Правило перед причастием

Содержание

Правила перед причастием: исповедь, каноны и молитвы

Правило перед причастием

Желая воспитать у верующих благоговейное отношение к Святому Причастию, Церковь установила особый чин подготовки (говения).

Формирование православного последования ко Святому Причащению насчитывает многие века истории, приспосабливаясь под духовные нужды меняющегося времени. В начале второго тысячелетия в его состав вошли каноны перед исповедью и Причастием.

Общие покаянные мысли, изложенные доступным языком, объединяют современных верующих с древними христианами в стремлении «не в осуждение» принять Святыню за Божественной литургией.

  • Происхождение последования ко Причастию
  • Из чего состоит правило
  • Порядок совершения домашнего правила
  • Святые авторы молитв ко Причастию
  • Замена правила другими молитвами

Происхождение последования ко Причастию

Архиерейское совещание, проходившее в феврале 2015 года в Москве, разработало указания для мирян «Об участии верных в Евхаристии», где высказано единое мнение священноначалия о правилах говения. В документе содержатся рекомендации, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, как приступать к Святым Тайнам.

В составе правила, обязательного для говеющих, перечислены каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. В ритме современной жизни продолжительность такого молитвенного делания смущает многих, ведь для внимательного чтения всего положенного требуется не меньше часа.

Первым христианам, собиравшимся в тайных убежищах для совершения литургии, не требовалась особая подготовка. Вся их жизнь среди врагов и гонителей была исповеданием веры, постоянным подвигом.

В IV веке гонения прекратились и христианство стало государственной религией Рима.

Построенные вместо катакомб просторные храмы наполнились новообращёнными христианами, многие из которых не имели прежнего благочестия.

Простой народ вёл себя в храме как на рынке или театральном представлении: шумел, толкался, стараясь подойти к Причастию раньше других. Из-за большого количества людей причащение могло продолжаться несколько часов.

Чтобы прекратить шум и заставить прихожан благоговейно подходить к Чаше, чтецы громко читали специально составленные молитвы. Постепенно к ним присоединились каноны и тропари, которые к XII веку оформились в правило.

Сегодня его можно найти в любом молитвослове.

Продолжительность современного богослужения стала намного короче, чем в древности. Чтобы не отвлекаться от слушания литургии, молитвы и каноны ко святому причащению рекомендуется вычитывать дома.

Из чего состоит правило

В современной практике Причастие не совершается без исповеди. Перед исповедью также назначается последование молитв, готовящих душу кающегося к предстоящему Таинству. В его состав входят каноны:

  • покаянный Иисусу Христу;
  • Богородице умилительный;
  • Ангелу Хранителю.

В монастырях, где правило совершается соборно (т. е. всеми вместе), эти каноны включаются в состав церковной службы — повечерия. Выслушав последование, паломники отправляются на исповедь, чтобы наутро причаститься Св. Тайн. В повседневной жизни мирянин вычитывает каноны самостоятельно, в составе домашней молитвы.

Получив на исповеди благословение, следует совершить правило ко Причастию, которое состоит из следующих молитвословий:

  • общего начала с тремя псалмами;
  • трёх тропарей;
  • псалма 50-го;
  • правило ко Причастию;
  • десяти молитв.

Одиннадцатую молитву Иоанна Златоуста, стихи Метафраста и тропарь «Вечери Твоея» принято читать в храме, на пути к Чаше. Если людей немного и времени вычитать их не хватит, то можно молиться во время пения запричастного «концерта» в паузе, когда священнослужители причащаются в алтаре.

Конечно, совершения этих двух правил не исключает чтения обычных утренних и вечерних молитв.

Порядок совершения домашнего правила

Три канона перед исповедью лучше прочитать отдельно. Каждый из них представляет собой сложное песнопение, где ирмосы являются запевами к тропарям. На оригинальном (греческом) языке в канонах соблюдается стихотворный ритм.

В целях сократить время молитвы для начинающих причастников, в некоторых молитвословах три канона совмещены в один. В этом случае опускаются ирмосы канонов Богородице и Ангелу-Хранителю. По желанию после шестой песни канона добавляется акафист.

Покаянное правило можно разделить и вычитывать частями в течение трёх дней. В первый день прочитывается покаянный канон, во второй — Богородице, в третий — канон Ангелу-Хранителю. Перед Причастием полагается вечерняя или утренняя исповедь.

