Молитвенное правило 12 месяцев

Что такое и какое бывает молитвенное правило

Молитвенное правило 12 месяцев

Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих— чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.

Для чего нужны правила

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Молитвенное правило

Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.

Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.

О важных церковных молитвах:

Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.

Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.

Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.

Как правильно вести себя при молитвенном общении

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Молитвенное общение с Богом

Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.

О молитвенных правилах:

Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:

  • мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
  • большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Как правильно креститься

Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.

Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.

Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.

Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.

Молитвенное правило — закон или благодать

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Молитвенное правило

Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.

Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)

В помощь начинающему молитвеннику

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Икона Серафима Саровского

Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Верую».

Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.

Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.

Моральная подготовка к совершению поклонения

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Чтение молитв дома

Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.

Красный угол в доме

Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)

Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.

Читая «Отче наш»;

  • воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
  • предоставьте под Его волю свою жизнь;
  • по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
  • попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.

Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.

Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.

По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.

Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.

Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.

Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.

Силуан Афонский

Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.

Нужно ли читать молитвословие в течение дня

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!»  Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

об исполнении молитвенного правила

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/molitvennoe-pravilo.html

Молитвенное правило

Молитвенное правило 12 месяцев

Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию.

Псалом 3

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя,
2 мнози глаголют души моей; несть спасения eму в Бозе eго.
3 Ты же, Господи, заступник мой eси, слава моя, и возносяй главу мою.
4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
6 Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.
7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой; яко ты поразил eси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил eси.

8 Господне eсть спасение, и на людех твоих благословение твое.

Псалом 53

1 Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих;
3 яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей;
5 отвратит злая врагом моим; истиною твоею потреби их.

6 Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи,
7 яко благо; яко от всякия печали избавил мя eси, и на враги моя воззре oко мое.

Псалом 58

1 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя;
2 избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя.
3 Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи; ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи;
4 без беззакония текох и исправих; востани в сретение мое и виждь.

5 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки; да не ущедриши вся делающыя беззаконие.
6 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град.
7 Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их; яко кто слыша?
8 И ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.

9 Державу мою к тебе сохраню; яко ты, Боже, заступник мой eси.
10 Бог мой, милость eго предварит мя; Бог мой, явит мне на вразех моих.

11 Не убий их, да не когда забудут закон твой; расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи,
12 Грех уст их, слово устен их; и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине,
13 во гневе кончины, и не будут; и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.

14 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град;
15 тии разыдутся ясти; аще ли же не насытятся, и поропщут.
16 Аз же воспою силу твою и возрадуюся заутра о милости твоей; яко был eси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея.
17 Помощник мой eси, тебе пою; яко Бог заступник мой eси, Боже мой, милость моя.

Псалом 142

1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей;
2 и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый.
3 Яко погна враг душу мою; смирил eсть в землю живот мой; посадил мя eсть в темных, яко мeртвыя века.
4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое.

5 Помянух дни дрeвния, поучихся во всех делех твоих, в творениих руку твоeю поучахся.
6 Воздех к тебе руце мои; душа моя яко земля безводная тебе.
7 Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой; не отврати лица твоего от менe, и уподоблюся низходящым в ров.

8 Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в oньже пойду, яко к тебе взях душу мою.
9 Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох.
10 Научи мя творити волю твою, яко ты eси Бог мой; дух твой благий наставит мя на землю праву.

11 Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею; изведеши от печали душу мою;
12 и милостию твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей; яко аз раб твой eсмь.

Псалом 101

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да приидет.
2 Не отврати лица твоего от менe; в oньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое; в oньже аще день призову тя, скоро услыши мя.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.

4 Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на развалине.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на кровле.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.

9 Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях,
10 от лица гнева твоего и ярости твоея; яко вознес низвергл мя eси.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род.

13 Ты воскрес ущедриши Сиона; яко время ущедрити eго, яко прииде время.
14 Яко благоволиша раби твои о камении eго, и персть eго ущедрят.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы твоея;
16 яко созиждет Господь Сиона и явится во славе своей.

17 Призре на молитву смиренных и не уничижи моления их.

