Святая святых как пишется

7042     Комментариев: 0

В прошлый раз мы остановились на том, как все участники литургии под руководством диакона поют “Отче наш”. Мы помним, что эта молитва, которую преподал нам Сам Господь в Своем Евангелии, предваряется словами Христа о необходимости тайной, сокрытой от мира молитвы (см.: Мф. 6, 13).

Это касается личного молитвенного правила, которое человек исполняет наедине, затворившись в своей комнате дома. А в этот момент литургии каждый из глубины клети своего сердца, непосредственно в присутствии Бога, тайно, но в то же время вместе со всей Церковью может обратиться к своему Создателю с самым сокровенным прошением.

Пением “Отче наш” все молитвенное собрание выражает твердое упование, что Господь услышит молитву и дарует просящим то, что для них “насущно”.

Чтобы правильно понять эту главную христианскую молитву, священноисповедник Сергий Правдолюбов в своем объяснении Божественной литургии предлагает обратиться к другой Господней молитве, к той, которой Он перед Крестными Страданиями молился в Гефсиманском саду Своему Отцу.

Один из главных моментов и в той и в другой молитве — смирение перед волей Отца Небесного, глубокое принятие всеблагого Промысла Божия. “И как похожи эти молитвы. “Отче Мой”,— молился Он как Единородный Сын Отца.— “Отче наш”,— взываем мы как дети Небесного Отца по благодати. “Но не Моя воля, а Твоя да будет”,— говорил Он.

И мы предаем себя в Его волю, когда произносим: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли”” [1].

Вообще, молитву “Отче наш” христианин должен не просто знать наизусть, но и постараться изучить ее, то есть с помощью святоотеческих толкований проникнуть в сокрытые от беглого, поверхностного восприятия сокровищницы молитвы Господней.

Многие святые отцы Церкви и духовные писатели оставили толкования на “Отче наш” например, святитель Иоанн Златоуст (Творения. Том 8. Кн. 2. Объяснение молитвы “Отче наш” (Мф. 4, 9-13)), святитель Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь.

Слово во вторник двадцать третьей недели), святитель Николай Сербский (Вера святых. “Отче наш”. Толкование молитвы Господней).

Даже светские люди, имеющие духовную жажду, писали на эту тему, например, очень интересные размышления о молитве Господней есть у выдающегося русского авиаконструктора И.И. Сикорского.

После обычного возгласа “Яко Твое есть Царство…”, завершающего пение народом молитвы Господней, священник в последний раз на литургии преподает мир молящимся: “Мир вам”. “И духови твоему”,— привычно отвечает хор. Мир Христов возвещается иереем уже как бы от лица Самого Христа, находящегося на трапезе, присутствующего здесь в уже освященных Дарах.

“Благодатию, и щедротами, и человеколюбием…”

Затем после диаконского повеления приклонить головы иерей читает тайную молитву главопреклонения: “Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу.

Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующыя исцели, Врачу душ и телес”.

Епископ Виссарион (Нечаев) по поводу этой молитвы справедливо замечает, “что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении Святых Таин, но и собиравшиеся путешествовать сухим путем или водою напутствовали себя Святыми Таинами” [2].

Однако слова прошения: “предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе”,— говорят и о необходимости для христианина в освящении себя богообщением не только в каких-то особых жизненных обстоятельствах, но и при любой “потребе”. При этом мы просим Господа все, что Он благоволит нам подать, направить “во благое”.

Эта молитва завершается возгласом: “Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков”. В очередной раз священнический возглас указывает нам на источник всякого блага и его свойства, то есть на Бога, прославляемого во Святой Троице.

Воспоминание о благости, щедрости и человеколюбии нашего Творца — это то, что должно делать для нас предстояние на литургии (с особым внутренним напряжением для духовенства) по-настоящему страшным.

Мы, христиане, как дети Божии по благодати, должны ужасаться в первую очередь не наказания, а предательства любви своего Отца, в максимальной степени явленной нам в Евхаристической Жертве.

В то время, пока хор протяжно поет “Аминь”, священник читает последнюю тайную молитву литургии: “Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола славы Царствия Твоего и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй.

И сподоби державную Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людям”. Не случайно мы приводим полностью две последние литургические иерейские молитвы: их никогда не слышат те, кто стоит в храме, однако настроение молящихся в храме христиан должно соответствовать этому заключительному моменту литургии.

Священник молится Христу: “Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй” и “сподоби державную Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое…”.

Таким образом, мы как бы обозреваем всю историю искупления человеческого рода и победы Христовой: Господь пребывает во славе, восседает на престоле славы Своего Царства и одновременно пребывает здесь с нами и Сам Себя нам преподает.

Все события — от воплощения Бога-Слова, Его проповеди Царства Небесного, молитвы в Гефсиманском саду, Крестных Страданий и до Воскресения Христова, Его Вознесения и основания Церкви,— все это как бы переживается нами в один момент.

