Вино веселит сердце человека

«Вино веселит сердце человека» – эти слова стали оправданием для пьянства

Вино веселит сердце человека

Я ходил с проповедью много лет, но даже на собраниях в благочиниях слышал смешки и ерниченье в свой адрес.

Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Ильи, за успех его дела…” Можно ли проповедовать трезвость,  не раздражая людей и как найти верные слова для молодых, рассказывает протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости.

11 сентября отмечался День трезвости. Когда-то давно, больше ста лет назад, он был установлен Священным Синодом. Еще раньше, повсеместно стали появляться общества трезвости. И в Талдоме, в краеведческом музее, есть фотография 1907 года, на которой изображено открытие при приходе такого общества. Года четыре назад про День трезвости в нашей стране опять вспомнили.

Его опять установили, отмечают. Мне не кажется, как некоторым, что это нечто, насаждаемое сверху, а значит ненастоящее, неработающее. Мне кажется, что такой день  – это лишь очередное напоминание нам всем, что трезвость и трезвение – это полузабытые добродетели в русском народе, которые пора возрождать.

Если родителей не спасти, то детей еще можно уберечь

Ко мне часто на исповедь приходят женщины, которые жалуются на пьющих мужей и сыновей. Трезвость и семья – вот что взаимосвязано, переплетено.

Я хорошо помню опыт собственной семьи. Помню счастливое детство, лет до пяти-шести, и то, что было после того, как отец запил. Еще пять лет спустя они с мамой развелись.

Это был крах, катастрофа, разрушение моего счастливого детского мира. В подсознании воспоминание сидело крепко.

[attention type=green]
Каждый раз, когда на исповедях мне открывалась реальность других людей, я все больше понимал какая это всеобъемлющая и сложнейшая проблема.
[/attention]

Начало двухтысячных годов было временем какого-то безумия, его пиком. Государственная монополия на продажу алкоголя снята и передана в частные руки. В стране происходили жуткие вещи, настоящий беспредел. К секспросвету добавилась открытая пропаганда алкоголя.

Тогда я познакомился с обществом трезвости и понял, если родителей не спасти, то детей хоть как-то еще можно уберечь. Среди них нужно сеять семена здравомыслия, целомудрия, трезвости, как христианской добродетели. Ведь если у человека есть духовная трезвость, то из нее неминуемо вытекает физическая.

Мы создали на приходе общество трезвости. Жизненный и пастырский опыт вошли в резонанс с обстановкой в стране и я понял, многие беды у нас от внутренней расслабленности, расхлябанности, от духовной нетрезвости.

Священник Илия Шугаев. mepar.ru

“А давай выпьем за здоровье отца Илии”

И вот я ходил с этой проповедью много лет. Причем в церковной среде часто труднее говорить о трезвости. Даже на собраниях в благочинии слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Илии, за успех его дела…»

Впрочем, несколько лет спустя, один из тех, кто больше других надо мной посмеивался, как то однажды подошел и поблагодарил меня:

«Понимаешь, трезвенник у нетрезвенника вызывает одну реакцию – раздражение, – сказал он мне. – Кто-то будет изображать из себя более святого, будет с презрением смотреть на выпивающих. Это всегда задевает. Но то, что ты никогда не надмевался, не огрызался в ответ, но был тверд в своей позиции – достойно уважения».

Проповедь трезвения действительно вызывает наибольшее сопротивление у верующих. Тем более, что есть в нашем языке и культуре устойчивые выражения. Некоторые из них – прямые цитаты из Писания. «Вино веселит сердце человека» – эти слова 103 псалма мы слышим на каждой вечерне и они сидят у нас в голове. Эти слова даже стали поговоркой, сопровождающей распитие не только вина, но и водки.

И когда православному скажешь о трезвости, он тут же назовет три-четыре аргумента против. Обязательно вспоминают и про претворение воды в вино в Кане Галилейской, и о том, как апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять немного вина, и да, слова царя Давида, куда же без них?!

Помню, как мы по благословению правящего архиерея владыки Ювеналия объехали всю епархию с пастырским семинаром по поводу трезвенной работы. В большинстве случаев все проходило хорошо, но были ситуации, когда лектор, заняв чуть более поучительную позицию, вызвал у духовенства ропот: «Что это вы нам впариваете?»

Мне порой даже кажется, что донести идею трезвости куда проще до человека неверующего, без стереотипов. Впрочем, утверждение трезвости – вовсе не антиалкогольная пропаганда. Это не история о том, что нельзя, потому что вредно. Это не проповедь запрета. Это идея о том, что трезвость – это хорошо, потому что добродетельно.

Увы, современный подросток сегодня стоит не перед выбором: пить – не пить, а перед выбором: пить много или пить мало. Понятие «трезвенник» ассоциируется у нас с чем-то отрицательным и опасным. «А ты что не пьешь, может, ты бывший алкоголик? Или язвенник? А может ты сектант ненормальный…»

Но трезвость – это не когда нельзя, а когда и не хочется, и не нужно, когда тебе не нужны внешние стимуляторы для радости, когда внутренние проблемы и конфликты решаешь без психоактивных веществах. Трезвость – это не унылое похмелье, когда перепил и больше нельзя, трезвость – это радостное и бодрое состояние тела, души и духа.

