Молитва ефрема сирина текст

Содержание

Молитва прп. Ефрема Сирина

Молитва ефрема сирина текст

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

 (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго.

 (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

***

Живота моего — жизни моей; Даждь — дай; Ей, Господи — О, Господи; Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать; Яко — поскольку; Еси — есть.

:

прп. Ефрем Сирин

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого и Рождественского постов.

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.  По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.

Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная  книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

***

См. труды прп. Ефрема Сирина в нашей библиотеке.

алфавитный указатель

Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром.
протоиерей Валентин Свенцицкий.

Что значит “призвание к монашеству”? – Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества.

Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.

епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)

Источник: https://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Молитва ефрема сирина текст

Слушайте онлайн или читайте текст молитвы Ефрему Сирину в великий пост на русском языке. Если вы не знаете когда молитва Ефрема Сирина читается дома, данная статья для Вас!

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!

Слушать молитву (читает Патриарх Кирилл):

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/Molitva-Efrema-Sirina-CHitaet-Patriarh-Kirill.mp3

Церковное богослужение подчиняется канонам. Согласно им, молитва Ефрема Сирина читается однажды в год – Великим постом (более всего). Для домашнего обращения к покаянию преград нет: молитесь по мере желания.

Если чувствуете пользу – в любое время. Следуя монастырскому уставу, рекомендуется: включать в келейное молитвословие утром и вечером. Добавляется к обычному Правилу с момента, как ее начинают читать в храме.

В какие дни входит в богослужение?

Несмотря на название – Великопостная, читать молитву Ефрема сириянина в храме начинают чуть раньше. По определенным дням, дважды в конце каждой службы. К домашнему Правилу добавляется, и по Типикону произносится про себя:

  • в среду и пятницу Сырной седьмицы;
  • всю четыредесятницу, кроме суббот, воскресений, благовещенской и полиелейной служб;
  • по среду (на утрене четверга не упоминается) Страстной недели.

Примечание: При чтении молитвы Ефрема Сирина изобилуют поклоны (16 раз): человек трудится не только духовно, но и телесно. Так вся наша природа участвует в покаянии. Как отпадение от Бога произошло всецелое, так и в восстановлении задействованы три составляющие: Дух, Тело и Душа.

В чем особенность молитвы?

Святой Ефрем не просит просто избавить от определенного вида грехов, а упоминает о духе страстей. Это как вырвать с корнем, чтобы даже духу (следа) не осталось внутри. Не связать супостата, который увлекает в падение, а извергнуть его вон, навсегда.

Это говорит о более глубоком очищении. Поэтому в посты читается покаянная молитва, призывающая Бога, избавить безвозвратно порабощенную греху природу человека, освободить от пагубных бесовских пут навсегда (распять плоть).

Примечание: О покаянном тексте написано много трудов: святителями, священниками, святыми, даже А.С.Пушкиным. Наша статья дает самое краткое объяснение. Тем, кто хочет осмыслить всю глубину, советуем обратиться к более достойным источникам.

О каких пороках упоминается в молитве?

Перечисленные страсти знакомы, к ним привыкли, а потому исчезла острота восприятия, брезгливость ко злу. Этому способствуют современные взгляды, искажающие истину. О какой ненависти ко греху может идти речь, когда дьявольскую ложь выдают за добродетель.

Чтобы не утратить иммунитет на различение добра и зла, читается молитва, написанная с таким глубоким содержанием. Слова побуждают задуматься, обострить покаянные чувства, дабы вооружиться против страстей:

