Толкование акафиста пресвятой богородице

Содержание

Акафист

Толкование акафиста пресвятой богородице

Что такое акафист? Как правильно читать акафист? Какая роль отведена акафисту в православии?

Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню – древняя православная традиция. Акафист – это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово “Ο Ακάθιστος Ύμνος” происходит от местного слова “akathistos“, где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют “неседальным гимном“, потому что исполнять его принято стоя.

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист Архангелу Михаилу

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах.

Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).

  Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь.

Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова “Святою ночью” можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт–христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916–го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника.

Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют “великим акафистом” и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это –  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.

  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году.

Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют “Похвала Богородице” или “Суббота акафиста“.

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года.

Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода “Триоди постной” О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга “Канонник” Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5–ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы.

Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще.

Лейтмотив акафиста – это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют “икос“. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на  воспевании “Аллилуйя”, которое означает “хвалите Бога“. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением “аллилуйя” и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления.

От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы – это восхваления которые, начинаются со слова “Радуйся!”. Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся“. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть“. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом.

И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.

  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу.

Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы “Всецарица” читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафистСвятителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь – 1Фесс.5:17).

По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия.

Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Об акафисте на “Правмире”:

Источник: https://www.pravmir.ru/akafist/

Что такое церковный акафист и когда его читают Богородице, Спиридону Тримифунтскому и святым угодникам

Толкование акафиста пресвятой богородице

Акафист — это форма церковной поэзии.

Православный человек не представляет свою жизнь без молитвенного обращения к Богу, неотъемлемой частью богослужения является чтение акафиста. Духовные правила без обращения к акафистному песнопению представить невозможно. Акафисты присутствуют во всех православных молитвословах, они звучат на службах в храме, верующие читают их дома.

Непосвящённому человеку слово Акафист, википедия определяет, как перевод греческого термина в значении «неседальное пение» гимна, хвалебного песнопения стоя. Исключение предоставляется для заболевших и пожилых людей.

  • Немного истории появления акафистного пения
  • Структура акафиста Богородице:
  • Акафистное пение на Руси
  • Что такое акафист и когда его читают
  • ​ Акафисты ликам Божией Матери
  • Акафисты почитаемым святым
  • Акафестная песнь Святителю Чудотворцу Спиридону Тримифунтскому

Немного истории появления акафистного пения

Акафисты читаются во славу Христа, Матушки Пресвятой Богородицы и святых угодников.

Все церковные гимны являются аналогией главного Великого хвалебного песнопения к Богородице, которое было написано в седьмом веке в Константинополе, неизвестным автором.

По церковному преданию, патриарх города Константинополя Сергий, взяв икону Пресвятой Богородицы, совершил обход городских стен с торжественным песнопением. Богородица спасла город от осаждавших племён аваров.

Много раз Пресвятая Богородица защищала Константинополь и его жителей от бед.

Состоит этот акафист из 2 частей:

  • Первая часть содержит рассказ о событиях, происходящих при жизни Царицы Небесной и детстве Христа.
  • Вторая раскрывает основное учение Церкви о воплощении Бога и спасении рода человеческого.

Структура акафиста Богородице:

  • Первая строфа называется «кукулий», что может означать «капюшон», который накрывает строфы.
  • За ней идут 12 больших строф и 12 малых, точное название, которыхикосы.
  • В икосе содержатся 12 приветствий к Богоматери, которые начинаются словом – «радуйся».

Икосы имеют сходный ритмический рисунок, состоящий из ударных и безударных слогов.

В тексте применяются многочисленные приёмы поэтики и античной риторики.

Акафист Богородице является вершиной духовной поэзии, и отличается художественной изысканностью.

Акафистное пение на Руси

На Руси акафисты распространились к концу четырнадцатого столетия. В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков Русская Православная Церковь одобрила к печати сто пятьдесят восемь духовных гимнов.

После революции наступило время церковных гонений, и чтение акафистов происходило во время самостоятельных домашних молитв без присутствия священнослужителей.

Всплеск акафистографии приходится в конец двадцатого, начало двадцать первого века. Ежегодно пишутся от сорока до пятидесяти новых акафистов на церковнославянском языке и более сотни на греческом и новогреческом, чешском, словацком, сербском, английском французском и других языках.

Что такое акафист и когда его читают

Современные Хвалебные песнопения представляют 25 песен, разделенных на две группы:

  • Кондаки, состоящие из 13 произведений, кратко повествуют о празднике или содержат хвалебную песнь святому. Их чтение заканчивается хвалебным словом «аллилуйя».
  • Икосы представляют 12 произведений, раскрывающие суть праздничного Богослужения, заканчивающиеся возгласом «радуйся».

К хвалебной оде обращаются в моменты, когда душа молящегося, пребывает в тягостном состоянии. Священное песнопение наполняет молящегося человека, счастьем, гармонией и радостью.

Оно помогает исцелить физические и духовные недуги.

Правила прочтения акафиста

Очень важно православному человеку знать о том, как правильно обращаться к прочтению акафиста.

Перед первым самостоятельным прочтением акафиста нужно прослушать его во время службы в церкви или обратиться к аудиозаписи.