Я не идеалист, я понимаю, что проповедь о трезвости как христианской добродетели не может принести плоды ни завтра, ни послезавтра. Краткосрочной реакция может быть лишь на запретительные меры. Но я надеюсь, что дети тех, кому я проповедую сегодня, в сердце которых бросаю зерна, будут жить иначе, лучше.

Кажется, я здесь нужен

Воспитание у меня было советское. С пионерско-комсомольских времен было желание трудиться ради счастливого будущего, быть полезным, служить всеобщему благу. Пока учился, наивно полагал, что человеческое счастье состоит в научно-техническом прогрессе. Был уверен, что вполне могу и даже обязан реализовать себя в этом, поэтому позже поступил в МФТИ.

Правда еще в 1984 году, а учился я тогда в девятом классе, стал иногда слушать BBC и «Голос Америки». Застойные времена сменялись политическими волнениями, вот-вот наступит перестройка, в стране не пойми что происходит. Хочу во всем разобраться, а обсудить не с кем. И вот я слушаю «Голоса» и вдруг случайно попал на религиозную передачу.

Только что нас поливали грязью, а тут словно перенесли в иное измерение, где царят спокойствие, мир и какая-то внутренняя тишина. В одночасье перестал слушать политические рубрики, сосредоточился исключительно на религиозных. Но только на первом курсе, когда у меня умерла бабушка, мы с сестрой в тайне от мамы крестились.

[attention type=yellow]
Помню, закончилась зимняя сессия. Лежу на диване, отдыхаю, на стенку гляжу, где на тот момент у меня появился православный календарь. 18 января, освящение воды. «О, – думаю, – схожу-ка в храм».
[/attention]

Прихожу, а там толпа, никто войти не может. Собрался развернуться. «Ну не судьба, – думаю, – не прорвешься тут».

Вдруг бабулька какая-то подлетает, хватает за руку со словами «хорошо, что пришел, будешь помогать».

Протаскивает меня сквозь эту плотную человеческую массу прямо в центр храма. Поставила к одному мужичку, с которым мы сдерживали толпу во время и после молебна.

Так мы и стояли: одну партию людей запустим, другую держим, другую запустим, новую сдерживаем.

Стоял я и мысль у меня была единственная: «так много людей, а помочь некому, так много мужской работы, а мужиков нет. Кажется, я здесь нужен».

Постепенно я разочаровался в науке как источнике счастья для человечества. Хотел бросить институт, но духовник отговорил, сказал, что начатое следует доводить до конца.

Помню я своему научному руководителю в институте заявил, что «наверное не буду доучиваться…» «Да ты с ума сошел! Такая работа проделана. Диплом всегда пригодится. Ну, может, только в семинарии не пригодится…», – отговаривал он. А я ему в ответ: «А я как раз в семинарию и собрался». Он смеялся, не верил, потом просто очень удивился, понял, принял.  

Священник Илия Шугаев. ku66.ru

Помочь тем, кому помогать не торопятся

Семинария произвела на меня большое впечатление. Когда живешь в приходе, ты первый парень на деревне. Молодёжи мало, все вокруг прыгают, охают «ах какой ты умненький, да какой хорошенький, да ты наша надежда, да ты радость».

И у человека смещается представления о себе. В семинарии я увидел множество замечательных людей, которые духовно были на много голов выше меня. Я погрузился в новый для себя мир, понял куда расти.

Никаких сомнений, как жить дальше, не было.

К 25 года у меня уже пульсировала мысль, что я готов к семейной жизни, у меня есть потребность реализовать себя в отцовстве, в созидании малой церкви, но главное – в служении Церкви Христовой. Я имею силы и на первое, и на второе.

Двадцать пять лет для брака поздновато, конечно, но я стал присматриваться к девушкам. В семинарии я пел в смешанном хоре, где рядом с семинаристами пели девушки из регентской школы. На спевках общались друг с другом. Одна из девушек запала в сердце.

Я чувствовал, что она мне близка по духу, взглядам. Она уже заканчивала учебу и вот-вот должна была навсегда уехать в Красноярск. Я понял, что могу упустить возможность связать свою жизнь с ней. На первом курсе Академии, в 1997 году, мы поженились.

[attention type=red]
Когда мы приехали в Талдом, где население едва насчитывает 15 тысяч человек, где живешь, как в большой деревне, она, выросшая в большом городе с миллионным населением, долго привыкала, но не плакала. А когда родились дети, также без ропота оставила регентское служение и переключилась полностью на семью.
[/attention]

А когда уже все шестеро стали подрастать, а у нас появилось ощущение, что  начинается расслабленная жизнь, хотя силы и желание воспитывать и растить детей еще есть.

