Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы

Нужно ли разномыслие в Церкви?

Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы

На первый взгляд, разномыслия в Церкви нежелательны и невозможны.   Один  Господь, одна вера, одно крещение,- говорит святой апостол Павел   (Еф. 4, 5). И он же добавляет: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего    Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно (1 Кор. 1, ).

В этом глубинное   различие между Церковью и античным обществом (а равно и нынешним   плюралистическим), между верой и философией. Если для античной   философии высшей ценностью было обилие мнений и обилие школ, то для   христианства – одно, но истинное мнение, точнее – знание от откровения.

  Если Истина – абсолютна и личностна, а не относительна и объективна, то,   конечно, разномыслия невозможны. Семь мудрецов-слепцов могут ходить   вокруг слона, ощупывать его бока, ноги, хобот и, противореча и в то же   время  дополняя друг друга, говорить: «Это стена. Нет, это колонна. Нет, это   змея».

Но на это не имеют права ни апостолы Лука и Клеопа, ни святые   жены-мироносицы, ибо им встретился и лично открылся Сам Воскресший   Христос.

Познаете истину, и истина сделает вас свободными,- провозглашает Христос (Ин. 8, 32). Христианство – действительно религия рабов, только рабов освобождаемых. От греха, смерти, неведения. А еще – рабов Божиих, получивших задание стать сынами Божиими по благодати. То есть – сынами Истины с большой буквы.

Философия и плюрализм мнений – религия сытых рабовладельцев, привыкших играть с истиной. Один философ в припадке циничной откровенности однажды заявил при личной беседе, что сама истина философию не интересует.

Философия занимается методологией научного поиска истины. Поэтому чем больше подходов, чем больше мнений, тем интереснее. Но только это – путь в никуда, точнее, в преисподнюю.

Как страшно и точно заметил Пушкин о бесах в своих набросках к «Фаусту»: «Ведь мы играем не из денег, А только б вечность проводить!».

И в свете радостной встречи с Воскресшим единомыслие и единомудрие становится высшей ценностью, ибо оно становится плодом Святаго Духа, сошедшего на Церковь в Пятидесятницу. «Изволися Духу Святому и нам»,- говорили святые отцы в завершение Вселенских Соборов.

У единомыслия есть еще одна черта: оно созидает общество. Господь вселяет единомысленныя в дом (ср.: Пс. 67, 7),- говорит Псалмопевец.

Не случайно святой равноапостольный император Константин, обратившись с речью к отцам Первого Вселенского Собора, сказал: «Внешние войны не приносят мне столько огорчений, сколько раздоры в вашей среде». Ведь Церковь – стержень единомыслия в государстве.

А отсутствие единомыслия в обществе означает, что ему грозит опасность превратиться в сумму отдельно взятых потребителей. Или в толпу мародеров. В зависимости от обстоятельств.

МНИМОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ

С другой стороны, единомыслие бывает мнимым. Как в поздние советские времена, когда клялись в верности советскому строю, а на кухне травили антисоветские анекдоты; с трибун твердили о своем бескорыстии, а сойдя, брали взятки или шли охотиться за импортными шмотками; когда под покровом мнимого единства и вырастали те циники, которые разрушили великую державу.

Или, более того, единомыслие может быть пагубным. Как, например, во время Флорентийской унии, когда единство выстраивалось на лжи, насилии и своекорыстии.

Или во время гонения на Церковь в 1920-1930 годы, когда тысячи согласных между собой пролетариев и безбожных интеллигентов, чуждых русскому народу, шли на злое и неправедное дело богоборчества.

Или единомыслие в Третьем рейхе, когда более 90% его граждан поддерживали Адольфа Гитлера, приведшего немецкий народ к бесчисленным преступлениям, а затем – к национальной катастрофе. Или, например, Всемирный Совет Церквей, где единство основано на минимуме догматики и на языческой, содомической морали.

 Поэтому для разрушения пагубного единомыслия разномыслие просто   необходимо. В известных пределах, разумеется.  И, однако, возникает вопрос: а как все-таки достигать Единомыслия?  Ответ: только любовью. Не случаен возглас на  Литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Давно замечено, и случалось переживать самому: временами любящие и близкие друг другу люди говорят о чем-либо одними и теми же словами, используют одни и те же формулировки. И это не надоедает никогда, напротив, испытываешь удивительную радость узнавания, если не сговариваясь, хором с любимым человеком говоришь одно и то же.

Как замечательно сказал богодухновенный старец святой Иустин Попович, Истина постигается в свете Любви, ибо без любви она немыслима. И, соответственно, единомыслие – дар Божественной любви, которая, по слову поэта, «движет солнце и светила».

