Премудрость прости перевод

Содержание

Премудрость прости

Премудрость прости перевод

Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей. Именно перед прокимном дьякон возглашает: вонмем; священник: мир всем; дьякон: премудрость.

После прокимна, перед тем как чтец скажет, из какой части книги Апостола будет читаться отрывок, дьякон возглашает: премудрость; а перед чтением Апостола: вонмем. После апостольского чтения, перед пением аллилуиа опять слышится возглас: премудрость.

Потом, когда дьякон выйдет с книгой Евангелия на амвон, священник, обратясь к народу, возглашает: премудрость, прости, услышим святаго Евангелия, мир всем; и когда дьякон объявит, из какого евангелиста будет читаться отрывок, священник возглашает: вонмем.

Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем.

Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11:15, 13:9). Только усвоенное умом и сердцем Слово Божие может быть для нас плодотворно.

Возглашениями премудрость, прости нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (прости – прямо, бодро стойте).

Иначе, нужно духовное самообладание при чтении или слушании Слова Божия, всецело приковывающее внимание к глаголам Божиим и не дающее душе отвлекаться от них сторонними предметами в рассеянности помыслов. Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле.

И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.

е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души.

Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи (Мф. 10, 16), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.

Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир.

Это отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности грешника в примирении с Богом, в прощении нам грехов.

Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.

«Пришедше на запад солнца»

По окончании Богородична поется удивительная по своей умилительности и глубине песнь «Свете тихий» (в часослове она обычно значится как творение святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, но история гимнографии свидетельствует, что появилась она все же значительно раньше).

Однако кто бы ни был автором этого песнопения, оно, как выражался замечательный афонский подвижник XX столетия старец Ефрем Катунакский, является «великим умозрением». К сожалению, это «умозрение» для многих верующих людей, не знающих хорошо церковнославянского языка и не имеющих усердия заглянуть лишний раз в соответствующий словарь, остается практически непонятным.

А смысл его таков.

«Свете тихий святыя славы бессмертного Отца Небеснаго, святаго, блаженнаго…» — это о Господе Иисусе Христе, Сыне и Слове Божием, являющемся как бы «тихим светом» неизреченной славы Своего Небесного Отца.

«Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…» — это уже о нас, людях, которых Господь вновь сподобил дожить до солнечного заката, увидеть его неяркий, «тихий» вечерний свет.

И мы, исполненные чувства благодарности, «поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога».

И вместе с тем свидетельствуем, обращаясь ко Христу, непреложную истину: «Ты, Сын Божий, Податель жизни, достоин быть воспеваем во все времена голосами святых; потому весь мир славит Тебя».

Эта песнь по смыслу непосредственно связана с пропетыми перед этим стихами псалмов: если в них содержится пророчество о пришествии Господа на землю, то здесь говорится об Его явлении уже совершившемся.

О том явлении, в котором Он ради немощи людей умерил свет Своей Божественной славы (сошел с небес, вочеловечился и именно так стал «тихим Светом») и сделался доступным для каждого кающегося грешника.

Сделался доступным — как солнце, на которое невозможно взирать, когда оно находится в зените, и на которое мы, тем не менее, спокойно смотрим, когда оно склоняется к закату.

«Вонмем, премудрость, вонмем…»

Далее на вседневной вечерне звучит прокимен, представляющий собой специально выбранный псаломский стих.

Дословно в переводе с греческого это слово означает «предлежащий», и таким образом объясняется богослужебное назначение прокимна: первоначально он всегда предшествовал чтению книг Нового и Ветхого Завета (на это же указывают и возгласы перед прокимном: «Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем».

Вонмем — то есть будем внимательны. Преподание мира — преподание благодати Божией, без которой невозможно по-настоящему уразуметь Священное Писание. «Премудрость, вонмем» — будет изречена некая премудрость, которой необходимо внимать).

Однако сейчас такое чтение предусматривается уставом не на каждом вечернем богослужении, а только в те дни, когда на утрени совершается полиелей или когда служится всенощное бдение. А вот прокимен и предшествующие ему возглашения на вечерне, тем не менее, сохраняются.

Причем на каждый день седмицы полагается свой прокимен (скажем, в субботу вечера — «Господь воцарися, в лепоту облечеся», в воскресенье вечера — «Се ныне благословите Господа вси раби Господни» и т.д.). И хотя, кажется, они не выполняют в таком случае своего непосредственного назначения, их глубокий смысл все равно требует и должного внимания, и отношения к ним, как к «премудрости».

