Келейное чтение что это

Келейная молитва

Келейное чтение что это

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI веков. Иоанн Крестьянкин составлял книгу последние 25 лет своей жизни, носил с собой и прибегал к ней ежедневно.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

КелейнаяОбщественная
Где молятсяДомаВ церкви
Что говорит Евангелие«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20)«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6)
Молитвы, которые читают«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже»«Ангеле Христов»,  от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»
На каком языке молятсяНа родном (перевод с церковнославянского)На церковнославянском языке

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в  церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами. Применительно к мирянам келейная молитва – молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно. Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила – собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  • «Царю Небесный»
  • Трисвятое
  • «Отче наш»
  • «Богородице Дево»
  • «От сна восстав»
  • «Помилуй мя, Боже»,
  • «Верую»,
  • «Боже, очисти»,
  • «К Тебе, Владыко»
  • «Святый Ангеле»
  • «Пресвятая Владычице»
  • призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) – собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущий

Вечерние молитвы:

  • «Царю Небесный»
  • Трисвятое
  • «Отче наш»
  • «Помилуй нас, Господи»
  • «Боже вечный»
  • «Благаго Царя»
  • «Ангеле Христов»
  • от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое  называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося.

Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы. Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные.

Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Текст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных.

Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов. Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу. Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв – чтение акафистов, часто –  в честь  Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей – участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия – молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других – кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.

Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.

И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…».

Молиться за людей – значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей – проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие – что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

(Кол.4:2).

Молитвы для домашнего моления

О самоубийцах:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.

Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет  воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Источник: https://hranitel.club/156-kelejnaya-molitva

Предлагаем Вашему вниманию избранные работы участников конкурса «Вера и религия в современной России», не вошедшие в итоговый сборник, но отмеченные модераторами и кураторами проекта.

Автор работы — Павел Александрович Кузьминых, студент IV курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работа была написана в 2013 году, по результатам участия в экспедиции летом 2012 года (совместно с Н.

В. Литвиной, с.н.с. Архива РАН, и О.Б. Христофоровой, кандидатом культурологии, докторантом ИВГИ РГГУ). Специфика исследования состоит в том, что оно находится на стыке трёх научных дисциплин – религиоведения, литургического богословия и этнографии.

Верхокамье как историко-культурный регион

Исследуемый регион географически расположен в Западном Предуралье, на Верхнекамской возвышенности. Топоним Верхокамье «приобрел широкую известность в исторических и художественных памятниках уже во второй четверти XVIII века» .

В сответствии с современным административно-территориальным делением к Верхокамью можно отнести населенные пункты следующих районов – Верещагинского и Сивинского (Пермский край) и Кезского (Удмуртия).

Расположение этих земель охватывает территорию примерно 60х60 км.

Верхокамье было открыто для научного сообщества летом 1973 года. Изучение с самого начала велось специалистами разных направлений – историками, археографами, музыковедами, фольклористами, лингвистами, этнографами. За десятки лет работы было выявлено свыше 2000 памятников кириллической письменности.

Отряд экспедиции, в которой довелось участвовать, состоял из трех человек. В состав входили также Н.В. Литвина (с.н.с. Архива РАН) и О.Б. Христофорова (кандидат культурологии, докторант ИВГИ РГГУ). «В поле» участники экспедиции находились с 30 июня по 13 июля 2012 года. Было опрошено около 40 человек, в основном «соборных» (активных носителей традиции).

Также участники экспедиции находились в качестве наблюдателей дважды на крещении староверов-беспоповцев, на службе старообрядцев белокриницкого согласия (на Иванов день), на соборном молении на память апостолов Петра и Павла (у беспоповцев).

Материалы экспедиции зафиксированы на аудионосители (службы, интервью), фотоаппарат (почти 700 снимков), ежедневно велись записи полевого дневника.