18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа;
19 яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных;
21 возвестити в Сионе имя Господне и хвалу eго во Иерусалиме,
22 внегда собратися людем вкупе и царeм, eже работати Господеви.
23 Отвеща eму на пути крепости eго; умаление дний моих возвести ми;
24 не возведи мене во преполовение дний моих; в роде родов лета твоя.
25 В началех ты, Господи, землю основал eси, и дела руку твоeю суть небеса.
26 Та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко oдежду свиеши я, и изменятся.
27 Ты же тойжде eси, и лета твоя не оскудеют.
28 Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Псалом 36

1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие.
2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
3 Уповай на Господа и твори благостыню; и насели землю, и упасешися в богатстве eя.
4 Насладися Господеви, и даст ти прошeния сердца твоего.
5 Открый ко Господу путь твой и уповай на него, и той сотворит.

6 И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне.
7 Повинися Господеви и умоли eго. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление.
8 Престани от гнева и остави ярость; не ревнуй, eже лукавновати,
9 зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.

10 И eще мало, и не будет грешника; и взыщеши место eго и не обрящеши.
11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими;
13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.
14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.

15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.
19 Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.

20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша.
21 Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает.
22 Яко благословящии eго наследят землю, кленущии же eго потребятся.
23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.
24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.

25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене eго просяща хлебы.
26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.
27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.
28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих; во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.

29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.
31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.
32 Сматряет грешный праведнаго и ищет eже умертвити eго;
33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, eгда судит eму.

34 Потерпи Господа и сохрани путь eго, и вознесет тя eже наследити землю; внегда потреблятися грешником, узриши.
35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры ливанския;
36 и мимо идох, и се, не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.
37 Храни незлобие и виждь правоту, яко eсть останок человеку мирну.

38 Беззаконницы же потребятся вкупе; останцы же нечестивых потребятся.
39 Спасение же праведных от Господа, и защититель их eсть во время скорби;
40и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него.

Псалом 26

1 Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?
2 Внегда приближатися на мя злобующым, eже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.
3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на него аз уповаю.

4 Едино просих от Господа, то взыщу; eже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый eго.
5 Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя.

6 И ныне се, вознесе главу мою на враги моя; обыдох и пожрох в селении eго жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви.
7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя.
8 Тебе рече сердце мое; Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу.

9 Не отврати лица твоего от менe и не уклонися гневом от раба твоего; помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, спасителю мой.
10 Яко oтец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.
11 Законоположи ми, Господи, в пути твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради.

12 Не предаждь мене в душы стужающих ми; яко восташа на мя свидетелe неправеднии, и солга неправда себе.
13 Верую видети благая Господня на земли живых.
14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 90

1 Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго водворится,
2 речет Господеви: заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него.
3 Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна;
4 плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружием обыдет тя истина eго.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится;
8 oбаче oчима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко ты, Господи, упование мое; вышняго положил eси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему;
11 яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою;
13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14 Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое.

15 Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прославлю eго;
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение мое.

Псалом 39

1 Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою;
2 и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя;
3 и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа.

4 Блажен муж, eмуже eсть имя Господне упование eго, и не призре в суeты и неистовлeния ложная.
5 Многа сотворил eси ты, Господи Боже мой, чудеса твоя, и помышлениeм твоим несть кто уподобится тебе; возвестих и глаголах; умножишася паче числа.
6 Жертвы и приношения не восхотел eси, тело же свершил ми eси; всесожжений и о гресе не взыскал eси.

7 Тогда рех; се, прииду; в главизне книжне писано eсть о мне;
8 eже сотворити волю твою, Боже мой, восхотех, и закон твой посреде чрева моего.
9 Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню; Господи, ты разумел eси.

10 Правду твою не скрых в сердце моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа.
11 Ты же, Господи, не удали щедрот твоих от менe; милость твоя и истина твоя выну да заступите мя.

12 Яко одержаша мя злая, имже несть числа; постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети; умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя.
13 Благоволи, Господи, избавити мя; Господи, во eже помощи ми, вонми.
14 Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изяти ю; да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.

15 Да приимут абие студ свой глаголющии ми; благоже, благоже.
16 Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Господи, и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение твое.
17 Аз же нищ eсмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой eси ты, Боже мой, не закосни.

Источник: https://religiya.temaretik.com/927458129569122605/molitvennoe-pravilo/

Мешает ли молитвенное правило молитве?

Молитвенное правило 12 месяцев

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексей Уминский: Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью.

Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня.

Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Протоиерей Максим Козлов.

Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет?

Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях.

С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове.

С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор.

Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будет покаяние, благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному.

Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.

Но отец Алексий привёл слова святителя Феофана, и с ними нельзя не согласиться. Конечно же, ограничение молитвы только вычитыванием (страшное слово на самом деле) текстов, неважно, на гражданском или церковнославянском шрифте, равно как ограничение присутствия на богослужении выстаиванием, то есть некоторым физическим упражнением, — это абсолютное искажение смысла христианской молитвы.

Духовная жизнь и жесткая форма

Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…

Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.

Протоиерей Максим Козлов: Безусловно.

Поэтому желательно соединение с церковной молитвой собственных молитвословий, — я бы даже шире сказал: некий творческий подход к тем текстам, которые мы имеем в молитвословах(1), при рассмотрении их как указания пути, а не как устава гарнизонной службы, который непременно нужно исполнить. Вот это было бы, наверное, более адекватным подходом.

Протоиерей Алексий Уминский: Мне очень нравятся слова, которые в своё время сказал о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов. Он сказал, что человек не должен становится рабом молитвенного правила. Он сказал, что то, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.

Вопрос: Иногда приходишь с работы и так устаёшь, что переключиться на молитву, чтобы прочитать её с душой, нет сил. Как Вы считаете, можно ли заменить её коротким правилом преподобного Серафима Саровского?

Протоиерей Максим Козлов: Думаю, что безусловно можно вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: лучше покороче молиться, думая о молитве, чем молиться длиннее, и при этом думать, когда молитва закончится.

Единственное, к чему я бы призвал, — всегда быть честными перед Богом. Бывает, мы пришли, занялись домашними делами, у нас действительно нет сил больше чем на три-пять минут сосредоточено встать перед иконами и душу свою вознести к Богу. А иной раз мы пришли, сделали домашние дела, посмотрели телевизор, приятно выпили чаю, позвонили другу или подруге…

Протоиерей Алексий Уминский: …минут на сорок…

Протоиерей Максим Козлов: …приняли ванну. А потом очень хочется спать. И мы говорим что, ну, какая же тут молитва, и на Серафимово правило сил не находится уже… завтра на работу вставать… нет, никак не могу.

И это будет уже не вполне честно. Главное – сохранять пред Богом искренность.

Тогда на самом деле не будет проблемы выбора: когда-то действительно возможно сократить молитву, а когда-то нужно иметь мужество к тому, что мы называем правилом.

Молитвенное правило – необходимость?

Протоиерей Алексий Уминский: Давайте поговорим о правиле. Сказано, что оно древнее, но насколько вообще-то оно древнее, и насколько то, что мы читаем как необходимые утренние и вечерние молитвы, является такой уж жёсткой необходимостью? Обязательны ли именно эти молитвословия? Может быть, мы можем строить свои утренние и вечерние правила как-то по-другому?

Протоиерей Максим Козлов: Действительно, есть одна справедливая мысль: эти молитвы — древние, если принять во внимание время составления каждой молитвы.

Действительно, их составляли преподобные Антоний Великий и Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст, так что эти их молитвы сами по себе восходят к эпохе святых Отцов древней Церкви. Но если говорить о времени составления их в некое последование, то это с точки зрения исторического пути Церкви произошло совсем недавно.

Наверно, многие наши зрители знают о существовании такой книги, как Домострой, где описывается идеальная, почти фантастическая русская семья XVI столетия. И вот там домашний молитвенный уклад описывается так: утром и вечером раскрываются церковные книги и читается утреня или вечерня.

То есть предполагалось, что образованные московиты настолько разумеют церковный устав, что, по крайней мере, способны вычитать некий костяк последования. А вот уже в конце XVII века мы обретаем в качестве основы для молитвенного правила совсем другие книги, очень похожие на наши современные молитвословы.

Интересно, что прообразом их является книга, которая называлась “Подорожная книжица”.

Принадлежала она белорусу Франциску Скорине, который, между прочим, был католиком, а не православным. И, в общем-то, мы можем предположить, что в современном виде молитвословы скорее имеют юго-запад­ное происхождение, едва ли не при соприкосновении с униатами, среди которых они прежде всего и распространились.

Они возникли именно как замена церковных книг для мирян, а духовенству полагается вычитывать повечерие, вечерню, молитвы, которые есть в служебнике для подготовки к богослужению… а вот для мирян — некий такой упрощённый чин.

