Тропарь иоанну рыльскому

Преподобному Иоанну Рыльскому

Тропарь иоанну рыльскому

Покая́ния основа́ние, прописа́ние умиле́ния, о́браз утеше́ния, духо́внаго соверше́ния равноа́нгельное житие́ твое́ бы́сть, преподо́бне. В моли́твах у́бо и в поще́ниих и в слеза́х пребыва́вый, о́тче Иоа́нне, моли́ Христа́ Бо́га о душа́х на́ших.

Пе́снь 1

Ирмос: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

Запе́в: Преподо́бне о́тче Иоа́нне, моли́ Бо́га о на́с.

Да́ждь ми́, блаже́нне, кре́пкую с высоты́ по́мощь и просвеще́ние ра́зума, я́ко да равноа́нгельное твое́ на земли́ житие́ восхвалю́, и́мже исто́чник чуде́с яви́лся еси́.

Иже в Лива́не ке́дру уподо́бился еси́, доброде́тели боже́ственныя преумно́жив, и, я́ко дре́во насади́вся при исхо́дищих воды́ живы́я, осеня́еши ны́не неду́жных благода́тию.

Сла́ва: Вы́спрь житие́ на́ше я́ко слы́шав и на небесе́х пребыва́ние, оста́вил еси́ зе́млю оте́чества твоего́, и ми́ра кра́сная презре́л еси́, и к вы́шней жи́зни впери́лся еси́.

И ны́не, богоро́дичен: Егда́ восхожда́ху небе́снии уми́ ле́ствицу Иа́ковлю и низхожда́ху, Твое́ стра́шное рождество́ тогда́ та́йно яви́ша, Богоро́дице, и́мже у́бо Бо́г на зе́млю сни́де, да челове́ки на не́бо вознесе́т.

Пе́снь 3

Ирмос: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Не роди́вся от по́хоти плотски́я, я́ко безпло́тен пожи́л еси́ на земли́, и ча́до бы́л еси́ Вы́шняго благода́тию, и я́ко жре́бий оте́ческий прия́л еси́ угото́ванное Ца́рство Того́ возлю́бльшим.

Благода́тию Ду́ха исполня́я за́поведь изра́ильтяном Моисе́йскую, очи́стил еси́ те́ло и ду́шу де́ньми мно́жайшими, на го́ру возше́д, и я́ко безпло́тен пребыва́л еси́ та́мо, и боговиде́ния сподо́бился еси́.

Сла́ва: От ю́ности украси́вся ра́зумом, Соломо́нову му́дрость стяжа́л еси́ и, всю́ ми́ра сего́ сла́стную пи́щу премину́в, а́лчбою и боле́знию потща́лся еси́ нетле́нную получи́ти, всеблаже́нне.

И ны́не, богоро́дичен: Госпо́дь пе́рстом написа́ в Тебе́ Сло́во Безнача́льное, я́коже в глави́зне кни́жней, Всепе́тая; те́мже припа́даю Ти́, моля́ся, в кни́зе живо́тней мя́ написа́ти, грехо́в рукописа́ние растерза́ющи.

По си́х а́бие пое́м:

Спаси́ от бе́д рабы́ твоя́, преподо́бне о́тче Иоа́нне, я́ко вси́ по Бо́зе к тебе́ прибега́ем, я́ко неруши́мому столпу́ и предста́телю.

Пе́снь 4

Ирмос: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

Виде́ние Дании́лово разсмотри́в, я́ко от горы́ отто́ржеся ка́мень несече́нный и в пра́х и́дольское сокруши́ мучи́тельство, обре́л еси́ на горе́ краеуго́льный Ка́мень, Христа́, зло́бу всю́ сокруша́юща.

Огне́м да не опали́тся содо́мским, Ангел Ло́тови повелева́ше на горе́ спасти́ся, ты́ же, ра́вное тому́ рве́ние восприи́м и на го́ру возше́д, та́мо жи́ти изво́лил еси́ и пла́мене стра́стнаго избежа́л еси́.