Образно говоря, мы уже не перелистываем толстую книгу, повествующую о неисчислимых благодеяниях к нам со стороны Бога (от дарования бытия до усыновления в Своем Царстве), но как бы видим обращенный к нам лик Спасителя с кротким, любящим, строгим отеческим взглядом.

Одной секунды этого предстояния перед Богом достаточно, чтобы наполнить всю, даже самую долгую жизнь благодарностью Богу. Но для этого необходимо искать Бога, переживать покаяние. Опытом такого боговидения могут поделиться святые люди. Одни из самых известных подобных примеров можно найти в житии преподобного Серафима Саровского (явление ему Христа во время служения литургии) или же в жизнеописании старца Силуана Афонского, когда ему в самом начале монашеской жизни явился Христос, и это подвигло преподобного Силуана на поразительный подвиг постоянного стремления чувствовать присутствие Божие.

“Един свят…”

После того как диакон громко и торжественно возглашает: “Вонмем”, священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: “Святая святым”.

К кому они обращены? Святой Николай Кавасила разъясняет с некоторой строгостью: “Спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым” [3].

Но затем уточняет: “Святыми же называет здесь не совершенных только в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще и не достигли его.

И этим ничто не препятствует освящаться через Причащение Святых Таин и в этом отношении быть святыми, подобно тому, как и вся Церковь… они называются святыми ради Святого, с Которым они имеют общение и Которого Тела и Крови причащаются, ибо они — члены Тела Его, плоть от плоти Его и кость от костей Его” [4].

Святая Церковь через свои молитвословия называет нас — ее членов — святыми, призывает стремиться к этой святости, которая может осуществиться только внутри Церкви, только в Теле Христовом.

Архимандрит Киприан (Керн), рассуждая об этом литургическом возгласе, раскрывает его указание на единство Церкви, возможность приобщиться к святости только через участие в евхаристической жизни Церкви — Божественной литургии: “Причастие есть соединение с мистическим телом Церкви. Верующие соединяются в Евхаристии со своим главою Христом в одно тело, Святую Церковь.

И как глава свята, так свято и тело, и оно освящает и все члены этого тела. Поэтому в древности и считалось, что тот, кто не причащается несколько недель подряд, тот сам себя отлучил, анафематствовал от тела Церкви” [5].

Эта же мысль далее слышится в следующем за возгласом “Святая святым” песнопении: “Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”. В нем христиане исповедуют, что действительно никто из людей не свят, то есть по крайней мере не может стать святым сам собою, а истинно Свят лишь один Господь, Который и может сделать нас причастниками Своей Святости.

[1] Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. № 3. 2006. С. 81.

[2] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. Киев, 2002. С. 255.

[3] Святитель Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии. Киев. 2003 г. Стр. 87.

[4] Там же. С. 87-88.

[5] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Киев, 2005. С. 304.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyataya-svyatym

Слово святая

Святая святых как пишется

Слово святая английскими буквами(транслитом) – svyataya

Слово святая состоит из 6 букв: а в с т я я

Значения слова святая. Что такое святая?

Святая вода

Свята́я вода́ (греч. ἁγιασμός — рус. освящение) — в христианстве название воды, освящённой в церкви во время обряда водоосвящения. Употребление освящённой воды в христианстве восходит ко II веку.

ru.wikipedia.org

ВОДА́ СВЯТА́Я — согласно христ. представлениям, обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная)…

Гуманитарный словарь. — 2002

Вода святая Фотоочерк ВОДА СВЯТАЯ. Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная)…

Православная энциклопедия “Азбука веры”

СВЯТАЯ СОФИЯ

СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость), храм в Стамбуле (Константинополе), одно из самых замечательных произведений византийской и мировой архитектуры.

Энциклопедия Кольера

СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи.

Энциклопедия Кругосвет

Святая святых

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма…

ru.wikipedia.org

“Святая святых”, у древних евреев священная часть скинии (переносного святилища), позднее Иерусалимского храма, в которую мог входить только первосвященник и лишь один раз в году.

БСЭ. — 1969—1978

Святая Наталия

Святая Наталия Никомедийская (нач. IV века н. э.) — раннехристианская мученица, самая известная святая этого имени, жена мученика Адриана Никомедийского Жила в начале IV века в Никомидии, многолюдном городе на берегу Мраморного моря в Малой Азии.
ru.wikipedia.org

АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта). А. и Наталия пострадали при имп. Максимиане Галерии. А.

был начальником судебной палаты в Никомидии, где находилась имп. резиденция.По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм с телами мучеников и соединила руку А. с его телом.

В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников.