  • Праздность: Как при отсутствии физической нагрузки, члены становятся дряблыми, теряют силу и навык, так происходит и на духовном уровне. Бездеятельная душа – нива, покрытая зарослями терновника, бурьяна, заглушающего и голос совести, и способность различения добра. Наконец, человек лишается опоры, которая удерживает, не дает затянуть себя в мрачное болото распутства. Страшнее всего, что теряем драгоценное время – короткий срок жизни. Расточаем ее, идя к вечной гибели.
  • Уныние (в греч. варианте– многотрудность, крайняя противоположность безделью): Кто имеет надежду на Христа, верит заповедям – не может унывать. Христианин, стоящий на верном пути, испытывает противоположные качества: любовь, радость, тишину, терпение, кротость, сдержанность, щедрость, незлобие и пр. Одна печаль спасительна – о нераскаянных пред Богом грехах, которая ведет к жизни. Мирская же – к смерти.
  • Любоначалие(по совр.: стремление к лидерству, высокому положению в обществе): Тяга к начальствованию присуща всем еретикам, раскольникам, гордецам, деннице, то есть, самому дьяволу. Таковым противится Господь, ибо они далеки от смирения, а значит и спасения. Добрая вечная слава гонится за теми, кто от нее бежит, отрешается, ненавидит (речь о святых).
  • Празднословие:Сказано, что за всякое праздное слово дадим ответ. Ибо Имя Господа – Слово. У Бога: сказал – и стало так, то есть, слово и дело – одно и то же (вспомните проклятую смоковницу). Не зря народная мудрость гласит: Молчание – золото. Накопили золотой запас или расточили? Кто справится с языком своим, в состоянии обуздать все тело.
  • Целомудрие:Речь ведется не только о плоти, но и нравственной чистоте души. Тяжело победить блудную страсть. Святые годами боролись с ней. На мытарствах редкая душа преодолевает беспрепятственно это поприще бесовское. А ныне, когда целомудрие высмеивается, выставляется как порок, кто устоит? Один телевизор (интернет) чего только стоит: развращает душу с младого возраста. Да поможет нам Господь выйти победителями в этой битве.
  • Смиренномудрие:Без него нет спасающихся. Господь – Сам смирен и кроток. Трости надломленной не переломит. Таких же и спасает, ибо нет другим места в Вечном Царстве Небесном. Смиренный – это не трус или раб, наоборот, – истинный воин Христов, стяжавший победу над злом. Нет страшнее орудия против демонских сил, чем смирение. Пред ним они бессильны и беззубы.
  • Терпение:«Терпением вашим спасайте души ваши» – сказал Господь. Ропотники (вечно недовольные) не наследуют Царствия. А мы целыми днями осуждаем, кругом все виновны, недостойны любви и доброго слова. Вечно огрызаемся, не потерпим малого оскорбления, ущемления в чем-то. Виновен Бог – не так мир устроил, столько зла допускает и пр. Не скудоумие ли это? Просите терпения, и Господь исполнит желания ваши и просьбы, обращенные к Нему. Не все ли от руки Божия принимаем? Тогда радуйтесь возможности потерпеть, ибо Господь призрел на вас.
  • Любовь:Одну ее имей – и исполнишь весь закон. Без любви человек следует путем дьявольским. Не к Богу, а от Него. Где ее взять? Только у Господа, ибо Он – источник истинной Любви.

Примечание: Научившись видеть свои грехи, а не смаковать чужие, вступим на путь спасения, имея надежду, что Господь не оставит без Своего попечения и всё, о чем упоминается в молитве Ефрема Сирина, да подаст обильно.

Источник: https://pravgolos.ru/molitva-efrema-sirina-v-velikiy-post-kogda-chitaetsya-doma/

Молитва Ефрема Сирина

Молитва ефрема сирина текст

Святой Ефрем Сирин известен в христианском мире, как толкователь Священного писания. Им было составлено много молитв и песнопений, которые и сегодня очень востребованы Церковью. Но самая известная молитва Ефрема Сирина – это известная покаянная великопостная молитва. Она считается главной молитвой в период в Великого Поста. Очень важно читать эту молитву, осознавая ее смысл.

История жизни Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей.

Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями.

Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.

Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.

Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению.

Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого.

Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.

В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки.

Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве.

Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.

 Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.