Сла́ва: Смире́нно после́довал еси́ жезло́м позва́вшему тя́ Па́стырю и, я́ко овча́ незло́биво, зе́лием го́рним пита́лся еси́; ны́не же на па́жити ра́йстей поко́ище обре́т, на вода́х пи́щных насыща́ешися.

И ны́не, богоро́дичен: Вкуси́ Ада́м печа́ль плода́ дре́вняго, жену́ послу́шав, Ты́ же, Чи́стая, гла́с арха́нгела восприи́мши, — се́ Раба́ Госпо́дня! — возопи́вши и Бо́га поро́ждши, ра́дость в ми́р ввела́ еси́.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.

Якоже Ангел на земли́ пребы́в, воздержа́нием Крести́телю уподо́бился еси́, пусты́нному воспита́нию, преподо́бне; ны́не же хле́бом Ангельским пита́яся по пи́санному, насы́ти ду́ши на́ша благода́тию.

Твое́ дерзнове́ние, е́же к Бо́гу, неора́нно прозябы́й слану́ток пропове́дует, о́тче, и́мже самаго́ себе́ ди́вно пита́л еси́, я́коже естество́м пло́ти обложе́ннаго, и и́же к тебе́ приходя́щия.

Сла́ва: Истинная наде́жда не посрами́ тебе́, блаже́нне, уве́девша бу́дущую сла́ву, к не́йже недосто́йна вмени́л еси́, я́же на земли́ боре́ния и дерзнове́нно к по́стническим страсте́м устреми́лся еси́.

И ны́не, богоро́дичен: Хи́тростию зми́я Ада́м боже́ственныя ри́зы совлече́ся и в ри́зу ко́жаную оде́яся; от Тебе́ же пло́ть прии́м, Зижди́тель мо́й дебельства́ пло́ти совлече́ мя и в пе́рвую мя́ па́ки оде́жду оде́я.

Пе́снь 6

Ирмос: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

Све́том пе́рвым облиста́вся, бы́л еси́ свети́льник, блаже́нне, и Ангелом подо́бник, безпреста́нно поя́ в моли́твах всено́щных Еди́наго Бо́га, Его́же и сы́н благода́тию яви́лся еси́.

Волну́ющееся бу́рею мо́ре жития́ оста́вил еси́, погружа́ющее нехотя́щих на не́бо вознести́ся, и вся́ преше́л еси́ мирски́я прило́ги, на́г бе́гая искуше́ний лука́ваго.

Сла́ва: Обре́л еси́ Бо́га, все́льшася в тя́, не да́в поко́я скраниа́ма твои́ма, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, и, я́ко безпло́тен во пло́ти пожи́в, в небе́сныя хра́мы всели́лся еси́.

И ны́не, богоро́дичен: Иска́пай ка́пли щедро́т, о́блаче небе́сный, Чи́стая Де́во, я́коже руно́ прии́мшая до́ждь и я́коже ка́плю — Бо́га во чре́ве, и страсте́й мои́х пото́ки изсуши́.

Конда́к, гла́с 2

Моля́щим тя́ тепле́йший засту́пниче и прося́щим скоре́йший послу́шателю, преподо́бне о́тче Иоа́нне, приими́ моле́ние на́ше и Христа́ умоли́ поми́ловати на́с, Еди́наго Преблага́го и Многоми́лостиваго.

И стихи́ра, гла́с 6:

Моле́бное пе́ние творя́ще богоно́сному отцу́, прииди́те, припаде́м к честне́й ра́це моще́й его́, из глубины́ серде́чныя взыва́юще: уго́дниче Христо́в, преподо́бне Иоа́нне, не пре́зри ма́лаго на́шего пе́ния, недосто́йными устна́ми тебе́ приноси́маго, но приими́ моле́ние на́ше и низпосли́ на́м свы́ше бога́тую по́мощь, от напа́стей ны́ избавля́я твои́ми к Бо́гу моли́твами, всеблаже́нне и досточу́дне о́тче.

