Тропарь иосифу волоцкому

Содержание

Помощь небесных покровителей. Полный сборник молитв на каждый день года (осень) | Страница 16 | Онлайн-библиотека

Тропарь иосифу волоцкому

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси верни, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим.

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне; монахов собратель, и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ублажаем тя, преподобне отче Иосифе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобному Иосифу Волоцкому молятся об избавлении от нашествия иноверных.

10/23 сентября

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).

Преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского, Каменского, Вологодского чудотворца (1453).

Молитва первая

из акафиста

О святые мученицы Минодоро, Митродоро и Нимфодоро! К вам ныне со усердною молитвою притекаем: умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет нас, рабов Своих, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит.

Споспешествуйте нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

из акафиста

О троице святых мучениц, Минодоро, Митродоро, Нимфодоро! О тричисленный лик мудрых дев! Вы, презрев всю суетную прелесть погибающаго века сего, посвятили сердце свое Жениху Христу.

Небесным Хлебом питаеми и сего ради Божественною любовию исполняеми благодатию Божиею, преложившей ваше кровное родство в союз душ о Христе, неразлучны явились есте во уединении вашем от суеты мирской и в злостраданиих.

И ныне, в чертозех Небесных Жениха Христа водворяеми, купно со всеми святыми и со святым праведным Иоанном Кронштадтским, явившем нам пример вашего восхождения в Горняя, молитеся о всех нас, имена ваша на помошь призывающих!

О святии девы мученицы! Явившиеся в нынешния последния времена в России, последнем оплоте Православия, видите, как враг-супостат возвел богоборчевство, его дух исполняет сердца многих пастырей, не допускающих паству соединяться со Христом, лукаво и лицемерно уводя от пищи райския – Хлеба Небесного, дабы все наши подвиги в деле спасения души обратились в суету.

Ваши лики да возбудят в нас желание крайнейшее всем сердцем взыскать Господа, всею мыслею возлюбить Христа, а ваши молитвы да низведут на нас, погибающих, сугубую милость Божию и силу, да обрящем Царствие Божие нашими сердцами и да удержим любовь Христову в душе нашей. Помолитеся, святии девы мученицы Минодоро, Митродоро, Нимфодоро, да всяк, иже искренне призовет вас, ими же Господь весть судьбами, спасется! Аминь.

Молитва третья

из акафиста

О святые мученицы Минодоро, Митродоро и Нимфодоро. Вы бриллианты веры и чистоты, ради Христа страшные мучения претерпевшие, свои юные жизни не пощадившие и стойкостию безжалостных палачей изумившие.

К вам, любвеобильные сестры, я раб Божий (имярек) смиренно прибегаю: умолите Господа нашего Иисуса Христа в боях и минуты затишья оградить моих товарищей и меня своей неизреченной благодатию. Да избавит Он нас от бесов смердящих, от смерти лютой и раны неизлечимой, от глада, потопа и болезни и от плена позорного.

О многострадальные девы, по вашим молитвам да сохранит милостивый Господь наших отцов и матерей, жен и детей, наших дорогих и любимых от скорбей и печалей. Да пошлет им смирение и терпение и не охладит их любовь к нам. Да подаст им постоянную горячую молитву о нашем благополучном возвращении домой. Боже правый, избавь нас от беззаконий и прегрешений, вольных и невольных.

Помоги нам достойно выполнять свой долг – ограждать родную землю от зла. Дай нам силы нести людям правду, мир и любовь. Тебе, Господи, спасающему и милующему, славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, глас 1

Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.

Ин тропарь, глас 8

В Троице хвалимый Бог троицу мучениц прослави, Минодору, Митродору и Нимфодору. В Того бо веровавше, врага низложиша. Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.

Кондак мученицам, глас 4

За Троицу терпеливно страдальчествовавшия, многокозненнаго врага победисте, братски облекшеся Духом; темже водвористеся с пятьми девами в Небесном, страстотерпицы, чертозе, и со Ангелы Всецарю в веселии непрестанно предстоите.

Величание

Величаем вас, страстотерпицы святыя Минодоро, Митродоро и Нимфодоро, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святым девам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре поможет больным, нуждающимся и страждущим, созданию счастливой семьи, благополучному возвращению отцов и сыновей с армейской службы, прекращению межнациональных и религиозных распрей и кровопролитных войн.