Мы почувствовали, что чему-то научились, хотя и понимаем, что имеем массу недостатков как родители. Когда маленький ребёнок бегает по дому – это особая атмосфера.

Вот и у нас возникло ощущение, что чего-то не хватает в нашем доме, точнее кого-то.

Начались разговоры: а чего, собственно, не хватает? Поняли, что не хватает детей. Обсудили, решились. К тому же попали в волну на нашем приходе. Многие знакомые стали брать приемных детей. Мы заразились. Прошли ШПР.

К своим шестерым взяли троих приемных. Сразу решили, что будем брать не одного, а братьев-сестер, потому что их берут реже, народ боится. Так что наша цель была помочь тем, кому помогать не торопятся.

Достались местные детки.

Пока мы думали, кого взять, Господь Сам послал нам деток. В одной семье выявился случай. Мама с алкогольной проблемой бросала четырёхмесячного ребёнка одного в квартире. Начали процедуру изъятия и ребенок оказался в больнице. Его нужно было срочно устраивать в семью.

Маме давали время на размышление, чтобы пролечилась, устроилась на работу, но она этой возможностью не воспользовалась. Потом появилось еще двое детей, чью судьбу надо было срочно решать. Родителей лишили родительских прав. Оба они попали в тюрьму, а бабушка с детьми не справлялась. Так что мы никого не выбирали, взяли тех, кого предложили.

Молодежь нужно любить

Плодить нищету! Эта осуждающее и презрительное словосочетание, что тридцать, что десять лет назад, что сейчас, по-прежнему витает в воздухе. И если не озвучивается, то подразумевается многими. Но много лет назад я решил для себя с этим глупым стереотипом побороться, причем не только собственным примером.

В конце 90-х годов я стал ходить по школам с лекциями о семье. Сначала разово, потом систематически. У меня было желание рассказать подросткам о том, что такое любовь, что такое семья, в том числе развенчать довольно странные негативные представления о многодетности.

 Мне было жутко обидно, что специалистами в физике и математике становятся единицы, хотя физику и математику изучают все и до 11 класса, а в брак будут вступать все, но эта тема никак не изучается в школе. О семейной жизни в школе мало что правильного и ценного тогда говорилось.

Я приходил в школу и примерно за месяц читал цикл лекций. Иногда мне ставили уроки вместо заболевшего учителя, но чаще преподаватели сами отдавали свои уроки, понимая важность семейного просвещения для детей. В школы директора пускали спокойно, да и дети меня принимали.

У подростков не было никаких провокаций, попыток сорвать уроки, да и я старался. Придумывал дискуссионные темы, приглашал собеседников. Девочки, понятное дело, слушают всегда куда более внимательно. Мальчишки обычно психологически девочек моложе, но протеста я у них никогда не вызвал.

Я давно понял: молодежь нужно любить и нужно любить с ними общаться. С подростками нельзя говорить сверху вниз, следует уважать их мнение, нужно допускать диалог и никакое «я тут умный, а вы тупые» не пройдет. Любая встреча должна превращаться в совместное размышление. Спустя пять лет, в 2007 году, из лекций я составил книгу, которая имела несколько переизданий.

Я понял, что если говоришь правильные вещи, то они входят в резонанс с тем, что написано у детей в сердце. Вокруг себя и с телевидения они видят какие-то модели семейного поведения, но их это не устраивает, и вдруг им священник говорит о любви, о чистоте и целомудрии, и это совпадает с их внутренним пониманием настоящей любви.

Записала Дарья Рощеня

Источник: https://www.pravmir.ru/vino-veselit-serdtse-cheloveka-eti-slova-stali-opravdaniem-dlya-pyanstva/

Вино на браке в Кане Галилейской было соком. Первое чудо Иисуса Христа

Вино веселит сердце человека

Напомню то, что было подробно объяснено в моей книге в главе о Вине в Библии для причастия: слово вино в древнем иврите и на древнегреческом языках, на которых до нас дошли древние тексты Библии, обозначало и алкогольное вино и сок.

Поэтому даже если мы в современном переводе видим в Библии слово “сок”, то в оригинале Библии на греческом и на иврите там в подавляющем большинстве случаев стоит слово “вино” или “молодое, новое вино”.

То есть, там, где в Библии о вине говорится в положительном ключе там речь идет о полезном и вкусном виноградном соке.

На счет хранения виноградного сока Вы можете прочитать здесь Это книга Самуэеля Баккиокки, на которую я ссылался в своем труде. Однако, конечно, это не единственный источник. Об этом же можно прочитать, например, вот здесь и других исследовательских и исторических трудах.

Толкование Псалма 103:15 – как понимать, что вино веселит сердце?

Что касается Пс. 103, то давайте прочтем этот стих

«Ты (Бог) произращаешь … вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103:14,15).

Здесь людей смущает фраза «вино … веселит сердце». Но основной перевод этого слова с оригинала – «радует».