Вечерняя молитва

После прокимна полагается чтение (или, в зависимости от традиции данного храма) молитвы, которая кратко обычно озаглавливается как «Сподоби, Господи».

Она, так же как песнопение «Свете тихий», очень важна для понимания сути вечернего богослужения. Если в «Свете тихий» мы благодарим Бога за то, что нам был дарован еще один день и воспоминаем Его милостивое к нам нисхождение, то здесь — просим, чтобы в оставшееся время уходящего дня Господь сподобил «без греха сохранитися нам».

Мы молим, чтобы Господь не лишил нас своей милости, потому что мы уповаем на Него и более ни на кого, и при этом со смирением говорим: «Дел руку Твоею (то есть дела рук Твоих — нас) не презри». Испрашиваем как дара, чтобы Он научил нас «оправданием» Своим (то есть повелениям, заповедям Своим, их исполнению).

И снова славим единого в Троице Бога — Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Можно сказать, что это моление полнее раскрывается в следующей затем просительной ектении. В просторечии ее иногда называют «Исполним», поскольку начинается она призывом «Исполним (в значении дополним, довершим) вечернюю молитву нашу Господеви».

Ее отличительная особенность — завершение каждого из прошений пением хором слов: «Подай, Господи».

Блага, о подаянии которых мы просим в это время у Бога,— вечер «совершенный, святый, мирный и безгрешный», присутствие в нашей жизни «Ангела мирна, верна наставника душ и телес наших», «прощение и оставление грехов и прегрешений», все, что может быть «доброго и полезного душам нашим», в том числе и скончание «прочего времени живота нашего (то есть жизни нашей) в мире и покаянии». И затем — достойной христианской кончины, «безболезненной, непостыдной мирной», а за ней и самого главного — «добраго ответа на Страшнем Судищи Христове».

Завершается эта ектения тем же увещанием, что и мирная: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше» (то есть воспомянув их непрестанное предстательство о нас и молитвенно обратившись к ним), и самих себя, и друг друга, и вообще всю жизнь свою предать как бы в самые руки Христа.

Завершение дня… завершение жизни

По окончании ектении и заключившего ее возгласа священника снова поются так называемые «стихиры на стиховне». Фактически по своему характеру они почти не отличаются от стихир на «Господи, воззвах», единственная разница — в их расположении в последовании вечерни.

Точно так же пению каждой из них предшествует провозглашение канонархом определенного уставом псаломского стиха (только перед первой стихирой провозглашается не псаломский стих, а ее первые слова).

Только в данном случае стихиры всего три (в воскресный день — четыре), а затем так же следует «славник», то есть стихира на «славу», и на «и ныне» — Богородичен.

В стихирах на стиховне вновь воспеваются прославленные Богом святые или же воспоминается какое-либо спасительное для людей священное событие. Этим самым Церковь возбуждает в душе верующего человека желания искать и действительно обрести то блаженство, которое уготовано Господом для праведников.

После стихир мы слышим ставшую неотъемлемой частью каждой вечерни молитву одного из таких угодников Божиих — Симеона Богоприимца (в зависимости от степени торжественности богослужения или местных традиций она так же может либо петься, либо читаться).

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». Праведному Симеону было открыто, что он не умрет, пока сам не увидит пришедшего на землю Христа.

Это обетование исполнилось, и Господь «отпускает» его из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную, чтобы так же, как принял Его в образе Младенца на руки Симеон, принять в объятия Своей любви его святую душу.

«Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля»,— свидетельствует далее Симеон. То есть увидели мои глаза Тебя, пришедшего спасти весь мир, каждого человека, Свет, Который просветит познанием истины язычников и явится славой для верных Богу из числа иудеев.

Эта песнь — как бы голос всех праведников Ветхого Завета, духовными очами своими также узревших чаемого ими Спасителя.

Но вместе с тем она и напоминание для нас о конце нашей собственной жизни, побуждение к тому, чтобы задуматься о том, с чем будем отходить в вечность мы: сможем ли сказать, подобно праведному Симеону «Ныне отпущаеши … с миром», или же скорбь от сознания своей неготовности к смерти овладеет нами.

После этого звучат отпустительные тропари — особые краткие песнопения, посвященные воспоминаемым в этот день года святым или празднику, которые завершает тоже Богородичен, тропарь в честь Божией Матери.

