Последование панихиды текст

Последование панихиды

Последование панихиды текст
Перед смертью и заупокойные молитвы После обычного начала и 90-го псалма: “Живый в помощи Вышняго…

” Великая ектения “Миром Господу помолимся” с заупокойными прошениями, затем “Аллилуиа” со стихами, потом:Тропарь, глас 8-й: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.Слава:, и ныне: Тебе и стену и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.

Тропари за упокой, глас 5-й

Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)Посем ектения: Паки и паки…Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи, помилуй.Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.Хор: Господи, помилуй.Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.Хор: Подай, Господи.

Молитва

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих…

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.Слава:, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.

Ирмосы канона, глас 8: Песнь 1: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше:Избавителю и Богу нашему поим.Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь 3: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Песнь 6: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.Песнь 9: Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вой Тя ублажаем.Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес.

Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.Трисвятое, по Отче наш.Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.Посем ектения: Помилуй нас, Боже…Отпуст и возглашение иерея или диакона:Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.Хор: Вечная память. (Трижды) Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter          ↑

Реклама

Источник: https://ThePrayerBook.info/293-posledovanie-panikhidy.html

Молебные пения

Последование панихиды текст

Панихи́да (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

«Заупокойные Богослужения лучший адвакат для усопших»

Паиссий Святогорец

Панихида

Священник возглашает: Благословен Бог Наш всегда ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Далее Священник совершает обычное начало. Читаются молитвы «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник:

Придите поклонимся Цареви Нашему Богу

Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу Нашему.

Читается 90-ый псалом «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится….»

Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь

Священник: Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

После чего священник возглашает Заупокойную ектению с многократными прошениями.

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскресение, и живот…»

Священник: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя глас осьмый.

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Блажени, яже, избрал и приял, еси Господи

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Память их в род и род

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Души их во благих водворятся

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Народ поет тропарь: Глубиною мудрости, человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / Едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих, / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

Поет народ:

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием, / погибшее овча аз есмь, / воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей, святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите, насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцев небесных

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Упокой Боже рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная.

Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

Народ после каждого прошения: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет:

Покой, Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано, / презирая, яко благ, прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Богородичен): От Девы возсиявый миру, Христе Боже, / сыны света тою показавый, / помилуй нас.

Священник читает 50-ый Псалом.

(*)Промежуточные пояснения

После чего начинается совместное пение канона.

Канон. гимнографический – богослужебный текст, посвященный прославлению праздника или святого; представляет собой цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Канон состоит из 9-ти песен: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. После 3-ей, 6-ой, 9-ой песни вставляются «Малые ектени».

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Катавасия (от греч. καταβασία – схождение, от глагола сходить, спускаться) – это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона.

Начало Канона

Песнь первая

Народ поет ирмос Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь / поим, вопияше.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Третья песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прощения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Четвертая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, честная Церковь / боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь

Пятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Шестая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прошения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа священника: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет тропарь: Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Народ поет Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отидеши: / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Седьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Восьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Девятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Народ: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Народ поет Катавасию (что значит заключительнй ирмос): Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник, как и в начале Богослужения читает молитвы: «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Народ поет: Со духи праведных скончавшихся, / души раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, / яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

Священник возглашает Сугубую ектению с прошениями

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскреение, и живот…»

Священник: Премудрость

Священник: Пресвятая Богородице Спаси Нас

Народ: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе, Боже все упование наше слава тебе

Народ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй, Господи Помилуй, Господи Помилуй, Владыко Благослови.

Священник: Творит Отпуст

Народ: Аминь

Священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, зде ныне поминаемым нами успопшим православным христианам, и сотвори им вечную память.

Народ: Вечная память, Вечная память, Вечная память. Души их во благих водворятся и память их в род и род.

Священник: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец

Люди: Аминь.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/molitvoslov-dlya-nachinayushchikh/molebnye-peniya-poem-vmeste-na-panikhide/

Парастас в православии: последование, текст и смысл службы

Последование панихиды текст

«Каждый человек является уникальной личностью. Бог создал нас очень разными: кто-то сильнее, а кто-то слабее; кто-то умнее, другой глупее; один чёрный, другой жёлтый; один богатый, а другой бедный. Но, помимо всех различий, которые существуют между нами, всё-таки один факт распространён абсолютно на всех людей, и это смерть» (Екклезиаст).