Некто, явившись, поведал ему следующее:

«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».

Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.

Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями.

После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает.

На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.

После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков.

Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи.

Прожил Ефрем Сирин более ста лет.

Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:

«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».

Помимо своей подвижнической деятельности, святой Ефрем Сирин постоянно изучал Слово Божье, черпая в нем душевную мудрость.

Господь даровал ему способность к учительству, поэтому со временем к нему стали приходить люди, которые хотели получить от него полезные наставления.

Преподобный учил всех пришедших к нему покаянию, вере и благочестию. Много язычников, слушая его проповеди, приняли христианство.

Ефрем Сирин был очень образованным человеком, за свою жизнь написал более тысячи богословских трудов, стихов и сделал огромное количество переводов Священного Писания. Много трудов Преподобного связано с объяснением Пятикнижия Моисея.

Святой Ефрем написал известные молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице. Он написал также песнопения, которые используются на Рождество Христово, Крещение, Святое Воскресение.

Широко известны и его погребальные песнопения.

В многочисленных богословских творениях Преподобного встречается описание жизни сирийских подвижников. В них всегда акцентируется внимание на том, что главное место должна занимать молитва, а затем труд на общую пользу и обязательное послушание. Все труды Ефрема Сирена направлены на то, чтоб донести до человека мысль в необходимости покаяния.

Поэтическое наследие содержит очень много распеваемых гимнов. Сегодня сохранилось около 400 трудов, которые были объединены по темам в различные сборники еще в 5 веке. Все молитвенные работы наполнены божественной благодатью, любовью и чистотой.

Текст молитвы «Владыко живота моего»

Известная покаянная молитва Преподобного, которая имеет название по первым ее словам «Владыко живота моего» читается с понедельника по пятницу в конце каждой службы в Великий Пост.

Существуют определенные правила чтения этой молитвы, которых обязательно нужно придерживаться, а именно:

  • При первом чтении после каждого прошения делается земной поклон;
  • Затем мысленно 12 раз читается молитва: «Боже, очисти меня, грешного», во время которой выполняются поясные поклоны;
  • Затем вновь читается молитва, которая заканчивается одним земным поклоном.

Текст великопостной молитвы звучит следующим образом:

«Господи Всевышний и Владыка всей моей жизни! Не позволяй мне стать беспечным, и не позволь мне проявить свою склонность к лени и беспечности, не позволь проявиться властолюбию и пустословию. (Делается земной поклон).

Даруй мне чистоту души и полное осознанное смирение, пошли мне, Рабу Твоему большое терпение и искреннюю любовь. (Делается земной поклон). Дай, Господи мой Всевышний, способность увидеть и осознать свои грехи, дай силы мне не осуждать ближнего моего.

Благословен Ты во всех деяниях своих на веки вечные. Аминь. (Делается земной поклон)».

Сила этой молитвы в том, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные факторы покаяния. Осознав важность их, каждый человек способен излечить свою душу убрать преграды, которые мешают общению с Богом.

В первой части молитвы акцентируется внимание на следующем:

  • Основным недугом человеческой души является праздность, лень и беспечность. В этом случае человек отказывается этого, чтобы повернуть жизнь к лучшему. Пассивность тянет человека вниз и толкает на грехопадение.
  • Плодом праздности является уныние, когда теряется смысл жизни, что уже само по себе является большим грехом. В душу человеческую заползает мрак и забирает все его душевные силы.
  • Еще одним грехом является любовь к власти, когда человек стремится жить за счет других, искусно управляя ими. Это последствие праздного образа жизни и лени.
  • На фоне неправильного отношения к жизни может развиться пустословие, когда слова не будут соответствовать своему предназначению. Важно понимать, что слово способно спасти и убить, оно может вдохновить и отравить, оно может создать как положительное, так и отрицательное. Когда слово меняет свое божественное назначения, оно становится праздным.

