Живот вечный даруй что значит

Толкование вечерних молитв

Живот вечный даруй что значит

Молитвы на сон грядущим

Грядущим – идущим, собирающимся (отойти ко сну).

Молитва на церковнославянскомПеревод
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.Именем Отца, и Сына, и святаго Духа. Аминь.

Во имя – именем, в честь, славу. В данном случае означает, что всё последующее говориться непосредственно Богу, перед Богом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго духа (Мф. 28, 19), т.е. Бога, Единого в Трех Лицах.

Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (с др.-евр. яз.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного.

Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Молитва предначинательная

Молитва на церковнославянскомПеревод
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Хвала (или Слава) Тебе, Боже наш, хвала Тебе.

Предначинательная – первоначальная, начальная.
Иисус – с евр. Спаситель.
Иисусе, Христе, Сыне, – (здесь и далее) формы звательного падежа, употребляемого в церк.-слав. языке при обращении к кому-либо.
Христос – с греч.

Помазанник (по-еврейски Машиах, отсюда слово Мессия). Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари.
Помилуй нас – будь милостив к нам, прости нас.
Молитв ради – ради молитв или по молитвам.
Слава – от слова слыть (быть известным).

Соответствующее слово в Ветхом Завете имеет такие значения, как весомость, значительность, почет, уважение.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.

Молитва Святому Духу

Молитва на церковнославянскомПеревод
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Царю, Утешителю,  Душе  (Дух), Подателю, Блаже (Благой) – формы звательного падежа.
Утешителю – означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник.

Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни.
Иже  (яже, еже) – который, которые (которая, которое). Иже может также иметь значения: кто; то, что; кто-нибудь; этот и др.

Иже везде сый и вся исполняяй – пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий.
Сый – сущий, находящийся.
Сокровище благих – Источник, Сокровищница, вместилище всего благого, доброго.
Жизни Подателю – букв.

значение греч слова хоригóс (податель) – тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города).

Позднее это слово стало означать  вообще помощник, тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы.
В ны – в нас.
Блаже – Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).
От всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всех грехов.

Молитва Святому Духу – это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает.

Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от его получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Прииди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть грехов, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

Утешетелем и Духом истины назвал Его Иисус Христос в сокровенной беседе с учениками на Тайной вечере:

Утешитель же, Дух святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).

Когда же приидет Учитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14).

Дух Святой, сойдя на апостолов по Вознесении Господнем, утешил их в разлуке с Господом, и они радовались, что Он вселился в них и стал наставлять их на всякую истину. Точно так же Дух Святой может утешить нас в скорби и несчастье и дать нам всякое благо и познание истины.

Жизни Подателю… Эти слова молитвы соотносятся со словами 8-го члена Символа веры: И в Духа Святаго, Господа, Животворящего… В «Пространном христианском катихизисе» святителя Филарета поясняется: «Это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь людям».

К Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв, так как дар истинной молитвы — это тоже дар Святого Духа.

Примечание. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы келейного правила (утренние и на сон грядущим) со Святый Боже, опуская все предшествующие.

Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Троицы — в период, когда мы, по Распятии и Воскресении Христовом, символически ожидаем Сошествия Святого Духа. Впервые после перерыва эта молитва прозвучит на всенощном бдении праздника Пятидесятници, или Троицы.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Крепкий – сильный. Безсмертный – неумирающий, вечный.

Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь», потому что ее воспевают святые Ангелы, окружая на небе Престол Божий.

Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения, и народ вместе с императором Феодосием  II обратился к Богу с молитвой.

Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимою силою на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.

Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось.

В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Так как в этой молитве слово Святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».
Царю Небесный: Дух Святой, как Бог, царствует над всей вселенной, так что все находится в Его силе и власти.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ныне – теперь.
Присно – всегда.
Во веки веков – вечно.
Ныне и присно и во веки веков – ныне и всегда, и в бесконечные веки. Ныне и присно относятся к нашему миру, а во веки веков – к вечности.

https://www.youtube.com/watch?v=pjmRGHBiq7w

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления. Этот краткий хвалебный гимн Пресвятой Троице составлен патриархами Антиохийскими Мелетием и Флавианом ( IV век) как утверждение догмата веры о равенстве Трех Лиц Святой Троицы.

