Последование пасхи текст
Главные слова праздника Пасхи – Лампада
Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
Служба Светлому Христову Воскресению, Пасхе — Полунощница, Светлая Утреня, Божественная литургия и Пасхальная вечерня — составляет праздничное богослужение. Последование включает: Полунощницу, Заутреню, Часы, Литургию и Великую Пасхальную вечерню. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Вечером в предпасхальную субботу, еще задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм.
Примерно в половине двенадцатого ночи во всех храмах служится пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение сорока дней — до дня Вознесения Господня.
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова.
Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».После этого отодвигается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание.
Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверьми храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается.
Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св.
Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!..» Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Между песнями канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Пасхальный канон — одно из самых известных произведений церковной словесности. Этот глубоко содержательный и красивый по форме канон вводит верующих в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет всесторонне пережить и понять это событие.
В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Это называется «христосоваться». По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан.
Но эти правила могли соблюдаться лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в домовых церквях, где бывало немного молящихся.В наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, и после этого возвращается в алтарь.
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Первые последователи Христа, его ученики, «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается сущность христианской веры.
Затем звучит Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех радоваться: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе». После утрени сразу совершаются часы и литургия, при открытых царских вратах, которые не будут затворяться в течение недели в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную неделю их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. На литургии звучит начало Евангелия от Иоанна. Если литургия совершается несколькими священниками, то Евангелие читается на разных языках. На Пасху все, по возможности, причащаются.
Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — Артос.
Стихира, глас 6:
Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем / Тебе славити.
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/01_Voskresenie_Tvoe-219246.mp3
Cтихира, глас 6:
Воскресение Твое, Христос Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем Тебя славить.
Тропарь Пасхи, глас 5:
Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/04_Hristos_voskrese_(trizhdyi)-bf966a.mp3
Тропарь Пасхи, глас 5
Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.
Канон Пасхи:
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/04-09_Pashalnyiy_kanon-2f3ef6.mp3
Канон, глас 1. Песнь 1.
Ирмос: Воскресения день, / просветимся, людие. / Пасха, Господня Пасха: / от смерти бо к жизни, / и от земли к небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Очистим чувствия, и узрим / неприступным светом / Воскресения, Христа / блистающася, / и радуйтеся, рекуща, / ясно да услышим, / победную поюще.
Небеса убо достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует же мир, / видимый же весь и невидимый: / Христос бо воста, / веселие вечное.
Катавасиа, ирмос тойже: Воскресения день: И по нем Xристос воскресе: весь трижды.Таже ектениа, и возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Песнь 3.
Ирмос: Приидите, пиво пием новое, / не от камене неплодна чудодеемое, / но нетления источник / из гроба одождивша Христа, / в Немже утверждаемся.
Ныне вся исполнишася света, / небо же и земля, и преисподняя: / да празднует убо вся тварь / востание Христово, / в немже утверждается.
Вчера спогребохся Тебе Христе, / совостаю днесь / воскресшу Тебе, / сраспинахся Тебе вчера, / Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем.
Катавасиа: Приидите, пиво пием новое:
Таже ектениа, и возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Ипакои, глас 4:
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/07_Ipakoi-f86589c796de04bee0248a53e2348148.mp3
Предварившия утро яже о Марии, / и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
И чтение в Григории Богослове, егоже начало: На стражи моей стану: По чтении же паки вжигают свещи братия.
Песнь 4.
Ирмос: На Божественней стражи / богоглаголивый Аввакум / да станет с нами, и покажет / светоносна Ангела, / ясно глаголюща: / днесь спасение миру, / яко воскресе Христос, / яко всесилен.
Мужеский убо пол, / яко разверзый девственную утробу, / явися Христос: / яко человек же, / Агнец наречеся: / непорочен же, / яко невкусен скверны, / наша Пасха, / и яко Бог истинен / совершен речеся.
Яко единолетный агнец, / благословенный нам венец Христос, / волею за всех заклан бысть, / Пасха чистительная, / и паки из гроба красное / правды нам возсия Солнце.
Богоотец убо Давид / пред сенным ковчегом скакаше играя, / людие же Божии святии, / образов сбытие зряще, / веселимся Божественне, / яко воскресе Христос, / яко Всесилен.
