Ход литургии с пояснениями

Божественная литургия с пояснениями – лекарство для души

Ход литургии с пояснениями

Дорога к Богу у каждого христианина своя. Советское прошлое заставило многих отвернуться от веры. Однако рано или поздно человек открывает душу истинному православию. К сожалению, у многих основной причиной прихода к вере являются несчастья, горе, болезни.

В самые тяжелые моменты жизни мы находим утешение и откровение в храме. Придя к православию, израненная душа обретает покой. Но неподготовленному человеку очень сложно влиться в атмосферу церковного бытия.

Здесь может помочь литургия с пояснениями от православных служителей.

Божественная литургия

Изучая основы православия, человек знакомится с множеством терминов, обычаев, богослужениями.

Богослужение – обращение христианина к Богу. Оно является основным для всех, приходящих в храм.

Различают следующие виды богослужений:

  • Божественная литургия (на церковнославянском языке – «Евхаристия») – главный и наиболее почитаемый православными прихожанами вид службы.
  • Разнообразные таинства. Они являются основными свидетелями главных событий жизни человека: крещение, венчание, миропомазание, отпевание, исповедь.
  • Ежедневные служения. Исполняются в период утренней и вечерней деятельности храма.

Открывая свое сердце православию, необходимо изучить его основы и принципы работы. В этом может помочь просмотр видео литургии с пояснениями. Оно представляет собой православный фильм, где отображается весь ход Евхаристии. Чтобы несведущему человеку понять, о чем идет речь, священнослужители подробно описывают все действия и дают им объяснения.

Евхаристия проходит на церковнославянском языке. Человеку, недавно пришедшему к религии, сложно понять ее смысл. Чтобы в этом разобраться, христианину рекомендуется самостоятельно просмотреть видеофильмы.

Литургия с пояснениями святых отцов поможет каждому православному разобраться в вопросах веры.

В ней миссионеры рассказывают об основных аспектах христианства и раскрывают значение молитвы, церковной атрибутики, таинств.

Божественная литургия с пояснениями

Данный вид обращения к Богу достаточно новое явление в жизни церкви.

Основная масса людей совершенно не понимает православных канонов и обычаев. Чтобы устранить повальную религиозную безграмотность, в 2007 году Священным синодом (законодательным органом церкви) было принято решение разрешить миссионерам объяснять прихожанам основные религиозные действия. Таким образом появился новый вид служения – литургия с пояснениями.

Как оказалось, именно данный вид изучения основных законов православия стал самым действенным. Многие христиане посредством ознакомления с фильмом смогли найти дорогу к храму. Отрадно видеть, что среди прихожан стало много молодежи.

Помощь молодым христианам

Многие юноши и девушки признаются, что страх, незнание основ и правил не позволяет им зайти в храм. Часто они сталкивались с неприятными ситуациями, когда по зову души приходили в церковь и были жестоко отруганы бабушками-прихожанками за несоблюдение основных правил. Подобное обращение у многих отбивает все желание изучать православие.

К сожалению, с подобными ситуациями можно столкнуться практически в каждом храме. Бороться с этим практически невозможно, ведь нельзя же полностью искоренить человеческую глупость на земле.

А помочь начинающим христианам можно. Во-первых, необходимо изучить свое окружение. Может быть, среди знакомых найдутся воцерковленные люди, которые смогут объяснить основные правила и законы религии.

Также стоит обратиться в библиотеку. Там можно найти православную литературу, открывающую тайны христианства. Среди таких книг можно выделить «Закон Божий». Он является своеобразным религиозным учебником и путеводителем.

Современные технологии позволяют взглянуть на православие с другой стороны. Если раньше происходящее в церкви казалось тайной за семью печатями, то сейчас достаточно посмотреть божественную литургию с пояснениями, чтобы понять принципы христианства.

Помощь в поисках

Миссионерское обучение православию стало настоящим спасением для многих прихожан.

Большим успехом у православных пользуется литургия с пояснениями Андрея Кураева (родоначальника данного движения), а также других святых отцов.

Так, в широком доступе для православных представлены не только видеофильмы, но и аудиозаписи, презентации, текстовые документы. Божественная литургия с пояснениями поможет встать на путь христианства всем желающим.

Изучение основ религии с помощью просмотра видеозаписи Евхаристии – первый шаг к исцелению души каждого человека.