Затем произносится еще одна ектения, которая именуется сугубой — на каждое ее прошение хор отвечает уже не единичным, но троекратным пением «Господи, помилуй».

Ее характер во многом определяет первое прошение: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Милости Божией мы просим нашему священноначалию и всей своей «во Христе братии», стране, ее народу, властям и воинству, создателям храма, в котором совершается служба, всем тем, кто трудится в нем и благотворит ему.

На этом вечерня завершается, и если она не соединяется с утреней, то произносится отпуст (то есть слова священника, после которых народ «отпускается», может оставить храм): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». На отпусте поминаются также обычно святой храма, святые, чья память совершается в этот день, и святые дня седмицы. Для двунадесятых Господских праздников и для некоторых дней Великого поста отпусты существуют особые.

Источник: //nebofilms.ru/premudrost-prosti/

Как проходит Литургия (теория). Православие простыми словами

Премудрость прости перевод

Литургия (в переводе «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (приготовление Причастия). Литургия в переводе с греческого означает совместное дело.

Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Обращаю внимание, что для того, чтобы причаститься — необходимо специально готовится: попостится, вычитать каноны, придти в церковь полностью натощак, т.е. ничего не есть и не пить после 00-00 часов перед службой).

Литургия простыми словами. Литургия – самая главная церковная служба. Это то священнодействие (церковная служба) во время которой можно причаститься в церкви.

Что такое обедня в православной церкви?

Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

Когда, во сколько и в какие дни проходит Литургия в церкви?

В больших храмах и монастырях Литургия может происходить ежедневно. В церквях поменьше Литургия обычно проходит по воскресениям.
Начало Литургии около 8-30, но к каждых храмах по разному. Продолжительность службы 1,5–2 часа.

Зачем в храме происходит (нужна) Литургия? Что значит Литургия?

Это святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

» Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Каков смысл и символические действия Литургии? Из чего состоит Литургия?

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, а сама Евхаристия выражает земную жизнь Христа.

Порядок Литургии:

1. Проскомидия

Сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения — Проскомиди (перевод — принесение). Первая часть Литургии «Проскомидия» — это рождение Христа в Вифлееме. Хлеб, употребляемый на Проскомидии, называется просфорою, что означает «приношение».
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры).

Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре.

В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии (Причастия) и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры

В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой.

Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

(для того,чтобы священник во время Проскомидии прочитал молитву за вашего близкого человека, вам надо перед Литургией подать записку в свечную лавку со словами «на проскомидию»)

2. Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных.

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – это люди, готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим.

Начинается она Великой ектенией (совместно усиленной молитвой), в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После чтения ряда молитв, священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата. (Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь)

В конце пения священник с диаконом, который несет напрестольное Евангелие, выходит на амвон (перед иконостасом).

Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских Вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает:“Премудрость, прости”, то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, потому должны стоять прямо и со вниманием (прости — означает прямо).Читаются Апостол и Евангелие.

При чтении Евангелия верующие стоят с наклоненными головами, с благоговением слушая святое благовестие.

Затем, после чтения следующего ряда молитв оглашенным предлагают выйти из храма (Оглашенные изыдите).

3. Третья часть — Литургия верных.

Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря.

Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть).

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв — «Символ веры», — которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Затем, после ряда молитв, наступает кульминация Литургии: Совершается Святое Таинство Евхаристии- преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами(в некоторых церквях принято встать на колени при выносе чаш с Причастием) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите!».

Начинается причащение верующих. Что делать во время причащения? 

Причастники складывают руки на груди правая поверх левая. Сначала причащаются дети, потом мужчины, потом женщины. Подходите к священнику с чашей, называете имя, открываете рот. Вам положал в рот кусочек просфоры в вине.

Надо поцеловать чашу в руках у священника. Потом вам надо съесть причастие, подойти к столу и взять там кусочек просфоры, заесть и потом запить.

Заедать и запивать надо, чтобы все причастие попало внутрь тела, а не осталось на нёбе или в зубах.

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Обращаю внимание, что после причастия необходимо прочитать «Благодарственные молитвы»

Святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь.

Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

На каринке изображена фотография, на которой проявилось изображение Иисуса Христа а также свет от икон во время Литургии

Что нельзя делать после Причастия?

— После причастия нельзя становится на колени перед иконой
— Нельзя курить, ругаться, но надо вести себя по-христиански.

Источник: //vcerkvi.ru/liturgiyateoriya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.