Панихида по усопшим текст для мирян

rumagic.com

Панихида по усопшим текст для мирян

Если по каким-либо причинам пригласить священника на кладбище для совершения заупокойной литии невозможно, молитвы можно прочесть и мирянину. В этом случае в чин литии будет нужно внести некоторые изменения. Ниже даем чинопоследование литии об усопшем, которое могут совершать миряне в отсутствие священника.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). «Слава, и ныне».

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

«Слава и ныне».

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: оба-че очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

«Слава» – Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

«И ныне» – Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеко-любче.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Чин над кутией в память усопших

Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутие́ю в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга:

1) в чинопоследование Литургии;

2) в чинопоследование вечерни.

На Литургии чин над кутией не имеет начального возгласа и отпуста по той причине, что он включен в чинопоследование Евхаристии, но сопровождается торжественным выходом священника с предшествующими ему свещеносцами. Начинается он после заамвонной молитвы и включает в себя:

1) Трисвятое по «Отче наш…»;

2) тропари «Со духи праведных скончавшихся…»;

3) сугубую ектенью.

Состав молитвословий чина над кутией на вечерне тот же, что на литии, но отпуст здесь менее торжественный – сразу после ектенийного возгласа певцы поют: «Аминь» и без каких-либо священнических возглашений, поется «Честнейшую Херувим…», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». В конце нет заключительного возглашения «Вечной памяти».

Как правильно подать «записку» об упокоении

1. Имена в записке должны даваться в родительном падеже (то есть отвечать на вопрос «кого?»).

2. Вписывая имена усопших, нужно поминать их в этот момент с искренним желанием спасения и облегчения их загробной участи. Старайтесь припоминать того, чье имя вы заносите в записку.

3. Записка для удобства поминовения должна быть написана разборчивым почерком. В разных храмах просят о том, чтобы количество поминаемых имен не превышало определенного числа, что также облегчает их чтение священником. Если вы хотите помянуть многих родных и близких – подайте несколько записок.

4. Записки надо подавать до начала Литургии, лучше всего – накануне вечером или рано утром, до начала службы.

5. Первыми в записке пишутся имена архиереев и священнослужителей, причем сначала указывается сан, в котором они преставились, например: митрополита Иоанна, епископа Тихона, протоиерея Михаила, иерея Ярослава, а затем пишутся имена усопших родных и близких.

6. Все имена (полученные при Крещении) должны быть даны в церковном написании[48] и полностью (например, Александра и Николая, но не Саши и Коли).

7. В записках не должны указываться фамилии, отчества, звания и титулы усопших, а также степени родства с ними.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец.

9. В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленным».

Домашние молитвы об усопших

Поминовение усопших считается необходимой частью не только храмового богослужения, но и домашнего молитвенного правила. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.

В третий, девятый, сороковой дни и годовщины в память усопшего читается панихида. Во все сорок дней после кончины ежедневно читается Последование заупокойных канонов. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище.

В остальные дни можно читать или литии, или панихиды, или отдельно каноны об усопших. Также поминают усопших при ежедневном чтении Псалтири (по второй и, по желанию, по третьей «Славе») и читают помянник на утренних (а по желанию, и на вечерних) молитвах. По пятницам вечером можно читать за всех своих родственников один из канонов об усопших.

Великий канон об усопших, читаемый в храме всего два раза в год, – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы – в домашней молитве можно читать и в любое другое время, когда есть желание и силы. Это – поминовение всех от века усопших православных христиан.

Раз в году можно совершать поминовение всех своих сродников домашней молитвой и поминальной трапезой. Когда совершать это поминовение, можно решить самим. Но лучше выбирать для этого день памяти кого-то из родных, приходящийся на такой период, когда по Уставу разрешена домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни.

Для совершения того или иного молитвенного правила за усопших необходимо получить на него благословение духовника, если же такового нет – то приходского священника вашего храма.

