Великий поклон это

Содержание

Церковный устав о поклонах в храме

Великий поклон это

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве.

Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами.

В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами.

При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название).

В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости.

Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия.

Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».

Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам.

В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице.

По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.

Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»).

Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко».

Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Поясной поклон без крестного знамения

Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:

  1. «Мир всем».
  2. «Благодать Господа нашего…».
  3. «Благословение Господне…».
  4. «И да будут…».
  5. «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.

Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии.

Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения.

Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Источник: https://pravednik.info/cerkovnyj-ustav-o-poklonax-v-xrame.html

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Великий поклон это

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле.

Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам.

Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон – как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон – это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного – Господу Богу.

Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны.

Оказывается, есть великие – земные поклоны, а есть малые – поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так молились Соломон при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:

  • Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
  • Три малых поклона на стих из 118 псалма.
  • Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
  • Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
  • Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
  • Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
  • Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
  • Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
  • Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
  • Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
  • Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.

Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

  • Земные поклоны прекращаются после молитвы «Сподобови, Господи» на вечерни праздничного или воскресного всенощного бдения до вечерни следующего дня.
  • Малый поклон совершается после каждого величания на утрени, при пении величания.
  • Малый поклон при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя».
  • Малый или земной поклон при пении «Честнейшую Херувим» (в зависимости от дня), после возгласа «Богородицу и Матерь Света».
  • Земной поклон на непраздничной утрени после богослужебной молитвы «Достойно есть».

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником.

С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно.

Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Источник: http://fb.ru/article/247396/zemnoy-poklon-kak-delat-pravilno-v-pravoslavii-kogda-delat-zemnyie-poklonyi-na-liturgii-kogda-nelzya-delat-zemnyie-poklonyi-mojno-li-posle-prichastiya-delat-zemnyie-poklonyi

«Поклоняясь Богу – не поклоняться поклонам», или О поклонах Великим постом | Благовест

Великий поклон это

Относительно совершения поклонов в Великий пост существует множество вопросов, недоумений. Постараюсь коснуться сначала самого общего.Великий пост ознаменован множеством дополнительных поклонов — например, за Великим каноном святого Андрея Критского. Полагаются и земные поклоны за другими службами — так что за богослужебный день их бывает по три сотни.

Однако в посту мы чаще вспоминаем о том, что и вне поста бывает достаточно часто. Ведь полагается и вне поста достаточно поклонов земных. И правило, отменяющее земные поклоны в воскресные и праздничные дни, свидетельствует как раз о том, что эти поклоны «имеют место быть» за обыкновенным будничным богослужением.

Так что великие поклоны не суть только принадлежность Великого поста.

Заметочка: У нас (у большинства, не у всех) сейчас есть «две жизни». Одна — церковная, сугубая.

Когда церковная — тогда «все правильно», пишем с ятями (порой сильно не к месту), и кланяемся истово, и крестимся, и Писание у нас на столе, и все друг другу говорим не просто «спасибо», но «Спаси Вас Господи». А когда энтузиазм иссякает, или просто пост кончается, мы потихоньку расслабляемся и становимся… правильно, становимся обыкновенными, т.е. такими, как все люди.

В пост мы острее памятуем о Боге, но и вне поста у нас достаточно подвигов церковных, в том числе и поклонов. Другое дело, что не во всех храмах есть возможность служить в будни, когда эти поклоны бывают, а в пост служат чаще, вот мы и видим так много «великопостных» поклонов.

Заметочка: Кстати, о «Спаси вас Господи». Мы так говорим, не понимая, что в этой форме прошение противоречит нормам церковнославянского языка и здравому смыслу. Потому что, если «спаси вас» — то «спаси вас Господь». А если «спаси, Господи», то — «спаси, Господи, Иоанна, или Ксению». А у нас вот такая церковность, неграмотная и напоказ. Как в фильме лже-царь говорил как бы по-славянски: «аки-паки… вельми понеже…». Скажете, все равно, лишь бы от сердца? Тогда пусть будет, как приговаривала одна церковная, но не слишком грамотная старушка: «Спаси ВАМ Господи» и «ангела за ТРАПЕЗНОЙ»!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что поклоны на приходах и поклоны в монастырях могут быть разными – и в количестве, и в качестве

Потому как ситуация монастырская не может быть сравнима с приходской.Монастырская жизнь совершенно приспособлена для богомыслия, молитвы и — разумеется — для участия в богослужении. Да, все несут послушания, но послушания логически привязаны к строю богослужения. И всякий насельник все, что делает, делает в ритме и чине церковного жительства.

И одни участвуют в службе, другие обеспечивают эту службу, третьи в это же время трудятся на трапезной, приготавливая пищу для братии, которая сейчас молится.В монастыре нет тех особенностей, какие есть на приходе (как, впрочем, и наоборот).