Молитва благоверному князю Иоасафу Спасокубенскому,

чтомая в Вологодском Свято-Духове монастыре

О святый угодниче Христов, благоверный княже Иоасафе! Ты, измлада Бога и Христа возлюбив, вся долу влекущая плотская мудрования отвергл еси, благородствие, богатство, честь и славу княжеския нивочтоже вменив, и вся красоты мира сего якоже суетныя презрев, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, по пути спасительному неуклонно шествовал еси, ученик быв изряден Господа Иисуса Христа. Сего ради Великий Мздовоздатель, подвиги трудов твоих видев, во юных летех прият тя во Своя Небесная Селения, и твою честную главу венцем славы и нетления венча, идеже ныне неизреченныя славы и радости насыщаяся, с лики святых в невечернем дни Царствия Христова торжествуеши. Темже молимся тебе, святче Божий, и с несомненною верою к нетленным твоим мощем припадающе, смиренно просим: яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, молися о нас грешных и непотребных рабех, и испроси нам молитвами твоими прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь, и небесных благ восприятия сподоби, благодатию и человеколюбием Пречистыя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Иоасафу Спасокубенскому (Каменскому), глас 2

Насажденный при водах воздержания, струями слез твоих напаяемь, яко леторасль живоносная в вертограде Церкве Божия процвел еси, блаженне Иоасафе, плоды добродетелей возращая и души верующих питая. Темже и Христос в Небесныя страны тя пресели. Но поминай нас, любовию святую память твою чтущих, благоверне княже, и моли Пресвятую Троицу, во еже спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже

Яко древо насажденно при водах воздержания, струями слез твоих напаяемь, преподобне отче Иоасафе, сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти. Тем Великий Мздовоздаятель в житницах Небесных тя сокровище положи, но поминай чтущих любовию пресветлую память твою, моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Явился, велие солнце Христове Церкви, просвещая тех житием своим, всечестне, яко черпалом златым от кладезя неископаннаго, чудес множество почерпл еси от источника неистощимаго, на успение свое пришел еси мирно, всеблаженне Иоасафе, и ныне всем даеши грехом прощение.

11/24 сентября

Преподобного Силуана Афонского (1938).

Источник: http://litrus.net/book/read/174542?p=16

Читать книгу «Просветитель» онлайн— Иосиф Волоцкий — Страница 1 — MyBook

Тропарь иосифу волоцкому

Об авторе: преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515).

Дни памяти: 9(22) сентября, 18(31) октября.

В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря.

Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни основал 1479 в районе Волоколамска монастырь, получивший позже его имя (Иосифо-Волоколамский монастырь), где ввел правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.

Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти – в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.

Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т. ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.

Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения нестяжателей.

На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года – жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).

В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.

В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.

Преставился 9 сентября 1515 года.

Основное его сочинение – «Просветитель» («Книга на новгородских еретиков») в краткой и пространной редакциях.

Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского «Устава», трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок.

1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И. И. Третьякову (1510—11), Б. В. Кутузову (1511) и другим.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

 Яко постников удобрение и отцев красоту,милости подателя, разсуждения светильника,вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя,премудраго Иосифа, российскую звезду,молящася Господу помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8Жития треволнения, и мятеж мирский,и страстная взыграния в ничтоже вменив,пустынный гражданин показался еси,многих быв наставник, Иосифе преподобне,монахов собратель и молебник верен, чистоты рачительмоли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV–XVI вв.

Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви.

Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы.

Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины.

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа.

Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован.

Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины.

Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария).

Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия, нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице.

По преставлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, преподобный Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни.

Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом.

Но многие из братии Пафнутьевского монастыря отказывались принять строгий чин общежития, и тогда преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте.

С немногими единомысленными ему братиями он удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского и там основал обитель по образу монастыря Кириллова. Первый храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был освящен 15 августа 1479 г.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии.

Преподобный устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом[1], сохранил для нас монастырские правила.

Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва.

Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других.

Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день.

К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием.

Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу.

Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие – сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Во всем преподобный Иосиф являлся примером для братии: трудился наравне со всеми, ночи пребывал на молитве, одевался как нищий. За духовным наставлением к богоносному игумену притекали и простые миряне, и знатные, сановные лица. В голодные годы обитель кормила множество страждущих.

В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями.

Преподобный Иосиф – один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия: «И как в древности Русская земля всех превзошла своим нечестием, так сейчас… она всех превзошла благочестием», – пишет он в открывающем «Просветитель» «Сказании».

Последователь преподобного Иосифа, Спасо-Елеазаровский старец Филофей, пояснял значение России как последнего оплота Православия на земле: «Все христианские царства пришли к концу и соединились в едином царстве нашего Государя.