Правило ко Причастию удобно совершать в два приёма. Псалмы с каноном прочитываются вечером, а молитвы — непосредственно перед причащением. В большие праздники или Великий Четверг это чтение можно услышать в храме. Но если Причастие назначено на обычный день, то времени для молитв может не хватить. В этих случаях их переносят на вечер накануне литургии.

Молитвы на сон грядущим принято совершать после покаянного правила, а утренние — до начала последования ко Причастию.

Святые авторы молитв ко Причастию

Перечисленные тексты имеют древнее происхождение. При этом молитвы были написаны и введены в чин говения раньше канонов. Из-за большого временного промежутка невозможно точно установить авторство этих сочинений, но по надписаниям в старых книгах Церковь предполагает, что творцами современного правила ко Причастию были:

  • Прп. Андрей Критский — святитель, епископ острова Крит, VI—VII вв. ека. Ему приписывают покаянный канон 6-го гласа.
  • Прп. Феостирикт — 8 век, исповедник, пострадал во времена иконоборчества. Написал канон молебный Богородице.
  • Свт. Василий Великий — 4 век, богослов и писатель, автор первой и пятой молитвы ко Причастию.
  • Свт. Иоанн Златоуст — IV—V вв. ека, знаменитый проповедник и учитель Церкви, составил 5 молитв ко Причастию, в том числе «Верую Господи…», произносимую священником над Чашей.
  • Прп. Симеон Метафраст — IX—X вв. Церковный писатель и собиратель житий святых. Автор третьей молитвы и заключительных стихов.
  • Прп. Иоанн Дамаскин (VII век) — церковный философ и песнотворец, автор двух молитв из последования.
  • Прп. Симеон Новый Богослов — X−XI века — шестая молитва ко Причастию.

Замена правила другими молитвами

Сократить или заменить установленный порядок подготовки ко Причастию можно только по благословению священника. На Светлой Седмице вместо трёх канонов перед исповедью читается Пасхальный канон, правило ко Причастию остаётся неизменным.

Длинное последование может быть заменено определённым числом поклонов и кратких Иисусовых молитв. Церковный устав делает это послабление для начинающих христиан, не имеющих возможности вникнуть к смысл текстов из-за незнания церковнославянского языка. Правило может быть сокращено в случаях тяжёлых болезней.

Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/pravila-pered-prichastiem-ispoved-kanony-i-molitvy.html

Обязательные молитвы и каноны перед причастием и исповедью, смысл этих таинств

Правило перед причастием

Причастие и исповедь относятся к семи таинствам Святой Православной Христианской Церкви. Долг всякого христианина – веру свою доказывать поступками и делами богоугодными. Это, прежде всего, строгое соблюдение канонов и норм христианского бытия.

Причащение – демонстрация готовности души принять Господа всем своим сердцем. Поэтому важно понимать, как подготовиться к исповеди и причастию, дабы не нарушить своим незнанием хрупкую грань между регламентом и ересью.

Это вопрос, которому стоит уделить все свое старание.

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Евангелие от Марка 14:22 – 24)

Все необходимые молитвы и каноны представлены внизу статьи.

В чем суть святого причастия

В христианстве причастие является видимым актом принятия Господа и единения своей души с ним. Сила причащения сравнивается с медицинским пониманием очищения крови.

Как кровь человека бывает пропущена сквозь множество фильтров и влита ему обратно, дабы очистить тело от хворей, так и причащение есть акт освобождения души от греха и принятия чистой, светлой Божественной материи.

Отделяя грехи от себя, отрекаясь от жизни неправедной, человек познает истину в Боге, достигая Вечности.

  • «Благословен тот, кто принял в себя Тело Христово, тем самым, дав себе возможность отринуть все то, о чем следует печалиться и стыдиться. Очистив человечество своей жертвой на кресте от греха и смерти, Иисус дал возможность нашей душе прийти к Богу и получить вечную жизнь. Причащаясь, мы получаем благословенное исцеление душе, ибо велика сила Святого Духа, дающая надежду на обретение вечного счастья.» (Никодим Благой, иеромонах)

Вкушение плоти и крови Христовой стало символом принятия Святого Духа в сердце человеческое. Это то, что делает нас с Иисусом единым целым, яко же и Он един в Духе с Владыкой Небесным.

История Причастия началась в тот самый момент, что назван впоследствии Тайная Вечеря.

Преломив хлеб и разделив вино с Апостолами, Христос дал им вечную жизнь и единение с Богом, наставив так поступать с каждым человеком, который принял Господа в жизнь свою.

