Преподобномученик корнилий псково печерский

Святой Корнилий Псково-Печерский игумен

Преподобномученик корнилий псково печерский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена.

Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.


Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом.

За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку.

Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу  же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в  монастырь. Там оно было помещено в стену.

Обязательно к прочтению:  Икона Прибавление ума, в чем помогает

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

В чем помогает святой корнилий псково-печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Обязательно к прочтению:  Преподобномученица Евдокия Илиопольская, игуменья

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatoj-kornilij-pskovo-pecherskij-igumen/

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Православный календарь на 5 марта

Преподобномученик корнилий псково печерский
Тюренков Михаил

5 марта (20 февраля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю).

Вторник Сырной седмицы, в народе именуемой Масленицей (последней из трёх недель подготовки к Великому посту, в течение всех дней которой пост отменяется, однако уже не разрешается вкушение мясных блюд).

Согласно уставу, трапеза полагается только один раз в день, только днём, после Литургии. В Русской Православной Церкви сегодня совершается память множества святых, 40 из которых известны по именам. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Лев, епископ Катанский. Сицилийский святой VIII столетия, архипастырь города Катаны, прославившийся добротой, милосердием, а главное – подлинной христианской любовью к нищим и странникам, которым святитель всегда стремился помочь. За праведность и духовные подвиги Господь сподобил владыку дара чудотворений и исцелений.

Из Жития Святителя Льва известна история, связанная с тем, как этот угодник Божий одолел чародея-богоборца Илиодора, бывшего христианина, совершившего вероотступничество, также жившего в Катанах: «Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно.

Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь.

Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим…

» Совершив еще немало прижизненных чудес и исцелений, святитель Лев, епископ Катанский, мирно отошел ко Господу около 780 года от Рождества Христова. После кончины святого от его честных мощей продолжили совершаться исцеления. 34 преподобномученика Валаамской обители.

Русские святые XVI столетия, погибшие от рук шведских еретиков-лютеран, преследовавших православных карел, скрывшихся на святом острове Валааме. Фанатически настроенные протестанты в феврале 1578 года напали на Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и перебили там 18 старцев и 16 послушников, чьи имена сохранились и до наших дней.

С пометой «побиты от немец на Валааме» в поминальный синодик были внесены следующие святые: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. В XIX веке эти святые угодники Божии явились одному из Валаамских монахов, который описал это событие следующим образом: «Они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зеленой рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они, сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зеленой чаще, причем тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе…» Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников. Этот святой первой половины IV столетия от Рождества Христова был христианским епископом в Персии. Когда нечестивый персидский царь-огнепоклонник Сапор II узнал, что владыка Садок проповедует Слово Божие среди его подданных, он приказал арестовать святителя и вместе с ним 128 христиан. Святых долго пытали, а поскольку так и не смогли склонить отречься от веры и поклониться огню, казнили. Святитель Агафон, папа Римский. Святой VII столетия, Первосвятитель Западной Церкви с 679 по 682 год от Рождества Христова. Прославился нестяжательством и личным благочестием, аскетичностью и молитвенностью, а также борьбой за чистоту христианской веры с еретиками-монофелитами. Благоверный князь Ярослав Мудрый. Известный русский подвижник XI столетия, прославленный для общецерковного почитания совсем недавно – на Архиерейском соборе Русской Церкви в феврале 2016 года. Ярослав Мудрый был сыном Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. В 987 году от Рождества Христова, будучи девяти лет от роду, отец послал его княжить в Ростове. В конце своего ростовского княжения князь Ярослав основал город Ярославль, после чего около десяти лет княжил в Новгороде. Только четыре года спустя после смерти отца князю Ярославу в результате междоусобной борьбы удалось утвердиться на киевском великокняжеском престоле. Князь Ярослав Мудрый прославился воинской доблестью, многими победами, в том числе ― над угрожавшими Киеву печенегам. Он издал свод древнерусских законов ― «Русскую Правду» и укрепил единство Руси, для которой период княжения Ярослава Владимировича стал порой наивысшего расцвета. И вместе с тем сделал очень много для великого дела, начатого его отцом. Крещения Руси. На месте своей победы над печенегами Ярослав Мудрый заложил Софийский собор в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой. Великий князь не жалел денег на церковное благолепие, и вместе с тем стремился устранить зависимость Русской Церкви от Ромейского царства (Византии), именно благодаря ему в 1054 году от Рождества Христова киевским митрополитом стал не грек, русский ―святитель Илларион. И в том же году благоверный князь Ярослав Мудрый отошел ко Господу. Преподобный Агафон Печерский. Русский святой XIII-XIV столетий, монах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, прославившийся тем, что был великим постником, исцелял больных возложением на них руки, имел дар пророчества и предсказал время своей блаженной кончины. Преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский. Один из самых почитаемых святых Псково-Печерской обители XVI столетия. В 1529 году от Рождества Христова, в возрасте 28 лет, отец Корнилий был избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число монастырской братии увеличилось с 15 до 200 человек. Святой мученически отошел ко Господу в 1570 году от Рождества Христова. Вот, как об этом свидетельствует его Житие: «Когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя Иоанна Грозного, разгневанный ложным наветом царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа Кровавым путем. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик».  Священномученик Николай Розов, пресвитер. Православный священнослужитель, пострадавший за веру в период советских богоборческих гонений. Прославлен в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

