Молитвы на литургии прихожан

Содержание

Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

Молитвы на литургии прихожан

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается.

Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо.

Среди всех молитв и служб воскресные – это особенные службы, праздничные.

Смысл воскресного молитвенного богослужения

Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события.

Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения.

Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

Постановления соборов

Церковь придаёт очень важное значение совершению молитвенного правила на службах и дома.

Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил.

VI Вселенский Собор тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших.

Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы – это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим – вечность, нескончаемый век.

Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

Цель церковной молитвы

Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

Церковное богослужение имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

Суть воскресной молитвы

В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.

  • На литургии вместе со священниками во время пения «Тебе поем» нужно с благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Святого Духа на всех стоящих в храме. При этом про себя произносят тропарь третьего часа, а затем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». И опять по себя произносят тропарь с последующими словами стиха: «Не отвержи мене от лица Твоего…». Ещё раз читается молитва и повторяется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа…» Все эти молитвы творят молча, про себя и с умилением.
  • Когда освящаются в алтаре Святые Дары, нисходит Святой Дух, присутствующие члены церкви потщатся получить освящение и обновление. Тогда со смирением призывают Дух Святой.

Про воскресные стихиры и тропарь

В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых.

Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас.

Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там – Он воскрес!

Источник: https://religiya.temaretik.com/1329015298776631549/kakie-voskresnye-molitvy-chitayut-na-sluzhbe-v-hrame-i-doma/

Участие прихожан в богослужении

Молитвы на литургии прихожан

Писать и читать эту и все предыдущии статьи имеет смысл только в том случае, если Вы заинтересованы в участии прихожан в богослужении. Вы, возможно, возразите: – А разве они не участвуют? Ещё как участвуют. Стоят, молятся, крестятся, за ближних своих свечки ставят. Чего ещё-то от них требуется?

А требуется на самом деле вот что: знание последования службы, значение каждого её эпизода и понимание смысла того, что возглашается, поётся и читается на этой службе.

Вот, вкратце, та задача, которая в большинстве цекрвей России и не решена, и не решается, и даже не ставится.

Между кастой «посвящённых» церковнослужителей и непосвящённых прихожан зачастую стоит стена безразличия первых и невежества последних.

Несколько лет назад я делал доклад на регентском съезде, который сформулировал следующим образом: «Что делает на службе прихожанин, который службы не знает?» Во время доклада меня прерывали взрывы смеха – оказывается то, о чём я говорил, слушатели узнали в прихожанах своих храмов.

Поведенческие типы прихожан, не знающих службы

1)         «Медитаторы» – состояние этих прихожан замкнуто-отрешенное (внешне – очень благочестивое и привычное на каждой службе).

Что бы не происходило вокруг, – пение, чтение, каждение, исхождение в притвор или на стиховну – человек стоит, углубившись в свои молитвенно-благочестивые мысли и не обращает внимание абсолютно ни на что.

Выражение его лица (точнее, отсутствие всякого выражения) говорит о том, что он одинаково отрешён и от шепота соседки, и от текстов песнопений, и от проповеди священника.

2)       «Меценаты» – эти, конечно, более активны в восприятии службы… как предмета эстетического удовольствия. Они наслаждаются пением хора, древностью икон, грациозными движениями совершающаго каждение диакона. Они ходят в разлчиные храмы, наперёд зная, в каком из них будут «давать» Литургию Рахманинова или Чайковского. Для них храм – музей, а клирос – концертная площадка.

3)       «Клуб» – к ним относятся как правило прихожане, посещающие церковь целыми семьями.

задача – пообщаться с добрыми знакомыми (такими же семейными) в притворе, обсудить новости семейной жизни, поделиться самой свежей информацией: «Ой, а чего же вы сегодня без Витеньки? А, ну пусть поправляется, вот мы о нём записочку на молебен отправим… а мой-то старшенький, слыхали, чего учудил? Помолитесь за него, окаянного».

Зачастую такие разговоры идут как раз тогда, когда священник уже молится в литургическом чине проскомидии за всех витенек и машенек. Наиболее оживляется «клуб» во время чтений на службе – в некоем храме их так и зовут: «Клуб шестопсалмия», «Клуб первого часа».

4)       «Ритуалы» – для них служба состоит из довольно примитивной обязательной программы.

В программу входит: по прибытии на службу перецеловать все иконы, написать записки о здравии и упокоении, позаботиться о том, чтобы записки попали по назначению к возглашающему диакону,   выслушать имена, указанные в записках, поставить свечки от себя и от соседки, подождать молебна или панихиды, ещё раз убедиться, что эти записки прочитаны (даром что ли деньги платили!), перецеловать ещё раз все иконы и идти с миром восвояси.

5)       «Командиры» – прихожане с сильно завышенной потребностью к функционированию.

