Шестопсалмие ефрема сирина текст

Содержание

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Шестопсалмие ефрема сирина текст

Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале «Правмира».

Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя).

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, — с поясными поклонами.

Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда “вниз”, а не поднимают “вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить.

Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: “зачем?” и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

“Праздность” — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму.

Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием.

Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла.

Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям.

Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия.

Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.

Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом “отпечаток” Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность.

Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом.

Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно “подкрепляет” дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад.

Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом.

Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля.

Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем.

Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. “Падший” в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других.

Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения.

Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель.

Господь терпелив не потому, что Он “снисходительно” к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему.

Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”. В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня.

Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость.

Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне.

Но когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего.

В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог “стал плотью”.

Спасение и покаяние тогда – не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, “психо-телесный” знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Другие материалы о молитве на “Правмире”:

  • Молитва
  • Молитва – разговор с Богом
  • Молитва – встреча, молитва – диалог

Источник: https://www.pravmir.ru/velikopostnaya-molitva-svyatogo-efrema-sirina/

Псалтирь Ефрема Сирина

Шестопсалмие ефрема сирина текст

В сирийском городе Низибия в древние времена жил юноша. Его ложно обвинили в краже овец. Он не мог оправдаться. Однажды ночью он услышал голос Господа, который призвал его покаяться и отказаться от блудного образа жизни. Вскоре юношу оправдали.

Молодой человек, потрясённый случившимся, решил стать монахом-отшельником и уйти в горы. Это был преподобный Ефрем Сирин. Его уроки жизни позже стали основой для написанной Феофаном Затворником Псалтири.

Ефрем Сирин ― Учитель Церкви IV века

Преподобный Ефрем Сирин ― христианский богослов и поэт, иеродиакон. Признаётся одним из Учителей Церкви IV века. Звание Учителя Церкви в качестве почётного присваивает католическая церковь самым выдающимся богословам.

Первый раз его присвоили в 1298 году. В настоящее время таких Учителей тридцать шесть. Необходимо при этом отметить, что отца Ефрема Сирина почитают как католики, так и православные.

Преподобный Ефрем Сирин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. Так выглядел великий христианский подвижник, поэт и богослов.

Кроме того, все православные знают его как выдающегося подвижника, отшельника. Именно благодаря подвижничеству у преподобного открылся пророческий дар. При жизни его называли пророком Сирийским.

Благодаря своему дару, по Божьему Промыслу, он стал авторитетным толкователем Священного Писания в Церкви. На его сочинения ссылались многие богословы, например, Иоанн Златоуст.

Давид пишет псалмы. Хлудровская псалтирь, Новгород, конец XIII век. Царь Давид ― первый псалмопевец в христианстве. Ефрем Сирин взял с него пример.

В истории Церкви он известен тем, что по его изречениям была написана Псалтирь ― сборник псалмов или молитв.

В христианстве, кроме него, известен собственно сам Псалтирь, составленный царём Давидом, и Псалтирь Божьей матери. Он включает в себя 400 гимнов.

Гимны или же «мадраши», распевались. Они имели строфы. «Мемры» строф не имели, представляли собой гомили в поэтической форме. Всего же в творчестве святого выделяют примерно 50 разнообразных стихотворных размеров. Именно такое разнообразие технических приёмов и поэтическое мастерство позволило написать Ефрему Сирину те псалмы, которые позже стали основой его Псалтири.

Родился преподобный в благочестивой семье

Преподобный Ефрем Сирин родился в городе Низибия, Месопотамия, в семье бедных крестьян. Произошло это около 306 года. Прозвище «Сирин», то есть сириец, он получил потому, что Месопотамия в древности относилась к Сирии.

Житие и успение прп. Ефрема. Фреска. Османская империя (Греция). XVI век. Греция. Метеоры. Монастырь Николая Анапафсаса. На фреске представлены сюжеты из жития преподобного Ефрема Сирийского.

Его родители были благочестивыми христианами. Сам же Ефрем в молодости отличался вспыльчивым и раздражительным характером. Он совершал дурные поступки, но однажды произошёл случай, заставивший его одуматься.

