Во блаженном успении

Эпитафия

Во блаженном успении

Эпита́фия (от греч. ἐπιτάφιος (эпитафиос) — надгробный») — 1) изречение или речь (часто стихотворного характера), составленная по поводу чьей-либо смерти; 2) надгробная надпись. В христианской традиции эпитафия служит напоминанием о предстоящей встрече человека с Богом и необходимости подготовки к ней.

Эпитафии:

Эпитафии из богослужебных текстов и молитвословий:Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой.

 Из вечернего молитвенного правила (основано на (Лк.23:46)).

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Слава Богу за всё!

***

Эпитафии из строк Священного Писания:

Новый Завет:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).
Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни (Рим. 14:8).
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28).
претерпевший же до конца спасется (Мф.24:13).
И узрит всякая плоть спасение Божие (Лк.3:6).

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:28).
Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24).
Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5:25).

И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин.5:29).
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин.6:35).
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:40).

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин.6:47).
Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин.8:51).
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам (Ин.14:2).

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).
Блаженны мертвые, умирающие в Господе (откр.14:13).

Псалтирь:
Блаженны все, уповающие на Бога! (Пс.2:12).
Плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде! (Пс.15:9-10).
Во свете Твоем, Господи, мы видим свет! (Пс.35:10).
Надежда моя на Тебя, Господи! (Пс.38:8).
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою! (Пс.39:5).
Ты, Господи, помилуй меня и восставь меня! (Пс.

40:11).
Бог нам прибежище и сила! (Пс.45:2).
Только в Боге успокаивается душа моя… Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое! (Пс.41:2-3).
В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге! (Пс.61:8).
Ты, Господи, помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь! (Пс.62:8).
На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. (Пс.

70:1).
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! (Пс.83:2).
Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому! (Пс.83:3).
Господь — защита моя и Бог мой — твердыня убежища моего! (Пс.93:22).
Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет! (Пс.102:15).
Хранит Господь всех любящих Его! (Пс.144:20).

***

Из «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци:
Мне ведомо, что скоро День Суда…На Том Суде с Нас взыщется о многом,,,Но Этот Суд не есть ли встреча с Богом..?Где Божий Суд..?
Я поспешу Туда!

Эпитафия у входа на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры, весьма распространенная в России XIX века:Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так, как я;Присядь и отдохни на камне у меня,Сорви былиночку и вспомни о судьбе;

Я — дома, ты — в гостях; подумай о себе.

На могильном памятнике одного купца в Даниловом монастыре такая надпись:
«Все, что он потратил для себя, то пропало. Все, что он раздал нищим, пошло за ним». 

алфавитный указатель

Современный человек живет в неких реалиях, он разговаривает по мобильнику, вынимает информацию из Интернета, расплачивается кредиткой… Но рано или поздно перед ним встает то, что было истинно – всегда, что оставалось неизменным всегда.

Необходимость иметь детей, проблема взаимоотношения со смертью, с болезнью, потеря близкого человека, обретение истинной любви, тоска души по Богу… То, что является базой человеческой жизни. То, что не менялось со времен Адама и Евы. И тогда уже неважно, позвонит ли этот человек по мобильнику или отправит гонца на взмыленном коне.

Антураж неважен. Фантастика – это «все то же самое, только в звездолете».
Е. Хаецкая, писатель

Page 3

Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. (8, 31)

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов.

В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падение в обморок и проч.

А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.

Page 4

алфавитный указатель

Обряд – это способ приёма дара. Человек даёт оболочку («обряжает»), а Бог влагает в неё искомое содержание, Свой дар – Себя.

В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принёс людям.

Поскольку Жертва Христа есть жертва Крови Его – то и христианином нельзя быть вне причастия таинству Его Крови, то есть – вне Литургии. В Евангелия вполне ясно утверждается, что инициативу спасения (а не просто нравственного совершенствования) людей Бог берёт в Свои руки.
диакон Андрей

Источник: //azbyka.ru/epitafiya

Святые бодрствуют, а не пребывают в «блаженном успении»

Во блаженном успении

Мысль о связи с нашими усопшими всегда была жива в народе. Есть те, чьи имена не записаны в месяцеслове, но часто звучат у нас на устах – можно ли обратиться к ним?

Священник Сергий Круглов. фото Анны Гальпериной

Она пришла подать записочки о упокоении на Родительскую субботу.

– Завтра еще и годовщина моей тети Луши… Тетя Луша вырастила нас четверых, когда мама умерла после войны. Я такой, как она, не встречала, она была, по-моему, настоящая праведница, прямо вот как в Библии. Нет, не строгая, ничего такого, наоборот, добрая, и трудилась всегда не покладая рук, говорила, стыдно человеку не работать…

Просто совесть у нее была какая-то очень чуткая к тому, на что другие, может быть, и не обратили бы внимания. Верующая была, да. Всегда молилась обо всех нас, о детях, и о нас четверых, своих у нее не было, и о школьниках – она была учительницей начальных классов.

