Отпевание усопшего текст

Разрешительная молитва по усопшим мирянам: как проводится отпевание

Отпевание усопшего текст

Текст чин отпевания мирян состоит из молитв, в которых просят прощение у Бога за грехи и ходатайствуют о принятии новопреставленной души в Небесном Царстве. Совершается единожды над телом усопшего.

Зачем отпевают усопших

Отпевание – церковные проводы, напутствие христианина в другой мир. Молитвы об умершем приносят пользу его душе и тем людям, которые просят за упокой. Обряд является важной частью траурного ритуала. Проводится на третьи сутки после смерти мирянина. Желательно проводить чин в храме.

В старину покойного держали в храме до похорон и все это время над мертвецом читали текст Псалтыря. Если тело не изувечено, гроб остается открытым до самого погребения.

Приходя в священное место, необходимо помнить, что текст чина отпевания мирян должен читаться искренне, что даст облегчение душе умершего.

Произнося слова, близкие начинают осознавать, что мирянин приобрел вечную жизнь в лучшем мире, быстрее находят утешение в собственной скорби. Это возможность исправить ошибки и начать творить добро при жизни.

Провожающие в последний путь держат в руках зажженные свечки, когда читают чин. Это символ Невечернего Света вечности. Прощаясь, необходимо поцеловать усопшего мирянина или иконку на его груди. Если гроб закрыт, целуется крест на крышке.

Какие молитвы используются для отпевания

Последование чина бывает 5 видов. Разделение четко прописывается в Богослужебных книгах. Ход процесса и набор текстов молитв определяется принадлежностью человека и его отношением к церкви – монах, мирянин, младенец или священник. Отдельно стоит чин погребения, который совершается в Седмицу Пасхи. Все данные ритуалы имеют свои особенности и состоят из разных частей.

Чин отпевания мирян

Текст можно дома и этот вариант не отвергается церковью, но лучше проводить обряд в ней. Устав или Требник предписывает совершать чин для отпевания мирян на торжественной ноте.

Перед выносом тела совершается краткая лития за упокой. Священник кадит усопшего и всех присутствующих. Первые произносимые слова: Благословен Бог наш. Далее идут молитвы, творится отпуст и перед выносом читается текст отпевания усопшего. Во время пения Трисвятого усопшего перемещают в храм.

Во время шествия и чина священник идет впереди гроба, перед ним певчие и крест. Церковнослужитель удерживает в правой руке большой крест, а слева несет свечу. Плачущие и соболезнующие миряне следуют позади.

Гроб с покойником устанавливают посреди храма или в притворе лицом на восток, чтобы душа усопшего мирянина могла молиться. После свершения литургии начинается отпевание. Певчие стоят на клиросе.

В чине насчитывается три части:

  1. Вначале произносятся тексты Начальных молитв, затем 90 псалма. По окончании полностью пропевается 17 кафизма. Потом читают 118 псалом и заупокойные тропари.
  2. Пение канона, стихиры, евангельские блаженства с топарями. Читаются тексты Апостола и Евангелия, ектении. Если нет запрета, произносится разрешительная молитва над усопшим на старославянском языке. Проводится последнее целование и поется стихир.
  3. В конце наступает очередь чтения текста заупокойной литургии.

Покойника несут к могиле для свершения ритуала захоронения. На кладбище звучит Святый Боже. В процессе опускания гроба священник зачитывает мирянам проповедь на отпевании.

Чин погребения младенческого

Имеет особый смысл. Читается над детьми от рождения до 7 лет, которые умерли, будучи крещенными. Чин отпевания свершается как над мирянами без грехов и пороков. В состав текста не входят молитвы, в которых просится об отпущении грехов. В тексте чина содержится просьба о принятии души младенца в Царствие Божье.

За время земного существования младенец не совершил подвигов перед Богом и во благо Церкви, но в процессе Крещения он был очищен от грехов прародителей и стал непорочным. Если ребенок не крещен, чин отпевания запрещен к проведению.

Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Чин погребения младенческого короткий, в отличие от текста отпевания мирян. В него не входят следующие части: кафизм, тропарь по Непорочным. Во время чтения канона произносится: Господи, упокой младенца.

Проводы детей тяжелы для близких, в чине для отпевания наблюдается изобилие утешений.

Разрешительную молитву, произносимую для взрослых мирян, заменяют текстом на церковнославянском языке «Храня’й младенцы, Господи…», где слышится просьба о принятии младенца Господом.

Во время последнего целования особое место отводится словам и стихирам, выражающим боль от потери родителей и несущим уверение о причислении младенца к Ангелам.

Отличительная черта текста чина отпевания младенца – упоминание вместе с именем ребенка всех усопших. Живые и мертвые души молят о принятии малыша в Божье Царство.

