с XIII-XIV вв. повечерие и полунощница стали восприниматься как частные молитвы вечером и утром [4].

«Домострой» протопопа Сильвестра XVI века описывает «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися»: вечером «отпети вечерня павечерница полунощница» всей семьей, а утром мужу следует «отпети заутреня и часы», при этом он должен не пропускать «по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни».

В 1522 г. или несколькими годами позже Франциск Скорина подготовил к печати и издал «Малую подорожную книжицу», представлявшую собой Псалтирь с восследованием, в которую включил два своих акафиста с именными акростихами.

Это издание послужило основой для значительного числа рукописных и печатных Акафистников XVI-XVII веков, которые состояли из нескольких акафистов с канонами, вечерних и утренних молитв, правила к причащению и молитв после причащения.

В последующие столетия эта книга под названием «Молитвослов» получила широкое распространение и «стала основной “литургической” книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования» [5].

Таким образом, вечерние и утренние молитвы, составившие Молитвослов, изначально представляли собой приложение к повечерию и полунощнице, но со временем странным образом вытеснили их и получили самостоятельное существование: осталось «приложение без того, куда оно приложено» [6].

С конца XIX века молитвословы перепечатываются практически без изменений [7].

Современное состояние вопроса

В Русской православной церкви можно наблюдать единодушие по отношению к тому, что у православного христианина должна быть ежедневная личная молитва, и довольно широкий диапазон мнений по отношению к вопросу, каким должно быть личное молитвенное правило.

В телепередаче «Православная энциклопедия» от 14 марта 2009 года [8], посвященной этому вопросу, высказывалась точка зрения, что «надо соблюдать то, что Церковь установила: читать вечернее и утреннее правило», даже приводился случай, когда священник не допустил к причастию из-за неполного вычитывания ежедневного правила.

В то же время многие признают, что, хотя молитвословы и воспринимаются как некая необходимая составляющая духовной жизни мирянина, не следует слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни; что утренние и вечерние молитвы не соответствуют тому принципу, по которому устроено православное богослужение – принципу соединения неизменяемой и изменяемой части, серьезным недостатком является и отсутствие в молитвенном правиле библейского материала. Однако, даже признавая наличие проблемы, участники дискуссии по этому вопросу останавливаются пред необходимостью пересмотреть свои экклезиологические взгляды. Так, протоиерей Максим Козлов, с одной стороны, считает, что «к молитве нужно относиться творчески», а с другой, что правило можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать; «хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты», и что необходимо «при любой корректировке устава следовать одному правилу: “Не колебать того, что твердо стоит”».

Эти вопросы обсуждались на международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (15 апреля 2010 года). Однако большинство участников лишь затрагивало проблему, описывая ее, но не предлагая реальных путей изменения церковной ситуации.

Тем не менее, выступления говорили о серьезности сложившегося положения.

Так, профессор факультета теологии университета Осло Симеон Фрейсхоф, широкая сфера научных интересов которого включает и проблему отношения литургии к экклезиологической норме, отметил в своем выступлении, что соборная молитва является частью Предания Церкви, в то время как частная молитва такой частью не является.

Это означает, что личное молитвенное правило всегда является неким компромиссом, связанным с тем, что Церковь и человек в ней существуют в конкретных исторических обстоятельствах.

Компромисс этот является оправданным, когда есть укорененность личной молитвы в регулярной церковной молитве, есть ответственность за соборное богослужение, есть опыт разделения жизни с братьями во Христе. Тогда христианин чувствует свое молитвенное правило «не как некую лишь обязанность, а как внутреннюю потребность, как духовную норму своей жизни» [9], как поддержку в стремлении к целостности и полноте церковной жизни.

Источник: https://psmb.ru/a/soborno-ili-keleyno.html

Псалтирь

Келейное чтение что это

Псалтирь — это одна из книг Ветхого Завета, которая располагается перед Книгой Притчей Соломоновых и не входит в число неканонических книг Русской Библии. Её название происходит от струнного музыкального инструмента псалтерия, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения.

Авторство

В создании Псалтири принимали участие более десятка авторов, живших в разное время.

Согласно библейской традиции автором большинства псалмов является легендарный царь-псалмопевец Давид, живший в I тысячелетии до нашей эры: в еврейском тексте 73, а в греческом 84 псалма носят его имя.

