Текст псалтири на русском языке

Псалтирь как требник

Текст псалтири на русском языке

–> Псалтырь –> Псалтырь как требник

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием

Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании “0 Герон Паисиос” иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство: 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.Животные враждебные: 63, 123, 147.Дети: 22, 76, 109, 113, 114.Смерть и усопшие: 33, 150.Бедствия: 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.Здоровье телесное: 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное: 4, 7, 8, 9, 11, 24,27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.Здоровье женщины: 18, 19, 40, 67, 75, 106, 142, 145.Законы и правительство: 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.От нечистых духов: 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96,121.

Мир и война: 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.Мир в семье и между друзьями: 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.Имущество: 14, 15, 23, 47, 83, 124.Защита: 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.Общественные вопросы: 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы: З, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.Путешествия: 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа: 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137. 140, 144.

Чтение псалтири в различных случаях

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

Кафисма 11. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.4.

Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.7.

Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

Кафисма 29. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).11.

Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.12. Страдающим болезнями печени.13. От беса читать трижды в день три дня.14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.15.

Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

Кафисма 317. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.18. Да разродится роженица.19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

Кафисма 424. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

Кафисма 532. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

Кафисма 637. При зубной боли.38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.41.

Молодым, когда страдают от несчастной любви.42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.44.

Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

Кафисма 746. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу. 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.49.

Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.53.

Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

Кафисма 855. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.58.

Немым, да даст им Господь дар речи.59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.62.

Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

Кафисма 964. Да процветают купцы.65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.66. Благословение да будет на домашнем скоте.67. Да излечится страдающая выкидышами.68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

Кафисма 1070. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.72. Да покаются разбойники.73.

Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.75.

Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

Кафисма 1177. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.79. Да исцелит Господь больного водянкой.80.

Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.83.

Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

Кафисма 1285. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.87.

Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.89.

Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

Кафисма 1391. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.94.

Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.95. Да исцелит Господь глухих.96. Да рассеются чары.97. Да утешит Господь удрученных горем.98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)99.

Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

Кафисма 14101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

Кафисма 15105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.106. Да исцелит Господь бесплодную.107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

Кафисма 16109. Дабы младшие уважали старших.110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.113.

Да исцелит Господь слабоумных детей.114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

Кафисма 17 (поминальная)
118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

Кафисма 18 (духовный или посмертный путь)119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.123.

Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени.

Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.131.

Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

Кафисма 19134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.136. Да умирит Господь вспыльчивого.137.

Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

Кафисма 20143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.144. Да благословит Бог труды людей и примет их.145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон)

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Молитвы перед началом чтения Псалтири
Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри
О чтении Псалтири по усопшим
Порядок чтения псалмов на всякую потребу
Псалтырь как требник
Молитвы по псалтыри
Псалмы на разные случаи

ПСАЛТИРЬ. КАФИСМЫ

К-1, Псалом 1-8.    К-2, Псалом 9-16.    К-3, Псалом 17-23.    К-4, Псалом 24-31.     К-5, Псалом 32-36.    К-6, Псалом 37-45.     К-7, Псалом 46-54.    К-8, Псалом 55-63.     К-9, Псалом 64-69.     К-10, Псалом 70-76.

    К-11, Псалом 77-84.    К-12, Псалом 85-90.    К-13, Псалом 91-100.    К-14, Псалом 101-104.    К-15, Псалом 105-108.    К-16, Псалом 109-117.    К-17, Псалом 118.    К-18, Псалом 119-133.    К-19, Псалом 134-142.

    К-20, Псалом 143-151.

Весь Псалтырь …

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=psaltiri/6

Как читать псалтирь дома

Текст псалтири на русском языке

Несмотря на то, что Псалтирь часто читают не только на богослужениях, но и дома, какого-либо устава этого чтения до сих пор не существует. Однако, определённые правила келейного чтения Псалтири всё же сложились.

Псалтирь можно читать в любое время суток в течение всего года, кроме периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В это время псалмы не читаются не только дома, но и в храмах.

Перед чтением Псалтири принято зажигать свечу либо лампаду (если в дороге делать не нужно).

Затем произносить положенные в таком случае «Молитвы перед началом чтения Псалтири». По их прочтении приступать к чтению кафизмы.

Читать Псалтирь, по советам Серафима Саровского, следует достаточно тихо, вполголоса и чуть нараспев. Это делается для того, чтобы «Слуху моему даси радость и веселие».