Причастие (Евхаристия) по праву называется вершиной человеческого общения с Богом, ибо все остальные священнодействия (таинства) – это шаги по подготовке к самому важному акту православного христианина – единению Святого Духа и человека, творения Божьего.

К Причастию допускается только тот человек, кто познал эти таинства:

  • Крещение – это важный шаг принятия Бога Единого властелином над своею душой. Ибо не принявший Бога, как Всевышнего Создателя и Повелителя, не может впустить в себя его Святой Дух и принять всем естеством своим того, кто сотворил плоть и душу человеческую из тлена. Нужно вначале принять таинство Крещения, дабы Ангелу-Хранителю дозволено было провести вас тропой праведной к Небесному Создателю.
  • Исповедь. Без покаяния не уйдут грехи, оставаясь тяжким бременем на душе и, закрывая Святому Духу путь в ваше сердце и разум, не позволят Ангелу-Хранителю наставлять человека на путь праведный. Изливая в церкви свою печаль и раскаявшись, отринув грехи, человек становится чистым сосудом для принятия Божьего благословения и его милостей.

Принимая в себя Христа, мы обожествляемся, становимся причастными к его величию и замыслу.

Евхаристия (Причастие) – есть суть христианской церкви, ее основа, которая является гарантией присутствия Святого Духа. Без постоянного причащения Телу Христову человек теряет связь с Богом.

Тем самым накапливая грехи и зло, тонет в пучине дьявольских ловушек, становясь в ряды отринувших Бога грешников.

Как приготовить свое тело и душу к Причастию

К священнодействию принятия Христовых Даров следует готовиться не столько физически, сколь обрести душевную способность быть сопричастным Богу.

Ведь невозможно дать Ангелу-Хранителю силу вести себя по жизни земной, не будучи напоенным светом и благостью Веры Христианской. Ибо грехи будут сковывать чресла, а камни на сердце тянуть в пучины Преисподней.

Не освободив себя от их тяжести, мы не сможем обрести сопричастности Святому и Чистому Создателю.

Основы подготовки к таинству – молитва, покаяние и пост:

  • Строгий недельный пост, без вкушения скоромных продуктов, дабы очистить тело от всякой скверны физической.
  • Обязательное Богослужение вечером в церкви.
  • Строгость в отказе вкушения пищи в день Причастия и до самого свершения таинства. Дух Святой должен первым проникнуть в плоть, поэтому надо с полуночи прекратить прием всяких яств и пития.
  • Важно читать покаянный канон и молитвы накануне дома, для приготовления души к принятию Святых Таинств.
  • Присутствие в храме и старательная молитва на всем протяжении Божественной литургии перед священнодействием.
  • Обязательное покаяние и получение прощения за грехи свои. Перед Причастием надо освободить свое сердце от тягот греховных.
  • Разрешение и благословение священником к таинству Вкушения Плоти Христовой. Без этого не допускается христианин к Причастию, ибо сомнение есть в готовности его принять Святые Дары.
  • Без обязательной исповеди ко Причастию могут быть допущены исключительно дети неразумные до семи лет и те, кого преследует смертельная болезнь.

Это приготовление в церковной практике имеет название – говение. Его часто путают со значением слова – пост, но это ошибка.

Говение – это не столько воздержание тела от пищи, сколько подготовка своего разума к принятию блага в себя, способности быть с Богом в единстве и неделимости.

Ведь чтобы принять Высший Смысл в себя, нужно быть готовым к нему – очиститься от порока и греховных мыслей, что являются препоной для Святого Духа. Говение начинают за неделю перед причащением.

Важно! К приготовлению тела для принятия Причастия относится не только отречение от пищи и истовое моление, но и полный отказ от плотских утех. Нужно на этот срок полностью прекратить супружескую жизнь, а в случае плотского жара читать утешительные молитвы, дабы бес похоти отпустил и не вводил во грехи блуда и прелюбодеяния.

Канонические молитвы – подготовка к святому таинству

Важной составляющей говения являются молитвы перед исповедью и канонический молебен в течение всей недели подготовки к Причастию. Также обязательно обращение к Всевышнему и Ангелу-Хранителю об освобождении души из плена греховного. Достижение разумом чистоты определяет готовность вашу к принятию Святого Духа и дальнейшей безгрешной поступи по земному пути к Высям Небесного Рая.

Первой следует молитва перед исповедью – она должна помочь подготовить сознание к покаянию, что будет залогом спасения души. Исповедь в обязательном порядке первенствует, ибо в покаянии обретете спасение.

Далее батюшка смотрит на готовность вашу к принятию Святых Даров.

