Святое причастие в церкви

Содержание

Причастие – это благодатное приобщение души к вечной жизни

Святое причастие в церкви

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

Причастие

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном.

Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности.

Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.

В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство.

После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу.

В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя.

Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно.

Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы.

И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения.

И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще.

Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства.

До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца).

Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.

Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв).

Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток.

Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой).

Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия.

Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти.

Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов.

В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

    Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины).

Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши.

Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры   (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании).

После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Источник: https://www.pravmir.ru/prichastie-eto-blagodatnoe-priobshhenie-dushi-k-k-vechnoj-zhizni/

Святое причащение. Как готовятся к причастию христиане

Святое причастие в церкви

Причастие является центральным таинством христианской Церкви. Священнослужители и младенцы (до семилетнего возраста) могут причащаться за каждой Литургией, а для остальных у старообрядцев существуют более строгие правила в подготовке.

Причащение детей

Дети, как и взрослые, причащаются натощак. Утром кормят только грудничков (до года) и стараются, чтобы ребенок хоть немного поспал перед причастием. В некоторых приходах требуют, чтобы ребенок был вечером на службе, или отказывают в причастии. Опытные священники считают, что это пагубная практика, и она неисполнима для тех, кто живет далеко и у кого много детей.

Причащение младенца

Бывает также, что младенец кричит и вырывается, когда его приносят к причастию. Это может быть по причине того, что он редко бывает в храме и пугается при виде большого количества людей или от звучания хора.

Но по этой причине лишать причастия ребенка нельзя. Многие опытные священники считают, что ребенка тем более нужно причастить, но с осторожностью, чтобы тот не плюнул. А иногда полезно и взять паузу, чтобы малыш привык к обстановке.

Причащение мирян в старообрядчестве

Большинство старообрядцев причащается один раз в год — во время строгого Великого поста и после исповеди. Существует также благочестивый обычай причащаться пять раз в год:

Однако в некоторых приходах практикуется и более частое причащение: вне постов, на усмотрение духовного отца.

Подготовка к святому причащению священников

Священники и диаконы готовятся к Литургии следующим образом: вечером молятся Правильные каноны, а утром до начала службы — причастные часы, канон и молитвы ко Святому причащению.

Подготовка к святому причащению мирян

Для человека, желающего причаститься, обязательно так называемое «говение» — строгий пост (сухоядение) в течение недели и ежедневное молитвенное правило. Кроме обычных утренних и вечерних молитв нужно отмолиться семь ежедневных иноческих правил (Правильные каноны) или весь Псалтырь с покаянными молитвами, или отмолиться поклонами (по семь лестовок каждый день).

Перед таинством Исповеди (накануне причастия) священник и говеющие молятся начало Исповеди, затем священник идет в закрытое помещение, где будет принимать кающихся, а исповедники по очереди к нему заходят.

Перед тем, как зайти к священнику, принято совершить три земных поклона с молитвой «Боже милостив», затем поклониться в землю людям со словами «Простите Христа ради». Они, кланяясь в пояс, отвечают «Бог простит». В это время в храме совершаются Правильные каноны и обычная вечерняя служба.

В зависимости от обычаев того или иного прихода, Правильные каноны совершаются до начала основной службы или после ее окончания. 

Получившие благословение духовного отца причаститься Святых Таин до начала утренней службы (обычно в 5 утра) молятся причастные часы, причастный канон, молитвы ко Святому Причащению; затем священник читает им поновление исповеди. После этого служба идет обычным порядком: полунощница, часы и Литургия.

Следует помнить, что перед Причастием нельзя пить и есть (после полуночи), а после Причастия нельзя плевать, целоваться или есть что-то с косточкой. Для тех, кто не причащается, «говение» не обязательно. Однако, чтобы принять до́ру или просфору после Литургии, нужно идти на службу натощак.

Во время пения причастного стиха причастники приближаются к амвону. После возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» для взрослых причастников читается прощение. Они кланяются в землю (без крестного знамения) и слушают прощение.

Встав, складывают крестообразно руки и слушают со вниманием читаемые священником молитвы. Затем совершают земной поклон Святым Тайнам и подходят ко Святой Чаше по порядку: младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины.

Крылошан (певцов и чтецов, стоящих на крылосе) принято пропускать вперед.

Ко Святой Чаше по порядку подходят младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины
Приближаясь к Чаше, причастник ограждает себя крестным знамением с молитвой Исусовой, складывает руки крестообразно и со страхом Божиим и благоговением принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. Затем причастившийся творит Крестное знамение и целует подножие Чаши. После Причастия подходят к столику, на котором стоит теплота (вино, разбавленное кипятком) и просфоры. После окончания Литургии все причастники со вниманием выслушивают благодарственные молитвы.