Источник: http://fb.ru/article/149381/bojestvennaya-liturgiya-s-poyasneniyami-lekarstvo-dlya-dushi

Толкование составляющих и символов Божественной литургии

Ход литургии с пояснениями

Вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения.

Прежде чем начать толкование составляющих Литургии, нужно четко уяснить для себя православное понимание слова «символ».

Есть разные интерпретации этого термина, но в этой статье мы будем исходить из понимания символа не только как связи с прошлым, как припоминания событий, совершенных Христом в Его земной жизни, но как окна в жизнь вечную, дающего возможность прикоснуться к духовной, нематериальной реальности.

Исходя из этого, главная функция символа заключается не в том, чтобы изобразить, что предполагает отсутствие изображаемого, а в том, чтобы являть и приобщать к явленному через символ, приобщать верующих к символизирующей реальности.

Почему так важно определение этого термина? А потому, что вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения. К примеру, Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная – символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, Малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо.

Такое восприятие символа дает возможность человеку, будучи на земле, посредством материальных вещей прикоснуться к духовному, увидеть небесное в земном, невидимое в видимом. В противном случае, если определять символ как воспоминание прошедших событий, то, к примеру,    Малый вход на Литургии будет символизировать выход Христа на проповедь.

Но такое понимание чуждо восточному христианству и пришло к нам «благодаря» влиянию западного богословия в свое время. Человек, исходя из такого понимания, будет воспринимать Литургию как «священную драму», где разыгрывается вся история спасения от Воплощения Христа до Его Вознесения, будет стоять и лишь безучастно наблюдать за действиями священника в лучшем случае.

Восточное же понимание предполагает деятельное, молитвенное участие каждого верующего, находящегося в храме.

Перейдем к непосредственному толкованию Божественной литургии, точнее, некоторых ее частей.

Первый возглас на Литургии «Благословенно царство…» с самого начала громогласно возвещает присутствующим: Царство Небесное уже в некоторой мере присутствует среди верующих и что оно уже благовествуется после пришествия Христа (Мк. 1:14–15). Царство, к которому мы имеем возможность прикоснуться благодаря молитве и службе в храме, т. к.

это присутствие в наибольшей мере проявляется именно в храме во время совершения Божественной литургии. То положение, что Царство Небесное наступит только в конце мира и что оно сейчас нами никаким образом не может быть достигнуто, противоречит вере первых христиан, которые были убеждены в том, что Царство Небесное уже действует в мире.

Что значит «благословить Царство»? Это признание за Ним высшей и конечной ценности, провозглашение начала пути каждого из присутствующих на Литургии к странствованию, восхождению к «иным мирам». С этого возгласа начинается наш путь на протяжении всей Литургии к горнему Иерусалиму, к духовной реальности.

Великая ектения:

«О свышнем мире и спасении душ наших…» Этим прошением мы просим в лице диакона о мире свыше, т. е. о Царствии Божьем –   «радости, мире и праведности в Духе Святом» (Рим. 14:17);

«О мире всего мира…» – чтобы мир был распространен на всех, чтобы все люди стали соучастниками Царства Божия;

«О благостоянии всех Божьих Церквей…» – молимся о верности и твердости всех христиан в своих позициях, чтобы не изменяли истине и проповедовали Евангелие Царства каждый на своем месте;

«О соединении всех…» – о том, чтобы были все едины в одном теле Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 17:23);

О епископах, клире, народе, о стране, городе, областях, обо всех людях, об изобилии плодов земных и временех мирных – молитва охватывает собой весь мир, всю природу.
И завершается ектения констатацией факта, что мы сами себя и друг друга Христу Богу придадим – мы отдаем нашу жизнь Христу, потому что Он наша жизнь, наше спасение.

Малый вход с Евангелием символизирует восхождение Церкви на небо, где и совершается Евхаристия.

Нужно осознание, что после Малого входа мы таинственно присутствуем перед Святым, перед самым Небесным Жертвенником.

Возглас «Мир всем», произносимый несколько раз во время Литургии: перед чтением Евангелия, перед целованием мира (перед Символом веры), перед самим причастием – напоминает нам каждый раз о том, что сам Христос (Мир – это имя Христа) возглавляет нашу Евхаристию, потому что Он сам «Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый», и что Христос присутствует с нами во время Литургии.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на возглас, с которого начинается третья часть Литургии: «Елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся».

