Ход службы в православной церкви

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ход службы в православной церкви

одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности, состоящее в совершении особых действий, цель к-рых – установление или демонстрация связи (лат. religio) с Божеством. Во всех религиях главным выражением Б.

является общественный культ; к Б. в широком смысле могут также относиться соблюдение ритуальных запретов, следование определенным нравственным принципам и т. п. Особенно ярко понимание всей жизни верующего как непрестанного Б.

проявляется в христианстве (ср., напр., Рим 12. 1).

Первое Б. совершалось человеком еще в раю: соблюдая запрет вкушать от древа познания добра и зла (и подтверждая этим свою зависимость от Бога), Адам и Ева вкушали от древа жизни и пребывали в богообщении (Быт 2. 9, 3. 22). Грехопадение нарушило простоту и совершенство райского Б.

У отпавшего от Бога человечества Б. стало принимать различные формы в зависимости от системы верований, к-рую разделяла та или иная община, и от культурной среды, в к-рой она пребывала.

Богослужебные обычаи, практиковавшиеся человечеством, чрезвычайно разнообразны как с обрядовой, так и с содержательной стороны: от самых возвышенных и приближающих человека к Богу до полностью искаженных грехом и являющихся по сути служением уже не Богу, а демонам (напр., мн.

языческие культы содержат такие извращения, как сакральная проституция, идолослужение, человеческие жертвоприношения и т. п.).

Тем не менее можно указать ряд признаков, характерных для Б. Являясь местом встречи со Святым, оно и само свято; культовые формы, в к-рые заключено Б., считаются установленными или Самим Богом, или кем-то из приближенных к Нему людей; порядок Б. строго регламентирован и консервативен (вплоть до объявления ненарушимости не только обрядов и текстов, но и языка Б.

), ибо с Богом нельзя общаться как с обычным собеседником; по той же причине участвовать в Б. можно только очистившись, поэтому оно связывается с ритуальными, а часто и этическими запретами (напр. постом, супружеским воздержанием, ношением особых одежд и т. д.).

Необходимость знания обрядовых тонкостей и пребывания в ритуальной чистоте ведет к тому, что в общинах верующих выделяются священнослужители, полностью посвятившие себя Б. Для него нередко отводят священные места и священные времена.

Встречи со Святым естественно ожидать там, где Его присутствие более очевидно,- в местах Богоявлений или наблюдения необычных природных явлений (таких как, напр., горы, рощи, источники), поэтому Б. обычно проходит или в этих местах, или в специально посвященных ему зданиях – храмах; человек, попав туда, считается гостем Бога, поэтому храмы зачастую наделялись правом убежища.

Вовлеченность человека в природные процессы, протекающие во времени циклически (смена времен года и т. д.), вела к установлению системы праздников, постов и т. д., соотнесению Б. с определенными часами суток и днями недели. Праздники могут иметь характер обряда перехода общины от одного состояния к др. Иные обряды перехода, также сопровождающиеся тем или иным Б.

, соответствуют основным этапам жизни каждого члена общины: рождению, вступлению во взрослый возраст, бракосочетанию, смерти. Общинный характер Б. во мн. культурах выражается в форме общей трапезы; при этом Богу выделяется часть пищи, указывающая на Его участие в трапезе. Обряды Б.

, обозначающие невидимое, тем самым имеют знаковый характер; особая роль отводится слову, становящемуся в контексте Б. священным, по этой причине в Б. используются определенные формы текста – молитва, гимн, благословение, пророчество и др. Для Б. в ВЗ и в христианской Церкви все указанные черты также характерны (о Б. в исламе и небиблейских религиях см. соответствующие статьи).

В Ветхом Завете

основной идеей, пронизывающей все представления о Б., является идея жертвы, ее приносят праотцы; ею скрепляется Завет Бога сначала с Ноем, затем с Авраамом и, наконец, с народом Израиля (Быт 4; Быт 9; Быт 15; Исх 24); она становится главным священнодействием храмового Б.

Основное условие для совершающих Б.- абсолютный запрет на участие в любых культах, кроме служения единому Богу. В эпоху праотцев и патриархов Б.

было сосредоточено в руках главы семьи, к-рая одновременно была и общиной верующих; начиная с Авраама, знаком вступления в общину становится обрезание (Быт 17).

