Входные молитвы на литургии

Входные молитвы • ru.knowledgr.com

Входные молитвы на литургии

Входные молитвы – молитвы, рассказанные дьяконом и священником после входа в храм (церковь) прежде, чем праздновать Божественную Литургию в Восточной Православной церкви и тех восточно-католических церквях, которые следуют за византийским Обрядом.

Входные молитвы – предварительная часть Литургии Подготовки, которая сделана спокойно и предшествует общественной части Божественной Литургии (см. также kairon).

Обзор

Рубрика заявляет, что священник и дьякон, которые хотят праздновать Божественную Литургию, должны быть свободны от морального греха, континента, и должен быстро с прошлой ночи.

Кроме того, они обязаны выполнять преданность, требуемую Евхаристической дисциплиной, и праздновали (или по крайней мере приняли участие), Вечерня и Заутреня в течение того дня.

Они должны держать себя в состоянии духовного спокойствия и почтения, поскольку они готовятся праздновать Священные Тайны.

Когда это прибывает, время для обслуживания, священника и дьякона входит в храм, одетый в платье хора: podryasnik (внутренняя ряса) и riassa (внешняя ряса). Если они – монахи, они носят klobuks и mandyas; если любому из них предоставили kamilaa, он носит его. Если священнику предоставили грудной крест, он носит его.

После уважения символа в притворе они входят в неф и делают три мета-Ниаса (поклоны в талии) или изнеможение, в зависимости от дня.

Они могут уважать другие символы в нефе, и затем они продолжаются к фронту храма и стоят только перед Амбоном (поднятая область перед Святыми Дверями Иконостаса).

Там они делают еще три мета-Ниаса, священник дает вводное благословение, «Бывший благословленный наш Бог, всегда, теперь и когда-либо, и к возрастам возрастов». Дьякон отвечает, «Аминь», и продолжает обычное начало (ряд молитв, который включает Trisagion и Отче наш).

В конце обычного начала священник и дьякон подходят на Амбон и уважают символы Христа и Theotokos (Дева Мария).

С этой целью часто есть меньшие «символы целования», повешенные на дверных косяках Святых Дверей (на картине выше, они могут быть замечены как два небольших золотых квадрата любой стороне Святых Дверей).

Если не будет никаких «символов целования то», они будут уважать главные символы Христа и Theotokos на Иконостасе. Поскольку они уважают символ Христа, дьякон говорит следующий troparion:

Мы уважаем Ваш самый чистый символ, O Чистый, спрашивая прощение наших нарушений, Бога О Христа.

Поскольку из Вашего собственного желания Вы было очень довольно подняться на Крест, что Вы, mightest освобождают от неволи до врага их, которых Вы действительно вылепляли.

Почему, мы кричим к к счастью: Вы действительно заполняли все вещи от радости, O наш Спаситель, когда Вы camest, чтобы спасти мир.

Поскольку они уважают символ Theotokos, дьякон говорит:

O Theotokos, в том хорошо весенняя из заботливости, удостаивают к нам ваше сострадание. Рассмотрите людей, которые грешили. Проявите вашу власть как всегда; для доверия тебе мы кричим вслух к тебе: Приветствуйте! как прежде сделал Габриэля, Главного Капитана Бестелесных Полномочий.

Священник тогда удаляет свой klobuk или kamilaa, склоняет его голову, и жестикулирующий с его правой рукой к Святым Дверям, он говорит:

Протяните дальше Вашу руку, O Господь, от вашего святого местожительства на высоком, и усильте меня для этого, Вашего назначенного обслуживания; то положение, неосужденное перед Вашим страхом Thone, я могу выполнить священную, бескровную жертву.

Они тогда делают три мета-Ниаса перед Святыми Дверями, кланяются друг другу, и затем любой стороне нефа и входят в алтарь (святилище) через эти две боковых двери («Двери Дьякона») иконостаса.