Среди авторов остальных псалмов: главный псалмопевец Давида Асаф (12 псалмов), его брат Еман (псалом 87), сыны Кореевы (10 псалмов), Ефан (псалом 88), Моисей (псалом 89), Соломон (псалом 126), Адам, Мелхиседек, Авраам и Идифун (их имена в качестве авторов псалмов упомянуты как в самой Псалтири, так и в Талмуде).

В оригинале все псалмы были написаны на древнееврейском языке по правилам еврейской поэзии. В V веке до н.э. они были объединены в единую книгу.

В III веке до н.э. в числе прочих книг Священного Писания Псалтирь была переведены на греческий язык — этот перевод получил название Септуагинта или «Перевод семидесяти» (по числу принимавших участие в нем переводчиков) и со временем стал основной версией Ветхого Завета, принятой в Православной Церкви.

В середине IX века нашей эры братьями Кириллом и Мефодием был выполнен перевод Септуагинты на славянский язык. С укоренением христианства на Руси Книга Псалмов становится любимой книгой народа. По Псалтири учатся грамоте; без Псалтири не обходится благочестивый книголюб; Псалтирь читается над усопшим. Вся древнерусская письменность переполнена ссылками на Псалтирь.

Псалтирь делится на 20 кафизм и 150 псалмов или песней. В Православной Церкви используется греческая нумерация псалмов, такая же как и в Септуагинты, однако последняя содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм и при богослужении не читается.

Наряду с прославлением Бога псалмы содержат мольбы, проникновенные жалобы, проклятья, исторические обзоры, брачные песни. Отдельно стоит выделить псалмы, повествующие о Господе Иисусе Христе, а также событиях и людях, связанных с ним. Такие псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель).

Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс.

8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117).

Читать псалтирь онлайн

Кафисма первая

Кафисма вторая

Кафисма третия

Кафисма четвертая

Кафисма пятая

Кафисма шестая

Кафисма седмая

Кафисма осмая

Кафисма девятая

Кафисма десятая

Кафисма единаянадесять

Кафисма втораянадесять

Кафисма третиянадесять

Кафисма четвертаянадесять

Кафисма пятаянадесять

Кафисма шестаянадесять

Кафисма седмаянадесять

Кафисма осмаянадесять

Кафисма девятаянадесять

Кафисма двадесятая

либо слушать Псалтирь в исполнении хора Валаамского монастыря

Надписание

Практически всегда в начале псалмов встречаются надписи, указывающие на их жанр и этос, автора, способ исполнения.

К примеру, более чем у трети всех псалмов имеется отметка מִזְמוֹר (Мизмор), что означает «песня, напев». В соответствии с Септуагинтой на русский язык «мизмор» переводится как «псалом».

У псалмов 31, 41, 43, 44, 51-54, 73, 77, 87, 88, 141 имеется отметка מַשְׂכִּיל (Маскиль), происходящая от слова «ум». По всей видимости «маскиль» указывает на обучающие псалмы.

Отметка שִׁיר (Шир, обычно в сочетании «Мизмор шир» — «Песнь») имеется у псалмов 18, 29, 44, 45, 47, 64-67, 74, 75, 82, 86, 87, 91, 107, а также 119—133, имеющих особое название «Песнь восхождения» и часто читающихся подряд при богослужениях.

Псалмы 16, 85, 89, 101 и 141 могут называться молитвенными, о чём сообщает надпись תְּפִלָּה (Тфила, «молитва») перед ними. Псалом 144 — хвалебным (надпись תְּהִלָּה — Тегила или «Хвала»), а 7 — плачевной песней (שִׁגָּיוֹן — Шигайон — у евреев и у арабов так называют песни стенания о неразделенной любви или разрыве).

А вот надпись לְדָוִד (ле-Давид) может означать не только указание на автора (что псалом написан Давидом), но и то, что псалом посвящён Давиду или то, что в нём идёт речь о Давиде.

Сложности у исследователей вызывает и толкование указаний на порядок исполнения: современной науке неизвестны древние мелодические формулы и названия древних инструментов на языке оригинала. По этим причинам перевод исполнительских предписаний расценивается как условный.