Православная энциклопедия

Святая Шушаник

Шушани́к (а) (уменьшительное от имени Шушан — Сусанна; арм. Շուշանիկ, груз. შუშანიკი, ок. 440 — 475) — дочь спарапета (военачальника) Армении Вардана Мамиконяна, жена питиахша (правителя) Южного Картли Варскена.Как повествует житие святой, в 466 году её муж, противостоявший объединительной политике царя Вахтанга Горсагала, отправился в Персию искать поддержки у шаха Пероза.

ru.wikipedia.org

Шушаника (Сусанна) — св. мученица грузинской церкви. Дочь грузинского царя, Ш. жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого своего мужа — вероотступника Васкена, владетельного князя ранского или карабахского…Память Ш. 28 августа. См. Мих. Сабинин, “Полное жизнеописание святых грузинской церкви” (ч. I, СПб., 1871).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Святая Параскева

Святая Параскева (Параскева Иконийская, Святая Параскева-Пятница, греч. Παρασκευή, «канун праздника, пятница») — христианская великомученица III века. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю).

ru.wikipedia.org

ПАРАСКЕВА (греч. — пятница) — христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304 — 305 гг.)…

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

ПАРАСКЕВА (от греческого paraskeye, буквально – “приготовление”, канун субботы, т.е. пятница), христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304 – 305).

Современная энциклопедия. – 2000

Ольга святая

Ольга святая (в крещении Елена) — жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945—955. Род. между 890—894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порой трудно указать границу…
Большая биографическая энциклопедия. – 2009

Ольга святая (в крещении Елена) — русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Ольга Святая, в крещении Елена, русск. княгиня, ж. Игоря Рюриковича. Правила русс. землей в малолетство сына своего Святослава. Жесток. отмстила древлянам за смерть мужа. По летописи, 955 крестилась в Константинополе…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Русский язык

Свята́я земля́ (Палестина).

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова святая

Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая церковь молится за нас.

https://www.youtube.com/watch?v=qL7w5jxwg2A

кто вас из нюрнберга отпустил? святая инквизиция не усмотрела.

Что сделали они, чтобы попасть в святая святых?

тут ни огуречная, ни святая вода не помогут.

Мы хотим, чтобы этот пояс объединял и защищал всех Россиян, чтобы святая молитва на поясе берегла нас всех, спасала от беды горя.

В святая святых юморист никого не пускает.

Источник: https://wordhelp.ru/word/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F

Святая святых как пишется

Святая святых как пишется

Детально: святая святых как пишется – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

святая святых или святая-святых

Слитно или раздельно?

Слово «святая святых» пишется раздельно, а не через дефис — «святая святых».

Этимология слова

Как правильно пишется словосочетание «святая святых» станет понятно, если обратиться к его этимологии. В переводе с еврейского это означает «священное место». Это реально существующее помещение вблизи Храма Соломона, главной святыни иудеев. Со временем имя собственное превратилось в нарицательное и стало употребляться в бытовой речи, естественно, в переносном значении.

Примеры

  • Пройдемте дальше, вон она, святая святых — библиотека.
  • Лучше поставь на место эту вазу, для мамы это святая святых.
  • Святая святых в моей квартире — это, несомненно, ванная комната.

А вы знаете.

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 65% ответили правильно)

(иноск.) — место, мало или совсем недоступное для непосвященных, вообще, — сокровенное, как, напр., кабинет ученого специалиста, помещение редкостей любителя и т. п

Ср. Песни (русского народа) — это его святая святых, единственный сокровенный уголок, куда он привык уходить от суеты и зол жизни…

Евгений Марков. Труженик народной поэзии. (“Нов. вр.” 1900 г. 26 авг.)

Ср. Комната Дарьи Степановны всецело принадлежала ей. Ее неприкосновенность оберегал Степан Назарьевич точно так же, как и Арина. Это была святая святых в квартире.

Потапенко. Дочь курьера. 1, 4.

Ср. Всякого скандала он бегает, как чумы. Особенно в своем доме, в той супружеской “святая святых”, куда он никого не пускает.

П. Боборыкин. Перевал. 3, 5.

Ср. Он ехал и отдохнуть на две недели, и в самой святая святых народа в деревенской глуши, наслаждаться видом поднятия народного духа…

Гр. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. 8, 1.

Ср. В самом “святая святых” художника, в его картинной галерее, настоящей сокровищнице искусства, дан был завтрак гостеприимным художником и завтрак в полном смысле слова гастрономический… Сам юбиляр провозгласил несколько тостов: первый за государя императора, остальные за здоровье членов юбилейной комиссии и за всех гостей радушного и маститого амфитриона…

А.Г. В гостях у Айвазовского по поводу его 60-летнего юбилея 26-го сент. 1897 г. (“Новости” 3 окт. 1897 г.)

