Песнопения во время литургии

Содержание

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на .

Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Запись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

[attention type=green][attention type=red][attention type=yellow][attention type=green]
Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию.
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

Источник: https://starove.ru/vopros-otvet/pravila/chto-oznachaet-heruvimskaya-pesn-kotoruyu-poyut-vo-vremya-bozhestvennoj-liturgii/

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

На протяжении первых III-IV столетий существовала распространенная литургическая традиция совместного произнесения Евхаристический молитв духовенством и прихожанами, о чем пишет А. П.

Голубцов в своей статье «О причине замены гласного чтения молитв тайным», ссылаясь на Александрийский Людольфовый список[10], либо чтения Евхаристических молитв в форме диалога[11], что видим, например, из Апостольского предания Ипполита Римского[12].

Ответы верующих прихожан на возгласы священника в Евхаристических молитвах, надо полагать, и стали основой текста кратких песнопений, которые впоследствии получили название «Милость мира». Поначалу ответы диалога Евхаристических молитв произносились мирянами.

Затем эти ответы, как мы увидим ниже,  получили более пространную форму и стали петься народом, приходившим в храм, или церковным хором. Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания видится в том, что эти ответы пелись параллельно чтению Евхаристических молитв священником.

На определенном этапе развития византийской литургии Евхаристические молитвы стали произноситься клиром тайным образом, то есть про себя. Для того чтобы прихожане не находились в тишине во время тайного чтения Евхаристических молитв, пелись гимны Милости мира. И здесь представляется важным проследить причины замены гласного чтения Евхаристических молитв на тайное.

Во-первых, в III-IV вв. текст молитв по своему объему изменялся, нередко увеличивался, что наглядно можно проследить по VIII книге Апостольских Постановлений в Климентовой литургии[13]. Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии, в своем труде «Анафора» писал, что евхаристические «молитвы становятся со временем не короче, а длиннее»[14].

Возможно, при гласном чтении пространной молитвы молящимся уже довольно трудно было на ней сосредоточить свое внимание[15]. Поэтому священнослужители стали произносить Евхаристический канон тайно, что в свою очередь привело к параллельному пению гимнов «Милость мира». Во-вторых, тайное чтение Евхаристических молитв могло быть вызвано строительством больших по площади базиликальных и крестово-купольных храмов, в которых не просто озвучивать длинные молитвы, как, например, в храме Анастасис или Великой Церкви в Иерусалиме[16].

[attention type=yellow][attention type=green][attention type=red][attention type=yellow]
Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18].
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение.

Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии.

Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21].

Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22].

А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Первоначальный вид Милости мира

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на .

Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Запись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

[attention type=green][attention type=red][attention type=yellow][attention type=green]
Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию.
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

Источник: https://starove.ru/vopros-otvet/pravila/chto-oznachaet-heruvimskaya-pesn-kotoruyu-poyut-vo-vremya-bozhestvennoj-liturgii/

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

Причины возникновения  «Милость мира»

На протяжении первых III-IV столетий существовала распространенная литургическая традиция совместного произнесения Евхаристический молитв духовенством и прихожанами, о чем пишет А. П.

Голубцов в своей статье «О причине замены гласного чтения молитв тайным», ссылаясь на Александрийский Людольфовый список[10], либо чтения Евхаристических молитв в форме диалога[11], что видим, например, из Апостольского предания Ипполита Римского[12].

Ответы верующих прихожан на возгласы священника в Евхаристических молитвах, надо полагать, и стали основой текста кратких песнопений, которые впоследствии получили название «Милость мира». Поначалу ответы диалога Евхаристических молитв произносились мирянами.

Затем эти ответы, как мы увидим ниже,  получили более пространную форму и стали петься народом, приходившим в храм, или церковным хором. Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания видится в том, что эти ответы пелись параллельно чтению Евхаристических молитв священником.

На определенном этапе развития византийской литургии Евхаристические молитвы стали произноситься клиром тайным образом, то есть про себя. Для того чтобы прихожане не находились в тишине во время тайного чтения Евхаристических молитв, пелись гимны Милости мира. И здесь представляется важным проследить причины замены гласного чтения Евхаристических молитв на тайное.