  • Определение в православии
  • Богословское и историческое основания
  • Церемония в ранней церкви
  • Душа после смерти
  • Даты и порядок проведения
  • Последование парастаса в церкви
  • Семнадцатая кафизма псалтири
  • Значение панихиды для верующих

Идя по жизни, естественным образом каждый человек задумывается о смерти и ставит перед собой вопросы о том, что произойдёт после того, как его сердце перестанет биться. Некоторые говорят, что душа уходит в небытие.

Другие — что душа переходит в другое тело. Истинные последователи Иисуса Христа всегда верили в то, что после смерти душа человека возвращается к Богу.

Душа попадает на Божий справедливый суд, на котором решается, где будет она проводить вечность, в раю или же в аду.

Чтобы понять, как православные христиане понимают жизнь после смерти и как верующие, которые ещё живут, относятся к тем, кто уже ушёл в мир иной, нужно подробнее узнать о заупокойной службе в православной церкви.

Определение в православии

Слово «парастас» имеет корни в греческом языке. Его оригинальное значение можно перевести на русский как — «ходатайство» или «стояние». Сегодня в церковном православном обществе часто можно услышать термин «панихида», который, по сути, используется взаимозаменяемо со словом парастас.

Дело в том, что «панихида» — это термин, который был принят в русский язык для употребления в богословском смысле. Таким образом, сегодня он означает заупокойное чинопоследование парастас. Другими словами, молитва, обращённая к Богу, от лица тех, кого уже нет среди нас.

В этом случае православные верующие считают, что Церковь имеет роль и авторитет посредника между Всемогущим и усопшими. Парастас служится с надеждой, что Бог повременит с наказанием или полностью помилует души.

Из следующей статьи Вы узнаете, как проводить поминки на 40 дней.

Богословское и историческое основания

Для того чтобы понять что такое парастас, и как он помогает нужно проникнуть немного глубже в его суть. Естественным образом возникает вопрос: откуда взялась эта церемония и почему православный мир ее практикует? Многих также волнует вопрос, что такое утреня с парастасом.

Церемония в ранней церкви

Церковная традиция рассказывает нам, что в первые века христианства по причине гонений верующие не могли открыто проводить богослужения, поэтому они собирались ночью и втайне проводили погребение умерших и молились. Сама церемония длилась всю ночь, поэтому сегодня её называют всенощным богослужением. Молитвы произносились за благочестивых людей, которые стали жертвами жестоких преследований.

Молитвы за мучеников постоянно произносились в ранней церкви.

К четвёртому веку стало обычной практикой хранить останки мучеников под алтарём в христианской церкви, подражая видению апостола Иоанна в Откровении (6:9−10).

Во время литургии в церкви молились о мучениках, которые умерли, оставаясь верными Господу. Было широко распространено мнение, что мученики слышат такой зов и, в свою очередь, молятся и помогают живущим.

Таким образом, можем заметить, что эта практика берет начало на ранней стадии развития Церкви. Погребальная литургия была в те времена выделена из всенощного богослужения. На сегодняшний день оба термина стали синонимами.

Душа после смерти

Православные догмы учат что живые люди могут повлиять на души тех, кто уже умер. Это может происходить в различных формах добродетельности в память тех, по кому тоскует душа. Это может быть помощь ближнему, личная молитва или молитва священника, зажжённая свеча в память о человеке, пожертвование денег. Православные христиане верят, что христианин проходит через 3 рождения:

  • естественное рождение — когда приходит в мир;
  • рождение свыше — когда проходит Крещение;
  • прославление — когда душа возвращается к Богу во славу.

Причиной, по которой к православные христиане не применяют слово «мёртвые», является вера в то, что душа продолжает жить после смерти. Они глубоко убеждены, что когда-то встретятся со своими близкими на небесах.

Но до тех пор всем людям предстоит предстать перед Великим Судом, перед Белым Престолом Того, Кто держит в Своих руках начало и конец мироздания.

Суть в том, чтобы помочь усопшим кровным родным получить больше милости от Бога на Его справедливом суде.