Молитва ко Пресвятой Троице

Молитва на церковнославянскомПеревод
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония наши; Святый, посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.

Пресвятая – в высшей степени святая.

Троице – Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Грехи и беззакония – дела наши, противные воле Божией.
Посети – приди.
Исцели – излечи.

Немощи – слабости, грехи, бессилие.
Имене Твоего ради – для прославления имени Твоего.

Эта молитва – просительная.

В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши. Слова имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой троицы вместе, я у Него одно, а потому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».

Господи, помилуй (Трижды)

Помилуй – будь милостив, прости.
Трижды – по числу Лиц Святой Троицы.

Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз – для освящения всей нашей жизни.

Слава и ныне: — во всех случаях подобных написаний следует читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва Господня

Молитва на церковнославянскомПеревод
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Отец наш, Сущий на небесах! Да прославится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем согрешивших против нас; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Отче – Отец (обращение – форма звательного падежа).

Еси –  форма глагола быти во 2-м лице единств. числа настоящего времени.
Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный.
Да святиться имя Твое

Источник: http://hram-kupina.ru/pravoslavnye-molitvy/vechernie-molitvy-tekst-s-udareniyami-mozhno-chitat-i-slushat/tolkovanie-vechernix-molitv/

И сущим во гробех живот даровав!

Живот вечный даруй что значит

В субботу вечером неожиданно выпал снег. Я, закончив домашние дела, спешила в храм, крепко держа в руке корзинку с куличами и крашеными яйцами, чтобы не уронить ее, поскользнувшись. Убеленные улицы казались особенно чистыми и опрятными, будто даже природа подготовилась к светлому Христову Воскресению.

Почему Пасха в плотном церковном календаре считается самым важным праздником для христиан? Душой я понимала это, но чтобы ответить на этот вопрос читателям мудро, обратилась за помощью к настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» игумену Гермогену.

– Апостол Павел в свое время писал в послании к коринфянам: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – сказал батюшка.

– Воскресение Сына Божьего из мертвых является основополагающим моментом православия, поэтому верующие празднуют его не только раз в году, на Пасху, но и каждую неделю по воскресным дням.

Ведь смысл пришествия Христа на землю и состоит в спасении человечества: после своего воскресения Иисус сошел во ад и вывел оттуда души праведников, которые там находились.

К этому главному празднику и готовятся христиане особенно, стараясь очистить свою душу через пост, который является самым строгим.

Длится он 47 дней и подразумевает как телесное воздержание (нельзя вкушать скоромную пищу), так и духовное (принято избегать развлечений, больше времени проводить в молитве, чаще исповедоваться и причащаться).

А вот за Пасхой следует сплошная седмица, когда разрешается не поститься даже в среду и пятницу.

Помню, в прошлом году во время проповеди после службы на Вербное воскресенье, которое празднуется за неделю до Пасхи, игумен Гермоген сказал прихожанам: «Начинается самая строгая неделя поста, только вы не перепоститесь». Что хотел донести до верующих батюшка, я пыталась понять целый год.

– Некоторые чересчур фанатично подходят к воздержанию и начинают морить себя голодом, доходя до болезней, – пояснил мне священник. – А тем временем смысл поста – не причинить себе вред, а принести пользу, чтобы достойно подготовиться к светлому Воскресению. Поэтому Церковь дает послабления во время поста беременным и кормящим женщинам, больным и путешествующим.

– А что имеется в виду, когда в молитвах читается «Поститесь постом приятным»? Выходит, нужно получать удовольствие от него? – пытаюсь развеять последние сомнения.