Во-первых, в III-IV вв. текст молитв по своему объему изменялся, нередко увеличивался, что наглядно можно проследить по VIII книге Апостольских Постановлений в Климентовой литургии[13]. Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии, в своем труде «Анафора» писал, что евхаристические «молитвы становятся со временем не короче, а длиннее»[14].

Возможно, при гласном чтении пространной молитвы молящимся уже довольно трудно было на ней сосредоточить свое внимание[15]. Поэтому священнослужители стали произносить Евхаристический канон тайно, что в свою очередь привело к параллельному пению гимнов «Милость мира». Во-вторых, тайное чтение Евхаристических молитв могло быть вызвано строительством больших по площади базиликальных и крестово-купольных храмов, в которых не просто озвучивать длинные молитвы, как, например, в храме Анастасис или Великой Церкви в Иерусалиме[16].

[attention type=yellow][attention type=green][attention type=red][attention type=yellow]
Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18].
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение.

Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии.

Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21].

Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22].

А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Первоначальный вид Милости мира

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на .

Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Запись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

[attention type=green][attention type=red][attention type=yellow][attention type=green]
Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию.
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

Источник: https://starove.ru/vopros-otvet/pravila/chto-oznachaet-heruvimskaya-pesn-kotoruyu-poyut-vo-vremya-bozhestvennoj-liturgii/

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

На протяжении первых III-IV столетий существовала распространенная литургическая традиция совместного произнесения Евхаристический молитв духовенством и прихожанами, о чем пишет А. П.

Голубцов в своей статье «О причине замены гласного чтения молитв тайным», ссылаясь на Александрийский Людольфовый список[10], либо чтения Евхаристических молитв в форме диалога[11], что видим, например, из Апостольского предания Ипполита Римского[12].

Ответы верующих прихожан на возгласы священника в Евхаристических молитвах, надо полагать, и стали основой текста кратких песнопений, которые впоследствии получили название «Милость мира». Поначалу ответы диалога Евхаристических молитв произносились мирянами.

Затем эти ответы, как мы увидим ниже,  получили более пространную форму и стали петься народом, приходившим в храм, или церковным хором. Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания видится в том, что эти ответы пелись параллельно чтению Евхаристических молитв священником.

На определенном этапе развития византийской литургии Евхаристические молитвы стали произноситься клиром тайным образом, то есть про себя. Для того чтобы прихожане не находились в тишине во время тайного чтения Евхаристических молитв, пелись гимны Милости мира. И здесь представляется важным проследить причины замены гласного чтения Евхаристических молитв на тайное.

Во-первых, в III-IV вв. текст молитв по своему объему изменялся, нередко увеличивался, что наглядно можно проследить по VIII книге Апостольских Постановлений в Климентовой литургии[13]. Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии, в своем труде «Анафора» писал, что евхаристические «молитвы становятся со временем не короче, а длиннее»[14].

Возможно, при гласном чтении пространной молитвы молящимся уже довольно трудно было на ней сосредоточить свое внимание[15]. Поэтому священнослужители стали произносить Евхаристический канон тайно, что в свою очередь привело к параллельному пению гимнов «Милость мира». Во-вторых, тайное чтение Евхаристических молитв могло быть вызвано строительством больших по площади базиликальных и крестово-купольных храмов, в которых не просто озвучивать длинные молитвы, как, например, в храме Анастасис или Великой Церкви в Иерусалиме[16].

[attention type=yellow][attention type=green][attention type=red][attention type=yellow]
Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18].
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение.

Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии.

Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21].

Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22].

А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на .

Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Запись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

[attention type=green][attention type=red][attention type=yellow][attention type=green]
Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию.
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

Источник: https://starove.ru/vopros-otvet/pravila/chto-oznachaet-heruvimskaya-pesn-kotoruyu-poyut-vo-vremya-bozhestvennoj-liturgii/

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

Причины возникновения  «Милость мира»

На протяжении первых III-IV столетий существовала распространенная литургическая традиция совместного произнесения Евхаристический молитв духовенством и прихожанами, о чем пишет А. П.

Голубцов в своей статье «О причине замены гласного чтения молитв тайным», ссылаясь на Александрийский Людольфовый список[10], либо чтения Евхаристических молитв в форме диалога[11], что видим, например, из Апостольского предания Ипполита Римского[12].