И у монаха в обители нет проблем с отпрашиванием с работы на службу, с необходимостью отвести детёнка в садик, подростка собрать в школу, а старику-тестю, пардон, помочь разрешить некоторые гигиенические проблемы…Приходская жизнь иная. И в семьях обыкновенно нет возможности, пойдя на службу, поручить кому-то готовить пищу.

А после службы нужно и пищу приготовить, и многое другое сделать.

И если священнослужитель, упразднившийся от мирских дел для службы Богу, может, если здоровье позволит, служить по Афонскому уставу и поклоны класть по триста за день, то его прихожане… Старуха, которая ходила в храм тогда, когда большинство из нас еще на свет не родились, — ее заставим кланяться земно, с костылем и двумя палками? Мать, измотанная бессонной ночью с малым, у которого зубки режутся, — пусть покланяется, подвижница? А те, кто могут — если их на приходе меньшинство (а таких приходов ох, как достаточно)?

Так как мы будем мерять уставность службы? Как требовать, чтобы кланялись? По какому Типикону?

Есть такая христианская добродетель, называется рассудительность. Вот ею и следует руководствоваться в решении вопросов о том, как и сколько именно нужно правильно кланяться.Не скрою: в последнее время мы особенно усердно говорим (точнее, разглагольствуем) о «следовании Уставу».

Практически это выражается в попытке получения некоего умственного наслаждения от знания тех или иных особенностей службы. И реализации обыкновенного фарисейского «несмь, якоже прочии человецы».Соблазн «особеннАго благочестия» силён.

Но я, при всей моей любви к уставному строю богослужения, совершенно искренне готов сказать: различие традиций возможно, и оно должно быть, и пусть как следование традициям, так и их различие в различных приходах и монастырях не станет поводом для разделений.

Чтобы совершающий на молитве преподобного Ефрема поклоны в количестве 16-ти земных не судил того, кто кланяется трижды земно, а потом 12 раз в пояс. Чтобы тот, кто делает «метания» в точности как описано в Типиконе, не смотрел свысока на того, кто кланяется на 15,4° меньше обозначенного в Уставе.

Общее требование — чтобы все старались делать все богослужебные действия единообразно, и чтобы не нарушался чин и строй богослужения. Об этом, в принципе, и Типикон говорит.

Вот как красочно пишется в самом почти начале Триодной части «О поклонех и молитве церковное законоположение»:

«Не бо туне [не напрасно], ни якоже прилучися [не случайно] о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имущево святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Но прежде о великих поклонех глаголем, яжево святую великую четыредесятницу поста и во иныя посты творятся.

Ибо егда время приближится святым великим поклоном быти тогда… молитву начати со умилением и страхом Божиим.., глаголя: Господи и Владыко живота моего: стоя право [прямо, ровно], и неуклонно зря к Богу душевне и телесне. И совершив молитву, творит поклон великий, елико мощи главою до земли довести [так, чтобы коснуться головой земли].

Тажевосклонився и став право [ровно, прямо], паки… душевне и телесне зря к Богу молится, глаголя вторую часть молитвы святаго Ефрема: дух же целомудрия: И окончав, паки творит поклон великий, якоже и прежде указася. И восклонився второе, глаголет третию часть молитвы святаго Ефрема: Ей Господи Царю: И совершив ю, паки творит третий поклон великий.

Паки по сих о других двоюнадесяти начинаем писати.., в других же легкия именуются, во иных же и малыя. Поклон же именуется, елико может человек право стоя [стоя ровно, прямо] поклонитися, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли, и се есть образ легкаго поклона.

Темже елико вас хотяй, кто святых отец предания хранити, и во святей церкви благочинно управити молитву и поклоны: да внимает, идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим.

А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, якоже выше сего изобразися: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклоны.

[А вот тут обратите внимание на резкий тон автора и его высмеивание нарушающих церковный чин] И не якоже нецыи не покаряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает… ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и молитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод [как безумный], ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет [один опережая другого], мятутся аки тростие ветром колеблеми [шатаются, как тростник, колеблемый ветром]».
Вот пусть все это и примут к сведению. «Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити», — написано в той же статье Типикона. Смотрим на предстоятеля молитвы — епископа или священника, и сами делаем так же. Произносит диакон ектению — после каждого прошения, вместе с ним, осеняем себя крестом и творим поклон малый. Творит предстоятель великий поклон — выслушаем молитву и все вместе кланяемся, как и сам предстоятель. Вот и правило!