– Это не так. Слово «приятный» происходит от старославянского «прияти», то есть пост должен быть таким, чтобы его принял Бог.

ЯЙЦА, КУЛИЧИ И ПАСХИ

Дата этого светлого праздника каждый год меняется. И это очень древняя традиция, которая идет с 325 года.

Именно в то далекое время в городе Никея состоялся Первый Вселенский собор, на котором определили, что Пасха должна праздноваться в воскресный день после первого полнолуния, наступившего за днем весеннего равноденствия, и непременно после иудейской Пасхи. В этот раз Воскресение Христово совпало по дате у христиан всех конфессий.

Пасхальная служба вообще объединяет верующих: и крестный ход, который принято совершать в эту ночь, и тот момент, когда священник впервые произносит тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!», и когда с улыбкой говорит, обращаясь к прихожанам: «Христос воскресе!», а те в едином порыве отвечают: «Воистину воскресе!» Такими словами православные будут приветствовать друг друга еще 40 дней, вплоть до Вознесения Господня.

Это всенощное бдение особенное: священники меняют черные скорбные одежды, которые они носили во время страстной седмицы, на красные, символизирующие радость и праздник, а запах воска и ладана смешивается с ароматом сдобы, исходящим из аккуратных корзинок, принесенных прихожанами в храм. В этих корзинках куличи, крашеные яйца и творожные пасхи, которые по древней традиции принято освящать в эту ночь.

– Однажды Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов и которая была одной из жен-мироносиц, шедших помазать миром тело Христа после погребения, пришла к императору Тиберию, – напоминает сюжет священного предания отец Гермоген. – Тогда каждый человек, приходя к императору, должен был приносить с собой подарок.

Мария Магдалина взяла простое яйцо. «Христос воскресе!» – поприветствовала она Тиберия. «Это нереально», – был ответ. – «Как то, что это яйцо сейчас станет красным». И оно тут же покраснело. С тех пор принято на Пасху красить яйца, которые, к тому же, символизируют начало жизни.

А воскресение Христа даровало нам возможность жить вечно вместе с Господом.

Кулич же символизирует большую просфору – артос, которая печется для пасхального богослужения, ее берут с собой на крестный ход, и стоит она в храме у иконостаса. Через неделю после Пасхи артос раздробляется и раздается всем прихожанам.

Куличи обычно сладкие и вкусные, что символизирует радость будущей жизни.

Не менее символична и творожная пасха: она имеет форму усеченной пирамидки и напоминает нам о Голгофе, на которую восходил Христос, или гроб Господень, где произошло его воскресение.

Освященными яйцами, пасхами и куличами верующие разговляются после праздничного богослужения и, поверьте, в этот момент кажется, что ничего вкуснее, слаще и изысканнее ты еще не ел.

СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ

С корзиной, прикрытой салфеткой, которую специально к Пасхе мне вышила бабушка, я спешила после службы домой. Уже светало. И это мне показалось символичным, ведь каждый день первой недели после Пасхи тоже называется светлым.

Для меня вообще Христово Воскресение наполнено символами и чудесами. Мы с мужем мечтали о ребенке, да так, что даже взяли грех на душу и отчаивались, думая, что его у нас никогда не будет.

Четыре года назад на Пасху в храме, несмотря на поздний час, отчего-то было особенно много прихожан с младенцами. Те гулили, не капризничали, а потом между мной и супругом встала женщина с карапузом, который улыбнулся мне и протянул пухлые ручки.

«Это знак!» – пронеслось у меня в голове… В этот раз я спешила со службы домой, чтобы поскорее поцеловать спящего трехлетнего сыночка и первой сказать ему: «Христос воскресе!»

Евгения ЛЯСКОВСКАЯ

На снимке Василия ОСТАФИЧУКА: прихожане; о. Гермоген освящает куличи и яйца

Источник: http://gazetasv.ru/spisok-nomerov/2011-god/70-sv-17-ot-29-aprelya-2011-goda/5408-2011-04-27-12-39-04

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.