Панихида по усопшим текст требник

Субботы Великого поста. Поминовение усопших

Панихида по усопшим текст требник

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе.

По слову Господа Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.

И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь

Причина установления поминальных суббот

Причина установления поминальных суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане.

Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинной взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут своей цели, добродетель потеряет свою силу. Поэтому Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.

Другая причина заключается в том, что в великопостные дни, кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в упомянутые дни. Суббота в библейском понимании — это «день покоя», поэтому мы и молимся об упокоении родных и близких в селениях праведных.

Значение субботнего дня

На богослужения родительских суббот обычно приходят люди, которых уже каким-то образом задела смерть, кто пережил прощание с самыми близкими. Для них важно участвовать в богослужении, по-настоящему соединяющем Небо и Землю. Ведь Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12: 27). Родительская суббота открывает понимание этого через богослужение и через внутренний опыт человека.

Родительская суббота — не просто день поминовения усопших, когда мы ставим свечи и вымаливаем души ушедших людей. По седмичному богослужебному кругу суббота — День Всех Святых. В субботнем богослужении поминаются все святые, иными словами — все усопшие, достигшие Царства Небесного.

Понимание субботнего дня заключается в том, что наступает день Божественного покоя. Слово «покой» во многих славянских языках звучит как «мир» (по-сербски, по-чешски). Здесь и успокоение человека в Божественном сердце, в Божественных руках — «души праведных в руке Божией» (Прем. 3:1).

Это день свидетельства нашей веры, день нашего успокоения о судьбе усопших, этот покой Божественный распространяется на наши сердца. В День Всех Святых, в субботний день, наши усопшие поминаются вместе со святыми. Это день Церкви живых и мертвых: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих»(из субботнего заупокойного кондака).

Это свидетельство и нашего понимания и наше исповедание веры в то, что покой для них уже наступил…

И еще один важный смысл этого дня: родительская суббота — это всегда движение к Великой Субботе, предваряющей собой Пасхальный день. Великая Суббота — один из самых значимых дней Великого поста, им заканчивается Страстная неделя, весь Страстной цикл с молитвами у Креста Господня, поклонением Святой Плащанице.

Это день особого пронзительного Света. Христос же в это время, по учению Церкви, — в аду.

Он в этот день «во гробе плотски во аде же с душею яко Бог» («во гробе плотью, а во аде с душою как Бог» из тропаря часов пасхальных)…Именно к этому Субботнему дню мы двигаемся через родительские субботы, через познание покоя, примирения и понимание того, что все в руках Божиих…

Источники: Уминский Алексей, протоиерей. Великий пост. Объяснение смысла, значения, содержания. — М.: Никея, 2016. — 192 с.

Кондак заупокойный

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Христе! Упокой со святыми души рабов Своих там, где нет ни болезней, ни скорбей и душевных страданий, но жизнь бесконечная.

Проповедь

Протоиерей Павел Адельгейм.
Хранение памяти — человеческий долг. Настоящее связано с прошлым. Наши дети — наша надежда. В них живет память о нас, они несут последствия наших ошибок, они искупают наши грехи. Но и мы несем ответственность за них, вкладывая в них разум, сердце, жизнь. Связь предков с потомками — и есть реальная история.

Многим кажется, что человек лишь винтик в историческом процессе, что не человек, а государство, расы, народы, культуры творят историю. Казалось бы, как же иначе? Ведь они живут века, а человек лишь 70-80 лет. Но церковь не хранит богослужебной памяти о народах и царствах, о цивилизациях и культурах. Церковь не молится об их вечной памяти. Ибо вечности они лишены.

Они имели лишь временный смысл — пусть вековой, но век не отличается принципиально от года, от дня, от часа. Это всего лишь время. Ни народы, ни царства вечного смысла не несут. Только человек имеет вечную судьбу, только человек имеет замысел Божий о себе. Потому мы молимся не о царствах и цивилизациях. Мы молимся о человеке.

За каждым именем, которое сегодня называется в церкви, стоит вечная судьба, стоит живая душа, стоит человек — образ и подобие Бога.

Лишь одна общность соизмерима с человеком — Церковь Христова. Единственная общность, имеющая вечный смысл и вечную судьбу, ибо она есть Тело Христово.