Катавасиа: На Божественней стражи:
Ектениа, и возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Песнь 5.
Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку, / и вместо мира песнь принесем Владыце, / и Христа узрим / правды Солнце, / всем жизнь возсияюща.
Безмерное Твое благоутробие, / адовыми узами содержимии зряще, / к свету идяху Христе, / веселыми ногами, / Пасху хваляще вечную.
Приступим свещеноснии, / исходящу Христу из гроба, яко жениху, / и спразднуем любопразднственными чинми / Пасху Божию спасительную.
Источник: http://lampada.in.ua/2019/04/glavnyie-slova-prazdnika-pashi/
Пасхальное богослужение
В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения.
Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование.
Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдатьпредпочтение, так они все хороши и выразительны.
Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарьи полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.
По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей… наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых… , и люди подхватывают эти долгожданныеслова.
Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея – всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени.
Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священникисовершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всюСветлую седмицу бывают открытыми.Вся пасхальная служба – неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлуюПасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает.
Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что вхристианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца.
Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторгзахватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.
На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив, – пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен, – пусть войдут в этот день в радость Господа своего.
Кто трудился и постился – пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково чтут этот день.
Постившиеся и непостившиеся – пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдаето своем убожестве – потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет – потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение.
Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.
Христос Воскресе! – мы говорим с чувством духовного восторга и трепета, и эти слова хочетсяпроизносить без конца, слушая в ответ два других святых слова – Воистину Воскресе!
История
В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии.
Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа: “…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6, 4).
В IV веке, когда институт оглашенных потерял свое значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе.
В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед литургией.В византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от “крещальной литургии”:
- чтение на Вечерне, совершаемой непосредственно перед собственно литургией, паремий (ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
- апостольское и евангельское чтения на литургии;
- Пение вместо Трисвятого крещального гимна “Елицы во Христа крестистеся ” (крещенные входили в храм).
- переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения “Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех ” по чтении Апостола.
В католицизме древний обычай крещения взрослых на Пасху сохранился. Обряд крещения проводится в ходе Пасхальной Литургии между Литургией слова и Евхаристической Литургией.
В Православии в настоящее время обычай крещения взрослых на Пасху вновь возрождается, но, как правило, из-за удаленности баптистерия – крещальной купели, крещение проводят отдельным чином в Великую Субботу или на Пасху днём.
Общие замечания
От дня Пасхи седмицы начинаются с Недельного дня (воскресенья) и оканчиваются субботой — седмицы периода пения Постной Триоди, исключая Страстную седмицу, начинаются с понедельника и оканчиваются Неделей.
Празднование Пасхи продолжаетя в течение 39 дней и заканчивается в канун Вознесения, когда бывает Отдание Пасхи.
По воспринятому в Русской Церкви при митрополите Сергии в 1929 от современной греческой Цветной Триоди обыкновению, в канун Отдания совершается чинопоследование, аналогичное последованию служб Светлой седмицы, с пением пасхальных часов.
По сложившейся в России к концу XIX века практике, пасхальную утреню (также часто именуемую “заутреней “) принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре духовенством стихиры “Воскресение Твое, Христе Спасе “.
Стихира поётся трижды: первый раз – тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутой катапетасме (завесе). Второй раз – несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытой катапетасме.
Третий раз – при отверстых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры велегласно допевает хор.
Чинопоследование пасхальной утрени отличается от обычной праздничной утрени и состоит из: благословения, стихов с пением пасхального тропаря, великой ектении, канона, ексапостилария, стихир на хвалитех, чтения Огласительного слова свт.
Иоанна Златоуста («Аще кто благочестив и боголюбив…»), пения тропаря св. Иоанну Златоусту и пасхального тропаря, отпуста. Обычных для праздничной утрени шестопсалмия, полиелея, величания, евангельского чтения и великого славословия не бывает.
Утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощницу с каноном Великой субботы. На 9-й песни канона плащаница уносится со средины храма в алтарь и полагается на престол, где она находится до праздника Вознесения Господня.
