Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

Содержание

Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами, необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам).

Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине.

Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола.

По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины.

Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

ОСОБЕННОСТИ КОРИНФА

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути.

Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли.

В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами.

В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни.

Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа.

Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины.

Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою».

Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин.

Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность.

Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам.

В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную.

То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе.

Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви.

Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Этот же вопрос, но немного под другим уголом, рассмотрен в другом материале нашего сайта –> Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

Здесь = > другие комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

МОЛИТЬСЯ с непокрытой головой

Источник: http://apologetica.ru/otvet/Molitsya_s_nepokrytoi_golovoi.html

Как молиться дома?

Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

Краткое содержание статьи:

Граждане нашей страны вольны исповедовать любую веру, и посещение храма для многих стало привычным, однако порой это не представляется возможным. В таком случае люди хотят знать, как правильно молиться в своем доме? Поразмышляем вместе.

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?

Священники едины в одном – молитва требует вложения души:

  1. По их мнению, молитва бывает правильной и ложной. Последняя отличается специальными признаками. В их число входит высокое самомнение и посторонние мысли во время моления. Считая себя лучше других, человек уподобляется библейскому фарисею, пришедшему в храм, но занятому только думами о своих заслугах перед Богом. В то же время скромный мытарь покаянно просит Господа простить ему грехи, и его молитва будет услышана;
  2. Важным критерием истинности любой молитвы является внимание к смыслу слов, которые вы произносите при этом, что является очень важным. Человек должен осознавать, что он просит и о чем молится Всевышнему, и удержать это в памяти бывает очень непросто. Надо суметь себя заставить;
  3. Господь слышит нас на «своей» волне, и мы настраиваем под нее нашу душу, однако он учит нас, что, обращаясь к нему за помощью, человек должен исполнять то, что он заповедает ему, а не просто так просить о чем-то. Правильная молитва всегда содержит в себе покаяние и отсутствие гордыни, любовь к ближним.

Не так важно место молитвы, главное – ее цель и незлобивость сердца молящегося.

Какое значение имеют иконы для верующего?

Ответить на этот вопрос совсем непросто, как кажется вначале:

  • Икона, с богословских позиций, представляет собой священное изображение Бога-сына, его матери, святых, а также священных событий;
  • Иисус Христос – это Бог, но одновременно и человек, следовательно, несмотря на общий для религий запрет на изображение Бога, личность его может быть воспроизведена. При этом его божественная сущность остается за гранью воплощения в искусстве;
  • Икона, являясь предметом творчества человека, в том числе, имеет глубоко символическое значение, отображая мир божественный. Она пишется в соответствии с особенными «законами жанра», с использованием специальных живописных приемов. Ее цель – возбудить в человеке ощущение духовной, божественной связи с ликом святого, изображенного на полотне, а не эмоций, как на обычной картине;
  • Телесность фигур на иконах сведена к минимуму. Расположены они по принципу «обратной перспективы», и создается впечатление, будто они на тебя смотрят, а не ты на них. В храме они расположены в строго определенном порядке.

Помощь икон человеку проявляется не от них самих, а через посылаемую Богом через них благодать, и делать из них талисманы – грех идолопоклонства.

Как правильно молиться дома перед иконой?

Дома, как и в храме, можно сделать иконостас:

  • Раньше в жилищах человека существовал «красный угол», куда ставили и/или вешали иконы, и любой вошедший человек мог перекреститься, глядя на них. Количество и вид икон не регламентируется, но обязательно должны присутствовать две: образ Спасителя и Божьей Матери. Остальные иконы в основном выбирают согласно традициям семьи и хозяев дома;
  • Перед иконами принято стоять спокойно, не отвлекаясь и не переступая с ноги на ногу, без суеты. Возможно моление и на коленях, в зависимости от желания и потребности человека;
  • Молитвы надо читать по молитвослову или своими словами, возможно это делать и про себя. Для Господа важен смысл произнесенного, его содержание, а не четкость вашей дикции. Слова должны идти из души и от всего сердца;
  • Хорошо иметь хотя бы по одной иконе в каждой комнате, над входом в них, а также над уличной дверью квартиры или дома, чтобы помолиться при выходе из него. Священники рекомендуют иметь икону на кухне для освящения приготовляемой пищи и возможности чтения молитв перед едой и после нее.