Разрешительная молитва над усопшими

Это особая форма отпущения мирянам грехов. Она является частью множества песнопений, в том числе и чина для отпевания. В текстах ярко описывается судьба и жизнь человека. Рассказ начинается с истории о первородном грехе, допущенном Адамом и Евой. В конце читаются заповеди о превращении человеческого тела в прах.

Текст заочного очищения произносится после окончания торжественной, но скорбной процессии.

В освободительных словах священник прощает все прегрешения, если усопший регулярно при жизни раскаивался перед Богом в своих неблагочестивых делах.

По окончании чина для отпевания в руку покойного вкладывается записка с разрешительной молитвой. Она нужна отошедшей душе мирянина при вступлении в загробную жизнь.

Нельзя читать текст молитвы:

  • человек перед смертью отказался от обряда;
  • в Дни Рождества и Пасхальное празднование;
  • над мирянами, ушедшими из жизни при помощи суицида или над психически больными.

Как и где происходит отпевание

Прощание совершается на третий день. Читать текст чина отпевания мирян можно в кладбищенской часовне, в храме, дома и на кладбище. Если, к примеру, при морге имеется часовня, то все действия можно провести там.

Не путайте панихиду с отпеванием. Чин совершается единожды, а панихиду можно заказывать до и после погребения.

Для чина отпевания мирян необходимо договориться о службе в выбранном храме. Лучше поговорить со священником сразу после получения печального известия.

Важно при обращении в день похорон иметь с собой гербовое свидетельство о смерти или медицинское свидетельство. Следует приготовить нательный крест, листок с текстом разрешительной молитвы, иконку: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – Пресвятой Богородицы, венчик, свечи и покрывало.

Все предметы кладутся в гроб.

Длительность чина зависит от различных обстоятельств, в среднем чтение текста занимает от получаса до часа. При отпевании мирян дома или в морге убедитесь, что священник имеет отношение к Православной Церкви, нередки случаи обмана. При условии отсутствия останков можно провести заочный чин отпевания мирян.

Каждый человек боится умирать или потерять близкого. Особую скорбь испытывают при успении молодых людей, детей.

Родственники стараются проводить в последний путь по всем церковным канонам, чтобы душа покинула землю безгрешной и попала на небо. Важно, чтобы обряд совершался правильно, текст читался на понятном языке с четким произношением.

Ударение в чине отпевания мирян делается на словах о вечной загробной жизни. Увидеть сцену погребения Иисуса можно на плащанице.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: //sorokoviny.ru/pogrebenie/chin-otpevaniya-miryan

Заочное отпевание усопшего: в каких случаях его проводят

Отпевание усопшего текст

На третий день после смерти православного христианина над его телом единожды совершается заупокойное богослужение, в народе именуемое отпеванием. Значение этой церковной службы настолько высоко, что во времена становления христианства её причисляли к Таинствам.

Последование мертвенное мирских тел

Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел».

Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся.

Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.

Отпевание – это не пропуск в рай

Существует расхожее мнение, что совершая отпевание, священники автоматически открывают для умершего дорогу в рай. Протоиерей Алексей Митюшин, как и все церковники, заявляет, что это ошибочное предположение.

Проводя чин «последование мертвенное» служители Веры напутствуют душу почившего, освобождая её от грехов, в которых он не успел или позабыл покаяться при земной жизни, просит Всевышнего удостоить его Царства Небесного. Но лишь Господь вершит Суд и решает, кого пускать в рай, а кого оставить в земле, из которой взят каждый из нас.

Отпевания – это своего рода заступничество родственников за покойного перед Богом и одновременно попытка облегчить страдания души от тех испытаний, которая она неминуемо должна пройти после смерти. Соборно молясь во время отпевания, родные утешают душу усопшего, поэтому этот чин слывёт главным подарком, который могут сделать любящие люди для покинувшего этот мир человека.

К слову некоторые монахи, не желая облегчать свой путь к спасению, завещали не проводить этот чин над их телами, а попросту отдать их после смерти на съедение бездомным собакам или выбросить в помойную яму.

Заочное отпевание

В церковной практике существует такое понятие как заочное отпевание, когда в силу определённых причин над покойным нельзя было совершить важный чин вовремя с соблюдением всех заведённых ритуалов.

К таким исключительным эпизодам можно отнести трагические случаи, когда после смерти человека не удаётся найти его тела, такое может произойти в результате террористического акта или авиакатастрофы, серьезной автоаварии или кораблекрушения, гибели на войне или признания мёртвым без вести пропавшего родного.

Ввиду этих объективных причин священники могут совершить чин отпевания в церкви без принесения в него тела усопшего, но в присутствии чистосердечно молящихся об упокоении его души родных.