Возможно, что, наложив епитимию, он воспретит вам причастие до выполнения неких шагов по очищению или осознанию грехов – молитва, поклоны, помощь страждущим или иное богоугодное дело.

Затем последовательно читают каноны перед причастием, обязательные для подготовки принятия душой Святых Даров. Их нужно читать дома, в покое и вдумчивости, не отвлекаясь на мирскую суету.

  1. Покаянный канон Господу Всесвятому Иисусу Христу.
  2. Молебный канон к Богородице, Пречистой Матери Господней.
  3. Ангелу-Хранителю – канон покровителю Небесному.
  4. В заключение – Последование ко Причастию.

Памятка верующему: как проходит таинство Причастия

Как уж упоминалось, сам процесс принятия Причастия начинается с вечернего Богослужения в храме. Не забудьте поставить свечу перед ликами Святой Троицы, Матери Небесной и Ангелу-Хранителю, вашему земному покровителю и заступнику перед Всевышним. Эта свеча – символ вашей веры и жертва перед Православной Христианской Церковью.

  • После вечерней службы уже не едят и не пьют.
  • Утром, перед литургией, нужно читать молитву Ангелу-Хранителю и Псалмы из Последования к Святому Причастию.
  • Лучше накануне получить разрешение на Причастие, и пройти покаяние (исповедь) в церкви – во время воскресной службы может быть много страждущих на исповедь.
  • В храм приходят рано утром до наступления времени начала Божественной литургии. Всю службу стоят до конца.
  • В конце наступает время причащения к Плоти и Крови Христовой.

Правила учинения обрядов и таинств Святой Церкви строго определяют последовательность принятия Христовых Даров:

  1. Пусть первыми принимают их Божьи слуги – епископы и пресвитеры, затем диаконы с иподиаконами, чтецы и остальной чинный люд.
  2. Потом наступает черед женщин – диаконисы, девицы, вдовицы.
  3. Далее, не толпясь, пропускают вперед детей.
  4. По порядку со смирением и стыдливостью, благоговея перед важностью момента, каждый принимает в себя Святые Дары Господни, ибо нет ничего выше понимания вашего единения с Богом.
  5. Когда подошла ваша очередь, перекреститесь и поцелуйте край Чаши, приняв освященное вино и антидор.
  6. Когда священник дает вкусить вам Святые Дары, сложите смиренно руки на груди.
  7. После целуют напрестольный крест в руках батюшки. Помните, что из церкви не уходят без целования креста.
  8. В заключение ставят свечи за здравие своей души и близких перед иконами Святой Троицы, Богородице, Ангелу-Хранителю, а затем за упокой тех, кто вам был дорог, но покинул грешную юдоль.

Важно! К Святым Христовым Дарам нужно подойти в состоянии полного душевного умиротворения и покоя. Отбросьте все грехи и тревоги, ибо получили вы отпущение им. Простите обидчикам, ибо, не простив других, не достойны сами прощения будете.

Особенные случаи

При описании традиционного причащения следует указать на возможные исключительные случаи, когда обычный уклад таинства может претерпеть изменения. Правила допускают проводить упрощенную процедуру принятия Святых Даров в случае, когда нет возможности по здоровью чинить говение.

Дети – безгрешные агнцы

Православная Церковь не подходит сурово к детям, возрастом до семи лет, ибо они есть создания безгрешные и светлые душой. Любая мать может привести чадо в храм, чтобы оно получило возможность вкусить Даров Христовых. Грехи не обуяли его невинную душу, поэтому нет нужды претерпевать долгую процедуру исповеди.

  • По возможности и разумению чада старайтесь приучать его к молитве. молитва, с которой начинают православное духовное образование дитя – Ангелу-Хранителю. Хорошо, если ребенок будет ее произносить на сон грядущий, это убережет его от зла и даст успокоение к ночи.
  • Текст молитвы можно выучить наизусть, пока малыш не умеет читать – это забота родителей, как старших наставников.
  • Приучая ребенка к соблюдению церковных правил, проявляйте мягкую настойчивость. Не нужно, чтобы дорога к Богу вызывала у дитя неприятие и протест. Бог – это любовь, и дорога к нему должна быть полной добра.
  • Соблюдение поста малым чадом не считается обязательным. Господь милостив в этом случае и не желает такой жертвы от растущего организма.

Больные и не способные выдержать испытание по здоровью

В этом случае не стоит хитрить и выдавать мнимую хворь за неразрешенную проблему здоровья – Господь все узрит. В список исключений входят только те, кто действительно не имеет возможности без вреда для жизни преодолеть череду испытаний.