Затем стоя перед Престолом (стол алтаря) они уважают его, делая изнеможение, если это – рабочий день или мета-Ниас, если это – воскресенье. Священник целует Книгу Евангелия и передний край Престола, дьякон целует крест благословения и правильный (южный) край Престола.

Дьякон тогда получает благословение священника, и они оба читают свои молитвы наделения, надевают их священные одеяния и начинают Литургию Подготовки, во время которой хлеб и вино подготовлены к евхаристии.

О получасе, прежде чем Литургия, как намечают, начнется, священник дает благословение в течение Небольших Часов (обычно Третий Час и Шестой Час), чтобы начаться.

Епископ

Когда епископ будет праздновать Божественную Литургию (который, в этом случае назван «Иерархической Божественной Литургией»), его входные молитвы намного более торжественные. Вместо ритуала, сделанного спокойно, это имеет место публично с собранной конгрегацией и гимны пения хора. Все другое духовенство прибывает рано перед епископом.

Дьяконы и серверы получают благословения и наделяют таким образом описанный выше.

Однако только священник, который будет выполнять Литургию Подготовки (традиционно, самый молодой священник с точки зрения даты его расположения) прочитает входные молитвы с дьяконами, таким образом предписанными выше, наделит и начнет Литургию Подготовки; другие священники остаются в платье хора.

Епископ формально принят в церкви перед Небольшими Часами. Кольцо колоколов как епископ приближается к церкви, и духовенство выходит из алтаря (святилище). Священник, который праздновал Литургию Подготовки, несет поднос, покрытый aër, в который помещен крест благословения. protodeacon несет кадило. Другие серверы несут dikirion и trikirion, посох епископа и постоянный подсвечник.

Епископ входит в церковь, одетую в его монашескую привычку и klobuk и перенос его трости. Поскольку он входит в притвор, сервер берет его трость, и поддьяконы помещают епископальный mandyas в него, поскольку хор поет Axion Estin (или, если это – один из Больших Банкетов, Девятый Irmos канона банкета).

Епископ целует крест благословения и держит его для каждого из священников, чтобы поцеловаться. Последним, чтобы поцеловать крест является самый молодой священник, который получает его снова на подносе. Епископу тогда вручают его посох, и духовенство входят в процессию на Амбон перед иконостасом.

Вместо того, чтобы читать его собственные молитвы наделения, молитвы рассказаны вслух для него protodeacon, и епископ уважает символы. Он тогда поворачивает и благословляет, поскольку хор поет Тонну Despotin.

Он тогда стоит на кафедре (платформа в центре храма) и священники, каждый приезжает к нему, получает благословение и возвращается к алтарю, чтобы наделить. Поддьяконы удаляют mandyas епископа и помещают его епископальные одеяния в него.

Pascha

Когда священник и дьякон читают их входные молитвы перед Пасхальной Бессменной вахтой, они говорят их стоящий перед epitaphios (саван). Заказ совпадает с нормальный, за исключением того, что в обычном начале они не читают молитву, «Небесный Король O…». Эта молитва – гимн Пентекоста, и так не будет повторена до того праздника.

В течение Яркой Недели — недели, начинающейся на Pascha (Первый день пасхи) — ритуал – то же самое, за исключением того, что обычное начало полностью заменено Пасхальными гимнами.

На Иерархическом праздновании Пасхальной Божественной Литургии Axion Estin заменен Irmos Девятой Оды Пасхального Canon:

Блистайте! Блистайте! O Новый Иерусалим! Слава Lorth показала на тебе. Ликуйте теперь и радоваться, O Сион. Будьте сияющими, O чистый Theotokos, в Воскресении вашего Сына.

Примечания

Источник: http://ru.knowledgr.com/06113984/%D0%92%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B

5.1. Литургия. Приготовительные обряды. Входные молитвы

Входные молитвы на литургии

Чин Литургии в Служебнике открывается отнюдь не проскомидией. Рубрику начинают Вхо́дные молитвы – молитвы, сопровождающие вход священнослужителя алтарь.

