Сретение текст службы

Сретенье Господне

Сретение текст службы

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес.

А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят).

Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка.

Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина).

Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына.

Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец».

Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет.

Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет.

Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло.

Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Церковнославянский: 

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века.

Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник.

В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня.

В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери.

Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Источник: http://ppsobor.ru/2018/02/11/sretene-gospodne/

Сретение Господне: как проходит служба в церкви

Сретение текст службы

Сретение Господне – один из двунадесятых праздников в христианском мире. Это означает, что отмечаемая дата напрямую сопряжена с жизнью Иисуса Христа и Девы Марии в их земном воплощении. В Православной церкви такие Праздники имеют особенное значение, особо почитаются среди других и выделяются в особый разряд двунадесятых (самых важных на протяжении календарного года). 

Служба в храме проходит по особым правилам, поскольку дата относится и к Господу, и к Богородице одновременно. Поэтому, как проходит служба, определяет и Ветхий Завет и Новый, а христианские богословы и экзегеты описывают Сретение Господне всегда в словах, возвышенных и восторженных.

Календарная дата и традиции

Очищение Марии или Громницы (можно встретить и еще одно название – День свечей) имеет собственную календарную дату и отмечается 15 февраля. Это связано с событиями, описанными в Евангелии от Луки: явлением Девы Марии, Пресвятой Богоматери в Иерусалимский храм в сопровождении святого Иосифа.

Важно!

Поскольку произошло это на сороковой день после рождения младенца Иисуса, памятная и торжественная дата, служба в церкви и даже языческие обряды, давшие народное название – Громницы проходят 5 февраля по григорианскому календарю. Сретение отмечается спустя ровно 40 дней с момента появления на свет Господа, (отсчитывается от великого двунадесятого Праздника – Рождества Христова).

От того, как проходит служба в церкви, появилось второе название – День свечей. Сретение Господне, по традиции встречают в храмах, проходит Всенощное Бдение и Божественная Литургия.

Также читайте: Сретение Господне что за праздник, традиции и приметы

Интересно!

В переводе со старославянского, сретение – означает встреча. Но в названии заложена не только встреча старца Симеона с Мессией, которую он ждал 300 лет. По языческим верованиям – именно в этот день праздновалось окончание зимы и начало весны. Считалось, что в этот день они впервые встречаются.

Служба в храме

Для православных верующих двунадесятый праздник имеет особенное значение. Считается, что именно молитвы, вознесенные к небу в этот день приобретают наибольшую силу. И если с пылом сердечным вознести их к Господу, то он услышит и непременно поможет.

Обратите внимание! 

Православные верующие считают, что искренняя молитва никогда не останется без ответа. Но на Сретение Господне можно просить и защиты и помощи. Освященная в этот день вода целебна и используется для лечения, а окропление дома сретенской водой помогает изгнанию всякой нечисти.

Праздник посвящается одновременно Пресвятой Богородице и ее Божественному Младенцу. Поэтому и службы в церкви читаются разные – обращенные к Господу, адресованные к Его Пресвятой Матери и величание Богородице и ее Сыну. В День свечей проводится освящение свечи и воды. По церковным правилам, свеча зажигается напротив иконы Симеона.

Также читайте: Открытки с поздравлениями на Крещение своими руками

Но это же действо можно осуществить напротив святого образа Богоматери или Иисуса Христа. После того, как свеча зажигается у одного из трех образов, возносится молитва от чистого сердца. После этого можно забрать свечу и использовать ее в доме для молитвенных надобностей или просто хранить для достижения определенных целей.

Совет! 

Сретенскую воду пьют для профилактики болезней или для лечения. Громничную свечу можно зажечь только для важных событий – рождения младенца, смерти или свадьбы. Она очищает душу и тело каждого присутствующего при событии человека и тоже обладает исцеляющей способностью.

В современном мире православная церковь дала верующим послабления, и разрешает не делать собственноручно из воска пчел свечу на Громницы, не стоять все службы, а хотя бы посетить церковь и помолиться. Или просто помолиться даже дома, не впадая весь день в гнев или уныние.