После исхода израильского народа из Египта и последовавшего за этим заключения Завета между Богом и Его народом главным содержанием Б. становится постоянное напоминание о Завете и тем самым его актуализация. Б.

приобретает сложные культовые формы: вводится система ежедневных, ежесубботних, ежемесячных, праздничных и частных жертвоприношений; появляется сложная система ритуальных запретов; устанавливается левитское наследственное священство (хотя в Библии есть упоминания отдельных священников единого Бога и для эпохи, предшествовавшей исходу – см.: Быт 4. 18; Исх 2. 16); возникает система праздников. Местом совершения Б. становится скиния, присутствие в к-рой ковчега Завета символически выражает важнейшую истину религии Ветхого Израиля – веру в присутствие Бога среди Его народа (см.: Исх 25 и др.). А поскольку присутствие Божие спасительно, то Б., выражающее это присутствие, понимается как Божий дар. В то же время подчеркиваются трансцендентость и неприступность Бога – встреча с Ним смертельна для грешного человека (см.: Исх 33. 20), поэтому обрядовые формы, в к-рые облечено Б., трактуются как защита для человека, приближающегося к Богу: культ – это установленное Богом пространство для встречи с Ним (см.: Исх 28; Исх 30; Лев 10 и др.).

В дальнейшем Б. благодаря деятельности израильских царей сосредоточивается в Иерусалиме (Давид водрузил ковчег в Иерусалиме, Соломон построил там храм, Иосия провел богослужебную реформу – 2 Цар 6; 3 Цар 6-8; 4 Цар 23).

В эпоху Вавилонского пленения в силу невозможности совершать Б. в иерусалимском храме развитие получают идеи о том, что подлинная молитва может заменить собой обрядовый культ (ср.

: Пс 140) и что страдания народа – это и есть истинная жертва, приносимая Богу.

В эпоху Второго храма Б. по-прежнему сосредоточено в Иерусалиме, но параллельно с храмовым культом (и именно в силу запрещения совершать законное Б. вне иерусалимского храма) как в пределах Палестины, так и в рассеянии, напр.

в Александрии, возникает традиция собраний для совместной молитвы в синагогах; в ту эпоху неотъемлемым элементом Б. становится чтение Пятикнижия и др. книг ВЗ. Предельно жестко регламентированный порядок храмового Б. приводит, с одной стороны, к мысли об этической значимости обрядов как таковых (Сир 35), с др.

– к осознанию необходимости одухотворения культа, что было характерно для религ. течений межзаветного периода (ессеев, кумран. общины и проч.) и нашло свое осуществление в христианстве. К I в. по Р. Х.

, несмотря на явную тенденцию к замене культового благочестия благочестием Закона (выразившуюся в первую очередь в движении фарисеев), иерусалимский храм с его Б. оставался центром религ. жизни народа Израиля (см. Ветхозаветное богослужение).

После разрушения иерусалимского храма и рассеяния иудеев в 70 г. по Р. Х. храмовое Б. исчезает и его место занимает синагогальное.

Невозможность исполнить богослужебные предписания Пятикнижия и одновременно убеждение в их необходимости породили практику ежедневного прочтения верующими иудеями описаний храмового Б.- считалось, что это заменяет реальное его совершение. Складывается целая система общественных и частных молитв. С кон. II в.

порядок, тексты молитв и песнопений синагогального Б. постепенно подвергались фиксации и к эпохе средневековья приняли близкий к настоящему вид (см. ст. Синагогальное богослужение).

В христианстве

человечество получило возможность вновь вступить, обретя во Христе спасение, в животворящее общение с Богом, и Б. стало средством, ведущим к подлинному обожению. Христ. Б.

совершается только благодаря Воплощению Сына Божия, Его Крестным страданиям, смерти, Воскресению и Вознесению на небо, событию нисшествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

Принесенное в жертву на Кресте, воскресшее и вознесшееся к Богу человечество Спасителя стало источником обожения, из к-рого Св. Дух передает божественную жизнь.