Чи1нъ свzщeнныz и3 б9eственныz літургjи,

бывaемыz си1це въ вели1цэй цRкви, и3 во с™ёй горЁ.

Хотsй свzщeнникъ б9eственное совершaти тайнодёйствіе, д0лженъ є4сть пeрвэе ќбw примирeнъ бhти со всёми, и3 не и3мёти что2 на кого2, и3 сeрдце же, є3ли1ка си1ла, t лукaвыхъ блюсти2 п0мыслwвъ, воздержaтисz же съ вeчера, и3 трезви1тисz дaже до врeмене свzщеннодёйствіz. 

Врeмени же настaвшу, повнегдA соверши1ти nбhчный предстоsтелю покл0нъ, вх0дитъ въ хрaмъ: и3 соедини1всz со діaкономъ, творsтъ вкyпэ къ вост0ку пред8 с™hми двeрьми поклонє1ніz три2.

Входные молитвы

Тaже гlетъ діaконъ: Бlгослови2 вLко.

Сщ7eнникъ: Бlгословeнъ бGъ нaшъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Начинaетъ глаг0лати діaконъ:

ЦRю2 нбcный: Трис™0е. По Џ§е нaшъ: Сщ7eнникъ: Ћкw твоE є4сть цrтво:

Тaже глаг0лютъ хорошо всем на известные по вечерним молитвам покаянные тропари:

Поми1луй нaсъ гDи, поми1луй нaсъ: всsкагw бо tвёта недоумёюще, сію1 ти мlтву ћкw вLцэ грёшніи прин0симъ: поми1луй нaсъ.

Слaва: ГDи, поми1луй нaсъ, на тs бо ўповaхомъ, не прогнёвайсz на ны2 ѕэлw2, нижE помzни2 беззак0ній нaшихъ: но при1зри и3 нhнэ ћкw бlгоутр0бенъ, и3 и3збaви ны2 t врагHвъ нaшихъ. тh бо є3си2 бGъ нaшъ, и3 мы2 лю1діе твои2, вси2 дэлA рукY твоeю, и3 и4мz твоE призывaемъ.

И# нhнэ: Милосeрдіz двє1ри tвeрзи нaмъ бlгословeннаz бцdе, надёющіисz на тS да не поги1бнемъ, но да и3збaвимсz тоб0ю t бёдъ: тh бо є3си2 спасeніе р0да хрістіaнскагw.

Тaже tх0дzтъ ко їкHнэ хrт0вэ, глаг0люще тропарь Нерукотворенному Образу или Убрусу:

Пречcтому твоемY џбразу покланsемсz благjй, просsще прощeніz прегрэшeній нaшихъ хrтE б9е: в0лею бо благоволи1лъ є3си2 пл0тію взhти на кrтъ, да и3збaвиши, ±же создaлъ є3си2, t раб0ты врaжіz. тёмже благодaрственнw вопіeмъ ти2: рaдости и3сп0лнилъ є3си2 вс‰ сп7се нaшъ, пришeдый спасти2 мjръ. Во время чтения тропаря священнослужители друг за другом в порядке старшинства прикладываются к иконе.

Тaже цэлyютъ и3 їкHну бцdы, глаг0люще тропaрь:

Милосeрдіz сyщи и3ст0чникъ, ми1лости спод0би нaсъ бцdе, при1зри на лю1ди согрэши1вшыz, kви2 ћкw при1снw си1лу твою2: на тs бо ўповaюще, рaдуйсz, вопіeмъ ти2, ћкw и3ногдA гавріи1лъ безпл0тныхъ ґрхістрати1гъ.

Тaже прикл0нше главY, гlютъ сію2 моли1тву:

ГDи, низпосли2 рyку твою2 съ высоты2 с™aгw жили1ща твоегw2, и3 ўкрэпи2 мS въ предлежaщую слyжбу твою2: да неwсуждeннw предстaну стрaшному пrт0лу твоемY, и3 безкр0вное свzщеннодёйствіе совершY, ћкw твоS є4сть си1ла, во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Сознавая свою немощь, священник просит помощи Божией, укрепления в предстоящем служении.