Поминальная трапеза

После того как заупокойное богослужение о усопшем совершено, организовывается поминальная трапеза в его память. Начинается она следующим образом:

1) если в храме было только поминовение на Литургии, а панихида не служилась, или если присутствующие на поминках на службе не были, то перед трапезой нужно прочесть либо последование панихиды, либо канон об усопшем. В случае отсутствия священника панихида заменяется литией, которую миряне могут читать самостоятельно;

2) если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе.

Трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, принято подавать на поминках блины, символизирующие своей круглой формой вечность. В средней России кроме этого подается еще и кисель.

В конце трапезы читается заупокойная лития и возглашается «Вечная память». Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным. Поминальная трапеза есть форма милостыни, творимой в память об усопшем.

Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах.

Как молиться за некрещеных и иноверцев

Не отпевают и не поминают по Уставу Православной Церкви инославных и иноверцев: католиков, протестантов, иудеев, мусульман, буддистов и других, а также всех, умерших некрещеными.

Смысл этого запрещения очень прост – если человек во время своей земной жизни не захотел стать православным, то как можно нарушать его волю и пытаться насильно совершить над ним те обряды, которые подаются только добровольным членам Православной Церкви.

Именно поэтому за их души не может возноситься общецерковная молитва.

Если человек умер, не приняв Крещения по причинам, от него малозависящим, близкие родственники могут в домашней молитве читать за него канон мученику У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за таких усопших.

Основания для подобных действий находим в житии святого мученика Уара, который своей упорной молитвой избавил от вечных мук нескольких язычников – умерших родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры.

Имена усопших в этой молитве называться не должны.

Молитва о младенцах, умерших некрещеными или убитых во чреве, также может совершаться только келейно, но их посмертная участь неизмеримо лучше.

Из жития преподобного Василия Нового узнаем, что некрещеные или безвинно загубленные младенцы, хотя и не могут в полной мере наследовать вечное блаженство, но избавляются Господом от вечных мук.

За них в домашнем келейном правиле также нужно читать канон мученику У ару.

О пользе молитв за усопших

«Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение», – говорит святой Иоанн Златоуст.

Чтение Псалтири, заупокойных канонов и панихид наряду с милостыней и добрыми делами, творимыми в память наших дорогих усопших, могут совершенно изменить не только их участь: грешные души будут изведены из тьмы мучений в страну покоя и радости, но и мы, молящиеся за них, удостоимся милости Божией.

Подтверждение этому мы находим в словах Златоустого Святителя: «Не напрасны бывают моления, не напрасна милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг от друга, ибо благотворение живых в память усопших спасает тех и других.

Если усопший грешен, то мы своей любовной заботой много можем ему помочь, и из места мрака и скорби перенести его в светлый мир безграничного счастья, а если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молитвой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни».

Молитва о спасении душ усопших родных и близких, милостыня и добрые дела, творимые в их память – священная обязанность каждого члена Православной Церкви. Заповеди Божии не ограничивают свое действие земным существованием человека, они обнимают и Горний мир.

А это значит, что любовь к Богу и ближнему, которая, по слову апостола Павла, никогда не престает (1 Кор. 13; 8), не может заканчиваться и при переходе наших близких и родственников в жизнь вечную.

Поминовением и молитвою за усопших мы не только доказываем свою непреходящую любовь к ним, но и исполняем одну из двух величайших заповедей Христа.

Источник: //rumagic.com/ru_zar/religion/ponomarev/2/j130.html

Панихида по усопшим (текст) — как заказать в церкви или во время поста

Панихида по усопшим текст для мирян

Когда уходит кто-то из близких, необходимо принять массу важных решений, организовать прощание. Но если покойный был крещеным человеком, обязательно надо позаботиться о его душе, заказать отпевание и панихиду по усопшим. Это очень важные прощальные обряды в православии, в которых должны участвовать все близкие.

Христианская вера заключается в том, что после телесной смерти душа человека переселяется в иной мир, духовный, который на этой земле нам невидим.