Продолжая петь стихиру “Воскресение Твое, Христе Спасе ” клир и народ исходят из храма и идут вокруг него крестным ходом. Пред затворенными дверьми храма предстоятель начинает утреню обычном возгласом “Слава Святей: “. Посем следует так наз.пасхальное начало, которое предваряет в течение всей Светлой седмицы служение вечерни, утрени и литургии: предстоятель трижды поет тропарь Пасхи “Христос воскресе “, лик троекратно повторяет. Затем предстоятель (клир) возглашает стихи из пророческого псалма “Да воскреснет Бог: “, в ответ по каждом из стихов народ поет тропарь по-единожды.
Посем предстоятель — тропарь до половины, а лик (народ) доканчивает пение; при сем двери храма отверзаются (Устав предписывает, чтобы предстоятель сам их отворил).
Следуют пение канона Пасхи, пасхальные часы и литургия Иоанна Златоуста. Все молитвословия Пасхи, включая пасхальный канон — творение прп. Иоанна Дамаскина, поются.
При конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», духовенство в алтаре и народ в храме христосуются, произнося слова Пасхального приветствия: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другу пасхальные яйца.
Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше…», ипакоя, кондака, отпуста.
На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня.
Пасхальные новозаветные чтения. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу. На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца.
На литургии вместо Трисвятого — “Елицы во Христа “; бывает торжественное чтение 1-го зачала от Иоанна (Гл. 1, стихи 1 — 17), которое обычно делят на три статии.В Русской Церкви при соборном служении принято Евангелие читать на разных языках, как древних, так и новых.
Интересно то, что 1-е зачало от Иоанна не повествует о Воскресении, но предлагает высокое богословие о Личности Воскресшего: 115-е зачало от Матфея (Глава 28-я полностью), наиболее близко повествующее о Воскресении, чтется на литургии Великой Субботы.
Согласно уставным предписаниям, по литургии должно быть «освящение брашен», но по сложившейся в XX веке практически повсеместной в СССР практике оно совершается в Великую Субботу.
Великая вечерня первого дня Пасхи
Вечером Недели Пасхи имеет совершаться великая вечерня, имеющая ряд особенностей: духовенство — в полном облачении; бывает чтение Евангелия (65-е зачало от Иоанна: Гл. 20, стихи 19 — 25). В отличие от обыкновения, Евангелие чтется предстоятелем в алтаре, а на практике — в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад.
Источник: https://happy-school.ru/publ/15-1-0-168
Пасхальная литургия
Завершился крестный ход, и участники его с радостными улыбками входят в церковный притвор. После весеннего ночного холода храм встречает своих прихожан теплом и ярким светом.
Затеплются красные пасхальные свечи, в церкви становится светло как днем. Начинается главный православный праздник, которого с таким нетерпением ждали все прихожане — и взрослые и дети
Отверзаются Царские врата, священник с трехсвечником в руке кадит алтарь, а затем прихожан и троекратно возглашает: «Христос воскресе!». В ответ в храме раздается дружное «Воистину воскресе!». Так начинается радостная и торжественная праздничная пасхальная литургия.
Над Царскими вратами загораются буквы «ХВ», подчеркивающие праздничное всеобщее ликование.В последние годы в передачах телевидения в праздник Пасхи регулярно показывают сюжет о схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Некоторым православным людям поведение арабских христиан во время праздника с громкими криками и скачками на плечах у товарищей может показаться далеким от благочестивых православных традиций, однако не следует спешить с осуждением.
Есть в празднике Пасхи какой-то удивительный радостный темперамент, вероятно, пришедший к нам из традиций праздника на Святой Земле, который можно наблюдать и в наших русских православных приходах.
Легкая, радостная, темпераментная служба пасхальной литургии составляет разительный контраст со всеми размеренными и скорбными службами Великого поста.
Во время пасхальной литургии все чинопоследования сменяют друг друга, как в калейдоскопе, поражая своей энергичностью, яркостью, сменой цвета. Только что священник был в светлых ризах и вот он уже в праздничном красном облачении с трехсвечником в руке осеняет прихожан крестом и опять возглашает «Христос воскресе!». И снова все прихожане радостно и задорно отвечают «Воистину воскресе!»
Во время праздничной пасхальной литургии в храме святого Александра Невского в Вербилках отец Андрей всегда читает Огласительное слово Иоанна Златоуста.