Иконы не следует вешать вперемешку с картинами и фотографиями, они не являются украшением.

Можно ли молиться при месячных дома?

Бог услышит вашу молитву всегда и везде, если вы обращаетесь к нему с чистыми помыслами:

  • Ветхозаветными правилами определялось, что женщина во время ежемесячных кровотечений могла испачкать помещение храма и потому являлась нечистой. Также это вменялось ей в вину ввиду того, что многие священники считали грешным делом биологическую гибель яйцеклетки и приравнивали это к смерти зародыша;
  • В Новом Завете Иисус Христос определил главным для человека его душу, но не телесную оболочку, тем самым отменив бывшие запреты. Из Библии известно о том, что он общался, в том числе, и с женщинами, у которых были так называемые сейчас «критические» дни, и помогал им;
  • Дамы имеют право совершать молитву там и тогда, когда чувствуют в себе потребность общения с Господом, независимо от своего физического состояния, включая и менструации. Этот процесс заложен в нее природой, и женщину не стоит считать в этом виноватой. К тому же, нынешние средства гигиены практически исключают загрязнение помещений.

Вообще же, в основе молитвы человека любого пола является исключительно искреннее желание духовного общения с Богом, в поддержке которого он нуждается всегда. Поэтому во время месячных молиться можно. 

Что значит освящение воды?

Водоосвящение разделяется на великое и малое:

  • Первое связано с Господним крещением в реке Иордан и совпадает по дате с одноименным праздником, или, иначе говоря – Богоявлением, так как во время этого события в земной жизни Иисуса был голос с неба, исходящий от Бога-отца, и спустился голубь, символизирующий Святой Дух. Крещение Господа, как видно из этого, ознаменовалось явлением Святой троицы, что и дало празднику второе наименование;
  • Накануне этого дня в храмах проходит освящение воды в сосудах, предваряемое особыми праздничными песнопениями и молитвами. В такой же последовательности всё происходит и в самый день крещения, с последующим погружением креста непосредственно в воду купели, уже вне храма. Это связано с тем, что так крестился сам Христос. Освященная вода хорошо хранится в течение года;
  • Малое водоосвящение связано с чудесами Иисуса по исцелению больных возле Силоамской купели в Иерусалиме, воду в которой, по преданию, периодически возмущал сходивший туда ангел. Такая вода используется, например, при освящении домов или для целей совершения каких-либо добрых поступков;

Эта процедура периодически проводится в храмах и также имеет молитвенную основу.

Очень часто людей приводит к Богу невозможность самим справиться со своими бедами и горестями. Они хотят знать, как правильно нужно молиться: в храме или дома, чтобы Господь услышал их. Данной статьей мы постарались это объяснить.

: нужно ли женщинам покрывать голову при молитве в своем доме?

В данном ролике протоирей Андрей Федосов расскажет, должна ли женщина при обращении к Господу покрывать голову, находясь не в храме:

Источник: https://1-vopros.ru/1214-kak-pravilno-molitsya-doma.html

Платок молитва отзывы

Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

×

15 января Церковь отмечает большлй праздник в честь преставления преподобного Серафима Саровского. Отправить записки на праздничную Литургию в Дивеево за себя, родных и близких.

Я забыл свой пароль! Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами Сообщество

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 507
  • |
  • 1554
  • |
  • Мероприятия 1

Можно ли молиться женщине дома с непокрытой головой?

Батюшка, говорят, что семья- малая Церковь, и мы стоим в Храме с покрытой головой, а в доме перед иконами стоим без платка. Скажите- ведь это неправильно- икона и дома же остается иконой?

Отвечает прот.

Дмитрий Смирнов:«Если Вам кажется это неправильным, то Вы можете хоть зимнюю шапку надеть, кто ж Вам в этом будет указывать?Но, если Вас раздражает, что кто-то делает иначе-это Вы уже нарушаете Ваши прерогативы, поэтому, дома иконы, не только дома, еще на башнях Кремля иконы, так что иконы у нас везде, даже, если хотите знать- Крест Христов, который украшает купола наших Церквей- это есть тоже икона. И Вы можете сделать выбор в пользу того, чтобы всегда ходить с покрытой головой.Но если кому-то по разным причинам, ну например, Апостол Павел сказал, что если женщина с непокрытой головой- пусть тогда стрижется.Современные женщины в 99 процентах случаев стригутся, так что они могут ходить с непокрытой головой, потому что они внимательно и скрупулезно выполняют рекомендации Апостола Павла.Если Вы считаете правильным- молитесь и дома с покрытой головой, и многие так делают, и кто за это осудит?..