Далее звучит мольба даровать целомудрие, которое является понятием противоположным праздности. Собранность и целеустремленность помогают человеку жить праведной жизнью. Чудесным плодом целомудрия является смирение, которое можно считать победой над самим собой.

Нужно понимать, что все в этой жизни в руках Божьих, поэтому все происходящее нужно воспринимать смиренно. В Святом Писании сказано, что Бог смиренным дарует благодать. Естественно такой жизненный подход требует терпения. И чем человек терпимее, тем ближе он находится к Богу.

Венцом благополучия и праведной жизни является любовь и в ней нуждается каждый живущий на земле.

В конце молитвы звучит просьба помочь осознать все прегрешения. И только после этого дано будет понять, что собственные грехи намного тяжелее грехов близких людей. Поэтому и звучит в молитве просьба о даровании силы не осуждать других за грехи их.

Слушать молитву Ефрема Сирина «Владыко живота моего»

Источник: http://psy-magic.org/molitvy/829-molitva-efrema-sirina.html

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста — Троицкое благочиние г. МосквыТроицкое благочиние г. Москвы

Молитва ефрема сирина текст

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Запись Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста впервые появилась Милосердие.ru.

Дата последнего изменения: 05.03.2019

Источник: http://troitse-paraskevo.ru/2019/03/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Молитва ефрема сирина покаянная

Молитва ефрема сирина текст

Религиозное чтение: молитва ефрема сирина покаянная в помощь нашим читателям.

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы:

“Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, начало XIV века. Афон

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В Великую среду в конце литургии на “Буди имя Господне…” молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

“Когда они служили Господу и постились. ” (Деян.13:2)

“Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью” (Тов.12:8)

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие – это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит – гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек – душой и телом – кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Неправильный перевод слова. Правильное не “уныние”, а “пустое времяпрепровождение”

“Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми”.

В греческом оригинале на месте славянского “уныния” в молитве Ефрема Сирина стоит греческое слово – “пэриэргия” с корнем “эрго” – “дело”. Со словом “эргон” связан и другой термин из молитвы святого Ефрема. Мы переводим его как “праздность”, а в греческом тексте стоит “пнэвма аргиас”. “Аргиа” образовалось от присоединения приставки “а” к существительному “эрга” – “без-делие”.

“Пэриэргия” – это излишний труд, излишнее любопытство, суета, суматоха, сумятица. Происходит от глагола “пэриэргазомэ” –делать что-либо лишнее, бесполезное, заниматься пустяками. Другими словами, “пэриэргия” – это скорее не уныние как депрессивное состояние, а пустоделие, убийство времени, пустое времяпрепровождение.

И это еще не всё. Наше любимое “празднословие” тоже имеет тесные связи с “деловым” словом “эргон”. По-гречески наше “празднословие” звучит как “аргологиа” – “без-дельная речь”, то есть разговор не по делу, пустой разговор, пустословие.

Предположу, что греческое “филархиа”, то есть “любоначалие”, а это точнейшая калька греческого слова, попросилось в эту строчку молитвы благодаря фонетической созвучности с остальными страстями – “пнэвма аргиас, периэргиас, филархиас кэ аргологиас мэ ми дос”.

В аскетическом словаре есть еще одно слово, которое переводится славянским “уныние”, это “акэдия” – беззаботность, небрежность, “отвязанность”. “Кэдос” – забота, попечение, печаль; печаль по умершему. Обратите внимание, что приставка “а” отрицает – что? – печаль – “акедия” – “без-печалие”. То есть совершенно очевидно, что “уныние” не тождественно депрессии и “безвременной печали”.

“Кэдэво” – “заботиться”, “иметь попечение”; а также – “хоронить” и, совершенно неожиданно – “выдавать замуж”. Никакого отношения это слово не имеет к кедам, которые названы так по банальному обстоятельству: латинское pes, pedis – “нога” внезапно “увели” конкуренты, пришлось менять первую букву, так и появилась марка Keds.