Однако в последнее время, участились случаи неверной трактовки заочного отпевания, которое рассматривается как своего рода отсрочка, когда родственники покойника заказывают такое богослужение уже после погребения из-за отсутствия у них времени, лености или желания сэкономить на транспортных расходах по доставке гроба в храм.

Причём зачастую они просто оплачивают заочное богослужение и покидают церковь, считая, что, таким образом, они позаботились о душе покойника.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.

В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека. По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством.

До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму.

Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.

Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.

В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

Их не отпевают

Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме.

Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания.

Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка.

Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам.

А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.

Белые одежды

Поскольку отпевание символизирует собой рождение души для Вечной Жизни, священники, совершающие этот обряд, всегда облачаются в праздничные белые одежды, резко контрастирующие с чёрными траурным одеянием родственников покойника.
Белый цвет, вобравший в себя все оттенки радуги, всецело соответствует тексту заупокойных молитв, в которых для усопшего испрашивается упокоение с праведниками, ходящими в белых ризах.

Источник: //cyrillitsa.ru/tradition/85223-zaochnoe-otpevanie-usopshego-v-kakikh-sl.html

Отпевание

Отпевание усопшего текст

отпевание покойника, отпевание табакова
Отпева́ние или Чин погребе́ния или Чин быва́емый на погребе́ние — в русском православии название богослужения, описанного в Требнике под названием После́дование ме́ртвенное (греч.

Νεκρώσιμος Ἀκολουθία); одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина, как правило в храме.

В просторечии часто смешивается с термином панихида, которая, хотя во многом конструктивно схожа с чином отпевания, есть иное чинопоследование.

Панихида в отличие от отпевания совершается много раз по тому или иному умершему человеку.

Богослужебные книги Русской Церкви содержат 5 видов последования мертвенного:

  1. мирских человек
  2. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов)
  3. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов (отличается пространностью и торжественностью; по составу имеет сходство с утреней Великой Субботы)
  4. младенцев — для лиц, не достигших 7-летнего возраста
  5. в Пасху — совершается в первую седмицу Пасхи (в Неделю Пасхи отпевание не отправляется).

Кроме того, Священный Синод 13 декабря 1963 имел суждение о Чине архиерейского отпевания, составленном митрополитом Куйбышевским Мануилом (Лемешевским) и постановил: «разрешить употребление Чина архиерейского отпевания не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных».

Чин архиерейского погребения в конструктивном отношении точно сохраняет строй иерейского погребения; новым является: исполнение Непорочных не на три статии, а на две, с припевами, положенными в чине погребения монахов; оттуда же заимствован седален, глас 2-й «Да человеки общники» — вместо седальна «Днесь разлучаются от сродства». Собственно новыми (авторскими) являются: тропарь по 23-м псалме «Иже течение сконча» и седален «Христе Царю»; тропарь по 83-м псалме «К Тебе, Христе, взываю»; канон, глас 6-й, который сохраняет ирмосы из канона иерейского погребения, но с новыми тропарями.

Чин архиерейского отпевания не получил распространения.

Чин отпевания мирянина

Гроб с телом усопшего вносят в храм под колокольный звон.

  • После прочтения Начальных молитв
  • Погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поются тропари за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.
  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют лицо умершего (обычно лоб), перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную.

Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей.

На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Примечания

  1. см. Большой Потребник
  2. ЖМП. 1964, № 1, стр. 7
  3. ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
  4. если отпевают женщину
  5. если отпевают нескольких людей
  6. ТРОПАРИ И КОНДАКИ ДНЕЙ СЕДМИЦЫ
  7. ПОСЛЕДОВАНИЕ ОТПЕВАНИЯ МИРЯН

Ссылки

  • Что такое отпевание?// Интервью архимандрита Августина (Пиданова)
  • Последование мертвенное мирских тел
  • Отпевание // Часть 3. Отпевание и погребение Из книги «Со святыми упокой»
  • О МОЛИТВОСЛОВИЯХ И МОЛЕБНЫХ ПЕНИЯХ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ. ОТХОДНАЯ. ПОГРЕБЕНИЕ УМЕРШИХ

отпевание в церкви, отпевание евтушенко, отпевание покойника, отпевание табакова

Отпевание Информацию О

Отпевание

Отпевание
Отпевание Вы просматриваете субъект
Отпевание что, Отпевание кто, Отпевание описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: //www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9E%D1%82%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-174852.html

Молебные пения

Отпевание усопшего текст

Панихи́да (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

«Заупокойные Богослужения лучший адвакат для усопших»

Паиссий Святогорец

Панихида

Священник возглашает: Благословен Бог Наш всегда ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Далее Священник совершает обычное начало. Читаются молитвы «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник:

Придите поклонимся Цареви Нашему Богу

Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу Нашему.