На практике читается ещё покаянная молитва Ослаби, остави, прости, Боже… также знакомая нам по вечернему правилу. После этого священнослужители кланяются друг другу и прихожанам, испрашивая прощения и благословения на совместное служение Божественной службы.

Тaже творsтъ и3 къ ликHмъ покл0ны по є3ди1ному, и3 тaкw tх0дzтъ въ жeртвенникъ, глаг0люще:

Вни1ду въ д0мъ тв0й, поклоню1сz ко хрaму с™0му твоемY въ стрaсэ твоeмъ. гDи, настaви мS прaвдою твоeю, вр†гъ мои1хъ рaди и3спрaви пред8 тоб0ю пyть м0й: ћкw нёсть во ўстёхъ и4хъ и4стины, сeрдце и4хъ сyетно, гр0бъ tвeрстъ гортaнь и4хъ, љзhки свои1ми льщaху.

суди2 и5мъ б9е, да tпадyтъ t мhслей свои1хъ, по мн0жеству нечeстіz и4хъ и3зри1ни |, ћкw преwгорчи1ша тS гDи. и3 да возвеселsтсz вси2 ўповaющіи на тS, во вёки возрaдуютсz, и3 всели1шисz въ ни1хъ, и3 похвaлzтсz њ тебЁ лю1бzщіи и4мz твоE.

ћкw ты2 благослови1ши прaведника гDи, ћкw nрyжіемъ благоволeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ.

Вход в алтарь сопровождается молитвой Вниду в дом Твой, это цитата из Псалма 5-го:

Глагóлы моя́ внуши́, Гóсподи, разумѣ́й звáнiе моé.

Вонми́ глáсу молéнiя мо­егó, Царю́ мóй и Бóже мóй: я́ко къ тебѣ́ помолю́ся, Гóсподи.

Заýтра услы́ши глáсъ мóй: заýтра предстáну ти́, и ýзриши мя́: 

я́ко Бóгъ не хотя́й беззакóнiя ты́ еси́: не при­­сели́т­ся къ тебѣ́ лукáвнуяй,

нижé пребýдутъ беззакóн­ницы предъ очи́ма тво­и́ма: воз­ненави́дѣлъ еси́ вся́ дѣ́ла­ю­щыя беззакóнiе,

погуби́ши вся́ глагóлющыя лжý: мýжа кровéй и льсти́ва гнушáет­ся Госпóдь.

8. А́зъ же мнóже­с­т­вомъ ми́лости тво­ея́вни́ду въ дóмъ твóй, поклоню́ся ко хрáму святóму тво­емý, въ стрáсѣ тво­éмъ.

Гóсподи, настáви мя́ прáвдою тво­éю, врáгъ мо­и́хъ рáди испрáви предъ тобóю пýть мóй.

Я́ко нѣ́сть во устѣ́хъ и́хъ и́стины, сéрдце и́хъ сýетно, грóбъ от­вéрстъ гортáнь и́хъ, язы́ки сво­и́ми льщáху.

Суди́ и́мъ, Бóже, да от­падýтъ от­ мы́слей сво­и́хъ: по мнóже­ст­ву нечéстiя и́хъ изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша тя́, Гóсподи.

И да воз­веселя́т­ся вси́ уповáющiи на тя́, во вѣ́къ воз­рáдуют­ся, и всели́шися въ ни́хъ: и похвáлят­ся о тебѣ́ лю́бящiи и́мя твоé.

Я́ко ты́ благослови́ши прáведника, Гóсподи, я́ко орýжiемъ благоволéнiя вѣнчáлъ еси́ нáсъ.

Вшeдше же во свzти1лище, творsтъ покл0ны три2 пред8 с™0ю трапeзою, и3 цэлyютъ с™0е є3ђліе и3 с™yю трапeзу.