Пе́снь 7

Ирмос: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Хра́брый ревни́тель бы́в Илии́ проро́ку, на стра́сти устреми́лся еси́ ору́жием поста́ и, на горе́ водворя́яся, а́лчбою па́че челове́к по́стнически умертви́л еси́ сра́мныя по́мыслы.

Бо́жия пути́ пра́ваго восхоте́в, и мирска́го жела́ния отве́ргся, и на ка́мени разу́мнем стопы́ души́ твоея́ утверди́в, ка́мене собла́зна при стези́ все́х избавля́еши и прило́гов искуше́ний.

Сла́ва: Окрест ра́ки моще́й твои́х то́чатся чудеса́ исцеле́ний приходя́щим, Бо́гу бо коне́чне угоди́л еси́, ве́рующим обеща́вшему ре́ки из чре́ва источи́ти Боже́ственныя благода́ти.

И ны́не, богоро́дичен: Глубину́ слы́шим прему́дрости, Пречи́стая, я́ко Созда́вшаго руко́ю Ада́ма и от ребра́ Еву Сотво́ршаго Сло́ва воплоти́ла еси́, Иже, в ре́бра на Кресте́ пробожде́н, ро́д челове́ческий обнови́.

Пе́снь 8

Ирмос: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Иску́с врага́ доблему́дренно отрази́в во бра́ни кре́пцей и непобеди́мь яви́вся бесо́вскими кова́рствы, побе́дными венцы́ увяза́лся еси́ и, Го́сподеви ны́не предстоя́, мо́лишися о воспева́ющих тя́.

Сме́ртней кончи́не приспе́вшей вре́менней, оста́вил еси́ труды́ по́стническия, и, ве́чный поко́й восприи́мь, Бо́гу предстои́ши, и, посреди́ луче́й неизрече́ннаго Божества́ сия́я, о на́с мо́лишися.

Сла́ва: Ра́вне дре́внему патриа́рху Иа́кову ва́р дневны́й поне́с и сту́день нощну́ю претерпе́в, возше́л еси́ ле́ствицею доброде́телей на высоту́ боговиде́ния, о́тче Иоа́нне, чуде́с исто́чниче.

И ны́не, богоро́дичен: Агнице Пречи́стая, к Тебе́ прибега́ю: ду́шу мою́, страстьми́ оскверне́нную, вода́ми омы́й сле́зными, вода́ми благода́ти Ду́ха Бо́жия глубо́кий ка́л гре́х челове́ческих омы́вшая.

Пе́снь 9

Ирмос: Образ чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Изя́щныя по́чести по́двига твоего́ восприя́л еси́ терпе́нием твои́м, его́же ра́ди со Ангелы водворя́ешися и за наготу́ теле́сную в небе́сную ри́зу обле́клся еси́, в по́стницех всеизря́дне.

Любому́дрых собо́рище, ви́ждь, каковы́ми благода́тьми воздае́т Бо́г и́стинно Того́ добро́ты вожделе́вшим: ни естество́ бо, ни вре́мя телесе́ Иоа́нна пустыннолю́бнаго победи́, точа́щаго чудеса́ да́же доны́не.

Сла́ва: Ели́ко си́ла скрижа́ли се́рдца моего́ распросте́р, вся́ написа́х мно́гия твоя́ благода́ти, но досто́йна ничесо́же принесо́х тебе́; те́мже молю́ тя́: ве́ру приими́ и любо́вь, преблаже́нне.

И ны́не, богоро́дичен: Вонми́ Дави́дских гу́слей провеща́нию, Дщи́ Царе́ва, и приклони́ у́хо Твое́. Люде́й Твои́х не забу́ди, но уще́дри, Деви́це, и́же непреста́нно Тя́ сла́вящих.

