Тело и кровь христовы

Праздник Тела и Крови Христовых в Польше

Тело и кровь христовы

Фоторепортаж с празднования Праздника Тела и Крови Христовых в 2016 году ищите здесь.

День этот является в костёльной классификации Торжеством, то есть занимает высшее место среди католических церковных праздников. В этот день верующие обязаны посещать мессу и воздерживаться от любой работы, которая не является крайне необходимой.

Праздник не имеет чётко установленного дня в календаре и отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, на одиннадцатый день после Пятидесятницы (Pięcdziesiątnica, Zesłanie Ducha Świętego – Сошествие Святого Духа или, как этот день часто называют в Польше, – Zielone Świątki – Зелёные Святки).

В 2017 году праздник отмечается 15 ююня.

Праздник Boże Ciało, известный также как Corpus Christi (лат.), был установлен 11 августа 1264 года папой римским Урбаном IV, а утверждён он был в 1314 году папой Климентом V – он и дал празднику название. Праздник призван был приблизить верующих к различным аспектам присутствия Христа в Таинстве Евхаристии.

Первое упоминание процессии Корпус Кристи в Польше относится к XIV веку. Прошла она в Плоцке (Płock). Задокументированное праздненство, от которого можно вести официальный отсчёт, относилось к краковской епархии. Зафиксировано оно было в 1320 году. Вскоре (в масштабах истории, разумеется), примерно к середине XV века, праздник уже был известен во всей Польше.

К концу века XVI счёт участников процессий шёл уже на тысячи.

Уличные процессии

Традиция тысячных процессий неуклонно развивалась, превращаясь в массовое движение.

Вот и в наши дни, в Праздник Тела и Крови Христовых, по улицам Польши проходят яркие поющие потоки людей, объединённых возвышенностью происходящего.

В этот день после окончания мессы формируется процессия, впереди которой идёт ксёндз, ступая по устланной цветами и лепестками дороге, держа в руках накрытую балдахином Дароносицу.

На улице под открытым небом сооружаются четыре алтаря, прибранные зелёными веточками берёзы и цветами. Кругом разносится запах ладана.

Нарядно одетые девочки рассыпают из специальных красивых корзинок лепестки роз перед процессией, которая поочерёдно подходит алтарям. Возле каждого из них произносится молитва.

Количество алтарей, разумеется, не случайно и имеет своё значение, как и всё в этом празднике.

Они символизируют четыре стороны света, четыре элемента жизни: огонь, воду, землю и воздух – созданные по Слову Бога, и четыре Евангелия: от Марка, Матфея, Луки, и Иоанна. Процессии могут проходить как по улицам, так и вокруг храма. В этом случае они приобретают форму круга как символа идеальности мироздания.

Шествия, проходящие по улицам, имеют форму квадрата, что символически является равнозначным кругу. Квадрат тоже даёт абсолютную законченность, как и круг.
В давние времена процессии ходили вокруг костёла на протяжении всей октавы, то есть 8 дней праздника Корпус Кристи.

Восьмёрка в литургике тоже имеет символ законченности, бесконечности и совершенства – как квадрат или круг. Если мы присмотримся поближе, то увидим, что духовные праздники в Польше привязаны именно к октаве – восьмёрке. Ранее торжественность сопровождала всю октаву.

Всё это время звонили колокола, по улицам разносилось молитвенное пение, возле четырёх алтарей проходили сценические представления с библейскими персонажами, а также читались стихи на духовные темы.

На протяжении столетий Праздник Тела и Крови Христовых оброс в Польше рядом традиций, обычаев и атрибутов. В частности, это касается украшений алтарей. Со временем – это хорошо видно в современном обличии праздника – традиция украшения четырёх алтарей перенеслась верующими на улицы города.

Повсеместно украшаются дома, улицы, причём даже те, по которым процессия идти не будет. Традиционным украшением являются веточки берёз, цветы, разнообразные венки.

Обычай этот укоренился и распространился так широко благодаря вере в то, что венки, цветы и ветви, освящённые у алтарей, приобретают целебные свойства.

Венки: украшение и польза

Небольшие веночки, величиной с ладонь, перетянутые красной праздничной лентой, висели после мессы в костёлах на протяжении всей октавы праздника Тела и Крови Христовых, украшая помещения храма.

Считалось, что венки эти под воздействием времени (8 дней) набирают чудодейственной силы. После окончания октавы праздника любой желающий мог забрать веночки домой. Венки плели и сами верующие.