В этот день в храме читается Тропарь Богородице, Кондак Господу и Величание, посвященное Богоматери и Ее Сыну. Праздничная Божественная литургия посвящается Симеону Богоприимцу, Пресвятой Деве Марии и Сыну Божьему. Можно посетить хотя бы одно божественное чтение, искренне помолиться, открыв сердце Сыну Господнему и попросить его о самом заветном.

Факт! 

Предки были уверены, что именно на Сретение нужно крестить младенцев, проводить венчания, стоять Всенощное бдение.

Освященную воду и свечи можно использовать целый год – они сохраняют свою божественную силу до следующего февраля, помогают уберечься от болезней и вылечиться от недуга, уберечься от нечистой силы, очистить тело и душу при необходимости.

Источник: https://rat-felt.ru/sretenie-gospodne-kak-prohodit-sluzhba.html

Праздничная Минея

Сретение текст службы

Тексты приводятся по изданию: Минея Праздничная. — Донской монастырь, Издательский отдел Московской Патриархии, Москва, 1993. — Репринтное воспроизведение издания 1914 г.

1 сентября: Начало индикта

8 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября: Воздвижение честного и животворящего Креста *

25 сентября: Преподобного Сергия, игумена Радонежского **

26 сентября: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

1 октября: Покров Пресвятой Богородицы

5 октября: Святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа

22 октября: В честь Казанской иконы Божией Матери *

26 октября: Святого и славного великомученика Димитрия мироточивого

8 ноября: Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил

21 ноября: Введение во храм Пресвятой Богородицы **

6 декабря: Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

Неделя святых праотцев **

Неделя святых отец **

24 декабря: Предпразднство Рождества Христова

Великие Рождественские Часы

25 декабря: Рождество Христово

Неделя по Рождестве

1 января: Обрезание еже по плоти Господа нашего Иисуса Христа

5 января: Предпразднство Богоявления **

Часы навечерия Богоявления **

6 января: Святое Богоявление *

30 января: Трех Святителей

2 февраля: Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

25 марта: Благовещение Пресвятой Богородицы *

23 апреля: Великомученика и победоносца Георгия **

9 мая: Перенесение мощей святителя Николая, Мирликийского Чудотворца **

11 мая: Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских **

21 мая: Святых равноапостольных царей Константина и Елены **

24 июня: Рождество Иоанна Крестителя

29 июня: Святых первоверховных апостолов *

10 июля: Преподобного Антония Печерского

15 июля: Святого равноапостольного князя Владимира

20 июля: Святого славного пророка Илии

22 июля: Святой равноапостольной Марии Магдалины

1 августа: Происхождение честных древ честного и животворящего Креста

6 августа: Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа *

15 августа: Успение Святой славной Владычицы нашей Богородицы *

16 августа: Перенесение нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа

29 августа: Усекновение главы Иоанна Предтечи

30 августа: Святого благоверного князя Александра Невского

Приложение

Паремии общие святым

* Службы, помеченные звездочкой, составлены с использованием материалов, наработанных Владом Дорошем http://vvdorosh.narod.ru

** Службы, помеченные двумя звездочками взяты с сайта Сергея Скоморохова “Праздничная Минея” http://minea.narod.ru.К сожалению, в настоящее время этот проект уже закрыт.

Из других источников

23 сентября: Зачатие святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

26 сентября: Святителю Тихону, Патриарху Российскому и исповеднику (оцифровка: Максим Е. Плякин)

27 сентября: Преподобному Савватию Соловецкому (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

27 сентября: Тропарь и кондак сщмч. Петру, митрополиту Крутицкому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

19 октября: Святому мученику Уару (конвертация из гражданского текст в церковнославянский; только для домашней молитвы)

11 ноября: Преподобному Мартирию Зеленецкому

15 ноября: Преподобному Паисию Величковскому (оцифровка: Виктор Лысенко): служба из Миней издательства Сретенского монастыря, и служба из Ново-Нямецкого монастыря в Приднестровье (не полностью*)

23 ноября: Святителю Митрофану Воронежскому (оцифровка: Даниил Дремачев)

26 ноября: Отрывок службы святителю Иннокентию Иркутскому

28 ноября: Тропарь и кондак сщмч. Серафиму, митрополиту Санктпетербурскому (оцифровка: прот. Н. Диваков)