Этот возглас напоминает нам, что не только священник служит за мирян, а миряне находятся в пассивном состоянии, но и каждый присутствующий молится и активно участвует в служении, составляя Единое Тело Господа нашего Иисуса Христа.

В Священном Писании все христиане называются «царственным священством, народом святым…» (Петра 2:3), чтобы быть сомолитвенниками рукоположенному священству и для проповеди Христа в мире. Этими наименованиями каждый верующий призывается к апостольству.

Великим входом во время пения «Иже Херувимы» начинается Евхаристическое приношение, во время которого совершается перенесение Даров с жертвенника на престол.

В древности первохристианское приношение заключалось в том, что люди, каждый по возможности, приносили то свечи, то масло, то милостыню на содержание клира, для помощи сиротам, вдовам.

Таким образом формировалось единство Церкви, скрепляемое любовью и состраданием к ближним, осуществлялась жертва любви. Совершая общее служение, все объединялись в одном деле, что давало возможность легче, общими усилиями достигнуть заданной цели – вхождения в Царство Небесное.

В наше время такое служение тоже возможно и зависит от желания верующих быть едиными и сослужить священству.

Евхаристический канон

Евхаристический канон является главной частью Литургии, но ни в коем случае не отвергает и не нивелирует предыдущие песнопения и молитвословия.

«Горе имеем сердца» – призыв Церкви отряхнуть с себя всю мрачность мира, забыть обо всех заботах и обратить сердце к небу, но не к видимому небу, а тому, которое находится внутри нас и посреди нас, горнему, восстановленному Спасителем нашим. В этом контексте становятся понятными слова Иоанна Златоуста: «Что мне до неба, когда я созерцаю Владыку неба, когда сам становлюсь небом».

«Благодарим Господа…» – благодарение за то, что Бог уже совершил спасение рода человеческого. Наше выражение признательности в первую очередь заключается в приношении того качества, которое по праву принадлежит нам и зависит лишь от наших собственных усилий.

Это приношение Богу Жертвенной Любви, потому что, по словам Максима Исповедника, Господь может преобразить все вещи, но единственное, чего он не может сделать, – это заставить человека любить, потому что Любовь – наивысшее проявление человеческой свободы.

После возглашения тайносовершительной формулы и благословения священником хлеба и вина происходит преложение их в Тело и Кровь самого Господа нашего Иисуса Христа, которую он отдал на заклание во время своей земной жизни, чтобы возвратить нам утерянный нашими прародителями рай. То, как происходит преложение, рационально трудно объяснить, но христиане твердо верят, что они во время Причастия вкушают не хлеб и вино, а Тело и Кровь Самого Господа.

Таким образом, от восприятия и понимания Литургии зависят плоды, которые мы желаем получить за богослужением. Служба – это не только лишь собрание бабушек, а возможность на земле прикоснуться к небесным реалиям, соединиться с небом.

При достойном причащении самого Тела и Крови Христа получаем шанс стать богами по благодати, войти в Царствие Небесное, которое в полной мере станет ощутимым лишь после Второго пришествия Христа для тех, кто согласует свою жизнь на земле с заповедями.

Иерей Максим Бойчура

Источник: https://pravlife.org/ru/content/tolkovanie-sostavlyayushchih-i-simvolov-bozhestvennoy-liturgii

Порядок и изъяснение Божественной Литургии

Ход литургии с пояснениями

Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.

Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).

Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).

Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.

В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.

Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.

О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).

Разделение Литургии

Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются.

Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».

Первая часть Литургии
Проскомидия или «Принесение»

Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».

Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).

По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:

  1. из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
  2. с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
  3. с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.

Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.

Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).

Общий очерк Проскомидии

После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.

Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.

Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).

В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.

Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.

Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св.

потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св.

потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.

Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.

Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.

На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях.

Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр.

Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.

На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.

В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).

Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.

В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».

Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.

Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.

Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.

Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.

Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

Схема часов

  1. Обычное начало
  2. Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.

  3. Слава и ныне аллилуиа
  4. Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
  5. Богородичен
  6. Трисвятое, «Отче наш»
  7. Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
  8. «Господи помилуй» 40 раз.

    «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»

  9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
  10. Заключительная молитва к Господу Иисусу

Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.

Схема Проскомидии

  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор
  4. Поставление звездицы над дискосом.
  5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.
  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/main/25

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.