Порядок чтения акафистов

Содержание

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым

Порядок чтения акафистов

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
Акафисты святым

Что такое акафист

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка.

И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист.

 Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.

Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.

Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.

Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

Порядок чтения акафиста

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста.

В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».

Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее  в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  •  Достойно есть(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.(Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАФИСТЫ БОГОРОДИЦЕ

АКАФИСТЫ АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/akafisty/

Молитва перед чтением акафиста и после: дома, предначинательные, начальные

Порядок чтения акафистов

Верующие люди знают, что в православных текстах каждое слово имеет значение. Домашнему чтению должна предшествовать молитва перед акафистом. Завершают его также специальные молитвословия, имеющие важное значение. Если не получается понять их содержание и значение, то лучше не торопиться и разобраться. Бессмысленное чтение не принесёт никакой пользы, а только внесёт смятение в душу.

Акафисты и каноны

Начальные и заключительные молитвы необходимо произносить как дома, так и в храме. Для домашнего чтения следует получить благословение священника, который посоветует срок и порядок совершения ритуала.

Людям, мало знакомым с православной верой, желательно начать с внимательного чтения утреннего и вечернего священного текста, где также присутствуют предначинательные и завершающие молитвы.

Понятие акафиста

Акафисты успокаивают, приносят умиротворение. Они не являются обязательным элементом богослужения за отдельными исключениями. Дома люди часто прибегают к таким текстам, посвящённым Иисусу Христу, различным иконам Богородицы, Ангелу-Хранителю.

Акафист трактуется как гимн, прославляющий Господа, Пресвятую Богородицу. Он произносится стоя. Особенности его структуры:

  • в его составе 12 икосов — длинных хвалебных песен и 13 коротких — кондаков;
  • икосы завершаются обращением к Богородице — «Радуйся», что определяет общий положительный настрой текста, поэтому существует традиция не читать их в Великий Пост, когда все призывает к покаянию;
  • кондаки оканчиваются восклицанием «Аллилуия», которое означает похвалу Богу;
  • в икосах и кондак имеются исторические и догматические сведения, которые чётко разделяются.

Понятие канона

Также часто читаются дома и в храме каноны, которые представляют собой гимны, восхваляющие Христа, Божью Матерь, святого или какой-либо православный праздник.

Они являются частью церковных служб, на некоторых их них они занимают значительное место. Также их принято читать за умерших людей в отличие от акафистов.

Обычно Канон за единоумершего читается за конкретного человека в течение 40 дней после его смерти.

Особенности структуры:

  • в каноне имеются песни, их число варьируется;
  • каждая песнь включает в себя тропарь и ирмос;
  • в нём содержатся эпизоды библейской истории.

Виды предначинательных молитв

Многие люди хотят знать, какие молитвы нужно читать перед акафистом. Они используются и по отдельности, но перед акафистом или каноном они должны располагаться обязательно в определённой последовательности:

  • предначинательная молитва;
  • Святому Духу;
  • Трисвятое;
  • обращение к Троице;
  • Отче наш;
  • псалом 50;
  • Символ веры.

Каждое из молитвословий играет важную роль, все вместе они:

  • настраивают на соответствующий лад;
  • приводят мысли в порядок;
  • помогают вникнуть в смысл текста;
  • способствуют видению своих грехов;
  • содержат обращение ко всем 3 лицам Святой Троицы — Богу Отцу, Иисусу Христу, Святой Троице.

Предначинательные молитвы желательно читать стоя, в тишине и без спешки, проговаривая каждое слово, делая в нём ударение правильно. Для это желательно прослушать или прочитать текст заранее.

Она необходима для призвания милости Господа к молящимся, прославлении Творца. Верующие признают наличие грехов у себя и просят Христа привести их ко спасению:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Святому Духу

Эта часть представляет собой обращение к третьему лицу Святой Троице — Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Она направлена на призвание Святого Духа, чтобы он стал составной частью жизнью христианина, освящая её со всех сторон, приводя ко спасению души. Существуют особые правила чтения от Пасхи до Троицы, которые необходимо уточнить.