Местом явления этого источника людям служит основанная Господом Иисусом Христом Церковь, возглавляемое Самим Христом сообщество верующих, а средством – церковное Б., через участие в к-ром члены Церкви могут приобщиться к божественной жизни. Т. о., Церковь представляет собой способ явления жертвы Христовой, а ее Б. в своей высшей точке – актуализацию совершенного Богом спасения.

Б. есть место встречи Бога, нисходящего к человеку и всему творению в Своем спасительном домостроительстве, и человека, отвечающего на Его зов и восходящего к Нему в молитве и в форме совершения определенных символических действий.

Критиками культа неоднократно высказывались сомнения в необходимости внешних обрядовых действий для приобщения к спасительным деяниям Христовым. Подобные сомнения основываются на подспудном убеждении в малозначимости тела человека по сравнению с его душой. Это противоречит христ.

учению о природе человека, согласно к-рому человек – это не душа только, но душа, соединенная с телом. Поэтому и в Б. внешние проявления тесно связаны с внутренним духовным содержанием. При этом Б.

не есть ни простое совершение человеком неких действий (поскольку Бог не нуждается в них), ни восполнение человеком действий божественных (поскольку действие Божие совершенно само по себе); человек – это образ Божий, поэтому он может образно, в форме культа, вновь и вновь актуализировать раз совершенные спасительные действия Божии; Б. постоянно обновляет в человеке образ Божий, а в мире – присутствие Божие.

Источник: //www.pravenc.ru/text/149589.html

Как проходит служба в церкви на Пасху

Ход службы в православной церкви

Служба в церкви на Пасху — особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Начало праздничной службы

Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.

В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.

Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.

Крестный ход

Еще одна важная часть пасхальной ночи — шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход проводят вокруг здания храма в сопровождении непрекращающегося трезвона.

В самом начале крестного хода несут фонарь, за ним располагается запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. За ними, располагаясь двумя рядами, следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами в руках, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

Последняя пара священников (тот из пары, который располагается справа), несет Евангелие, в руках у священника, следующего слева — икона Воскресения. Замыкает Крестный ход — предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Крестный ход останавливается перед закрытыми вратами западного входа в храм. В этот момент трезвон затихает. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение. При этом священнослужители трижды пропевают: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Далее поют ряд стихов, на каждый пропевают тропарь «Христос воскресе». После этого все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», завершая словами: «И сущим во гробех живот даровав». Двери в храм открывают и участники Крестного хода заходят внутрь храма.

Сколько идет служба в церкви на Пасху? Праздничное ночное богослужение длится до 2-3 часов ночи. Учитывайте этот момент, если планируете прийти в храм с детьми. После Крестного хода начинается утреня, которая продолжается Божественной литургией.

В этот время верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы планируете приобщиться к причащению, следует заранее сходить на исповедь и получить благословение. Это необходимо потому, что перед причащением следует быть чистым и телом, и духом.

Окончание утрени

По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.

Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.

Пасхальные часы и Литургия

Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Как себя вести в храме

Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.

Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Храм, тем более в пасхальную ночь — особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.

Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.

Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».

Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Источник: //hristos-voskrese.ru/voprosy-o-pashe/vse-o-sluzhbe-v-tserkvi-na-pashu-nachalo-skolko-idet-i-kak-prohodit.html

Порядок и изъяснение Божественной Литургии

Ход службы в православной церкви

Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.

Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).

Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).

Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.

В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.

Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.

О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).

Разделение Литургии

Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются.

Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».

Первая часть Литургии
Проскомидия или «Принесение»

Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».

Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).

По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:

  1. из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
  2. с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
  3. с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.

Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.

Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).

Общий очерк Проскомидии

После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.

Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.

Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).

В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.

Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.

Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св.

потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св.

потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.

Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.

Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.

На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях.

Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр.

Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.

На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.

В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).

Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.

В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».

Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.

Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.

Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.

Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.

Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

Схема часов

  1. Обычное начало
  2. Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.

  3. Слава и ныне аллилуиа
  4. Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
  5. Богородичен
  6. Трисвятое, «Отче наш»
  7. Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
  8. «Господи помилуй» 40 раз.

    «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»

  9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
  10. Заключительная молитва к Господу Иисусу

Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.

Схема Проскомидии

  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор
  4. Поставление звездицы над дискосом.
  5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.
  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.

Источник: //www.mgarsky-monastery.org/main/25

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.