архиепископ Аверкий Таушев

Iюда, Iсýсу Христу рáбъ, брáтъ же Иякову, сýщимъ ó Бозѣ Отцѣ́ освящéннымъ Iсýсъ Христóмъ соблюдéннымъ (сохраненным при)звáнымъ: ми́лость вáмъ и ми́ръ и любы́ да умнóжится.

Возлю́бленнiи, вся́ко тщáнiе творя́ (все усердие имея) писáти вáмъ о óбщемъ спасéнiи вáшемъ, нýжaми бысть (почел за нужное) писáти вáмъ, моля́ подвизáтися о предáннѣй вѣ́рѣ святы́мъ еди́ною (однажды).

Привнидóша (вкрались) бо нѣ́цыи человѣ́цы, ѝже дрéвле предъ устáвлени (предназначенны) на сié осуждéнiе, нечéстiя, Бóга нáшего благодáть прелагáюще (обращающие) въ сквéрну (повод к распутству), и еди́ного Влады́ки Бóга, и Гóспода нáшего Iсýса Христá отметáющеся (отвергающиеся).

Воспомянýти (напомнить) же вáмъ хощý, вѣ́дущимъ и вáмъ еди́ною сié (уже знающим это), я́ко Госпóдь лю́ди от земли́ Еги́петскiя спасé (избавил), послѣди́ (потом) невѣ́ровавшихъ погуби́: Ангелѣхъ же не соблю́дшихъ своé начáльство (достоинство), но остáвльшихъ своé жили́ще, на сýдъ вели́каго днé, ýзами вѣ́чными пóдъ мракомъ соблюдé.

Я́коже Cодóмъ и Гомóрръ и окрéстныя и́хъ грáды, подóбнымъ и́хъ о́бразомъ преблуди́вше (блудодействовавшие), и ходи́вше въ слѣ́дъ плóти ины́я, предълежáтъ показáнiе (поставлены в пример) огню вѣ́чному сýдъ прiе́мше (подвергшись казни), огня вечного, тáкожде ýбо и сíи сóнiя ви́дяще (мечтатели), плóть ýбо скверня́тъ, госпóдьства же отметáются (начальства отвергают), слáвы же хýляще (злословят высокие власти) не трепéщутъ. Михáилъ же Архáнгелъ егдá съ дiяволомъ разсужáя (споря) глагóлаше о Моисéовѣ тѣлеси́, не смѣ́я судá навести́ хýлна (произнести укоризненного), но речé, да запрети́тъ тебѣ́ Госпóдь. Сíи же ели́ка ýбо не вѣ́дятъ хýлятъ (чего не знают злословят); ели́ка же по естествý (что же по природе) я́ко (как) безсловéсная живóтная вѣ́дятъ, въ си́хъ скверня́тся (тем растлевают себя). В начале послания святой апостол Иуда называет свое имя и указывает, что он — брат Иакова, подобно Иакову не осмеливаясь называть себя братом Господним, а лишь — рабом Iсýсу Христу.