Синадальный перевод слова, как «веселит», здесь не совсем подоходит, так как это слово שׂמח с оригинала можно перевести как: радоваться, веселиться, торжествовать. То есть получается «вино … радует сердце».

И тогда мы увидим совсем другой смысл – люди (весь народ, а не только те, кто любит выпить) радуются, торжествуют благословениям от Бога – винограду, елею и хлебу!!!

Апостолы и пророки призывали радоваться в Господе и трезвиться (см. ниже ссылку на Библейские стихи о вине). То есть, “радоваться”, это не значит, находится в пьяном бездумном состоянии под действием легкого наркотика, а иметь радость в жизни с любящим Богом.

Кроме того, очень важно, что в Псалме 103 слово «вино» стоит в перечислении с елеем и хлебом. В перечислении хлеб, елей и вино встречаются только когда речь идет о Божьем благословении ВСЕГО народа.

Разве алкогольное вино – это благословение – радость для детей и женщин и стариков и тех кто не любит алкоголь? Это радость только для тех кто любит алкогольное вино, для всех остальных – это не благословение!

Речь идет в целом о всем народе Израильском. Для них благословением было вино – как напиток и сладкий виноград, елей – как душистое масло и символ святого духа и хлеб как символ пищи. Вы думаете они елеем только мазали лицо, чтоб блестело? Нет, речь о здоровье, от которого блистает лицо.

Если учитывать контекст, то очевидно, что в Псалме 103 псалмопевец восхваляет Бога за то, что Он все создал не Земле прекрасно и говорит: “Все соделал Ты премудро” (Пс. 103:24).

В том числе и по отношению к человеку: он создал для нас вино (виноград) – как главный напиток – символ пищевой влаги (сок) и сладостей (виноград, изюм, кисели); хлеб – главный продукт питания – символ еды: елей – благовоние, масло – символ эстетики, здоровья и красоты тела, а также Святого Духа:

В Священном Писании много текстов, где речь идет о благословениях Божьих народу с перечислением именно вина, хлеба и елея:

Втор. 11:13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;

Ос. 2:8 А не знала она, что Я, Я давал ей (речь об Иудее) хлеб и вино и елей.

Смотри также Втор. 7:12-14, Втор. 28:47-51, Иоил. 2:19, Агг. 1:11.

Как видно из контекста, в Пс. 103 речь не может идти об алкогольном вине, которое является ядом и не созидает, а наоборот портит жизнь многим из тех, кто к нему прикасается. Я это знаю на себе. Сейчас я совсем не пью и мне не хочется – Бог освободил (Ин.

8:36). И при том мы весело и счастливо проводим время и праздники. Когда я пил, я бы никогда этому не поверил, но это факт. Наверное, жизненный опыт каждого из нас подтвердит, что алкоголь исковеркал множество человеческих жизней среди наших близких и знакомых.

Вино на свадьбе в Кане Галилейской

Что касается вина на свадьбе, то и здесь речь идет о соке, а не о вине. Сегодня мы все мерим по своим меркам, смотрим на все через призму нашего менталитета, понимая многие вещи так, как принято в окружающем нас обществе. Однако во многих случаях это не верно. Мы не знаем какие традиции были в те времена в Иудее.

И уж тем более не знаем о нравах и порядках той семьи, на свадьбе у которой был Иисус. Например, подавляющее большинство членов нашей церкви совсем не употребляют алкоголь, в том числе на праздниках, на Новый Год и даже на свадьбе. Но, заверяю вас, это этого наши праздники не скучны, а наоборот даже веселее, чем алкогольные вечеринки.

Я это говорю точно, так как побывал на тех и других.

Напомню, что вином называлось в то время все изготовляемое из винограда и сам виноград (см. главу Вино на Вечери ( вино для причастия )).

А теперь давайте проанализируем историю, описанную во 2 главе Евангелия от Иоанна о свадьве в Кане Галилейской.

Если принять, что Иисус превратил воду в алкогольное вино, то нам придётся согласиться и со следующими вытекающими из этого выводами:

1) Гости на свадьбе были пьяны;

2) Мария, мать Иисуса, сожалела о том, что прекратилась попойка и настойчиво просила Сына продолжения банкета, а именно порадовать уже опьяневших людей ещё большим количеством алкоголя;

3) Иисус сотворил около 600 литров (смотри Словарь в конце Библии: мера 40 литров, 2 – 3 меры примерно 2,5 меры, то есть 100 литров, в шести емкостях 600 литров) алкогольного вина. Допустим на свадьбе было 200 человек.

Естественно хозяева свадьбы приготовили достаточно вина, чтоб не ударить лицом в грязь, а значит если речь идет об алкогольном вине, то все присутствующие были в очень подпитом состоянии. И дополнительно Иисус им дает еще по 3 литра вина на каждого.

Получается Иисус желал довести гостей до состояния крайнего алкогольного опьянения. Между тем, вспомните, как Слово Божие негативно отзывается о вине (смотри ниже): оно развращает, убивает и т.д. Получается, Иисус противоречил Сам Себе, ведь Он является Словом Божиим (см. Ин. 1:14).