Тропари́ преподо́бнаго, [гла́с 2]:

Ангела земна́го в пе́снех почти́м, Иоа́нна, и граждани́на небе́снаго, при́сно предстоя́щаго в све́тлостех со Ангельскими ли́ки престо́лу Святы́я Тро́ицы.

От мно́гих мои́х и лю́тых грехо́в немощству́ет те́ло, немощству́ет и душа́ моя́: к тебе́ прибега́ю, моля́ся, преподо́бне, спаси́ мя, окая́ннаго, в си́х погиба́юща.

Ско́ро приими́ мольбы́ на́ша, пла́чь же и сле́зы недосто́йных ра́б твои́х, и при́сно о на́с моли́ся преблаго́му Бо́гу, Иоа́нне блаже́нне, Бо́жий уго́дниче.

Пое́м вси́ приле́жно пе́снь тебе́ ны́не, всеблаже́нне Иоа́нне, и вопие́м: от бе́д на́с изба́ви и бу́ди на́м помо́щник, честну́ю твою́ па́мять ве́рно почита́ющим.

Вся́ Ангелов во́инства, Предте́че Госпо́день, апо́столов ли́че ве́сь и все́х святы́х чи́ни, приле́жно с Богоро́дицею благо́му Бо́гу о на́с при́сно моли́теся.

Моли́тва:

О, преподо́бне о́тче Иоа́нне, уго́дниче Госпо́день преизря́дный, те́плый на́ш засту́пниче и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ мне́, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем се́м житии́ и умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми́ оставле́ние все́х мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́ во все́м житии́ мое́м де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы. И во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, и умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя́ возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_noyabr/kan_1noyabr_ioann3.html

Преподобный Иоанн Рыльский

Тропарь иоанну рыльскому

Преподобный Иоанн родился около 876 года в болгарском селе Скрино, которое находилось к северу от горы Руен, составляющей северное окончание Осоговских гор, в двенадцати часах езды от города Софии. Ныне Скрино не существует, и видны только его развалины.

Родители преподобного были небогатыми, но очень благочестивыми людьми, старавшимися воспитать сына в любви ко Господу.

Когда родители умерли, юный Иоанн, роздал все свое имущество бедным и неимущим и, стремясь к иночеству, свободный от семейных и общественных обязанностей, в одной кожаной одежде ушел в ближайший монастырь в Осоговской горе, где и стал сначала послушником, а потом иноком.

Монашескому житию Иоанн отдавался со всей искренностью и пылкостью своей нежной души. Развив в себе аскетический дух, он задумывается уже о совершенном уединении и безмолвном житии.

Ради этого, после горячей молитвы ко Господу, инок Иоанн оставляет монастырь и уходит в пустынные горы близ Витоша, где, сплетя из хвороста шалаш и питаясь только дикими растениями, в уединении, вдали от мира, не тревожимый его волнениями, суетой и скорбями, в беседе с Самим Богом, стремясь сокровенным деланием во Христе к духовному совершенству, предается подвигам поста и молитвы. Но мир не оставляет его и здесь. На более чем скромное жилье отшельника нападают разбойники, они избивают Иоанна и изгоняют из шалаша. В желании найти более безопасное и уединенное убежище преподобный приходит в пустыню Рыльскую и поселяется в диких горах Голец в глубокой пещере «идеже солнце не призираше, ни ветр веяше, но токмо ангел един прихождаше к нему». Так живя в постоянном посте и слезной молитве ко Господу, не давая ни отдыха, ни покоя своему телу, провел он двенадцать полных лишений лет.

Однажды отшельника посетил его племянник Лука. С любовию Иоанн принял юношу и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения и готов разделить с ним подвижнические труды.