И напротив, господство плюрализма и разномыслия в современном обществе показывает, сколь мало в нем любви, сколь много розни и  ненависти.

И когда святой апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.

11, 18-19), то это отнюдь не показатель благополучия Коринфской общины, напротив: не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее (1 Кор. 11, 17).

И, как известно, споры в Коринфской Церкви той эпохи соседствовали со ссорами, уничижением неимущих, беспорядками во время Евхаристии и т.д.

С другой стороны, Спаситель говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Единомыслие часто не данность, а искомая цель, результат пути. И часто надобно потерпеть заблуждение собрата, чтобы терпением и любовью его привести к единству и единомыслию.

Еще вопрос: а каковы критерии разномыслия в Церкви? На мой взгляд, они терпимы, если не касаются того, что Церковь приняла, чего держится, что стало общим и несомненным ее достоянием. Говоря языком преподобного Викентия Леринского, «что всегда, что от всех, что повсюду». Скажем, один известный петербургский протоиерей может не любить советский строй, это его право.

Но нетерпимо, когда он на основании этого провозглашает право на воинское предательство и предателей уравнивает с героями Великой Отечественной войны. А еще нетерпимее, когда из ложного гуманизма он провозглашает право человека на эвтаназию, да еще с благословения священника и с санкции адвоката.

Можно спорить о музыкальных стилях, но нетерпимо, когда весьма уважаемые в Церкви лица профанационную оперу «Иисус Христос – суперзвезда» не считают оскорбительной для Православия, лишь бы угодить духу века сего.

И совсем нетерпимо, когда в своих высказываниях священнослужители и миряне попирают святые догматы и каноны, утвержденные Церковью на Вселенских и Поместных Соборах.

Нетерпимо, когда один известный московский священник, горячий поборник тотальной катехизации, не верит в бессмертие человеческой души, считает, что в самом начале творения Бог боролся с мировым злом, а о Христе рассуждает совершенно по-несториански; когда преподаватели духовных школ открыто сомневаются в реальности евангельских чудес, сводя их в лучшем случае к символам, и открыто проповедуют происхождение человека от обезьяны.

Граница терпимого и нетерпимого временами весьма тонка, но она реальна. Как реальна граница Церкви.

С другой стороны, есть целый ряд вопросов, прежде всего пастырских, по которым существуют различные мнения, например: как исповедоваться, как часто причащаться и т.д. Даже при совершении богослужения ряд, казалось бы, небольших, но существенных деталей заметно отличается от храма к храму. И это естественно. Семьи везде несколько разные, и у родителей – своя стратегия.

В целом границы разномыслия четко определены Блаженным Августином: «В главном единство. В остальном свобода. Во всем любовь».

Диакон Владимир Василик

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/nuzhno-li-raznomyslie-v-cerkvi-2118.html

Божественная литургия » Большая христианская библиотека

Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение.)

О предложенных честных Дарех, Господу помолимся.

О свягем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь. Господу помолимся.

О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды. Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи. (На каждое прошение.)

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христово, просим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную. Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Диакон: Двери, двери, премудростию вонмем.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию “скачать всё” использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго. Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое Возношение в мире приносит

Хор: Милость мира. Жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающей глаголюще.

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.

Иерей. Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Хор: Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся. Боже наш.

Иерей: Изрядно о Пресвятой, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Иерей: В первых помяни. Господи, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (имя епархиального архиерея), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 3

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (На каждое прошение).

О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.

Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.

О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды. Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи (На каждое прошение).

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прошения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христово, просим.

Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывал* Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 4

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставлям должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Святая святым.

Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

(Причащение священнослужителей в алтаре.)



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 5

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите!

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Иерей: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спаси, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Сие самое есть Пречистое Тело Твое, и Сия самая есть Честная Кровь Твоя.

Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Хор (во время причащения). Тело Христово приимите. Источника безсмертнаго вкусите.

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Хор: В идехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную. Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных. Небесных и Животворящих. Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем.

Хор: О имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 6

Иерей: Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя.

Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века. (Трижды).



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 7

Хор: Благословлю Господа на веяное время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, ямо благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань Бойтеся Господа вси снятии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не гпаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взящи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех сюрбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

Смерть грешников люта, и ненавидящий праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ньше и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослови.

Иерей произносит отпуст (в воскресенье): Воскресши из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго и святаго (храма и дня) святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

 Глава 23 из 24« Первая«…222324

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Page 8

Хор: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя Христианы, Господи, сохрани их на многая лета. Ис полла эти, деспота (с греческого: На многая лета, господин).

По обычаю священник дает крест для целования молящимся,

Читаются благодарственные молитвы по святом причащении.

 Глава 24 из 24« Первая«…222324

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Божественная литургия. Раздел: Классика-2.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.