Помогала всей родне, и соседям, и незнакомым людям… И в школе начальство знало, что она верующая, и как-то ее не трогало, Господь, видимо, оберегал. И радостная была всегда, и нас учила, что обижаться и роптать на жизнь негоже, тем самым мы на Бога обижаемся, а Он нас любит.

Знаете, я не так давно пришла в Церковь, молюсь, конечно, о ней, молитвы читаю заупокойные, какие положено. Но еще и с ней самой разговариваю обо всем. И знаю точно, что она меня всегда слышит и помогает мне. Один священник мне как-то сказал, что, мол, у нас молятся только Богу и святым, а к покойникам напрямую обращаться нельзя, что от этого можно… как это он сказал… «впасть в прелесть».

Я понимаю, святым Бог такую дал благодать, чтоб и после смерти жить и действовать, и слышать молитвы людей. Но может же Он и тем, кто в святцах не записан, такую благодать даровать? Ведь святых-то много…

Святых много – это правда

«Святых-то много». Это правда. Не только, по определению, вообще «взятых Богом в удел», ведь в общехристианском понимании мы, кто в Церкви, все – святые.

Но тех, кто не успокоился на том, чтобы исполнять в Церкви только положенное, помните слова Алеши Карамазова: «Не могу я отдать вместо „всего“ два рубля, а вместо „иди за Мной“ ходить лишь к обедне».

Тех, в ком Дух горел так сильно, что они, так скажем, в своей жизни, в любви к Богу и ближним, на просьбу поделиться одеждой отдавали и последнюю рубашку, на предложение идти поприще – шли два… Таких христиан мы знаем много, и священнослужителей, и мирян, их имена не записаны в месяцеслове, но часто звучат у нас на устах.

И, думаю, многие из нас могли бы о духовном общении с ними сказать примерно то же, что сказала моя собеседница о своей тете Луше.

И не только многие из нас, христиан: мысль о связи с нашими усопшими всегда была жива в народе, даже и в отошедшем от церковности, вспомните песню Высоцкого:

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые…

znamenietomsk.prihod.ru

В святых – избыток жизни и действие духа

Нет, моя собеседница была вовсе не из тех, кто стремится творить церковное самочиние, искажать или отвергать обычаи и правила православной молитвы и поминовения усопших. Она лишь поделилась опытом своей личной жизни.

Я думаю о том, что да, из предания Церкви (точнее, из того немногого, что это предание говорит о посмертии, области все-таки для нас, ныне живущих, не до конца ясной) нам известно, что душа, после смерти расставшись с телом, попадает в такие условия, которые точнее всего передать словом «сон», «успение».

Но ведь святые-то – бодрствуют! И это не «исключение из правил», это закон мира – не испорченного падением, но созданного Богом, закон, подтвержденный Христом и Его воскресением: в святых преизбыточествует жизнь, не сон и забытье, но творческое действие Духа Святого.

Что такое «слава», в которой мы воскреснем

В Первом послании апостола Павла к коринфянам есть знаменитое место, в котором он касается тайны всеобщего воскресения:

«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15, 39–45).

Это место послужило предметом споров и изысканий многих богословов. Но я сейчас не о попытках описать на косном земном языке физические свойства тел во всеобщем воскресении, я о другом: о том, что такое эта «слава», в которой мы воскреснем.

Божья, да, – но ТОЛЬКО ли, единственно ли Божья? Мы-то ведь в воскресении тоже останемся самими собой, неповторимыми, останутся – наши личности. И вот эта «слава», думаю я, станет ПОЛНОТОЙ и ИСПОЛНЕНИЕМ во Христе неповторимой человеческой личности, здесь, в мире тления, не вполне видимой или вовсе незаметной для мира, а вот уж там – явленной всей вселенной.

Конечно, эта слава не сведется только к какой-то одной «функции», человек – не функция, врач не будет явлен только как рука со скальпелем, а художник – как придаток к кистям и мольберту: каждый человек – многогранная личность, но в воскресении среди этих граней уже не будет привычных нам граней немощи, страха, усталости, одиночества, граней греха и смертности.

(К слову, здесь меня могут спросить: «А если воскреснешь – и вся твоя «слава» будет ничтожна, и сведется к позорищу?..

Ведь апостол-то говорил еще и о тех, у кого «бог – чрево, и слава их – в сраме»… Да, больной и трудный вопрос; думаю, это предмет другого большого разговора и раздумий – и еще предмет неизреченного Божия милосердия к грешникам, на которое, как сказано, мы можем надеяться, но не можем рассчитывать…)

Вот эта-то слава воскресения, возможность не спать в тягучем забытьи посмертия, а бодрствовать и помогать своим ближним – уже сейчас дана Богом святым. И тем, кто написан на иконах, и безвестным, и многим, прямо сейчас окружающим нас с вами, живущих с нами бок о бок по незримым для мира законам любви и Духа, стоит только присмотреться.

Источник: //www.pravmir.ru/svyatyie-bodrstvuyut-a-ne-prebyivayut-v-blazhennom-uspenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.