22.02.2015

Источник: http://saint-elisabeth.ru/%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/worship/2164-5.1.-the-liturgy.-prep-rites.-input-prayer.html

Входные молитвы составные части Литургии в Православии

Входные молитвы на литургии

В ее современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части:

• проскомидия, выделившаяся с известного времени со своего законного места перед великим входом в начало Литургии

• литургия оглашенных

• литургия верных

Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. То же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: Έύχολόγιον τό μέγα. “Έκδοσις τρίτη. Σπυρίδωνος Ζερβού).

В иерусалимском святогробском издании Λειτουργικόν’а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую Διάταξις τοϋ καιρού [Распорядок времени]; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении.

Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы “временем”, “взять время” это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: “Время сотворити Господеви, владыко, благослови”.

Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения.

Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают.

Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения “со славою”.

Молитвы эти состоят из обычного начала (“Благословен Бог наш …” — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас…” — “Господи, помилуй нас …” — “Милосердия двери …” Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.

Иерусалимский литургикон после “Милосердия двери” предписывает 12-кратное “Господи, помилуй”.

Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь “Пречистому образу Твоему покланяемся…” у иконы Божией Матери: “Милосердия сущи источник…” Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря.

Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря “Память праведного с похвалами” или же: “Пророче Божий и Предтече благодати…”, а кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков.

После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: “Господи, низпошли руку Твою…”, после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: “Прости мя, брате и сослужебниче”. Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.

В алтарь они входят при чтении псалма 5:8-13: “Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему …” По святогробскому чину: “Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь”.

Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв.

Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания.

Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях:

• на пасхальную заутреню, как указано, “во весь светлейший сан”

• на пасхальную вечерню

• на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: “Благослови, владыко, стихарь со орарем”.

На слова священника: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”, диакон отвечает: “Аминь” — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари.

Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Над епитрахилью священник читает: “Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его”(Пс. 132:2).

Священник над поясом читает: “Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя” (Пс. 17:33-34).

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты” (Исх. 15:6-7) — и на левую: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим” (Пс. 118:73).

Если у священника есть набедренник, т. е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т. е.

той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: “Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 44:4-5).

При облачении в фелонь священник читает: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 131:9).

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, а именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: “Господу помолимся — Господи, помилуй”.

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: “Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя.

Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи” (Пс. 25:6-12).

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, а именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое.

Слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздýх.

Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: “Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме …”

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: http://vsemolitva.ru/vhodnye_molitvy.html

Входные молитвы

Входные молитвы на литургии

Входные молитвы [церковнослав.   ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и поэтому считаются уже частью службы.

XII-XVI вв.

В древнейших греч. рукописях Евхология В. м. не выписываются; в уставах литургии XII-XV вв. в качестве входной обычно приводится молитва Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου ἐξ ὕψους κατοικητηρίου σου, καὶ ἐνίσχυσόν με εἰς τὴν προκειμένην διακονίαν σου̇ (                ) (Красносельцев. Уставы литургии; ср.: Goar. Euchologion. P. 47-48).

В слав. же рукописных Служебниках XIII-XIV вв. часто выписываются молитва «за входящая в церковь»:       , а также 2 молитвы иерея о себе перед службой:     [ ],   [ ]   и        . Молитва «за входящая в церковь» встречается в нек-рых греч. рукописях Евхология т. н.

периферийной редакции (где к к-польской основе прибавлены нек-польские элементы) как альтернативная молитва малого входа в чине литургии свт. Иоанна Златоуста (Jacob. Formulaire. P. 85-93, 202-203). В слав.

рукописях она никогда не используется как молитва малого входа, но иногда – напр., в т. н. Антония Римлянина Служебнике XIV в. (ГИМ. Син. 605) – приводится как молитва перед службой, хотя чаще она включается в состав молитв, сопровождающих великий вход. Греч.

оригиналы 2 молитв иерея о себе перед службой до сих пор не выявлены.

В рус. практике XV-XVI вв., несмотря на переход на т. н. евфимиевскую редакцию чина литургии, основанную на «Уставе Божественной литургии» К-польского патриарха Филофея Коккина с уже упоминавшейся молитвой Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου̇ (    ), В. м., известные по дофилофеевским рус.