При чтении не стоит неправильно расставлять ударения на словах (считается грехом) и предаваться излишней страстности. Названия псалмов — не читаются.

По возможности чтение стоит совершать стоя, однако, если стоять тяжело, то разрешается и сидеть: вставать в таких случаях нужно во время чтения «Слав» и молитв, которыми начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

А вот сколько кафизм читать за раз или в день, правилами не установлено. По словам священника Антония Игнатьева: «Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве — Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

По окончанию чтения кафизмы обязательно произносятся помещенные в конце тропари и молитвы. Затем — молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Помните, что если вы не принимаете какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословения у духовника брать не нужно. Однако, если чтением Псалтири возлагаете на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет, то благословение священника для чтения является обязательным.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать.

Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа.

Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение.

И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Довольно распространенной является практика поминать на славах живых и усопших, а также совершать особые прошения.

Молитвы о здравии (о живых) принято читать на первой и второй Славах (после слов «Господи, помилуй. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») :

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

О мёртвых (об усопших) на третьей (после слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») :

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

После продолжают читать положенные после чтения Слав молитвы.

По желанию между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!» можно произнести личную молитву о самых близких людях, о самом насущном.

Правила чтения Псалтири по усопшим

Издревле среди православных христиан существует традиция чтения Псалтири над телом покойного до его погребения и после, уже в память об усопшем.

Апостольские постановления заповедуют читать Псалтирь по усопшим в третий, девятый и сороковой день, однако на практике псалмы чаще читаются либо три либо сорок дней, причем непрерывно, с перерывами лишь во время совершения панихид и заупокойных литий.

Начинается чтение Псалтири по усопшим после «Последования по исходе души от тела». Псалмы читаются с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Во время чтения не принято сидеть, исключение сделано лишь для тяжелобольных людей.

Сперва читаются положенные «Молитвы перед началом чтения Псалтири».

Затем сами псалмы, на каждой Славе которых произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти — “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, молитвы положенные по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири по усопшим:

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари покойные

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз).

И молитва, положенная по окончании кафизмы.

По словам священника Александра Калинина: «Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение – и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело».

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/psaltir/kak-chitat-psaltir-doma.html

Псалтирь – учебник молитвы

Текст псалтири на русском языке

Шрифт

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. ѱалти́рь; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы – это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами.

Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Нумерация псалмов

Греческая Масоретская
1…8
99
10
10…11211…113
113114
115
114116
115
116…145117…146
146147
147
148…150
(151)

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основанные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная.

и структура

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы.

Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме.

Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»).

Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца.

Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики, но выделяются своим резко личностным характером.

Упоминание имён в надписаниях псалмов, например, לְדָוִד (ле-Давид) может означать не только указание на автора (что псалом написан Давидом), но и то, что псалом посвящён Давиду или то, что в нём идёт речь о Давиде; и в некоторых случаях эти смысловые значения трудно разграничить. Некоторые надписания такого рода отсутствуют в масоретском тексте, но имеются в Септуагинте, являясь отражением александрийской традиции. Особое место занимает надписание לַמְנַצֵּחַ (Ла-менаццеах).

Это слово происходит от корня «вечность» и передаётся в славянской Библии как «В конец» (греч. Εἰς τὸ τέλος). По утвердившемуся мнению, однако, слово מְנַצֵּח здесь означает руководителя хора (дирижёра, регента).

В соответствии с этим в Синодальном переводе имеем «Начальнику хора».

Предполагается, что псалмы с таким надписанием были предназначены для передачи начальнику хора левитов при храме для разучивания; в некоторых из них содержатся дополнительные указания о порядке исполнения.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/psaltir/kron/index.html

Читать Псалтырь/Псалтирь онлайн

Текст псалтири на русском языке

Псалтирь (Псалтырь) – книга Ветхого Завета, которая состоит из 150 или 151 песен-псалмов. В некоторых языках книга имеет название «Псалмы». Псалтирь располагается в числе учительных книг Ветхого Завета вслед за книгой Иова. Псалтирь стала богослужебной книгой еще при Давиде. Позже богослужебное употребление Псалтири перешло к христианам.

О важности книги Псалтырь свидетельствует тот факт, что она дошла к нам в наибольшем количестве рукописей среди всех книг Ветхого Завета.

