Святая святым значение

7038     Комментариев: 0

В прошлый раз мы остановились на том, как все участники литургии под руководством диакона поют “Отче наш”. Мы помним, что эта молитва, которую преподал нам Сам Господь в Своем Евангелии, предваряется словами Христа о необходимости тайной, сокрытой от мира молитвы (см.: Мф. 6, 13).

Это касается личного молитвенного правила, которое человек исполняет наедине, затворившись в своей комнате дома. А в этот момент литургии каждый из глубины клети своего сердца, непосредственно в присутствии Бога, тайно, но в то же время вместе со всей Церковью может обратиться к своему Создателю с самым сокровенным прошением.

Пением “Отче наш” все молитвенное собрание выражает твердое упование, что Господь услышит молитву и дарует просящим то, что для них “насущно”.

Чтобы правильно понять эту главную христианскую молитву, священноисповедник Сергий Правдолюбов в своем объяснении Божественной литургии предлагает обратиться к другой Господней молитве, к той, которой Он перед Крестными Страданиями молился в Гефсиманском саду Своему Отцу.

Один из главных моментов и в той и в другой молитве — смирение перед волей Отца Небесного, глубокое принятие всеблагого Промысла Божия. “И как похожи эти молитвы. “Отче Мой”,— молился Он как Единородный Сын Отца.— “Отче наш”,— взываем мы как дети Небесного Отца по благодати. “Но не Моя воля, а Твоя да будет”,— говорил Он.

И мы предаем себя в Его волю, когда произносим: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли”” [1].

Вообще, молитву “Отче наш” христианин должен не просто знать наизусть, но и постараться изучить ее, то есть с помощью святоотеческих толкований проникнуть в сокрытые от беглого, поверхностного восприятия сокровищницы молитвы Господней.

Многие святые отцы Церкви и духовные писатели оставили толкования на “Отче наш” например, святитель Иоанн Златоуст (Творения. Том 8. Кн. 2. Объяснение молитвы “Отче наш” (Мф. 4, 9-13)), святитель Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь.

Слово во вторник двадцать третьей недели), святитель Николай Сербский (Вера святых. “Отче наш”. Толкование молитвы Господней).

Даже светские люди, имеющие духовную жажду, писали на эту тему, например, очень интересные размышления о молитве Господней есть у выдающегося русского авиаконструктора И.И. Сикорского.

После обычного возгласа “Яко Твое есть Царство…”, завершающего пение народом молитвы Господней, священник в последний раз на литургии преподает мир молящимся: “Мир вам”. “И духови твоему”,— привычно отвечает хор. Мир Христов возвещается иереем уже как бы от лица Самого Христа, находящегося на трапезе, присутствующего здесь в уже освященных Дарах.

“Благодатию, и щедротами, и человеколюбием…”

Затем после диаконского повеления приклонить головы иерей читает тайную молитву главопреклонения: “Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу.

Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующыя исцели, Врачу душ и телес”.

Епископ Виссарион (Нечаев) по поводу этой молитвы справедливо замечает, “что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении Святых Таин, но и собиравшиеся путешествовать сухим путем или водою напутствовали себя Святыми Таинами” [2].

Однако слова прошения: “предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе”,— говорят и о необходимости для христианина в освящении себя богообщением не только в каких-то особых жизненных обстоятельствах, но и при любой “потребе”. При этом мы просим Господа все, что Он благоволит нам подать, направить “во благое”.

Эта молитва завершается возгласом: “Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков”. В очередной раз священнический возглас указывает нам на источник всякого блага и его свойства, то есть на Бога, прославляемого во Святой Троице.

Воспоминание о благости, щедрости и человеколюбии нашего Творца — это то, что должно делать для нас предстояние на литургии (с особым внутренним напряжением для духовенства) по-настоящему страшным.

Мы, христиане, как дети Божии по благодати, должны ужасаться в первую очередь не наказания, а предательства любви своего Отца, в максимальной степени явленной нам в Евхаристической Жертве.

В то время, пока хор протяжно поет “Аминь”, священник читает последнюю тайную молитву литургии: “Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола славы Царствия Твоего и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй.

И сподоби державную Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людям”. Не случайно мы приводим полностью две последние литургические иерейские молитвы: их никогда не слышат те, кто стоит в храме, однако настроение молящихся в храме христиан должно соответствовать этому заключительному моменту литургии.