Но брат Иоанна, скорбевший об уходе своего сына, обретя отрока у подвижника, по наущению духа злобы воспылал на сына гневом, порицал его и даже ударил камнем и повлек за собой домой.

Иоанн, видя все это, молчал и, размышляя о суете мирского жития, пал на землю и стал слезно молить Господа устроить спасение отрока. Насильственно удаленный отцом юноша пошел домой, но дорогой был укушен змеей и умер.

Отец, внезапно лишившись сына, осознал свою вину, раскаялся и, возвратившись к брату, сообщил ему ужасную весть. Подвижник велел погребсти юношу невдалеке от своего жилища и часто с молитвой навещал могилу; это тихое место стало любимым местом отдыха пустынника.

Укрывшиеся в горах вблизи преподобного, разбойники продолжали причинять отшельнику много скорбей. И тогда он по велению своей души, жаждавшей новых подвигов, стремящейся к полному безмолвию и уединению, решает оставить свою пещеру и уходит вглубь пустыни, найдя убежище в дупле дерева.

В одиночестве, не видя и лица человеческого, имея покровом своим небо, вкушая только злаки земные, в неустанной молитве терпеливо переносит он все невзгоды жизни.

Господь не оставил без милости великое терпение своего избранника и благословил земле для подкрепления физических сил преподобного произращать стелющийся по земле горох-сланутки, которым угодник Божий питался многие годы своей жизни сам и радушно угощал всех, посещавших его безмолвие.

Пустыня Рыльская долгое время хранила от людей это духовное сокровище в тайне: никто не знал о пребывании здесь великого подвижника. Но однажды укромное место случайно открылось проходившим со своими стадами пастухам. Было это так.

Овцы, пасшиеся в горах, вдруг испугались и стремительно побежали в сторону, где спасался святой Иоанн, но, достигши места, где обитал преподобный, остановились. Следовавшие за ними пастухи, усталые и голодные после своих трудов, испугались и были изумлены встречей и видением в таком диком месте пустынножителя.

А тот успокаивал их смиренными и приветливыми словами: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе мой горох и вкушайте». Все ели и были сыты. И тогда один из пастухов тайно, без благословения пустынника решил набрать себе гороху про запас.

Когда же дорогой все товарищи стали угощаться, то заметили, что в украденных стручках гороха не оказалось — они были пустыми.

Скорбь, стыд и раскаяние в похищении чужого привели пастухов обратно к доброму старцу, а тот, спокойно простив им их проступок, только ласково сказал, что эти плоды земные Всесильным Господом благословлены и определены для питания и вкушания только здесь — на этом месте. Пораженные добротой старца и виденным в пустыне Рыльской, эти свидетели высокой подвижнической жизни преподобного, вернувшись домой, не могли сохранить чудо в тайне и поведали об отшельнике всем и в своем, и в окрестных селениях.

Многие стали благоговейно притекать к пустыннику. Одни искали у него утешения в скорбях и утешались, другие просили молитв о здравии и исцелялись. За шедшими во множестве в пустыню к преподобному Иоанну, последовал однажды и некий болящий, одержимый уже много лет нечистым духом.

Не дойдя нескольких шагов до места, где обитал подвижник, он вдруг упал на землю, стал биться и громко кричать: «Не могу идти далее, огонь палит меня».

Спутники, горячо желая, чтобы болящий все же достиг келии пустынножителя, надеясь на его помощь больному, связали и принесли его к преподобному, прося помолиться и исцелить. «Не по моим это силам, дети мои, — сказал пустынник. — Я человек немощный, как и вы, и один только Бог может исцелить его».

Но, по просьбе верных Господу людей, преподобный помолился, и болящий выздоровел. Все, видевшие такую милость Божию, вместе с пустынножителем прославили Господа.

Удаляясь от известности и быстро распространявшейся славы человеческой, пустынножитель ушел от своего дупла еще дальше и выше в горы. Он скрывался в едва доступных скалах, где под открытым небом в подвигах молитвы и поста провел еще семь лет. Но весть о великом подвижнике Рыльском широко распространялась и дошла даже до благочестивого болгарского царя Петра.