Представьте как эти гости на утро будут вспоминать Иисуса, когда у них будет раскалываться голова… Как они будут проклинать Его, если сотворили в пьяном угаре какой-то ужасный поступок.

4) Получается, что Иисус разрешил не просто выпивать, но напиваться по праздникам, раз Он дал пьяным еще прилично выпить. Я сам по себе помню, как часто были лишними походы на пьяных вечеринках за дополнительными порциями горячительного. Причем иногда последствия были ужасными.

Теперь много людей верующих и неверующих, вспоминая чудо Иисуса, напиваются, а затем грешат вплоть до драк, убийств и бесчинств. Этого ли хотел Иисус? Стоит отметить, что Иисус был человеком, но был без греха. Так утверждает Библия: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21, см. также 1 Пет. 2:22, 1 Иоан.

2:1, 1 Иоан. 3:5, Евр. 4:15). Только так могла состоятся заместительная жертва – Он был без греха, но умер за наши грехи. Поэтому Иисус не употреблял алкоголь и никого не мог спаивать, ведь этим Он бы ввел людей в грех, а значит этим Сам совершил грех.

“Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Матф. 18:7).

5) Иисус желал, чтоб гостей свадьбы стошнило. Если понять в чем сделал вино Иисус, то сразу встает вопрос, почему Он не наполнил вином кувшины и кружки, стоявшие на свадебном столе? В Евангелие сказано, что Иисус сотворил вино в шести водоносах для ритуального омовения.

Это миквы, в которых согласно Писания должны были омыться – полностью окунуться – евреи перед тем как пойти в храм (см. Лев. 15:31) после того как из их тела было какое-либо истечение. Менструальный цикл, гнойная ранка, порез – все это символ тленности нашего тела, смертности, как следствия греха после грехопадения.

Именно в этих каменных сосудах по 80 – 120 литров каждый Иисус сотворил вино. Вы когда-нибудь пытались отмыть каменную емкость? Как вы думаете, из такого сосуда приятно пить, ведь в нем купались тысячи людей после различных болезней? Поэтому в Евангелие отмечено, что никто из гостей не видел откуда наливалось вино, а только служители.

Таким образом, осознавая, в чем Иисус сотворил вино, мы понимаем, что совершая это чудо, Христос хотел не просто насытить людей и показать им фокус, но, наверное, сказать им нечто гораздо большее. Что же именно?

6) Иисус выбрал Своим самым первым чудом сотворение алкогольного вина, поясняя это тем, чтобы “явить Свою славу” (ст.

11) и помочь ученикам уверовать в Него как в святого и праведного Сына Божьегоu0016?! Как вам кажется, если вино было алкогольным, такое чудо можно поставить по положительному эффекту в один ряд с исцелениями и воскрешениями, которые затем совершал Иисус? Здесь стоит вспомнить, что позднее Иисус объявит вино на вечери символом Своей крови.

А одно из первых чудес в Египте было именно превращение воды в кровь (в том числе, в каменных сосудах, см. Исх. 7:19). Так что на лицо повторяющиеся глубокие символы! А вскоре после свадьбы была Пасха (Ин. 2:13) и все евреи должны были пойти в храм и естественно перед этим желали омыться, ведь у каждого за это время были какие-то истечения из тела.

Представляете, что они увидели, подойдя к миквам, – вода стала красной, как и перед первой Пасхой в Египте, когда вода превратилась в кровь. То есть, данное чудо должно было указать евреям, которые прекрасно помнили эту историю, на близкое присутствие Божие. И ученики Иисуса это поняли.

В оригинале фразы “когда напьются” (см. Ин. 2:10) мы видим греческое слово meYu/w “метуско”, которое может быть переведено как быть пьяным, так и быть удовлетворённым, насытиться влагой, не имея в виду опьянение. Если здесь принять второй вариант, все встанет на свои места.

На свадьбе закончился сок, который все пили, или сок – «запивка», которым запивали еду или сикеру. Хотя я склоняюсь, что вся свадьба была безалкогольная, как принято сегодня в нашей церкви.

Кстати, у нас в русском языке есть такие же слова с двойным значением «напиться, нажраться», мы их понимаем в зависимости от контекста.

Что касается, удивления распорядителя пира о том, что хорошее вино сохранено до конца банкета (см. Ин. 2:10), то и этому есть простое логичное объяснение. Сегодня сторонники того, что в Кане было алкогольное вино, видят подтверждение своей гипотезы в этой фразе.

По их мнению, плохое вино не дают на стол в начале, чтоб потом подсунуть его уже пьяным людям мало разбирающимся в качестве алкогольного напитка. Однако, это не так. Прихожане нашей церкви, как было отмечено выше, в большинстве своем совсем не употребляют алкоголь.