Даты и порядок проведения

Среди общего числа литургий, называемых панихидой, можно выделить два типа:

  • Личная — эта служба проводится в день похорон, а также по возможности в третий, девятый, сороковой дни либо в годовщину от смерти или от рождения. Естественным образом служба должна проходить в церкви, но допускается совершение в доме усопшего или на кладбище. В редких случаях при сложных обстоятельствах священник приходит даже на место смерти. Важно отметить: это не одно и то же, что гражданская панихида или траурная речь. Парастас также практикуется в домах людей, которые перенесли утрату близкого человека. Это может происходить в особые дни, отведенные для поминания (например, третий, девятый, сороковой) после смерти человека.
  • Всеобщая — этот тип службы предназначен для всех усопших. Такого вида парастас происходит в определённые даты. Текст службы предписан в Требниках и является обязательным. В православном календаре это выглядит следующим образом (дни отличаются в различные года):
    • 1 февраля (14 февраля);
    • 22 февраля (7 марта);
    • 1 марта (14 марта);
    • 8 марта (21 марта);
    • 8 апреля (21 апреля);
    • 26 апреля (9 мая);
    • 17 мая (30 мая);
    • 25 октября (7 ноября).

В русском православии также имеются некоторые дни которые не прописаны в Требниках:

  • 29 августа — день поминания православных воинов;
  • Покровская суббота.

Последование парастаса в церкви

Православные священники ставят особый акцент на правильно исполненных ритуалах и глубоко верят, что Бог есть Бог порядка.

По предписаниям в Требнике, должно ставить коливо на канун — маленький столик с образом распятия Иисуса Христа. Но в большинстве случаев коливо отсутствует.

В целом текст службы парастас состоит из пений и молитв и во многом очень похож на утреню. Отмаливание тоже происходит в виде отпевания.

В первую очередь идут начальные молитвы. Затем псалом 90, следуемый ектеньёй и аллилуйя с тремя стихами. После этого — ряд тропарей, ектений и чтение псалмов 50 и 118 (полностью). Служение заканчивается словами «вечная память», повторяемыми 3 раза.

Семнадцатая кафизма псалтири

Ещё одна отличительная черта состоит в том, что на этом богослужении поётся псалом 118-й, который ещё называют «семнадцатая кафизма». Суть или главная мысль текста этого псалма — «блаженны непорочные». Считается что люди, которые покинули этот мир, будучи православными, уже утратили способность грешить, таким образом становясь безгрешными или непорочными.

Самым важным для усопших считается их упоминание через «Божественную литургию».

Верующие приносят к Святому Алтарю помельник, в котором записаны те, о ком Церковь молится для прощения их грехов, и чтобы они обрели спасение.

Через молитвы в дни парастаса верующие просят, чтобы Бог сделал усопших причастниками вечной радости в Нём. В то же время они молят о том, чтобы при суде всего мира Бог совершал его со многой благостью и снисхождением.

Краткий парастас ещё называют заупокойной литией. Парастас, который имеет место во Вселенские родительские субботы, именуется Вселенским. Эта панихида совершается в пятницу вечером и длится до утра субботы.

Хотя известно, что молитва за души умерших не является учением, взятым из Священных Писаний, все-таки православные верующие уделяют ему особое внимание. Они признают, что это учение является традицией, но не догмой Церкви.

Истории гласят, что Макарий Великий при молитве за грешников из других народов помогал им облегчить страдания. Души, которые мучались в аду, получали утешение, а пламя огня отступало от них.

Эту и многие другие истории можно услышать в подтверждение доктрины.

Значение панихиды для верующих

Несомненно, первостепенная роль панихиды — целенаправленно молить Бога за всех тех, кто закончил свой земной путь. Но также можно отметить и второстепенные мотивы. Когда мы вспоминаем о людях умерших, мы чётче осознаём насколько наша жизнь скоротечна.

На самом деле, наше сияние — как дым: сегодня оно есть, а завтра его уже нет. Нам нужно ценить время, которое нам выделил Бог для того, чтобы приготовить себя ко встрече с Ним.

Священное Писание учит нас тому, что человеку дано прожить всего лишь один раз, а потом его ждет суд, и без святости никто не увидит Бога.

Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/parastas-v-pravoslavii-posledovanie-tekst-i-smysl-sluzhby.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.