Со временем венок стал неотъемлемым атрибутом праздника.

Было в этом и прагматичное зерно. Дело в том, что венки часто изготавливались из цветов и трав, которые и так обладали лечебным свойством.

До сих пор в венках используются целебные травы. Одной из основных трав в венке была полынь лечебная – божье дерево (bylica boże drzewko). Она обладала приятным запахом и могла после высушивания использоваться в качестве приправы для мясных блюд.

Она же играет немаловажную роль в венках в ночь на Святого Иоанна (Noc Kupały или Noc Świętojańska). Кроме того, в венке использовались розмарин, незабудки, ромашка, маргаритки, васильки, полезнейший по своим свойствам копытень, росянка, мать-и-мачеха, ежевика, пижма, любисток и другие травы.

Если посмотреть на их разнообразие и учесть, что они сплетались в венок, который в дальнейшем высушивался, то нетрудно догадаться, что человек получал запас лекарственных трав на очень и очень долгое время. Кроме этого, цветки и травы обладали и своей символикой в венке.

Все они использовались в ритуальных целях ещё в дохристианские времена. К таким же древним временам относятся и верования, что в октаву Корпус Кристи активизируются духи и чародеи.

В Польше, богатой традициями земледелия, венкам придавали особое значение в вопросе защиты полей. Хозяева пашен – а это было подавляющее большинство жителей Польши – приходили на службу в храмы с четырьмя венками. Венки освещались вместе с четырьмя чтениями Евангелия, выписанными на четырёх отдельных листках, свёрнутых в трубочку.

После венки закапывались в четырёх концах поля. Земледельцы верили, что эти освящённые веночки защитят посевы от града в течение года. Примерно такое же применение находили и веточки с алтарей. Их втыкали по периметру поля, чтобы обезопасить его от вредителей.

Обычай отрывать веточки от украшения алтарей до сих пор является распространённой в Польше традицией.

Символ любви

Многотравные венки были и символом любви. Девушки вили парням маленькие веночки и надевали им на левую руку, что-то вроде обручального кольца. Венки покрупнее вешались над дверями в овины, хлев, хозяйский дом и над окнами. Считается, что они – оберег от града, грозы и молнии.

Также их подкладывали под фундамент при закладке дома. Выезжая в поле пахать, клали венок в первую борону, «чтобы Бог благоволил урожаю». Их же клали на пол в овины, в место, где сгрузят первый собранный урожай зерна.

Дымом венка окуривали скот, отправляя его впервые после зимы пастись на луга, а также посуду и места приготовления хлеба.

Почитание хлеба

С самых своих начал Праздник Тела Христова, был неразрывно связан именно с хлебом. Хлеб, по христианской традиции, заложенной самим Иисусом Христом, символизирует Тело Спасителя. В Польской культуре хлеб почитался как первейшая и важнейшая пища, ведь он является даром Бога человеку и напоминанием жертвы Христа. Это повлияло и на процесс обращения с хлебом как с продуктом.

Так нельзя было кушать хлеб с покрытой головой, брать хлеб грязными руками, с хлебом запрещалось играть, нельзя было также лепить из него фигурки. Даже малейшие крохи хлеба не выбрасывались, а сжигались в печи.

Повсеместно существовали специальные метёлки и лопаточки для собирания крошек хлеба со стола.
Каравай хлеба нельзя было класть вверх ногами, нельзя было бросать, вынув из печи, да и вообще нельзя было тыкать в хлеб ножом.

Не то что кидаться хлебом, но даже случайно уронить его считалось грехом. Уронивший должен был быстро поднять и трижды поцеловать кусок. Обычай целования хлеба жив в Польше до сих пор. Он присутствует в момент приветствия молодожёнов или гостей «Хлебом-солью».

Возвращается в обычай выпекание специальных хлебцев к празднику.

Лайконик

Яркие зрелищные процессии на улицах Польши в День Тела и Крови Христовых – это зрелище, которое можно описывать очень и очень долго, но лучше всё же один раз увидеть самому. Точно одно. Оказываясь в гуще событий, даже далёкие от веры люди проникаются атмосферой всеобщего духовного подъёма и светлой радости.

Традиционно выделяется на фоне остальных польских городов Краков. То, что происходит там, можно сравнить с бразильским карнавалом, только с духовным началом. Насколько красочными были торжества в Кракове уже в давние годы, можно судить по указу краковского епископа, имевшему место в 1787 году.