Читается 90-ый псалом «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится….»

Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь

Священник: Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

После чего священник возглашает Заупокойную ектению с многократными прошениями.

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскресение, и живот…»

Священник: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя глас осьмый.

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Блажени, яже, избрал и приял, еси Господи

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Память их в род и род

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Души их во благих водворятся

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Народ поет тропарь: Глубиною мудрости, человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / Едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих, / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

Поет народ:

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием, / погибшее овча аз есмь, / воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей, святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите, насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцев небесных

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Упокой Боже рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная.

Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

Народ после каждого прошения: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет:

Покой, Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано, / презирая, яко благ, прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Богородичен): От Девы возсиявый миру, Христе Боже, / сыны света тою показавый, / помилуй нас.

Священник читает 50-ый Псалом.

(*)Промежуточные пояснения

После чего начинается совместное пение канона.

Канон. гимнографический – богослужебный текст, посвященный прославлению праздника или святого; представляет собой цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Канон состоит из 9-ти песен: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. После 3-ей, 6-ой, 9-ой песни вставляются «Малые ектени».

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Катавасия (от греч. καταβασία – схождение, от глагола сходить, спускаться) – это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона.

Начало Канона

Песнь первая

Народ поет ирмос Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь / поим, вопияше.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Третья песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прощения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Четвертая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, честная Церковь / боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь

Пятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Шестая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прошения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа священника: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет тропарь: Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Народ поет Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отидеши: / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Седьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Восьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Девятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Народ: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Народ поет Катавасию (что значит заключительнй ирмос): Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник, как и в начале Богослужения читает молитвы: «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Народ поет: Со духи праведных скончавшихся, / души раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, / яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

Священник возглашает Сугубую ектению с прошениями

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскреение, и живот…»

Священник: Премудрость

Священник: Пресвятая Богородице Спаси Нас

Народ: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе, Боже все упование наше слава тебе

Народ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй, Господи Помилуй, Господи Помилуй, Владыко Благослови.

Священник: Творит Отпуст

Народ: Аминь

Священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, зде ныне поминаемым нами успопшим православным христианам, и сотвори им вечную память.

Народ: Вечная память, Вечная память, Вечная память. Души их во благих водворятся и память их в род и род.

Священник: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец

Люди: Аминь.

Источник: //ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/molitvoslov-dlya-nachinayushchikh/molebnye-peniya-poem-vmeste-na-panikhide/

Что такое отпевание и как правильно поминать усопших

Отпевание усопшего текст

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения, напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

О похоронах:

Важно! Отпевание не является обрядом прощения грехов. Молитвенное погребальное прошение освобождает  душу усопшего от тех согрешений, в которых было принесено покаяние при жизни, которые человек не смог вспомнить на исповеди, или тех, которые он не считал за грех.Родственникам усопшего нужно до 40 дня прочитывать Псалтырь

Правила отпевания

После того как человек умер, родственникам или людям, знакомым с усопшим, необходимо прочитать молитву на исход души, и до 40 дня прочитывать Псалтырь (желательно 3 раза от начала и до конца).

Совет! Приобрести молитвослов с молитвами об упокоении и Псалтырь можно в любой церковной лавке, хотя у  христианина эти книги должны быть в наличии.

Отпевание по православному обычаю совершается на третий день с момента смерти.

Это связано с тем, что душа с 1 по 3 день находится на земле, рядом со своим домом, с близкими, или путешествует по миру, а затем возносится на поклонение к Творцу. С 3 по 9 день новопреставленной душе ангелы показывают райские обители, а потом, с 10 по 40 день, она созерцает ад.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования  для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте  просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  •  знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  •  быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  •  получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  •  подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  •  приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  •  приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  •  для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  •  внести пожертвование за Таинство.

Внимание! Земелька,  которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

Следует правильно  рассчитать время, на которое будет назначена поминальная трапеза (чин отпевания длится в среднем 40 минут).

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает  свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное.  Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в  обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность  попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние  слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает  умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  •  некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  •  иноверцами;
  •  богоборцами;
  •  отрекшимися от Христа;
  •  самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в  невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  •  младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  •  мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  •  когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  •  если человек погиб на войне,  в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко,  и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг  упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие  обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  •  занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  •  намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  •  устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  •  укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  •  запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  •  не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  •  после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  •  выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  •  вместо пожелания «Царствия Небесного» желать  усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  •  верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  •  верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает  по свету в виде призрака;
  •  верить в скорую смерть человека, который  встал между гробом и алтарем;
  •  кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.  

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших

Мар 9, 2019 10:39Администратор

Источник: //molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/otpevanie-usopshih.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.