Сретение текст службы

Сретение Господне: великий двунадесятый праздник

Сретение текст службы

Есть церковные праздники, названия которых известны всем: и людям, посещающим церковь, и далёким от неё.

Рождество, Пасха, Крещение и другие праздники входят в жизнь и быт современных людей, иногда не в полной мере знающих, что стоит за каждым из этих торжественных названий.

Одним из таких праздников является Сретение Господне. И как во все свои праздники, Церковь вкладывает в него свой особый великий смысл.

  • Сретение — неподвижный великий праздник
  • Немного истории
  • Икона Сретения Господня
  • В чём смысл празднования
  • Особенности богослужения в этот день
  • Сретение на Руси
  • Обычаи и традиции на Сретение
  • Что запрещено делать
  • Народные приметы
  • Сретенская вода

Сретение — неподвижный великий праздник

Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года и включает все праздники, самым великим из которых является Воскресение Христово или Пасха. Двенадцать великих праздников, посвящённых Христу и Божьей Матери, называются двунадесятыми. В свою очередь, некоторые из них празднуются каждый год в один и тот же день, например, Рождество Христово.

Так и Обрезание Господне, которое хотя и не относится к двунадесятым праздникам, но отмечается каждый год 14 января. Такие праздники называют неподвижными.

Празднование некоторых других событий переносится на разные даты. Таковы Пасха и все великие праздники, от неё зависящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и т. д.

И поскольку дата их празднования в каждом году различна — они носят название переходящих праздников.

Сретение Господне: что это за праздник и в чём его суть? Это религиозный двунадесятый неподвижный праздник, т. к. он всегда отмечается через 40 дней по прошествии Рождества Христова.

Этимология слова «Сретение»: перевод с церковнославянского буквально означает «встреча». Ударение при произнесении этого слова падает на первый слог.

​ Сретение празднуется от 1 до 7 дней: предпразднование 14 февраля, на дату с 16 по 22 февраля может приходиться попразднество и последующее отдание праздника.

Немного истории

История праздника Сретение Господне уходит к ветхозаветному обычаю приносить новорожденных младенцев на сороковой день их жизни в храм. При этом родители этого младенца обязаны были принести благодарственную жертву.

Этот обряд совершила и Пресвятая Дева Мария. В качестве ветхозаветной жертвы были принесены два птенца голубя. По обычаям того времени только бедным людям было позволено приносить такую малую жертву.

В храме Младенца Иисуса Христа встретил праведный старец Симеон, много лет ожидавший пришествия Мессии.

По преданию, Старцу Симеону на момент этой долгожданной встречи с Младенцем было более трёхсот лет, но за его праведную жизнь ему было Богом обещано увидеть своими глазами пришествие Спасителя.

И вскоре после этой свершившейся встречи старец перешёл в иной мир. В этом празднике старец Симеон олицетворяет ветхозаветное человечество, которому была обещана встреча со Спасителем мира.

Поэтому само название праздника в воспоминание об этом событии — Сретение или Встреча.

Когда Симеон принял от Девы Марии Младенца, он произнес слова, вошедшие в историю христианства как «Песнь Симеона Богоприимца»:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Кроме Симеона в Иерусалимском храме Христа также приветствовала Анна Пророчица. Ей было восемьдесят четыре года и своими молитвами, постом и благочестивой жизнью она настолько угодила Богу, что оказалась достойной стать свидетельницей этого события.

Икона Сретения Господня

Икона Сретения Господня изображает равными по значимости и Младенца Христа, и Богородицу. Образ Спасителя мира, сидящий на руках Праведного Симеона, отображает преемственность Ветхого закона закону Новому.

И Богородица, передающая Своего Сына в услужение миру по воле Господа, очень ярко передаёт двойственный смысл этого праздника.

Это и радость Сретения, обещанного Господом через ветхозаветных пророков, но и последующая неизбежная великая скорбь.

Иконография Сретения имеет два варианта, отличающихся композиционно. Вариант симметричной композиции: в центре Богородица с Младенцем Иисусом и праведный Симеон. Несимметричный вариант изображает прошествие к храму участников Сретения — Божией Матери, пророчицы Анны и Иосифа Обручника.

В чём смысл празднования

Что может означать Сретение для христиан? Сообщение, которое несёт в себе этот праздник, состоит в разделении старого и нового понимания мира.

Границу между Ветхим Заветом и жизнью по Новому Завету пролагает Сретение. Текст службы этого дня прославляет равно и Иисуса Христа, и Его Святую Матерь. И в этом особенность богослужения этого праздника.

Этому поистине великому событию в жизни христианской церкви посвящено множество произведений искусства как церковных, так и светских. Не один доклад был подготовлен в честь этого события. А церковь Сретения Господня в наши дни можно найти практически в любой епархии России.