В первые дни ей приходится особенно непросто, потому что надо пройти мытарства — злые духи мешают ей попасть в рай. Поэтому церковная молитва за умерших христиан — обязательна.

Надо и перед смертью приглашать священника, чтобы он прочитал все молитвы на отход души от тела, исповедовал и причастил. Это лучшая кончина для верующего!

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой.

Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

  • Если следовать традициям, тело должно переночевать в храме, над ним должны читаться псалмы. Либо, по возможности, сама панихида по усопшему служится в церкви, а не на кладбище или дома. Конечно, это дополнительные хлопоты, но надо сделать все возможное, ведь речь идет о вечной участи.

Нельзя сильно плакать над телом, чтобы не удерживать душу покойного. Лучше больше времени проводить в молитвах. Кто-то из родственников может почитать псалтирь дома, если нет возможности всю ночь провести около тела.

Чтобы заказать панихиду по усопшим, необходимо приехать в храм. Намного проще, если вся семья является воцерковленной, или можно обратиться к тому, кто часто посещает церковь. Если таких знакомых нет — подойти в церковную лавку, как правило все требы заказываются там. Священнику все передадут, либо дадут номер, по которому можно с ним связаться.

Во время Великого поста панихиды по усопшим служатся по предварительной договоренности. Вообще для поминовения там предусмотрены особые дни, но обычно в подобных вопросах всегда идут навстречу.

Святая обязанность

Хотя человек оканчивает земной путь, душа его пребывает в вечности. Поэтому обязательно надо молиться об усопших, лучше ежедневно. Очень хорошо прочитывать кафизмы — это несколько псалмов, они сопровождаются особыми молитвами, где и называется имя покойного (покойных). В молитвословах можно найти и краткий вариант, он тоже будет на пользу.

Текст панихиды по усопшим содержит обычные начальные молитвы, 90-й псалом. Далее идут тропари, также поется особый канон. Читаются особый ектеньи (прошения). Существует вариант для мирян, который можно читать самостоятельно на кладбище или дома, если не удалось пригласить священника.

Поминовение усопших принято совершать:

  • День 3-й — традиция установлена в память того, что Иисус воскрес на третий день. Считается, что первые 2 дня душа посещает дорогие сердцу места. Именно в 3-й день начинается вознесение на небо.
  • День 9-й — по количеству ангельских чинов. До этого дня усопший путешествует по райским обителям. Если он много грешил, то будет сокрушаться о том, что мало времени провел в служении Богу.
  • 40-й день — это число часто встречается в Библии, необходимое время должного очищения человека. Считается, что в этот день определяется место души, где она будет до страшного суда.

Также принято отмечать годовщину, сделать это необходимо с молитвой, добрыми делами, избегая алкоголя (как и на любых христианских поминках). Хорошо раздавать милостыню за покойного.

Также принято часть поминальной трапезы раздавать бедным, или приносить в храм.

Ее оставляют на специальном столике возле кануна (низкий подсвечник квадратной формы, возле которого совершаются панихиды) — нельзя оставлять только мясные продукты.

Существуют и другие формы молитвы, к ним можно прибегать постоянно, не только в определенные даты. Лучше всего заказывать поминовение на Литургии — за усопших вынимают частицы из просфор, которые затем омывают в Чаше с причастным вином, которое есть Кровь Христова.

Считается, что души грешников, которые покаялись, но не успели совершить добрых дел, будут терпеть муки, которые могут облегчаться по молитвам близких.

Только не надо думать, что достаточно лишь подать записку. Надо обязательно быть на богослужении и молиться. Достойное поминание необходимо любому христианину.

Молитва — церковная и личная — это лучшее, что живые могут сделать для души покойного.

Панихида по усопшим Текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Слушать панихиду по усопшим онлайн

Источник: //4-women.ru/religiya/molitvyi/panihida-po-ysopshim-tekst-kak-zakazat-v-cerkvi-ili-vo-vremia-posta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.