Он, с одной стороны, хорош, потому что это древние и значимые молитвы, с другой стороны, он, конечно, предполагает некий творческий подход. Я могу предложить, по крайней мере, две идеи для внутреннего размышления в этом отношении.

Протоиерей Алексий Уминский: Очень интересно. На самом деле, это большая проблема, потому что в последнее время люди боятся своей собственной свободы. Боятся творчески подходить к молитве, к молитвенному правилу, к посту. Вот если у Вас есть советы, отец Максим, очень было бы интересно, чтобы Вы ими поделились.

Протоиерей Максим Козлов: Чтобы было не так страшно, я прикроюсь святителем Феофаном.

Он в ответ на многие письма людей, жалующихся, что у них сухость на молитве, что они устают от молитвенного правила, говорит так: заметь, сколько в среднем ты читаешь утренние и вечерние молитвы, и дважды или трижды в неделю ни в коем случае не пытайся прочитать правило целиком, но на эти пятнадцать-двадцать минут начни его с самого начала.

Может быть, ты дочитаешь только до начальных молитв, но пусть каждая будет произнесена с полной мерой глубины и искренности. А чтобы тебе не было страшно, что это растянется на три часа, знай, что ты будешь молиться те же двадцать минут, но не вычитывать, а прорываться в предстояние пред Богом…

Протоиерей Алексий Уминский: …Отличный совет, замечательный…

Протоиерей Максим Козлов: …И если каждый из нас будет пытаться делать это, хотя бы чередуя с обычным прочитыванием правил, это же очень хорошо.

Второе размышление такого рода: вот если мы рассмотрим, из чего состоит наше богослужение, то увидим, что в нём неизменные составляющие сочетаются с такими, которые меняются раз в неделю, и с такими, которые повторяются только раз в год. Вот этот принцип соединения постоянного с изменяемым в сегодняшнем молитвословии у нас фактически отсутствует, а его, конечно, нужно применять.

Иной раз мы причастились Святых Христовых Таин, душа просит благодарения Богу, — и в тот же вечер вычитывать обычные покаянные молитвы будет в какой-то степени неискренним, нечестным перед Богом, потому что хочется Его за сегодняшний день благодарить. Так откроем акафист или какой-то благодарственный канон, и прочитаем то, в чём преимущественно изливается наше благодарение Богу.

Далее, готовясь в двунадесятый праздник к принятию Святых Христовых Таин, вместо обычных трёх канонов возьмём и почитаем канон двунадесятого праздника, но только подумавши над ним, постаравшись его уразуметь. Это принесёт нам больший духовный плод, даст нам значительно лучший результат, чем прочитывание в очередной раз одного из трёх канонов.

Каждому нужно искать для себя пути к живой молитве.

Без молитвенного правила не допускают к Причастию?

Вопрос: На исповеди батюшка меня спросил: Вы полностью читаете молитвенные правила? Я говорю: Нет, читаю правило преподобного Серафима Саровского. А он: Я Вас к Причастию не допускаю. Правильно ли это, и что мне теперь делать?

Протоиерей Алексий Уминский: Я Вам очень сочувствую, думаю, что батюшка ошибся. Так нельзя относиться к человеку, который идёт к Причастию…

Протоиерей Максим Козлов: Я бы в данном случае извинился перед нашей зрительницей за духовенство.

Мы иной раз забываем, что священник — строитель Святых Таин, а не сторож при них, — сторож, который имеет право, зачастую по собственным вкусовым предпочтениям, сказать: тебе я разрешаю причащаться, а тебе нет.

А нужно поставить человека перед некой нормой, которая предлагается Церковью, и сказать ему: ты знаешь, вот сегодня ты не помолился, но ты должен знать, что Церковь предлагает именно такой путь для подготовки, и ты это вообще-то на будущее знай, измеряй свою жизнь тем, что предлагается Церковью. А теперь спроси свою совесть, и если ты знаешь, что сделал то, что мог при своих обстоятельствах, то воздохни о своей немощи пред Богом и иди причащаться. Это было бы милостивее…

(1) Понятие “творческий подход” не включает в себя, разумеется, переиначивания текстов святоотеческих молитв. — Прот. М. К.

Запись беседы протоиерея Алексия с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем Храма святой мученицы Татианы — Домовой церкви МГУ, в прямом эфире телепередачи “Православная энциклопедия”. — Ред.