30 ноября: Святого апостола Андрея Первозванного, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

18 декабря: Тропарь и кондак сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского (оцифровка: прот. Н. Диваков)

20 декабря: Предпразднству Рождества Христова и святому священномученику Игнатию Богоносцу

20 декабря: Праведному Иоанну Кронштадскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

30 декабря: Святителю Макарию, митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

2 января: Преподобному Серафиму Саровскому: служба из Миней издательства Сретенского монастыря и по Великому сборнику

9 января: Святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

25 января: Священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

19 февраля: Преподобному Феодору Санаксарскому служба с акафистом, (оцифровка: Максим Е. Плякин)

24 февраля: Служба на первое и второе обретения главы Иоанна Крестителя, без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

В неделю третью по Пятидесятнице: Собору Псковских святых (Оцифровка: Максим Е. Плякин)

1 августа: Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста и святых семи маккавейских мучеников

8 августа: Служба на первое (1566 г.) и второе (1992 г.) перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)

13 августа: Святителя Тихона Задонского (оцифровка: Даниил Дремачев)

31 августа: Святителю Геннадию, патриарху Цареградскому без канона (источник: Московская Регентско-Певческая Семинария)

Источник: http://www.orthodox.ee/liturgical_texts/menaion/Festal_Menaion/festal_menaion.html

Сретение Господне: великий двунадесятый праздник

Сретение текст службы

Есть церковные праздники, названия которых известны всем: и людям, посещающим церковь, и далёким от неё.

Рождество, Пасха, Крещение и другие праздники входят в жизнь и быт современных людей, иногда не в полной мере знающих, что стоит за каждым из этих торжественных названий.

Одним из таких праздников является Сретение Господне. И как во все свои праздники, Церковь вкладывает в него свой особый великий смысл.

  • Сретение — неподвижный великий праздник
  • Немного истории
  • Икона Сретения Господня
  • В чём смысл празднования
  • Особенности богослужения в этот день
  • Сретение на Руси
  • Обычаи и традиции на Сретение
  • Что запрещено делать
  • Народные приметы
  • Сретенская вода

Сретение — неподвижный великий праздник

Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года и включает все праздники, самым великим из которых является Воскресение Христово или Пасха. Двенадцать великих праздников, посвящённых Христу и Божьей Матери, называются двунадесятыми. В свою очередь, некоторые из них празднуются каждый год в один и тот же день, например, Рождество Христово.

Так и Обрезание Господне, которое хотя и не относится к двунадесятым праздникам, но отмечается каждый год 14 января. Такие праздники называют неподвижными.

Празднование некоторых других событий переносится на разные даты. Таковы Пасха и все великие праздники, от неё зависящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и т. д.

И поскольку дата их празднования в каждом году различна — они носят название переходящих праздников.

Сретение Господне: что это за праздник и в чём его суть? Это религиозный двунадесятый неподвижный праздник, т. к. он всегда отмечается через 40 дней по прошествии Рождества Христова.

Этимология слова «Сретение»: перевод с церковнославянского буквально означает «встреча». Ударение при произнесении этого слова падает на первый слог.

​ Сретение празднуется от 1 до 7 дней: предпразднование 14 февраля, на дату с 16 по 22 февраля может приходиться попразднество и последующее отдание праздника.

Немного истории

История праздника Сретение Господне уходит к ветхозаветному обычаю приносить новорожденных младенцев на сороковой день их жизни в храм. При этом родители этого младенца обязаны были принести благодарственную жертву.

Этот обряд совершила и Пресвятая Дева Мария. В качестве ветхозаветной жертвы были принесены два птенца голубя. По обычаям того времени только бедным людям было позволено приносить такую малую жертву.

В храме Младенца Иисуса Христа встретил праведный старец Симеон, много лет ожидавший пришествия Мессии.

По преданию, Старцу Симеону на момент этой долгожданной встречи с Младенцем было более трёхсот лет, но за его праведную жизнь ему было Богом обещано увидеть своими глазами пришествие Спасителя.