Хотя со времени написания этого вдохновенного слова прошло уже более 15 веков, не потускнела поэтичность и образность этого сочинения.
И в наше время так же актуальна терпимость Церкви к человеческим слабостям и немощам, так же актуально приглашение всех людей на праздничный духовный пир, на котором не бывает опоздавших, лишь бы совсем небольшая искра веры приводила человека на этот пир.
«Будем жe праздновать этот величайший и светлый праздник, в который воскрес Господь, будем праздновать его светло и вместе благочестиво: ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собой вселенную».
Как и во время многих других служб, проводится каждение храма.
Вход с Евангелием и чтение Священного Писания являются важными составляющими литургии. Основные чинопоследования праздничной пасхальной литургии и обычной воскресной литургии совпадают, однако, в праздник Пасхи они отличаются особенной торжественностью и красочностью.
Но что особенно поражает во время пасхальной литургии, так это песнопения. Удивительно высокий темп особых праздничных песнопений в сочетании с высокими красивыми женскими голосами хора создают впечатление слаженного перезвона колокольчиков.«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И нам дарова живота вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению;»Людям, не имеющим музыкального образования, остается только изумляться, как такой слаженности можно добиться.
К концу Страстной недели, наполненной многочисленными службами и подготовкой к празднику, у клира и певчих, кажется, не остается сил на долгую ночную службу.
Но вот он приходит — праздник Светлого Христова Воскресения, и неизвестно откуда берутся силы, вдохновение и радостный настрой.В этом — одно из чудес этого праздника.
Великий вход со Святыми дарами,
молитвы в алтаре
и молитва причащения предваряют принятие Святых Христовых Таин прихожанами.
Причастие в светлый праздник Воскресения Христова достойно венчает всю трудную духовную работу верующих во время Великого поста.
Среди причастников много детей.
Принятие Святых Христовых Таин в праздник Христова Воскресения является источником особой духовной радости для прихожан.
По окончании причащения священник читает молитву благодарения.
Во время праздничной литургии проводится благословение артоса.Артос (в переводе с греческого — хлеб) является особым символом воспоминания о Спасителе, установленном первоапостолами.
Апостолы, вкушавшие трапезу вместе с воскресшим Господом, после вознесения Его стали оставлять не занятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против этого места стали оставлять хлеб.
После трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали этот хлеб, говоря: «Христос воскресе».
Апостольский обычай сохранился в Церкви и дошел до нашего времени.
Так же как апостолам хлеб напоминал о воскресшем Христе, так и в настоящее время артос, полагаемый в Пасху на виду у верующих, должен служить напоминанием о невидимом присутствии воскресшего Господа.
В молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, и подать здравие всем вкушающим артос.Продолжается праздничная литургия. Священник зачитывает пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II чадам Русской православной Церкви.
При видимом высоком темпе праздничной литургии, она продолжительнее обычных воскресных Богослужений. При этом большинству прихожан она кажется очень короткой, настолько велико эмоциональное влияние праздничных элементов службы и несомненный духовный подъем, с которым эта служба проводится.Заключительная часть праздничного Богослужения — отпуст.
Прихожане прикладываются ко кресту.
Как и в продолжение всей службы, на лицах у прихожан радостные улыбки.
Алтарники во время отпуста раздают всем прихожанам пасхальные куличи и крашеные яйца.
Обычай дарить крашеные пасхальные яйца возник, после того как святая Мария Магдалина поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!». Обычай этот сохранился в православной Церкви и до наших дней.
После окончания службы клир и прихожане поздравляют своего духовного наставника с праздником Светлого Христова Воскресения.
Праздник святой Пасхи отличается своим по-детски радостным настроением, и Церковь с пониманием относится к ребячеству прихожан. В этот праздник всем желающим разрешается звонить в церковные колокола. Ни в какой другой праздник не увидишь в храме столько радостных и улыбающихся лиц. Это, действительно, светлый и радостный праздник.
Пасхальная духовная радость в значительной мере достигается подготовкой к Светлому Христову Воскресению в продолжение всего Великого Поста. Можно много говорить о пользе постов (далеко не в первую очередь постов в еде), но гораздо нагляднее польза и благодатное влияние поста видны на радостных лицах прихожан в праздник Пасхи.
«Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеcех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Только чистым сердцем, подготовленным к великому празднику, можно по-настоящему ощутить всю радость праздника Светлого Христова Воскресения и величие жертвы, принесенной Спасителем для освобождения человечества от духовной смертности и безраздельной власти греха.
Христос Воскресе!
18 апреля 2007 года состоялось награждение духовенства Московской епархии. Ниже воспроизводится с небольшими сокращениями страница официального сайта Московской епархии, на которой был помещен репортаж об этом событии.
Христос Воскресе!Для меня сегодня встреча с Вами – усердными священнослужителями нашей Московской епархии – настоящий праздник. Прошла пора Великого поста, Страстной седмицы, и даже уже светлой недели Святой Пасхи. Все мы, общаясь в молитве, наблюдали духовный подъем, которым были охвачены сердца людей. |
Читать далее
В 2007 году приход храма св. Александра Невского отметил свой 10-летний юбилей. В честь этого знаменательного события в Доме культуры посёлка Вербилки прошёл праздничный концерт.
Читать далее
Весна в юбилейный год выдалась ранняя, теплая и сухая, поэтому подготовку к посадке начали с обильной проливки подготовленных для посадки ям. | Читать далее |
Page 3
12 сентября православная церковь вспоминает перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского. Для нашего храма этот день примечателен вдвойне: храм отметил престольный праздник и двадцатилетний юбилей возобновления богослужений в храме. Читать далее
Послеперестроечные годы были периодом духовного подъёма, возобновления церковной жизни и временем образования православных приходов после долгих лет богоборчества в нашей стране.
В это время в Талдомском районе и в Дубне на месте порушенных и закрытых храмов стали появляться православные общины, объединенные целью их восстановления. В те годы эта задача казалась практически невыполнимой.
Но невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18:27). Читать далее
К празднику Пасхи люди стараются подготовить себя не только Великим постом, но и непременно приготовить к праздничному столу куличи, пасхи и крашеные яйца. Их освящение совершается накануне праздника в Великую субботу. Читать далееИсточник: http://verbilki.prihod.ru/2011/01/16/pasxalnaya-liturgiya/
Текст пасхальной службы (светлая утреня и божественная литургия)
Версия для печати
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc
Пасхальная полунощница
Величайший праздник христианства — Пасха — начинает своё празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. Ослепительный блеск пасхальной утрени и Литургии — полдень вечного дня, утро которого начинается в указанных службах Великой Субботы.
Колокольный звон созывает верующих к службе, называемой Пасхальной полунощницей. Начинается она, как правило, в 23:30. До этого происходит чтение Деяний Апостолов, начинаемое обыкновенно около 20:00. Во время этого чтения молящиеся начинают сходиться в церковь.
Во время пения полунощницы плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
СВЕТЛАЯ ЗАУТРЕНЯ
Светлый праздник начинается со звона и облагоухания всей Церкви фимиамом (для чего обычно устанавливаются два сосуда с горящим угольем в церкви и алтаре).
Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». И начинается крестный ход — как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим — Победителю смерти.
Крестный ход ещё символизирует то, как рано утром мvроносицы шли ко гробу Христа, чтобы возлить на него смолу с ароматами и вообще устроить всё по чину погребения, принятого у древних евреев.
Крестный ход начинается при закрытых Царских вратах.
В алтаре после окаждения настоятелем Престола священнослужители очень тихо поют стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити», которая даже своими словами изображает Ангелов, воспевающих на Небесах Воскресение Христово. Пасха ещё очень далека от нас.
Отверзается завеса Царских врат. Настоятель кадит Престол, и клир снова поёт стихиру, но уже громче – приблизилось время торжества.
Отверзаются Царские врата, настоятель снова кадит Престол, после чего священники, запевая стихиру Крестного Хода, выходят из алтаря. Хор подхватывает это песнопение, и предшествуемый Крестом и хоругвями, выходит их храма. За ним идут священники, за ними – все верующие.
Настоятель держит крест. Диаконы несут кадила. Один из священников несет Евангелие, другой — икону Воскресения Христова.