Так, надписи בִּנְגִינוֹת (Би-негинот) и עַל נְגִינַת (Аль-негинат) по всей видимости указывают на исполнение «на струнных инструментах».

Надпись אֶל הַנְּחִילוֹת (Эль-ха-нехилот) — на исполнение на духовых, а עַל הַשְּׁמִינִית (Аль-ха-шеминит) и בִּנְגִינוֹת עַל הַשְּׁמִינִית (Би-негинот аль-ха-шеминит) — «на восьмиструнном».

Употребление

Псалтирь получила широкое распространение в православном богослужении. Многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга: утренними и вечерними, и прочитываются таким образом ежедневно. Псалмы также составляют бо́льшую часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Используются на Литургии, молебнах, в других таинствах и обрядах, например, при поминании усопших.

По древней монашеской традиции вся Псалтирь прочитывается в течение недели. Для удобства чтения книга поделена на 20 кафизм, каждая из которых в свою очередь делится на 3 части или славы.

Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы.

В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Во многих монастырях также существует традиция непрерывного чтения Псалтири: круглосуточно и без каких-либо перерывов. Называется эта традиция — Неусыпающая Псалтирь.

Неусыпающая псалтирь

По преданию первым человеком, ставшим читать Псалтирь без перерывов, был преподобный Александр — основатель монашеской обители «Неусыпающих» недалеко от Евфрата.

Игумен решил ни днём, ни ночью не прекращать славословие Господу и три года молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила.

После Божиего откровения в обители ввели следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи, которые сменяясь через час круглые сутки пели на два лика святые псалмы, делая перерывы лишь во время Богослужения.

В наши дни правила чтения Неусыпающей Псалтири несколько изменились: теперь после каждой Славы монахи произносят ещё и установленные поминовения, в зависимости от читаемого праздника — о живых или об усопших.

Введена такая практика была для непрерывного вознесения молитвы о человеке: вместо поминания 1 раз в день, его поминают на каждой кафизме.

Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпающей Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».

Келейное чтение псалтири

Помимо чтения в православных богослужениях и монастырях Псалтирь часто читают и келейно (см. правила келейного чтения Псалтири). Для этого в книге помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Отцы и подвижники Церкви советуют верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Довольно распространённой практикой является также чтение отдельных псалмов в зависимости от конкретной ситуации. Преподобный Арсений Великий использовал их в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность (см. псалмы на всякую потребу).

Толкование Псалтири

Псалтирь является самой часто употребляемой в Богослужении и келейной молитве книгой Священного Писания, что по-видимому связано с тем, что ни в одной другой книге личная вера в Господа не отразилась столь ясно и образно, как в ней.

Наибольшее распространение в Русской Православной церкви получили два перевода Псалтири: на церковно-славянском и русском языке. Первый, в свою очередь, является переводом с греческой Септуагинты, а второй, входящий в состав Русской Библии — с оригинального еврейского текста.

Толкователями Псалтири, коих на протяжении христианской истории было не мало, в основном используется перевод Псалтири на церковно-славянский язык, как по причине того, что в переводе синодальном встречаются известные несоответствия, не способствующие прояснению многих трудных мест, так и потому, что перевод с Септуагинты издревле является главным молитвенным библейским текстом славянских народов. Хотя не стоит игнорировать и текст еврейский, являющийся предметом изучения библейских критиков, стремящихся выявить подлинный смысл псалмов, заложенный авторами.

Наиболее значительные тексты, посвященные объяснению Псалтири, принадлежат руке следующих людей: святителя Афанасия Александрийского, блаженного Феодорита Кирского, святителя Василия Великого, святителя Кирилла Александрийского, святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Нисского, блаженного Августина, богослова Евфимия Зигабена. Однако, в нашей стране, более известным является толкование Псалтири, выполненное под руководством библеиста Александра Павловича Лопухина в начале XX века.

На сайте со временем будут выложены все известные толкования Псалтири. Пока же можете ознакомиться со следующими из них:

Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина.

Псалтирь Богородице

Немногие верующие знают, что помимо привычных псалмов, существуют и особые псалмы Богородице, входящие в состав специальной Псалтири. Их автором является святитель Димитрий Ростовский, живший в 17 веке. Однако, сама Псалтирь Богородице при жизни святителя издана не была: сборник появился лишь в XIX веке.