Краткая история староверия в Верхокамье

Первые поселения в этой местности появились в конце XVII в., фактически спустя небольшое время после трагичных событий раскола в Русской Церкви. Как сообщают источники, первыми жителями Верхокамья были московские стрельцы, бежавшие сюда более чем за тысячу верст из Первопрестольной .

Уже в то время здесь «проживало около четырех тысяч русских крестьян-старообрядцев, которые держались изолированно и не вступали ни в какие контакты не только с соседним православным русским населением, но и с коми-пермяками и удмуртами» . Через Верхокамье проходил путь из Выга – крупнейшего центра староверия того времени – в Западную Сибирь.

Таким образом, устанавливались тесные связи с традициями поморского староверия. В 1735 году Семён Денисов, глава Выговского общежительства, пишет к верхокамским братьям-староверам: «Дойде к нам в Поморские скиты слышание о вашем боголюбии… в толикое опасное время… в толь удаленной стране» .

В 1866 году случился раздор между двумя наставниками, который к 1888 году привел к окончательному разделению верхокамских поморцев на два согласия – «максимовцев» и «дёминцев».

В настоящее время этот местный раскол можно считать условно уврачеванным благодаря деятельности Московской поморской общины, наставники которой благословили местных духовников на «универсальное» служение . Но не все приняли подобное объединение. Некоторые общины сохраняют верность именно своему согласию и не желают растворяться в чужой идентичности.

В большинстве случаев, даже при утрате религиозной активности, потомки староверов сохраняют как самоидентификацию принадлежность к одному из толков. При переходе в другое согласие приверженность к отеческой вере также часто отожествляется. В с. Сепыч – основном пункте дислокации экспедиции – такая картина видна налицо. Сабурова Матрёна Фёдоровна (1934 г.р.

), перешедшая из беспоповства в белокриницкое согласие, так оценивает свой выбор: «У нас как, дёминская вера. А потом храм-то построили, дак я пошла в храм» . Юридически все “максимовские” и “дёминские” общины входят в РС ДПЦ (Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви). Исследователь Верхокамья, выходец из этих мест, А.

Безгодов современное староверие исчисляет таким образом: «В настоящее время в Верхокамье известно 12 действующих поморских (дёминских и максимовских) соборов… соборных остается немного, а молодежь приобщаться не спешит. Тем не менее, доля кержаков-поморцев в некоторых с/с доходит до 70 — 80 %. Всего в Верхокамье «поморцев по крещению» более 10 тыс. чел.»

Келейная молитва старовера-беспоповца

Общину староверов-беспоповцев (не только в Верхокамье, но и в целом во всем беспоповстве) можно представить в виде двух вписанных друг в друга кругов. Тот, который внутри, будет обозначать ядро общины – так называемый «собор», члены которого именуются «соборными».

А внешний круг будет иметь размытые границы, что означает условную, неопределенную фиксацию носителей традиции и принадлежность к ней. Те, кто во внешнем круге, – это мирские (реже употребляется миряне). Соборные являются костяком общины, они полноценно участвуют в соборном молении.

Стать соборным возможно или до брака или прекратив брачные отношения . Это свидетельствует о сохранившейся у верхокамских беспоповцев старопоморской традиции негативного отношения к браку , считавшемся уже невозможным (и, как следствие, незаконным) в мире «духовного антихриста».

Брачный чин, существующий у поморцев Верхокамья, понимается не как таинство, а всего лишь как форма благословения. Становление члена общины как «соборного» называется по-разному: «приобщиться», «положить начал», «пойти в собор».

Соборные по укладу жизни подобны инокам, что проявляется в фактически монашеской молитвенной практике, в постовой регламентации, отказе от употребления мясной пищи, отказе от светских развлечений. К этому нужно добавить существующую у соборных сложную систему различных запретов, не позволяющих им «мирщиться», т.е. общаться с «миром».