По пророческим книгам, это есть Российское Царство: ибо два Рима[2] пали, а третий[3] стоит, а четвертому не бывать»[4].

Преподобный Иосиф отошел ко Господу на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму. Мощи преподобного почивают под спудом в соборном храме его обители.

Общецерковное почитание святого установлено в 1591 году, при патриархе Иове.

Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия[5].

Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих.

С тех пор как, по свидетельству «Повести временных лет», равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, «великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород», – пишет в «Просветителе» преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые бесчинства, со скорбью описанные преподобным Иосифом в «Просветителе».

Но Бог поругаем не бывает, и события, направляемые врагом рода человеческого к погибели, оборачиваются ко славе Божией и ко спасению.

О неизреченной премудрости и благости Божьего Промысла, о «Божественной хитрости» пишет преподобный Иосиф в 4-м Слове «Просветителя»; эта сила Божьего Промысла была явлена и в истории России в победе над ересью жидовствующих, – победе, вдохновленной Духом Божиим и возглавленной двумя светильниками Русской Церкви: святителем Геннадием Новгородским († 1505, память 4 декабря) и преподобным Иосифом Волоцким.

Изложим суть и основные вехи этой борьбы и этой победы.

В 1470 году новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича († 1482 г.). В княжеской свите из Киева прибыл и еврей Схария. «И был он орудием дьявола, – пишет преподобный Иосиф, – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии».

Пользуясь слабостью веры некоторых клириков, Схария, а точнее сказать, его руками сам сатана, взялся за насаждение жидовства в лоне нашей церкви.

Миссия Схарии имела успех, тем более что вскоре на помощь ему из Литвы подоспели еще несколько иудеев.

Прельстительная опасность губительной ереси заключалась в ее потаенном характере: это не было открытым насаждением и проповедью иудейской религии; превращение выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства, происходило постепенно и незаметно.

Среди первых же приверженцев Схарии и его учения оказались священники, через которых ересь распространялась особенно губительно и страшно. Первым из них был поп Дионисий, затем новгородский протопоп Алексий и некоторые другие. Эти священники и совращенные ими клирики и миряне, как свидетельствует преподобный Иосиф, «совершили такие беззакония, каких не совершали и древние еретики».

На внешний взгляд приверженцы ереси оставались православными христианами и сохраняли наружное благочестие. Перед людьми, твердыми в вере, они являлись строгими ревнителями Православия, обличали и проклинали лжеучения. Втайне же они совершали свои сквернодействия.

Они начинали с того, что возбуждали в малодушных и слабоверных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими «отреченных», т. е.

осужденных Церковью книг – пособий по тайным наукам и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства, чтобы обольстить неопытные души.

Шаг за шагом обольщенный приходил к полноте еретического учения.

Жидовствующие отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению; не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

Источник: https://MyBook.ru/author/iosif-volockij/prosvetitel/read/

преподобный Иосиф Волоцкий

Тропарь иосифу волоцкому

преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515)

Дни памяти: 9(22) сентября , 18(31) октября

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Помимо названного произведения святого отца до нас дошли и другие: Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся, Послания Иосифа Волоцкого, Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/

Преподобному игумену Иосифу Волоцкому, чудотворцу

Тропарь иосифу волоцкому

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Стихира, глас 6:

Преподобне отче Иосифе,/ очистил еси умное существо,/ и сохранил еси доброту еже по образу Божию,/ и плоть покорил еси духу:/ Того ради в тя вселися сила Божия,/ и приял еси дар исцелений.

/ Идеже бо любовь и согласие,/ тамо добродетели познание,/ а идеже зависть и рвение,/ тамо злобы явление.

/ Но убо мы бегаем сего убийственнаго помысла,/ от негоже да избавит ны Христос Бог,/ молитвами твоими, преподобне Иосифе,// и подаст душам нашим мир и велию милость.

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда/ фараонитское всевоинство преоруженная сила,/ воплощьшееся же Слово всезлобный грех потребило есть./ Препрославленный Господь,// славно бо прославися.

Тебе твоего, блаженнe, учения долг приносяще,/ воздаяния простираем, венец похвальный плетуще:/ ты же, любовию увязен, пребогате,/ твоими святыми молитвами благодать нам подаждь духовную.

Всегубительное стремление страстей, отче, увядил еси,/ словесным объят богомудрием,/ благопребытен был еси и благогласен, кроток же и смирен,/ словом же премудрости, преподобне отче Иосифе, и разумом венчан.