И оказывается, что как человек имеет значение в жизни Церкви, так и Церковь имеет значение в вечной судьбе каждого из нас. Да, человек свободен избрать себе участь. Да, по своим делам приемлет он суд.

Но Церковь имеет власть молиться о каждом и влиять на судьбу каждого из своих детей.

Временная судьба грешника, осужденного на муки, может быть изменена до Страшного Суда молитвой Церкви. Около 100 лет назад скончался на Афоне инок. Перед смертью он поведал причину своего пострижения. В молодости был он человеком верующим, по легкомысленным. Однажды он заболел и лежал в постели.

Вдруг, видит он, входят два юноши и приглашают идти за собою. Он встал и не почувствовал недуга. Обернулся — и увидел свое тело лежащим на постели. Тогда понял, что он умер, и ангелы ведут его в иной мир. Долго шел он за своими спутниками в темноте и страхе. Послышался шум как бы огненной лавы. Он увидел множество раскаленных печей.

Они были закрыты наглухо, и только сквозь трещины сквозило пламя. Из печей доносились стоны страдания и отчаяния. Юноша понял, что находится в аду среди страдающих грешников. Ангелы открыли одну из печей и оттуда извлекли человека, покрытого сажей и пеплом. Омыли его и одели в светлые одежды.

На недоумение юноши они объяснили: «По грехам своим этот человек был осужден на муку вечную. По близкие усердно молились о нем и щедро раздавали милостыню. Ныне по молитве Церкви он освобождается из ада и предстанет пред лицом Божиим». Ангелы сказали юноше, что если он не начнет серьезно относиться к своей жизни, то окажется в этом страшном месте.

Когда юноша очнулся, увидел, что лежит на постели, и родные готовят тело сто к погребению. Вот как поведал старец, причину своего пострижения в монастырь.

Сегодня мы молимся об усопших, храня надежду «воскресения мертвых и жизни будущего века». Вера в воскресение мертвых не была чужда Ветхому Завету. Фарисеи спорили с саддукеями о воскресении мертвых. «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14, 14) -спрашивает Иов.

И отвечает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха распадающую кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов. 19, 25-27). В Новом Завете Христос свидетельствует нам о воскресении и жизни вечной: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). «Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 44).

Веру в воскресение утверждает Церковь: «Христос воскрес из мертвых… Первенец мертвых бысть» (1 Кор. 15, 20). Мы не напрасно храним надежду, запечатленную в Символе нашей веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Эту надежду мы свидетельствуем сегодня своей молитвой и просим Бога, чтобы нам и близким нашим услышать в последний день вожделенный призыв Христа Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 24).

Из книги:Весна постная, цвет покаяния…Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002г. – 590с

Песнопения панихиды

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́ши ра́б Твои́х, Спа́се, упоко́й, сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́ши рабо́в Твои́х, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душа́м их.

Тропари заупокойные

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, до́бре по́двиг соверши́вшии, и ве́ру соблю́дшии, дерзнове́ние иму́щии ко Спа́су, о нас Того́ я́ко Бла́га моли́те спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Помяни́ Го́споди яко Бла́г рабы́ Твоя́, и ели́ка в житии́ согреши́ша прости́: никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/subbotyi-velikogo-posta-pominovenie-usopshih.htm

Последование панихиды

Панихида по усопшим текст требник
Перед смертью и заупокойные молитвы После обычного начала и 90-го псалма: “Живый в помощи Вышняго…

” Великая ектения “Миром Господу помолимся” с заупокойными прошениями, затем “Аллилуиа” со стихами, потом:Тропарь, глас 8-й: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.Слава:, и ныне: Тебе и стену и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Тропари за упокой, глас 5-й

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)Посем ектения: Паки и паки…Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи, помилуй.Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.Хор: Господи, помилуй.Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.Хор: Подай, Господи.

Молитва

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих…

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.Слава:, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.

Ирмосы канона, глас 8: Песнь 1: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше:Избавителю и Богу нашему поим.Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь 3: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Песнь 6: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.Песнь 9: Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вой Тя ублажаем.Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес.

Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.Трисвятое, по Отче наш.Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.Посем ектения: Помилуй нас, Боже…Отпуст и возглашение иерея или диакона:Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.Хор: Вечная память. (Трижды) Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter          ↑

Реклама

Источник: https://ThePrayerBook.info/293-posledovanie-panikhidy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.