Трисвятое

Она произносится обязательно с совершением крестного знамения и поясным поклоном 3 раза:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Существует версия, что Трисвятое услышал мальчик, молившийся в 5 в. в Константинополе о прекращении землетрясения. Впоследствии Трисвятое прочно вошло в богослужение, оно произносится в особые моменты и несёт глубокий смысл.

Троице

Она знаменует собой непосредственное обращение ко всем лицам Святой Троицы:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В ней ярко выражен покаянный настрой и призвание Святой Троицы для исцеления немощей. После 3 раза подряд повторяется древнейшая покаянная молитва и прославление Бога.

Отче наш

Значение этой молитвы велико — она единственная была дана самим Господом и помещена в Евангелие:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Это обращение к Господу с просьбой дать насущные блага, простить грехи за прощение грехов ближних, отвратить от лукавых помыслов. Она даёт ориентир на праведную жизнь.

Отче наш произносится за каждой литургией. Сразу после Отче наш нужно 12 раз прочесть покаянную молитву, вознести хвалу Богу и поклониться Ему.

50 псалом

Этот покаянный псалом является частью книги Псалтырь царя Давида. Он появился после совершения им серьёзных грехов. Этот псалом часто читается во время богослужения. Он выражает искреннее раскаяние человека в грехах, желание жить праведно и надежду на помощь Бога.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Он выражает догматы православной веры, был введён на Вселенских Соборах в 4 в. Символ веры произносится во время таинства крещения и в ходе литургии. Он включает в себя 12 частей, каждая из которых может рассматриваться по отдельности:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Заключительные молитвы

После завершения чтения необходимо произнести краткое молитвословие:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй.

Оно выражает хвалу Богородице, Господу, Святому Духу, надежду на спасение, 3 раза произносится покаянная молитва.

Молитвы перед чтением акафиста и после очень важны для человека, решившегося прикоснуться к православной вере. Но читать их надо внимательно и правильно, чтобы не исказить смысл слов. В противном случае никакой пользы душе не будет.

Источник: https://duhmaga.ru/molitva/pered-akafistom.html

Что означает акафист и как правильно его читать

Порядок чтения акафистов

Если оперировать простыми понятиями, то акафистом принято называть хвалебную певческую оду в честь Господа Бога нашего, Пресвятой Богородице или к определённому святому. Чаще всего акафистом является благодарственный гимн.

Говоря простым языком, что такое акафист — это молитва-обращение со словами признательности за дарованные блага и утешение в душе.

Корни возникновения благодарственного гимна уходят далеко в прошлое. Изначально первый текст славословия был написан для воспевания в празднование Собора Богоматери, а затем Благовещения.

Составленное по особым правилам восхваление Пресвятой Богородице было написано для пения в предназначенном месте храмового богослужебного круга. Вчитываясь в текст акафиста, можно различить две историко-догматические линии, одна из которых повествует о земной жизни Божьей Матери и о детских годах Спасителя, а вторая излагает Боговоплощение и спасение рода людского.

До сих пор именно этот вариант внесен в устав Церкви и предписан для пения в дни Великого Поста во время утренней службы празднования Похвалы Пресвятой Богородицы — Субботу Акафиста.

Позже, в XIV веке, на закате византийской эры, стали появляться греческие гимны, выстроенные по структуре акафиста Богородице. К самым древним относятся песенные восхваления к Успению Божией Матери, Архангелу Михаилу, апостолам Петру и Павлу и Кресту Господню.

Почти одновременно, с развитием Православной Веры, на Руси стали появляться славянские варианты — «Акафист Иисусу Сладчайшему» и «Радости» Иоанну Предтече.

В настоящее время число славословия достигает шести сотен, но самым верным и правильным, отражающим всю суть благодарственной оды принято считать первоначальный текст, утвержденный Православной Церковью.