Священник молится Христу: “Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй” и “сподоби державную Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое…”.

Таким образом, мы как бы обозреваем всю историю искупления человеческого рода и победы Христовой: Господь пребывает во славе, восседает на престоле славы Своего Царства и одновременно пребывает здесь с нами и Сам Себя нам преподает.

Все события — от воплощения Бога-Слова, Его проповеди Царства Небесного, молитвы в Гефсиманском саду, Крестных Страданий и до Воскресения Христова, Его Вознесения и основания Церкви,— все это как бы переживается нами в один момент.

Образно говоря, мы уже не перелистываем толстую книгу, повествующую о неисчислимых благодеяниях к нам со стороны Бога (от дарования бытия до усыновления в Своем Царстве), но как бы видим обращенный к нам лик Спасителя с кротким, любящим, строгим отеческим взглядом.

Одной секунды этого предстояния перед Богом достаточно, чтобы наполнить всю, даже самую долгую жизнь благодарностью Богу. Но для этого необходимо искать Бога, переживать покаяние. Опытом такого боговидения могут поделиться святые люди. Одни из самых известных подобных примеров можно найти в житии преподобного Серафима Саровского (явление ему Христа во время служения литургии) или же в жизнеописании старца Силуана Афонского, когда ему в самом начале монашеской жизни явился Христос, и это подвигло преподобного Силуана на поразительный подвиг постоянного стремления чувствовать присутствие Божие.

“Един свят…”

После того как диакон громко и торжественно возглашает: “Вонмем”, священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: “Святая святым”.

К кому они обращены? Святой Николай Кавасила разъясняет с некоторой строгостью: “Спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым” [3].

Но затем уточняет: “Святыми же называет здесь не совершенных только в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще и не достигли его.

И этим ничто не препятствует освящаться через Причащение Святых Таин и в этом отношении быть святыми, подобно тому, как и вся Церковь… они называются святыми ради Святого, с Которым они имеют общение и Которого Тела и Крови причащаются, ибо они — члены Тела Его, плоть от плоти Его и кость от костей Его” [4].

Святая Церковь через свои молитвословия называет нас — ее членов — святыми, призывает стремиться к этой святости, которая может осуществиться только внутри Церкви, только в Теле Христовом.

Архимандрит Киприан (Керн), рассуждая об этом литургическом возгласе, раскрывает его указание на единство Церкви, возможность приобщиться к святости только через участие в евхаристической жизни Церкви — Божественной литургии: “Причастие есть соединение с мистическим телом Церкви. Верующие соединяются в Евхаристии со своим главою Христом в одно тело, Святую Церковь.

И как глава свята, так свято и тело, и оно освящает и все члены этого тела. Поэтому в древности и считалось, что тот, кто не причащается несколько недель подряд, тот сам себя отлучил, анафематствовал от тела Церкви” [5].

Эта же мысль далее слышится в следующем за возгласом “Святая святым” песнопении: “Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”. В нем христиане исповедуют, что действительно никто из людей не свят, то есть по крайней мере не может стать святым сам собою, а истинно Свят лишь один Господь, Который и может сделать нас причастниками Своей Святости.

[1] Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. № 3. 2006. С. 81.

[2] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. Киев, 2002. С. 255.

[3] Святитель Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии. Киев. 2003 г. Стр. 87.

[4] Там же. С. 87-88.

[5] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Киев, 2005. С. 304.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyataya-svyatym

Что значит быть святым?

Святая святым значение

Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье!

Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости».

Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением.

Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев.

А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).

Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения.

Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости.

Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником.

В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею.

Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым.

Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных.

Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности.

Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники).

В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях.

Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

Зачем молятся святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым.

Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости.

Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы.

И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе.

Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

Каждый пятый — святой!

Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!

Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире.

Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.

Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом.

Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп.

Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».

Вы прочитали статью Святой, святость — что значит быть святым?

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-znachit-byt-svyatym/

Что такое Святой

Святая святым значение

Святой — Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.

1. Преисполненный святости. божественный.
2. Употр. как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.
3. Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.
4. Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. // Свойственный такому человеку. праведный, угодный Богу.
5. перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). // Благородный, возвышенный.
6. перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.
7. перен. Нерушимый, незыблемый.
8. перен. Чрезвычайно важный, высокий, почетный.