Юношу обвинили в краже овец и заключили в тюрьму. Кражи он не совершал, но этого не мог доказать. Ночью, во сне он услышал голос, который призывал его покаяться и отказаться от блудного образа жизни. Вскоре после явления Голоса Божьего во сне, Ефрем был оправдан, и его освободили из заточения.

Этот случай оказал на преподобного большое влияние. Он решил увести подвижническую жизнь и стать отшельником. Для этого святой удалился в окрестные горы. Отшельничество, как род подвижничества, было введено в Низибии египетским пустынником Евгением. Евгений состоял в учениках у святого Антония Великого.

В то время среди отшельников широко известен был аскет, епископ Низбийской Церкви, святой Иаков. Он обличал ариан и активно проповедовал христианство. Ефрем вошёл в число его учеников. За время своего ученичества преподобный заслужил славу кроткого и смеренного человека, очень набожного и знающего.

Сам же святой считал себя «неучёным и маломысленным». Такая характеристика свидетельствует о его скромности, так как Ефрем Сирин прекрасно знал произведения христианских учёных, «мудрость египетскую», начала естествознания и мифологию язычников.

Первый Вселенский Собор. Минея июль. Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. В поездке на Собор святителя Иакова сопровождал преподобный Ефрем.

Зная большие достоинства своего ученика, святитель Иаков поручал ему проповедовать и учить детей. Кроме того, в его сопровождении он отправился на I Вселенский собор. Собор состоялся в 325 году Никее.

Преподобный Ефрем служил Иакову до самой его смерти в течение 14 лет.

Ефрем Сирин сочинил псалмы для Псалтири в монастыре города Эдессы

В 363 году Низибию взяли и разрушили персы. Это событие вынудило отшельника покинуть горы и поселиться в монастыре. Обитель находилась рядом с городом Эдесса. В монастыре жили подвижники, которые ради спасения своей души удалились в пещеры. В них они из пищи принимали только траву. Их жизнь проходила в пении псалмов и молитвах.

Преподобный больше всех из них сблизился с подвижником Иулианом. Во время нахождения в монастыре он не только совершал подвиги, но и учительствовал. Также он читал проповеди.

О том, как Ефрем получил дар проповеди, говорят так. Однажды во время пребывания преподобного на горе вблизи Низибии, он увидел, что спустился Ангел небесный. Ангел держал в руках свиток. Он спросил: «Кто достоин принять этот свиток?»

Книжная миниатюра. Византия. XIII век. Греция. Афонские библиотеки. Преподобный Ефрем Сирийский получает от Господа дар проповеди.

Голос свыше ему отвечал: «Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего». Подвижник открыл рот, и Ангел положил свиток ему в рот. Преподобный проглотил его. С тех пор он обрёл дар проповеди, под влиянием которой язычники становились христианами.

Кроме чтения проповедей, святой также занимался в монастыре толкованием Святого Писания. В своих трудах он описывал жизнь монастыря и подвизавшихся в нём подвижников. Таким образом, получилась история в псалмах. Главным в ней признается общая молитва монахов и совместный труд на общую пользу.

Путешествие в Египет и удаление в пещеру

Преподобный всегда скорбел о своих греха. Именно поэтому он отправился в Египет для того, чтобы своими глазами увидеть те подвиги, которые совершали здесь великие пустынники.

Несмотря на всеобщее почитание, Ефрем считал себя ниже и хуже своих. Общение с египетскими отшельниками принесло большое утешение святому. Приняли же его в Египте как дорогого гостя. Именно поэтому он провёл там много времени.

Возвращаясь из Египта, Ефрем Сирин посетил Кесарю Каппадокийскую. Здесь он беседовал со святителем Василием Великим. Он изъявил желание сделать его пресвитером. Преподобный по скромности своей от этого отказался и был рукоположен всего лишь в диаконы.

Позже Василий великий приглашал Ефрема Сирина на епископскую кафедру. Чтобы этого избежать, подвижник прикинулся юродивым.

Успение прп. Ефрема. Книжная миниатюра. Минологий Василия II. Византия. X век. Ватикан. Апостолическая библиотека. Преподобный Ефрем Сирин скончался тихо, в уединении от мира.

