Семипоклонный начал текст

Семипоклонный начал текст

Семипоклонный начал текст

Детально: семипоклонный начал текст – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Начал — это последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают Богослужение в храме или дома.

Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно. Это краткие молитвы, за которыми следует завершение — «отпу́ст».

Первые три молитвы сопровождаются поклонами (в современной практике — поясными, кроме будних дней Великого поста).

Молитва, обращенная к Богородице, всегда оканчивается земным поклоном. И, наконец, славословие Святой Троице с тремя поклонами, обычно — поясными (кроме Великого поста).

После отпу́ста полагается земной поклон без крестного знамения, обращенный к настоятелю храма, а в домашней молитве — мысленно, к своему духовному отцу. Таким образом, «начал» содержит 7 поклонов с крестным знамением, отчего и получил свое название.

У современных старообрядцев-поморцев поклон после отпу́ста совершается с крестным знамением.

История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала  был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.

Приходные и исходные поклоны являются важной частью старообрядческого богослужения. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад. В новообрядчестве после реформ патриарха Никона приходные и исходные поклоны были отменены.

Семипоклонный начал — самый краткий вариант домашней утренней и вечерней молитвы, необходимый минимум. Даже собираясь утром в храм на службу, старообрядцы полагают дома семипоклонный начал.

Перед тем, как лечь спать, также принято молиться «начал», независимо от того, был ли человек за вечерней службой в храме, молился ли дома павечерницу или иные вечерние молитвы или не молился совсем.

 

Текст молитв  Значение молитв
Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной). Боже, будь милостив ко мне, грешнику.Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня.Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.
Примечание 1. Это молитва мытаря, о которой мы узнаем из евангельской притчи о мытаре и фарисее.  
Примечание 2. Женщина или девочка, молясь наедине, изменяет окончания мужского рода на женский:  «грешней», «грешную».  
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую БогородицуТя величаем (поклон всегда земной).Нам, людям, всегда следует восхвалять и прославлять Тебя, Богородицу, родившую Бога, всегда блаженную и не имеющую порока, матерь Бога нашего, заслужившую даже большего почитания, чем Херувимы, и достойную большего прославления, чем Серафимы. Безболезненно родившую Сына Божия, истинную Богородицу, Тебя величаем.
Примечание. Эта молитва в старообрядческих книгах называется «Достойно».  
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон поясной).Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон поясной).Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,теперь, всегда и вечно; воистину так! По множеству наших грехов, не имея, чем оправдаться пред Богом, мы должны только просить о помиловании, говоря: «Господи, помилуй», и прося Его благословения на лучшее и святое.
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения). Отпуст — так называется эта молитва. Мы обращаемся ко второму лицу Святой Троицы, к Господу нашему Исусу Христу (Исус означает Спаситель, а Христос — Помазанник). Это имя Сына Божия, Творца вселенной. Мы просим, чтобы ради молитв Пречистой Его Матери, Пресвятой Богородицы, и силой Честного Креста, дающего всем жизнь, и ради молитв Ангела-хранителя (Ангел — вестник Божий, Бесплотный дух, данный от Бога каждому человеку при таинстве Крещения для его охранения), а также ради молитв всех святых, Господь Исус Христос спас и помиловал нас грешных, потому что Он бесконечно добр и человеколюбив. И это воистину так!

Если семипоклонным началом заканчивается молитва, то после «отпуста» совершается три поклона с молитвой мытаря «Боже, милостив…»

Старообрядцы часто так и говорят: «Положи три поклона». В таком случае при поклонах читается только «Молитва мытаря», которая совершается при входе в храм, жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы. Перед выходом также нужно помолиться три поклона. 

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.

Текст молитвы:

  1. Боже, милостив буди мне грешному.
  2. Создавый мя Господи, помилуй мя.
  3. Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
  4. Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
  5. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
  6. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
  7. Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.

В конце каждого из первых семи стихов совершается крестное знамение: с первого по третий и с пятого по седьмой — с поясным поклоном, на четвёртом (после «Достойно есть») – с великим земным поклоном. В конце восьмого стиха совершается земной поклон без крестного знамения.

После реформ Патриарха Никона в обряде Русской Православнной Церкви вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас.

Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приёма в свою веру.

См. также

  • Обычное начало (литургика)

Ссылки

  • «О старообрядчестве. Начал»
  • Семейские — староверы Забайкалья

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.

Текст молитвы:

  1. Боже, милостив буди мне грешному.
  2. Создавый мя Господи, помилуй мя.
  3. Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
  4. Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
  5. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
  6. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
  7. Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.