Причастившийся целует подножие Чаши

В случае, если человек из-за совершенных грехов не достоин приобщаться Святых Таин (отлучен от причастия на определенное время), духовный отец может причастить его Великой водой, освящаемой накануне Богоявления, в сочельник. Ранее этот обычай был более распространенным, но и теперь в некоторых приходах священники причащают Великой водой.

Стоит также отметить, что есть грехи, которые отлучают от причастия, более тяжкие — от святыни вообще, то есть нельзя подходить ко Кресту, иконам, брать просфору, пить святую воду. Люди, отлученные от святыни, не проходят в храм, а стоят в притворе.

Если Вы не принадлежите к старообрядческой Церкви, то, придя на Литургию, стойте в притворе храма. Проходить дальше, подходить ко Кресту, иконам, брать просфору Вам не следует.

Источник: https://ruvera.ru/prichastie

Причастие

Святое причастие в церкви

12 сентября 2014 2066

Каждый человек, который ходит в церковь, является верующим, принимает на себя причастие – одно из семи великих таинств в православии.

Это ритуальное таинство, которое благословляет человека, давая ему вкусить «Душу и Тело Христово». Это самый важный и торжественный момент во всей литургии, который наступает под ее конец.

Конечно, верующий должен приготовиться к такому великому и светлому таинству, и мы расскажем вам, что такое причастие, и как к нему подготовиться.

Литургии в церкви – это праздничное событие, даже в самый обычный будний день. А вот воскресные службы еще важнее, так как считается, что воскресенье – это маленькая Пасха, которую следует праздновать со всем размахом, если она только не припадает на большие посты.

Каждая литургия, помимо некоторых дней. Заканчивается соблюдением великого и самого главного таинства – святого причастия. По легенде считается, что верующий употребляет «Тело и Кровь Бога нашего, Иисуса Христа».

И с этого момента, частичка души Бога поселяется в вашем сердце, и ее необходимо беречь.

Само причастие делается из специальных компонентов. В первую очередь, используют кагор – красное полусладкое вино, как правило, освященное на великие православные праздники.

Именно этот напиток и символизирует кровь Бога, а вот «тело» делается из специальных хлебцев, которые выпекают в храме.

Эти хлебцы называются просфоры, и делаются по особому рецепту, который известен только богослужителям.

Но, самое главное, как сочетаются эти компоненты, ведь именно в этом и заключается великое таинство.

Таинство причастия

Таинство причастия является самым главным, и, в отличие от многих других, таких, как крещение, делается оно не один раз в жизни. Мы уже сказали вам, что в причастие входят два компонента – хлебцы – просфоры, и кагор, но, есть еще один, самый главный – это молитва, ритуал, с помощью которого свершается причастие. И мы расскажем вам, как проходит данный ритуал.

Итак, батюшка, который будет причащать, в первую очередь, сам должен быть очищен перед службой, и поэтому, он исповедуется другому священнику, и с чистой душой, он входит в алтарь на молитву. Кроме этого, он не должен принимать никакой пищи до вкушения причастия, в прочем, как и обычные прихожане.

Просфоры тоже не берутся какие-нибудь, на них читается серьезная молитва за здравие. Люди, когда приходят в храм на службу, подают специальные записки с именами своих родственников, друзей, чтобы священник помолился за их здоровье.

Также к этим запискам прилагаются просфоры, которые потом используются в причастии.

Священник читает сильные молитвы, вычитывая за здравие всех тех, чьи имена написаны в записках, и, специальным, ритуальным ножом достает частичку из просфоры, и добавляет ее в специальную чашу, из которой потом и подается причастие. Также, читается сильная молитва о спасении человечества, и добавляется кагор в чашу, смешивается все это специальными приборами, и с молитвой священник выносит перед людьми эту чашу.

При этом, читается специальная песня, которая дает благословление людям к принятию частички Бога, и воссоединения с ним. Читается он атак: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Человек подходит к чаше, складывает руки крестом, и вкушает немного святого причастия. После этого, он запивает священной водой, и заедает кусочком просфоры.

Считается, что после вкушения такой благодати нельзя плеваться, материться, ссориться и злиться. Старайтесь продержать Божью частичку в себе как можно дольше, хотя проступки постоянно будут попадаться на вашем пути, и стараться сделать так. Чтобы вы потеряли то благословение, которое получили.

История таинства причастия

История таинства причастия очень интересная, и началась она еще в дохристианские времена, во время язычества. Ведь вы наверняка знаете, что православие отчасти состоит из языческих обрядов, так вот, в язычестве был такой обряд, как вкушение бога. Они использовали многие элементы и помазания, и причастия.