Значение слова Святой по Ожегову:

Святой — Истинный, величественный и исключительный по важности

Святой Человек, посвятивший свою жизнь церкв и и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силыСвятой Обладающий божественной благодатьюСвятой Святая любовь к Родине

Значение слова Святой по словарю Ушакова:

СВЯТОЙ
(святый церк., устар.), святая, святое. свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек.

Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин. 3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых.

Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький. 4. В христианском культе — прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин. 5.

в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский. 6. В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие). 7. перен. Проникнутый чем-н.

высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь: святые волнения! Гончаров.

|| Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров.

|| Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). :Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. Святой долг.

Он пал героем :он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе — вещь святая. Крылов. Соглашение — святое дело. оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. :Необходимо соблюдать свято (нареч.

) законы и предписания Советской власти: Ленин. Письмо Татьяны предо мною. его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) — перен.

обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) — праздник пасхи у христиан. Святая простота! — см. простота. Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) — название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина.

Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) — что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) — почтительное обращение к служителю культа. — И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка.

Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом — см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг.) — поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный

Значение слова Святой по словарю Даля:

Святой
духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный. все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божес

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/svyatoj.html

Святая святым значение

Святая святым значение

Детально: святая святым значение – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

О Литургии, или Как вырваться из замкнутого круга – руководство к действию от архимандрита Спиридона (Ходанича).

– В чем основной смысл Литургии? Из каких частей она состоит?

– В переводе с греческого слово λειτουργία означает служение и общее дело. Литургия является главным богослужением нашей Церкви, на котором совершается величайшее Таинство благодарения и благодарности Богу (греч. εὐ-χᾰριστία ) – Евхаристия.

Таинство Евхаристии, или Причащения, теснейшим образом соединяет нас, людей – творений Божьих, с Создателем и дает нам возможность становится наследниками Царствия Божия.

К сожалению, этот мир, по словам апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и мы очень часто забываем или не хотим думать о том, что состоим не только из тела, но и из души. Мы всецело заботимся о теле: греем, кормим, обеспечиваем ему комфорт, но не помним о райской птице, которая живет внутри нас, – о душе.

А ведь слова Спасителя обращены ко всем нам:  «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек заботиться только лишь о телесном благополучии, то его душа умирает без пищи духовной, он становится, как говорится, живым трупом.

К сожалению, мне приходилось видеть таких людей, которые многого достигли в материальном плане, но в их глазах пустота и нет подлинной радости и успокоения, свободы. Как только растут их возможности, сразу же увеличиваются их потребности, и вместо свободы они обретают очередное рабство.

Этот круг бесконечен и суетен… суетен, пока человек не обрящет Христа и Его заповеди, исполнение которых дает нам подлинную радость и свободу. Живущие только для плоти обречены.

По словам апостола: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).

В храме Божьем, который есть отображением Царствия Небесного на земле, человек отходит от суеты земной, встречается с Богом и, соединяясь с Ним теснейшим образом в Таинстве Причащения, получает бесценную помощь, не только телесную, но и, самое главное, душевную. Ведь в умении любить, прощать, терпеть – сила души человека.

Получив эту силу от Бога, мы исполняем заповедь Христа и любовью друг к другу свидетельствуем, что являемся Его учениками: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).  Литургия предоставляет нам подлинную жизнь во Христе, а не суетное существование.

Литургия воистину, как сказал митрополит Вениамин (Федченков): «…Божия Лампада, зажженная Христом Спасителем, это бриллиант, купленный Его Кровью».

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

– Когда была отслужена первая Литургия?

– Первая Литургия была отслужена в Матери всех христианских Церквей – Сионской Горнице Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он собрал Своих апостолов на Тайной Вечери и совершил Таинство Евхаристии.

Христос преломил хлеб со словами: «…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).

– Какая самая главная часть Литургии?

– Самая главная часть Литургии – это Литургия верных, на которой во время евхаристического канона Святые Дары: хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.

– Что означают слова из Литургии «Святая – святым»? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?

– Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая –  святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».

Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым», и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.

(На приходских приходах на практике земные поклоны совершаются и в воскресные дни — ведь службы совершаются только в эти дни, а когда же тогда ложить земные поклоны? — прим. ред.)

– При совершении каждения в храме как вести себя: повернуться лицом к диакону или к алтарю?