Император, сильно желая видеть преподобного и беседовать с ним, послал письмо и много злата преподобному, но подвижник от всего этого отказался.

Предприняв путешествие и достигнув высот, где находился подвижник, царь увидел его лишь издали, а через особых посланцев получил ответ отшельника, отклонившего свидание и наставляющего всех в добром житии, благочестии и вере.

После посещения преподобного царем почитание к подвижнику еще более разрослось. Со всех концов Болгарии благочестивые люди стекались к скиту.

К пустыннику приходили люди, искавшие удаления от мира и заботившиеся о спасении души, просили остаться у него и поучиться благочестию; многие желали поселиться около него и спасаться под его руководством. Преподобный не в силах был отклонить их просьбы и желания.

Постепенно рядом с пещерой подвижника появлялось все больше и больше келий его учеников, а в близлежащей пещере была устроена церковь. Так при духовном попечении преподобного создалась в пустыне Рыльской обитель, возникновение которой относят к 930-935 годам.

Это место находится на расстоянии часа ходьбы от нынешней Рыльской обители и теперь именуется «старый скит» или «старата постница».

Преподобный мудро, по-отечески управлял своим богоизбранным стадом и еще многих привлек ко Господу. Слава о подвижнике быстро распространялась по всей Болгарии, число желающих поселиться рядом с ним увеличивалось, и старого скита было уже недостаточно, новые же помещения в скалистой и безводной местности строить было невозможно.

Тогда пустынножитель избирает новое место на реке Друшлявице, где и начинают возводиться первые строения теперешнего Рыльского монастыря, разросшегося в обширную и многолюдную обитель, какой она остается до наших дней.

Сам же преподобный со своими первыми учениками остался на «старой постнице», не оставляя все же без руководства и насельников новопостроенной обители, дав им, как более полезное для иноков, общежительное начало.

Через некоторое время, положив прочное начало монашеской жизни в Рыльской обители, преподобный Иоанн,   все же желая пребывать в тиши и безмолвии, оставил свое начальствование, передав его возлюбленному ученику своему Гавриилу.

Уходя, основатель обители завещал братии предостерегаться от мирских прелестей, поучаться в законе Господнем «день и нощь», не оставаясь праздными, заниматься чтением святоотеческих писаний, заниматься просвещением единокровного народа, утверждая их в вере и наказуя им оставить нелепые языческие обычаи и злые нравы.

Верные завету своего учителя, иноки Рыльской обители проповедовали слово Божие болгарскому народу и вели просветительное делание, создав школы и книжное дело при обители.

Народ, почитая преподобного, свое уважение при этом переносил и на обитель его. Люди приходили во множестве. А вместе с наплывом богомольцев рос и достаток монастыря.

18 августа 946 года семидесяти лет от роду преподобный Иоанн почил и был погребен на месте своих великих подвигов. Великий молитвенник при жизни, таким он остался и после своей кончины. Все знамения и чудеса, происходившие через него, подвижник Рыльский приписывал Милости Божией, а не силе своей молитвы.

Но чем больше он смирялся, тем больше Господь его прославлял. Мощи преподобного остались нетленными и, полные благоухания, были обретены и открыты к всеобщему поклонению и почитанию.

Слава святой жизни преподобного не умерла с его кончиной; великий подвижник, скончавшийся в святости, стал почитаем не только в окрестностях Рыльской обители, но и по всей Болгарии.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, около 980 года, преподобный Иоанн Рыльский явился в видении ученикам, повелевая перенести его мощи из родной Рыльской обители в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан.

Открыв гроб, ученики обнаружили тело Иоанна целым и нетленным, источающим благоухание. С честью перенесли они его в город Средец и положили в храме святого евангелиста Луки.