Особенности богослужения в этот день

Праздничное богослужение на Сретение очень символично и имеет глубокий смысл. Божественная литургия начинается в восемь часов утра. Священнослужители одевают облачения голубого или белого цвета.

Белыми они могут быть в честь Господа как на празднике, посвящённом Ему, а голубыми — как в Богородничные праздники. Во время праздничной службы освящаются свечи, которые потом раздают прихожанам. Их хранили и берегли в течение всего последующего года.

Издревле люди верили, что сретенские свечи хранят дом в сохранности и домочадцев в здравии.

И как радостно звучит тропарь праздника:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебя бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,/просвящаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших, /дарующаго нам Воскресение».

В песне 9 канона св. Косьмы Маимумского православные с надеждой и любовью прославляют Богородицу:

«Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали».

На Сретение читают три паремии — отрывки из Библии (часто из Ветхого Завета), которые раскрывают главную тему отмечаемого события.

Первая паремия повествует об установлении Ветхого Завета посвящать Богу первенцев. Вторая говорит о видении, которое было открыто пророку Исаии. В этом видении Исаия встретился с Самим Господом, который в окружении ангелов призвал его к пророческому служению. Третья паремия — это также рассказ из книги Исаии, в котором повествуется о бегстве Святого Семейства в земли Египта.

Сретение на Руси

Если посмотреть на календарь и отсчитать сорок дней от 7 января — Рождества Христова, то получится, что последним зимним праздником является Сретение Господне. Дата этого праздника всегда отмечена в календаре — 15 февраля, а это значит, что до конца зимы всего две недели. И конечно, это время традиционно связывали с проводами зимы и с наступающей весной.

Если праздник приходится на Великий пост, то отмечается он весьма скромно — день постный. Но часто его празднование совпадает с традиционными проводами зимы — Масленицей: неделей, которая предшествует Великому посту.

Употребление мяса уже не благословляется, но разрешены яйца, молоко, творог.

В России в течение масленичной недели было принято приглашать гостей, самим ходить в гости, печь блины, гулять и веселиться, с тем, чтобы отгуляв на Масленице, благоговейно войти в Великой пост.

Обычаи и традиции на Сретение

Существуют определённые обычаи празднования этого дня. Самая суть правильной жизни в этот день состоит в величании того значимого события, память о котором празднуется Церковью. Вот некоторые из традиций этого праздника:

  • Очень желательно быть на богослужении в этот день, поисповедоваться и причастится. В этом случае необходимо прийти в церковь на ссенощное бдение — вечернее богослужение, накануне Сретения.
  • Есть обычай крестить в этот день младенцев.
  • В случае, если нет возможности посетить храм в этот день, необходимо прочесть дома тропарь и кондак Сретению Господню.
  • Принято проявлять особенную заботу о близких людях.
  • Сретение принято встречать в чистом, прибранном доме, но все домашние работы необходимо завершить до 15 февраля: в этот день работать запрещено.
  • Крестьяне верили, что если на Сретение обильно покормить кур, то весь год будет хороший приплод и много яиц.
  • Хлеб, блины, пироги на Сретение традиционно выпекаются круглыми, как прославление солнца.

Что запрещено делать

Традиция рекомендует воздерживаться от некоторых мероприятий и начинаний в этот божественный день. Существуют, например, такие ограничения:

  • На Сретение не начинают путешествий: поездка будет неудачной.
  • Не стоит в этот день ходить в баню. Это связано с необходимостью наколоть дрова, набрать воды и т. д. , что как раз и есть работа.
  • В этот праздник нельзя ругаться, ссориться, обижаться.
  • Плохое настроение в этот день также дурная примета.
  • Запрещена всякая работа, в том числе рукоделие и шитьё.
  • Запрещено употребление алкоголя т. к. алкоголь затуманивает разум и отвлекает человека от значимого смысла этого праздника.

Народные приметы

Русь всегда была очень наблюдательна. По тому, какая погода в этот праздник, крестьяне думали о предстоящих весне и лете, а также об урожае. Например, есть такие приметы:

  • Какая погода на Сретение, такая и весна: если оттепель, то весна придёт рано и будет тёплой.
  • Если похолодание, то весна будет холодной и наступит нескоро.
  • Если снег выпал или метель метёт — к дождливой, холодной и поздней весне.

Сретенская вода

Эту воду ценили наравне с крещенской водой и употребляли с верой и благоговением. Сретенская вода широко применялась:

  • при лечении недугов;
  • для снятия порчи и «дурного глаза»;
  • при кроплении помещений;
  • также ею окропляли воинов перед боем.

Сретенскую воду на Руси собирали с тающих сосулек, а в наши дни в этот день воду освящают в церкви и верующие забирают её домой после церковной службы.

Источник: https://1001molitva.ru/prazdniki/sretenie-gospodne-velikij-dvunadesyatyj.html

Праздничная Минея

Сретение текст службы

Тексты приводятся по изданию: Минея Праздничная. — Донской монастырь, Издательский отдел Московской Патриархии, Москва, 1993. — Репринтное воспроизведение издания 1914 г.