«Замирщение» происходит через молитву или общую трапезу с не-соборными, вкушение запрещенных продуктов, пользование общей посудой с «иноверными», пользование общественным транспортом и т.д. – в общем, путем любых контактов с греховным, падшим миром. «Мирскими» называются члены семей соборных, жители староверческого селения и иногда все, кто не входит в собор.

В области нашего исследования лежит практика именно соборных старообрядцев. Численность соборных как ядра общины весьма невелика – 5-10 человек. Иногда в одной деревне могут распологаться одновременно два собора – максимовский и дёминский (п. Северный Коммунар, с. Сепыч).

В других местах – произошло либо слияние, либо там компактно проживают представители лишь одного согласия. Мирские осознают причастность к своей общине, но жить «по-соборному» стремятся немногие.

Чаще всего «в собор» приходят после пенсионного возраста, «положить начал» – значит, полностью принять образ жизни, наполненный множеством регламентаций и запретов.

Путем интервьюирования информантов (староверов-соборных) были получены материалы, которые можно использовать в качестве источников по литургическому праксису верхокамских поморцев. Общая картина в схематичном виде представлена в таблице.

Ф.И.О., год рождения, место проживания, согласиеТип келейной молитвы
Габов Лев (Леонтий) Давыдович, 1939 г. р., с. Сепыч, максимовский наставникВечером за павечерницу – 2 лестовки (106 поклонов земных, 106 поясных). Также – утром за полунощницу. Зимой и весной – правило по часослову. Епитимья – 17 поклонов в пояс после каждого моления (по лестовке). Перед едой – 12 поклонов с Исусовой молитвой, после – 17.
Патраков Андрей Федотович, д. Соколово, „универсальный“ наставникУтром и вечером – начало , прощение , благословение , обычное начало . По 17 поклонов (святым дню). Епитимья – 17 поклонов. Молитва за живых (за исправленных – 15 поклонов, за неисправленных – 17), за усопших – 15. Зимой – чтение часов.
Климова Дарья Матвеевна, д. СоколовоЗимой – полунощница/павечерница. Летом – утренние и вечерние поклоны (исходные и приходные). Епитимья – 17 поклонов с Исусовой молитвой.
Красносельских Евдокия (Федосья) Кирилловна, 1939 г. р., д. СоколовоУтром — полунощная кафизма. Вечером – молебен (Христу, Богородице, Николе, Всем святым).
Сабурова Матрёна Фёдоровна, 1934 г. р., с. Сепыч, бывшая дёминская, теперь белокриницкаяУтром – полунощница. Вечером – павечерница.
Лядова Акулина Афанасьевна, 1942 г. р., с. СепычЗа полунощницу – 2 лестовки (земная, поясная). За вечерню – 1 лестовка. За павечерницу – 2 (земная, поясная).
Никулина Васса Фадеевна, 1922 г. р., с. Сепыч, максимовскаяПолунощница, утреня, павечерница – по часослову. Моление по лестовке за неисправленные души (по 3 поклона за каждого человека). .

Как видно из вышеприведенной таблицы, практика совершения келейной молитвы у верхокамцев отличается разнообразием и инвариантностью (в зависимости от времени года, которое напрямую влияет на повседневный хозяйственный и бытовой уклад крестьянина-земледельца; по моделям совершения молитвенного культа и пр.).

Однако можно сразу выделить, что первенствующее положение занимает традиция отправления службы по лестовке. Подобное «лествичное моление» встречается в древнерусских памятниках, предназначалось оно для келиотского типа богослужения для одного или нескольких монахов.

История такого келейного правила (Исусова молитва по лестовке) «имеет свои корни в традициях древних отшельников, обитателей пустынь» .

Соборное моление верхокамских поморцев

В ходе экспедиции присутствовать на соборном богослужении у беспоповцев нам довелось один раз – в поселке Фабрика «Северный Коммунар» (Сивинский район Пермского края) на день памяти апостолов Петра и Павла, у дёминских старобрядцев. Можно вывести некоторые заключения, проиллюстрировав их отличительными особенностями верхокамского соборного типа совершения служб.