Савва Мажуко, архимандрит

Молитва преподобному Ефрему Сирину:

  • Молитва преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил мир и удалился к отшельникам, после того, как попал в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз подвергся клевете, но Богом был оправдан пред людьми. Боролся против ариан, написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений. Заступник невинно оклеветанных и притесненных, покровитель иночества, податель смирения и целомудрия

Акафист преподобному Ефрему Сирину:

  • Акафист преподобному Ефрему Сирину

Труды преподобного Ефрема Сирина:

  • На лукавых жен – преподобный Ефрем Сирин
  • К нерадивой душе – преподобный Ефрем Сирин
  • Вопросы и ответы – преподобный Ефрем Сирин
  • О восьми помыслах – преподобный Ефрем Сирин
  • Великопостная покаянная молитва – преподобный Ефрем Сирин
  • “На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным” – преподобный Ефрем Сирин
  • “На пришествие Господне” – преподобный Ефрем Сирин
  • “К монаху Иоанну” – преподобный Ефрем Сирин
  • “Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии” – преподобный Ефрем Сирин
  • “В подражание притчам” – преподобный Ефрем Сирин
  • “В низложение гордыни” – преподобный Ефрем Сирин
  • “В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей” – преподобный Ефрем Сирин
  • “Блаженства. 55 глав” – преподобный Ефрем Сирин
  • “Блаженства. 20 глав” – преподобный Ефрем Сирин

Читайте другие публикации раздела “Пост и его необходимость для нашего спасения”

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-efrema-sirina-pokayannaya/

Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»: текст на русском, как правильно читать

Молитва ефрема сирина текст

В православии есть молитвы, чтение которых происходит в определенное время церковного календаря. Такая и небезызвестная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Только в непростые периоды постов могут звучать данные слова в церкви. Что все-таки в их такового, что они так завлекают людей, посреди которых было много величавых творческих личностей.

Из истории молитвы преподобного Сирина

Данный текст владеет весьма глубочайшим смысловым значением. Считается, что создатель его прошлый наставник Ефрем Сирин. Он пребывал в Сирии (откуда и произошла 2-ая часть его имени) в 3 в.

Отличало церковного наставника красивое образование, писал он опытные сочинения, которые оглашались в храмах перед верующими.

Было много богоугодных трудов сотворено святым, к их числу относят составление молитв и истолкование Библейского текста.

Не все его работы сейчас есть на российском языке, переведено совершенно незначительно из святого наследства. Одно из центральных мест в нем занято поэзией духовной.

А «Господи и Владыко живота моего» побуждало в прошедшем и именитых поэтов, конкретно о этих словах было написано прекрасное стихотворение. Эти святые слова были для российского гения просыпанием и подкреплением его духовных сил.

Вот такое массивное действие оказывает покаяние христианского подвижника Ефрема Сирина.

Когда и как читать молитву

Данный покаянный божественный текст появившийся в IV в. из-под пера святого подвижника Ефрема Сирийца не читается повсевременно. Он звучит в Величавый и Рождественский посты во время церковных служб. Происходит это по определенному сценарию, который обязано соблюдать.

Итак, читая 1-ый раз, как лишь произносится прошение, следует поклониться. Все 3 прошения заканчиваются земным поклоном молящегося. Следом, с поясным поклоном, нужно шепнуть «Боже, очисти мя, грешнаго» (12 раз). Опосля снова повторяется весь молитвенный текст господи и владыко живота моего… и заканчивается поклоном земным.

В 1-ый период поста покаянная молитва проходит по последующим денькам:

  • среда, пятница (седмица Сырная);
  • Святая Четыредесятница (всегда, исключая выходные);
  • седмица Страстная (1-ые 3 дн.);
  • на Величавую среду зачитывается в крайний раз в конце литургии.

Во 2-ой обозначенный пост читается при вседневном богослужении, которое не отмечено.

Почему покаянную молитву Ефрема Сирина читают в Пост?