Page 3

Источник: https://petrpavelhram.livejournal.com/2773460.html

Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен

Преподобномученик корнилий псково печерский

Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти: Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Икос 1

Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго.

Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси; Радуйся, яко благая мира сего презрел еси.

Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси; Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси.

Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси; Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси; Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 2

Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: “Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой”, и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице: Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю; Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю. Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю; Радуйся, обуреваемых страстьми добрый кормчий. Радуйся, во благочестии труждающихся великий помощниче; Радуйся, немудрых благоискусный учителю. Радуйся, теплый о всем мире предстателю; Радуйся, усердный и благоприятный о душах наших ходатаю. Радуйся, надежный корабль в житейском плавании обретший; Радуйся, и нам тихую пристань указавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 3

Силою Господа умудренный ко благоустроению святыя обители оградити ю от нашествия вражия стеною, паче же святыми молитвами твоими препоручивый ю честному покрову Пресвятыя Богородицы, умоли дати и нам покров и защиту, да сподобимся купно с тобою пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя, отче Корнилие, скораго в бедах помощника, благовернии людие, в напастех и скорбех тя на помощь молитвенно призывающе и дары благости Божия молитвами твоими от Щедродавца Бога обильно приемлюще, тебе от любве теплыя хвалебно воспевают: Радуйся, многажды прощения наша исполнением предваривый; Радуйся, болящим врачу благоискусный.

Радуйся, скорбящим благоприятное утешение; Радуйся, унывающим благодатное укрепление. Радуйся, душетленных страстей прогонителю; Радуйся, безпомощным скоропредстательный помощниче. Радуйся, иноков богомудрый руководителю; Радуйся, радость истинную во Христе нам показавый.

Радуйся, воеводо изрядный духовных воинов; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 4

Бурею страстей и треволненьми во многомятежном мире непоколебимый в тихое пристанище спасения душу твою управил еси, вся благая и красная мира презрев, призывая и всех быти причастницы горняго Царствия, идеже ныне пребываеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше пастырие Христовы Церкве о твоих подвизех и яко земнаго тя Ангела помышляя, избраша тя во игумена обители, достойную почесть трудом твоим воздавше и тем подвизающе нас благохвалити тя сице: Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю; Радуйся, алтаря Господня достойный предстоятелю.

Радуйся, богомудрый иноков начальниче; Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче; Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный; Радуйся, Пресвятыя Троицы сосуде избранный. Радуйся, благочестия утверждение; Радуйся, православия столпе и похвало.

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 5

Боготечную мысль соломонову имея, образ Успения Пресвятыя Богородицы написа благочестивый Алексий, последи же ради молитв преподобнаго Корнилия неизреченные чудеса икона являти начаше: исцеляше бесных, отверзаше очи слепым многим, о сем радующеся, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Созда преподобный Корнилий во игуменство свое над Святыми вратами храм Святителю Николаю Чудотворцу, аки защитнику всех обидимых и ревнителю православия, уповая быти ему хранителю обители от врагов православия; темже и ныне с ним предстоя Престолу Господа Славы, помолися, отче Корнилие, Творцу о спасении всех потрудившихся ради святыя обители и о всех славящих тя пеньми сицевыми: Радуйся, правило веры и благочестия; Радуйся, образе целомудрия и воздержания. Радуйся, постническаго лика украшение; Радуйся, звездо, сияющая в сонме преподобных. Радуйся, иноков пастырю и учителю; Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю. Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый; Радуйся, учителю мужественнаго подвижничества. Радуйся, стено, невидимо ограждающая паче стен каменных; Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 6

Проповедуя слово Божие братии твоей, всех поучал еси словом и житием безмолвию, смирению, посту и молитве, в нейже деннонощно пребывая, воспевал еси выну Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни: Радуйся, Евангелия Христова благовестителю; Радуйся, веры православныя проповедниче. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный; Радуйся, от источника Божественнаго напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный; Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждою нетления одеянный; Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый; Радуйся, манной слова Божия люди питавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 7