И смею вас заверить, мы тоже ставим на стол в начале любого праздника сначала хороший качественный, насыщенный, ароматный сок (например “G7” или “Я”). А потом ближе к концу застолья, если не хватило хорошего, достаем из домашних запасов другие более дешевые марки соков. То же относится и к другим напиткам, впрочем, как и к хлебу и иным блюдам.

Кстати, когда нас родственники или друзья приглашают в гости, то тоже предлагают нам вначале выбрать себе хорошие неалкогольные напитки, а под конец ужина нам приходится пить все что осталось.

Здесь –> подборка стихов Вино в Библии

Здесь –> можно посмотреть небольшой видеоролик о вине в Библии

Здесь –> Толкование Прит. 31:6,7 “Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею”

Здесь –> Толкование “Употребляй немного вина, ради желудка твоего” 1 Тим. 5:23

Здесь –> другие ВОПРОСЫ ПО БИБЛИИ

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

СВАДЬБА, БРАК в Кане Галилейской, первое чудо, Иисуса, Христа, сок, алкогольное вино

Источник: http://apologetica.ru/otvet/otvet1.html

О главном

Вино веселит сердце человека

“Я ходил с проповедью много лет, но даже на собраниях в благочиниях слышал смешки и ерниченье в свой адрес.

Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Ильи, за успех его дела…»” Можно ли проповедовать трезвость,  не раздражая людей и как найти верные слова для молодых, рассказывает протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости.

11 сентября отмечался День трезвости. Когда-то давно, больше ста лет назад, он был установлен Священным Синодом. Еще раньше, повсеместно стали появляться общества трезвости. И в Талдоме, в краеведческом музее, есть фотография 1907 года, на которой изображено открытие при приходе такого общества. Года четыре назад про День трезвости в нашей стране опять вспомнили.

Его опять установили, отмечают. Мне не кажется, как некоторым, что это нечто, насаждаемое сверху, а значит ненастоящее, неработающее. Мне кажется, что такой день  – это лишь очередное напоминание нам всем, что трезвость и трезвение – это полузабытые добродетели в русском народе, которые пора возрождать.

Если родителей не спасти, то детей еще можно уберечь

Ко мне часто на исповедь приходят женщины, которые жалуются на пьющих мужей и сыновей. Трезвость и семья – вот что взаимосвязано, переплетено.

Я хорошо помню опыт собственной семьи. Помню счастливое детство, лет до пяти-шести, и то, что было после того, как отец запил. Еще пять лет спустя они с мамой развелись.

Это был крах, катастрофа, разрушение моего счастливого детского мира. В подсознании воспоминание сидело крепко.

[attention type=green]
Каждый раз, когда на исповедях мне открывалась реальность других людей, я все больше понимал какая это всеобъемлющая и сложнейшая проблема.
[/attention]

Начало двухтысячных годов было временем какого-то безумия, его пиком. Государственная монополия на продажу алкоголя снята и передана в частные руки. В стране происходили жуткие вещи, настоящий беспредел. К секспросвету добавилась открытая пропаганда алкоголя.

Тогда я познакомился с обществом трезвости и понял, если родителей не спасти, то детей хоть как-то еще можно уберечь. Среди них нужно сеять семена здравомыслия, целомудрия, трезвости, как христианской добродетели. Ведь если у человека есть духовная трезвость, то из нее неминуемо вытекает физическая.

Мы создали на приходе общество трезвости. Жизненный и пастырский опыт вошли в резонанс с обстановкой в стране и я понял, многие беды у нас от внутренней расслабленности, расхлябанности, от духовной нетрезвости.

“А давай выпьем за здоровье отца Илии”

И вот я ходил с этой проповедью много лет. Причем в церковной среде часто труднее говорить о трезвости. Даже на собраниях в благочинии слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Илии, за успех его дела…»

Впрочем, несколько лет спустя, один из тех, кто больше других надо мной посмеивался, как то однажды подошел и поблагодарил меня:

«Понимаешь, трезвенник у нетрезвенника вызывает одну реакцию – раздражение, – сказал он мне. – Кто-то будет изображать из себя более святого, будет с презрением смотреть на выпивающих. Это всегда задевает. Но то, что ты никогда не надмевался, не огрызался в ответ, но был тверд в своей позиции – достойно уважения».

Проповедь трезвения действительно вызывает наибольшее сопротивление у верующих. Тем более, что есть в нашем языке и культуре устойчивые выражения. Некоторые из них – прямые цитаты из Писания. «Вино веселит сердце человека» – эти слова 103 псалма мы слышим на каждой вечерне и они сидят у нас в голове. Эти слова даже стали поговоркой, сопровождающей распитие не только вина, но и водки.

И когда православному скажешь о трезвости, он тут же назовет три-четыре аргумента против. Обязательно вспоминают и про претворение воды в вино в Кане Галилейской, и о том, как апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять немного вина, и да, слова царя Давида, куда же без них?!