Вернувшись в Эдессу, Ефрем удалился от мира. Оставшуюся жизнь он прожил в пещере, время от времени помогая жителям города. Умер преподобный 9 июня 373 года в уединении.

Преподобный Ефрем завещал похоронить себя среди нищих и преступников

Преподробный Ефрем Сирин перед смертью завещал похоронить себя в Эдессе, на кладбище для нищих и преступников. Его последнюю волю не исполнили, так как вскоре после его кончины его останки были перенесены в усыпальницу Эдесских епископов. Где находилась она не известно.

В XIX веке. Дж. Баджер, английский путешественник посетил находящуюся к западу от города армянскую церковь святого Сергия. В ней он обнаружил гробницы преподобного Ефрема Сирина и святого Феодора. Позже мощи преподобного видели в армянском монастыре Дейр Саркис. В конце XIX века местные мусульмане его сожгли.

Самый крупный монастыре Святой Горы Афон – лавра Афанасия Афонского. Здесь храниться частица мощей преподобного Ефрема Сирина.

Частицы мощей хранятся в различных греческих монастырях – Великая Лавра, Дионисиат и др.

Находятся они также на Афоне. Существуют сведения о том, что в монастыре Дейр эль-Суриан сохраняется дерево Ефрема Сирина. По легенде оно выросло из того посоха, который воткнул в землю преподобный когда прибыл в него.

День памяти преподобного Ефрема Сирина 10 февраля

Православная Церковь чтит память преподобного 10 февраля. Молятся ему об обуздании гнева и злобы. Женщины обращаются к святому для того, чтобы он вразумил драчливых мужей. Также они молятся о мире как в семье и доме, так и государстве.

Книжная миниатюра. Россия. XVI век. Россия. Москва. Российская Государственная библиотека. В православии день преподобного Ефрема Сирина отмечается 10 февраля.

Преподобный Ефрем Сирин высоко почитается на Афоне.

Связанно это с тем, что святой был отшельником, почти всю свою жизнь прожил в пещерах. Кроме того, частица его мощей храниться и молитвенно почитается в самом крупном монастыре Святой Горы ― лавре Афанасия Афонского.

Лавра Афанасия Афонского

https://www.youtube.com/watch?v=aO7BLbBp9EQ

Великая Лавра или Лавра Святого Афанасия является самым большим и самым главным православным монастырем на Святой горе Афон.

Он находится в юго-восточной части полуострова на расстоянии получаса пути от побережья у самого подножия горы Афон.

Престольным праздником монастыря является день памяти Святого Афанасия, который и основал его, празднуется 5 июля по старому стилю.

Псалтирь преподобного Ефрема Сирина составил Феофан Затворник

Псалтырь Ефрема Сирина составил Феофан Затворник. Это произошло в прошлом веке. Сам преподобный такой книги не составлял. Все изречения, молитвы и псалмы были взяты Феофаном из различных писаний Святого Ефрема. Составление Псалтыри Феофаном было выполнено для душевной пользы и молитвы.

Фотография святителя Феофана Затворника. Дата снимка неизвестна. Святитель Феофан Затворник ― создатель Псалтири преподобного Ефрема Сирина.

Читать молитвы по ней следует как в храме, так и на дому.

Образцом при работе Феофана Затворника стала Псалтирь царя Давида. При этом у преподобного Ефрема Сирина её наполняют молитвенные к Богу возвышения, ведь он молитвенник.

Святой Давид же ― преимущественно Псалмопевец.

Феофан Затворник мерой количества статей, включённых в Псалтирь, избрал число псалом, содержащихся в Богодухновенной Псалтири. Указатель их содержания ― содержание псалмов. Кроме молитв, они содержат житейские истории, догматы и нравоучения.

Псалтирь 1861 года издания. Находится в частной коллекции. В подражание Псалтири царя Давида Феофан Затворник составил Псалтирь Ефрема Сирина.

Кроме того, в Псалтири помещены тексты Святого Афанасия Великого и Святого Максима Исповедника. Они посвящены Пресвятой Троице и воплощению Бога Слова.