Агнцу Божию, вземшему грехи мира, подражая, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче Корнилие, и веяния скорби и обиды безропотно претерпел еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивныя и доблестныя подвиги твоя восхваляюще, добропобедне воине Христов Корнилие, ублажаем тя, от тленнаго сего жития земным царем к Небесному Царю в вечное жилище предпосланнаго, славим мученическую кончину твою и молитвенно празднуем святую память твою, тебе усердно воспевающе: Радуйся, яко невинною кровию твоею чистое житие запечатлел еси; Радуйся, яко в час смертный к лику Мучеников причислен еси. Радуйся, яко отверзошася ти врата райская, да внидеши в радость Господа твоего; Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос в селения небесныя приял еси. Радуйся, яко мощи твоя на земли прославишася; Радуйся, яко со безплотными силами трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши. Радуйся, яко с Пророки и Апостолы светло торжествуеши; Радуйся, со святыми Мученики купно увенчанный. Радуйся, с Преподобными и праведниками прославленный; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя и горняго Иерусалима взыскуя, течение временныя жизни во святей обители Божия Матере скончал еси, Ейже и ныне предстоиши о сем моляся, да вси купно с тобою поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Победив вся враги оружием правды Божия, яко истинный воин Христов увенчен венцем победным в Царстве славы, идеже пребывая с преподобными Марком и Ионою, и ныне ограждаеши от врагов обитель твою, призывая и нас подражати ти в духовней брани, да и мы в радости духовней вопием ти: Радуйся, смирением святым гордыню в себе победивый; Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень угасивый. Радуйся, молитвами усердными уныние духа прогнавый; Радуйся, радования о Господе достигнувый. Радуйся, воздержанием и целомудрием чистоту души и тела соблюдший; Радуйся, неленостно всяку добродетель в себе возрастивый. Радуйся, венец победный от Христа приявый; Радуйся, от Господа даром чудес обогащенный. Радуйся, в лик добропобедных Мученик приятый; Радуйся, аки добрый воин к воином небесным сопричтенный. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидев, Корнилие преблаженне, единаго Бога всем сердцем возлюбил еси яко источника всякия благости, темже и Господь тя возлюби и обильно щедроты Своя на тя и обитель твою излия, да вси к мощем твоим прибегающии и скорую помощь от тебе приемлющи благодарственно вопиют: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не довлеют глаголати вся подвиги твоя, богомудре отче Корнилие, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы любовию к тебе побуждаеми, дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым: Радуйся, святыя Церкве светильниче немеркнущий; Радуйся, всемощным заступлением твоим от меча иноплеменных нас избавляющий.

Радуйся, страны нашея благодатное украшение; Радуйся, града нашего покрове благодатный. Радуйся, обители твоея утверждение и похвало; Радуйся, монашествующих пречудная красото. Радуйся, роду христианскому присное утешение; Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю. Радуйся, грешником ко спасению пути указателю; Радуйся, пред Престолом Божиим миру грешному предстателю.

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 10

Спасти хотя град Псков и люди православныя от нашествия иноплеменных, явился еси старцу Дорофею купно с Антонием Киевским, сопутствующе Пресвятей Богородице, поспешившей на помощь людем Своим; егда же Богоматерь укоряюще люди за скверну жития их, умолял еси со слезами, глаголюще: “О Госпоже Владычице Богородице, согрешиша живуще беззаконно, но не остави их заступлением Твоим, паче же молися Сыну Твоему за люди недостойныя”, — и тако отвратил еси праведный гнев, да зовут во умилении Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену заступления и молитвенника богоприятна имуще тя, отче Корнилие, благодарение Отцу Небесному усердно возсылая за вся благодеяния Его, тобою нам обильно являемыя, тебе же, предстателю нашему, сицевое приносим пение: Радуйся, предивный угодниче Господень; Радуйся, неутомимый в подвизех избранниче Христов.

Радуйся, слуго добропослушливый Всевышняго Владыки; Радуйся, благий и верный рабе Царя царствующих. Радуйся, обидимых добрый заступниче; Радуйся, странных благонадежное пристанище. Радуйся, недугов душевных и телесных благий целителю; Радуйся, грешников пред Богом ходатаю. Радуйся, кающихся со Христом примирителю; Радуйся, небесный наш покровителю.