Прим. Ред., – молитвенным правилом называют утренние и вечерние  молитвы, которые христиане совершают каждый день. Их тексты содержатся в православном молитвослове, а чтение молитв строго регламентировано.

Часто верующие обсуждают, насколько “обязательным” является чтение молитвенного правила, допускают ли к причастию, если человек не успел прочитать молитву и, можно ли установить жесткие рамки для молитвы и общения с Богом. Духовный отец может вносить изменения в молитвенное правило отдельного человека, в зависимости от его жизненной ситуации.

В Русской Православной Церкви существует молитвенное правило и для тех, кто только пришел в Церковь и пока привыкает к новому порядку и укладу жизни.

Источник: https://www.pravmir.ru/molitvennoe-pravilo/

Как молиться дома (об утреннем и вечернем молитвенном правиле)

Молитвенное правило 12 месяцев

  • Символ веры – 1 раз.Ниже я привожу текст всех молитв. Кстати, молитвы Ангелу-Хранителю, Богородице и за усопших вы можете подобрать другие, те, которые вам больше всего понравятся. Их много. Можно найти в интернете или в Молитовнике (Молитовник можно купить в любой церкви).

    Молитва Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Молитва Святому Духу

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Трисвятое

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Отче наш

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Богородице Дево, радуйcя

    Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
    Молитва Честному Кресту Господню

    (этой молитвой отец Анатолий в фильме “остров” изгоняет беса из дочки адмирала Тихона. мы вчера его смотрели с родителями)Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Псалом 90 (“Живый в помощи вышняго”)

    Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

    Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

    Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

    Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

    Молитва Ангелу-Хранителю

    Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный. Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

    Молитва Богородице

    О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, премогшая, – все поймёшь. Ты повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя.

    Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила еe и пусть смоет она следы моих прегрешений.

    Вот я пришла, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой.

    Только сердце моe, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Причистым ногам Твоим, Владычицe! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

    За усопших

    Ради драгоценной крови Иисуса спаси, Отец Небесный, наших дорогих усопших и дай им через святых Ангелов вернуться к очагу вечной любви Твоей. Матерь Божья, Утешительница бедных душ, и вы, Ангелы и Архангелы, просите за них! Воздай им. Господи, ибо сам я не могу, за то добро, какое они мне сделали. Во имя Иисуса – прощения и милосердия

    Символ Веры

    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

  • ?

    |

    yasya_foreverЗнаете какая моя одна из самых больших мечт? Чтобы мир избавился от рекламы. Вот если бы завтра я стала Президентом Земного Шара, то издала бы указ, запрещающий всю рекламу. Никакой рекламы на ТВ, радио, в прессе, в блогах, в транспорте, в кинотеатрах перед показом фильмов, билбордов, ситилайтов, растяжек, листовок, баннерки, контекста, брендинга, спонсорства, POS, продакт-плейсмента, вируса, эмбиента, трафаретов, PR, BTL – Н.И.Ч.Е.Г.О.! Ну, может, оставила бы персональные сайты брендов, страницы в соц.сетях и постеры в кинотеатрах. Чисто в информационных целях. Потому что заходить на сайт или нет, лайкать или не лайкать страницу – решает сам потребитель. Ну а постеры в кинотеатрах – дарю по милости своей:)) И тогда – никакого насилия. НОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО НАСИЛИЯ – сколько блаженства в этой фразе….И что бы произошло.1. Все люди вышли бы на улицы и облегченно вздохнули.2. Потребители получили бы более качественные продукты, потому что теперь производитель может продать свой товар только за счет высокого качества, адекватной цены и сарафанного радио, а не за счет удачного маркетинга.3. Маркетологи-бездельники (включая меня) перестали бы портить свою карму и не исключено, что когда-то заслужили бы прощение. Возможно, у нас даже появится шанс прожить свою жизнь не зря!4. Компании перестали бы вбухивать космические деньги в рекламу и товары подешевели бы.5. Экономика улучшилась бы, потому что больше никто не продает воздух.6. Люди перестали бы потреблять то, что им навязывают. Осталось бы самое необходимое. Потребление упало бы раз так в 5, как мне кажется. Лучшего подарка для природы и матушки-Земли трудно и придумать.

    Я знаю, что никогда не доживу до этого момента. Именно это отличает мечту от цели.

    Источник: https://yasya-forever.livejournal.com/163928.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.