Сряща и беса полуденного

Краткое толкование на 90й псалом (Живый в помощи Вышняго)

Сряща и беса полуденного

 Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела.

Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»): «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31), — отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. псалма диалектично.

В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи.

Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно.

Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».

Людмила Никеева — «Долгие проводы»

Вот толкование на 90й псалом приведенных святителем Афанасием Великим

Толкование 90 псалма

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану.

И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13).

И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.

Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας).

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8. Обáче очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорить, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло и рана не приближится селению твоему.

Потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл.7:30). Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16).

И великий Авраам в ободрение рабу своему говорить: Бог «пóслет Ангела Своего пред тобою, и пóймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование.

 Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Пс.90:13. На аспида и василиска настýпиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования.

Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение.

 Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kratkoe-tolkovanie-na-90j-psalom-zhivyj-v-pomoshhi-yyshnyago/

псалмы: Библия

Сряща и беса полуденного

Вернуться к предыдущему тексту

[Хвалебная песнь Давида.

]
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!”
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: “Господь – упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 “За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое”. 

Перевод Селезнева:

90 1 [Псалмопевец:] Ты, живущий под сенью Вышнего, приют нашедший под кровом Сильного, 2 говорящий о Господе: «Он мой оплот, моя крепость, мой Бог, моя надежда»! 3 Господь спасет тебя от сетей ловца, от всего, что гибель несет. 4 Он Своими крылами укроет тебя: Его крылья — защита тебе. Его верность — щит и стена.

5 Ни ужас ночной не страшен тебе, ни днем пущенная стрела, 6 ни чума, крадущаяся в ночи, ни мор среди бела дня.

7 Тысяча павших рядом с тобой, десять тысяч по правую руку твою, но тебя минует беда! 8 Ты всего лишь свидетель: смотри и увидишь расплату грешных! [Праведник:] 9 — О Господь, Ты прибежище мне! [Псалмопевец:] — Ты Вышнего выбрал оплотом своим, 10 и горе к тебе не придет, и беда не войдет в твой дом.

11 Он ангелам даст о тебе наказ — хранить тебя, куда бы ты ни шел, 12 они на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень. 13 Льва и гадюку ты будешь попирать; злого льва и дракона растопчешь. [Бог:] 14 — Он Меня любит и Я его спасу, Я защищу его, знающего имя Мое. 15 Он призовет Меня, и Я услышу его, Я с ним в беде, приду на помощь и прославлю его!

16 Дам насытиться долгой жизнью, дам увидеть, как Я его спасу!

Перевод Тимрота:

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: “Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него”. Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь безопасен, – как оружие окружит тебя истина Его.

Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падет рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим.

Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. “Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё.

Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё”.

Перевод Аверинцева:

Ты, что у Вышнего под кровом живешь,

под сенью Крепкого вкушаешь покой,

скажи Господу: «Оплот мой, сила моя,

Ты – Бог мой, уповаю на Тебя!»

Ибо Он избавит тебя от сети ловца

и от язвы злой,

Своими крылами осенит тебя,

и под сенью перьев Его найдешь укром.

Щит твой и доспех твой –

верность Его!

Не убоишься ни страхов ночных,

ни стрелы, летящей во дни,

ни язвы, крадущейся во мгле,

ни мора, что в полдень мертвит.

Тысяча падет подле тебя,

и десять тысяч – одесную тебя,

но к тебе не подойдет;

лишь очами твоими будешь взирать,

возмездие безбожным созерцать.

«Господь – упование мое!» – сказал ты,

Вышнего избрал оплотом твоим;

не приключится с тобою зла,

и не тронет бич шатра твоего.

Ибо Вестникам Своим поручил Он тебя,

чтоб хранили тебя на всех путях твоих;

на руки подымут они тебя,

чтоб о камень не преткнулась твоя стопа;

на аспида и змия наступишь ты,

будешь льва и дракона попирать.

– Он приник ко Мне, и избавлю его,

возвышу его, ибо познал он имя Мое,

воззовет ко Мне, и отвечу ему,

с ним буду в скорбях,

избавлю и прославлю его,

долготою дней насыщу его,

и явлю ему спасение Мое.

Церковно-славянский перевод:

1 Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго водворится,

2 речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него.

3 Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна:

4 плещма своима осенит тя, и под криле его надеешися: оружием обыдет тя истина его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

6 от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

9 Яко ты, Господи, упование мое: вышняго положил еси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:

11 яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:

13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

14 Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя мое.

15 Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его:

16 долготою дний исполню его и явлю ему спасение мое.

Далее

Источник: http://yakov.works/library/02_b/bible/22_ps090.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.