И вскоре после этой свершившейся встречи старец перешёл в иной мир. В этом празднике старец Симеон олицетворяет ветхозаветное человечество, которому была обещана встреча со Спасителем мира.

Поэтому само название праздника в воспоминание об этом событии — Сретение или Встреча.

Когда Симеон принял от Девы Марии Младенца, он произнес слова, вошедшие в историю христианства как «Песнь Симеона Богоприимца»:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Кроме Симеона в Иерусалимском храме Христа также приветствовала Анна Пророчица. Ей было восемьдесят четыре года и своими молитвами, постом и благочестивой жизнью она настолько угодила Богу, что оказалась достойной стать свидетельницей этого события.

Икона Сретения Господня

Икона Сретения Господня изображает равными по значимости и Младенца Христа, и Богородицу. Образ Спасителя мира, сидящий на руках Праведного Симеона, отображает преемственность Ветхого закона закону Новому.

И Богородица, передающая Своего Сына в услужение миру по воле Господа, очень ярко передаёт двойственный смысл этого праздника.

Это и радость Сретения, обещанного Господом через ветхозаветных пророков, но и последующая неизбежная великая скорбь.

Иконография Сретения имеет два варианта, отличающихся композиционно. Вариант симметричной композиции: в центре Богородица с Младенцем Иисусом и праведный Симеон. Несимметричный вариант изображает прошествие к храму участников Сретения — Божией Матери, пророчицы Анны и Иосифа Обручника.

В чём смысл празднования

Что может означать Сретение для христиан? Сообщение, которое несёт в себе этот праздник, состоит в разделении старого и нового понимания мира.

Границу между Ветхим Заветом и жизнью по Новому Завету пролагает Сретение. Текст службы этого дня прославляет равно и Иисуса Христа, и Его Святую Матерь. И в этом особенность богослужения этого праздника.

Этому поистине великому событию в жизни христианской церкви посвящено множество произведений искусства как церковных, так и светских. Не один доклад был подготовлен в честь этого события. А церковь Сретения Господня в наши дни можно найти практически в любой епархии России.

Особенности богослужения в этот день

Праздничное богослужение на Сретение очень символично и имеет глубокий смысл. Божественная литургия начинается в восемь часов утра. Священнослужители одевают облачения голубого или белого цвета.

Белыми они могут быть в честь Господа как на празднике, посвящённом Ему, а голубыми — как в Богородничные праздники. Во время праздничной службы освящаются свечи, которые потом раздают прихожанам. Их хранили и берегли в течение всего последующего года.

Издревле люди верили, что сретенские свечи хранят дом в сохранности и домочадцев в здравии.

И как радостно звучит тропарь праздника:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебя бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,/просвящаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших, /дарующаго нам Воскресение».

В песне 9 канона св. Косьмы Маимумского православные с надеждой и любовью прославляют Богородицу:

«Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали».

На Сретение читают три паремии — отрывки из Библии (часто из Ветхого Завета), которые раскрывают главную тему отмечаемого события.

Первая паремия повествует об установлении Ветхого Завета посвящать Богу первенцев. Вторая говорит о видении, которое было открыто пророку Исаии. В этом видении Исаия встретился с Самим Господом, который в окружении ангелов призвал его к пророческому служению. Третья паремия — это также рассказ из книги Исаии, в котором повествуется о бегстве Святого Семейства в земли Египта.

Сретение на Руси

Если посмотреть на календарь и отсчитать сорок дней от 7 января — Рождества Христова, то получится, что последним зимним праздником является Сретение Господне. Дата этого праздника всегда отмечена в календаре — 15 февраля, а это значит, что до конца зимы всего две недели. И конечно, это время традиционно связывали с проводами зимы и с наступающей весной.

Если праздник приходится на Великий пост, то отмечается он весьма скромно — день постный. Но часто его празднование совпадает с традиционными проводами зимы — Масленицей: неделей, которая предшествует Великому посту.

Употребление мяса уже не благословляется, но разрешены яйца, молоко, творог.

В России в течение масленичной недели было принято приглашать гостей, самим ходить в гости, печь блины, гулять и веселиться, с тем, чтобы отгуляв на Масленице, благоговейно войти в Великой пост.