– Отвечая на этот вопрос, уместно будет привести слова из «Толкового Типикона» Михаила Николаевича Скабалановича, православного богослова, экзегета и литургиста, профессора: «Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу.

Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться».

Вопрос неоднозначный, ведь многие могут спросить: а как же тогда священник поворачивается спиной к Престолу, говоря: «Мир всем»? Скорее всего, Христос ждет от нас благоговейного наполнения всех поступков, совершающихся с чистым сердцем.

– Можно ли уходить из храма сразу после Причащения?

– Только в случае крайней нужды! Если есть возможность, нужно обязательно дождаться окончания Литургии. Представьте себе, как оскорбится хозяин дома, гости которого уйдут раньше окончания праздника? А в храм мы пришли к Богу! Приобщившись Святых Христовых Таин, нужно выслушать благодарственные молитвы и приложиться к Кресту, благодаря Бога за Его милость и любовь.

– Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» – всем ли христианам надо преклонять головы?

– Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается в творениях Климента Александрийского (ок. 150 г.), а первое подробное описание оглашения (катехумената) в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому (ок.170 г.).

Что же касается самих оглашенных, то это люди, не принявшие еще Крещение, но уже наставляемые в основах веры, учащиеся христианским догматам и желающие принять Святое Крещение. Следовательно, таковым и следует преклонять голову во время призывов диакона.

– Что такое проскомидия?

– Как упоминалось выше, проскомидия (от греч. προσκομιδή – принесение, подношение) – это первая часть Божественной литургии. Проскомидия совершается епископом или священником на Святом Жертвеннике, и через особые священнодействия из принесенных хлеба (просфоры) и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом поминаются все члены Церкви, как живые, так и усопшие.

– Каково минимальное количество участников Литургии?

– Два человека: священник и хорист-чтец. Господь в Евангелии говорит нам: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18: 19–20).

Беседовала Наталья Горошкова

Источник.

2861

Тип и синтаксические свойства сочетания

свя-та́·я свя-ты́х

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Женского и среднего рода. Не склоняется.

Значение

  1. церк. главная часть иудейского храма, где помещались «скрижали завета» ◆ Пользуясь правом победителя, Помпей захотел осмотреть знаменитый Храм, в том числе и Дебир, Святая Святых, место, куда мог входить, да и то раз в году, только первосвященник. Александр Мень, «Сын Человеческий», 1969 г.

  2. сокровенное место, мало или совсем недоступное для непосвященных ◆ Тут, совсем рядом, за стеклом, зона, где возникают молнии, где-то поблизости ― центр грозы ― святая святых и тайное тайных. Д. А. Гранин, «Иду на грозу», 1962 г.
  3. самое дорогое, самое заветное, что есть у человека или народа.

    ◆ Они благословенны, эти чувства! Они ― святая святых нашего несовершенного мира! К. Г. Паустовский, «Золотая роза», 1955 г.

Перевод

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма.

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета.

Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу. В Иерусалимском храме, Святая святых называлась также двир (ивр.

דְּבִיר‎) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Считается, что с него Господь начал Сотворение мира.

Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божье (см. Шехина).

Ритуал

Как в Скинии собрания, так и в Иерусалимском храме, входить в Святая святых разрешалось исключительно первосвященнику, и то раз в году в Судный день.

Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных (быка и козла, принесённых в жертву на жертвеннике во внешнем дворе Храма) и воскуривал благовония перед Ковчегом Завета. Там же располагались золотые курильницы.

Во время этого действа первосвященник произносил тетраграмматон, сокровенное имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух. По преданию, лицо первосвященника при этом излучало сияние.

В Христианстве

Христианский Храм также имеет своё Святое Святых, но в него могут входить и Архиереи (как Первосвященник), и Иереи (как Священники), и Диаконы (как Левиты)

Современный смысл

«Святая святых» — в общем смысле — наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях различных религий, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым традиционно связывается физическое присутствие божественных сил.

Примечания

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. ‏קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‏‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета.

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета.

Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу. В Иерусалимском храме, Святая святых называлась также двир (ивр.

‏דְּבִיר‏‎, в русском Синодальном переводе — давир) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Согласно Талмуду, с него Господь начал Сотворение мира.

Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божье (см. Шехина).

