Заупокойная литургия текст

Заупокойное богослужение

Заупокойная литургия текст

всякое богослужение, посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч.

на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.

; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.

Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск.

описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский (Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75).

50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых прп.

Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших.

Погребение (отпевание)

Специальные молитвы, читаемые при погребении христианина, приводятся уже в «Апостольских постановлениях». Раннее описание чина погребения содержится в трактате Ареопагитик «О церковной иерархии» и включает чтение Свящ. Писания, песнопения, молитвы, целование усопшего и возливание елея.

В этом описании отмечается различие между совершением погребения лиц в священном сане и погребения мирян: во время отпевания тело усопшего мирянина располагается перед входом в алтарь, а усопшего священника – внутри алтаря перед св. престолом. В дальнейшем в правосл. традиции получили распространение как отдельные молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С.

57, 293, 553, а также 21 по 2-й паг.), так и полные чины погребения христиан того или иного сана и положения.

В совр.

изданиях правосл. богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев. Все эти последования, известные по древним рукописям и старопечатным изданиям, имели многочисленные варианты (см.: Пентковский. Типикон. С. 416-419; Кекелидзе. Литургические груз. памятники.

С. 67-68, 75, 83, 108; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57 passim; Velkovska. 2001. P. 22-45), часть из к-рых могла даже запрещаться. Так, в издании Потребника иноческого (М., 1639) был опущен чин священнического погребения (древнерус.

последование, значительно отличающееся от принятого ныне в РПЦ) со ссылкой на то, что он был создан болг. еретиком Еремеем. Окончательный вид службы погребений приняли после реформы патриарха Никона в издании и переизданиях Требника 1658 г. В дониконовском московском Потребнике 1623 г.

содержалось особое последование погребения архиереев, но в последующие издания Требника, включая послениконовские, оно не вошло, и архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г.- священнического. В 1956 г. митр. Мануилом (Лемешевским) был составлен новый чин архиерейского погребения (см.: Нефедов. 1999. С.

241-242), иногда употребляемый в наст. время. Кроме того, на Поместном Соборе 1917-1918 гг. поднимался вопрос о создании особого чина диаконского погребения (см.: БТ. Вып. 38. С. 322); варианты этого чина были предложены Б. А. Тураевым, но не вошли в практику. Наконец, в московском издании Потребника 1633 г.

было напечатано особое последование погребения на Светлой седмице; оно перешло в послениконовские издания и употребляется до наст. времени.

В РПЦ известен также чин погребения неправосл. усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поименного поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г.

чин погребения неправославного был установлен патриархом К-польским Григорием VI, в России еще в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае.

Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих Церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось.

Суббота

является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия», в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений.

В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается; см.

: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 57-70). Однако поскольку в месяцеслове совр.

Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов – почти столько же, сколько и рядовое вседневное.

Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста.

Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы.

Годовые круги

В 2 вселенские субботы, обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году.

В совр.

практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. № 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину).

Ежедневное поминовение

Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении, возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов, а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак     (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память»; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития, состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается).

Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря – Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49).

Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии.

Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады).

Частное поминовение

По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С.

170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143).

Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225).

Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources // DOP. 2001 [2002]. Vol. 55. P. 21-51.

Библейские тексты православного З. б.

В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу.

На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» – в конце.

На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й:    [    ], 2-й:     на отпевании – на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и     ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр.

изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы:       и      ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом – ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того – и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/182647.html

Субботы Великого поста. Поминовение усопших

Заупокойная литургия текст

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе.

По слову Господа Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.

И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь

Причина установления поминальных суббот

Причина установления поминальных суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане.

Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинной взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут своей цели, добродетель потеряет свою силу. Поэтому Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.

Другая причина заключается в том, что в великопостные дни, кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в упомянутые дни. Суббота в библейском понимании — это «день покоя», поэтому мы и молимся об упокоении родных и близких в селениях праведных.

Значение субботнего дня

На богослужения родительских суббот обычно приходят люди, которых уже каким-то образом задела смерть, кто пережил прощание с самыми близкими. Для них важно участвовать в богослужении, по-настоящему соединяющем Небо и Землю. Ведь Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12: 27). Родительская суббота открывает понимание этого через богослужение и через внутренний опыт человека.

Родительская суббота — не просто день поминовения усопших, когда мы ставим свечи и вымаливаем души ушедших людей. По седмичному богослужебному кругу суббота — День Всех Святых. В субботнем богослужении поминаются все святые, иными словами — все усопшие, достигшие Царства Небесного.

Понимание субботнего дня заключается в том, что наступает день Божественного покоя. Слово «покой» во многих славянских языках звучит как «мир» (по-сербски, по-чешски). Здесь и успокоение человека в Божественном сердце, в Божественных руках — «души праведных в руке Божией» (Прем. 3:1).