Ответы верующих прихожан на возгласы священника в Евхаристических молитвах, надо полагать, и стали основой текста кратких песнопений, которые впоследствии получили название «Милость мира». Поначалу ответы диалога Евхаристических молитв произносились мирянами.

Затем эти ответы, как мы увидим ниже,  получили более пространную форму и стали петься народом, приходившим в храм, или церковным хором. Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания видится в том, что эти ответы пелись параллельно чтению Евхаристических молитв священником.

На определенном этапе развития византийской литургии Евхаристические молитвы стали произноситься клиром тайным образом, то есть про себя. Для того чтобы прихожане не находились в тишине во время тайного чтения Евхаристических молитв, пелись гимны Милости мира. И здесь представляется важным проследить причины замены гласного чтения Евхаристических молитв на тайное.

Во-первых, в III-IV вв. текст молитв по своему объему изменялся, нередко увеличивался, что наглядно можно проследить по VIII книге Апостольских Постановлений в Климентовой литургии[13]. Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии, в своем труде «Анафора» писал, что евхаристические «молитвы становятся со временем не короче, а длиннее»[14].

Возможно, при гласном чтении пространной молитвы молящимся уже довольно трудно было на ней сосредоточить свое внимание[15]. Поэтому священнослужители стали произносить Евхаристический канон тайно, что в свою очередь привело к параллельному пению гимнов «Милость мира». Во-вторых, тайное чтение Евхаристических молитв могло быть вызвано строительством больших по площади базиликальных и крестово-купольных храмов, в которых не просто озвучивать длинные молитвы, как, например, в храме Анастасис или Великой Церкви в Иерусалиме[16].

[attention type=yellow][attention type=green][attention type=red][attention type=yellow]
Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18].
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение.

Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии.

Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21].

Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22].

А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Первоначальный вид Милости мира

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на .

Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Запись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

[attention type=green][attention type=red][attention type=yellow][attention type=green]
Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию.
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

Источник: https://starove.ru/vopros-otvet/pravila/chto-oznachaet-heruvimskaya-pesn-kotoruyu-poyut-vo-vremya-bozhestvennoj-liturgii/

ПОЮТ

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/poyut-pashu.html

К вопросу об истории песнопения «милость мира»

Песнопения во время литургии
Песнопения во время литургии

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем.

Песнопение  «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой.

Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается  эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7].

Заканчивается  «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Причины возникновения  «Милость мира»

На протяжении первых III-IV столетий существовала распространенная литургическая традиция совместного произнесения Евхаристический молитв духовенством и прихожанами, о чем пишет А. П.

Голубцов в своей статье «О причине замены гласного чтения молитв тайным», ссылаясь на Александрийский Людольфовый список[10], либо чтения Евхаристических молитв в форме диалога[11], что видим, например, из Апостольского предания Ипполита Римского[12].

Ответы верующих прихожан на возгласы священника в Евхаристических молитвах, надо полагать, и стали основой текста кратких песнопений, которые впоследствии получили название «Милость мира». Поначалу ответы диалога Евхаристических молитв произносились мирянами.

Затем эти ответы, как мы увидим ниже,  получили более пространную форму и стали петься народом, приходившим в храм, или церковным хором. Основная причина удлинения текста ответов, а также их пропевания видится в том, что эти ответы пелись параллельно чтению Евхаристических молитв священником.

На определенном этапе развития византийской литургии Евхаристические молитвы стали произноситься клиром тайным образом, то есть про себя. Для того чтобы прихожане не находились в тишине во время тайного чтения Евхаристических молитв, пелись гимны Милости мира. И здесь представляется важным проследить причины замены гласного чтения Евхаристических молитв на тайное.

Во-первых, в III-IV вв. текст молитв по своему объему изменялся, нередко увеличивался, что наглядно можно проследить по VIII книге Апостольских Постановлений в Климентовой литургии[13]. Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградской духовной академии, в своем труде «Анафора» писал, что евхаристические «молитвы становятся со временем не короче, а длиннее»[14].

Возможно, при гласном чтении пространной молитвы молящимся уже довольно трудно было на ней сосредоточить свое внимание[15]. Поэтому священнослужители стали произносить Евхаристический канон тайно, что в свою очередь привело к параллельному пению гимнов «Милость мира». Во-вторых, тайное чтение Евхаристических молитв могло быть вызвано строительством больших по площади базиликальных и крестово-купольных храмов, в которых не просто озвучивать длинные молитвы, как, например, в храме Анастасис или Великой Церкви в Иерусалиме[16].