Во-первых, яркой особенностью соборных молений беспоповцев является отсутствие постоянного места для молитвы (часовни или молебного дома).

Службы, совершаемые соборными в великие праздники или по случаю (поминки, новоселье и пр.), проходят в домах тех староверов (как соборных, так и мирских), которые пригласят к себе на молитву.

Чаще мотивацией к приглашению служит вариант № 2, т.е. по какому-либо случаю.

Во-вторых, в контексте учения в среде беспоповцев о замирщении выделяется в богослужебном праксисе четкая дифференциация «соборные – мирские».

Мирские на молении так же, как и соборные, могут активно участвовать в службе, а именно – петь, читать, творить поклоны, всё, кроме совершения крестного знамения, даже двуперстного(!).

Правом креститься обладают только соборные, т.е. те, кто «под началом».

В-третьих, выявляя атрибутивные характеристики соборного (и келейного тоже) богослужения, можно прийти к заключению о предельной аскетичности традиционного верхокамского праксиса. Проявляется это в образе совершения молитвы (по лестовке), акционарных действиях (земные поклоны, стояние во время многочасовых богослужений), одежде участников богослужения и остальном.

Источник: http://sreda.org/2013/praktika-keleynoy-i-sobornoy-molitvyi-staroverov-verhokamya-kuzminyih-p-a/34014

Соборно или келейно?

Келейное чтение что это

Личное молитвенное правило – неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом – набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности.

Представляется важным понять, насколько идея личного молитвенного правила соответствует церковной традиции и Преданию Церкви, и проследить, как и когда в истории появилась традиция молитвенного правила для мирян, как возникли молитвословы, какие были и есть варианты личного молитвенного правила.

Молитва в первые века христианства

В Евангелии Христос дает ученикам молитву «Отче наш» (Мф 6:9-13, Лк 11:2-4), в которой учит обращаться к Богу-Отцу не от себя лично, а от собрания, также Он говорит, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

«Деяния апостолов» свидетельствуют, что после Вознесения все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении», а после Пятидесятницы, когда к апостолам «присоединилось душ около трех тысяч, …

они постоянно пребывали в учении, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:41-42).

Св. Игнатий Богоносец (†107, Рим) пишет в послании к магнезийцам: «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, … один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной».

Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (первая треть III века) пишет о том, что верные должны молиться, восстав ото сна, в третий, шестой, девятый час, перед сном, в полночь и при пении петухов. «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место…

Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. …Каждый пусть усердно ходит в церковь – место, где процветает Святой Дух.

Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу».

Памятники IV века приводят свидетельства о том, что христиане собирались дважды в день в храм на богослужение. Так в «Дневнике Эгерии» подробно описывается ежедневная вечерня и при этом упоминается, что «все люди собираются еще раз в храме», то есть они уже собирались в этот день на утреню.

«Апостольские постановления св.

Климента Римского» (последняя четверть IV века) свидетельствуют о ежедневном участии в утреннем и вечернем богослужении как о норме христианской жизни: «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».

В первые века христиане имели общую веру и молитву; соборная, церковная молитва являлась основой и дополнялась личной молитвой; жизнь была целостной, необходимости в регламентации личной молитвы – личном молитвенном правиле – не было.

Появление личного молитвенного правила как келейного правила в монашеской традиции

Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества и прослеживается в неизменном виде на протяжении около полутора тысяч лет от первых монастырей IV века в Египте и Палестине, монастыря св. Саввы Освященного († 532), афонских монастырей до Нило-Сорского скита – уникального явления в истории русского монашества XV-XVII вв.

Пресвитер Руфин в своем произведении «Жизнь пустынных отцов» (конец IV в.) называет основные принципы организации жизни монастыря скитского типа: уединение каждого инока, общее богослужение раз в неделю, малая соборность (в скиту живет по несколько иноков), возможность получить духовное наставление. Средоточием общей монастырской жизни в скиту был храм.