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет ко прославлению величествия твоего, отче преподобне, твоими бо молитвами дивно явися сила Божия: молился бо еси пред пречистым образом Владычицы и тем обитель от разорения сохранил еси. Ныне и мы молим тя, не тщу сотвори надежду нашу и избави нас от враг наших, да во умилении зовем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник добрых дел был еси при жизни, отче преподобне, и светильник Божия благодати явился еси по смерти, сияя чудесы и исцеления источая; и по ста двудесяти летех, аки сокровище драгоценное, мощи твоя из недр земных явлены быша, да тебе от Господа прославленному умильно взываем: Радуйся, нетления цвете прекрасный; Радуйся, крине рая небеснаго процветший. Радуйся, светлостию твоею мрак душ наших озаряяй; Радуйся, от болезней многоразличных благодатно исцеляяй. Радуйся, ран греховных врачу благоискусный; Радуйся, сердец скорбящих утешителю. Радуйся, обители твоея страже неусыпный; Радуйся, спящих во гресех возбудителю. Радуйся, бдящих в молитве укрепителю; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 12

Благодать от Господа приял еси, преподобномучениче, ко просвещению иноков и мирских людей светом истинныя веры, темже и ученицы твои, в земном житии тобою просвещеннии, ныне с тобою на небеси прославляют Вседержителя Светодавца и нас научают славословию, да и мы Творцу и святых Святейшему Слову поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию: Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй; Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй. Радуйся, разслабленных утверждение и сило; Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй. Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй; Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй. Радуйся, скорбных утешаяй; Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 13

О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij

Корнилий Псково-Печерский

Преподобномученик корнилий псково печерский

Корни́лий Пско́во-Пече́рский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570).

Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников, память совершается 20 февраля (4 марта) в високосный год, 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы, в 4-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице в составе Собора Псково-Печерских святых и в Соборе Псковских святых.

Жизнеописание[ | ]

Согласно житию, Корнилий родился в боярской семье в городе Пскове. Обучался в Мирожском монастыре, где приобрёл склонность к духовной жизни и монашеству, однако после обучения он вернулся домой. Окончательное решение о монашеском постриге Корнилий принял после поездки в недавно образованный Псково-Печерский монастырь.

Игуменство[ | ]

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К. В. Лебедев) Псково-Печерский монастырь

Приняв не ранее 1523 года[1] пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет в 1529 году он был избран игуменом монастыря.

За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия)[2]. Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря.

C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола[3].

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Для пополнения библиотеки использовались не только русские рукописи, так, в 1561 году с Афона в монастырь было доставлено «Уложение о ектеньях»[4].

Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду, и в ту же ночь город загорелся и был взят[2].

При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря: прокопаны далее монастырские пещеры, перенесена за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, а в 1541 году на её месте построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1558—1565 годах Корнилий по указанию царя Ивана Грозного окружил монастырь мощной каменной стеной с девятью башнями и тремя воротами (над главными воротами была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца)[5].

Кроме построек в самом монастыре Корнилием была построена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове (1538 год), а также Троицкая церковь и церковь Рождества Христова в окрестных монастырских сёлах.

Литературная деятельность[ | ]

Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Новгородский архиепископ Феодосий писал о нём: «зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси»[6]. К литературному наследию преподобного Корнилия относят:

  • Повесть о Псково-Печерском монастыре. Причиной написания Повести послужили ложные слухи о происхождении монастыря. Сам Корнилий писал об этом в предисловии к своему труду:

По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священника Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, яже строился новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелено бысть мне худому и грешному написати сиа, помысливши о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек — он сице и инже инако[4].

В Повести Корнилий рассказывает об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке «ветхого» монастыря при игумене Мисаиле, а также подробности монастырского быта того времени. Составление Повести относится к 1531 году[7];

  • III Псковская летопись[8]. Работа была начата после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове. Корнилий внёс в летопись описание не только событий, происходивших в Пскове, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий;
  • Описание чудес Печерской иконы Божией Матери[2].

В память о преподобном Корнилии ежегодно в Печорах проводятся Корнилиевские православные образовательные чтения.

Смерть[ | ]

Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и большинство историков[9][10][11][12][13]считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков.

Согласно третьей Псковской летописи, Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе.