Сочетание глубоко знаменательное: Крестом пришла пасхальная радость всему міру, в Евангелии раскрыта её тайна и смысл, из Гроба воскресло Отчее Сияние, икона невидимого Отца, воплощённое Слово.
Крестом, Евангелием и иконой (воплощением) приходит БЛАГОУХАНИЕ Духа Святого, Которым всяка душа живится.Безсмертное Ипостасное Дыхание Жизни Вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и Воскресением Сына.
Крестный ход сопровождается трезвоном. Подойдя к дверям храма, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой.
Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель читает Евангелие от Матфея, в котором описывается, как мироносицы пришли ко гробу, но их встретил Ангел, возвестивший им такую ожидаемую и всё равно внезапную весть: «Его нет во гробе – Он воскрес!».
После этого снова совершается каждение, и настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми. Глядя на восток и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды.
И возглашает громко не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, сейчас и всегда и в вечности, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу.
Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре
Несколько слов о празднике Пасхи
Празднование Пасхи восходит ко временам Ветхого Завета, когда Господь выводил Свой народ из египетского рабства. Перед исходом из Египта Он повелел, чтобы в каждой еврейской семье Ему принесли в жертву ягнёнка.
Этот ягненок (по-славянски агнец) должен был быть съеден, а его кровью нужно было помазать косяки дверей, чтобы «прошёл Господь мимо дверей и не попустил губителю войти в дом для поражения» первенцев (Исх. 12:23).
От этого «прошёл» (по-еврейски Песах) и происходит слово «Пасха». Со временем Пасхой стали называть также чудесный переход народа через Красное море и самого пасхального агнца.
Впоследствии стало понятно, что и пасхальный агнец, и переход через море оказались прообразами лиц и событий Нового Завета.В пасхальном агнце, закалаемом за грехи людей, апостол Павел ясно видит образ Христа, жертвующего Собой для избавления человечества от греха: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.
5:7); употребление в пищу этого агнца явилось прообразом таинства Евхаристии, в котором мы питаемся Плотью и Кровью Христа. В переходе же народа Божия через морские воды Павел видит прообраз таинства Крещения (1Кор.
10:1-2), через которое христиане, освобождаясь от рабства греху (как евреи — от рабства Египту), проходят через смерть вместе со Христом, этим Новым Моисеем (евреи и Моисей шли между стенами воды, а большие скопления воды в Ветхом Завете часто символизируют царство смерти), и выходят из смерти в «свободу сынов Божиих» вместе с воскресшим Христом. Из этого становится понятным, почему в древней Церкви Крещение было неразрывно связано с Евхаристией и причащением Святых Таин, а праздник Пасхи воспринимался как крещальное торжество: этот день был одним из немногих дней в году, в которые совершалось таинство Крещения – принятие в Церковь её новых членов. Основные мотивы праздника – Воскресение Христа, Крещение верных и участие в Его трапезе являются главными в пасхальном богослужении.
Кроме этого, у Пасхи есть ещё одно важное значение – эсхатологическое, то есть относящееся к «веку будущей жизни».
В таинстве Крещения человек умирает и воскресает вместе со Христом для вечной жизни, но мы видим, что вся жизнь человека является как бы продолжающимся крещением: в течение жизни мы «ежедневно умираем» в борьбе с грехом, а «окончательно» воскреснем в День всеобщего воскресения, после которого смерти уже не будет. И те из нас, кто будет со Христом в Его Царстве, будут участниками «брачного пира Христа и Его Церкви» – вечно длящейся Пасхи. С другой стороны, участие в этом пире нам даровано уже здесь и сейчас – в Евхаристии и причащении Тела и Крови Христа – пасхального Агнца. И, по учению св. Иоанна Златоуста, каждая Литургия – это Пасха. Он же учит о том, что если кто в праздник Пасхи воздерживается от причащения Святых Таин, то для такого этот день – не Пасха и не праздник, ибо «какой праздник бывает без пира?»
***
Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.
Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.
sborka_duplex.doc sborka_duplex.pdf Пасха
перевод богослужений
Общество им.М.Н.Скабаллановича
Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:
- Карту «Приватбанку»
- Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/tekst-sluzhby-svyatoy-pashi-svetlaya-utrenya-i-bozhestvennaya-liturgiya.html