Это день свидетельства нашей веры, день нашего успокоения о судьбе усопших, этот покой Божественный распространяется на наши сердца. В День Всех Святых, в субботний день, наши усопшие поминаются вместе со святыми. Это день Церкви живых и мертвых: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих»(из субботнего заупокойного кондака).

Это свидетельство и нашего понимания и наше исповедание веры в то, что покой для них уже наступил…

И еще один важный смысл этого дня: родительская суббота — это всегда движение к Великой Субботе, предваряющей собой Пасхальный день. Великая Суббота — один из самых значимых дней Великого поста, им заканчивается Страстная неделя, весь Страстной цикл с молитвами у Креста Господня, поклонением Святой Плащанице.

Это день особого пронзительного Света. Христос же в это время, по учению Церкви, — в аду.

Он в этот день «во гробе плотски во аде же с душею яко Бог» («во гробе плотью, а во аде с душою как Бог» из тропаря часов пасхальных)…Именно к этому Субботнему дню мы двигаемся через родительские субботы, через познание покоя, примирения и понимание того, что все в руках Божиих…

Источники: Уминский Алексей, протоиерей. Великий пост. Объяснение смысла, значения, содержания. — М.: Никея, 2016. — 192 с.

Кондак заупокойный

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Христе! Упокой со святыми души рабов Своих там, где нет ни болезней, ни скорбей и душевных страданий, но жизнь бесконечная.

Проповедь

Протоиерей Павел Адельгейм.
Хранение памяти — человеческий долг. Настоящее связано с прошлым. Наши дети — наша надежда. В них живет память о нас, они несут последствия наших ошибок, они искупают наши грехи. Но и мы несем ответственность за них, вкладывая в них разум, сердце, жизнь. Связь предков с потомками — и есть реальная история.

Многим кажется, что человек лишь винтик в историческом процессе, что не человек, а государство, расы, народы, культуры творят историю. Казалось бы, как же иначе? Ведь они живут века, а человек лишь 70-80 лет. Но церковь не хранит богослужебной памяти о народах и царствах, о цивилизациях и культурах. Церковь не молится об их вечной памяти. Ибо вечности они лишены.

Они имели лишь временный смысл — пусть вековой, но век не отличается принципиально от года, от дня, от часа. Это всего лишь время. Ни народы, ни царства вечного смысла не несут. Только человек имеет вечную судьбу, только человек имеет замысел Божий о себе. Потому мы молимся не о царствах и цивилизациях. Мы молимся о человеке.

За каждым именем, которое сегодня называется в церкви, стоит вечная судьба, стоит живая душа, стоит человек — образ и подобие Бога.

Лишь одна общность соизмерима с человеком — Церковь Христова. Единственная общность, имеющая вечный смысл и вечную судьбу, ибо она есть Тело Христово.

И оказывается, что как человек имеет значение в жизни Церкви, так и Церковь имеет значение в вечной судьбе каждого из нас. Да, человек свободен избрать себе участь. Да, по своим делам приемлет он суд.

Но Церковь имеет власть молиться о каждом и влиять на судьбу каждого из своих детей.

Временная судьба грешника, осужденного на муки, может быть изменена до Страшного Суда молитвой Церкви. Около 100 лет назад скончался на Афоне инок. Перед смертью он поведал причину своего пострижения. В молодости был он человеком верующим, по легкомысленным. Однажды он заболел и лежал в постели.

Вдруг, видит он, входят два юноши и приглашают идти за собою. Он встал и не почувствовал недуга. Обернулся — и увидел свое тело лежащим на постели. Тогда понял, что он умер, и ангелы ведут его в иной мир. Долго шел он за своими спутниками в темноте и страхе. Послышался шум как бы огненной лавы. Он увидел множество раскаленных печей.

Они были закрыты наглухо, и только сквозь трещины сквозило пламя. Из печей доносились стоны страдания и отчаяния. Юноша понял, что находится в аду среди страдающих грешников. Ангелы открыли одну из печей и оттуда извлекли человека, покрытого сажей и пеплом. Омыли его и одели в светлые одежды.

На недоумение юноши они объяснили: «По грехам своим этот человек был осужден на муку вечную. По близкие усердно молились о нем и щедро раздавали милостыню. Ныне по молитве Церкви он освобождается из ада и предстанет пред лицом Божиим». Ангелы сказали юноше, что если он не начнет серьезно относиться к своей жизни, то окажется в этом страшном месте.

Когда юноша очнулся, увидел, что лежит на постели, и родные готовят тело сто к погребению. Вот как поведал старец, причину своего пострижения в монастырь.

Сегодня мы молимся об усопших, храня надежду «воскресения мертвых и жизни будущего века». Вера в воскресение мертвых не была чужда Ветхому Завету. Фарисеи спорили с саддукеями о воскресении мертвых. «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14, 14) -спрашивает Иов.