После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооружённые на свой счёт Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим[9]

Место убийства Корнилия Псково-Печерского
(Псково-Печерский монастырь)

К более ранним источникам, сообщающим об убийстве Корнилия Иваном Грозным, относятся:

  • Сочинение Андрея Курбского «История о великим князе Московском»: «Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой, известный своей службой»[14].
  • Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века): «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнён «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище»[15].
  • Царский «синодик опальных», в котором с имени Корнилия начинается перечень казнённых Иваном IV псковичей[16].

Причиной убийства Корнилия считают его предполагаемую поддержку опального князя Курбского, с которым Псково-Печерский монастырь состоял в переписке (сохранились три послания Курбского в монастырь, написанные в 1563—1564 годах, до и после его побега в Литву)[1].

В любом случае, письма Курбского (адресованные скорее хранителю монастырской библиотеки Васьяну Муромцеву, целью которых для Курбского было получить литературу, необходимую ему для полемики с Иваном Грозным) могли послужить поводом для навета на Корнилия и Васьяна[17].

Согласно летописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенёс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к церкви Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь»[18].

Некоторые исследователи, например, А. Б.

 Постников, и церковные историки (митрополит Иоанн (Снычёв)[19], игумен Алексий (Просвирин)[20]) толкуют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство того, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть[17]. Это, а также то, что эта версия получила широкое распространения лишь в 1820-х годах с подачи архиепископа Евгения (Болховитинова) и уже во второй половине XX века обросла дополнительными легендарными подробностями, лишает уверенности в её достоверности. Поскольку сообщение об убийстве Андрея Курбского в его тенденциозном сочинении выглядит сомнительным, авторы выдвигают версию, что смерть Корнилия просто совпала по времени с визитом Грозного в Псков. В любом случае, как при жизни игумена Корнилия, так и после его смерти царь Иван Грозный оставался главным жертвователем Псково-Печерского монастыря[17].

Мощи[ | ]

Тело Корнилия было погребено в монастырских пещерах.

В 1690 году по указанию митрополита Псковского и Изборского Маркелла мощи, ставшие почитаться целебоносными, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма.

Ко дню открытия мощей преподобного относят составление ему церковной службы. Рака для мощей преподобного неоднократно обновлялась: 17 декабря 1872 года мощи были переложены в медно-посеребрённую раку, а в 1892 году переложены в более богато украшенную раку[18].

Памятник[ | ]

Скульптурное изображение святого установлено в городе Печоры Псковской области, на площади перед Успенской Псково-Печерской обителью. 4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника[21].

Примечания[ | ]

  1. 12 Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря
  2. 123 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
  3. ↑ Игумен Корнилий
  4. 12 Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский // Журнал Московской Патриархии. 1970 г.

    , № 2,3 (недоступная ссылка). Проверено 4 марта 2008. Архивировано 5 января 2009 года.

  5. ↑ Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
  6. ↑ ДАИ, т. 1, № 35, с. 36
  7. ↑ Повесть о Псково-Печерском монастыре
  8. ↑ Летописи Псковские
  9. 12Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный.

  10. ↑ Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых. / сост. Ю. Г. Малков. — М., 1993.
  11. ↑ Флоря Б. H. Иван Грозный. — М.: Молодая гвардия, 1999.
  12. ↑ Володихин Д. М. Иван IV Грозный. — М.: Вече, 2010. — 320 с. — (Великие исторические персоны). — Тираж 5000 экз.

     — ISBN 978-5-9533-4484-5

  13. ↑ Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. — 427 с. — (Тирания). — ISBN 5-88590-529-0.
  14. Андрей Курбский. История о великим князе Московском
  15. ↑ ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 399, л. 16 об.
  16. Скрынников Р. Г.

    Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопр. истории СССР XVI—XVIII вв. — Л., 1965. — (Учён. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278). — С. 53, 79.

  17. 123Постников А. Б. Судьба старых библиотек псковских церквей и монастырей // Псков : науч.-практ. ист.-краев. журн. — 2009. — № 31.

  18. 12 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Сайт Псково-Печерского монастыря
  19. Митрополит Иоанн (Снычёв). Самодержавие духа. — СПб.: Царское дело, 1995.
  20. Игумен Алексий (Просвирин). Кровавый тиран или «Державный игумен»? // Русь Православная. — № 61—62. — Июль — август 2002.

  21. ↑ В городе Печоры поставлен памятник преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерского монастыря

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.