Обычаи и традиции на Сретение

Существуют определённые обычаи празднования этого дня. Самая суть правильной жизни в этот день состоит в величании того значимого события, память о котором празднуется Церковью. Вот некоторые из традиций этого праздника:

  • Очень желательно быть на богослужении в этот день, поисповедоваться и причастится. В этом случае необходимо прийти в церковь на ссенощное бдение — вечернее богослужение, накануне Сретения.
  • Есть обычай крестить в этот день младенцев.
  • В случае, если нет возможности посетить храм в этот день, необходимо прочесть дома тропарь и кондак Сретению Господню.
  • Принято проявлять особенную заботу о близких людях.
  • Сретение принято встречать в чистом, прибранном доме, но все домашние работы необходимо завершить до 15 февраля: в этот день работать запрещено.
  • Крестьяне верили, что если на Сретение обильно покормить кур, то весь год будет хороший приплод и много яиц.
  • Хлеб, блины, пироги на Сретение традиционно выпекаются круглыми, как прославление солнца.

Что запрещено делать

Традиция рекомендует воздерживаться от некоторых мероприятий и начинаний в этот божественный день. Существуют, например, такие ограничения:

  • На Сретение не начинают путешествий: поездка будет неудачной.
  • Не стоит в этот день ходить в баню. Это связано с необходимостью наколоть дрова, набрать воды и т. д. , что как раз и есть работа.
  • В этот праздник нельзя ругаться, ссориться, обижаться.
  • Плохое настроение в этот день также дурная примета.
  • Запрещена всякая работа, в том числе рукоделие и шитьё.
  • Запрещено употребление алкоголя т. к. алкоголь затуманивает разум и отвлекает человека от значимого смысла этого праздника.

Народные приметы

Русь всегда была очень наблюдательна. По тому, какая погода в этот праздник, крестьяне думали о предстоящих весне и лете, а также об урожае. Например, есть такие приметы:

  • Какая погода на Сретение, такая и весна: если оттепель, то весна придёт рано и будет тёплой.
  • Если похолодание, то весна будет холодной и наступит нескоро.
  • Если снег выпал или метель метёт — к дождливой, холодной и поздней весне.

Сретенская вода

Эту воду ценили наравне с крещенской водой и употребляли с верой и благоговением. Сретенская вода широко применялась:

  • при лечении недугов;
  • для снятия порчи и «дурного глаза»;
  • при кроплении помещений;
  • также ею окропляли воинов перед боем.

Сретенскую воду на Руси собирали с тающих сосулек, а в наши дни в этот день воду освящают в церкви и верующие забирают её домой после церковной службы.

Источник: https://1001molitva.ru/prazdniki/sretenie-gospodne-velikij-dvunadesyatyj.html

СРЕТЕНИЕ, ИЛИ ВСТРЕЧА

Сретение текст службы

Находясь на храмовом богослужении, большинство из нас легко узнает знакомые молитвы – «Отче наш», Символ Веры, Песнь Богородицы, воодушевленно подпевая хору. Слова этих молитв православный человек призван знать наизусть.

Однако большая часть иных, звучащих в церковном обиходе песнопений – тропарей, кондаков, стихир, ирмосов, канонов и многих других, к сожалению, воспринимается скорее как привычная и красивая мелодическая составляющая богослужения, а ведь они – часть богословия Церкви.

Православная гимнография, изучающая историю создания и содержание православных богослужебных песнопений, – отдельная и очень увлекательная область церковной науки. Сегодня мы приоткроем завесу над этой таинственной сферой, обратившись к текстам песнопений праздника Сретения Господня.

Церковнославянским словом «Сретение» называется удивительная встреча, о которой Православная Церковь напоминает нам каждый год 2 февраля (15 февраля по новому стилю).

На 40-й день по Рождестве праведный Иосиф и Пресвятая Богородица принесли Богомладенца в Иерусалимский храм.

На пороге их встретил старец Симеон: ему было предсказано, что он не уйдет в мир иной, пока не примет на свои руки обещанного Мессию – Христа.

И слова, которые Симеон Богоприимец произнес в этот день, звучат в православных храмах на каждом вечернем богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».