В конце каждого из первых семи стихов совершается крестное знамение: с первого по третий и с пятого по седьмой — с поясным поклоном, на четвёртом (после «Достойно есть») – с великим земным поклоном. В конце восьмого стиха совершается земной поклон без крестного знамения.

Новообрядцы, в рамках общего упрощения службы, вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас.

Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приема в свою веру.

См. также

  • Обычное начало (литургика)

Ссылки

  • «О старообрядчестве. Начал»
  • Cемейские — староверы Забайкалья

Источник: //1000-molitv.ru/semipoklonnyy-nachal-tekst/

Молитвы утренние

Семипоклонный начал текст

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.

/конец Исусовой молитвы/

Семипоклонный начал (приходные и исходные поклоны):

Боже милостив буди мне грешному.

Создавый мя Господи и помилуй мя.

Без числа согреших Господи помилуй и прости мя грешнаго.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородице присноблаженую и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим без истления Бога Слово рождьшую сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веком аминь.

Господи помилуй Господи помилуй Господи благослови.

Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя Твоея Матере силою Честнаго и Животворящаго Креста и святаго ангела моего хранителя и всех ради святых помилуй и спаси мя грешнаго яко благ и человеколюбец аминь. {без}

/конец семипоклонного начала/

Молитва мытаря:

Боже милостив буди мне грешному.

Создавый мя Господи и помилуй мя.

Без числа согреших Господи помилуй и прости мя грешнаго.

/конец молитвы мытаря/

За молитв святых отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас аминь.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе Всяческих ради. {3 раза}

Молитва Макария:

Боже очисти мя грешнаго яко николиже благо сотворих пред Тобою. Но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя. Да не осужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь.

/конец молитвы Макария/

Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душа наша.

Трисвятое:

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас. {3 раза}

/конец Трисвятого/

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.

Пресвятая Троице помилуй нас. Господи очисти грехи наша. Владыко прости беззакония наша. Святыи посети, и исцели немощи наша. имене Твоего ради.

Господи помилуй. {3 раза}

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.

Молитва Господня (Отче наш…):

Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи, даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго.

/конец молитвы Отче наш…/

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Господи помилуй.{12 раз}

От сна восстав, благодарю тя Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения, не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща воздвиже мя, утреневати и славословити державу Твою непобедимую.

И ныне Владыко Боже пресвятыи, просвети очи сердца моего. И отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем.

Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 50:

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити.

Себо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и всесожигаемая.

Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

/конец псалма 50/

Символ веры (Верую…):

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.

И воскресшаго в третии день по писаниих.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.

/конец символа первого собора/

Второго вселенского собора

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресение мертвым.

И жизни будущаго века. Аминь.

/конец символа второго собора/

/конец Символа веры/

Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим. {3 раза}

О Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия. {3 раза}

Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя.

Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.

Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.

Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.

Святый великий Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.

Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. {3 раза}

Слава Господи, Кресту Твоему Честному. {3 раза}

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего. {3 раза}

Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего. {3 раза}

Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святыи славный пророче Илие, моли Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии славнии апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.{3 раза}

Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем. {3 раза}

Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

Святии вси, молите Бога о мне грешнем. {3 раза}

+ молитва тезоименному святому

+ молитва праздника/святого, чья память сегодня

+ молитва любому избранному святому

+ наложенная епитимия

Молитва о здравии родителей:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих имена

Избави их от всякия скорби, гнева и нужды,

от всякия болезни душевныя и телесныя.

Прости им всякое согрешение, вольное и невольное

И душам нашим полезная сотвори. {3 раза}

/конец молитвы о здравии родителей/

Молитва за упокой:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих имена. И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй. Вечныя муки избави. Небесному царствию причастники учини. И душам нашим полезная сотвори. {3 раза}

/конец молитвы за упокой/

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй и прости мя, милости Твоея ради.

Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове.

Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородице присноблаженую и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим без истления Бога Слово рождьшую сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веком, аминь.

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

{без} Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотоворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи.

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущия свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши.

Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния.

Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй.

Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего.

Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь.

Семипоклонный начал:

Боже милостив буди мне грешному.

Создавый мя Господи и помилуй мя.

Без числа согреших Господи помилуй и прости мя грешнаго.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородице присноблаженую и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим без истления Бога Слово рождьшую сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веком аминь.

Господи помилуй Господи помилуй Господи благослови.

Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя Твоея Матере силою Честнаго и Животворящаго Креста и святаго ангела моего хранителя и всех ради святых помилуй и спаси мя грешнаго яко благ и человеколюбец аминь. {без}

/конец семипоклонного начала/

{оградить себя крестом}

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.{целовать крест}

Источник: //nesusvet.narod.ru/books/prayer/molitvy_utrennie.htm

Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

Семипоклонный начал текст

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы. Предлагаем вам описание этих молитв, написанное до революции. 