Догматы взяты из сочинений преподобного Ефрема Сирина. Его истории в молитвах последовательно внешне описывают жизнь христианина от рождения до смерти. Внутренне же они рассказывают о борьбе с грехом.

Нравоучения составляют основу Псалтири Ефрема Сирина

Псалтирь преподобного Ефрема в основном состоит из нравоучительных псалмов. При этом это было решение Феофана затворника, который её составлял. Для того чтобы разнообразить содержание им были вставлены в сочинение нравоучения. В устах Святого Ефрема Сирина очень подходят к молитвенным оборотам речи.

В подражание Богодуховенной Псалтири, Псалтирь святого отца нашего Ефрема содержит 150 статей. Они разделены на 20 отделений, по примеру Псалтири, разделённой на 20 кафизм. Каждое отделение, в свою очередь, делится на три части ― славы. Начало каждого отделения открывает догмат, а в конце его идёт нравоучение

Псалтирь преподобного Ефрема Сирина. Наше время. Его основу составляют нравоучения преподобного Ефрема.

Настоящее собрание избранных молитв Феофан Затворник составлял так, чтобы каждая молитва преподобного была особенной. Например, говоря о том, что некоторые верующие сетуют на повторяемость слов молитвах, Феофан указывал, что в молитвах святого присутствует их разнообразие.

Если вы, к примеру, устали повторять: Господи помилуй, вы может произнести хвалу Господу, написанную, преподобным Ефремом Сириным.

Примером такой молитвы может служить следующий псалом:

«Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся мы, виновные. Ты отъял грехи наши крестом Своим, отыми от нас вины наши и в пришествие Твое».

Во время пения псалмов человек испытывает близость к Богу

В православии псалмопение всегда поощрялось. Дело в том, что традиция пения псалмов известна ещё со времён Ветхого завета. Во время их пения верующие испытывают наибольшую близость к Богу. Именно поэтому пение псалмов ― это составная часть богослужения.

https://youtu.be/t_GpTw95Y

ролик: ПСАЛТИРЬ или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых. Чтение и пение псалмов приближает человека к Богу.

В древности некоторые из псалмов пелись на ступенях храма. Поэтому они называются «песни ступеней». Такие псалмы есть и в Псалтири Ефрема Сирина.

Псалмы были освещены Спасителем нашим Богом. В частности, после того, как Тайная Вечера была окончена, он воспел вместе с апостолами. После этого Он отправился с ними на Елеонскую гору.

Подражая Спасителю, апостолы также часто пели псалмы. Например, апостолы Павел и Сила воспели в молитве Бога, томясь в темнице. После этого последовало землетрясение показавшее, что такое пение было угодно Господу.

Так как только тот, кто имеет чистые помыслы, может молиться искренне, перед молитвой необходимо очистить голову от всякой скверны. В этом может помочь псаломопение.

Преподобный Ефрем всю жизнь провёл с подвижниками. Он неоднократно видел воздействие на человека слёзной молитвы. Тексты псалмов, в сочетании с музыкой позволяют подготовить человека этому духовному упражнению.

Преподобный Ефрем Сирин». Фреска. Болгария. XIII век. Болгария. Бояны. Николае-Пантелеимоновская церковь. Преподобный Ефрем Сирин: «Псалом да будет непрестанно в устах твоих».

Кроме того, псалмопение позволяет умерить плотские и духовные страсти.

Это тоже знал преподобный Ефрем Сирин. Находясь в пещерах, он пел псалмы с целью борьбы с грехом. Именно поэтому Феофан Затворник решил собрать их все в Псалтирь. Все они способствуют созданию покаянного настроя.

Сам преподобный по этому поводу изрёк:

«Блажен, кто стал подобен Серафиму и Херувиму и никогда не бывает ленив для духовного священнослужения, неумолчно славословя Господа».

Источник: https://hranitel.club/343-psaltir-efrema-sirina

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста | Милосердие.ru

Шестопсалмие ефрема сирина текст

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

https://www.youtube.com/watch?v=n4kaAzvvduo

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.