Но, если это и грех- это грех- самый маленький из тех, что мы совершаем в нашей жизни.»

Популярное видео

  • 01:43❃☧◦.¸¸.◦П❤А❤В❤Е❤Л◦.¸¸.◦☧❃ · 537 просмотров
  • 02:31Елена · 365 просмотров
  • 29:08Валерия · 356 просмотров

Заказать молебен

прп. Спиридону Тримифунтскому

Наша статистика

  • Регистраций224004
  • Посетителей 11426
  • Священников1168
  • Храмов всего19621
  • Активных храмов11691

О покрытии головы, или обязательно ли женщинам молиться в платке?

WikipediA Google Megapoisk Ника Кравчук 20.01.2017

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор.

Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6). Читать также:

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий.

В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция.

Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин.

Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах.

Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Источник: https://soulserv.ru/platok-molitva-otzyvy/

Молитва дома с непокрытой головой

Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

Данная статья содержит: молитва дома с непокрытой головой – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что “жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову”. В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Хождение в храм Божий с покрытой головой для женщины — древний христианский обычай, основанный на словах апостола Павла в его послании Коринфянам: “. жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов”.

Апостол Павел рассуждает в своем послании, что женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

Мысль о том, что голову должна покрывать лишь замужняя женщина, ясно выражается в словах апостола: “Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа” (1 Кор., 11, 7-9).

Апостол говорит о том, что покрывало — это знак власти мужа над женой. А потому из контекста следует, что незамужняя девушка может не покрывать своей головы. Однако в Православной Церкви есть благочестивая традиция покрывать голову и девочкам по примеру Пресвятой Богородицы, которая, оставаясь Девой, покрывала в знак смирения свою голову.

Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны. Это иерархическое соподчинение. В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж.

Блаженный Феофилакт объясняет, почему мужчина не должен покрывать свою голову или носить длинные волосы: «Тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, Который есть глава его»

Современной женщине-христианке было бы правильнее надевать скромные вещи, не привлекающее особенного внимания. Это касается одежды, обуви и головного убора.

Что же касается домашней молитвы, то здесь лучше руководствоваться соображениями такта, исходить из обстановки в семье.

Если женщина подчиняется Церковному установлению и покрывает голову, вставая на молитву, она получает награду от Господа за свое смирение и послушание Церкви.

Если же это нарушает семейный мир, вместо молитвенного умиротворения приносит соблазн и раздоры между ближними, тогда требуется еще большая мудрость, еще большее смирение, то есть молиться втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (см. Мф. 6, 18).

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

Здравствуйте, меня интересует следующий вопрос: Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами, необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам).

Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине.

Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола.

По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины.

Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

Особенности коринфа

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути.

Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли.

В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами.

В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни.

Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа.

Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

Покрытие головы

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины.

Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою».

Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин.

Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность.

Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам.

В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную.

То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе.

Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви.

Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

При использовании указывать автора, название сайта и материала

Покрытии головы во время молитвы (женщине)

Здравствуйте, очень хотела бы спросить, об одной очень интересующей и волнующей меня вещи.

Все знают, что женщина в Храме должна быть с покрытой головой, об этом много сказанно и не подлежит сомнению, но вот в домашней молитве женщина должна покрывать голову? У меня муж не совсем верующий человек, ему трудно меня принимать в платочке, он сразу меня бабушкой зовет, и еще у меня нет возможности постоянно носить платок, т.к.

моя работа общественная и меня просто не примут в колектив ( я преподователь английского языка).

А как же тогда не прирывная молитва? Как лучше, молиться с непокрытой головой? Или лучше не молиться, пока не оденешь платок? Но, по моему так нельзя, и мне охото молиться по возможности) Очень буду благодарна за любые ответы.

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-doma-s-nepokrytoj-golovoj/

О покрытии головы, или обязательно ли женщинам молиться в платке?

Нужно ли покрывать голову при домашней молитве

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор.

Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.