Уже тогда традиционная для Кракова процессия с Лайкоником возбудила в нём смущение своей пёстростью и перехлёстывающей нарядностью.

Епископ наказал «братствам и цехам принимать участие в процессии без одежд вычурных, либо чересчур броских, или смех пробуждающих, а только чтоб были они согласны с уставом Костёла Святого и побуждали чтоб к христианским добродетелям и набожности». Под запретом оказался один из самых ярких персонажей процессии – Лайконик.

Лайконик – один из символов Кракова, связанный с наездом татаро-монгол на польские земли в 1241 и 1247 годах.

Вторым символом является гейнал (Hejnał), звучащий с башни костёла Святой Марии на центральной площади. Этот персонаж изображает татарского всадника в стилизованном восточном костюме. Он пляшет на протяжении всего своего маршрута по улицам города, размахивая знаменем Кракова.

С вышеупомянутым указом прервалась история Лайконика в процессии. Но пляски «татарского» кукольного всадника так нравилась краковянам, что Лайконика попросту сдвинули по времени. С тех пор Лайконик танцует в октаву праздника Тела и Крови Христовых.

Но, как мы уже сказали, лучше один раз увидеть.

Источник: https://polomedia.ru/news/tradicii/prazdnik-tela-i-krovi-hristovyh-v-polshe

Евхаристия – древо

Тело и кровь христовы

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Причащение апостолов, икона 1422-1428 гг. Надвратная сень Благовещенской церкви села Благовещенского близ Сергиева Посада. Икона школы Андрея Рублева

Евхари́стия (греч.

ευχαριστια – благодарение) есть таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной.

Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:

  • преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни
  • причащения этих Святых Даров.

Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Предустановление таинства

До первого совершения этого таинства на Тайной Вечери Христос обетовал его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа буквально.

Они стали говорить между собой: как Он может дать нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал иудеям, что они поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и ясностью продолжал речь в том же смысле: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53—56). Далее Христос прибавляет: Дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь.

Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие», — тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле.

Его слова о Своих Теле и Крови суть «дух и жизнь»: они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу.

«Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь», — слышим мы на Литургии Преждеосвященных Даров. Приобщение это важно не для утоления физического голода, как было при питании манной в пустыне, при насыщении пяти тысяч, — а важно для жизни вечной.

Установление Таинства и совершение его в апостольское время.— Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, — само установление таинства излагается у трех евангелистов — синоптиков Матфея, Марка и Луки, а затем повторено апостолом Павлом.

В Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26—28).

То же в Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе.

В Евангелии от Луки в двадцать второй главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19—20).

То же, что у евангелиста Луки, читаем у апостола Павла: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23—25).

Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11, 26), как наставляет апостол Павел, то есть до Второго Пришествия Господня. И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее таинство, установление ее сохраняется с величайшим тщанием и благоволением, она совершается и будет совершаться до скончания мира.

В святых тайнах христос присутствует всецело

«веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть тела и крови господней, но тело христово, всегда целое и во всех частях единое, и господь христос присутствует по существу своему, то есть с душой и божеством, как совершенный бог и совершенный человек.

потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много тел христовых, а один и тот же христос присутствует истинно и действительно, одно тело его и одна кровь во всех отдельных церквах верных.

и это не потому, что тело господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с телом, сущим на небесах. ибо всегда у господа одно тело, а не многие во многих местах.

потому-то таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о божественном отвергает эта святая и свыше определенная за нас жертва» [1].

евхаристия не есть повторение крестной жертвы, а принесение жертвенных тела и крови, однажды вознесенных искупителем на крест, “всегда ядомых и николиже иждиваемых”. поэтому голгофская жертва и евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну жертву, но тем не менее, и различаются.

евхаристия — жертва хваления и благодарения.

священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину литургии святого василия великого и святого иоанна златоуста, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве своей великие дела божий, прославляет и благодарит бога в святой троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез господа иисуса христа. равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя бога, взывают к нему: тебе поем, тебя благословим, тебя благодарим, господи…

евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов церкви. преподавая ученикам тело свое, господь сказал о нем: еже за вы ломимое и, преподавая свою кровь, прибавил: еже за вы и за многие изливаема во оставление грехов.

поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших.

это видно из чинопоследований всех литургий, начиная с литургии святого апостола иакова, и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвою умилостивления.

евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во христе.