Помню, как мы по благословению правящего архиерея владыки Ювеналия объехали всю епархию с пастырским семинаром по поводу трезвенной работы. В большинстве случаев все проходило хорошо, но были ситуации, когда лектор, заняв чуть более поучительную позицию, вызвал у духовенства ропот: «Что это вы нам впариваете?»

Мне порой даже кажется, что донести идею трезвости куда проще до человека неверующего, без стереотипов. Впрочем, утверждение трезвости – вовсе не антиалкогольная пропаганда. Это не история о том, что нельзя, потому что вредно. Это не проповедь запрета. Это идея о том, что трезвость – это хорошо, потому что добродетельно.

Увы, современный подросток сегодня стоит не перед выбором: пить – не пить, а перед выбором: пить много или пить мало. Понятие «трезвенник» ассоциируется у нас с чем-то отрицательным и опасным. «А ты что не пьешь, может, ты бывший алкоголик? Или язвенник? А может ты сектант ненормальный…»

Но трезвость – это не когда нельзя, а когда и не хочется, и не нужно, когда тебе не нужны внешние стимуляторы для радости, когда внутренние проблемы и конфликты решаешь без психоактивных веществ. Трезвость – это не унылое похмелье, когда перепил и больше нельзя, трезвость – это радостное и бодрое состояние тела, души и духа.

Но трезвость – это не когда нельзя, а когда и не хочется, и не нужно, когда тебе не нужны внешние стимуляторы для радости, когда внутренние проблемы и конфликты решаешь без психоактивных веществ. Трезвость – это не унылое похмелье, когда перепил и больше нельзя, трезвость – это радостное и бодрое состояние тела, души и духа.

Я не идеалист, я понимаю, что проповедь о трезвости как христианской добродетели не может принести плоды ни завтра, ни послезавтра. Краткосрочной реакция может быть лишь на запретительные меры. Но я надеюсь, что дети тех, кому я проповедую сегодня, в сердце которых бросаю зерна, будут жить иначе, лучше.

Кажется, я здесь нужен

Воспитание у меня было советское. С пионерско-комсомольских времен было желание трудиться ради счастливого будущего, быть полезным, служить всеобщему благу. Пока учился, наивно полагал, что человеческое счастье состоит в научно-техническом прогрессе. Был уверен, что вполне могу и даже обязан реализовать себя в этом, поэтому позже поступил в МФТИ.

Правда еще в 1984 году, а учился я тогда в девятом классе, стал иногда слушать BBC и «Голос Америки». Застойные времена сменялись политическими волнениями, вот-вот наступит перестройка, в стране не пойми что происходит. Хочу во всем разобраться, а обсудить не с кем. И вот я слушаю «Голоса» и вдруг случайно попал на религиозную передачу.

Только что нас поливали грязью, а тут словно перенесли в иное измерение, где царят спокойствие, мир и какая-то внутренняя тишина. В одночасье перестал слушать политические рубрики, сосредоточился исключительно на религиозных. Но только на первом курсе, когда у меня умерла бабушка, мы с сестрой в тайне от мамы крестились.

[attention type=yellow]
Помню, закончилась зимняя сессия. Лежу на диване, отдыхаю, на стенку гляжу, где на тот момент у меня появился православный календарь. 18 января, освящение воды. «О, – думаю, – схожу-ка в храм».
[/attention]

Прихожу, а там толпа, никто войти не может. Собрался развернуться. «Ну не судьба, – думаю, – не прорвешься тут».

Вдруг бабулька какая-то подлетает, хватает за руку со словами «хорошо, что пришел, будешь помогать».

Протаскивает меня сквозь эту плотную человеческую массу прямо в центр храма. Поставила к одному мужичку, с которым мы сдерживали толпу во время и после молебна.

Так мы и стояли: одну партию людей запустим, другую держим, другую запустим, новую сдерживаем.

Стоял я и мысль у меня была единственная: «так много людей, а помочь некому, так много мужской работы, а мужиков нет. Кажется, я здесь нужен».

Постепенно я разочаровался в науке как источнике счастья для человечества. Хотел бросить институт, но духовник отговорил, сказал, что начатое следует доводить до конца.

Помню я своему научному руководителю в институте заявил, что «наверное не буду доучиваться…» «Да ты с ума сошел! Такая работа проделана. Диплом всегда пригодится. Ну, может, только в семинарии не пригодится…», – отговаривал он. А я ему в ответ: «А я как раз в семинарию и собрался». Он смеялся, не верил, потом просто очень удивился, понял, принял.

Помочь тем, кому помогать не торопятся

Семинария произвела на меня большое впечатление. Когда живешь в приходе, ты первый парень на деревне. Молодёжи мало, все вокруг прыгают, охают «ах какой ты умненький, да какой хорошенький, да ты наша надежда, да ты радость».

И у человека смещается представления о себе. В семинарии я увидел множество замечательных людей, которые духовно были на много голов выше меня. Я погрузился в новый для себя мир, понял куда расти.

Никаких сомнений, как жить дальше, не было.