Читать Псалтирь / Псалтырь

Псалтирь содержит 150 псалмов:

Нумерация псалмов Псалтири

Нумерация псалмов отличается в иудейском и греческом. Православная церковь использует греческую нумерацию. Католическая церковь использует оба варианта нумерации. В своей характеристике мы будем использовать греческий вариант (150 псалмов).

Надписания в псалмах.

Во многих псалмах есть надписания – дополнительная информация об авторах, исполнителях псалмов, указывается события, которым посвящены псалмы. Перевод надписаний оказался особо сложным, поэтому существует много вариантов их перевода. О значении некоторых слов переводчики могут только догадываться.

В надписаниях псалмов часто указан порядок их исполнения. Определен музыкальный инструмент и мотив, на который нужно исполнять псалом.

Авторство

В надписаниях псалмов часто встречаются имена собственные, однако не всегда понятно, чьи это имена – автора, исполнителя либо человека, которому посвящен псалом.

Автором Псалтири принято считать царя Давида, хотя абсолютно все исследователи уверены, что псалтырь – плод труда более 10 авторов. Более того, книга создавалась долгое время – возможно, даже не один десяток поколений.

Время создания псалмов – от времен Моисея до возвращения из вавилонского плена.

В надписаних Псалтири в качестве авторов указаны следующие имена:

  • Давид,
  • Асаф – главный псалмовец при Давиде,
  • Сыновья Кораха – храмовые привратники,
  • Адам,
  • Авраам,
  • Еман,
  • Идифун
  • Моисей и пр.

Псалтырь создавалась постепенно в качестве продукта коллективного творчества и в ходе создания подвергалась массе редакций.

Краткое содержание и структура Псалтыри

Псалмы Псалтири принято условно делить на 4 группы:

Схема псалма данного типа: обращение к Богу -> описание ситуации-> упование на Бога -> просьба -> вознесение хвалы Богу.

Имеют схожую с личными сетованиями структуру, однако являются коллективным обращением к Богу.

Схема псалма данного типа: обещание возносить хвалы господу -> описание ниспосланных благ  -> избавление  -> вознесение хвалы  -> наставление людям уповать на Бога

Воспевание величия Бога и Его милости.

Помимо псалмов, которые относятся к этим четырем группам, следует также упомянуть псалмы мудрости, песни восхождения и царские псалмы.

Песни восхождения – псалмы, исполнявшиеся паломниками при восхождении на гору Сион.

Царские псалмы – псалмы, описывающие важные события из царской жизни, к примеру, восхождение на трон.

Толкование Псалтири

Во многих изданиях Псалтыри содержаться толкования псалмов. Из древних толкований особой популярностью пользуются толкования:

  • Иоанна Златоуста,
  • Амвросия,
  • Августина,
  • Феодорита Кирского,
  • Евфимия Зигабена.

Из новых толкований:

  • Толюка,
  • Эвальда;
  • Епископа Феофана,
  • Протоиерея Вишнякова.

Ни в одной ветхозаветной книге личная вера в Бога не показывается так многообразно, как в книге Псалтирь. Книга Псалтырь представляет собой сборник религиозной поэзии.

Многие псалмы Псалтири обращены к Богу и являют собой отражение личного религиозного чувства. Псалмы отражают радость от возможности общения с Богом.

Посредством псалма человек может выразить благоговение перед Богом. В псалмах отражена и народная мудрость.

Литературные особенности Псалтыри

Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии.  Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.

Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:

  • Прославления Бога,
  • Мольбы (псалмы 6, 50),
  • Жалобы (псалмы 43, 101),
  • Проклятья (псалмы 57, 108),
  • Исторические псалмы (105),
  • Брачная песня (44),
  • Философские псалмы (8),
  • Гимны (103) и пр.

Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.

Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.

В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:

  • Ломоносов,
  • Сумароков,
  • Державин,
  • Глинка и др.

Особенности языка Псалтири.

  1. Ассоциативность,
  2. Образность,
  3. Символизм,
  4. Иносказательность,
  5. Эмоциональность.

Псалтырь в Иудаизме

Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.

День неделиПсалом
Понедельник47
Вторник81
Среда93
Четверг80
Пятница92
Суббота91
Воскресенье23

Псалтирь в православии

В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33.

В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот.

Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.

Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.

Псалтирь у католиков

В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.

Псалтирь в исламской традиции

В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.

Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь —книга молитв. Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.

Источник: http://bibliya-online.ru/chitat-psaltyrpsaltir-onlayn/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.