Служебникам, продолжили существование и были дополнены целым рядом др.: Пс 14 и 22, краткими молитвами «егда звонят» (  ), по пути в храм (   ), при входе в храм (   ) и др. Это привело к большому разнообразию в изложении чина В. м. в рукописях (Дмитриевский. С. 57-74), а также к тому, что чин В. м.

постепенно превратился в 2 самостоятельных – чин входа в храм и чин входа в алтарь.

Русский чин сер. XVI – сер. XVII в.

Вопрос о разнообразии в последовании В. м. в рукописях был поставлен Стоглавым Собором (1551), к-рый принял решение об унификации В. м. Утвержденное на Стоглавом Соборе последование (гл. 9) вошло в первопечатные рус. Служебники и использовалось до реформ сер. XVII в.

Оно состоит из 2 частей, до входа в храм и в храме, и имеет сложный порядок. 1-я часть включает молитвы   и    , а также Пс 14 и 22, «Достойно есть» и отпуст.

Ко 2-й части иерей облачается в епитрахиль и становится с диаконом перед иконостасом; за обычным началом следуют тропари    ,    ,        ,      и совершаются поклоны к правой и левой сторонам св.

врат, во время к-рых читаются молитвословия            (при поклонении к правой стороне) и       (при поклонении к левой стороне); затем – тропари     и       . Далее читаются тропари дню или празднику, храму, творцу литургии, после чего совершается целование образов на правом и левом столбцах св. врат, на св. вратах, др.

икон в иконостасе и в храме, с чтением соответствующего тропаря при целовании каждого образа. Наконец, священнослужители входят в алтарь с чтением молитвы     , поклоняются св. престолу и начинают облачаться в священные одежды (см., напр.: Служебник. М., 1646. Л. 69 об.- 77). При архиерейском богослужении чин В. м. еще более усложнялся (Дмитриевский. С. 69-71).

Современная практика

В ходе литургических реформ сер. XVII в. рус. чин В. м. был приведен в полное соответствие с изложенным в греч. старопечатных изданиях и остается таким до наст. времени в слав. и в греч. Церквах. Он состоит из одной части, к-рая совершается диаконом и священником (в епитрахили) перед св.

вратами и включает обычное начало, покаянные тропари      , тропари      и         (во время к-рых священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери в местном ряду), молитву     (ее читает не диакон, а священник), поклоны (к-рыми священнослужители испрашивают прощение у Бога, друг у друга и у народа), Пс 5.

8b – 13 (в это время священнослужители входят в алтарь, поклоняются св. престолу и прикладываются к нему). Вслед за В. м. совершается облачение.

В особых случаях чин В. м. несколько меняется: при совершении литургии Преждеосвященных Даров опускается молитва     , а на Светлой седмице принято сразу после священнического возгласа вместо обычного начала и покаянных тропарей и перед тропарями на целование местных образов читать трижды тропарь Пасхи, а затем те пасхальные ипакои, кондак и 3 тропаря, к-рые входят в состав часов Пасхи.

Дониконовский рус. чин В. м. ныне используется только в единоверческой и старообрядческой практике, но отчасти он сохранился в чине В. м. при архиерейском служении: в совр. рус.

практике торжественная встреча архиерея начинается с «Достойно есть» или задостойника и отпуста (след от 1-й части В. м.

в дониконовской практике), а помимо икон Спасителя и Божией Матери в местном ряду архиерей обычно прикладывается и к иконе храмового святого или праздника, с чтением соответствующего тропаря (целование храмовой иконы встречается как местный обычай и в приходской практике).

Лит.: Служебник (МП). С. 73-77; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. Литургика. Основные понятия Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Богослужение Русской Православной Церкви Входные молитвы, молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии АНТИМИНС “вместо престола” (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих АГНЕЦ в правосл. богослужении – хлеб литургический АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры

Источник: http://www.pravenc.ru/text/161045.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.