поэтому по пресуществлении святых даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает пресвятую владычицу богородицу и всех святых, присовокупляя: их же молитвами посети нас, боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся церковь христова).

евхаристия есть и жертва просительная:о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и от всех и за вся.

в таинстве евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные тело и кровь христа

в таинстве евхаристии — в то самое время, когда священнослужитель, призывая святого духа на предложенные дары, благословляет их с молитвой к богу отцу, — хлеб и вино действительно прелагаются в тело и кровь наитием духа святого. после этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на святой трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное тело и истинная кровь господа иисуса, только под «видами» хлеба и вина.

эта истина выражена в «послании восточных патриархов» в следующих словах: «веруем, что в сем священнодействии предлежит господь наш иисус христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о крещении, и не чрез «проницание» хлеба, так, чтобы божество слова «входило» в предложенный для евхаристии хлеб существенно, как последователи лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прилагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело господа, которое родилось в вифлееме от приснодевы, крестилось во иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную бога отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь господа, которая, во время страдания его на кресте, излилась за жизнь мира. еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь господа, под видом и образом хлеба и вина».

необходимость и спасительность причащения святых тайн

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина.

Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек еще при обетовании о Таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53—54).

Святые отцы о Евхаристии

Свт. Иоанн Златоуст:
Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий – в другом [2]

См. также

  • Евхаристическое преложение

Использованные материалы

[1]  «Послание Восточных патриархов»

[2]  Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 7, 1. PG LXI, 55.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/221.html

Пресвятые Тело и Кровь Христова | Римско-католический кафедральный собор НЗПДМ (Москва)

Тело и кровь христовы

Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Пресвятые Тело и  Кровь Христа. Торжество

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Хлеб жизни

Быт 14, 18-20; Пс 110(109), 1.2.3.4 (Пр.: 4ac); 1 Кор 11, 23-26; Лк  9,11b-17

         Все люди заботятся об обеспечении своего пропитания, ежедневного «хлеба насущного». Многими людьми в наше время движет стремление к изобилию, дабы обеспечить себе спокойную, радостную и удобную жизнь.

Но есть и такие люди, заботящиеся не только о себе, но и о других, не имеющих «хлеба». Они:  трудятся на работе, заботятся о здоровье и пропитании для своей семьи,  итд.

  С виду кажется,  что мы все – такие добрые, великодушные, миролюбивые, что мы все стремимся создать мир,  в котором  процветали  бы благополучие и счастье.

         Но в действительности, эгоизм и насилие обесценивают человеческие планы и желания.  Существуют люди,  у которых есть хлеб, и люди, у которых его нет. Еще есть люди,  которые «добывают»  хлеб за счет других,  значит  такие, которые думают только о себе.

Существуют также и такие, которые ради «хлеба» объявляют войну другим. Есть люди, которые умирают, потому что у них нет «хлеба» или они являются жертвой братоубийственной борьбы за «хлеб».

Общество, которое мы строим, является во  многих случаях  абсолютной противоположностью наших чаяний, надежд и желаний.

         Иисус хочет стать «хлебом»  для нашей жизни,  хочет быть  пищей нашей общины. Но Он не избавляет нас от работы и трудов,  а  дает нам иную возможность находить «хлеб» для  нас и для других…

Хлеб братства

          Случай из Книги Бытия (Быт 14, 18-20) имеет символическое значение. «Мелхиседек, царь Салима» значит: «царь мой – праведность, царь спасения».

Это таинственное лицо славит  «Бога Всевышнего,  Владыку неба и земли» и  благословляет Аврама от имени своего Бога,  пожертвовав Ему «хлеб и вино» – знамение пира,  во время которого  заключается договор.

Мелхиседек – это набожный человек, который  действительно любит мир и стремится  заключить договор с Аврамом.

         Различие религий в этом случае не является препятствием, оно объединяет, не развязывает войну, а создает мирный союз.  Мелхиседек представляет собой «образ» набожного человека, который стремится изо всех сил достичь мира. Для христиан Он является прообразом Первосвященника Христа.

         Мелхиседек  предлагает Авраму  «десятую часть из всего», этот жест – жест братского деления оказывает Мелхиседек Авраму, а не наоборот. Не Аврам дает десятую часть из всего, как говориться в Священном Писании в Синодальном переводе, которое присоединяет к стиху 20 выражение «Аврам», которое в еврейском тексте 1 не приводится.