Чтоб ответить на этот вопросец, стоит наиболее тщательно ознакомиться с прошедшим христианского подвижника. Когда-то этот человек вел неверный, разгульный стиль жизни, не отягощал себя нравственными нормами. Случилось, что его схватили стражники по неверному свидетельству. Ему приписали то, что он не совершал: похищение скота. По сути, стадо было уничтожено одичавшими животными.

Будучи уже в темнице Ефрем встречается со странноватым человеком, который приходит непосредственно к нему. Меж ними состоялся разговор, где незнакомец указал, что хоть в данном определенном случае арестант и не повинет, но здесь он по справедливости.

Будущий праведник получил совет, выискать в собственной памяти то, что заслуживает подобного наказания. Вспомянул тогда арестант вариант из собственной жизни и зазорный поступок, когда забавы ради отпустил корову бедного человека на волю, где настигнули хищники.

Сам он ничем не поплатился тогда, но бедняк стал еще несчастнее, и жизнь его очень усложнилась.

Вторженец обещал, что все наладится, так и случилось. Ефрема отпустили, обнаружив реального виновника. С того времени взоры на мир и стиль жизни сменились.

Так был призван вчерашний грешник к богослужению через Откровение Сверхъестественное. В предстоящем святой постоянно держал внутри себя искреннее покаяние в содружестве с благодарностью Господу.

В молитве Ефрема Сирина отражается конкретно таковой кроткий, кающийся нрав.

В деньки поста её уместно читать по почти всем причинам: в это время верующий должен уделять особенное внимание уже прожитой жизни, на прегрешения и остальные имеющиеся недочеты. Для собственного внутреннего преображения человеку нужно очень потрудиться. Без помощи Всевышнего ему не обойтись, потому и обращаются с мольбой о прощении через текст Святого Сирина.

Почему и как правильно читать покаянную в деньки Рождественского поста?

По уставу в отдельные деньки поста Рождественского следует проводить строй богослужения как и в Величавый пост:

  • часы;
  • молитва праведника Ефрема;
  • различные поклоны.
  • Грехи, от которых выручает молитва Ефрема Сирина

    • Все, что соединено с добровольческой пассивностью: небрежение, лень, бесцельность, пустое времяпрепровождение, цинизм.
    • Угнетение, как итог праздной жизни и беспечности, на все нехороший взор.

    • Любовластие, желание главенствовать и подчинять.
    • Решение загребать жар чужими руками и шагать по головам, за счет остальных устраивать свое благополучие.
    • Празднословие. Нежелание воспользоваться данным Богом даром речи во благо всем.

    • Осуждение и издевка над иными.

    Средства борьбы с грехами по праведнику Ефрему Сирину

    Все перечисленные дурные свойства поможет побороть молитва при помощи последующих средств:

    • Чистоту не только лишь тела, но и души. Оно помогает осознать, где настоящее назначение всякого живущего на земле.
    • Смирение — одна из главнейших добродетелей, помогающая услышать голос Божий и идти по Его пути.
    • Терпение — умение вникать в самую сущность. Почтение к хоть какому творению Господа.

    Основное, о чем предупреждается христианин в таком ординарном, на 1-ый взор, творении — это зная и отлично понимая свои недочеты, человек способен созидать и чужие. Но, недозволено гордиться, указывая на их свысока.

    Заключение

    Величавая во всех смыслах молитва покаяния Ефрема Сирина весьма полезна хоть какому православному:

    • она поможет сделать душу чище и выше;
    • является верным напоминанием о греховности всякого;
    • дает осознание того, что принципиально в данной для нас жизни на самом деле;
    • читается лишь в посты по определенному графику.

    Источник: tayniymir.com

    Источник: https://potokudach.ru/jezoterika/zagovori/molitvi/molitva-efrema-sirina-gospodi-i-vladyko-zhivota-moego-tekst-na-russkom-kak-pravilno-chitat/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.