Псалтирь Богородице не входит в перечень канонических книг, а потому в православных богослужениях не используется.

Тем не менее келейно её читать не возбраняется; несмотря на негативное отношение к Псалтири Богородице некоторых представителей духовенства, книга эта не только одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, но и весьма почитаема среди многих верующих, обращающихся в трудные минуты за помощью к Божией Матери. Ознакомьтесь в Псалтирью Богородице и вы.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/psaltir.html

О молитве за самоубийц

Келейное чтение что это

27 июля 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден текст чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго (журнал № 87). Однако не все ясно представляют, что это не «чин отпевания» самоубийц, а именно «чин молитвенного утешения сродников».

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.

Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

https://www.youtube.com/watch?v=gidJoL0u1Fg

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин
молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

В молитвах чинопоследования мы видим, что священник от лица родственников просит Господа простить их за то что они не уделили должного внимания, любви к своему сроднику.

Так же просит исцелить их сердечную скорбь, подать им утешение и твердое упование на Милость Божию. И лишь в молитве предназначенной для келейного чтения, т.е.

для домашнего чтения родственниками, просим Господа, чтобы Господь был снисходителен и если возможно, помиловал бы сию погибшую душу и не вменил бы нам во грех эту молитву.

В «Книге Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец» имеется 14-е правило Тимофея, епископа Александрийского, определяющее, в каких случаях можно или нельзя совершать церковное поминовение самоубийц. Приводим его полностью:

Правило 14

Вопрос: Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за такового должно ли быти приношение или нет?

Ответ: О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя [то есть родственники самоубийцы], желая достигнути, да будет приношение и молитва за него [желая добиться церковной молитвы о нем], неправдуют и глаголют, яко был вне себя.

Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.

То же самое говорит нам современный церковный документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Затрагивая проблему эвтаназии, Собор также цитирует вышеприведенное древнее церковное правило:

««Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.

В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех.

Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Александрийского правило 14-е).

Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2)».

Святитель Петр (Могила), Патриарх Адриан (в Указных ст. Правило 24, 698 г.) и многие святители всех времен, обращая свой голос к священникам, которых прежде всего просят родственники совершить отпевание и молитвы о самоубийцах, взывают:

«О иерей! О самоубийцах сказал Христос в Евангелии, когда говорит: «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению…» (Мк. 3:28).Церковь заповедала и утвердила не совершать молитв о самоубийцах.

Помни, иерей: всю силу зла направляет сатана на тех, кто совершает поминовение самоубийц. Им пользы никакой, а тебе великий вред. Ты ли милосерднее Бога? Что же на деле свидетельствуешь это, молишь Господа и самой молитвой говоришь: вот я милосерднее Тебя. Ложное милосердие.

И за это Бог попускает диаволу возобладать и душой твоей и телом».

Поэтому чинопоследование направлено на утешение сродников и на их исцеление от этой скорби.

О молитве за самоубийц так же писал епископ Феофан, Святитель богомудрый: «Спрашиваете, можно ли молиться за самоубийц? ЦЕРКОВЬ НЕ ВЕЛИТ, как же сыны и дщери будут молиться?..

Тут проглядывает покушение показать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога… Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единою Главою Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие — живые и умершие.

Отшедшие отсюда нераскаянными остаются вне ея и вне Господа Спасителя, Главы ея… О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием».

И именно потому, что мы не милосерднее Самого Бога, в молитве для келейного чтения мы и просим не вменить нам во грех сей молитвы.

Источники:

Официальный сайт Московского Патриархата

Миссионерско-апологетичексий проект «К истине»

Православное общество «Азбука веры»

Источник: http://uteshenie.cerkov.ru/o-molitve-za-samoubijc/

Как читать псалмы

Келейное чтение что это

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Псалтырь – это святая книга, в которой собраны гимны и молитвенные прошения. Основная их часть написана царем Давидом.

В каждом тексте святого письма просматривается вся боль, радость и смятение, которые испытывал псалмописатель во врем я создания этих текстов. Как читать псалмы дома знают не многие.

Это несмотря на то, что каждый православный христианин знает и понимает какое огромное значение они играют в жизни человека.