Ритуал

Как в Скинии собрания, так и в Иерусалимском храме входить в Святая святых разрешалось исключительно первосвященнику, и то раз в году в Судный день.

Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных (быка и козла, принесённых в жертву на жертвеннике во внешнем дворе Храма) и воскуривал благовония перед Ковчегом Завета. Там же располагались золотые курильницы.

Во время этого действа первосвященник произносил тетраграмматон, сокровенное имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух. По преданию, лицо первосвященника при этом излучало сияние.

В христианстве

Христианский Храм также имеет своё Святое Святых, но в него могут входить и архиереи (как первосвященник), и иереи (как священники), и диаконы c иподиаконами (как левиты).

Современный смысл

«Святая святых» — в общем смысле — 1) самое дорогое, сокровенное; 2) наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях различных религий, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым традиционно связывается физическое присутствие божественных сил.

Литература

  • Святая святых // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — Т. 16 Ро-Ск. — С. 143. — 255 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-208-0.

Источник: https://1000-molitv.ru/svyataya-svyatym-znachenie/

Философский словарь – значение слова Святая Святых

Святая святым значение

Ассириологи, египтологи и вообще ориенталисты указывают, что такое место существовало в каждом храме древности. В большом храме Бэла-Меродаха, стены которого были обращены к четырем странам света, в самом конце находилась “”, скрытая от профанов завесой: тут “в начале года “восседает сам божественный царь неба и земли, владыка небес”.

” Согласно Геродоту, там находилось золотое изображение бога с золотым столиком перед ним, похожим на еврейский столик для приношения хлебов, и на него, видимо, ставили пищу. В некоторых храмах имелся также “небольшой металлический сундук или ковчег с двумя резными каменными табличками на нем” (“Каббала” Мейера).

Короче, теперь достаточно хорошо доказано, что “избранный народ” не имел ничего собственного и оригинального, но каждая деталь их обрядности и религии была заимствована у более древних народностей. “Hibbert Lectures” проф. Сейса и другие труды ясно доказывают это.

Рассказ о рождении Моисея идентичен с повествованием о Саргоне, вавилоняне, жившим на пару тысячелетий ранее Моисея; и не удивительно, что, как сообщает д-р Сейс, имя Моисея, Моше, имеет связь с названием вавилонского бога солнца как означающее “герой” или “вождь” (“Hib. Lect.”, с. 46 и след.) М-р Дж.

Мейер говорит: “Духовные саны жрецов делились на: высших жрецов, прикрепленных к определенным богам – подобно еврейским левитам; помазывающих или очищающих; Кали, “прославленных” или “старцев”; предсказателей, и Makhkhu, или “великого”, в котором проф. Делич видит Раб-мага Ветхого Завета. …

Аккадийцы и халдеи соблюдали Саббат, день отдыха, один раз в каждые семь дней; они также имели дни благодарения и дни покаяния и молитв. Жертвовались овощи и животные, мясо и вино. … Число семь считалось особо священным. … Большой храм Вавилона существовал задолго до 2250 г. до Р.Х.

” его находилась внутри святилища Нэбо, пророчествующего бога мудрости.” Бог Мардак к ассирийцам перешел от аккадийцев, а до того он был Меродахом, “милосердным”, вавилонян, единственным сыном и толкователем воли Эа или Хэа, великого Божества Мудрости. Короче говоря, ассириологи разоблачили всю систему “избранного народа”.

Смотреть значение Святая Святых в других словарях

Святая Ж. — 1. Женск. к сущ.: святой (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Святая — Русь, святору́сский, прилаг., часто в XVI–XVII вв. (Пов. о граде Иерусал., Сказ. об Азовск. сид., Курбский и др.). Связано, согласно Л. Майкову (ЖМНП, 1894, апр., 16), с учением о Москве……..
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Жития Святых — биографии духовных и светских лиц, канонизированныххристианской церковью. Изучаются как исторические, литературные илингвистические источники. В Римской империи……..
Большой энциклопедический словарь

Святая Анна — парусно-паровая шхуна экспедиции Г. Л. Брусилова. Вышла изСанкт-Петербурга с целью пройти Северным морским путем с запада на восток.Затерта (1912) льдами в Карском м., дрейфовала……..
Большой энциклопедический словарь