Текст состоит из 13 кондаков и 12 икосов.В состав гимна входят 25 песен, по числу букв греческого алфавита. Весь акафист содержит 13 кондаков, представляющих краткое изложение знаменательного события из жизни святых и 12 икосов, которые описывают истории детально и в доступной форме объясняют суть.

Дополнительно с чтением хвалы прочитывают тропари, похожие на кондаки, также восхваляющие празднование или житие святых.

По стилистической структуре икосы имеют идеально выдержанную ритмическую размеренность, чередуя ударные и безударные слоги, чем облегчает его запоминание, а древняя риторика и поэтичность добавляет изысканности и духовности. С развитием христианства песнопение Богородице получил распространение и был переведен на множество языков.

Зачем читают?

Несмотря на то, что акафист считается воспевающим гимном, его чтение совмещают с молебном или другими церковными службами. Обычно христиане поют хвалу, выражая радость и особую благодарность Иисусу, а также при прошении милости и помощи в затрудненных жизненных ситуациях. Часто Богородицу и святых заступников просят:

  • Хвалебное произведение читают за благополучную беременность.О скором исцелении болезни, на разных стадиях заболевания.
  • Об избавлении от пороков, алкоголизма, наркомании и игромании.
  • О помощи в зачатии, благополучном разрешении беременности и воспитании детей.
  • О победе в военных действиях и возращении защитников домой во здравии.
  • О прекращении нужды и всеобъемлющей скорби.
  • О достойном выходе из сложной ситуации на работе или в коллективе.

Отмечены случаи, когда после пения славословия происходят необыкновенные вещи:

  • Произнося Господу слова благодарности молящийся сам ощущает, как с души убирается чернота и груз проблем и она наполняется счастьем и радостью.
  • При ежедневном самостоятельном восхвалении Христа верующий быстрее понимает сущность Православной веры и бытия.
  • После чтения текста уходят сомнения в благополучном исходе задуманного дела.

Замечено, что коллективное исполнение хвалы приумножает силу обращения. Так, читка молитвы по соглашению, собирая людей в разных точках планеты, в строго оговоренное время дает многократный эффект.

Задумывая чтение акафиста самостоятельно в домашних условиях, желательно принять участите в пении произведения в Церкви или прослушать аудиозапись для правильной расстановки окончаний и ударений.

Какие бывают?

Исходя из количества песнопений, существующих на сегодняшний день, верующий сам выбирает подходящий под требуемую ситуацию:

  • «Всецарица» читается перед иконой Божьей Матери о благоприятном исцелении при онкологическом заболевании.
  • «Неупиваемая Чаша» помогает победить зависимости и страсти.
  • «Умягчение злых сердец» молит о мире среди недоброжелателей.
  • «Взбранной Воеводе…» считается обязательной молитвой Акафиста Пресвятой Богородице, которую можно исполнять в дни Великого Поста.
  • «Воспитание» и «Млекопитательница» помогают родителям в родах и взращивании отпрысков.
  • Песнопение поможет сохранить благополучие в семье.«Казанская» даёт силы для победы над врагом, оберегает от болезни.
  • «Покрова Пресвятой Богородицы» избавляет от искушения совершить грех, сохраняет мир и благодать.
  • «Скоропослушница» и «Целительница » оказывает скорое исцеление от болезней души и тела.
  • «Утоли моя печали» даёт утешение скорбящим.
  • «Неопалимая Купина» защищает невинно осужденных, оберегает от пожара и охраняет семейное благополучие.

Для полноты и проявления силы хвалы перед началом рекомендовано прочитать молитву «Отче наш» и «Царю Небесный».

Общие правила чтения акафиста: как, где и когда?

Поскольку акафист, как молитва появился гораздо позже уже сложившихся и ставших традиционными текстов и уставной структуры богослужения, то гимн не считается храмовым произведением и больше предназначен для домашней молитвы.