Некоторые мы используем до сих пор, не подразумевая, что это пришло к нам из языческой культуры. К примеру, символом бога солнца, бога Ра, был блин, да, обычный русский блин.

Кроме того, считалось, что вкушение бога принесет счастье, удачу, любовь, крепкое здоровье, и поэтому, люди выпекали блины и кушали их, особенно на празднование масленицы, которая символизировала приход бога Ра на землю. Вот, собственно говоря, оттуда-то и пошло вкушение частички бога.

В православии данное таинство появилось в тайный четверг, накануне распятия господа Иисуса Христа. И именно он ввел это таинство за столом, вместе с апостолами.

По легенде, Господь благословил хлеб и вино, смешав их в золотой чаше, и приняв частичку, и сказал, что после его распятия, эти частички обретут душу, и будет благословение всем тем, кто их скушает.

И тогда Христос произнес молитву, которой до сих пор благословляют священники чащу с причастием, создавая, тем самым, великое таинство: «Примите тело мое, во оставление грехов, пейте из чаши этой, это кровь моя, которая прольется за вас и ваше спасение».

Вот такая интересная история появления таинства причастия, которое до сих пор происходит во всех православных храмах и монастырях.

Подготовка к причастию

Подготовка к причастию, это целый ритуал, который следует соблюдать каждому, кто действительно хочет вкусить тело и кровь Бога, а не хлеба попробовать с вином.

Готовиться будет сложно, если вы ни разу этого не делали, но, тем не мене, желательно соблюдать все традиции, ведь именно через них идет очищение души и тела.

Итак, давайте разберем, как правильно готовиться к таинству причастия:

  1. Конечно же, в первую очередь следует подготовиться морально, осознать, что вас ждет, и зачем вы это делаете. Только в таком случае вы действительно получите ту благодать, ради которой совершается таинство. Для того, чтобы это осознать, необходимо почитать молитвы, посетить богослужение, и принять решение решиться на соблюдение такого таинства.
  2. Теперь более к мирским заботам. За неделю до причастия желательно соблюдать пост. Он не обязательно должен быть слишком строгим, но, следует отказаться от алкоголя, мясных и молочных блюд, желательно – от рыбы. Если вам не по силам соблюдать такой пост, можете кушать рыбу, если и это сложно, то постарайтесь соблюдать пост хотя бы со среды – дня, когда Богу сказали о его распятии. Если же по состоянию здоровья вы не можете поститься, то следует поговорить об этом со священником, и он с большой вероятностью, если причина аргументирована, разрешит принять вам таинство и без поста.
  3. Конечно же, в подготовке самое главное – это молитва. Вы должны молиться не только в храме, но и подготовиться дома. За неделю вы должны вычитать правила ко причастию, которые есть в каждом молитвослове, а также читать утренние и вечерние молитвы. Кроме того, накануне причастия вы обязательно должны посетить вечернюю литургию в храме, исповедоваться и принять маслопомазание – еще одно важное таинство, которое очищает от забытых грехов.
  4. Воздержитесь за неделю до причастия веселых забав, гулянок, а также увеселительных мероприятий. Эту неделю следует провести максимально скромно, старайтесь нигде не встревать в неприятности, не гулять по клубам и ресторанам, не посещать театры, спектакли, концерты.
  5. С 12-ти часов ночи перед причастием начинается строжайший пост, который должен соблюдать каждый. Вы наверняка знаете, что дети могут не исповедоваться до 7-ми лет, но, с полуночи даже они должны соблюдать строгий пост. С этого момента, и до принятия самого таинства запрещено пить жидкость, а также что-либо кушать. Если вы курите, то также не следует этого делать, до тех пор, пока не примите святое причастие, да и вообще, в сам деть таинства следует воздержаться от курения и выпивки алкоголя.
  6. За день до таинства, супругам не рекомендуется телесный контакт, также, как и день, после причастия. Если есть такая возможность – воздержитесь.
  7. Обязательно, перед тем, как идти в храм, следует примириться со всеми, кого вы могли обидеть, не держать ни на кого зла, обиды, зависти и так далее. Постарайтесь очиститься от всего этого перед тем, как войдете в храм.
  8. Обязательно, перед таким великим и светлым таинством, следует исповедовать все свои грехи перед Богом священнику, который является свидетелем и «рукой Бога» на земле. Не стоит ничего скрывать, бояться, вы должны иметь искренние намерения избавиться от всех грехов и исправиться.
  9. После соблюдения причастия следует дождаться окончания литургии, и, поцеловав крест, дома или в храме прочитать благодарственные молитвы, и после этого можно считать, что вы действительно приняли частичку Бога в свое сердце и душу.