Это позволит понять:

  • правильность интонации произносимого гимна, постановки ударение;
  • громкости;
  • силы звучания.

Следует обратиться за благословением священнослужителя.

Перед акафистным произнесением нужно читать предначинательные молитвы.

Торжественную песнь можно возносить в любой день, кроме великопостных.

Акафисты святым или образам Божией Матери читаются в дни празднования, накануне паломничества по святым местам, когда нужно принести поблагодарить за полученную помощь или принести просьбу о помощи, когда хочется воздать молитву.

Не принято читать дома акафисты в Великий пост. Исключение составляет Великий акафист, читаемый накануне Субботы перед Богослужением.

В церкви возносятся акафисты каждый день, в честь великих праздников, святых и ангелов.

  • Понедельник — служится гимн Ангелу Хранителю или Архангелу Михаилу.
  • Вторник — звучит акафист в честь Иоанна Крестителя.
  • Среда — взносится Великая песнь Иисусу Сладчайшему.
  • Четверг – святителю Николаю.
  • Пятница – Кресту Господню Животворящему.
  • Суббота – Матушке, Царице Небесной.
  • Воскресенье – в честь Воскресения Христова.

В нужде житейской можно произносить акафист любому святому угоднику:

  • при скорбях, нуждах;
  • при заселении в новый дом;
  • о защите от напасти греховной;
  • при сложном материальном положении.

​ Акафисты ликам Божией Матери

Акафист в честь образа «Всецарица». Чудесным образом Богородица подаёт от иконы исцеление раковых заболеваний, избавление от оккультизма, помощь родителям в поиске пропавших детей и в избавлении от прельщений нашего времени.

Перед иконой «Воспитание». Благодатная помощь Богородицы изливалась на родителей, которые молятся пред ликом о судьбе своих детей.

Читающим Матушке Богородице перед ликом «Млекопитательница» даётся помощь в родах и опекании младенцев.

Песнь Царицы Небесной перед образом «Неопалимая Купина». Молящимся посылается защита от пожара, помощь невинно осуждённым и покровительство семейному благополучию.

Акафестное обращение к образу «Неупиваемая Чаша» избавляет от пьянства, наркомании и курения.

Икона «Казанская» помогает победить недруги, оказывает покровительство православным бракам, исцеляет недуги и болезни глаз.

Акафист иконе Покрова Царицы Небесной повествует о событии, которое произошло в Константинопале конце десятого века. Блаженный Андрей, молясь во Влахернском храме, удостоились видения Матери Божьей в окружении ангелов и Великих Святых. Пречистая Богородица раскинула над миром омофор и покрыла верных христиан. Праздник Покрова и икона очень почитается на Руси.

Через чтение акафиста в честь иконы «Скоропослушница», которая находится на Афоне, Пресвятая Богородица подавала мгновенное избавление от недугов.

Гимн в честь образа «Утоли моя печали», которая известна верующим с семнадцатого века, изображена Божия Матерь, прислушивается к молитвам верующих. Летописи сохранили много случаев помощи людям, от образа «Утоли моя печали»

Торжественное песнопение в честь образа «Умягчение злых сердец» нужно читать на примирение враждующих и удалении сердечной злобы. Семь мечей в руках Богородицы символизируют то горе, которое выпало Богодице в своей земной жизни.

Акафист в честь лика «Целительница» помогает в исцелении от недугов.

Акафисты почитаемым святым

Молитвенные гимны, написанные святым, Благоугодившим Богу читаются при всякой нужде и скорби.

В православной церкви прихожанин сможет встретить чудотворные изображения святых, которые помогают в разных жизненных ситуациях и приобрести икону для домашнего чтения акафиста святым угодникам.

Архангел Михаил поставлен Господом над девятью Ангелами. Матушка Пресвятая Богородица и Архистратиг Михаил на Руси прославляются как особые заступники за русские города. Чтение акафиста в честь Архангела Михаила помогает в бедах, во время скорби и нужде. Кроме этого, Архангелу Михаилу обращаются в молитве при посещении нового дома.

Ангел Хранитель человеку даётся Богом от рождения на всю жизнь. Он охраняет от напастей и бед, может предостеречь от грехов. Акафист Ангелу Хранителю поможет в исцелении от болезни.

Акафист Святому Великрмученнику Предтече Иоанну произносят о даровании покаяния.

В стародавние времена на Руси Святому угоднику молились о защите посевов, даровании плодородии.

Акафист Святейшиму князю Великому Александру Невскому читают во время военных бедствий, просят защиты от врагов иноверцев.

Гимн мученику святому Вонифатию воздают для избавления от недуга чревоугодия и пьянства.

Торжественное обращение святым мученикам Авиву Гурию, Самону, произносят, прося покровительства о защите семейного очага.

Акафист в честь Великомученика Георгия Победоносца или Егория Храброго, покровителя Руси, защитника государственности, военной мощи, читается в скорби и разной напасти. Святой Великомученик Георгий — защищает стада домашнего скота и от нападения диких зверей.

Акафист Благоверному Святому князю великому Даниилу, чудотворцу, который возвысил Москву и создал почин для объединения России в единую державу, произносится при разных нуждах.