Каждое воскресенье и в праздники служили «всенощное скитское и обедню». В субботу около шести вечера иноки собирались в храме на вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита.

Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение.

В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий.

Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты.

После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедовал всей братии свои согрешения. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа.

Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, за ней следовали чтения первого часа, и все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен и обедню, в конце службы все просили прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них «не исходяще… кроме благословенных вин дондеже паки сход будет».

Келейное правило иноков скита было большим. Но мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно – каждому «противу силы своея», так как «немощьным несть Устава… но елико кто может вместити да вместит» [1].

Жизнь монахов была общей, в центре ее была храмовая молитва в субботу и воскресенье, чтение Писания, духовные беседы, общение и размышление, даже исповедь происходила перед всей братией.

Пропускать общее богослужение строго запрещалось: «Не бывшему же на очередном бдении пусть ничего не принимается в извинение» [2].

В остальные дни они исполняли молитвенное правило келейно, правило это представляло собой, в основном, те же службы, что и в храме, дополненные псалмопением и многократным чтением кратких молитв.

Келейное правило на Руси

В XII веке епископ Кирилл Туровский, один из наиболее известных и почитаемых на древней Руси проповедников и писателей, названный своими современниками и потомками «Златоустом, просиявшим паче всех на Руси», создал цикл из 21 молитвы на всю седмицу.

Составляющие этот цикл молитвы были предназначены для ежедневного чтения в монастыре – по одной после вечерни, утрени и часов. По своему содержанию они соотносились с церковным значением седмичных дней.

Этот цикл молитв известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения XIII и последующих веков, а с конца XVI века и в течение XVII столетия его неоднократно включали в старопечатные молитвословы.

Входит он и в одну из рукописей XVI века – Рукопись РГАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, представляющую собой Следованную Псалтирь, дополненную выдержками из Октоиха, Минеи, Пролога, Трефолоя, Триоди [3].

Часослов, выписанный в этой рукописи полностью, содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения.

Часть молитв для келейного чтения сохранилась в молитвословах до сегодняшнего дня.

Довольно неясным остается вопрос, как келейное правило, предназначенное для монахов, трансформировалось в правило частной молитвы для мирян, при этом в литературе оно, как правило, тоже называется «келейным». Есть точка зрения, что примерно с XIII-XIV вв. повечерие и полунощница стали восприниматься как частные молитвы вечером и утром [4].

«Домострой» протопопа Сильвестра XVI века описывает «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися»: вечером «отпети вечерня павечерница полунощница» всей семьей, а утром мужу следует «отпети заутреня и часы», при этом он должен не пропускать «по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни».

В 1522 г. или несколькими годами позже Франциск Скорина подготовил к печати и издал «Малую подорожную книжицу», представлявшую собой Псалтирь с восследованием, в которую включил два своих акафиста с именными акростихами.

Это издание послужило основой для значительного числа рукописных и печатных Акафистников XVI-XVII веков, которые состояли из нескольких акафистов с канонами, вечерних и утренних молитв, правила к причащению и молитв после причащения.

В последующие столетия эта книга под названием «Молитвослов» получила широкое распространение и «стала основной “литургической” книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования» [5].

Таким образом, вечерние и утренние молитвы, составившие Молитвослов, изначально представляли собой приложение к повечерию и полунощнице, но со временем странным образом вытеснили их и получили самостоятельное существование: осталось «приложение без того, куда оно приложено» [6].

С конца XIX века молитвословы перепечатываются практически без изменений [7].

Современное состояние вопроса

В Русской православной церкви можно наблюдать единодушие по отношению к тому, что у православного христианина должна быть ежедневная личная молитва, и довольно широкий диапазон мнений по отношению к вопросу, каким должно быть личное молитвенное правило.