В храме у них есть свои мелкие функции (которые они часто присвоили себе самостоятельно), и исполнение этих функций является главной, если не единственной целью их пребывания на службе.

Следить за подсвечником, двигать вазочки, но самое главное – командовать всеми, кто находится в пределах досягаемости. А вдруг они не проникнутся – кто тут главный на этих двух квадратных метрах возле подсвечника!?

Предупреждаю сразу: Те свойства «рядового прихожанина» которые я описал, на самом деле проявляются в каждом из нас… да и что греха таить – во мне в первую очередь. Но я пишу не о том, что они в принципе есть в каждом из нас, а что из-за упомянутого выше барьера невежества они доминируют настолько, что заслоняют собой саму суть богослужения, если являются самоцелью.

Многие священники понимают эту проблему и борются с невежеством, в частности, методом служения «миссионерских литургий». Правда, иные священники так же активно борются с «миссионерами», и этот конфликт является в наше время одной из «горячих точек» внутрицерковной жизни. У меня же свои методы борьбы с невежеством, доступные мне как регенту.

Я просто выкладываю перед прихожанами на аналои, сделанные храмовым столяром специально для них, ту же самую литературу, которой пользуемся мы сами, стоя на клиросе.

Наши прихожане отслеживают по книгам течение службы и постепенно (на это уходят годы!) начинают понимать и структуру богослужения (последование Всенощной и Литургии), и его смысловую часть (Минея, Октоих, Триодь):

Скачать Фрагмент с чтением паремии

Сначала, лет 10 назад, нашим прихожанам было непривычно заниматься на службе чем-то ещё, кроме вышеперечисленных «функций». Однако со временем привыкли, и даже стали требовать перед каждой службой её текст.

Спустя несколько лет произошло чудо! После службы ко мне подошел прихожанин и спросил: «А почему в последовании написано то-то, а вы поёте иначе?» Это – момент истины! С каким удовольствием я начал этому прихожанину рассказывать, что, дескать, есть устойчивые традиции сокращений, что по букве устава нужно делать одно, а по традиции мы делаем другое… Произошло самое главное – прихожане стали интересоваться самим ходом службы, ожидать очередного эпизода со стихирами и тропарями, чтобы прочесть тексты исполняемых песнопений и чтений.

Стоит ли говорить, что эту несложную технологическую операцию (раздача текстов прихожанам) иные христианские конфессии давным-давно превратили в норму, и мне до сих пор непонятно – почему это не является нормой в православных храмах?

Один наш прихожанин лет десять назад впервые встал за приходской аналой во время Великого Поста. Отслеживал структуру непростого великопостного служения по моей книге «Седмичные службы Великого Поста».

На следующий год стал читать великопостные часы. Потом несколько лет алтарничал. Потом – учёба в Свято-Тихоновском, а по окончании – преподавание в нём. И как венец этого пути – рукоположение. Вот он, наш диакон, о.

Сергий, начавший с приходского аналоя в нашем храме – прошу любить и жаловать:

Скачать Величание с о. Сергием

Думаю, что успехом воспитания наших прихожан я обязан нашему настоятелю, прот. Владиславу Свешникову. Он не дирижёр и не певчий, но насколько ярко проявляется в его скупых жестах энергетика уверенного и доброжелательного лидера, призывающего наших прихожан к совместного пения главнейших песнопений праздника:

Скачать Царю Небесный

Я заканчиваю цикл статей про общенародное подпевание. Если Бог даст силы и возможность, то осенью буду делиться опытом с небезразличными к тому специалистами по гораздо более сложной теме:

«Как перевоспитать подпевалу в певчего»

А выложенный здесь «гексалог» я дарю Вам, дорогие читатели. Ваши комментарии, размышления и одобрения самым убедительным образом доказали, что я занимаюсь нужной проблемой.

Спасибо вам, и пусть в ваших храмах, как и в моём, расцветёт на службах радостное и смелое общенародное пение, ничуть не мешающее музыкальным тонкостям вашего клиросного творчества, но убедительно его дополняющее.

Скачать Кто бог велий

Съемка видеофрагментов – Е.С. Кустовский. Служба Пятидесятницы 2008 г.

Источник: https://www.pravmir.ru/uchastie-prixozhan-v-bogosluzhenii/

Ответы на вопросы

Молитвы на литургии прихожан

Молитва в православном храме

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Как правильно молиться в церкви перед иконой

Церковнославянский язык — значение и роль

Патриархия.ru

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир.

Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб.

Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш…»
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся…»
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный…»
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе…»
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим…» перед «Именем Господним благослови, отче…» (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем…»

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим…»
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы.

Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает.

К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/molitva-v-pravoslavnom-hrame

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.