         Кроме благословения – религиозного жеста примирения, Мелхиседек предлагает настоящее братство также и в материальном плане.

Аврам, как истинно верующий человек, не гнушается от диалога и сотрудничества с набожным человеком, по-братски великодушным, каким и являлся  Мелхиседек.

Ибо братские отношения и взаимное стремление поделиться друг с другом являются основными условиями  для того, чтобы у каждого был «хлеб».

Сие творите в Мое воспоминание

         В отрывке из Послания святого апостола Павла (1Кор 11, 23-26) выражается вера о Евхаристии, которую получила и передавала дальше первая христианская община. Этот отрывок уже кажется нам, возможно, некой литургической формулировкой.

          «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Это выражение мы могли бы комментировать также предложением святого Павла: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Гал 2, 20; Рим 5, 8).

Иисус сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13).  Когда Иисус говорит «Мое тело…за вас», Он этим выражает приношение Своей жизни для нашей жизни.

Иисус является хлебом,  который дает жизнь, значит,  предоставляет возможность жить.

          «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови». Своей смертью, которая приобрела значение «пролитием Крови», Иисус заключает новый завет между Богом и человечеством.  «Тело» и  «кровь»  относятся ко всей личности Иисуса.

Он дает Себя Самого, чтобы предоставить нам возможность  жить в единстве с Богом.  «Новый» завет включает в себя «новую» заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34).

Тем, что Он дал нам Самого Себя из любви, Он открыл новый способ существования, к которому приглашает приобщиться и нас.  Он хочет, чтобы мы жили так, как жил Он.

________________________________________________________________

         [1] (Большинство современных переводов Священного Писания приводит – подобно тому как издание Библии в Синодальном переводе – также выражение «Аврам» в 20 стихе 14 главы кн. Бытия. Но  Вульгата и Септуагинта  переводят 20 стих следующим образом: “Et dedit ei decimas ex omnibus.

” Все комментаторы приводят примечание, что  с  грамматической точки зрения, подлежащем в предложении: «дал ему»  здесь является Мелхиседек, но, тем не менее, многие предпочитают придерживаться еврейского и христианского толкования (срав. Евр 7, 2),  по которому подлежащим здесь является  Аврам.

)

         Иисус говорит: «сие творите…в Мое воспоминание». Этими словами Иисус говорит, что Он хочет остаться с нами, посредством Таинства Евхаристии, которая является «воспоминанием» Его безоговорочной преданностью любви, вплоть до самой смерти.

Иисус  говорит нам, чтобы мы жили таким же образом  и «сие творили в Его воспоминание», значит, чтобы мы делали то, что делал Он: чтобы мы отдавали жизнь ради других.

Итак, Евхаристия является сакраментальным «воспоминанием»  жизни Иисуса, Его Тела и Крови, принесенными в жертву за нас – что является принципом жизни для всех людей.

Но Евхаристия  установлена именно для того,  чтобы мы могли жить таким образом, каким жил Иисус,  чтобы мы были способными действовать таким образом, каким действовал Он. Чтобы мы преобразовали нашу жизнь в живое воспоминание Его жизни.

Евхаристией Иисус хочет сделать нас людьми, способными и в жизни выражать преданность по отношению к Богу и к людям.  Он хочет, чтобы родилось новое общество, которое будет руководствоваться не принципом эгоизма, а принципом полной преданности другим.  Евхаристия предоставляет Церкви возможность  ежедневно совершать воспоминание об Иисусе Христе, что дает ее общине силу подражать Ему в повседневной жизни, которая становится более светлой и более радостной.

Иисус дает хлеб

         Повествование о чудесном умножении хлебов приобретает  во фрагменте Евангелия от Луки (Лк 9,11b-17)  очевидное евхаристическое значение. Лука не хочет лишь только рассказывать о чуде, которое сотворил Иисус, но он хочет нам этим показать  связь с Евхаристией.

Источник: https://www.catedra.ru/the-blessed-body-and-blood-of-christ

Доктрина о Причастии – тело и кровь Христа преобразовываются буквально

Тело и кровь христовы

Вопрос:

Меня интересует доктрина о причастии, что символизирует тело и кровь Христа в отличие от католиков или православных, которые утверждают буквальное присутствие тела и крови в причастии. Я хотел бы получить конкретный ответ по этому поводу.

Что написано в Библии?