И отвечает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха распадающую кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов. 19, 25-27). В Новом Завете Христос свидетельствует нам о воскресении и жизни вечной: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). «Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 44).

Веру в воскресение утверждает Церковь: «Христос воскрес из мертвых… Первенец мертвых бысть» (1 Кор. 15, 20). Мы не напрасно храним надежду, запечатленную в Символе нашей веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Эту надежду мы свидетельствуем сегодня своей молитвой и просим Бога, чтобы нам и близким нашим услышать в последний день вожделенный призыв Христа Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 24).

Из книги:Весна постная, цвет покаяния…Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002г. – 590с

Песнопения панихиды

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́ши ра́б Твои́х, Спа́се, упоко́й, сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́ши рабо́в Твои́х, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душа́м их.

Тропари заупокойные

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, до́бре по́двиг соверши́вшии, и ве́ру соблю́дшии, дерзнове́ние иму́щии ко Спа́су, о нас Того́ я́ко Бла́га моли́те спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Помяни́ Го́споди яко Бла́г рабы́ Твоя́, и ели́ка в житии́ согреши́ша прости́: никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/subbotyi-velikogo-posta-pominovenie-usopshih.htm

Молебные пения

Заупокойная литургия текст

Панихи́да (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

«Заупокойные Богослужения лучший адвакат для усопших»

Паиссий Святогорец

Панихида

Священник возглашает: Благословен Бог Наш всегда ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Далее Священник совершает обычное начало. Читаются молитвы «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник:

Придите поклонимся Цареви Нашему Богу

Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу Нашему.

Читается 90-ый псалом «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится….»

Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь

Священник: Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

После чего священник возглашает Заупокойную ектению с многократными прошениями.

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскресение, и живот…»

Священник: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя глас осьмый.

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Блажени, яже, избрал и приял, еси Господи

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Память их в род и род

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Священник: Души их во благих водворятся

Народ: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Народ поет тропарь: Глубиною мудрости, человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / Едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих, / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе и стену и пристанище имамы, / и молитвенницу благоприятну к Богу, / Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

Поет народ:

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием, / погибшее овча аз есмь, / воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей, святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите, насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцев небесных

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.

Благословен еси, Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Упокой Боже рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная.

Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя Слава Тебе Боже, / Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

Народ после каждого прошения: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет:

Покой, Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано, / презирая, яко благ, прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Богородичен): От Девы возсиявый миру, Христе Боже, / сыны света тою показавый, / помилуй нас.

Священник читает 50-ый Псалом.

(*)Промежуточные пояснения

После чего начинается совместное пение канона.

Канон. гимнографический – богослужебный текст, посвященный прославлению праздника или святого; представляет собой цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Канон состоит из 9-ти песен: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. После 3-ей, 6-ой, 9-ой песни вставляются «Малые ектени».

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Катавасия (от греч. καταβασία – схождение, от глагола сходить, спускаться) – это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона.

Начало Канона

Песнь первая

Народ поет ирмос Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь / поим, вопияше.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Третья песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прощения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Четвертая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, честная Церковь / боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь

Пятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Божиим / светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души / любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Шестая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник возглашает: «Малую Заупокойную ектению»

После каждого прошения народ: «Господи Помилуй»

После возгласа священника: «Яко ты еси воскресение и живот…»

Народ: Аминь

Народ поет тропарь: Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Народ поет Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отидеши: / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя

Седьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Восьмая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Девятая песнь

Народ поет ирмос Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Народ поет: Покой, Господи, / души усопших раб твоих

Священник: Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу.

Народ: И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь.

Священник: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.

Народ: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.

Народ поет Катавасию (что значит заключительнй ирмос): Бога / человеком невозможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.

Священник, как и в начале Богослужения читает молитвы: «Трисвятое по Отче наш».

После молитвы «Отче наш» священник возглашает: Яко Твое Есть Царство Отца и Сына и Святаго Духа Ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь.

Народ поет: Со духи праведных скончавшихся, / души раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, / яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну, / и Святому Духу: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне и присно, / и во веки веков. Аминь: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

Священник возглашает Сугубую ектению с прошениями

Народ после каждого прошения: «Господи, Помилуй»

После ектении священник возглашает: «Яко ты еси воскреение, и живот…»

Священник: Премудрость

Священник: Пресвятая Богородице Спаси Нас

Народ: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе, Боже все упование наше слава тебе

Народ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй, Господи Помилуй, Господи Помилуй, Владыко Благослови.

Священник: Творит Отпуст

Народ: Аминь

Священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, зде ныне поминаемым нами успопшим православным христианам, и сотвори им вечную память.

Народ: Вечная память, Вечная память, Вечная память. Души их во благих водворятся и память их в род и род.

Священник: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко благ и человеколюбец

Люди: Аминь.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/molitvoslov-dlya-nachinayushchikh/molebnye-peniya-poem-vmeste-na-panikhide/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.