Впрочем, слово «сретение» означает любую памятную встречу. И может быть, для кого-то из тех, кто читает эти строки, таким сретением станет собственный приход в этот день в храм Божий.

Как понять церковный язык?

В IX веке святые Кирилл и Мефодий познакомили славян с греческой гимнографией, а уже в X веке появились гимнографы-славяне, которые составляли (составляют и в наши дни) песнопения и молитвы на церковнославянском языке.

Язык этот не чужой для русского человека, не иностранный и не мертвый: он понятен всем, но в разной степени – в меру духовного возраста и в меру отпущенных Богом талантов. Церковь день за днем, неделя за неделей, год за годом учит своих чад, как жить, «чтобы наследовать жизнь вечную».

Что будет звучать на службе?

Накануне большого церковного праздника полагается праздничная всенощная – служба, соединяющая в себе вечерню и утреню. На Сретенской всенощной мы услышим тропарь и кондак праздника, которые поются на 1-й глас.

Мелодию эту легко запоминают даже новички, ведь совсем недавно, в праздник Крещения, когда освящали воду, 1-й тропарный глас звучал неоднократно: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Этот же напев звучит при погружении креста в воду на каждом молебне с водоосвящением: «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Особенность Сретенского богослужения – припевы на 9-й песни канона.

Канон поется или читается на каждой праздничной утрене, но не у каждого праздника так много припевов, как у Сретения! Ближе к концу службы, когда весь народ постепенно подойдет к елеопомазанию и многие засобираются домой, – мы услышим диаконское возглашение: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих», – и целое ожерелье дивных стихов, простая мелодия и проникновенные слова которых легко ложатся на сердце.

Припевы эти можно услышать и в самый день праздника на Литургии, но здесь их поют уже не по Уставу, а по любви.

О чем поётся в тропаре праздника?

Тропарь – это маленькое стихотворение в прозе.

В нем нет привычного нам по светской поэзии строгого ритма, нет рифм – и все же это именно поэтическое произведение, в сжатой форме повествующее о самой сути праздника Сретения.

Такой вид поэзии на первый взгляд кажется странным, но ведь зарифмованные ритмические строки не менее странны, а мы им не удивляемся, мы их любим, читаем и поем наизусть.

Добавим лишь несколько комментариев.

Выше мы вспоминали, как произошло Сретение Господне. А если вспомнить, как происходило Благовещение, то в начальных словах сретенского тропаря услышишь глас Архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии о грядущем Рождестве Христове: «Радуйся, Благодатная…».

«Христос Бог наш» назван в тропаре «Солнцем Правды» – а здесь слышится отзвук другого тропаря, звучавшего в рождественские дни, когда мы вместе с волхвами кланялись воссиявшему Солнцу Правды.

«Просвещаяй сущия во тьме» значит «Просвещающий существующих во тьме». Необычные грамматические формы могут, пожалуй, смутить новичка.

Однако церковный язык осваивается постепенно: он становится понятнее, если все больше церковных песнопений слагается в верующем сердце, которое, устав от долгого пути в темном житейском тоннеле, жаждет света.

Но если само «существование во тьме» человеку дорого – ему трудно услышать голос Церкви, на каком бы языке она ни пела.

«Веселися и ты, старче праведный», – обращается гимнограф к старцу Симеону Богоприимцу, встретившему «Свободителя душ наших». Уже скоро, в конце февраля, мы будем вспоминать притчу о блудном сыне, которому любящий отец отверз свои объятия. Но чтобы ответить на жест любящего Отца, человеку самому надо распахнуть свое сердце.

И это уже – личный выбор каждого. Если вы верите, что ваша жизнь закончится со смертью тела, – зачем вам все это? Но если вы верите (или хотели бы поверить!), что после смерти нас ждет Господь, «Дарующий воскресение», – тогда ваше сретение со Христом состоится.

Людмила Медведева

МЕДВЕДЕВА Людмила Павловна
филолог-русист, редактор богослужебных книг, гимнограф,кандидат исторических наук

Об авторе: МЕДВЕДЕВА Людмила Павловна
филолог-русист, редактор богослужебных книг, гимнограф,кандидат исторических наук

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/sretenie-ili-vstrecha/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.