В телепередаче «Православная энциклопедия» от 14 марта 2009 года [8], посвященной этому вопросу, высказывалась точка зрения, что «надо соблюдать то, что Церковь установила: читать вечернее и утреннее правило», даже приводился случай, когда священник не допустил к причастию из-за неполного вычитывания ежедневного правила.

В то же время многие признают, что, хотя молитвословы и воспринимаются как некая необходимая составляющая духовной жизни мирянина, не следует слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни; что утренние и вечерние молитвы не соответствуют тому принципу, по которому устроено православное богослужение – принципу соединения неизменяемой и изменяемой части, серьезным недостатком является и отсутствие в молитвенном правиле библейского материала. Однако, даже признавая наличие проблемы, участники дискуссии по этому вопросу останавливаются пред необходимостью пересмотреть свои экклезиологические взгляды. Так, протоиерей Максим Козлов, с одной стороны, считает, что «к молитве нужно относиться творчески», а с другой, что правило можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать; «хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты», и что необходимо «при любой корректировке устава следовать одному правилу: “Не колебать того, что твердо стоит”».

Эти вопросы обсуждались на международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (15 апреля 2010 года). Однако большинство участников лишь затрагивало проблему, описывая ее, но не предлагая реальных путей изменения церковной ситуации.

Тем не менее, выступления говорили о серьезности сложившегося положения.

Так, профессор факультета теологии университета Осло Симеон Фрейсхоф, широкая сфера научных интересов которого включает и проблему отношения литургии к экклезиологической норме, отметил в своем выступлении, что соборная молитва является частью Предания Церкви, в то время как частная молитва такой частью не является.

Это означает, что личное молитвенное правило всегда является неким компромиссом, связанным с тем, что Церковь и человек в ней существуют в конкретных исторических обстоятельствах.

Компромисс этот является оправданным, когда есть укорененность личной молитвы в регулярной церковной молитве, есть ответственность за соборное богослужение, есть опыт разделения жизни с братьями во Христе. Тогда христианин чувствует свое молитвенное правило «не как некую лишь обязанность, а как внутреннюю потребность, как духовную норму своей жизни» [9], как поддержку в стремлении к целостности и полноте церковной жизни.

Источник: https://psmb.ru/a/soborno-ili-keleyno.html

Псалтирь

Келейное чтение что это

Псалтирь — это одна из книг Ветхого Завета, которая располагается перед Книгой Притчей Соломоновых и не входит в число неканонических книг Русской Библии. Её название происходит от струнного музыкального инструмента псалтерия, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения.

Авторство

В создании Псалтири принимали участие более десятка авторов, живших в разное время.

Согласно библейской традиции автором большинства псалмов является легендарный царь-псалмопевец Давид, живший в I тысячелетии до нашей эры: в еврейском тексте 73, а в греческом 84 псалма носят его имя.

Среди авторов остальных псалмов: главный псалмопевец Давида Асаф (12 псалмов), его брат Еман (псалом 87), сыны Кореевы (10 псалмов), Ефан (псалом 88), Моисей (псалом 89), Соломон (псалом 126), Адам, Мелхиседек, Авраам и Идифун (их имена в качестве авторов псалмов упомянуты как в самой Псалтири, так и в Талмуде).

В оригинале все псалмы были написаны на древнееврейском языке по правилам еврейской поэзии. В V веке до н.э. они были объединены в единую книгу.

В III веке до н.э. в числе прочих книг Священного Писания Псалтирь была переведены на греческий язык — этот перевод получил название Септуагинта или «Перевод семидесяти» (по числу принимавших участие в нем переводчиков) и со временем стал основной версией Ветхого Завета, принятой в Православной Церкви.

В середине IX века нашей эры братьями Кириллом и Мефодием был выполнен перевод Септуагинты на славянский язык. С укоренением христианства на Руси Книга Псалмов становится любимой книгой народа. По Псалтири учатся грамоте; без Псалтири не обходится благочестивый книголюб; Псалтирь читается над усопшим. Вся древнерусская письменность переполнена ссылками на Псалтирь.