Плюс добрый совет: не выделяйся! Не показывай свою «особенную святость» в публичном месте

Храм — место молитвы общественной, а не парад тщеславия, кто сильнее поклонится и больше поклонов положит. А хочешь усердно помолиться — приди в храм пораньше, или останься после службы, а если уж прямо на службе — так стань за колонной, или, там, у стенки, или в самом притворе, да и клади поклоны, чтобы никто, кроме Господа, тебя не видел.

Если же стоять впереди, и когда все вокруг кладут поясной поклон, класть три земных — ну, никакой пользы нет. Совершенно никакой.
Не может быть уставность совершения поклонов целью богослужения, а вот общая чинность и благообразие службы включают в себя, среди прочего, также и совершение поклонов. Истовое, благоговейное, неспешное и совместное.

Только бы не стали богомольцы, поклоняющиеся Истинному Живому Богу, поклоняться поклонам, простите за каламбур.Разумеется, совершение всяким человеком поклона должно быть действием молитвенным. Чтобы не просто об изяществе действия было попечение, но именно о внешнем выражении внутреннего молитвенного состояния. Своей веры, надежды и любви.

А если в каком храме кладут поклонов множество, прямо и точно как обозначено в ныне действующем Типиконе, или по Афонскому уставу, или как еще, — то пусть все, от настоятеля до младшего из прихожан, укоряют себя, говоря: «Мы такие гордецы и грешники, что нам вот столько много нужно кланяться; в других приходах люди праведные, а нам хоть бы так смиряться да спасаться».

И чтобы не было такого, когда, придя в другой храм, такие подвижники-поклонники брезгливо говорят: «Фи, а что ж так мало поклонов?».

Поклоны пусть станут средством смирения себя и стяжания любви

Как апостол Павел пишет: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13. 3). И если я сделаю за пост десять тысяч поклонов, и от этого возноситься буду?А далее… Читайте, дорогие мои, Новый Завет.

«Все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14. 40).

«Берегитесь однако же, чтобы… свобода ваша не послужила соблазном для немощных… и от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор. 8. 9, 11–12).
«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях… Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий[поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми. А ты, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. И так каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» (Рим. 14. 1, 4–13).
В начале Поста читается молитва о том, чтобы Господь принял пост и поклоны Своих рабов. Не чтобы мы имели силы для поста и поклонов, а чтобы Бог принял наши старания. Вот мы и дерзаем надеяться на то, что Бог примет наши очень скромные труды. Примет, и благословит каждого — не в меру количества поклонов, но настолько, насколько от поклонов и поста изменится сердце каждого из нас. Помоги, Боже, всем нам!

Епископ Филарет (Зверев)

Источник: https://blagovest.fi/?p=2266

Земные поклоны — что значат в православии и как правильно выполнять

Великий поклон это

Русская православная церковь таит в себе много символических деяний, который истинно верующий человек  знает и неукоснительно соблюдает. Так, одним из таких действий являются земные поклоны.

Казалось бы –  что может быть проще, но на самом деле существуют правила выполнения этого действа, не познав которые, можно попасть в неловкую и нелепую ситуацию, и даже оскорбить чувства рядом находящихся верующих.

Чтобы этого не произошло, крайне желательно изучить правила поведения в церкви, одно из которых учит правильно отдавать земные и поясные поклоны и коленопреклонения.

  • Что означает земной поклон?
  • Как и когда правильно выполнять земные поклоны
  • Когда нужно отдавать поклоны
  • Что такое Литургия?
  • Когда на литургии кладут земные поклоны
  • Великий Пост
  • Правило о поклонах и крестном знамении
  • Земные поклоны после причастия
  • Вместо заключения

Что означает земной поклон?

Поклон сам по себе выражает почтение, уважение, благодарность. Недаром кланяются артисты после концерта, выражая благодарность публике, а князьям и царям отдавали поклоны, демонстрируя уважение и полное подчинение.

Поклоны в православии хоть и перекликаются с театральными и мирскими, но имеют куда более глубокий смысл – выражения покорности благой и совершенной воле Господа, знак высочайшего Ему почтения и поклонения.

Поклоном верующий как бы говорит – я доверяюсь тебе, я открыт пред тобою, я покоряюсь твоей воле, я твое дитя.

Недаром поклон – это открытая шея, незащищенная спина и склоненная голова – самые уязвимые части тела. Полная отдача себя на милость Божию.

Как и когда правильно выполнять земные поклоны

Земной поклон еще называют великим. Его выполняют, упав ниц на колени и коснувшись пола лбом (челом).

Только вот отдавать поклоны налево и направо не стоит. Существует целый свод правил и запретов, регламентируемый Церковным Уставом.