Ср. Прошу… припомнить то гамлетовское выражение, что “если со всяким человеком обращаться по достоинству, то очень немного найдется таких, которые не заслужили бы порядочной оплеухи”. Трудно проникнуть в святая святых человека!

Лесков. Воительница. 4.

Ср. Тогда так называемые хорошие люди… противно их топорной внешности… знали, что неправда и какая должна быть правда. Ясно видели, в чем и как, в какой форме и в каком виде эта правда — тайна, святая святых души его, может быть выражена…

Гл. Успенский. Через пень-колоду. 2, 3.

Ср. Каких душевных сокровищ не прозревало воображение Завалевского за той заповедною чертой, за которую, словно в святую святых Соломонова храма, никому не дозволялось проникнуть…

Маркевич. Марина из Алого Рога. 7.

Ср. Тем и дорого, тем велико искусство, что в него, как в святую святых, можно уйти и позабыть там все, что гложет, мучит…

Маркевич. Четверть века назад. 1, 5.

Ср. (Антонина удалилась в свой уютный апартамент, куда имела доступ лишь Варюша — ее горничная). Брата же своего, “в лохмотьях и грязи”, она не сочла нужным допустить в это свое sanctum sanctorum.

Б.М. Маркевич. Бездна. Пролог. 5.

Ср. “Волк” считался (в партии)… ничем не заметным орудием, но… бьющим слишком на “риск”, а потому до самого sanctum sanctorum революционного дела он не касался.

Там же. 3, 9.

Ср. Das Allerheiligste.

Ср. Wenn sich die Menschenbrust darf Gottes Tempel nennen,

Das Allerheiligste ist dann das Mutterherz.

Если позволено грудь человеческую назвать храмом Божиим,

То сердце матери — Святая Святых.

Karl Richter.

Ср. Le séchoir! ce pandémonium de la tuliperie, ce tabernacle, ce “sanctum sanctorum” était comme Delphes jadis, interdit aux profanes!

A. Dumas. La Tulipe noire.

Ср. En ce temps là, du ciel, les portes d’or s’ouvrirent;

Du Saint des Saints ému les feux se découvrirent.

Victor Hugo. Oda. 5. Louis XVII.

Ср. Sanctum Sanctorum.

Ср. Αγια αγίων.

Ср. За второю же завесою была скиния, называемая “святое святых”.

Евр. 9, 3. Исход. 26, 34.

Святая Святых (в прямом смысле) — святейшее место; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме — задний притвор, где был ковчег Завета, где ныне у нас алтарь.

См. галерея.

См. риск.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.

Тип и синтаксические свойства сочетания

свя-та́·я свя-ты́х

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Женского и среднего рода. Не склоняется.

Значение

  1. церк. главная часть иудейского храма, где помещались «скрижали завета» ◆ Пользуясь правом победителя, Помпей захотел осмотреть знаменитый Храм, в том числе и Дебир, Святая Святых, место, куда мог входить, да и то раз в году, только первосвященник. Александр Мень, «Сын Человеческий», 1969 г.

  2. сокровенное место, мало или совсем недоступное для непосвященных ◆ Тут, совсем рядом, за стеклом, зона, где возникают молнии, где-то поблизости ― центр грозы ― святая святых и тайное тайных. Д. А. Гранин, «Иду на грозу», 1962 г.
  3. самое дорогое, самое заветное, что есть у человека или народа.

    ◆ Они благословенны, эти чувства! Они ― святая святых нашего несовершенного мира! К. Г. Паустовский, «Золотая роза», 1955 г.

Перевод

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. ‏קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‏‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета.

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета. Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу.

В Иерусалимском храме, Святая святых называлась также двир (ивр. ‏דְּבִיר‏‎, в русском Синодальном переводе — давир) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Согласно Талмуду, с него Господь начал Сотворение мира.

Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божье (см. Шехина).

Ритуал

Как в Скинии собрания, так и в Иерусалимском храме входить в Святая святых разрешалось исключительно первосвященнику, и то раз в году в Судный день.

Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных (быка и козла, принесённых в жертву на жертвеннике во внешнем дворе Храма) и воскуривал благовония перед Ковчегом Завета. Там же располагались золотые курильницы.

Во время этого действа первосвященник произносил тетраграмматон, сокровенное имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух. По преданию, лицо первосвященника при этом излучало сияние.

В христианстве

Христианский Храм также имеет своё Святое Святых, но в него могут входить и архиереи (как первосвященник), и иереи (как священники), и диаконы c иподиаконами (как левиты).

Современный смысл

«Святая святых» — в общем смысле — 1) самое дорогое, сокровенное; 2) наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях различных религий, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым традиционно связывается физическое присутствие божественных сил.

Литература

  • Святая святых // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — Т. 16 Ро-Ск. — С. 143. — 255 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-208-0.

Источник: https://1000-molitv.ru/svyataya-svyatyh-kak-pishetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.