Священно украсил еси себе, преподобне отче,/ детельным разумом благодати, богоглаголиве Иосифе,/ желая венца славы Христовы,/ и своея надежды изрядно, блаженне, не погрешил еси.

Целомудрие удержал еси яве,/ крайнюю же кротость и высокогласное смирение,/ имиже возвышаем, трудов твоих действом и видением, радуяся, принесеся,/ венец неувядаемый приим трудов твоих воздаяния.

Богородичен: Тварей явилася еси, Чистая,/ всех видимых и невидимых превышши, Всенепорочная,/ Зиждителя бо родила еси, якоже изволи воплотитися во утробе Твоей./ Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/ языческая неплодящая церковь/ пришествием Твоим,// в нейже утвердися мое сердце.

Даждь, Христе Спасе, прощение многих наших согрешений,/ яко да и мы почитаем память Твоего угодника, преподобнаго Иосифа,/ егоже молитвами спаси ны.

Твоими молитвами милостиваго умоляй Бога, преподобне отче наш Иосифе,/ и греховный мрак печали нашея разори,/ и благодушия утешение низпосли.

От младенства ты, блаженнe Иосифе, познан был еси Богом/ и на Того надеялся еси, наставляем на спасительная Его повеления./ Емуже ныне предстоя, со дерзновением о нас молися.

Богородичен: Единаго Святыя Троицы, Слова Сына родила еси, Девo Пречистая,/ Егоже с преподобным Иосифом о рабех Твоих моли,/ верою просящих грехов прощения.

Преподобнаго седален, глас 3

Христова угодника, Евангельскаго учения послушника/ светло празднуем преподобнаго Иосифа память./ Приидите, ублажим странноприимца суща, сиротам и вдовам заступника тепла/ и нищим дателя нескудна,/ целомудрия хранителя, и добродетелей делателя,/ и ересей обличителя непостыдна,/ и светильника русскаго,/ егоже ради просяще от Христа душам нашим спасения и миру велия милости.

Слава, и ныне, сей Богородичен:

Земнороднии Тобою спасени быхом, Пречистая Богородице,/ прежде век бо из Отца рождшагося Сына Божия породила еси,/ за милосердие многое благоволившаго из Тебе родитися,/ Иже спасе Адама праотца и рая сотвори жителя./ Егоже моли, Мати Преблагословенная,/ спастися нам, верно поющим Тя.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел,/ но Сам, Господи, воплощься,/ и спасл еси всего мя человека.// Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Ты, преподобне Иосифе, монашествующих был еси венец,/ не камением многоценным украшен, но добродетельми обложен,/ и явился еси, блаженне, благодарованное воистину украшение.

Божественную, богомудре, почтил еси Мудрость,/ яже тя даровании благими обогати, славу вечную тебе исходатайствовавши,/ преподобне отче, Иосифе всечестне.

Светлостию нравов твоих и образы благодати, преподобне отче Иосифе,/ подобне пожил еси;/ темже благоприступен ты всем был еси, всеблаженне досточудне.

Богородичен: Умерщвление плодом мне Ева принесе,/ Ты же, Жизнь рождши Ипостасную, Пречистая, абие исправила еси./ Темже зовем Ти: слава силе Твоей.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже,/ Тобою бо, Владыкo, к Светоначальнику Отцу Твоему/ от нощи неведения// приведение имамы.

Умом чистым Писанием Божественным беседовал еси,/ богоглаголиве Иосифе,/ и видения и деяния собрав богатство, отче преподобне.

Премудрости глубину испытав, мудре Иосифе,/ достигл еси обрести, елико благопотребно,/ и бисер многоценный болезньми стяжал еси, преблаженне, разума.

Аще земное отечество, блаженнe Иосифе, оставил еси,/ всячески благоименитну Божии Матери обитель создал еси/ и множество монашествующих в ней собрал еси:/ сего ради первое Отечество Небесное приял еси./ Со дерзновением, отче, за ны молися Христу Богу, рабы твоя.

Богородичен: Се во чреве, Богородице Пречистая,/ Христа Бога паче слова имела еси,/ якоже Исаиа провозгласи,/ и выше естества Сего, Богородительнице, родила еси.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся,/ неизследную милосердия Твоего призываю бездну:// от тли, Боже, мя возведи.

Вселенней светило пресветлое, отче, явился еси, Иосифе,/ словесы духовными просвещая/ верою и любовию к тебе притекающия.

Блаженное житие, отче, прешел еси, наздав убо чувства,/ вне был еси мирскаго мятежа/ и Богу приближился еси, преподобне Иосифе.