Псалтирь делится на 20 кафизм и 150 псалмов или песней. В Православной Церкви используется греческая нумерация псалмов, такая же как и в Септуагинты, однако последняя содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм и при богослужении не читается.

Наряду с прославлением Бога псалмы содержат мольбы, проникновенные жалобы, проклятья, исторические обзоры, брачные песни. Отдельно стоит выделить псалмы, повествующие о Господе Иисусе Христе, а также событиях и людях, связанных с ним. Такие псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель).

Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс.

8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117).

Читать псалтирь онлайн

Кафисма первая

https://www.youtube.com/watch?v=gidJoL0u1Fg

Кафисма вторая

Кафисма третия

Кафисма четвертая

Кафисма пятая

Кафисма шестая

Кафисма седмая

Кафисма осмая

Кафисма девятая

Кафисма десятая

Кафисма единаянадесять

Кафисма втораянадесять

Кафисма третиянадесять

Кафисма четвертаянадесять

Кафисма пятаянадесять

Кафисма шестаянадесять

Кафисма седмаянадесять

Кафисма осмаянадесять

Кафисма девятаянадесять

Кафисма двадесятая

либо слушать Псалтирь в исполнении хора Валаамского монастыря

Надписание

Практически всегда в начале псалмов встречаются надписи, указывающие на их жанр и этос, автора, способ исполнения.

К примеру, более чем у трети всех псалмов имеется отметка מִזְמוֹר (Мизмор), что означает «песня, напев». В соответствии с Септуагинтой на русский язык «мизмор» переводится как «псалом».

У псалмов 31, 41, 43, 44, 51-54, 73, 77, 87, 88, 141 имеется отметка מַשְׂכִּיל (Маскиль), происходящая от слова «ум». По всей видимости «маскиль» указывает на обучающие псалмы.

Отметка שִׁיר (Шир, обычно в сочетании «Мизмор шир» — «Песнь») имеется у псалмов 18, 29, 44, 45, 47, 64-67, 74, 75, 82, 86, 87, 91, 107, а также 119—133, имеющих особое название «Песнь восхождения» и часто читающихся подряд при богослужениях.

Псалмы 16, 85, 89, 101 и 141 могут называться молитвенными, о чём сообщает надпись תְּפִלָּה (Тфила, «молитва») перед ними. Псалом 144 — хвалебным (надпись תְּהִלָּה — Тегила или «Хвала»), а 7 — плачевной песней (שִׁגָּיוֹן — Шигайон — у евреев и у арабов так называют песни стенания о неразделенной любви или разрыве).

А вот надпись לְדָוִד (ле-Давид) может означать не только указание на автора (что псалом написан Давидом), но и то, что псалом посвящён Давиду или то, что в нём идёт речь о Давиде.

Сложности у исследователей вызывает и толкование указаний на порядок исполнения: современной науке неизвестны древние мелодические формулы и названия древних инструментов на языке оригинала. По этим причинам перевод исполнительских предписаний расценивается как условный.

Так, надписи בִּנְגִינוֹת (Би-негинот) и עַל נְגִינַת (Аль-негинат) по всей видимости указывают на исполнение «на струнных инструментах».

Надпись אֶל הַנְּחִילוֹת (Эль-ха-нехилот) — на исполнение на духовых, а עַל הַשְּׁמִינִית (Аль-ха-шеминит) и בִּנְגִינוֹת עַל הַשְּׁמִינִית (Би-негинот аль-ха-шеминит) — «на восьмиструнном».

Употребление

Псалтирь получила широкое распространение в православном богослужении. Многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга: утренними и вечерними, и прочитываются таким образом ежедневно. Псалмы также составляют бо́льшую часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Используются на Литургии, молебнах, в других таинствах и обрядах, например, при поминании усопших.