  • В это число входят немощные старики или больные люди. Невозможность самостоятельно пройти таинство исповеди допускает в таком случае приход священника домой. Необходимость покаяния несомненна, ведь жизнь человека может оборваться в любую минуту. А пост и полный перечень молитв считается не обязательным. Хорошо если сохраняется возможность читать канон, чтобы, покинув наш мир, душа обрела покой, ибо сняла с себя все грехи земные, и чистою вознеслась на Небеса.
  • Особой милостью пользуются беременные женщины. Новая жизнь – наивысший смысл продолжения мироздания, пост и говение не обязательно для них, так как может быть пагубным для здоровья матери и дитя. Важными считаются молитвы, дабы чаду передалась Божия благодать. Особенно способствует благополучному вынашиванию плода канон Ангелу-Хранителю, чтобы берег и защищал частицу Божьего мироздания, которая взрастает во чреве материнском.

В заключение следует наставить православного человека на то, чтобы не забывал принимать Тело и Кровь Христову не реже раза в год.

Обычно христиане восточного обряда причащаются в Великий Пост, дабы пред Светлым Праздником Воскресения Господня предстать с чистым сердцем и светлою душой. Но этот срок лишь условность – причащение должно происходить по велению и необходимости.

Если ваши помыслы стремятся к искуплению греха и принятию в себя Святого Духа, обязательно следуйте им и принимайте таинства чаще.

ЧИТАТЬ ЕЩЁ СТАТЬИ  Мусульманские молитвы на удачу и денежное изобилие

Источник: https://vseobryady.ru/mol/obyazatelnye-molitvy-i-kanony-pered-prichastiem.html

Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

Правило перед причастием

Причастие — одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом — Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время.

Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда.

Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

  • Что такое причастие
  • Частота причастия
  • Молитвенное правило ко Причастию
  • Необходимость поста
  • Внутреннее состояние перед Евхаристией
  • Действия перед исповедью
  • День принятия Святых Даров
  • Действия после причастия
  • Причастие детей и больных

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия, также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства — дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное — регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным — Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие.

Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться.

Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение. Также необходимо прочесть три канона: Матери Божьей, покаянный к Христу Иисусу и Ангелу Хранителю.

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста — обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост. Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост. Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров — это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии, молитва — это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди — это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Осознание грехов необходимо для того, чтобы понимать, о чем нужно поделиться со священником. Ведь случается так, что прихожанин не знает с чего начать беседу.

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак. Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с просфорами, чтобы съесть кусочек.

Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника. Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать.

В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

  1. Осознать грехи;
  2. Покаяться в содеянном, не иметь злых намерений, не распространять плохие вести;
  3. Подготовиться к исповеди. Понять, какие есть грехи;
  4. Искренне исповедаться, ничего не скрывая;
  5. В случае необходимости, поститься;
  6. Прочитать молитвенное правило ко причастию;
  7. Причаститься;
  8. Сохранять чистоту в будущем.

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению — это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется.

Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить.

Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение — первый шаг на этом непростом пути.

Источник: https://1001molitva.ru/tainstva/kak-pravilno-podgotovitsya-k-tainstvu-prichastiya-v-tserkvi.html

Как подготовиться к исповеди и причастию? Как исповедоваться в первый раз? Отвечают священники Андрей Ткачев и Андрей Конанос

Правило перед причастием

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем.

В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику — пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи: Что такое причастие в церкви и для чего оно нужно?

Правила причастия в церкви. Как готовиться к причастию?

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит, если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны:                                                                                                  Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х  ристу,    Канон молебный ко Пресвятой Богородице,    Канон Ангелу Хр анителю,    Последование ко святому причащению*.                                                                                  *Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00.

Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00.

Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику — пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других.

Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д.

А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/kak-podgotovitsya-k-ispovedi-i-prichastiyu/

Святое причащение. Как готовятся к причастию христиане

Правило перед причастием

Причастие является центральным таинством христианской Церкви. Священнослужители и младенцы (до семилетнего возраста) могут причащаться за каждой Литургией, а для остальных у старообрядцев существуют более строгие правила в подготовке.

Причащение детей

Дети, как и взрослые, причащаются натощак. Утром кормят только грудничков (до года) и стараются, чтобы ребенок хоть немного поспал перед причастием. В некоторых приходах требуют, чтобы ребенок был вечером на службе, или отказывают в причастии. Опытные священники считают, что это пагубная практика, и она неисполнима для тех, кто живет далеко и у кого много детей.