Для начала давайте пройдемся по главным текстам из Нового Завета, в которых поднимается эта тема. Все синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) представляют нам слова Господа Иисуса Христа, когда Он установил Причастие. Вот эти отрывки:  

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. (Матфея 26:26-29)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. (Марка 14:22-25)

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. (Луки 22:14-23)

Евангелист Иоанн представляет в своем Евангелии другое окружение, в котором Господь Иисус сказал, что Его плоть – пища и Его кровь – питие, кто не пьет Его кровь и не ест Его тело не будет иметь жизни вечной. Вот этот текст:

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес.

Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоанна 6:48-63)

Последний текст, где говорится о Вечере Господней мы находим в Послании Павла к Коринфянам:

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. (1 Коринфянам 11:23-34)

Различные мнения между христианскими конфессиями

Православный священник Серафим Джонта считал, что «Святое Причастие приносит Христа в наши души и тела. Христос с нами не только духовно, невидимо, но, по сколько мы являемся плотью, Христос превращается в материальный образ под видом хлеба и вина».

В православном катехезисе написано следующее о Вечере Господней: «Дары, которые приносят для преобразования в Тело и Кровь Господа – это хлеб из чистой пшеницы и квасной и вино, тоже чистое из винограда.

Преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Господа во время Святой Литургии происходит тогда, когда священник или епископ поднимая руки, голову и сердце к небу, горячо молится».

Итак, теология православной церкви говорит, что во времена Святой Литургии происходит преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. В это верят и католики и даже некоторые протестантские конфессии.

Смотря на вышеприведенные тексты мы видим, что каждый раз, Иисус говорит о хлебе, что это Его тело и о содержимом чаши, что это Его кровь. Тем не менее, нигде в Библии не написано, что эти элементы преобразовываются в кровь и тело Господа Иисуса Христа, то есть, что они становятся другим веществом.

Сами слова «преобразовывается» или «изменяется» мы не находим нигде в текстах, приведенных выше. Сам Иисус, говоря на Тайной Вечере, что это Его тело и Его кровь, сразу же после этого сказал, что не будет пить от плода виноградного до того дня, пока не будет пить с учениками нового вина в Царстве Отца Своего.

Итак, Господь Иисус говорит дальше о содержании чаши не как о Своей крови, но как о плоде виноградной лозы, что означает, что там осталось тоже самое вещество.  

И в Евангелии от Луки и в 1 Послании Павла к Коринфянам написано, что Господь Иисус сказал ученикам о цели установления Вечери Господней, а именно «сие творите в Мое воспоминание». Поэтому Апостол Павел говорит, что некоторые могут участвовать в Вечере не рассуждая  о теле и крови Иисуса и что это опасно, потому что люди придают другое значение Вечере Господней, чем то, которое она имеет.

Хорошо известно, что большое число христиан участвуют в Священном Причастии не понимая жертвы Господа Иисуса Христа, без покаяния и рождения свыше.

Они верят, что Вечеря Господня очищает их от грехов (на самом деле они берут на душу еще и другие грехи, принимая участие в Вечере не достойно) или может исцелить их от болезней, или что таким образом они могут быть спасены или еще во что-то верят, но только не в то, что надо верить. Очень важно знать, что Вечеря Господня является еще и судом.

Важность понимания образных выражений

Бог использует в Библии много образных выражений, на которые необходимо обратить внимание и понять как должно. Одно из образных выражений, часто используемых Господом Иисусом была метафора – это сравнение, в котором отсутствует термин сравнения. Вот некоторые примеры:

  • Я свет миру (Иоанна 8:12) – ясно, что этой метафорой Господь Иисус хотел сказать, что Он свет миру.
  • Я Дверь овцам (Иоанна 10:7) – ясно, что через эту метафору Господь сравнивает Себя с дверью в загоне для овец.
  • Я Пастор добрый (Иоанна 10:11) – Господь сравнивает Себя с пастором овец, но Он не был во время земной жизни пастухом овец, но использует этот образ, чтобы представить важные духовные истины. Итак, этой метафорой Господь Иисус сравнивает Себя с пастором овец.

Итак, мы должны принять во внимание, что используется метафора, образное выражение и в отрывке, где Иисус говорит, что хлеб – это Его тело и вино – Его кровь.

А чем является Вечеря Господня для вас и что вы думаете о присутствии тела и крови Господа Иисуса Христа в хлебе и вине, которое используется в Святом Причастии?

Перевод: Моисей Наталья

Источник: https://moldovacrestina.md/ru/preobrajenie-vina-hleba-sveatoe-prichastie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.