Гимн Святому Божьему пророку Илии исполняется при сложных жизненных обстоятельствах.

Акафист Праведному Святому Иоанну Кронштадскому возносят с просьбой о помощи в учёбе.

Акафист Чудотворцу Иоанну Воину молятся при поиске украденного, прося защиту от воров и обидчиков.

Хвалебная песнь Блаженной Святой Ксении Петербургской поётся в избавление от болезней, бед и скорбей.

Акафистное обращение к Святителю Николаю, самому почитаемому на Руси и получивший от Бога дар чудотворения, возносится в разных бедах, при опасности в пути по морю и по суше.

Чтение акафиста Чудотворцу, Богоносному и Преподобному Серафиму Саровскому, утешителю и целителю, помогает всем просящим в любой скорби.

К молитвенному акафисту преподобному чудотворцу Сергию Радонежскому прибегают для получения смирения и усмирения гордыни.

Акафист Святому Целителю Великомученику Пантелеймону произносится для избавления от болезней.

Акафистное песнопение Святому Мученику страстотерпцу Царю Николаю способен исцелять недуги.

Молитва мученикам Киприану и Святой Устинии читают для прогнания лукавых духов мучающих людей и губящих животных. Акафистное обращение к святым спасёт от вреда, нанесённого колдунами, экстрасенсами и злыми людьми.

Акафист святым апостолу Петру и апостолу Павлу, Великим просветителям Православия, кладут для умножения веры.

Акафистное обращение к преподобной Святой Матроне Московской защитит в житейских обстоятельствах и принесёт исцеление в болезни.

Святитель и Чудотворец Святой Угодник Митрофан Воронежский особо придёт на помощь родителям, чьи дети оказались неустроенные в жизни.

Святая Варвара Великомученица пошлёт обильное врачевание, поможет в унынии и грусти, утешит в печали.

Святой Екатерине на Руси молились девушки и просили хороших женихов. Молитва святой помогает в трудных родах.

Святые праведные Богоотец Иоаким и Анна до старости несли неплодство. По благословению Бога они произвели на свет Пресвятую Богородицу.

Им читают акафист при супружеском бесплодии. На Руси святым клали молитву перед началом страды, просили покровительство посевов и урожая.

Акафестная песнь Святителю Чудотворцу Спиридону Тримифунтскому

Святой Спиридону Тримифутскому имел способность изгонять бесов, исцелять душевные хвори, тяжёлые заболевания и воскрешать безвременно умерших. Даром особого плана, святого чудотворца, Спиридона Тримифутского было осуществление власти над стихиями.

Гимн Спиридону Тримифутскому, произнесённый с чистым сердцем поможет:

  • Решить квартирный вопрос.
  • Улучшить материальное положение.
  • Получить благословение и помощь, в какой-либо нужде.

Тримифунтский происходил из крестьянской семьи и занимался пастушьим делом, в память этих биографических данных на чудотворных ликах Святого представляют в шапке, которую в ту пору носили пастухи. Целитель обладал светлой душой и здравым умом.

Читать хвалебную песнь Спиридону нужно в течение 40 дней в любое время, кроме Великого поста.

Для совершения молебна необходимо Тримифунтскому:

  • Приобрести в лавке храма изображение Спиридона.
  • Сформулировать своё прошение чётко.

Обратиться к святому Тримифунтскому можно как мысленно, так и вслух.

Источник: https://pravoslavie.guru/molitvoslov/akafisty/chto-takoe-molitvennyj-akafist-i-kogda-pravilno-ego-chitayut.html

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым

Толкование акафиста пресвятой богородице

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
Акафисты святым

Что такое акафист

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка.

И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист.

 Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.

Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.

Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.

Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

Порядок чтения акафиста

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста.

В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».

Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее  в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  •  Достойно есть(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.(Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАФИСТЫ БОГОРОДИЦЕ

АКАФИСТЫ АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/akafisty/

Акафист Пресвятой Богородице

Толкование акафиста пресвятой богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет: радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно.

Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее ражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озарябщая смыслы.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна яко село показа славкое всем, хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя, абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми, яко песньми, вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемая розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, ниво, растящая говзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение.

Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, Апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари; и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угосившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая.

Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служение; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии бывше волсви, возратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся идольскую лесть обличившая.

Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века преславитися прелеснаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменная прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоим Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержание. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая.

Радуйся, древо светоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблуждшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное рождесто видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери.

Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу: непреступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рабы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище; радуйся, промышления Его сокровище.

Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша беснотворцы. Радуйся, яфинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая.

Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам Человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам,Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости.

Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая,званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая.

Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость. Радуйся, обоняние Христова Благоухание; радуйся, животе тайнаго веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое.

Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадут врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: “Ангел предстатель…” и 1-й кондак: “Взбранной Воеводе…”.

МОЛИТВЫ

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормилице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

О, Всемилостивая Госпоже, дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и прпрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.

Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, просим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных.

Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Источник: https://happy-school.ru/publ/akafisty/akafist_presvjatoj_bogorodice/173-1-0-1872

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.