Соблюдая эти правила, вы сможете причаститься правильно, так, как полагается настоящему христианину.

Кому нельзя причащаться?

Есть категория людей, которые не могут принять данное таинство. Давайте разберем, кому нельзя причащаться.

  • Если вы не крещеный человек, то вы не можете соблюдать ни одно таинство, пока не примете крещение.
  • Если вы не носите нательный крест, вас также могут не допустить к причастию.
  • Если вы не соблюдали пост, то священник не разрешит приблизиться к чаше, но, вы, конечно, можете обмануть, но, поверьте, это причастие пойдет вам только во вред.
  • Если вы не исповедовались и не очистились перед таинством, если не получили разрешение священника причаститься, то также не следует подходить к чаше.
  • Если у вас к кому-то вражда, обида, ненависть, злость – то также не следует идти к алтарю за принятием таинства.
  • Если вы имеете анафему (отстранены от церкви), состоите в другом вероисповедании, имеете епитимию (наказание), то не стоит осквернять храм и появляться на светлом таинстве.
  • Если вы относитесь к какой-то секте, то вход в православный храм для вас открыт только для покаяния и принятия веры, но никак иначе.
  • Если человек занимается колдовством, гаданием, то причащаться ему запрещено.
  • Если у женщины период месячного очищения (менструация), то ей также запрещен вход в храм и причастие.
  • Также не стоит подходить к чаше с накрашенными губами, косметикой на лице, и, тем более, с непокрытой головой, или в вульгарной одежде.

Если вы будете соблюдать все правила, то таинство причастия станет для вас самым светлым и ярким, и вы сможете получить благословение божье в свое сердце, чего мы вам и желаем!

Источник: https://zdravyshka.ru/poleznye-sovety/svyatye-celiteli/prichastie.html

Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

Святое причастие в церкви

Причастие — одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом — Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время.

Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда.

Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

  • Что такое причастие
  • Частота причастия
  • Молитвенное правило ко Причастию
  • Необходимость поста
  • Внутреннее состояние перед Евхаристией
  • Действия перед исповедью
  • День принятия Святых Даров
  • Действия после причастия
  • Причастие детей и больных

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия, также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства — дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное — регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным — Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие.

Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться.

Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение. Также необходимо прочесть три канона: Матери Божьей, покаянный к Христу Иисусу и Ангелу Хранителю.

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста — обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост. Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост. Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров — это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии, молитва — это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди — это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Осознание грехов необходимо для того, чтобы понимать, о чем нужно поделиться со священником. Ведь случается так, что прихожанин не знает с чего начать беседу.

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак. Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с просфорами, чтобы съесть кусочек.

Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника. Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать.

В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

  1. Осознать грехи;
  2. Покаяться в содеянном, не иметь злых намерений, не распространять плохие вести;
  3. Подготовиться к исповеди. Понять, какие есть грехи;
  4. Искренне исповедаться, ничего не скрывая;
  5. В случае необходимости, поститься;
  6. Прочитать молитвенное правило ко причастию;
  7. Причаститься;
  8. Сохранять чистоту в будущем.

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению — это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется.

Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить.

Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение — первый шаг на этом непростом пути.

Источник: https://1001molitva.ru/tainstva/kak-pravilno-podgotovitsya-k-tainstvu-prichastiya-v-tserkvi.html

Как проходит причащение в Церкви

Святое причастие в церкви

Святое причащение – важнейший обряд православия, в процессе которого вино и хлеб освящаются и употребляются в пищу. Таким образом происходит приобщение христиан Телу и Крови Иисуса Христа. Святая евхаристия (что значит “благодарение” на греческом) занимает важнейшее место в богослужебном круге.

Установление таинства причащения

Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.

Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.

Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление грехов. После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.

Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.

Как в православии готовиться к евхаристии

Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.

К сущностным условиям относятся:

  • Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
  • Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
  • Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
  • Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
  • Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
  • Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.

Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:

1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.

2. Исповедь. Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения.

В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок.

Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.

3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы.

Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот.

Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.

4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.

5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.

Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.

Причащение: как совершается

До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы “Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.

Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.

Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.

После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.

Как часто причащаться?

Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.

Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.

Люди нуждаются в спасительном источнике, чтобы пребывать с Христом. Человек с язвами грехов после причащения будет светлеть душой и очищаться с каждым разом все больше. Святая евхаристия должна сопровождать человека всю жизнь.

Загрузка…

Источник: http://proruschurch.ru/kak-prohodit-prichashchenie-v-cerkvi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.