[attention type=yellow][attention type=green][attention type=red][attention type=yellow]
Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18].
[/attention][/attention][/attention][/attention]

Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение.

Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии.

Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21].

Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22].

А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Первоначальный вид Милости мира

Под влиянием различных литургических традиций гимны Милость мира развивались, приобретали свою форму в соответствии с развитием Евхаристического канона[24]. Рассмотрим песнопения по отдельности, представляя их вид (с возгласами Евхаристического канона) из литургии святителя Иоанна Златоуста по служебнику конца XIX в.[25].

Диакон: «Станем добре…». Лик: «Милость мира, жертву хваления»[26].

По мнению А. П. Голубцова, в древнем чинопоследовании литургии апостола Иакова следует читать не «милость», а «елей», то есть масло[27]. Елей мог употребляться на самой службе, например, для лампад и других светильников.

Оливковое масло действительно приносилось в древние времена на литургию вместе с хлебом и вином, исходя, например, из Эфиопского списка Апостольских постановлений: «Кто приносит елей во время Евхаристии, как и хлеб и вино, благодарит таким же образом»[28]. С другой стороны елей в сознании древних христиан являлся символом мира, примирения[29].

Поскольку «елей» и «милость» в греческом языке – созвучные слова: έλεος и έλαιον, и в более поздние времена елей, наряду с такими приношениями, как хлеб и вино, перестал приноситься на литургию, в частности в Греческой Церкви, вместо формулы «елей мира» появилась формула «милость мира»[30].

По мнению Хуана Матеоса, ученого в области исторической литургики, изначально могла быть фраза: «Милость, мир, жертву хваления», которая сохранилась в переводе с греческого языка на армянский в Армянском Лекционарии[31], датированном VII-VIII вв. н. э., что означает «(Святое возношение — это) милость, (это) мир, (это) жертва хваления»[32].

  Также формула «милость, мир» находится в древнейшем, дошедшем до нас, евхологии Барберини №336[33]. Как считал Н. Д. Успенский, преподаватель Ленинградкой духовной академии: «мы имеем здесь дело с сравнительно поздней и, быть может, искаженной фразеологией» выражения Милости мира[34]. Скорее всего, изменение рассматриваемой фразы песнопения и привело к искажению ее смысла.

Священник: «Благодать Господа…». Лик: «И со духом твоим». Священник: Горе имеим сердца». Лик: «Имамы ко Господу». Священник: «Благодарим Господа». Лик: «Достойно и праведно…».

Причем песнопение «Достойно и праведно» изначально произносилось верующими без дальнейших слов, как в современном чинопоследовании литургии апостола Иакова[35]. Такая практика существовала в Константинопольской Церкви вплоть до времени святителя Иоанна Златоуста[36]. Е. м.

в этом моменте ограничивалась словами «Достойно и праведно»[37], не имела такого продолжения, как в современной литургии святителя Иоанна Златоуста: «Достойно и праведно Тя пети…»[38]. В Греческой Церкви до сих пор хор поет кратко «Достойно и праведно»[39].

С увеличением объема Евхаристических молитв была добавлена дополнительная фраза к Милости мира с тем, чтобы удлинить пение[40]. Согласно Н. Д.

Успенскому, «Ни в афонских Евхологионах, ни в русских печатных Служебниках до Служебника 1655 года нет указания на пение гимна «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» (указывалось только «Достойно и праведно»)»[41].

Священник: «Победную песнь…». Лик: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Как считает А. П. Голубцов, народ пел: «Свят, свят, свят» без дальнейших слов, что просматривается, по его мнению, в древних литургиях времен святителя Иоанна Златоуста[42]. В позднее время, примерно в XVII в.,  появилась пространная формула песни, по-видимому, взятая из книги пророка Исаии[43].

Эта песнь, между прочим, ранее использовалась в ветхозаветном богослужении[44]. Данный гимн в полном варианте находится также в седьмой молитве Апостольских Постановлений[45], в Римском обряде[46]. Согласно А. П.

Голубцову, ни в коем случае данный гимн не следует путать с настоящей формулой «Свят, свят…», искусственным образом связанной с Евхаристическими молитвами[47].