Поэтому в Церкви акафисты исполняют по просьбам христиан и желанию священнослужителя, а единожды и обязательно в пятую субботу Поста.

Когда еще читают акафист? Также читается Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии в воскресную вечерю во вторую и пятую неделю Поста. Иногда чтением акафиста сопровождаются утренние службы во время праздников и при служении молебнов.

В переводе с древнегреческого чтение акафиста буквально означает «Неседальное пение», что подразумевает под собой соблюдение правил при исполнении:

  • Если у вас дома нет икон, то читайте текст в храме.Чтение или пение славословия следует выполнять стоя, тем самым выражая уважение и почтение к святому. Можно ли читать акафист сидя? Исключительным правом сидеть обладают люди с физическими недостатками, в глубоко почтенном возрасте, женщины на большом сроке беременности и тяжелобольные.
  • Хвалебную песню нужно читать, обратившись лицом к лику святого. Если иконы нет в доме, то для читки следует пройти в храм. В случае невозможности посещения храма верующему надо стать лицом к востоку.
  • Для большего понимая благого текста, рекомендуется ознакомиться о жизни святого, кому идет восхваление, а также и знаменательных событиях в его жизни.

Принимая решение для самостоятельной читки акафиста дома, следует твердо обдумать свои возможности. Краткое, но постоянное пение будет гораздо важнее, чем принять груз ответственности и читать молитву время от времени.

Если верующий знаком с Церковными правилами, то запомнить порядок чтения песнопения не представляется сложным. По сути, он такой же, как в обычных молитвах:

  • Первыми читаются пред начинательные тексты. В утреннее время это «Отче наш».
  • Икос, делимый на две части, произносится только после кондака, и заканчиваются словом «Радуйся».
  • Кондак оканчивается на воспевание «Аллилуйя» и в последнем трижды повторяют имя прославляемого святого. Потом повторяется первый икос и первый кондак.
  • Завершают требу молитвой.

Чтение акафиста может совмещаться с утренним или вечерним молением.

Рекомендуется текст читать с утра.Поскольку акафист все же больше домашняя молитва, то брать благословение на его читку не обязательно, ведь он будет читаться келейно, в домашней обстановке.

Но если возникнет непреодолимое желание пропеть гимн в храме, то тут уже необходимо разрешение и благословение священнослужителя. Самовольное чтение в Церкви, хоть и считающее благим намерением может нарушить общественно-церковные распорядки.

Петь акафисты дома дозволяется в любое время суток, когда этого пожелает душа. Но по рекомендации священника текст лучше читается с утра, когда голова не забита житейскими проблемами, а тело не утяжелено едой. В этом случае можно прочувствовать каждое слово.

Однозначного мнения на вопрос «Можно ли читать акафист за единоумершего» у святых отцов нет. Да, можно, запретить никто не может. Но если взять во внимание, что акафист является хвалебной песней, то это разрешение считается неуместным.

Для желающих пропеть текст по умершему христианину необходимо взять благословение. По усопшим же обычно читают Псалтирь, литию или молитву в утреннем правиле молитвослова. А главным считается поминание крещеных в Православной вере на Литургии или проскомидии.

Многих прихожан волнует вопрос, сколько раз надо петь акафист? Раз в день или реже? Священники подтверждают, что верующему вольно самому выбирать порядок чтения. Запретов не существует и подскажет только зов сердца и души. Если верующего одолевают сомнения, то в храме можно посмотреть установленное расписание служб, какую хвалу читают в определенный день.

Многие верующие горячо молятся, прося Господа о долгожданных милостях, но не многие помнят, что после дарованных щедрот следует отблагодарить Спасителя. Акафист, древнейшее произведение, создано для выражения слов признательности.

Источник: https://verovat.com/pravila/akafist-i-kak-ego-pravilno-chitat.html

Акафист

Порядок чтения акафистов

Что такое акафист? Как правильно читать акафист? Какая роль отведена акафисту в православии?

Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню – древняя православная традиция. Акафист – это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово “Ο Ακάθιστος Ύμνος” происходит от местного слова “akathistos“, где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют “неседальным гимном“, потому что исполнять его принято стоя.

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист Архангелу Михаилу

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах.

Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).

  Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь.

Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова “Святою ночью” можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт–христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916–го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника.

Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют “великим акафистом” и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это –  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.

  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году.

Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют “Похвала Богородице” или “Суббота акафиста“.

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года.

Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода “Триоди постной” О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга “Канонник” Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5–ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы.

Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще.

Лейтмотив акафиста – это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют “икос“. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на  воспевании “Аллилуйя”, которое означает “хвалите Бога“. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением “аллилуйя” и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления.

От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы – это восхваления которые, начинаются со слова “Радуйся!”. Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся“. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть“. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом.

И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.

  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу.

Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы “Всецарица” читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафистСвятителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь – 1Фесс.5:17).

По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия.

Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Об акафисте на “Правмире”:

Источник: https://www.pravmir.ru/akafist/

Начало и окончание чтения канонов и акафистов

Порядок чтения акафистов

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

АКАФИСТЫ

Порядок чтения акафистов

Ака́фист (от греческого слова неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии. Так называются хвалебные песнопения в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, исполняемые молящимися стоя (отсюда название).

Древнейшим акафистом и вместе оригиналом для всех остальных считается Акафист Божией Матери. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков (кратких хвалебных песен) и 12 икосов (пространных песен). Начиная с первого икоса, песнопения расположены в порядке греческого алфавита.

Первый кондак  выделяется из общего счета — только он один заканчивается приветственным восклицанием: «радуйся» (приветствие), но не «аллилуия» (что означает «хвалите Бога»), подобно остальным 12 кондакам. В содержании кондаков различаются две части: в первой части — до 7 кондака преобладает содержание историческое, во второй части — от 7 кондака — догматическое.

Икосы по объему в три раза пространнее предшествующих им кондаков. Первая треть каждого икоса, равная кондаку, содержит, как и кондаки, краткое упоминание знаменательных событий при Благовещении Богородицы, при отрочестве Спасителя, преимущественно же изображает необычайное и спасительное влияние на нас воплощения Иисуса Христа.

Две остальные трети икоса состоят из 12 воззваний: «радуйся». Это приветствие ангела-благовестника каждый раз сопровождается разнообразно величественными наименованиями высочайших совершенств Пречистой Девы, приветственными удивлениями Ее величию пред Богом, молитвенными возгласами и исчислением чрезвычайных благодеяний, даруемых ею всем верующем.

Эти приветствия, или славословия, начинающиеся словом: «радуйся», расположены в икосе в шесть пар, причем двустишия обыкновенно имеют одинаковое количество слогов в каждой паре.

Чтение акафистов во время Богослужения и келейно

 Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином.

На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста.

В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

На Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника иногда читают Акафисты. На молебнах часто прибегают к чтению акафистов.

По благословению духовника келейно (во время домашней молитвы) читают акафисты святым угодникам Божиим и иконам Божией Матери, призывая их в помощь в житейских нуждах.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

 Порядок келейного чтения акафистов

Если чтение акафиста совершается келейно отдельно от утреннего или вечернего правила, то начинается с чтения предначинательных молитв, а заканчивается окончанием молитв.

Молитва предначинательная

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу*

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

*От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».(Трижды)

От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй.  (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.  (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.  (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

 Чтение акафиста

Затем читается акафист (если акафист с каноном, то после 6-ой песни канона). По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. Если акафист читается отдельно от канона, то по окончании акафиста читается молитва. Затем окончание молитв:

Окончание молитв

*Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

*От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй.  (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Источник: http://yasenka.cerkov.ru/index.php/molitvoslov/akafisty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.