К 25 годам у меня уже пульсировала мысль, что я готов к семейной жизни, у меня есть потребность реализовать себя в отцовстве, в созидании малой церкви, но главное – в служении Церкви Христовой. Я имею силы и на первое, и на второе.

Двадцать пять лет для брака поздновато, конечно, но я стал присматриваться к девушкам. В семинарии я пел в смешанном хоре, где рядом с семинаристами пели девушки из регентской школы. На спевках общались друг с другом. Одна из девушек запала в сердце.

Я чувствовал, что она мне близка по духу, взглядам. Она уже заканчивала учебу и вот-вот должна была навсегда уехать в Красноярск. Я понял, что могу упустить возможность связать свою жизнь с ней. На первом курсе Академии, в 1997 году, мы поженились.

[attention type=red]
Когда мы приехали в Талдом, где население едва насчитывает 15 тысяч человек, где живешь, как в большой деревне, она, выросшая в большом городе с миллионным населением, долго привыкала, но не плакала. А когда родились дети, также без ропота оставила регентское служение и переключилась полностью на семью.
[/attention]

А когда уже все шестеро стали подрастать, а у нас появилось ощущение, что  начинается расслабленная жизнь, хотя силы и желание воспитывать и растить детей еще есть.

Мы почувствовали, что чему-то научились, хотя и понимаем, что имеем массу недостатков как родители. Когда маленький ребёнок бегает по дому – это особая атмосфера.

Вот и у нас возникло ощущение, что чего-то не хватает в нашем доме, точнее кого-то.

Начались разговоры: а чего, собственно, не хватает? Поняли, что не хватает детей. Обсудили, решились. К тому же попали в волну на нашем приходе. Многие знакомые стали брать приемных детей. Мы заразились. Прошли ШПР.

К своим шестерым взяли троих приемных. Сразу решили, что будем брать не одного, а братьев-сестер, потому что их берут реже, народ боится. Так что наша цель была помочь тем, кому помогать не торопятся.

Достались местные детки.

Пока мы думали, кого взять, Господь Сам послал нам деток. В одной семье выявился случай. Мама с алкогольной проблемой бросала четырёхмесячного ребёнка одного в квартире. Начали процедуру изъятия и ребенок оказался в больнице. Его нужно было срочно устраивать в семью.

Маме давали время на размышление, чтобы пролечилась, устроилась на работу, но она этой возможностью не воспользовалась. Потом появилось еще двое детей, чью судьбу надо было срочно решать. Родителей лишили родительских прав. Оба они попали в тюрьму, а бабушка с детьми не справлялась. Так что мы никого не выбирали, взяли тех, кого предложили.

Молодежь нужно любить

Плодить нищету! Эта осуждающее и презрительное словосочетание, что тридцать, что десять лет назад, что сейчас, по-прежнему витает в воздухе. И если не озвучивается, то подразумевается многими. Но много лет назад я решил для себя с этим глупым стереотипом побороться, причем не только собственным примером.

В конце 90-х годов я стал ходить по школам с лекциями о семье. Сначала разово, потом систематически. У меня было желание рассказать подросткам о том, что такое любовь, что такое семья, в том числе развенчать довольно странные негативные представления о многодетности.

Мне было жутко обидно, что специалистами в физике и математике становятся единицы, хотя физику и математику изучают все и до 11 класса, а в брак будут вступать все, но эта тема никак не изучается в школе. О семейной жизни в школе мало что правильного и ценного тогда говорилось.

Я приходил в школу и примерно за месяц читал цикл лекций. Иногда мне ставили уроки вместо заболевшего учителя, но чаще преподаватели сами отдавали свои уроки, понимая важность семейного просвещения для детей. В школы директора пускали спокойно, да и дети меня принимали.

У подростков не было никаких провокаций, попыток сорвать уроки, да и я старался. Придумывал дискуссионные темы, приглашал собеседников. Девочки, понятное дело, слушают всегда куда более внимательно. Мальчишки обычно психологически девочек моложе, но протеста я у них никогда не вызвал.

Я давно понял: молодежь нужно любить и нужно любить с ними общаться. С подростками нельзя говорить сверху вниз, следует уважать их мнение, нужно допускать диалог и никакое «я тут умный, а вы тупые» не пройдет. Любая встреча должна превращаться в совместное размышление. Спустя пять лет, в 2007 году, из лекций я составил книгу, которая имела несколько переизданий.

Я понял, что если говоришь правильные вещи, то они входят в резонанс с тем, что написано у детей в сердце. Вокруг себя и с телевидения они видят какие-то модели семейного поведения, но их это не устраивает, и вдруг им священник говорит о любви, о чистоте и целомудрии, и это совпадает с их внутренним пониманием настоящей любви.

Авторы протоиерей Илия Шугаев, Дарья Рощеня

Оригинальный текст опубликован на сайте.

открытые интернет-источники

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: http://xn--80aebk1aoh.xn--h1aafdsgx.xn--80aykt.xn--90ais/2018/09/25/%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.