«Молитва — это дыхание души нашей», — говорит святой Макарий.
Долго ли можно пробыть живым без дыхания? Весьма недолго. Так и духовная жизнь наша, не освежаемая и не подкрепляемая молитвой, скоро ослабевает, увядает и замирает.

Посему-то святой апостол желает, чтобы мы не только чаще, сколько возможно, но и непрестанно молились: «непрестанно молитеся, всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом».

Посему-то и святая Церковь учредила на каждый день седмеричное число молитвословий, чтобы поддержать, по возможности, дух своих чад в непрестанном молитвенном расположении.

Судя по сему, казалось бы, что для христианина нет ничего легче и удобнее, сладостнее и приятнее молитвы, подобно как для дитяти нет ничего приятнее беседы с отцом и матерью. И однако же на деле чувствуем другое. Тяжесть плоти бременит душу и влечет ее долу, когда хотела бы она вознестись горé. Заботы житейские приковывают сердце к земле, когда оно и хотело бы побывать на небе в своем родном жилище.

“В молитве” Горюшкин-Срокопудов 1900 г.

Обычные отношения и беседы, ежедневные занятия и встречи развлекают ум наш по тысячам предметов, не дают ему сосредоточиться в самом себе, вознестись, хотя на малое время, к Отцу светов, дохнуть, так сказать, свежим воздухом небесным.

Кажется, все устройство жизни нашей таково, что мы кружимся непрестанно, как в водовороте или вихре, до изнеможения тела и духа, до помрачения разума и чувства.

Оттого самое первое дело нередко становится последним, легкое — трудным, приятное — отяготительным, так что и украдши иногда час, который можно посвятить молитве, мы не знаем как приступить к ней, с чего начать и о чем продолжать.

Божьи люди. Художник Кузнецов Владимир Александрович

Чтобы помочь нам в этом крайне важном и необходимом для нас деле, попечительная Матерь наша святая Церковь установила начальные молитвы.

Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, излагает содержание святых молитв сначала в таких кратких стихах, кои содержат, однако, все роды молитв: прошение и благодарение и славословие. По уставу Церкви, прежде, чем совершать домашнее молитвенное правило и участвовать в общественном Богослужении, мы обязаны положить семипоклонный начал. Читается он так: с первым обычным поклоном произносится: «Боже, милостив буди мне грешному», со вторым обычным поклоном: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя», с третьим: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
За этими тремя краткими прошениями, сопровождаемыми в посты земными поклонами, читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова Рождьшую, Сущую Богородицу Тя величаем».
Этот священный гимн всегда сопровождается земным поклоном, даже в праздник. Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога.

«Един же от них, — сказано в Евангелии, — видев, яко исцеле, возвратися со гласом велиим, славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». (Зачало 85-е от Луки).

За молитвой «Достойно есть», далее читается славословие в честь Святой Троицы, именно: с пятым поклоном, произносятся слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; со следующим поклоном: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь», с последним седьмым: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». Эти три последние поклона в обычное время сопровождаются поясными поклонами, а в посты — земными.Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву.

Все они преломляются в ней, как лучи солнца, проходят через внимание человека и еще раз освещают сознание его своим светом, озаряя все дело искупления рода человеческого, вспоминают при этом Крест — орудие спасения, ангелов, святых, как части той Церкви, за которую Христос страдал на Кресте. Читается эта заключительная молитва, называемая отпуст, так: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». Поклон земной, без крестного знамения.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) В храме

Составляя предварительную часть церковного Богослужения, семипоклонный начал тем особенно важен, что под его воздействием мы можем согласовать свои мысли и свои чувства с мыслями и чувствами самой Церкви.

Благодаря началу, мы удобнее сможем соединить наше сердце с сердцами всех братий наших во единое благовонное и благоприятное кадило для вознесения в Пренебесный Жертвенник, войдя через эти краткие молитвы прошения, благодарения и славословия в духовную атмосферу всеобщей молитвы Церкви Вселенской, которой всегда благоприятно внемлет Отец Небесный.

Из журнала «Правда православия». Спб., 1907 №3

Источник: сайт “Родная Старина”

Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?

Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Молитвы за обед и за ужин

Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Следует ли говорить “Спасибо”?

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: //.com/staroveru и //.com/StarPraz

: //www..com/groups/staroveru

: //.com/staroveru

Источник: //starove.ru/anons/semipoklonnyj-nachal-kak-sredstvo-pristupit-k-molitve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.