1 сентября: Начало индикта

8 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября: Воздвижение честного и животворящего Креста *

25 сентября: Преподобного Сергия, игумена Радонежского **

26 сентября: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

1 октября: Покров Пресвятой Богородицы

5 октября: Святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа

22 октября: В честь Казанской иконы Божией Матери *

26 октября: Святого и славного великомученика Димитрия мироточивого

8 ноября: Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил

21 ноября: Введение во храм Пресвятой Богородицы **

6 декабря: Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

Неделя святых праотцев **

Неделя святых отец **

24 декабря: Предпразднство Рождества Христова

Великие Рождественские Часы

25 декабря: Рождество Христово

Неделя по Рождестве

1 января: Обрезание еже по плоти Господа нашего Иисуса Христа

5 января: Предпразднство Богоявления **

Часы навечерия Богоявления **

6 января: Святое Богоявление *

30 января: Трех Святителей

2 февраля: Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

25 марта: Благовещение Пресвятой Богородицы *

23 апреля: Великомученика и победоносца Георгия **

9 мая: Перенесение мощей святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

11 мая: Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских **

21 мая: Святых равноапостольных царей Константина и Елены **

24 июня: Рождество Иоанна Крестителя

29 июня: Святых первоверховных апостолов *

10 июля: Преподобного Антония Печерского

15 июля: Святого равноапостольного князя Владимира

20 июля: Святого славного пророка Илии

22 июля: Святой равноапостольной Марии Магдалины

1 августа: Происхождение честных древ честного и животворящего Креста

6 августа: Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа *

15 августа: Успение Святой славной Владычицы нашей Богородицы *

16 августа: Перенесение нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа

29 августа: Усекновение главы Иоанна Предтечи

30 августа: Святого благоверного князя Александра Невского

Приложение

Паремии общие святым

* Службы, помеченные звездочкой, составлены с использованием материалов, наработанных Владом Дорошем http://vvdorosh.narod.ru

** Службы, помеченные двумя звездочками взяты с сайта Сергея Скоморохова “Праздничная Минея” http://minea.narod.ru.К сожалению, в настоящее время этот проект уже закрыт.

Из других источников

23 сентября: Зачатие святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

26 сентября: Святителю Тихону, Патриарху Российскому и исповеднику (оцифровка: Максим Е. Плякин)

27 сентября: Преподобному Савватию Соловецкому (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

27 сентября: Тропарь и кондак сщмч. Петру, митрополиту Крутицкому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

19 октября: Святому мученику Уару (конвертация из гражданского текст в церковнославянский; только для домашней молитвы)

11 ноября: Преподобному Мартирию Зеленецкому

15 ноября: Преподобному Паисию Величковскому (оцифровка: Виктор Лысенко): служба из Миней издательства Сретенского монастыря, и служба из Ново-Нямецкого монастыря в Приднестровье (не полностью*)

23 ноября: Святителю Митрофану Воронежскому (оцифровка: Даниил Дремачев)

26 ноября: Отрывок службы святителю Иннокентию Иркутскому

28 ноября: Тропарь и кондак сщмч. Серафиму, митрополиту Санктпетербурскому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

30 ноября: Святого апостола Андрея Первозванного, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

18 декабря: Тропарь и кондак сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского (оцифровка: прот. Н. Диваков)

20 декабря: Предпразднству Рождества Христова и святому священномученику Игнатию Богоносцу

20 декабря: Праведному Иоанну Кронштадскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

30 декабря: Святителю Макарию, митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

2 января: Преподобному Серафиму Саровскому: служба из Миней издательства Сретенского монастыря и по Великому сборнику

9 января: Святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

25 января: Священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

19 февраля: Преподобному Феодору Санаксарскому служба с акафистом, (оцифровка: Максим Е. Плякин)

24 февраля: Служба на первое и второе обретения главы Иоанна Крестителя, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

В неделю третью по Пятидесятнице: Собору Псковских святых (Оцифровка: Максим Е. Плякин)

1 августа: Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста и святых семи маккавейских мучеников

8 августа: Служба на первое (1566 г.) и второе (1992 г.) перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

13 августа: Святителя Тихона Задонского (оцифровка: Даниил Дремачев)

31 августа: Святителю Геннадию, патриарху Цареградскому без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

Источник: http://www.orthodox.ee/liturgical_texts/menaion/Festal_Menaion/festal_menaion.html

Сретенье Господне

Сретение текст службы

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес.

А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят).

Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка.

Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина).

Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына.

Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец».

Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет.

Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет.

Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло.

Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Церковнославянский: 

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века.

Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник.

В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня.

В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери.

Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Источник: http://ppsobor.ru/2018/02/11/sretene-gospodne/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.