Пространная песнь Милости мира «Свят, свят…», по мнению И. А. Карабинова, появилась по причине понимания Евхаристического канона, как молитвы всем Лицам Святой Троицы, а не благодарения Бога в Лице Бога Отца[48], что видно из молитв современных литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня.

После возгласа «Твоя от Твоих» исполняется последняя песнь Милости мира – «Тебе поем…», не имеющая текстуальной связи с Евхаристической молитвой, возможно, искусственным образом, параллельно вставленная в литургию. Считается одним из самых поздних гимнов в комплексе Милости мира[49].

Таким образом, нами сделана попытка краткого рассмотрения истории песнопения Милость мира Основой текста явились ответы мирян на возгласы в составе молитв Литургии. Главной причиной возникновения песнопения стала традиция тайного чтения анафоры литургии. Тайное чтение Евхаристических молитв послужило развитию песнопения.

Параллельно тайному чтению Евхаристического канона, прихожанами или церковным хором пропевались ответные слова на возгласы духовенства.

Чтение Евхаристических молитв про себя, тайным образом, в свою очередь, имело несколько причин: увеличение текста анафоры, строительство больших по площади храмов, в которых не так просто озвучивать длинные молитвы; правило «Тайное учение» (disciplina arcani), не допускавшее во время Евхаристического канона присутствие некрещенных людей.

Имелись недоброжелатели Церкви, которые производили кощунственные акты в отношении молитвы Евхаристического канона. Гимны имели по преимуществу функциональное значение – заполнить молитвенным пением промежуток времени, во время которого тайно произносилась Евхаристическая молитва. С увеличением объема молитв увеличивались гимны.

На фоне развития литургии, ее анафоры, песнопение приобретало новые смысловые оттенки: различное понимание выражений «Милость мира, жертву хваления», «Свят, свят, свят…», где, например, находим обращение ко всем Лицам Святой Троицы.

Окончательный вид Милость мира приобрела примерно в 18 веке, когда ко всем гимнам прибавилось песнопение «Тебе поем…». В настоящее время Милость мира можно вправе назвать самостоятельным песнопением, молитвословием литургии, исполняемым во время Евхаристических молитв. В то же время Милость мира является неотъемлемой частью Евхаристического диалога между клиром и прихожанами.

Александр Хорошилов

[1] Здесь под словом «предстоятель» понимается епископ или священник, возглавляющий соборное богослужение, например, Евхаристию. C таким значением слово «предстоятель» используется в Типиконе, см., например: Типикон сиесть устав. М.: Синодальная типография, 1906. Л. 6.

[2] Словом «народ» в Типиконе обозначаются прихожане храма, в противоположность клиру или духовенству храма. См., например: Типикон сиесть устав. Л. 9.

[3] В служебнике церковный хор называется «ликом», см.: Служебник. М.: Синодальная типография, 1890. Л. 4-5.

[4] Булучевский Ю. Фомин В. Всенощная // Краткий музыкальный словарь. С. 78.

[5] В тексте литургии апостола Иакова, в чинопоследовании распространенной ее редакции РПЦ, начало и конец этого возгласа совпадают с началом и концом возгласа, произносимого на литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; середина возгласа имеет различие: «Станем добре.

Станем благочестне. Станем со страхом Божиим и сокрушением. Вонмем: святое возношение в мире Богу приносити». См.: Чин Божественныя литургии апостола Иакова брата Божия и перваго иерарха Иерусалимского во святем граде Иерусалиме совершаемая. Л.: Ленинградская православная духовная академия, 1968.

С. 28.

[6] Служебник. Л. 56, 89.

[7] О частях анафоры см.: Желтов М. С. Анафора // Православная энциклопедия под ред. патриарха Московского и всея Алексия. М., 2001. С. 279-280.

[8] Служебник. Л. 58, 92 об.

[9] См. об Эпиклезе: Желтов М. С. Анафора. С. 279-280.

[10]Голубцов А. П. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным // Богословский вестник. Т. 3, №9. М., 1905. С. 70.

[11]Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Кн. VII. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html (дата обращения: 27.04.2013).

Источник: https://spbda.ru/publications/k-voprosu-ob-istorii-pesnopeniya-milost-mira/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.