Впоследствии на том месте была создана прекрасная церковь во имя преподобного Иоанна, и в ней были положены честные мощи его, от коих истекали дивные и преславные исцеления.

В 1183 году венгерский король Белла II во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес его в в свой престольный город Остергом.

Архиепископ Остригомский усомнился в святости преподобного, говоря, что не знает святого, непоминаемого в писаниях, и дерзновенный язык его вдруг онемел.

Поняв, что причина его немоты состояла в том, что он похулил преподобного, архиепископ поспешил к ковчегу святого, и, припадши к нему, облобызал честные мощи его, прося прощения за свою вину. Угодник Божий, святой Иоанн, скоро услышал молитву архиепископа: немедленно разрешил язык его.

Получив исцеление, архиепископ с плачем исповедал всем свое прегрешение пред святым и славил Бога и величал угодника Его, святого Иоанна.

Лишившиеся великой святыни, сердца всех благочестивых болгарских людей переполнились глубокой скорбью, и Господь благословил их милостью: в 1187 году, при восстании в Тырнове, венгерский король, одержимый страхом наказания от Господа за полонение святыни, украсил раку преподобного Иоанна серебром и золотом и, облобызав мощи его, с великой честью возвратил мощи святого в Средец (Софию).

Спустя некоторое время Богу было угодно возобновить самостоятельность Болгарского государства, истощенного насилием греков. Это возрождение Болгарского государства произошло при христолюбивом царе Иоанне Асене. Этот царь возобновил и укрепил разрушенные болгарские города, завоевал и присоединил к своему царству новые окрестные города.

Дойдя до города Средца и завоевав его, он увидел там мощи преподобного Иоанна Рыльского и, услышав о чудесах, совершавшихся при мощах, поклонился его святому ковчегу.

Облобызав пречестные мощи, он повелел Патриарху Василию и клиру его взять всеславную раку святого и с великой честью нести ее в столицу Болгарии Тернов, где мощи святого были положены в новой церкви, устроенной во имя святого.

1 июля 1469 года святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Тропарь, глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения,/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и пощениих, и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений.Тем зовем Ти: радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Источник: https://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnyy-ioann-rylskiy/

Преподобный Иоанн Рильский

Тропарь иоанну рыльскому

Преподобный Иоанн Рильский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София).

Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему.

Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода.

Преподобный Иоанн Рыльский

Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села.

Где и когда святой Иоанн принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда.

Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука.

Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его.

Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного.

Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева.

Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время.

Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям.

Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте».

Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка.

Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

Св. Иван Рилски Чудотворец. Св. Иоанн Рильский — St. John of Rila Wondermaker

С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом.

Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.

За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972).

Преподобный Иоанн Рыльский

Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался).

Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного.

В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом.

В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1/14 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Дни памяти:

  • Июль 1 (Возвращение мощей),  
  • Август 18,  
  • Октябрь 19/1 ноября (Перенесение мощей)

Тропарь Иоанну Рыльскому

Покаяния основание, прописание умиления, /образ утешения, духовнаго совершения /равноангельное житие твое бысть, преподобне. /В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, /

отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Кондак

Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси, и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений. Тем зовем ти: радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Стихира

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Христово избранное стадо, приидите, стецемся к честней памяти преблаженнаго Иоанна, в Рыльстей пустыни просиявшаго.

Се предлежит нам честное его тело, веры нашея утверждение, преподобных удобрение, еретичествующих посрамление, не верующих воскресению: сей бо по смерти слепым подает прозрение, хромым хождение, сличенныя исправляет, разслабленныя стязает, бесы прогоняет и благоверных на сопротивныя укрепляет. Духом же предстоя Престолу Владычню, молится всегда ко Господу о иже верою и любовию празднующих всечестную память его.

E-mail

Источник: http://www.brooklyn-church.org/prepodobnyj-ioann-rylskij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.