Святая Святых — у древних евреев самая священная часть Иерусалимскогохрама, в которой хранились “Заповеди” Моисея. В переносном смысле – самоедорогое, сокровенное.
Большой энциклопедический словарь

Соборы Святых — церковное празднование памяти нескольким святым отдельногомонастыря или епархии.
Большой энциклопедический словарь

Святая Троица — см. Таганрог
Географический словарь

Святых Петра В Павла Укрепление — см. Петропавловск
Географический словарь

Акты Святых — см. акты мучеников.
Исторический словарь

Антоний (имя Святых Русских) — Антоний, имя святых русских: – 1) А. св., преподобный Печерский; основатель первого монастыря пещерного (печерского) в Киеве; до пострижения на Афоне – Антипа; уроженец местечка……..
Исторический словарь

Афон (айон-орос; По-гречески Святая Гора) — – монастырский комплекс в Греции, на полуострове Халкидика. Афон находится во владении православного монашеского объединения из 20 мужских укреплённых монастырей (греческих,……..
Исторический словарь

Жития Святых — – биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как пример праведной жизни. В Римской империи — сказания о христианских мучениках………
Исторический словарь

Иконография Святых — изображения святых на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах и т.д. Изображения святых в христианской традиции известны с достаточно раннего времени, они появляются……..
Исторический словарь

Ольга (святая, В Крещении Елена) — Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря . Впервые упоминается в летописи под 903 г., как жена, которую он привел из “Плескова”. По смерти мужа Ольга берет……..
Исторический словарь

Онуфрий (имя Святых Православной Церкви) — Онуфрий – имя святых православной церкви: 1) Преподобный, шестьдесят лет подвизался в Фиваидской пустыне, скончался около 400 г. – 2) Преподобный, вместе с Авксентием основал……..
Исторический словарь

Жития Святых — жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография)……..
Советская историческая энциклопедия

Святая Вода — (Чис 5.17)-вода, которую священник брал для приготовления горькой воды (см. след. стихи). Являлась освященной своим предназначением.
Исторический словарь

Святая Гора — (Ис 57.13; 65.11,25; 66.20; Дан 9.16)-Иерусалим (см.). Во 2Пет 1.18-гора Преображения.
Исторический словарь

Святая Земля, Святые Места У Христиан — – так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и др., благодаря связи, которую они, согласно Святому Писанию или по преданию,……..
Исторический словарь

святая Святых — — у древних иудеев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея. В переносном значении — самое дорогое, сокровенное.
Исторический словарь

Святое-святых — -дальнее отделение скинии и храма, отделенное завесой от переднего помещения (Исх 26.33). Предназначалось только для помещения ковчега завета (по Евр 9.4 также и кадильницы)……..
Исторический словарь

Святый Святых — (Дан 9.24)-ожидаемый Мессия. В оригинале это выражение может быть также понято как Святое-святых (место).
Исторический словарь

Сергий (имя Святых Православной Церкви) — Сергий – имя святых православной церкви: 1) святой мученик, пострадал вместе с другими иноками от разбойничьих шаек сарацин, напавших на обитель святого Саввы в 796 году………
Исторический словарь

Соборы Святых — (гр. sunaxeis twn agiwn), празднование памяти одновременно многим святым как определенному сообществу, совместно предстоящему Богу. Первым празднованием такого рода, давшим……..
Исторический словарь

святая Хунта — см. в ст. Комунерос.
Советская историческая энциклопедия

Тихон (имя Святых Православной Церкви) — Тихон – имя святых православной церкви: 1) святой Тихон Чудотворец, епископ города Амафунта на острове Кипре, где он и родился. В его время на острове Кипре было еще немало……..
Исторический словарь

Иоанн, Игум. Черниговского Святых Мучеников Мон. — Черниговск. епар., уп. 1231
Большая биографическая энциклопедия

Феодосий (имя Святых Православной Церкви) — Феодосий – имя святых православной церкви: 1) Феодосий, преподобный, родом болгарин, подвизался против богомилов и жидовствующих; скончался в Царьграде, в 1362 г. Память……..
Исторический словарь

Ольга Святая — (в крещении Елена) — жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945—955. Род. между 890—894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько……..
Большая биографическая энциклопедия

Феврония, Святая — благов. кн. муромская, в монаш. Евфросиния; † 1328
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть в Wikipedia статью для Святая Святых

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/11267

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.