По древней монашеской традиции вся Псалтирь прочитывается в течение недели. Для удобства чтения книга поделена на 20 кафизм, каждая из которых в свою очередь делится на 3 части или славы.

Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы.

В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Во многих монастырях также существует традиция непрерывного чтения Псалтири: круглосуточно и без каких-либо перерывов. Называется эта традиция — Неусыпающая Псалтирь.

Неусыпающая псалтирь

По преданию первым человеком, ставшим читать Псалтирь без перерывов, был преподобный Александр — основатель монашеской обители «Неусыпающих» недалеко от Евфрата.

Игумен решил ни днём, ни ночью не прекращать славословие Господу и три года молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила.

После Божиего откровения в обители ввели следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи, которые сменяясь через час круглые сутки пели на два лика святые псалмы, делая перерывы лишь во время Богослужения.

В наши дни правила чтения Неусыпающей Псалтири несколько изменились: теперь после каждой Славы монахи произносят ещё и установленные поминовения, в зависимости от читаемого праздника — о живых или об усопших.

Введена такая практика была для непрерывного вознесения молитвы о человеке: вместо поминания 1 раз в день, его поминают на каждой кафизме.

Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпающей Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».

Келейное чтение псалтири

Помимо чтения в православных богослужениях и монастырях Псалтирь часто читают и келейно (см. правила келейного чтения Псалтири). Для этого в книге помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Отцы и подвижники Церкви советуют верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Довольно распространённой практикой является также чтение отдельных псалмов в зависимости от конкретной ситуации. Преподобный Арсений Великий использовал их в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность (см. псалмы на всякую потребу).

Толкование Псалтири

Псалтирь является самой часто употребляемой в Богослужении и келейной молитве книгой Священного Писания, что по-видимому связано с тем, что ни в одной другой книге личная вера в Господа не отразилась столь ясно и образно, как в ней.

Наибольшее распространение в Русской Православной церкви получили два перевода Псалтири: на церковно-славянском и русском языке. Первый, в свою очередь, является переводом с греческой Септуагинты, а второй, входящий в состав Русской Библии — с оригинального еврейского текста.

Толкователями Псалтири, коих на протяжении христианской истории было не мало, в основном используется перевод Псалтири на церковно-славянский язык, как по причине того, что в переводе синодальном встречаются известные несоответствия, не способствующие прояснению многих трудных мест, так и потому, что перевод с Септуагинты издревле является главным молитвенным библейским текстом славянских народов. Хотя не стоит игнорировать и текст еврейский, являющийся предметом изучения библейских критиков, стремящихся выявить подлинный смысл псалмов, заложенный авторами.

Наиболее значительные тексты, посвященные объяснению Псалтири, принадлежат руке следующих людей: святителя Афанасия Александрийского, блаженного Феодорита Кирского, святителя Василия Великого, святителя Кирилла Александрийского, святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Нисского, блаженного Августина, богослова Евфимия Зигабена. Однако, в нашей стране, более известным является толкование Псалтири, выполненное под руководством библеиста Александра Павловича Лопухина в начале XX века.

На сайте со временем будут выложены все известные толкования Псалтири. Пока же можете ознакомиться со следующими из них:

Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина.

Псалтирь Богородице

Немногие верующие знают, что помимо привычных псалмов, существуют и особые псалмы Богородице, входящие в состав специальной Псалтири. Их автором является святитель Димитрий Ростовский, живший в 17 веке. Однако, сама Псалтирь Богородице при жизни святителя издана не была: сборник появился лишь в XIX веке.

Псалтирь Богородице не входит в перечень канонических книг, а потому в православных богослужениях не используется.

Тем не менее келейно её читать не возбраняется; несмотря на негативное отношение к Псалтири Богородице некоторых представителей духовенства, книга эта не только одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, но и весьма почитаема среди многих верующих, обращающихся в трудные минуты за помощью к Божией Матери. Ознакомьтесь в Псалтирью Богородице и вы.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/psaltir.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.