Причащение младенца

Бывает также, что младенец кричит и вырывается, когда его приносят к причастию. Это может быть по причине того, что он редко бывает в храме и пугается при виде большого количества людей или от звучания хора.

Но по этой причине лишать причастия ребенка нельзя. Многие опытные священники считают, что ребенка тем более нужно причастить, но с осторожностью, чтобы тот не плюнул. А иногда полезно и взять паузу, чтобы малыш привык к обстановке.

Причащение мирян в старообрядчестве

Большинство старообрядцев причащается один раз в год — во время строгого Великого поста и после исповеди. Существует также благочестивый обычай причащаться пять раз в год:

Однако в некоторых приходах практикуется и более частое причащение: вне постов, на усмотрение духовного отца.

Подготовка к святому причащению священников

Священники и диаконы готовятся к Литургии следующим образом: вечером молятся Правильные каноны, а утром до начала службы — причастные часы, канон и молитвы ко Святому причащению.

Подготовка к святому причащению мирян

Для человека, желающего причаститься, обязательно так называемое «говение» — строгий пост (сухоядение) в течение недели и ежедневное молитвенное правило. Кроме обычных утренних и вечерних молитв нужно отмолиться семь ежедневных иноческих правил (Правильные каноны) или весь Псалтырь с покаянными молитвами, или отмолиться поклонами (по семь лестовок каждый день).

Перед таинством Исповеди (накануне причастия) священник и говеющие молятся начало Исповеди, затем священник идет в закрытое помещение, где будет принимать кающихся, а исповедники по очереди к нему заходят.

Перед тем, как зайти к священнику, принято совершить три земных поклона с молитвой «Боже милостив», затем поклониться в землю людям со словами «Простите Христа ради». Они, кланяясь в пояс, отвечают «Бог простит». В это время в храме совершаются Правильные каноны и обычная вечерняя служба.

В зависимости от обычаев того или иного прихода, Правильные каноны совершаются до начала основной службы или после ее окончания. 

Получившие благословение духовного отца причаститься Святых Таин до начала утренней службы (обычно в 5 утра) молятся причастные часы, причастный канон, молитвы ко Святому Причащению; затем священник читает им поновление исповеди. После этого служба идет обычным порядком: полунощница, часы и Литургия.

Следует помнить, что перед Причастием нельзя пить и есть (после полуночи), а после Причастия нельзя плевать, целоваться или есть что-то с косточкой. Для тех, кто не причащается, «говение» не обязательно. Однако, чтобы принять до́ру или просфору после Литургии, нужно идти на службу натощак.

Во время пения причастного стиха причастники приближаются к амвону. После возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» для взрослых причастников читается прощение. Они кланяются в землю (без крестного знамения) и слушают прощение.

Встав, складывают крестообразно руки и слушают со вниманием читаемые священником молитвы. Затем совершают земной поклон Святым Тайнам и подходят ко Святой Чаше по порядку: младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины.

Крылошан (певцов и чтецов, стоящих на крылосе) принято пропускать вперед.

Ко Святой Чаше по порядку подходят младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины

Приближаясь к Чаше, причастник ограждает себя крестным знамением с молитвой Исусовой, складывает руки крестообразно и со страхом Божиим и благоговением принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. Затем причастившийся творит Крестное знамение и целует подножие Чаши. После Причастия подходят к столику, на котором стоит теплота (вино, разбавленное кипятком) и просфоры. После окончания Литургии все причастники со вниманием выслушивают благодарственные молитвы.

Причастившийся целует подножие Чаши

В случае, если человек из-за совершенных грехов не достоин приобщаться Святых Таин (отлучен от причастия на определенное время), духовный отец может причастить его Великой водой, освящаемой накануне Богоявления, в сочельник. Ранее этот обычай был более распространенным, но и теперь в некоторых приходах священники причащают Великой водой.

Стоит также отметить, что есть грехи, которые отлучают от причастия, более тяжкие — от святыни вообще, то есть нельзя подходить ко Кресту, иконам, брать просфору, пить святую воду. Люди, отлученные от святыни, не проходят в храм, а стоят в притворе.

Если Вы не принадлежите к старообрядческой Церкви, то, придя на Литургию, стойте в притворе храма. Проходить дальше, подходить ко Кресту, иконам, брать просфору Вам не следует.

Источник: https://ruvera.ru/prichastie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.