Поклон отдают не спеша, с благоговением, полностью погрузившись в священное действо, а если в храме, то они должны совершаться одновременно с другими молящимися. Таким образом воцерковленные люди сообразуются со словами молитвы и побуждают в себе дух покаяния и духовного смирения.

Когда нужно отдавать поклоны

Если освоить дни запрета, то дальше проще будет понять, когда и при каких обрядах нужно отдать земной поклон.

Когда нельзя совершать земные поклоны:

  • во все воскресные дни;
  • в период от Рождества Христова до Крещения;
  • в период от Светлой Пасхи Христовой до Пятидесятницы;
  • в дни великих праздников;
  • в праздник Преображения;
  • причастникам в день причащения;
  • во время чтения ектений или исполнения песнопений (только после их завершения!);
  • недопустимо совмещать вместе с крестными знамением – это два разграниченных действия.

А вот положено отдавать земные поклоны во время литургии.

Что такое Литургия?

Чтобы было понятно, о чем идет речь, то дадим пояснение, литургия – главное богослужение православной церкви. Прообразом Божественной Литургии стала тайная вечерия, совершаемая Спасителем вместе со своими учениками.

Именно во время Литургии совершается таинство причащения. Вот во время Литургии и выполняются земные поклоны.

Когда на литургии кладут земные поклоны

Здесь уместно будет пояснить, что все нижеописанные молитвы и песнопения, после которых совершается земной поклон, совершаются с крестным знамением – сначала нужно перекреститься, потом кланяться.

Одновременно эти два действа не совершаются.

По завершении следующих песнопений следует снова пасть ниц, воздав земной поклон:

  • Достойно есть;
  • Отче наш;
  • Тебе поем;
  • Тя величаем.

Особое внимание следует обратить на церемонию выноса Святых Даров, во время которой дважды надо дать поклон. Сигналом послужат слова:

  • Со страхом Божьим;
  • И ныне и присно и во веки веков.

Есть еще возгласы, при которых Уставом позволяется совершить поклон:

  • Святая Святым;
  • И сподоби нас, Владыко

Великий Пост

В дни Великого 40-дневного поста, что перед Пасхой, часть поясных поклонов заменяется земными и их число увеличивается.

Это время покаяния, смирения, духовного и телесного очищения, поэтому молитвы дополняются земными поклонами.

Ориентироваться надо на следующие песнопения и молитвы:

  1. На Литургии Преждеосвященных даров:
    • Да исправится молитва моя
    • Ныне Силы Небесные
    • При возгласе Свет «Христов просвещает всех»
  2. На Великом вечерии при песнопениях:
    • Пресвятая Владыдчице
    • Борогодице Дево радуйся
  3. При чтении молитвы Ефрема Сирина
  4. При заключительном песнопении «Помяни нас Господи»
  5. На празднике Святой Троицы при возгласе «Паки и паки, преклонение колена»

Все их невозможно запомнить с первого раза, поэтому следует ориентироваться на поведение других прихожан. (Только не путайте прихожан с монашками, у монашек свой устав и свои правила поклонов, часто не совпадающие с поклонами мирян).

Правило о поклонах и крестном знамении

Крестное знамение – еще одно священное действо, которое совершают все верующие, причем не только в храме. Одновременно эти два действа не совершаются никогда – сначала знамение, потом поклон, но есть масса случаев, когда нужно что-то одно или другой поклон.

Земные поклоны после причастия

Считается, что причастившимся нельзя делать земные поклоны до вечери.

Это не категорический запрет, а желательная рекомендация.

Причащение – благодать Божия и весь день рекомендуется радоваться о Господе, не совершая грехов.

Но, как говорят священнослужители, если вдруг возникла ситуация, при которой человек согрешил, то ему не возбраняется попросить у Бога прощения и совершить земной поклон. Правда, тогда и благодати после причащения уменьшится.

Вместо заключения

Наверняка все слышали поговорку – «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Изначально велась речь о неумелом совершении земных поклонов.

Понаблюдать, спросить совета не стыдно. А вот возомнить себя знающим и делать все против правил – признак не только духовной неопытности, но и некоторого высокомерия.

Поэтому если душа привела вас в Храм Божий, то лучше проконсультироваться у батюшки или знающих прихожан.

Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/zemnoj-poklon-kak-delat.html

Как делать земной поклон в православии

Великий поклон это

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны.

Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения.

Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Когда нельзя делать земные поклоны

Делать великие поклоны нельзя:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Обязательно к прочтению:  Хлеб из монастыря святой Матроны, что с ним делать

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением.

После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола.

Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо.

Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой.

Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники.

Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника.

Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:
  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением.

Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми.

Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Обязательно к прочтению:  Что приносят в церковь на поминальный стол

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-delat-zemnoj-poklon-v-pravoslavii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.