Зачем читать псалмы

Прежде всего нужно отметить, что чтение святых текстов не требует специального благословения священнослужителя.  Название этих текстов произошло от греческого названия музыкального инструмента псалтерион. Древние евреи играли на нем во время воспевания псалтырей. С тех пор сборник песней в честь Всевышнего и начал называться – Псалтырь.

Книга содержит сокращенное выражение всего святого писания. Она представлена в виде молитвенных песней.

Со слов священнослужителей святая книга объединяет в себе историю, нравоучения и учения, которые спасают человека от греха. Также существует мнение, что в книге собраны все основные моменты с других святых писаний.

В ней подробно выражена вся жизнь простого человека и напутствие на то как должен жить праведный христианин.

В православии читать псалмы при различных обстоятельствах принято ежедневно. Их произносят в храме как минимум один раз в неделю. Важно знать о том, что определенные правила их чтения описанный в специальной книге «Типикон».

Если произносить тексты святой книги дома, тогда такое чтение будет называться келейным. Как правильно читать псалмы? — этим вопросом задается большое количество православных верующих.  Несмотря на то, что перед началом произношения текстов не нужно получать благословение все же таинство исповеди пройти рекомендуется.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Чтение святых текстов дома

Келейное чтение псалтырей – это уже добрая традиция верующих. Как правило их произносят семейным кругом. Собираются родные и близкие в определенное время и начинают общее чтение. Сначала специального устава по такому чтению не существовало. Но со временем все же возникли некоторые рекомендации:

  • Перед началом проведения чтения пройдите таинство исповеди и причастия.
  • Тексты произносятся только перед зажженной лампадкой или церковной свечей. Не зажигается свеча только в случае, если человек находится в транспорте или путешествии.
  • Тексты произносите в полуголос. Это поможет облегчить понимание произносящего.
  • Ставьте правильные ударения в словах. Так как неправильное произношение слов считается большим грехом, потому что суть слов меняется.
  • Не нужно произносить тексты с театральной страстью, лучше их читать монотонно.
  • Название псалмов не читаются.

Обязательно к прочтению:  Чин пения двенадцати псалмов

Иногда бывают такие ситуации, когда в начале чтения святого песнопения верующему не понятна его суть. Не стоит сразу расстраиваться.  Главное читать его согласно всем рекомендациям, и тогда постепенно вся суть и красота текстов обязательно откроется. Нужно обязательно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Перед тем как начать читать молитвенные песнопения нужно обязательно прочесть вступительные прошения. Их можно найти в святом сборнике.
  • Весь текст делится на две части (кафизмы).
  • Важно при произношении текстов нужно упоминать и живых, и усопших.
  • После прочтения псалма обязательно нужно произнести акафист.
  • Заканчивать весь процесс нужно специальными молитвенными песнопениями.

Не все верующие знают сколько раз читать псалмы. На самом деле их нужно читать на протяжении всей своей жизни. После того как верующий закончит чтение Завета, не нужно делать перерыв, можно начинать чтение заново.

Какие псалмы читать в каких случаях

Все псалмы  учат правильной жизни перед Всевышним. Их общее количество составляет 150 штук.  Чтобы прочесть все тексты на протяжении месяца в день нужно произносить не менее 15 штук в день. Всех они используются в зависимости от жизненной ситуации. Если рассматривать какие псалмы читать каждый день,то следует выделить следующие:

  • Понедельник – 47. Его нужно произносить не менее 9 раз. Если придерживаться этой рекомендации, тогда христианин сможет одолеть всех своих врагов.
  • Вторник — Священнослужители утверждают, что при чтении 5 раз данного текста верующий будет всегда находится под защитой Всевышнего.
  • Среда – 93. Он также служит защитой от недоброжелателей. Читать его нужно не менее 12 раз.
  • Четверг – 50. Этот день считается днем очищения. А псалом 50 читается, чтобы проявлять покорство и покаяние перед Всевышним.
  • Пятница – 40. Помогает наладить финансовую сферу жизни и жить без долгов.
  • Суббота – 148. Он наделяет человека духовной силой.
  • Воскресенье – 23. Если текст произносить 6 раз, тогда все дела будут успешными.

Обязательно к прочтению:  Псалмы Соломона

Псалмы читаемые по дням помогают наладить жизнь в общем. Сделать ее ярче и добрее.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео рассказ священнослужителя о том как нужно читать Псалтырь правильно:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-chitat-psalmy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.