Зело милостива и странноприимца показа тя Спас наш миру, отче,/ и врача болящим, Иосифе,/ сиротам и убогим заступника любезна.

Богородичен: Паче естества, Девo, родила еси/ и вечнуеши Дева,/ явльшися истиннаго Сына и Бога Твоего Мати Чистая.

Кондак, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне;/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Икос:

Божественными добродетельми твоими себе, мудре, украсил еси/ и Спаса Христа жилище соделал еси, отче, мужественне,/ якоже злато искусився верою к Богу и надеждею, и любовию обеты полагая:/ воздержанием постився, яко безплотен,/ в целомудрии и в смирении возвысился еси.

/ Темже и мы, молитвами Твоими просвещшеся, преподобне Иосифе, вопием ти:/ радуйся, яко измлада Богу послужил еси;/ радуйся, яко притекающих к тебе ко спасению ходатай был еси;/ радуйся, христолюбивому воинству похвала;/ радуйся, яко твоими молитвами противнии побеждаются;/ радуйся, яко всем просящим даеши дар, от Господа дарованный тебе;/ радуйся, яко чудесы тя Бог прославляет и всех звати тебе научает;/ радуйся, преподобне отче Иосифе, постников удобрение,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя/ высок пламень вознесло есть./ Христос же простре богочестивым отроком росу духовную,// сый Благословен и Препрославлен.

Благоухают, преподобне Иосифе, твоих учений сладкая словеса любящим тая,/ устрашают же еретиков мудрования./ Благодатию бо Святаго Духа глаголал еси,/ Божество Едино проповедуя в Трех Лицех;/ Слова же Воплощение поя, благоухаеши нас, пребогате.

Риз худость имел еси, преподобне Иосифе,/ в зиме же и лете не пременяя,/ болезненно претерпевал еси, Бога ради совершенно;/ темже и Небеснаго приятия сподобился еси наследник быти.

Слово твое солию растворено, отче,/ и житие твое благодатию, преблаженне, сияя, явися, пречудне./ Темже и в Вышния oбители, радуяся, вселился еси,/ Христу со дерзновением ныне предстоиши, о нас моляся.

Богородичен: Управляющи, Пречистая, наше житие,/ к Твоему всетихому пристанищу направи:/ Бога бо родила еси, благих Источника,/ всем подающи верным нетления благодати.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше,/ Божиим велением халдеи опаляющая,/ верныя же орошающая, поющия:// благословите, вся дела Господня, Господа.

Венец благолепен Христос Жизнодавец на верх твой положи, тезоименнe Иосифе,/ деяньми бо просиял еси и видении, зовый:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

Вся прешед чувственная, преблаженне, Уму Первому приближился еси/ души твоея чистотою, жития же светлостию, венченосче Иосифе, зовый:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

В души твоей божественное богатство Духа Святаго собрав,/ непорочную молитву и чистоту краснолепную, бдение и воздержание,/ сего ради жилище Святыя Троицы явился еси, преподобне Иосифе.

Богородичен: Владычице Пречистая, грешников спасение, приими мольбу сию/ и избави мя от грехов моих, Твоему Сыну прибегающаго,/ молитвами угодника Твоего, преподобнаго Иосифа.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь,/ воплощься от Девы, нам явися,/ омраченныя просветити, собрати расточенная.// Тем всепетую Богородицу величаем.

Пречестный отче Иосифе,/ ныне чисто услаждаешися пищею паче умною,/ идеже собори святых окрест Господа ликуют, блаженнe;/ иже ныне чтущия тя, ходатайствуя, к себе привлецы.

Прешел еси, радуяся, к желанием рая,/ ко единому истинно яве блаженству,/ к пребольшей доброте и к жизни истинно нестареющейся,/ и к Свету Невечернему, богоносе отче Иосифе.

Якоже солнце, просиял еси в монашеских соборех,/ от младых бо ногтей освящен был еси,/ якоже зарю, испущая добродетели своего жития,/ преподобне Иосифе, богоносе отче пребогате.

Богородичен: Разумевше издалеча прозорливыми очесы,/ пророцы Тя яве провозвестиша,/ хотящую Матерь быти Вседетеля и Владыки всех./ Тем Тя, Bсепетая,/ Богородицу исповедуем.

Светилен преподобнаго:

Мирскаго пристрастия, яко скверны, уклонился еси,/ и алчбою плоть твою увядил еси, отче,/ и Hебесною славою со Ангелы обогатился еси;/ темже непрестанно моли Христа Бога, преподобне Иосифе.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О, преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_sentabr/kan_22sent_iosif1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.